Способ оздоровления и физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом i степени

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени. Проводят ЛФК и массаж, дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней. Вначале занятия проводят через день, последние три занятия - ежедневно. Одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса. Курс 21 день с суммарной нагрузкой 20880 кг/м за 3720 гребков. Помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов в 1 см3 при относительной влажности 30-40%. Способ обеспечивает оздоровление, физическую реабилитацию детского организма с повышением функций кардиопульмональной системы, улучшением осанки и предупреждением искривления позвоночника. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.

 

Изобретение относится к медицине, точнее к педиатрии. По тяжести течения и трудности лечения искривления позвоночника занимают одно из первых мест среди ортопедических заболеваний. Искривления позвоночника представляют собой сложное и тяжелое заболевание всего организма, вызывающее глубокие деформации не только костно-мышечного аппарата, но и изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной и нервных системах. Педагогические и клинические наблюдения, многолетний практический опыт работы в пионерских оздоровительных лагерях показывает, что этот контингент школьников требует оздоровления с помощью физической культуры. Их двигательный режим характеризуется относительной гиподинамией, которая приводит к детренированности организма, понижению сопротивляемости и ослаблению защитных сил организма.

Известен способ физической реабилитации (Методические рекомендации В.Г. Пащенко «Организация работы физического воспитания в пионерских лагерях». Ворошиловградский областной совет профсоюзов, Ворошиловград, 1984. - с. 3-4), включающий выполнение утренней зарядки, ежедневных закаливающих процедур, купание, учебное плавание.

Недостатком такого способа является невозможность осуществления физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени.

Известен способ оздоровления (Куприянова Н.Д., Тургель Б.С. Физическое воспитание в пионерском лагере. - Л., 1985, с. 5-25), который предполагает реабилитацию и оздоровление детей, включающий систематические, обязательные для всех детей, отрядные занятия физкультурой.

Успех в решении физического воспитания в оздоровительном лагере значительно зависит от предыдущей подготовки руководителя физического воспитания и от того насколько дружной будет совместная работа (начальника лагеря, воспитателя, старшего и отрядных вожатых, медицинских работников и руководителей физического воспитания) на протяжении всего периода работы лагеря. Основная задача обязательных занятий физкультуры в отряде способствуют всестороннему физическому развитию и закаливанию детей.

Основными формами физического воспитания являются утренняя зарядка, ежедневные закаливающие процедуры, купание, учебное плавание.

Недостатком способа является невозможность осуществления физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени.

Наиболее близким к заявляемому решению (прототипом), является способ профилактики и реабилитации патологической осанки и коррекции позвоночника у детей и подростков в учебных заведениях (Пащенко В.Г. Профилактика и реабилитация патологической осанки и коррекции позвоночника у детей и подростков в учебных заведениях. - Луганск, 1998, с. 140-143). Автор впервые обосновывает внедрение дозированной гребли для оздоровления и реабилитации детей и подростков. В предлагаемом способе слабая физическая нагрузка на позвоночник не успевает (натренировать) сделать хороший мышечный корсет, чтобы исправить позвоночник, и недостаточно осуществляется тренировка кардиопульмационной системы. Эффективность оздоровительно-профилактических подходов зависит от методов оздоровления, которые обеспечивают в минимальные сроки максимальное восстановление здоровья и повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечных систем. К ним относятся гребные тренажеры В.Г. Пащенко, которые хорошо себя зарекомендовали в Лейпцигском университете, в санаториях Южного Побережья Крыма, в оздоровительном лагере «Огонек», в Евпаторийской школе-интернате для кардиологических больных, детском садике №29, в Евпаторийском институте социальных наук РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта).

Задачей технического решения является оздоровление и реабилитация школьников со сколиотической осанкой или сколиозом 1 степени.

Сущность технического решения заключается в том, что при оздоровлении и физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени, способом, включающим проведение ЛФК и массажа, дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней, вначале проводимых через день, а последние три занятия - ежедневно, а также одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса, курс 21 день, с суммарной нагрузкой 20 т 880 кг/м, греблю проводят на протяжении 21 дня за 186 мин при нагрузках 20 т 880 кг/м за 3720 гребков, а помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.

Техническое решение усовершенствует физиологические механизмы вегетативных функций, повышает реактивность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды и патогенных микроорганизмов. Можно сказать, что развитие многих систем и организма в целом, а также его работоспособность в период интенсивного роста во многом зависят от организма двигательного режима на гребном тренажере. Наиболее выражено реагирует на оздоровительную греблю сердечно-сосудистая и дыхательные системы. Сердечно-сосудистая система перестраивает свою работу и приспосабливается к значительным нагрузкам, начинает функционировать намного экономнее и не только во время гребли, но и в покое, гребля наиболее сильно влияет на вентиляцию легких, поглощение крови кислородом воздуха и выделение углекислоты из легких.

Способ реализуется следующим образом. Режим работы на гребном тренажере для оздоровительных лагерей.

1. За вводный период на тренажере совершается 300 гребков, произведенная работа измеряется 1200 кг/м.

2. За подготовительный период совершается 420 гребков, произведенная работа равняется 1680 кг/м.

3. За основной период совершается на тренажере 1600 гребков, произведенная работа равняется 9600 кг/м.

4. За заключительный период совершается 1400 гребков, и выполненная работа равняется 8400 кг/м.

За весь оздоровительно-реабилитационный период, который состоит из 21 дня, школьники работают на тренажере 186 мин и выполняют 3720 гребков, проводя работу, которая равняется 20 т 880 кг/м (см. табл. 1).

Школьник работает на тренажере 2 раза по 1 мин с трехминутным перерывом, потом перемена 5 мин, потом снова работает 2 раза по 1,5 мин с 3-минутным перерывом. Работу на гребном тренажере осуществляют в помещении, насыщенном отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.

Гребля сопровождается расширением и сужением грудной клетки, движения рук и ног ритмично чередуются и обеспечивают усиление дыхание.

Лечебное плавание имеет закаливающий эффект и лечебное воздействие на детей, способствует более энергичному и правильному физическому развитию детей. Такие особенности плавания как горизонтальное положение тела в воде снимает стратегические нагрузки с позвоночного столба, симметричные упражнения с вовлечением в них основных групп мышц при плавании способом «Брас».

Совокупность движений конечностей с дыханием и т.д. способствует значительному влиянию на физическое развитие детей.

Способ включает увеличение нагрузки при плавании на 25 м ежедневно в течение 12 дней.

1. Вводный период включает 2 цикла, за которые происходит освоение техники плавания, что составляет 75 м (25 т 50).

2. Подготовительный период состоит из 3-х циклов, за которые совершается обучение плаванию, согласование работы рук и ног, равняется 300 м (150+100+125).

3. Основной период 3-го цикла, за который совершается развитие адаптации системы дыхания, равняется: 525 м (150+175+200).

4. Заключительный период четвертого цикла, в течение которого осуществляется развитие максимальной адаптации к выполняемой работе, равняется 1050 м (225+250+275+300).

Общая нагрузка в течение 12 дней равняется 1 км 950 м.

При этом за время нахождения в детском оздоровительном лагере школьники занимаются оздоровительно-лечебным плаванием согласно следующему графику:

Рекомендованная оздоровительная реабилитационная гребля и лечебное плавание, имеют большое значение для усиления здоровья, профилактики различных заболеваний подрастающего поколения.

Эффективность разработанного способа оздоровления и реабилитации детей и подростков со сколиотической осанкой и сколиозом 1 степени в условиях детского оздоровительного лагеря с помощью гребного тренажера В.Г. Пащенко и лечебно-оздоровительного плавания

Комплексная оценка эффективности лечебной гребли и лечебного плавания.

Аанализы исследований показали, что общее физическое состояние детей и подростков значительно улучшилось, повысился иммунитет организма к простудным заболеваниям.

Комплексную оценку результатов лечения проводили у 129 детей с первой степенью сколиоза с учетом динамики показателей внешнего дыхания, ЭКГ, физического развития и изменения формы позвоночника по данным рентгенографии.

Результаты эффективности разработанного способа оздоровления и реабилитации детей и подростков со сколиотической осанкой и сколиозом 1 степени в условиях детского оздоровительного лагеря с помощью гребного тренажера В.Г. Пащенко и лечебно-оздоровительного плавания (табл. 4) оценивали последующим признакам:

- улучшение, уменьшение искривления на 4° и более, стабилизация процесса -/+4-5°, ухудшение - увеличение искривления на 4° и более.

Среди обследованных с нарушением осанки отмечено улучшение по результатам комплексного обследования у 100%. У 63 из 129 детей со сколиотической осанкой наступило улучшение поданным рентгенографии, у 65 из 129 детей наблюдалась стабилизация.

У детей с другими нарушениями осанки значительно улучшились показатели физического развития, внешнего дыхания, полностью нормализировалась осанка.

Улучшение клинико-рентгенологических показателей у большинства исследуемых детей сочетались с улучшением внешнего дыхания, показателей ЭКГ и физического развития.

Предлагаемый нами способ реабилитации способствует улучшению физического развития, нормализации функции сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, помогает добиться коррекции искривления позвоночника, остановить развития патологического процесса.

Полученные результаты позволяют нам считать разработанный способ реабилитации детей с 1 степенью сколиоза и нарушениями осанки с помощью лечебной греблей и лечебного плавания, важным из средств реабилитации.

Предложенная комплексная система оздоровления и реабилитации детей и подростков должна быть взята на вооружение оздоровительных лагерей, школ, школ-интернатов, лицеев, техникумов, колледжей.

1. Способ оздоровления и физической реабилитации школьников с нарушением осанки или сколиозом 1 степени, включающий проведение ЛФК и массажа, отличающийся тем, что дополнительно проводят курс занятий оздоровительно-лечебным плаванием с увеличением нагрузки с 25 м на первом занятии по 25 м на каждом следующем занятии до нагрузки за весь курс, равной 1950 м, длительностью 12 дней - вначале проводимых через день, а последние три занятия - ежедневно, а также одновременно выполняют курс занятий на гребном тренажере В.Г. Пащенко, начиная со 100 гребков на первом занятии до 280 гребков на занятии в конце курса, с соответствующим увеличением нагрузки с 400 кг/м на первом занятии до 1680 кг/м на занятии в конце курса, курс 21 день, с суммарной нагрузкой 20 т 880 кг/м.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что греблю проводят на протяжении 21 дня за 186 мин при нагрузках 20 т 880 кг/м за 3720 гребков.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что помещение, в котором проходит дозированная гребля, насыщают отрицательно заряженными ионами в концентрации 500-5000 ионов 1 см3 при относительной влажности 30-40%.



 

Похожие патенты:

(57) Изобретение «Тренажер для тренировки гребцов» предназначено для тренировки спортсменов, выступающих в академической гребле. Компьютерно-тренажерный комплекс состоит из рамы, на которую установлена каретка с подвижным сиденьем для спортсмена, упорами для ног, рукояток условных весел, нагрузочного модуля, включающего аэродинамическую турбину, а также содержащий датчики усилий и перемещений.

Изобретение относится к спортивному инвентарю, а именно к тренировочным устройствам для гребцов. .

Изобретение относится к спорту, а именно к устройствам для оценки механической работы человека в процессе гребли. .

Тренажер // 2254893
Изобретение относится к области спорта, преимущественно может использоваться для развития и укрепления мускулатуры спортсменов пловцов и гребцов. .

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для тренировки гребцов. .

Изобретение относится к области спортивного инвентаря и может быть использовано в тренировочном процессе при первоначальном обучении, подготовке и переподготовке спортсменов-гребцов на байдарке для отработки гребной локомоции: энергетических, динамических и пространственно-временных показателей при тренировке "на берегу" на тренажерах, имитирующих греблю на байдарках.

Изобретение относится к области спортивного инвентаря и может быть использовано в тренировочном процессе при первоначальном обучении, подготовке и переподготовке спортсменов-гребцов на байдарке для отработки гребной локомоции: энергетических, динамических и пространственно-временных показателей при тренировке "на берегу" на тренажерах, имитирующих греблю на байдарках.

Изобретение относится к медицине, а именно к флебологии. Женщинам с тазовым венозным полнокровием назначают ежедневное ношение с перерывом на ночной сон компрессионных шорт второго класса.
Изобретение относится к восстановительной медицине, может быть использовано для лечения больных с нарушением проводимости по спинному мозгу, двигательными расстройствами.

Группа изобретений включает способ тренировки, профилактики и устранения дисфункций мышечно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника и устройство для его осуществления, относится и к области медицины, и к области спорта и может использоваться как для тренировки и укрепления мышечно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника самостоятельно любым здоровым человеком, так и для профилактики, реабилитации и устранения дисфункций у нуждающихся в нехирургическом лечении пациентов.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре, иппотерапии и может быть использовано в оздоровительных мероприятиях, направленных на укрепление/развитие физического состояния ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для проведения диафрагмального дыхания пациентами в процессе лечения хронических заболеваний брюшной полости, заболеваний спины и других, в том числе, с целью обучения правильному диафрагмальному дыханию.
Изобретение относится к методам лечения опорно-двигательного аппарата и может быть применимо для лечения плоскостопия. Способ осуществляют в два этапа: дистракционный - подготовительный и формирующий - основной.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, физиотерапии, лечебной физкультуре, и может быть использовано для реабилитации детей со спастическими формами ДЦП после ботулинотерапии.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам для динамической физиотерапии. Устройство содержит опору для по меньшей мере частичной поддержки и удержания части тела пациента, соединенный с ней манипулятор, который включает механизм с параллельными связями, первую часть и вторую часть, причем первая часть включает множество источников излучения сигнала, а вторая часть включает множество детекторов обнаружения по меньшей мере части сигнала, и/или первая или вторая часть содержит излучатель сигнала и по меньшей мере один инклинометр и/или гироскоп, при этом каждый сигнал, излучаемый источником и обнаруженный детектором, имеет время прохождения сигнала между соответствующим источником и детектором.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия.
Изобретение относится к медицине, мануальной терапии и заключается в сочетании долговременной изометрической работы минимальной интенсивности и пассивного растяжения мышц шейного и шейно-грудного отделов с использованием кистей, предплечий, подмышечной впадины врача и рычагов верхнего плечевого пояса пациента в виде семи последовательных комплексов приемов, раскрытых в формуле изобретения.
Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству. Для профилактики дистресса плода в родах у беременных в III триместре проводят спирографическое исследование. При снижении показателя минутного объема дыхания (МОД) менее 20 л/мин определяют латеральный поведенческий профиль асимметрий. В случае амбидекстрального профиля проводят беременным в 37-40 недель беременности дыхательные упражнения в коленно-локтевом положении с частотой 18-20 в 1 минуту 3-4 раза в день. У беременных с правым и левым профилями в I периоде родов проводят дыхательные упражнения в коленно-локтевом положении с частотой 22-24 в 1 минуту в интервалах между схватками. Способ позволяет профилактировать дистресс плода в родах, за счет улучшения адаптации организма беременных женщин к возрастающим во время беременности нагрузкам. 3 пр.
Наверх