Способ комплексной психологической оценки уровня осведомлённости детей с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предлагаемый способ дает возможность дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по описанным авторами тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком с учетом его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи.

Существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Мы ссылаемся на определение, данное группой авторов Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, что это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне «специальных условий» обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития (Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015).

Предлагаемый способ разработан для детей с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Также он может быть использован в качестве игрового материала для нормально развивающихся дошкольников в возрасте от 3-х лет.

За основу взято определение задержки психического развития (ЗПР) и умственной отсталости из Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015 г.).

ЗПР - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии, к которому относятся «задержка темпа психического развития» и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Что касается «специальных условий», в расшифровке понятия ОВЗ - это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод (Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015 г.).

Профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности кариеса (Хамадеева А.М., 2000). Увеличение числа детей с психическими расстройствами различной степени тяжести вследствие резидуально-органического поражения нервной системы, высокая распространенность патологии зубочелюстной системы с тенденцией к росту свидетельствуют об актуальности проблемы, которая требует изучения особенностей стоматологической патологии и проведения лечебно-профилактических мероприятий у детей с ограниченными возможностями здоровья (Lewis С.W., Johnston В.D., 2007).

В стоматологической практике в 2008 году осуществлен проект Федеральной государственной программы первичной профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний кариеса зубов и болезней пародонта среди населения России, разработанный рабочей группой специалистов по профилактике П.А. Леус, Э.М. Кузьмина, Л.Н. Максимовская, О.Г. Авраамова, А.Г. Колесник, О.В. Шевченко, С.А. Васина, С.С. Шевченко. Из многочисленных методов профилактики в программу включены три метода: просвещение населения в отношении факторов риска в режиме и структуре питания, гигиена рта и местная фторизация зубов фторсодержащими зубными пастами в регионах, где это необходимо.

В осуществлении программы участвуют врачи-стоматологи, гигиенисты стоматологические, зубные врачи, врачи-педиатры, медицинские сестры, врачи-гинекологи, педагоги и родители.

Известна авторская методика гигиенического обучения и воспитания в системе первичной стоматологической профилактики организованных детей дошкольного возраста Гарифуллиной А.Ж. (2009 г.), которая является аналогом предлагаемой методики и учитывает особенности формирования мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию.

Однако и программа, и методика имеют существенный недостаток: они не могут быть использованы для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как не учитывают особенности восприятия, мышления, памяти данной категории детей, они не адаптированы на специфические особенности личности. В настоящее время приобретает все большую актуальность создание психологического диагностического способа, который может быть использован для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В психологической практике прототипом изобретения является методика Г.И. Россолимо - русского невропатолога, психиатра и психолога. Он занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Россолимо установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, он разработал метод «психологического профиля» (Россолимо Г.И., 1909).

В исследовании Россолимо Г.И. на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По методике исследовались 22 психические функции личности, 11 по сокращенной программе. При этом все психические функции делились на три группы: группа «А», определяющая психический тонус личности и включающая в себя внимание и волю; группа «В», включающая в себя память и восприятие; группа «С», включающая в себя мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - «психологический профиль» личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Таким образом, Россолимо Г.И. впервые была предложена психологическая методика, направленная на разностороннее исследование психики, в первую очередь - интеллектуально-мнестического уровня, которая состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов, в том числе фиксационной, репродукционной и ретенционной, запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.

В психологии также имеется опыт модификации авторских методов, который позволяет использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога, уточнять феноменологическую структуру методики в контексте типологии индивидуально-личностных свойств (Собчик Л.Н. Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002).

Наиболее близким аналогом-прототипом предлагаемому способу является существующая методика Белопольской Н.Л. «Недостающие предметы» - модификация методики Г.И. Россолимо, направленная на исследование уровня понимания ребенком смысла житейских ситуаций. Задача ребенка - подобрать недостающий предмет, самостоятельно или с помощью экспериментатора. Методика применяется как диагностическая для детей 3-6 лет, а также для детей более старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью (Белопольская Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика: Руководство. Изд. 2, 2008. Психологический инструментарий).

Существенный недостаток обеих психологических методик состоит в том, что житейские ситуации, представленные в них, не отражают вопросов здоровья, в том числе стоматологического.

Таким образом, предлагаемый авторами способ дает возможность комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Он необходим для формирования правильных представлений ребенка о своем стоматологическом здоровье, с целью дифференцирования осведомленности по тематическим блокам и организации специалистом дальнейшего взаимодействия с ребенком. Других аналогов-прототипов комплексной психологической оценки уровня осведомленности о профилактике стоматологических заболеваний у детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 12 лет в доступной нам литературе не найдено.

Задача изобретения: предложить способ комплексной психологической оценки уровня осведомленности опрашиваемого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний, лишенный вышеперечисленных недостатков, с использованием авторского стимульного материала и алгоритма его интерпретации.

Технический результат - возможность комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Это необходимо для разработки специалистом индивидуальных практических рекомендаций по вопросам питания, гигиены полости рта, строения зубочелюстной системы и стоматологической помощи.

Технический результат достигается следующим образом. Применяется разработанный авторами стимульный материал при индивидуальном обращении пациента в стоматологическую клинику.

В качестве стимульного материала используются разработанные авторами 12 цветных Рисунков-вопросов размером 10×10 см, которые отражают в доступной форме сюжетную линию по тематическим блокам: 1. Питание; 2. Предметы и средства гигиены полости рта; 3. Строение зубочелюстной системы; 4. Стоматологическая помощь. Предлагаемые сюжеты варьируются от более легких к более сложным. Каждый блок включает в себя по три картинки, при этом сюжеты Рисунков-вопросов усложняются от первой к третьей.

Первый блок «Питание» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 1, представленному на Фиг. 1, с мальчиком, держащим пустой стакан в руке на фоне луга с пасущейся коровой, соответствует Рисунок-ответ 1, представленный на Фиг. 2, с изображением упаковки молока.

2. Рисунку-вопросу 2, представленному на Фиг. 3, где изображен мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным, соответствует Рисунок-ответ 2, расположенный на Фиг. 4, с изображением тарелки со сладостями.

3. Рисунку-вопросу 3, представленному на Фиг. 5, с изображением девочки, сидящей за пустым столом и держащей в руках вилку с грушей, соответствует Рисунок-ответ 3, расположенный на Фиг. 6, с изображением тарелки с фруктами.

Второй блок «Предметы и средства гигиены полости рта» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 4, представленному на Фиг. 7, с изображением зубной щетки без щетинок, соответствует Рисунок-ответ 4, расположенный на Фиг. 8, с изображением щетинки для зубной щетки.

2. Рисунку-вопросу 5, представленному на Фиг. 9, с изображением девочки, стоящей около умывальника и держащей в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, соответствует Рисунок-ответ 5, расположенный на Фиг. 10, с изображением зубной щетки.

3. Рисунку-вопросу 6, представленному на Фиг. 11, с изображением девочки, тянущейся к пустой полке с зубной щеткой в руках, соответствует Рисунок-ответ 6, расположенный на Фиг. 12, с изображением пустого стакана.

Третий блок «Строение зубочелюстной системы» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 7, представленному на Фиг. 13, с изображением улыбки без передних верхних зубов, соответствует Рисунок-ответ 7, расположенный на Фиг. 14, с изображением передних верхних зубов.

2. Рисунку-вопросу 8, представленному на Фиг. 15, с изображением открытого рта без языка, соответствует Рисунок-ответ 8, расположенный на Фиг. 16, с изображением языка.

3. Рисунку-вопросу 9, представленному на Фиг. 17, с изображением коронки зуба без корня, соответствует Рисунок-ответ 9, расположенный на Фиг. 18, с изображением корня зуба.

Четвертый блок «Стоматологическая помощь» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 10, представленному на Фиг. 19, с изображением мальчика с припухшей щекой и повязкой вокруг лица, соответствует Рисунок-ответ 10, расположенный на Фиг. 20, с изображением зуба, пораженного кариесом.

2. Рисунку-вопросу 11, представленному на Фиг. 21, с изображением врача-стоматолога без инструментов в руках, соответствует Рисунок-ответ 11, расположенный на Фиг. 22, с изображением стоматологических инструментов.

3. Рисунку-вопросу 12, представленному на Фиг. 23, с изображением врача-стоматолога на рабочем стуле без стоматологической установки, соответствует Рисунок-ответ 12, расположенный на Фиг. 24, с изображением стоматологической установки.

Все Рисунки-ответы в количестве 12 штук в случайном порядке объединены на опорной карте-подсказке на листе размера А4, представленной на Фиг. 25, для предоставления возможности ребенку выбора правильного ответа самостоятельно.

Для удобства презентации стимульного материала для рассмотрения экспертизой по существу Рисунок-вопрос и соответствующий ему Рисунок-ответ расположены на одном листе. Ребенку же для решения ситуационной задачи предлагается Рисунок-вопрос на отдельной карточке, а Рисунки-ответы в случайном порядке объединены на опорной карте-подсказке на одном листе.

Оценивается, прежде всего, степень понимания ребенком вопросов, связанных с тематикой каждого блока, с учетом трудности задания и помощи со стороны проводящего обследование взрослого. Оценивается также и форма ответа.

В бланке протокола, представленном в Таблице 1, подробно фиксируются номер Рисунка-вопроса, способы ответов ребенка на вопросы специалиста и подсчитывается итоговый результат по тематическим блокам.

Ответы оцениваются по 3-балльной системе:

3 балла устанавливаются в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным без наводящих вопросов и использования Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

2 балла устанавливаются в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным с наводящими вопросами, без использования Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

1 балл устанавливается в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным с наводящими вопросами, с одновременным использованием Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

0 баллов устанавливается в случае, если нет ответа по существу, как вариант - молчание ребенка.

Баллы суммируются в таблице отдельно по тематическим блокам. Максимальной оценкой является 9 баллов за ответы на вопросы по 3 Рисункам-вопросам блока, минимальной - 0 баллов.

Интерпретация результатов методики:

0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о вопросах своего стоматологического здоровья;

4-6 баллов - средний уровень осведомленности;

7-9 баллов - высокий уровень осведомленности.

Особенностью способа является учет результатов в баллах только по блокам. Общая сумма баллов по всем четырем блокам не подсчитывается ввиду нецелесообразности интерпретации.

Работа со стимульным материалом с каждым ребенком проводится индивидуально. Алгоритм работы со стимульным материалом к методике представлен на Фиг. 26.

1. Специалист показывает ребенку Рисунок-вопрос и спрашивает «Чего не хватает на рисунке?», только к Рисунку-вопросу 10 необходимо задать вопрос «Что с мальчиком?». Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, то он оценивается в 3 балла и этот результат заносится в Бланк протокола.

2. При отсутствии ответа ребенка специалист задает наводящие вопросы, в количестве от одного до трех, по содержанию Рисунка-вопроса, которые представлены в таблице 2, 3, 4, 5 (см. ниже) в соответствии с количеством тематических блоков. Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, независимо от количества заданных наводящих вопросов от 1 до 3, то он оценивается в 2 балла и этот результат заносится в Бланк протокола.

3. При отсутствии ответа ребенка предлагаем Рисунок-ответ, расположенный на Карте-подсказке. Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, то он оценивается в 1 балл и этот результат заносится в Бланк протокола.

4. Если ребенок не может дать логически соответствующий правильный ответ с опорой на Карту-подсказку, то опрос по данному Рисунку-вопросу прекращается, а в Бланк протокола вносим оценку в 0 баллов.

5. Все ответы ребенка фиксируются в Бланке протокола, представленном в таблице 1, с целью дальнейшего качественного анализа, результаты которого учитываются при разработке индивидуальных рекомендаций.

6. Полученный результат интерпретируется и делается вывод об уровне осведомленности ребенка по блокам знаний.

7. Соответственно уровню осведомленности по блокам знаний для ребенка индивидуально разрабатываются практические рекомендации.

Предлагаем пример реализации алгоритма работы со способом. Начинают опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из любого блока. Карта-подсказка закрыта. Например, Рисунок-вопрос 7 «Улыбка без верхних передних зубов». Ребенку показывают Рисунок-вопрос и поясняют ситуацию словами: «Чего не хватает на рисунке?». Если ребенок может дать требуемый ответ в словах - «зубы», то он получает за этот вопрос 3 балла. Если ребенок не может самостоятельно предположить правильный ответ, то переходим ко 2 этапу. Следует задать наводящие вопросы, соответствующие этому Рисунку-вопросу: «Что изображено на картинке? Что находится за губами? Чем откусываем пищу?». При получении правильного ответа оценка будет 2 балла. При затруднении ответа необходимо положить перед ребенком опорную карту-подсказку. Ответ будет оценен в один балл. Если ответа нет, то ставим 0 баллов в бланк протокола.

Нами было обследовано с использованием разработанного способа комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний 64 ребенка, из них 40 детей с задержкой психического развития и 24 - с легкой степенью умственной отсталости. Результаты обследования фиксировались в Бланке протокола, представленном на таблице 1 на странице 9 описания. В дальнейшем вычислялось среднее значение оценки уровня осведомленности детей по блокам. Результаты представлены в таблице 6.

Анализ средних значений уровня осведомленности по блокам показал, что знания детей с задержкой психического развития по блокам «Питание» и «Стоматологическая помощь» - ниже среднего (3,5±0,1 и 3,1±0,1 соответственно), в то время как у детей с легкой степенью умственной отсталости по этим блокам - низкие (2,5±0,2 и 2,6±0,2 соответственно). Знания о предметах и средствах гигиены полости рта в обеих группах на среднем уровне (у детей с ЗПР - 6,1±0,2, с легкой степенью умственной отсталости - 4,1±0,2).

Значимые различия были получены по результатам опроса 3 блока «Строение зубочелюстной системы». Уровень осведомленности у детей с ЗПР составил 7,05±0,2 - высокий, у детей с умственной отсталостью - 2,9±0,2 - низкий.

Преимуществами предлагаемого способа являются:

- использование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет;

- возможность оценить уровень осведомленности детей с ОВЗ о профилактике стоматологических заболеваний с целью разработки индивидуально-дифференцированных рекомендаций;

- опора на визуальные стимулы с учетом особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет;

- возможность использования в работе с нормально развивающимися дошкольниками в возрасте от 3-х лет в качестве диагностического или игрового материала;

- красочность стимульного материала, что позволяет удерживать интерес и внимание ребенка на протяжении всего исследования;

- простота использования и обработки полученных результатов;

- безвредность.

Пример 1.

Ребенок А., 12 лет, ученик класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 8, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 2,0 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки и был оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5 оценен в 3 балла. За блок «Питание» ребенок набрал 8 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, Рисунком-вопросом 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленным на Фиг. 11, ребенок набрал максимальное количество баллов - 9, по 3 балла в каждом задании.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, и Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, не вызвали затруднений и были получены без наводящих вопросов и карты подсказки. На Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, ребенку было сложно дать правильный ответ. Были заданы наводящие вопросы и предъявлена карта подсказка. За этот блок испытуемый набрал 7 баллов.

4 Блок «Стоматологическая помощь» вызвал наибольшее затруднение. При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы, и была предъявлена карта подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №1, представленном в таблице 7.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка А. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - высокий, Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта» - высокий, Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - высокий, Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Эти результаты в дальнейшем были использованы для разработки индивидуальных практических рекомендаций. Уделено особое внимание ознакомлению ребенка со стоматологическим кабинетом и работой врача.

Пример 2.

Ребенок И., 10 лет, ученик класса коррекции, с легкой степенью умственной отсталости. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 6, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,7 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3. Правильный ответ был получен с использованием карты подсказки и был оценен в 1 балл. Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценен в 1 балл. За блок «Питание» ребенок набрал 4 балла, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, Рисунком-вопросом 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленным на Фиг. 11, ребенок набрал по 1 баллу за каждый вопрос, так как использовал карту-подсказку.

Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 3 балла - низкий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвали затруднения и были получены с большим количеством наводящих вопросов и картой-подсказкой. За этот блок испытуемый набрал 3 балла, что соответствует низкому уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь» вызвал наибольшее затруднение. При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Особое затруднение вызвал Рисунок-вопрос 10 - Мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица, ребенок долго не мог понять, что у мальчика болит зуб. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №2, представленном в таблице 8.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка И. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - средний; Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы», Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Эти результаты показывают, что, во-первых, знания ребенка ограничиваются узнаваемыми и привычными в быту действиями. Во-вторых, ребенку сложно устанавливать причинно-следственные отношения, в связи с ограниченностью знаний и особенностями психического развития. В работе с пациентом И. были использованы наглядные пособия в виде муляжей, картинок, презентаций по всем тематическим блокам, максимально задействующие анализаторные системы.

Пример 3.

Ребенок П., 9 лет, ученица класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 7, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,5 балла - удовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. На Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1, правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с большим количеством неточностей и наводящими вопросами, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, и Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 3 балла, так как правильный ответ был получен сразу. За блок «Питание» ребенок набрал 8 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, ответы получены без карты-подсказки и наводящих вопросов, оценены в 3 балла каждый. Рисунок-вопрос 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленный на Фиг. 11, вызвал затруднение, ответы были не точными, задано много наводящих вопросов, предложена карта-подсказка. За этот вопрос - 1 балл. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 7 баллов - высокий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответ на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, 3 балла, ответ получен сразу. Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвали затруднения и были получены с наводящими вопросами и картой-подсказкой - по 1 баллу за каждый ответ. За этот блок испытуемая набрала 5 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь»: при выполнении задания по Рисункам-вопросам 10 и 12 ответ был получен сразу и оценен по 3 балла за каждый. Небольшое затруднение вызвал Рисунок-вопрос 11, ребенок дал близкий по значению, но не точный ответ, была предложена карта-подсказка - оценка 1 балл. Общий результат по блоку составил 7 баллов - высокий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №3, представленном в таблице 9.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка П. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание», Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 4 «Стоматологическая помощь» - высокий; Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - средний. В работе с данным ребенком особое значение было уделено объяснению особенностей строения зубочелюстной системы, для формирования мотивации к уходу за полостью рта и понимания последствия своих действий.

Пример 4.

Ребенок К., 11 лет, ученик класса коррекции, с легкой степенью умственной отсталости. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 10, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 2,0 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. На вопросы ребенок отвечал медленно, с паузами. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 1 балл, так как были получены с использованием карты-подсказки. За блок «Питание» ребенок набрал 4 балла, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, ответ получен сразу - 3 балла. За Рисунок-вопрос 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленный на Фиг. 9, и Рисунок-вопрос 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленный на Фиг. 11, ребенок набрал по 1 баллу за каждый вопрос, так как использовал карту-подсказку. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 5 баллов - средний уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, не вызвали затруднений и были получены сразу, оценены по 3 балла каждый. Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвал затруднения и ответ не был получен, не смотря на большое количество наводящих вопросов и предъявления карты-подсказки, оценен в 0 баллов. За этот блок испытуемый набрал 6 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь». При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №4, представленном в таблице 10.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка П. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание», Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - средний. Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Исследование уровней осведомленности ребенка П. показало, что особое внимание при санитарно-просветительской работе следует уделить ознакомлению с работой врача-стоматолога и стоматологическими заболеваниями. Для этого были использованы методические пособия для максимального задействования анализаторных систем.

Пример 5.

Ребенок Д., 8 лет, ученик класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 7, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,6 балла - удовлетворительная гигиена полости рта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, без наводящих вопросов и оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 1 балл, так как были получены с использованием карты-подсказки. За блок «Питание» ребенок набрал 5 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунками-вопросами ребенок набрал по 3 балла за каждый вопрос, так как не использовал карту-подсказку и не требовались наводящие вопросы. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 9 баллов - высокий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответ на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, не вызвал затруднений, был получен сразу, оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, вызвал затруднение, задано много наводящих вопросов и оценен в 1 балл. Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, оценен в 3 балла. За этот блок испытуемый набрал 7 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь». При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №5, представленном в таблице 11.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка Д. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - средний; Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - высокий. Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Исследование уровней осведомленности ребенка Д. показало, что особое внимание при санитарно-просветительской работе следует уделить ознакомлению с работой врача-стоматолога и стоматологическими заболеваниями. Также необходимо рассказать о полезных и вредных продуктах питания, используя наглядные методические пособия для максимального задействования анализаторных систем.

Способ комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний, включающий предъявление ребенку стимульного материала, отличающийся тем, что стимульный материал представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках, на которые необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке, причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки, при этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла, при правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла, при правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов, по сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.
Наверх