Способ комплексной психологической оценки уровня осведомлённости детей с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предлагаемый способ дает возможность дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по описанным авторами тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком с учетом его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи.

Существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Мы ссылаемся на определение, данное группой авторов Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, что это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне «специальных условий» обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития (Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015).

Предлагаемый способ разработан для детей с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Также он может быть использован в качестве игрового материала для нормально развивающихся дошкольников в возрасте от 3-х лет.

За основу взято определение задержки психического развития (ЗПР) и умственной отсталости из Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015 г.).

ЗПР - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии, к которому относятся «задержка темпа психического развития» и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости.

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Что касается «специальных условий», в расшифровке понятия ОВЗ - это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод (Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Альманах Института коррекционной педагогики №13, 2015 г.).

Профилактика стоматологических заболеваний является одним из эффективных методов, позволяющим снизить уровень распространенности кариеса (Хамадеева А.М., 2000). Увеличение числа детей с психическими расстройствами различной степени тяжести вследствие резидуально-органического поражения нервной системы, высокая распространенность патологии зубочелюстной системы с тенденцией к росту свидетельствуют об актуальности проблемы, которая требует изучения особенностей стоматологической патологии и проведения лечебно-профилактических мероприятий у детей с ограниченными возможностями здоровья (Lewis С.W., Johnston В.D., 2007).

В стоматологической практике в 2008 году осуществлен проект Федеральной государственной программы первичной профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний кариеса зубов и болезней пародонта среди населения России, разработанный рабочей группой специалистов по профилактике П.А. Леус, Э.М. Кузьмина, Л.Н. Максимовская, О.Г. Авраамова, А.Г. Колесник, О.В. Шевченко, С.А. Васина, С.С. Шевченко. Из многочисленных методов профилактики в программу включены три метода: просвещение населения в отношении факторов риска в режиме и структуре питания, гигиена рта и местная фторизация зубов фторсодержащими зубными пастами в регионах, где это необходимо.

В осуществлении программы участвуют врачи-стоматологи, гигиенисты стоматологические, зубные врачи, врачи-педиатры, медицинские сестры, врачи-гинекологи, педагоги и родители.

Известна авторская методика гигиенического обучения и воспитания в системе первичной стоматологической профилактики организованных детей дошкольного возраста Гарифуллиной А.Ж. (2009 г.), которая является аналогом предлагаемой методики и учитывает особенности формирования мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию.

Однако и программа, и методика имеют существенный недостаток: они не могут быть использованы для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как не учитывают особенности восприятия, мышления, памяти данной категории детей, они не адаптированы на специфические особенности личности. В настоящее время приобретает все большую актуальность создание психологического диагностического способа, который может быть использован для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В психологической практике прототипом изобретения является методика Г.И. Россолимо - русского невропатолога, психиатра и психолога. Он занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Россолимо установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, он разработал метод «психологического профиля» (Россолимо Г.И., 1909).

В исследовании Россолимо Г.И. на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По методике исследовались 22 психические функции личности, 11 по сокращенной программе. При этом все психические функции делились на три группы: группа «А», определяющая психический тонус личности и включающая в себя внимание и волю; группа «В», включающая в себя память и восприятие; группа «С», включающая в себя мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - «психологический профиль» личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Таким образом, Россолимо Г.И. впервые была предложена психологическая методика, направленная на разностороннее исследование психики, в первую очередь - интеллектуально-мнестического уровня, которая состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов, в том числе фиксационной, репродукционной и ретенционной, запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.

В психологии также имеется опыт модификации авторских методов, который позволяет использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога, уточнять феноменологическую структуру методики в контексте типологии индивидуально-личностных свойств (Собчик Л.Н. Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2002).

Наиболее близким аналогом-прототипом предлагаемому способу является существующая методика Белопольской Н.Л. «Недостающие предметы» - модификация методики Г.И. Россолимо, направленная на исследование уровня понимания ребенком смысла житейских ситуаций. Задача ребенка - подобрать недостающий предмет, самостоятельно или с помощью экспериментатора. Методика применяется как диагностическая для детей 3-6 лет, а также для детей более старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью (Белопольская Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика: Руководство. Изд. 2, 2008. Психологический инструментарий).

Существенный недостаток обеих психологических методик состоит в том, что житейские ситуации, представленные в них, не отражают вопросов здоровья, в том числе стоматологического.

Таким образом, предлагаемый авторами способ дает возможность комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Он необходим для формирования правильных представлений ребенка о своем стоматологическом здоровье, с целью дифференцирования осведомленности по тематическим блокам и организации специалистом дальнейшего взаимодействия с ребенком. Других аналогов-прототипов комплексной психологической оценки уровня осведомленности о профилактике стоматологических заболеваний у детей с ОВЗ в возрасте от 6 до 12 лет в доступной нам литературе не найдено.

Задача изобретения: предложить способ комплексной психологической оценки уровня осведомленности опрашиваемого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний, лишенный вышеперечисленных недостатков, с использованием авторского стимульного материала и алгоритма его интерпретации.

Технический результат - возможность комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Это необходимо для разработки специалистом индивидуальных практических рекомендаций по вопросам питания, гигиены полости рта, строения зубочелюстной системы и стоматологической помощи.

Технический результат достигается следующим образом. Применяется разработанный авторами стимульный материал при индивидуальном обращении пациента в стоматологическую клинику.

В качестве стимульного материала используются разработанные авторами 12 цветных Рисунков-вопросов размером 10×10 см, которые отражают в доступной форме сюжетную линию по тематическим блокам: 1. Питание; 2. Предметы и средства гигиены полости рта; 3. Строение зубочелюстной системы; 4. Стоматологическая помощь. Предлагаемые сюжеты варьируются от более легких к более сложным. Каждый блок включает в себя по три картинки, при этом сюжеты Рисунков-вопросов усложняются от первой к третьей.

Первый блок «Питание» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 1, представленному на Фиг. 1, с мальчиком, держащим пустой стакан в руке на фоне луга с пасущейся коровой, соответствует Рисунок-ответ 1, представленный на Фиг. 2, с изображением упаковки молока.

2. Рисунку-вопросу 2, представленному на Фиг. 3, где изображен мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным, соответствует Рисунок-ответ 2, расположенный на Фиг. 4, с изображением тарелки со сладостями.

3. Рисунку-вопросу 3, представленному на Фиг. 5, с изображением девочки, сидящей за пустым столом и держащей в руках вилку с грушей, соответствует Рисунок-ответ 3, расположенный на Фиг. 6, с изображением тарелки с фруктами.

Второй блок «Предметы и средства гигиены полости рта» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 4, представленному на Фиг. 7, с изображением зубной щетки без щетинок, соответствует Рисунок-ответ 4, расположенный на Фиг. 8, с изображением щетинки для зубной щетки.

2. Рисунку-вопросу 5, представленному на Фиг. 9, с изображением девочки, стоящей около умывальника и держащей в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, соответствует Рисунок-ответ 5, расположенный на Фиг. 10, с изображением зубной щетки.

3. Рисунку-вопросу 6, представленному на Фиг. 11, с изображением девочки, тянущейся к пустой полке с зубной щеткой в руках, соответствует Рисунок-ответ 6, расположенный на Фиг. 12, с изображением пустого стакана.

Третий блок «Строение зубочелюстной системы» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 7, представленному на Фиг. 13, с изображением улыбки без передних верхних зубов, соответствует Рисунок-ответ 7, расположенный на Фиг. 14, с изображением передних верхних зубов.

2. Рисунку-вопросу 8, представленному на Фиг. 15, с изображением открытого рта без языка, соответствует Рисунок-ответ 8, расположенный на Фиг. 16, с изображением языка.

3. Рисунку-вопросу 9, представленному на Фиг. 17, с изображением коронки зуба без корня, соответствует Рисунок-ответ 9, расположенный на Фиг. 18, с изображением корня зуба.

Четвертый блок «Стоматологическая помощь» включает в себя три Рисунка-вопроса и логически соответствующие им три Рисунка-ответа.

1. Рисунку-вопросу 10, представленному на Фиг. 19, с изображением мальчика с припухшей щекой и повязкой вокруг лица, соответствует Рисунок-ответ 10, расположенный на Фиг. 20, с изображением зуба, пораженного кариесом.

2. Рисунку-вопросу 11, представленному на Фиг. 21, с изображением врача-стоматолога без инструментов в руках, соответствует Рисунок-ответ 11, расположенный на Фиг. 22, с изображением стоматологических инструментов.

3. Рисунку-вопросу 12, представленному на Фиг. 23, с изображением врача-стоматолога на рабочем стуле без стоматологической установки, соответствует Рисунок-ответ 12, расположенный на Фиг. 24, с изображением стоматологической установки.

Все Рисунки-ответы в количестве 12 штук в случайном порядке объединены на опорной карте-подсказке на листе размера А4, представленной на Фиг. 25, для предоставления возможности ребенку выбора правильного ответа самостоятельно.

Для удобства презентации стимульного материала для рассмотрения экспертизой по существу Рисунок-вопрос и соответствующий ему Рисунок-ответ расположены на одном листе. Ребенку же для решения ситуационной задачи предлагается Рисунок-вопрос на отдельной карточке, а Рисунки-ответы в случайном порядке объединены на опорной карте-подсказке на одном листе.

Оценивается, прежде всего, степень понимания ребенком вопросов, связанных с тематикой каждого блока, с учетом трудности задания и помощи со стороны проводящего обследование взрослого. Оценивается также и форма ответа.

В бланке протокола, представленном в Таблице 1, подробно фиксируются номер Рисунка-вопроса, способы ответов ребенка на вопросы специалиста и подсчитывается итоговый результат по тематическим блокам.

Ответы оцениваются по 3-балльной системе:

3 балла устанавливаются в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным без наводящих вопросов и использования Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

2 балла устанавливаются в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным с наводящими вопросами, без использования Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

1 балл устанавливается в случае правильного ответа к Рисункам-вопросам, полученным с наводящими вопросами, с одновременным использованием Рисунка-ответа, расположенного на карте подсказке.

0 баллов устанавливается в случае, если нет ответа по существу, как вариант - молчание ребенка.

Баллы суммируются в таблице отдельно по тематическим блокам. Максимальной оценкой является 9 баллов за ответы на вопросы по 3 Рисункам-вопросам блока, минимальной - 0 баллов.

Интерпретация результатов методики:

0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о вопросах своего стоматологического здоровья;

4-6 баллов - средний уровень осведомленности;

7-9 баллов - высокий уровень осведомленности.

Особенностью способа является учет результатов в баллах только по блокам. Общая сумма баллов по всем четырем блокам не подсчитывается ввиду нецелесообразности интерпретации.

Работа со стимульным материалом с каждым ребенком проводится индивидуально. Алгоритм работы со стимульным материалом к методике представлен на Фиг. 26.

1. Специалист показывает ребенку Рисунок-вопрос и спрашивает «Чего не хватает на рисунке?», только к Рисунку-вопросу 10 необходимо задать вопрос «Что с мальчиком?». Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, то он оценивается в 3 балла и этот результат заносится в Бланк протокола.

2. При отсутствии ответа ребенка специалист задает наводящие вопросы, в количестве от одного до трех, по содержанию Рисунка-вопроса, которые представлены в таблице 2, 3, 4, 5 (см. ниже) в соответствии с количеством тематических блоков. Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, независимо от количества заданных наводящих вопросов от 1 до 3, то он оценивается в 2 балла и этот результат заносится в Бланк протокола.

3. При отсутствии ответа ребенка предлагаем Рисунок-ответ, расположенный на Карте-подсказке. Если ребенок дает логически соответствующий правильный ответ, то он оценивается в 1 балл и этот результат заносится в Бланк протокола.

4. Если ребенок не может дать логически соответствующий правильный ответ с опорой на Карту-подсказку, то опрос по данному Рисунку-вопросу прекращается, а в Бланк протокола вносим оценку в 0 баллов.

5. Все ответы ребенка фиксируются в Бланке протокола, представленном в таблице 1, с целью дальнейшего качественного анализа, результаты которого учитываются при разработке индивидуальных рекомендаций.

6. Полученный результат интерпретируется и делается вывод об уровне осведомленности ребенка по блокам знаний.

7. Соответственно уровню осведомленности по блокам знаний для ребенка индивидуально разрабатываются практические рекомендации.

Предлагаем пример реализации алгоритма работы со способом. Начинают опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из любого блока. Карта-подсказка закрыта. Например, Рисунок-вопрос 7 «Улыбка без верхних передних зубов». Ребенку показывают Рисунок-вопрос и поясняют ситуацию словами: «Чего не хватает на рисунке?». Если ребенок может дать требуемый ответ в словах - «зубы», то он получает за этот вопрос 3 балла. Если ребенок не может самостоятельно предположить правильный ответ, то переходим ко 2 этапу. Следует задать наводящие вопросы, соответствующие этому Рисунку-вопросу: «Что изображено на картинке? Что находится за губами? Чем откусываем пищу?». При получении правильного ответа оценка будет 2 балла. При затруднении ответа необходимо положить перед ребенком опорную карту-подсказку. Ответ будет оценен в один балл. Если ответа нет, то ставим 0 баллов в бланк протокола.

Нами было обследовано с использованием разработанного способа комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний 64 ребенка, из них 40 детей с задержкой психического развития и 24 - с легкой степенью умственной отсталости. Результаты обследования фиксировались в Бланке протокола, представленном на таблице 1 на странице 9 описания. В дальнейшем вычислялось среднее значение оценки уровня осведомленности детей по блокам. Результаты представлены в таблице 6.

Анализ средних значений уровня осведомленности по блокам показал, что знания детей с задержкой психического развития по блокам «Питание» и «Стоматологическая помощь» - ниже среднего (3,5±0,1 и 3,1±0,1 соответственно), в то время как у детей с легкой степенью умственной отсталости по этим блокам - низкие (2,5±0,2 и 2,6±0,2 соответственно). Знания о предметах и средствах гигиены полости рта в обеих группах на среднем уровне (у детей с ЗПР - 6,1±0,2, с легкой степенью умственной отсталости - 4,1±0,2).

Значимые различия были получены по результатам опроса 3 блока «Строение зубочелюстной системы». Уровень осведомленности у детей с ЗПР составил 7,05±0,2 - высокий, у детей с умственной отсталостью - 2,9±0,2 - низкий.

Преимуществами предлагаемого способа являются:

- использование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет;

- возможность оценить уровень осведомленности детей с ОВЗ о профилактике стоматологических заболеваний с целью разработки индивидуально-дифференцированных рекомендаций;

- опора на визуальные стимулы с учетом особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет;

- возможность использования в работе с нормально развивающимися дошкольниками в возрасте от 3-х лет в качестве диагностического или игрового материала;

- красочность стимульного материала, что позволяет удерживать интерес и внимание ребенка на протяжении всего исследования;

- простота использования и обработки полученных результатов;

- безвредность.

Пример 1.

Ребенок А., 12 лет, ученик класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 8, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 2,0 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки и был оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5 оценен в 3 балла. За блок «Питание» ребенок набрал 8 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, Рисунком-вопросом 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленным на Фиг. 11, ребенок набрал максимальное количество баллов - 9, по 3 балла в каждом задании.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, и Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, не вызвали затруднений и были получены без наводящих вопросов и карты подсказки. На Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, ребенку было сложно дать правильный ответ. Были заданы наводящие вопросы и предъявлена карта подсказка. За этот блок испытуемый набрал 7 баллов.

4 Блок «Стоматологическая помощь» вызвал наибольшее затруднение. При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы, и была предъявлена карта подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №1, представленном в таблице 7.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка А. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - высокий, Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта» - высокий, Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - высокий, Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Эти результаты в дальнейшем были использованы для разработки индивидуальных практических рекомендаций. Уделено особое внимание ознакомлению ребенка со стоматологическим кабинетом и работой врача.

Пример 2.

Ребенок И., 10 лет, ученик класса коррекции, с легкой степенью умственной отсталости. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 6, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,7 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3. Правильный ответ был получен с использованием карты подсказки и был оценен в 1 балл. Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценен в 1 балл. За блок «Питание» ребенок набрал 4 балла, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, Рисунком-вопросом 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленным на Фиг. 11, ребенок набрал по 1 баллу за каждый вопрос, так как использовал карту-подсказку.

Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 3 балла - низкий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвали затруднения и были получены с большим количеством наводящих вопросов и картой-подсказкой. За этот блок испытуемый набрал 3 балла, что соответствует низкому уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь» вызвал наибольшее затруднение. При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Особое затруднение вызвал Рисунок-вопрос 10 - Мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица, ребенок долго не мог понять, что у мальчика болит зуб. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №2, представленном в таблице 8.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка И. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - средний; Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы», Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Эти результаты показывают, что, во-первых, знания ребенка ограничиваются узнаваемыми и привычными в быту действиями. Во-вторых, ребенку сложно устанавливать причинно-следственные отношения, в связи с ограниченностью знаний и особенностями психического развития. В работе с пациентом И. были использованы наглядные пособия в виде муляжей, картинок, презентаций по всем тематическим блокам, максимально задействующие анализаторные системы.

Пример 3.

Ребенок П., 9 лет, ученица класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 7, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,5 балла - удовлетворительная гигиена полости рта. Начинали опрос с самого простого для решения Рисунка-вопроса из 1 блока «Питание». Карта-подсказка закрыта. На Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1, правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с большим количеством неточностей и наводящими вопросами, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, и Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 3 балла, так как правильный ответ был получен сразу. За блок «Питание» ребенок набрал 8 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, Рисунком-вопросом 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленным на Фиг. 9, ответы получены без карты-подсказки и наводящих вопросов, оценены в 3 балла каждый. Рисунок-вопрос 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленный на Фиг. 11, вызвал затруднение, ответы были не точными, задано много наводящих вопросов, предложена карта-подсказка. За этот вопрос - 1 балл. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 7 баллов - высокий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответ на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, 3 балла, ответ получен сразу. Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвали затруднения и были получены с наводящими вопросами и картой-подсказкой - по 1 баллу за каждый ответ. За этот блок испытуемая набрала 5 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь»: при выполнении задания по Рисункам-вопросам 10 и 12 ответ был получен сразу и оценен по 3 балла за каждый. Небольшое затруднение вызвал Рисунок-вопрос 11, ребенок дал близкий по значению, но не точный ответ, была предложена карта-подсказка - оценка 1 балл. Общий результат по блоку составил 7 баллов - высокий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №3, представленном в таблице 9.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка П. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание», Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 4 «Стоматологическая помощь» - высокий; Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - средний. В работе с данным ребенком особое значение было уделено объяснению особенностей строения зубочелюстной системы, для формирования мотивации к уходу за полостью рта и понимания последствия своих действий.

Пример 4.

Ребенок К., 11 лет, ученик класса коррекции, с легкой степенью умственной отсталости. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 10, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 2,0 балла - неудовлетворительная гигиена полости рта. На вопросы ребенок отвечал медленно, с паузами. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, но с наводящим вопросом, и был оценен в 2 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 1 балл, так как были получены с использованием карты-подсказки. За блок «Питание» ребенок набрал 4 балла, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунком-вопросом 4 - Зубная щетка без щетинок, представленным на Фиг. 7, ответ получен сразу - 3 балла. За Рисунок-вопрос 5 - Девочка стоит около умывальника и держит в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая, представленный на Фиг. 9, и Рисунок-вопрос 6 - Девочка тянется к пустой полке с зубной щеткой в руках, представленный на Фиг. 11, ребенок набрал по 1 баллу за каждый вопрос, так как использовал карту-подсказку. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 5 баллов - средний уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответы на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, не вызвали затруднений и были получены сразу, оценены по 3 балла каждый. Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, вызвал затруднения и ответ не был получен, не смотря на большое количество наводящих вопросов и предъявления карты-подсказки, оценен в 0 баллов. За этот блок испытуемый набрал 6 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь». При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №4, представленном в таблице 10.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка П. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание», Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - средний. Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Исследование уровней осведомленности ребенка П. показало, что особое внимание при санитарно-просветительской работе следует уделить ознакомлению с работой врача-стоматолога и стоматологическими заболеваниями. Для этого были использованы методические пособия для максимального задействования анализаторных систем.

Пример 5.

Ребенок Д., 8 лет, ученик класса коррекции, с задержкой психического развития. Диагностирован кариес зубов, индекс КПУ 7, Гигиенический индекс по Грину-Вермильону составил 1,6 балла - удовлетворительная гигиена полости рта. Предъявляем ребенку Рисунок-вопрос 1 - Мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой, представленный на Фиг. 1. Правильный ответ был получен без использования карты подсказки, без наводящих вопросов и оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 2 - Мальчик сидит за пустым столом и держит в руках вилку с пирожным, представленный на Фиг. 3, Рисунок-вопрос 3 - Девочка сидит за пустым столом и держит в руках вилку с грушей, представленный на Фиг. 5, оценены в 1 балл, так как были получены с использованием карты-подсказки. За блок «Питание» ребенок набрал 5 баллов, что соответствует среднему уровню осведомленности.

Отвечая на вопросы 2 Блока «Предметы и средства гигиены полости рта», при работе с Рисунками-вопросами ребенок набрал по 3 балла за каждый вопрос, так как не использовал карту-подсказку и не требовались наводящие вопросы. Сумма баллов за блок «Предметы и средства гигиены полости рта» составила 9 баллов - высокий уровень осведомленности.

3 Блок «Строение зубочелюстной системы». Ответ на Рисунок-вопрос 7 - Улыбка без передних верхних зубов, представленный на Фиг. 13, не вызвал затруднений, был получен сразу, оценен в 3 балла. Рисунок-вопрос 8 - Открытый рот без языка, представленный на Фиг. 15, вызвал затруднение, задано много наводящих вопросов и оценен в 1 балл. Рисунок-вопрос 9 - Коронка зуба без корня, представленный на Фиг. 17, оценен в 3 балла. За этот блок испытуемый набрал 7 баллов, что соответствует высокому уровню осведомленности.

4 Блок «Стоматологическая помощь». При выполнении задания по Рисункам-вопросам 10, 11 и 12 задавались дополнительные вопросы и была предъявлена карта-подсказка. Общий результат по блоку составил 3 балла - низкий уровень осведомленности.

Результаты исследования зафиксированы в бланке протокола №5, представленном в таблице 11.

Таким образом, показатели уровней осведомленности ребенка Д. по вопросам стоматологического здоровья распределились следующим образом: Блок 1 «Питание» - средний; Блок 2 «Предметы и средства гигиены полости рта», Блок 3 «Строение зубочелюстной системы» - высокий. Блок 4 «Стоматологическая помощь» - низкий. Исследование уровней осведомленности ребенка Д. показало, что особое внимание при санитарно-просветительской работе следует уделить ознакомлению с работой врача-стоматолога и стоматологическими заболеваниями. Также необходимо рассказать о полезных и вредных продуктах питания, используя наглядные методические пособия для максимального задействования анализаторных систем.

Способ комплексной психологической оценки уровня осведомленности детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний, включающий предъявление ребенку стимульного материала, отличающийся тем, что стимульный материал представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках, на которые необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке, причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки, при этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла, при правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла, при правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов, по сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования. Способ содержит этапы, на которых: обеспечивают объекту контекст; воздействуют на объект визуальными стимулами, представление визуального стимула в течение первого промежутка времени, имеющего заданную продолжительность, равную более 500 миллисекунд и менее 1000 миллисекунд; предоставление разрешенного периода сразу после окончания первого промежутка времени, причем разрешенный период имеет заданную продолжительность, равную вплоть до 300 миллисекунд; в ответ на представление по меньшей мере одного из визуальных стимулов принимают от объекта выбор визуального стимула в пределах второго промежутка времени, включающего в себя первый промежуток времени и разрешенный период; сохраняют информацию, которая представляет собой предкогнитивную эмоциональную реакцию объекта на каждый из выбранных визуальных стимулов; определяют, основываясь на по меньшей мере некоторой из сохраненной информации, одну или более доминирующих эмоциональных характеристик объекта по отношению к контексту. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования. Используют плоскостное изображение (Иэг), создающее восприятие глубины и объема, стереограмму (Истг), осуществляют их плоскостное и трехмерное восприятие, выделяют альфа- и тета-активность и для Истг и Иэг определяют, во-первых, превышение мощности тета-ритмов над альфа-ритмами, во-вторых, превышение мощности тета- и альфа-ритмов ЭЭГ активности на правом полушарии над левым, в-третьих, на правом и левом полушарии выявляют увеличение мощности в условиях трехмерного восприятия по сравнению с плоскостным. Способ позволяет расширить психофизиологические особенности способности воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема. 4 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ. Определяют уровень клинических признаков иммунологической недостаточности, нижний порог болевой чувствительности, индекс враждебности, уровень ситуативной тревожности, оценку отношения к изопропанолу с использованием визуально-аналоговой шкалы. Вычисляют риск возникновения расстройств с внутривенным употреблением психоактивных веществ по математической формуле. В зависимости от полученного значения результата расчета определяют высокий уровень риска расстройств или низкий уровень риска расстройств. Способ позволяет оценивать уровень риска возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ, и своевременно проводить профилактические мероприятия за счет определения прогностических показателей. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств. Испытуемому предлагают выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью. Испытуемый должен остановить линию до выхода конца линии на экран. Каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине. Предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются. При этом также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычисляются из набранного результата. Оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности. Занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций. Занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек. Способ позволяет эффективно улучшить работоспособность человека за счет комплексного воздействия на организм человека мотивирующих игр. 6 з.п. ф-лы, 25 ил., 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании. Предлагается идентифицировать способность восприятия глубины и объема плоскостных изображений как элементов инсайтного механизма мышления. Для реализации способа предъявляют плоскостное изображение, создающее эффекты восприятия глубины и объема, и при возникновении движения слоев цветовой палитры друг относительно друга фиксируют увеличение диаметра зрачка глаз и получают инсайтное решение. Способ позволяет проводить качественное изучение инсайтной способности. 2 ил.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к устройству измерения стресса и к способу определения уровня стресса пользователя. Устройство измерения стресса содержит входной интерфейс для приема сигнала проводимости кожи, процессор для обработки данных измерений проводимости кожи, причем процессор выполнен с возможностью определения, по меньшей мере, для части данных измерений проводимости кожи значений времени нарастания, по меньшей мере, между двумя различными точками данных измерений проводимости кожи, чтобы определить частотное распределение значений времени нарастания и определить уровень стресса пользователя, основываясь на определенном частотном распределении. Группа изобретений позволяет определить уровень стресса пользователя, в частности в течение длительного периода времени. 7 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностике. Испытуемому дают задание, которое включает первый и второй тесты. По первому тесту оценивают темпоритмические особенности психомоторной активности и психологические особенности темперамента, для чего испытуемому предъявляют изображение окружности, на которой имеются три метки: подвижная зеленая, неподвижная красная и белая метка, которая является непреодолимым барьером для подвижной метки, причем в первой части теста подвижная метка перемещается равномерно, а во второй - с разными скоростями в разных секторах окружности, а задание состоит в совмещении подвижной метки с неподвижной вращением рукоятки пульта. По полученным показателям определяют основные или промежуточные типы темперамента по типологии Айзенка и соответствующие им параметры эмоциональной устойчивости и темпа действий. Далее вычисляют показатель различий эмоциональной устойчивости и показатель различия темпов действий по математическим формулам. Затем определяют параметр гибкости действий. По второму тесту оценивают степень согласованности совместных действий испытуемого с условным партнером, формируемым компьютерной программой по типу межличностного поведения: «лидер», «ведомый», «сотрудничающий», «эгоист» по количеству решенных гомеостатических задач. По полученным параметрам определяют комплексный показатель совместимости испытуемых по математическому выражению с учетом пройденных тестов. На основании полученного значения делают вывод о совместимости испытуемых в группе. Способ позволяет осуществить оценку совместимости испытуемых при формировании профессиональных подразделений по результатам предварительного тестирования неограниченного числа испытуемых за счет определения информативных значений параметров гомеостатической методики. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 6 табл.
Изобретение относится к физиологии и фармакологии поведения, в частности экспериментальному исследованию высших функций мозга, а именно когнитивных способностей животных, а также в психофармакологии для тестирования когнотропных препаратов, которые улучшают умственные способности. Оценку когнитивных способностей крыс осуществляют в проблемной камере Григорьева, состоящей из шести циклов тестирования - 6-ти помещений крысы в камеру, пока без ошибок или с ошибками будут найдены все 6 выходов. При этом правильные безошибочные побежки всегда оценивают в 100%, независимо от номера поискового цикла, а ошибочные побежки во втором поисковом цикле оценивают 16,6%, в третьем - 33,3%, в четвертом цикле - 50%, пятом - 66,6%, в шестом последнем цикле - 83,3%, принимая во внимание уменьшение числа неблокированных выходов из камеры. Когнитивные способности крысы рассчитывают, суммируя в % результаты правильных побежек и неправильных побежек. Причем при допущении неправильных побежек, соответствующий процент умножают на количество неправильных побежек, а затем сумму делят на количество всех побежек. При этом результат ниже 50% свидетельствует о рефлекторном характере поведения, выше 50%, но не достигая 100% - на тенденцию к обучению и приобретению опыта, 100% уровень указывает на высокий уровень когнитивных способностей тестируемой крысы. Способ позволяет с высокой степенью достоверности оценить когнитивные способности крыс в ПК Григорьева за счет того, что вероятность случайного выбора является переменной от начала и до конца тестирования. Это тот самый рубеж, с которого стоимость ошибки начнет увеличиваться до 66,6% на пятом цикле и до 83,3% на шестом, где потребность в когнитивных способностях максимально увеличена. Тестирование при полной блокаде всех дверок запрещено, поскольку нет выбора и нет возможности решения проблемы. Поэтому 7-го цикла, когда все дверки заблокированы, нет. У тестируемых животных в такой безвыходной ситуации возникает и развивается поведенческая депрессия и формируется состояние «learned helplessness (выученной беспомощности)» и наступает смерть (7). По данным наших публикаций, высокий индивидуальный уровень когнитивных способностей имеют только 10-12% тестируемых крыс. Именно их и можно причислить к статусу «интеллектуально одаренных» животных, другим этого не дано. Возможно, ввиду малочисленности этой группы животных проблема наличия или отсутствия когнитивных способностей до настоящего времени является дискуссионной. Когнитивные способности являются самыми главными в высшей нервной деятельности, это - память, внимание, планирование и прогнозирование, умение решать проблемы и осуществлять целенаправленную деятельность. Создание и тестирование когнотропных лекарств является одной из самых актуальных задач в психофармакологии и психиатрии. Использование этого способа может стать значимым и валидным тестом в экспериментальных исследованиях при поиске когнотропных лекарств.
Наверх