Присадка к топливу

Изобретение раскрывает присадку к углеводородному топливу, которая представляет собой раствор активного комплекса в органическом растворителе, при этом активный комплекс состоит из: хирального сложного эфира С4-С9 и монокарбоновой кислоты C1-С6. Достигаемый технический результат - снижение расхода углеводородного топлива в бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, котлоагрегатах от 4.7 до 9.9% и, соответственно, повышение КПД данных устройств. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 27 табл., 24 пр.

 

Область техники

Настоящее изобретение относится к присадкам для углеводородного топлива.

Из уровня техники согласно настоящему изобретению известно множество присадок к углеводородному топливу, однако, как показывает практика, эффективность большинства из них не доказана.

Задачей, положенной в основу настоящего изобретения, и достигаемым техническим результатом является снижение расхода углеводородного топлива в бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, котлоагрегатах, и, соответственно, повышение КПД данных устройств, а также расширение арсенала средств для снижению расхода углеводородного топлива и повышения КПД двигателей внутреннего сгорания и котлоагрегатов.

Сущность изобретения

Поставленная задача решается с помощью присадки к углеводородному топливу, представляющей собой раствор активного комплекса в органическом растворителе, в которой активный комплекс состоит из: хирального сложного эфира С4-С9, монокарбоновой кислоты C1-С6.

Присутствие данной присадки в углеводородном топливе обеспечивает снижение расхода топлива от 4.7 до 9.9%.

При этом мольное соотношение хиральный сложный эфир: монокарбоновая кислота в активном комплексе предпочтительно составляет от 60:40 до 90:10.

В данном случае достигается максимальная эффективность присадки.

Также количество активного комплекса в присадке предпочтительно составляет от 0,5 до 12% масс.

Данный диапазон концентраций обеспечивает возможность точной дозировки присадки и, соответственно, активного комплекса в топливе и исключает самостоятельное влияние растворителя активного комплекса на свойства топлива.

Целесообразно чтобы органический растворитель обеспечивал растворение активного комплекса с образованием истинного раствора и обеспечивал растворение присадки в углеводородном топливе также с образованием истинного раствора, поскольку даже частичное образование коллоидного раствора присадки в топливе или частичное выпадение присадки в осадок, снижают эффективность присадки.

Также предпочтительно добавление присадки в углеводородное топливо с обеспечением концентрации активного комплекса в углеводородном топливе от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

В данном случае достигается максимальная эффективность присадки.

Также поставленная задача решается с помощью активного комплекса присадки к углеводородному топливу, состоящего из: хирального сложного эфира С4-С9 и монокарбоновой кислоты C1-С6.

Присутствие данного активного комплекса в углеводородном топливе обеспечивает снижение расхода топлива от 4.7 до 9.9%.

При этом мольное соотношение хиральный сложный эфир: монокарбоновая кислота в активном комплексе предпочтительно составляет от 60:40 до 90:10.

В данном случае достигается максимальная эффективность присадки.

Также поставленная задача решается с помощью углеводородного топлива, содержащего: хиральный сложный эфир С4-С9 и монокарбоновую кислоту C1-С6.

Присутствие указанных компонентов в углеводородном топливе обеспечивает снижение расхода топлива от 4.7 до 9.9%.

При этом мольное соотношение хиральный сложный эфир: монокарбоновая кислота предпочтительно составляет от 60:40 до 90:10.

В данном случае достигается максимальная эффективность присадки.

Также предпочтительно концентрация хирального сложного эфира и монокарбоновой кислоты в сумме в углеводородном топливе составляет от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

В данном случае достигается максимальная эффективность присадки.

Подробное описание изобретения

Согласно настоящему изобретению, активный комплекс присадки к углеводородному топливу состоит из двух составляющих:

- хиральный сложный эфир (далее ХСЭ) с количеством атомов углерода от 4 до 9 (С4-С9);

- монокарбоновая кислота с количеством атомов углерода от 1 до 6 (C1-С6).

Как показали экспериментальные данные, при применении в присадке хирального сложного эфира с общим количеством атомов углерода более 9 (10 и более), присадка становится нестабильной. В топливе с добавкой может образовываться коллоидная смесь (помутнение топлива при добавлении присадки) или выпадение присадки в осадок. Данный отрицательный эффект для хиральных сложных эфиров С10 и более особенно сильно проявляется на низких температурах (минус 5°С и ниже).

Таким образом, в результате проведенных экспериментов определено, что использование СХЭ с количеством атомов углерода более 9 (10 и более) невозможно.

При этом минимальным количеством атомов углерода в ХСЭ является четыре.

Возможность достижения заявленного технического результата, а именно, снижение расхода углеводородного топлива, подтверждается экспериментальными данными.

Эксперименты проводились на тормозном стенде SAK-P-670 с бензиновым двигателем УМЗ 4216.10 (эксперименты 1-8) и с дизельным двигателем Д-145Т (эксперименты 9-16), а также на водогрейном котлоагрегате КСВ-1,76 (эксперименты 17-24). В процессе стендовых испытаний на одном двигателе сначала измеряли расход топлива без присадки, затем расход топлива с присадкой. Режим работы двигателя (крутящий момент и частота вращения коленчатого вала) для обоих топлив поддерживался неизменным, номинальным для данного двигателя. При экспериментах на котлоагрегате сначала измерялся расход топлива без присадки, затем топлива с присадкой. Параметры работы котлоагрегата (производительность тепла, давление и температура мазута перед форсункой, давление первичного и вторичного воздуха) для обоих топлив поддерживались неизменными. Точность измерений расхода топлива составляет ±1%.

Для автомобильного бензина были проведены эксперименты 1-8.

Эксперимент 1

В эксперименте 1 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 1.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 4.8 до 6.1% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 2

В эксперименте 2 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 2.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 5.7 до 6.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 3

В эксперименте 3 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир изобутил-R-лактат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 3.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 5.9 до 7.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 4

В эксперименте 4 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 4.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 4.7 до 5.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 5

В эксперименте 5 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 5.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 4.8 до 5.6% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 6

В эксперименте 6 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ: кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 6.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Эксперимент 7

В эксперименте 7 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 7.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Также был проведен эксперимент с присадкой, в составе которой хиральный сложный эфир заменили нехиральным сложным эфиром (НСЭ).

Эксперимент 8

В эксперименте 8 применялась присадка следующего состава:

нехиральный сложный эфир н-амилацетат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение НСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался бензин АИ92. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 8.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений НСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Как следует из приведенных выше данных, активный комплекс, согласно настоящему изобретению, оказывает положительное влияние на расход автомобильного бензина. Экономия топлива составила от 4.7 до 7.3%.

При этом в случае изготовления активного комплекса, состав которого выходит за рамки настоящего изобретения, или в котором используется нехиральный сложный эфир, какое-либо влияние на экономию топлива не наблюдается.

Для дизельного топлива были проведены эксперименты 9-16.

Эксперимент 9

В эксперименте 9 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 9.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 5.1 до 6.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 10

В эксперименте 10 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 10.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 5.9 до 7.7% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 11

В эксперименте 11 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир изобутил-R-лактат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 11.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 6.0 до 8.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 12

В эксперименте 12 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 12.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 4.7 до 6.9% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 13

В эксперименте 12 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 13.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 4.9 до 7.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 14

В эксперименте 13 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 14.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Эксперимент 15

В эксперименте 15 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 15.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Также был проведен эксперимент с присадкой, в составе которой хиральный сложный эфир заменили нехиральным сложным эфиром (НСЭ).

Эксперимент 16

В эксперименте 16 применялась присадка следующего состава:

нехиральный сложный эфир н-амилацетат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение НСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовалось дизельное топливо марки Л-02-62. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 28·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 16.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений НСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Как следует из приведенных выше данных, активный комплекс, согласно настоящему изобретению, оказывает положительное влияние на расход дизельного топлива. Экономия топлива составила от 4.7 до 8.3%.

При этом в случае изготовления активного комплекса, состав которого выходит за рамки настоящего изобретения, или в котором используется нехиральный сложный эфир, какое-либо влияние на экономию топлива не наблюдается.

Для топочного мазута были проведены эксперименты 17-24.

Эксперимент 17

В эксперименте 17 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 17.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 7.1 до 9.3% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ: кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 18

В эксперименте 18 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

муравьиная кислота (С1).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 18.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 7.2 до 9.6% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 19

В эксперименте 19 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир изобутил-R-лактат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 19.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 7.2 до 9.9% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ: кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 20

В эксперименте 20 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 20.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 7.0 до 8.7% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 21

В эксперименте 21 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир S-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гексановая кислота (С6).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 21.

Как следует из экспериментальных данных, положительный эффект в виде экономии топлива в пределах от 6.8 до 9.9% наблюдается при мольном соотношении ХСЭ : кислота в диапазоне от 60:40 до 90:10 и концентрации активного комплекса в топливе от 1.0·10-6 до 25·10-6 грамм-моль на литр.

При концентрациях активного комплекса в топливе, и мольных соотношениях ХСЭ : кислота ниже и выше указанных пределов снижение удельного расхода топлива оказывается в пределах погрешности измерений, положительный эффект отсутствует.

Эксперимент 22

В эксперименте 22 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир R-2-гидроксипропилформиат (С4);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 22.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Эксперимент 23

В эксперименте 23 применялась присадка следующего состава:

хиральный сложный эфир 5-2-метил-3-метилбутилпропаноат (С9);

гептановая кислота (С7).

Мольное соотношение ХСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 23.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений ХСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Также был проведен эксперимент с присадкой, в составе которой хиральный сложный эфир заменили нехиральным сложным эфиром (НСЭ).

Эксперимент 24

В эксперименте 24 применялась присадка следующего состава:

нехиральный сложный эфир н-амилацетат (С7);

пропионовая кислота (С3).

Мольное соотношение НСЭ : кислота варьировалось в пределах от 50:50 до 95:5.

В качестве углеводородного топлива использовался топочный мазут марки М-100. Присадка добавлялась в топливо в количестве от 0.8·10-6 до 30·10-6 грамм-моль на литр.

Результаты эксперимента приведены в таблице 24.

Как следует из экспериментальных данных, во всем диапазоне концентраций активного комплекса в топливе и мольных соотношений НСЭ : кислота влияние присадки на расход топлива находится в пределах погрешности измерений.

Как следует из приведенных выше данных, активный комплекс, согласно настоящему изобретению, оказывает положительное влияние на расход мазута. Экономия топлива составила от 7.0 до 9.9%.

При этом в случае изготовления активного комплекса, состав которого выходит за рамки настоящего изобретения, или в котором используется нехиральный сложный эфир, какое-либо влияние на экономию топлива не наблюдается.

Дополнительно были проведены эксперименты с индивидуальными ХСЭ, НСЭ и монокарбоновой кислотой.

В качестве ХСЭ применялся хиральный сложный эфир изобутил-R-лактат (С7).

В качестве НСЭ применялся нехиральный сложный эфир н-амилацетат (С7);

В качестве монокарбоновой кислоты применялась пропионовая кислота (С3).

Результаты экспериментов для бензина приведены в таблице 25.

Таблица 25. Снижение удельного расхода топлива в %

Результаты экспериментов для дизельного топлива приведены в таблице 26.

Результаты экспериментов для топочного мазута приведены в таблице 27.

Из полученных результатов следует, что индивидуальные соединения, входящие в состав активного комплекса, а также индивидуальный НСЭ не обеспечивают снижение расхода топлива.

Для удобства использования и дозирования в топливо является целесообразным использовать растворитель.

В качестве растворителя используются органические соединения. Например, алифатический углеводород С5-С20, алифатический спирт С2-С8, сложный эфир С3-С60 или их произвольная смесь.

Основными требованиями к растворителю являются:

- активный комплекс должен растворяться в растворителе с образованием истинного раствора;

- присадка (растворитель плюс активный комплекс) должна растворяться в топливе с образованием истинного раствора;

- растворитель не должен препятствовать реакции окисления топлива в двигателе.

Содержание активного комплекса в присадке должно составлять от 0,5 до 12% по массе. Данный диапазон концентраций выбран исходя из практических соображений. При концентрации менее 0,5% растворитель начинает оказывать самостоятельное влияние на свойства топлива, в которое добавляется присадка. При концентрации выше 12% возникают сложности с точностью дозирования.

С присадкой, согласно настоящему изобретению, были проведены полномасштабные испытания, результаты которых приведены в таблицах 1-24.

Для различных режимов работы двигателей и котлоагрегата была зафиксирована экономия топлива от 4.7 до 9.9%.

Как следует из приведенных выше данных, активный комплекс, согласно настоящему изобретению, оказывает положительное влияние на расход различного углеводородного топлива. Очевидно, что данная присадка обеспечивает экономию топлива для всех видов углеводородного топлива, в частности, для автомобильного бензина, дизельного топлива, флотского мазута, топочного мазута, печного топлива и т.д.

1. Присадка к углеводородному топливу, представляющая собой раствор активного комплекса в органическом растворителе, отличающаяся тем, что активный комплекс состоит из:
хирального сложного эфира C4-C9,
монокарбоновой кислоты C1-C6.

2. Присадка по п. 1, отличающаяся тем, что мольное соотношение хиральный сложный эфир : монокарбоновая кислота в активном комплексе составляет от 60:40 до 90:10.

3. Присадка по любому из пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что количество активного комплекса в присадке составляет от 0,5 до 12% масс.

4. Присадка по любому из пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что органический растворитель обеспечивает растворение активного комплекса с образованием истинного раствора и обеспечивает растворение присадки в углеводородном топливе с образованием истинного раствора.

5. Присадка по любому из пп. 1 или 2, отличающаяся тем, что предназначена для добавления в углеводородное топливо с обеспечением концентрации активного комплекса в углеводородном топливе от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

6. Присадка по п. 3, отличающаяся тем, что предназначена для добавления в углеводородное топливо с обеспечением концентрации активного комплекса в углеводородном топливе от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

7. Присадка по п. 4, отличающаяся тем, что предназначена для добавления в углеводородное топливо с обеспечением концентрации активного комплекса в углеводородном топливе от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

8. Активный комплекс присадки к углеводородному топливу, состоящий из:
хирального сложного эфира C4-C9,
монокарбоновой кислоты C1-C6.

9. Активный комплекс по п. 8, отличающийся тем, что мольное соотношение хиральный сложный эфир : монокарбоновая кислота составляет от 60:40 до 90:10.

10. Углеводородное топливо, содержащее:
хиральный сложный эфир C4-C9,
монокарбоновую кислоту С1-С6.

11. Углеводородное топливо по п. 10, отличающееся тем, что мольное соотношение хиральный сложный эфир : монокарбоновая кислота составляет от 60:40 до 90:10.

12. Углеводородное топливо по любому из пп. 10 или 11, отличающееся тем, что концентрация хирального сложного эфира и монокарбоновой кислоты в сумме в углеводородном топливе составляет от 1·10-6 до 25.0·10-6 грамм-моль на литр.

13. Углеводородное топливо по любому из пп. 10 или 11, отличающееся тем, что в качестве углеводородного топлива используется автомобильный бензин, дизельное топливо, флотский мазут, топочный мазут, печное топливо.

14. Углеводородное топливо по п. 12, отличающееся тем, что в качестве углеводородного топлива используется автомобильный бензин, дизельное топливо, флотский мазут, топочный мазут, печное топливо.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива, которая содержит: большее количество топлива и небольшое эффективное количество соли четвертичного аммония из реакции третичного амина и гидрокарбил-замещенного алкилгидроксибензоата, где R6 представляет гидрокарбильную группу, и n означает целое число от 1 до 3, где сумма атомов углерода всех групп R6 равна по меньшей мере 8 вплоть до около 200, и R6 не содержит атомов N, S или О, и R7 представляет алкильную группу, содержащую от 1 до 4 атомов углерода.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение относится к сополимеру, который применяют для улучшения свойств текучести среднедистиллятных топлив при низких температурах . Сополимеризат состоит из (i) от 10 до 90 мол.% повторяющихся звеньев структуры W1: в которой переменные значения R1 и R2 представляют собой водород, алкил с 1-4 атомами углерода или карбоксильные сложноэфирные группировки формулы -COOR9, причем R9 означает углеводородный остаток с 6-30 атомами углерода, и одно из переменных значений R1 или R2 представляет собой водород или алкил с 1-4 атомами углерода, а другое означает карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9 и переменные значения R3 и R4 представляют собой водород, алкил с 1-4 атомами углерода, карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9, причем R9 означает углеводородный остаток с 6-30 атомами углерода, или карбоксильные группы, которые могут находиться в форме их солей со щелочными и щелочноземельными металлами или в форме аммониевых солей, при этом одно из переменных значений R3 или R4 представляет собой водород или алкил с 1-4 атомами углерода, а другое представляет собой карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9 и/или карбоксильную группу, которая также может находиться в форме ее солей со щелочным металлом, щелочноземельным металлом или в форме аммониевой соли, и (ii) от 90 до 10 мол.% повторяющихся звеньев структуры W2: в которой переменное значение R5 представляет собой остаток эфира карбоновой кислоты формулы в которой переменное значение А представляет собой алкиленовую группу с 1-20 атомами углерода, а переменное значение R10 представляет собой углеводородный остаток с 1-30 атомами углерода и переменные значения R6, R7 и R8, независимо друг от друга, представляют собой водород или алкил с 1-8 атомами углерода, причем сумма повторяющихся звеньев W1 и W2 составляет 100 мол.%.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс.

Изобретение раскрывает способ получения жидких органических топлив из углекислого газа, окиси углерода и воды, включающий использование гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], где степень окисления вольфрама составляет +6, которую облучают в присутствии железных и цинковых пластин при температуре минус 5 - плюс 50°C электромагнитным излучением в диапазоне длин волн от 3·105 до 10-2 нм и короче с целью изменения степени окисления вольфрама от +6 до +3 и +2, после чего водный раствор обеих гетерополикислот поступает непосредственно на синтез органического жидкого топлива, где в присутствии хромовых и никелевых стружек при температуре от +10 до +70°C происходит образование жидкого органического топлива с одновременным окислением анионных комплексов гетерополикислот до окисленного состояния, в ходе чего образуется водный раствор гетерополикислоты, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего полученная смесь поступает в емкость для декантации, где происходит разделение жидкого топлива и водного раствора гетерополикислоты, которая опять может быть использована для синтеза.

Изобретение относится к композиции авиационного бензина для карбюраторных авиационных двигателей, которая содержит легкокипящую бензиновую фракцию, алкилбензин, полученный алкилированием изобутаном с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, и тетраэтилсвинец, при этом в качестве легкокипящей бензиновой фракции композиция содержит рафинат бензол-толуольного риформинга, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рафинат бензол-толуольного риформинга 20-40 Тетраэтилсвинец до 0,1 Алкилбензин до 100 Заявленная композиция авиационного бензина для карбюраторных авиационных двигателей соответствует всем требованиям к авиационному бензину по TP ТС 013/2011 и ГОСТ 1012-72 и позволяет найти новое применение побочному продукту нефтепереработки - рафинату бензол-толуольного риформинга, упростить получение компонентов для производства авиационного бензина.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый эфир, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют п-ксилол и дополнительно содержит изобутан, изооктен и антиокислитеьную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, % масс.: концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана - 15,0-35,0; п-ксилол - 30,0-39,0; изобутан - 2,0-8,0; метил-трет-бутиловый эфир - 12,0-14,8; изооктен - 1,0-9,5; алкилбензин - до 30,0; антиокислительная присадка Агидол - до 0,2.

Изобретение относится к топливной флотского мазута, которая содержит в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.: прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья 10-20, депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1, экстракты селективной очистки маловязких и/или средневязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей до 100.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для переработки органосодержащего сырья, а также в лесопромышленном комплексе. Влажное исходное сырье 14 подают в трубу 9 и перемещают поршнем 3 в камеру сушки 4, далее в камеры пиролиза 5 и конденсации 6 газообразных продуктов.

Изобретение описывает добавку к топливу, которая содержит алифатические спирты, воду, и карбамид, при этом добавка дополнительно содержит ацетанилид, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алифатические спирты С2-С4 75,0-95,0 вода 4,0-20,0 карбамид 0,1-5,0 ацетанилид 0,1-5,0 Применение в составе топлив добавки позволяет уменьшить удельный расход топлива, снизить количество вредных примесей в выхлопных и отходящих газах (СО, СН, сажа), уменьшить нагарообразование в зоне горения.

Изобретение раскрывает топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива, которая содержит: большее количество топлива и небольшое эффективное количество соли четвертичного аммония из реакции третичного амина и гидрокарбил-замещенного алкилгидроксибензоата, где R6 представляет гидрокарбильную группу, и n означает целое число от 1 до 3, где сумма атомов углерода всех групп R6 равна по меньшей мере 8 вплоть до около 200, и R6 не содержит атомов N, S или О, и R7 представляет алкильную группу, содержащую от 1 до 4 атомов углерода.

Изобретение описывает способ повышения октанового числа бензина, характеризующийся тем, что бензиновую фракцию, содержащую олефины, приводят в контакт с закисью азота при температуре 150-500 ºС и давлении 1-150 атм.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс.

Изобретение описывает добавку к топливу, которая содержит алифатические спирты, воду, и карбамид, при этом добавка дополнительно содержит ацетанилид, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алифатические спирты С2-С4 75,0-95,0 вода 4,0-20,0 карбамид 0,1-5,0 ацетанилид 0,1-5,0 Применение в составе топлив добавки позволяет уменьшить удельный расход топлива, снизить количество вредных примесей в выхлопных и отходящих газах (СО, СН, сажа), уменьшить нагарообразование в зоне горения.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием на основе бензина, которая содержит (I) по меньшей мере один 4-метокси-N-метиланилин, (II) по меньшей мере один N-фенил-анилин при следующем содержании компонентов (мас.

Изобретение описывает бензиновую композицию, которая включает в качестве присадки одну или более солей (i) четвертичного аммония, образованных путем реакции соединения формулы (А) и соединения, образованного путем реакции замещенного гидрокарбилом ацилирующего агента и амина формулы (В1) или (В2), где R является возможно замещенной алкильной, алкенильной, арильной или алкиларильной группой, R1 является алкильной, арильной или алкиларильной группой, содержащей до 36 атомов углерода, R2 и R3 являются одинаковыми или различными алкильными группами, содержащими от 1 до 36 атомов углерода, Х является алкиленовой группой, содержащей от 1 до 20 атомов углерода, n составляет от 0 до 20, m составляет от 1 до 5 и R4 является водородом или C1-С36 алкильной группой; причем соединение формулы (А) является сложным эфиром карбоновой кислоты, выбранной из замещенной ароматической карбоновой кислоты, α-гидроксикарбоновой кислоты и поликарбоновой кислоты; при этом замещенный гидрокарбилом ацилирующий агент является замещенным полиизобутенилом янтарным ангидридом.

Изобретение раскрывает высокооктановый компонент к автомобильному бензину, содержащий, % масс.: диметилкарбонат (ДМК) 10,3-33,3; изопропиловый спирт (ИПС) и/или диизопропиловый эфир (ДИПЭ) 58,8-82,8; антидетонационная добавка на основе ароматических аминов, включающая в качестве основного компонента N-метиланилин (N-MA), до 11,8.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С6 или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C или их смесь, а также дополнительно содержит монометиланилин (ММА) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: технический изооктан 30-70 изопентан или изомеризат C6 или их смесь 10-25 толуол или фракция бензина риформинга НК-180°C   или их смесь 8-40 ММА 0,5-2,0 МТБЭ до 15 Топливная композиция может содержать присадки, выбранные из группы: антикоррозионные, антистатические, противообледенительные и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает бифункциональную присадку к дизельному топливу, которая содержит низкомолекулярный полиэтилен и кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов, при следующем соотношении компонентов: низкомолекулярный полиэтилен 10-30, кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов - остальное.

Настоящее изобретение относится к применению растворимого в масле моно-, ди- или триглицерида по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты или его производного, в качестве противоизносной присадки и/или модификатора трения в безводной смазочной композиции и/или в топливной композиции, в котором глицерид представляет собой глицерид по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты и по крайней мере одной другой карбоновой кислоты, которая представляет собой насыщенную, мононенасыщенную или полиненасыщенную, разветвленную или прямую, одноосновную карбоновую или многоосновную карбоновую кислоту, имеющую 4-22 атома углерода, или его производное. Также настоящее изобретение относится к безводной смазочной композиции и к топливной композиции для двигателя внутреннего сгорания. Техническим результатом настоящего изобретения является получение композиций, обладающих улучшенными противоизносными свойствами. 3 н. и 29 з.п. ф-лы, 9 табл.
Наверх