Способ оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Сущность: к вращающемуся относительно горизонтальной оси контробразцу - усеченному конусу, погруженному в испытуемое топливо с заданной температурой, прижимают с постоянной нагрузкой сферический образец в форме шарика, жестко закрепленный в держателе. Держатель имеет возможность свободно вращаться относительно вертикальной оси с периодическим притормаживанием. По окончании испытания замеряют максимальный и минимальный диаметры дорожки износа на поверхности шарика и рассчитывают значение показателя износа. Показатель износа характеризует противоизносные свойства топлив. Технический результат: повышение достоверности оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей за счет приближения условий испытания к реальным условиям работы плунжерной пары топливного насоса газотурбинных двигателей. 1 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности.

Топливо для реактивных двигателей выполняет задачу смазки, снижая износ пар трения в агрегатах топливных систем авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), среди которых наиболее подвержена износу сфера головки плунжера в месте контакта с подпятником или наклонной шайбой плунжерного насоса-регулятора. Эта пара трения работает в условиях режима комбинированного трения (трения качения с проскальзыванием) при больших значениях контактного напряжения в паре трения и относительных скоростей перемещения ее элементов.

Топлива для реактивных двигателей, вырабатываемые с использованием различных процессов нефтепереработки, могут существенно различаться по уровню противоизносных свойств. Низкий уровень противоизносных свойств топлив приводит к уменьшению рабочего ресурса агрегатов топливных систем ГТД. Наиболее высоким уровнем противоизносных свойств обладают топлива на основе прямогонных керосиновых фракций, в то время как керосиновые фракции, получаемые с использованием гидрогенизационных процессов нефтепереработки, характеризуются неудовлетворительными противоизносными свойствами [1 - Аксенов А.Ф. Трение и изнашивание металлов в углеводородных жидкостях. М., «Машиностроение», 1977, с. 8]. Таким образом, топлива для реактивных двигателей в зависимости от технологии их производства можно качественно разделить на топлива с высоким и с низким уровнем противоизносных свойств. Количественную оценку уровня противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей проводят с помощью лабораторно-стендовых методов, моделирующих пару трения и условия ее работы на основе различных технических и методических решений.

Известен способ оценки противоизносных свойств реактивных топлив с использованием пары трения, работающей в режиме кулачкового механизма [2 - Филатов П.Г. и др. Лабораторный прибор для оценки противоизносных свойств моторных масел, гидравлических жидкостей и реактивных топлив. Вестник машиностроения №2, 1970, с. 54]. Роль кулачка выполняет стальной валик, вращающийся с небольшим эксцентриситетом, а в качестве толкателя используется диск из алюминиевого сплава с секторным вырезом, закрепленный в оправке, обеспечивающей вращение диска относительно его оси. Контакт валика и диска происходит по внутренней поверхности выреза, а прижатие диска к валику осуществляется приложением заданного крутящего момента к оправке. Особенности кинематики выбранной пары трения позволяют реализовать за один оборот валика попеременно режимы трения скольжения и трения качения.

Испытуемое топливо наносится в виде пленки на валик, а противоизносные свойства топлива оцениваются по продолжительности испытания до момента разрушения топливной пленки.

Недостатки данного метода заключаются в том, что материалы, выбранные для пары трения, и параметры их работы при испытании не соответствуют материалам пар трения и условиям их работы в реальных плунжерных насосах авиационных ГТД.

Известен также метод определения трибологических характеристик смазочных материалов по ГОСТ 9490-75, в котором узел трения представляет собой пирамиду из четырех контактирующих друг с другом стальных шариков. Три нижних шарика закрепляют неподвижно в чашке с испытуемым смазочным материалом. Верхний шарик, закрепленный в шпинделе машины, прижимается к нижним шарикам с заданным усилием и вращается относительно них с заданной частотой. Противоизносные свойства оценивают по величине износа нижних шариков. Недостатком метода является реализованный в нем режим трения скольжения, который не воспроизводит режима работы пар трения плунжерных насосов.

Наиболее близким к заявленному способу по технической сущности и взятым за прототип является метод определения противоизносных свойств топлив на аппарате шар-цилиндр. В указанном методе неподвижный стальной шарик диаметром 12,7 мм прижимают к вращающемуся с частотой 240 об/мин цилиндру, смазываемому тонкой пленкой топлива, при постоянных условиях нагружения 10 Н и температуры 25°C. Испытания проводят в течение 30 мин. Смазывающую способность (противоизносные свойства) топлива оценивают по диаметру пятна износа, образующегося на шарике. Рассчитывают диаметр пятна износа по среднеарифметическому диаметру пятна износа. [3 - ГОСТ Ρ 53715-2009 «Топлива авиационные для газотурбинных двигателей. Метод определения смазывающей способности на аппарате шар-цилиндр (BOCLE)»].

Недостатком известного метода является недостаточная достоверность оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, поскольку в методе реализуется только трение скольжения, а в реальных условиях в топливных насосах ГТД имеет место и трение качения с проскальзыванием.

Технический результат изобретения - повышение достоверности оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей за счет приближения условий испытания к реальным условиям работы плунжерной пары топливного насоса ГТД.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, включающем взаимодействие в течение заданного отрезка времени испытуемого топлива заданной температуры с парой трения, состоящей из неподвижного шарика и принудительно вращающегося контробразца, к которому прижимают с постоянным усилием шарик, по изменению поверхности которого оценивают противоизносные свойства топлива, а согласно изобретению шарик жестко фиксируют в держателе, закрепленном в подшипниковом узле с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, а в качестве принудительно вращающегося контробразца пары трения используют усеченный конус с углом α при большем основании, равным 10±1°, ось вращения которого перпендикулярна оси вращения держателя, взаимодействие анализируемого топлива с парой трения осуществляют в течение 60 мин при температуре топлива 60°C с усилием 130 Н, прикладываемым к держателю шарика, периодически его притормаживая, после чего отключают привод вращения усеченного конуса, замеряют максимальный и минимальный диаметры дорожки износа на поверхности шарика, рассчитывают показатель износа по следующей зависимости:

где Пи - показатель износа противоизносных свойств топлива, мм;

D - максимальный диаметр дорожки износа на шарике, мм;

d - минимальный диаметр дорожки износа на шарике, мм;

α - угол при большем основании усеченного конуса - контробразца, и при Пи≤2,50 мм топливо для реактивных двигателей оценивают как топливо с высоким уровнем противоизносных свойств.

На фиг. 1 представлена блок-схема установки, реализующей способ оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей.

На фиг. 2 показан вид дорожки износа на шарике после испытания.

Установка включает в себя контробразец - усеченный конус 1 с углом α при большем основании, равным 10±1°, закреплен на валу 2 электродвигателя 3, создающего принудительное вращение усеченного конуса 1. На нижнем конце вала 4 закреплен держатель 5 с жестко установленном в нем стальным шариком 6. Вал 4 закреплен в подшипниковом узле 7 с возможностью вращения вокруг своей оси. Верхний торец вала 4 вне подшипникового узла 7 имеет тормозное кольцо 8, периодически взаимодействуя с тормозной колодкой 9. Испытуемое топливо 10 залито в емкость 11. Подогрев топлива осуществляется электронагревателем 12. Постоянство температуры (60°C) поддерживается регулятором 13, сигнал на который поступает от термопары 14.

Приближение условий испытания к условиям работы плунжерных топливных насосов авиационных ГТД заключается в моделировании режима трения качения с проскальзыванием, характерного для реальных условий работы плунжерной пары топливных насосов авиационных ГТД, в которых перемещение плунжеров происходит по наклонной шайбе при вращении ротора насоса [4 - Лозовский В.Н. Диагностика авиационных и гидравлических агрегатов. - М.: Транспорт, 1979, с. 60].

При вращении конуса 1, контактирующего со стальным шариком 6, приводится во вращательное движение держатель 7, что создает контакт поверхности шарика 6 не в одной точке, а по дорожке 15 (фиг. 2). Режим трения качения с проскальзыванием достигается за счет периодического взаимодействия тормозной колодки 9 с тормозным кольцом 8.

Значение угла α=10° выбрано в качестве оптимального для выполнения условий обеспечения качения шарика 6 по боковой поверхности конуса 1 и минимизации боковых изгибающих усилий на держатель 5 и подклинивания подшипникового узла 7, в котором он закреплен.

Значение температуры топлива 60°C выбрано для обеспечения стабильного режима термостатирования топлива, поскольку при более низких температурах термостатирование затруднено из-за фрикционного тепловыделения в паре трения. При более высоких температурах начинает сказываться влияние окислительных процессов в трущихся поверхностных слоях металлов и в объеме топлива на процессы износа [1 - с. 37].

Контактное напряжение в месте контакта шарика и контробразца, составляющее 2200 МПа при выбранной осевой нагрузке на пару трения 130 Н, соответствует значениям контактного напряжения в серийных топливных насосах авиационных ГТД [4 - с. 295].

Для проведения оценки противоизносных свойств топлива использованы элементы пары трения: шарик 6 диаметром 12,7 мм по ГОСТ 3722, (как и в прототипе). Контробразец 1 - усеченный конус с диаметром большего основания 40 мм, углом при этом основании α=10° и высотой h=10 мм. Пара трения изготовлена из стали ШХ-15, соответствующей по твердости конструкционной стали ХВГ, применяемой для изготовления пар трения авиационных плунжерных насосов.

Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают контробразец 1 (см. фиг. 1) на приводной вал 2, шарик 6 фиксируют в держателе 5, заполняют резервуар 11 испытуемым топливом 10 в объеме 0,5 дм3 исходя из условий погружения контробразца 1 на 1/3 глубины. Прижимают шарик к контробразцу с усилием F=130 Н и включают электродвигатель 3 привода во вращение контробразца, принимая момент включения за начало испытания. Во время испытания продолжительностью 60 мин через каждые 3 минуты притормаживают в течение 2 минут цанговый держатель 5 с шариком 6, прижимая тормозную колодку 9 к тормозному кольцу 8, закрепленному на держателе 5, с усилием N=2 Н, обеспечивающим снижение частоты вращения держателя на 200 об/мин. После завершения испытания выключают электродвигатель 3, извлекают шарик 6 из держателя 5 и измеряют с помощью измерительного микроскопа максимальный и минимальный диаметры дорожки 15 износа на шарике 6 и рассчитывают показатель износа противоизносных свойств Пи по зависимости.

Заявляемым способом и способом по прототипу были исследованы образцы топлив ТС-1, РТ и базовых топлив РТ (гидроочищенные керосиновые фракция и керосиновая фракция гидрокрекинга без противоизносной присадки), результаты которых приведены в таблице.

Как видно из таблицы, результаты оценки противоизносных свойств по предлагаемому способу хорошо коррелируют с реальными противоизносными свойствами топлив и способом прототипа, однако в отличие от него гидроочищенные топлива без присадки классифицируют как топлива с низким уровнем противоизносных свойств.

Таким образом, заявляемый способ позволяет повысить достоверность оценки противоизносных свойств топлив для реактивных топлив за счет моделирования режима трения качения с проскальзыванием, характерного для реальных условий работы плунжерной пары топливных насосов авиационных ГТД.

Способ оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, включающий взаимодействие в течение заданного отрезка времени испытуемого топлива заданной температуры с парой трения, состоящей из неподвижного шарика и принудительно вращающегося контробразца, к которому прижимают с постоянным усилием шарик, по изменению поверхности которого оценивают противоизносные свойства топлива, отличающийся тем, что шарик жестко фиксируют в держателе, закрепленном в подшипниковом узле с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, а в качестве принудительно вращающегося контробразца пары трения используют усеченный конус с углом α при большем основании, равным 10±1°, ось вращения которого перпендикулярна оси вращения держателя, взаимодействие анализируемого топлива с парой трения осуществляют в течение 60 мин при температуре топлива 60°C с усилием 130 Н, прикладываемым к держателю шарика, периодически его притормаживая, после чего отключают привод вращения усеченного конуса, замеряют максимальный и минимальный диаметры дорожки износа на поверхности шарика, рассчитывают показатель износа по следующей зависимости:

где Пи - показатель износа противоизносных свойств топлива, мм;
D - максимальный диаметр дорожки износа на шарике, мм;
d - минимальный диаметр дорожки износа на шарике, мм;
α - угол при большем основании усеченного конуса - контробразца,
и при Пи≤2,50 мм топливо для реактивных двигателей оценивают как топливо с высоким уровнем противоизносных свойств.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу испытания на абразивный износ деталей машин при высокой температуре и высоких удельных давлениях и устройству для исследования абразивного износа деталей машин при высокой температуре и высоких удельных давлениях, позволяющее определить абразивный износ, возникающий при работе механического оборудования, работающего в экстремально неблагоприятных эксплуатационных условиях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для точного измерения торцевого износа ротора в процессе работы. Устройство содержит ротор, механически соединенный со статором, источник излучения, выход которого оптически соединен с входом блока оптики, два объектива, выходы которых оптически соединены с входами соответствующих фотоприемников, выходы которых соединены с соответствующими входами дифференциального усилителя, выход которого соединен с входом импульсного вольтметра.

Изобретение относится к области физики, а именно к исследованию материалов механическими способами. Устройство содержит основание, ленту шлифовальной шкурки, приводной механизм.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано для прогнозирования - контроля износостойкости твердосплавных режущих инструментов при их изготовлении, использовании или сертификации.

Изобретение относится к способам и устройствам для измерения переменных величин и может использоваться в железнодорожных депо для контроля износа пластин коллектора.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при определении стойкости инструмента методом, основанным на корреляции между магнитными и физико-механическими свойствами.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано для прогнозирования - контроля износостойкости твердосплавных режущих инструментов при их изготовлении, использовании или сертификации.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано для прогнозирования - контроля износостойкости твердосплавных режущих инструментов при их изготовлении, использовании или сертификации.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания сплавов, покрытий и других материалов, работающих в условиях высокотемпературной эрозии, характерных для труб топочных экранов бойлеров тепловых электростанций.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано для прогнозирования - контроля износостойкости твердосплавных режущих инструментов при их изготовлении, использовании или сертификации.

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для определения стойкости гранулированных материалов к истирающим нагрузкам в интенсивном режиме, в частности катализаторов крекинга. Устройство содержит испытательную камеру, состоящую из корпуса и крышки, жестко закрепленную на штоке, совершающем вертикально возвратно-поступательное перемещение 1300 раз в минуту посредством кривошипно-шатунного механизма. Испытательная камера имеет овальную внутреннюю геометрию, позволяющую снизить вклад ударной нагрузки и увеличить роль истирающей нагрузки на гранулированные материалы в процессе испытаний. Технический результат: возможность моделировать процессы истирания частиц в реакторах с движущимся слоем катализаторов. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют tинк по графику R=ƒ(t), где по оси ординат откладывают R - значение высотного параметра шероховатости поверхности, подвергаемой кавитационному воздействию, по оси абсцисс - t - время кавитационного воздействия. Предварительно измеряют Rэ поверхности объекта-эталона после окончания инкубационного периода tинк и далее на графике через точку Rэ проводят линию, параллельную оси абсцисс. Измеряют R исследуемого объекта: Ro при t0=0; R1 при t1<tинк, после чего измеренные значения наносят на график и через точки (t0, Ro) и (t1, R1) проводят прямую до пересечения с вышеуказанной параллельной линией и далее по абсциссе точки пересечения определяют прогнозируемую продолжительность инкубационного периода исследуемого объекта. В качестве эталона выбирают изделие, используемое по аналогичному с исследуемым объектом назначению, из материала, идентичного исследуемому. Технический результат: возможность прогнозирования продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания. 3 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для определения триботехнических характеристик. Устройство содержит основание, на котором установлены направляющие линейного перемещения образца, нижнюю и верхнюю подвижные платформы, съемные держатели с пазами для взаимного размещения в них соответственно образца и контробразца, связанные с соответствующими платформами, привод возвратно-поступательного перемещения нижней платформы образца, выполненный в виде кривошипно-шатунного механизма, соединенного с двигателем, датчики регистрации линейных перемещений образца и контробразца, механизм нагружения образцов, включающий привод нагружения, соединенный винтовой передачей с реверсивным двигателем, датчик силы нагружения, соединенный с приводом нагружения, и регистрирующую аппаратуру, соединенную с датчиком силы нагружения и датчиками регистрации линейных перемещений. Устройство дополнительно содержит направляющие линейного перемещения контробразца, установленные на верхней подвижной платформе, вертикальные стойки, смонтированные на основании, на которых закреплены направляющие для линейного перемещения образца и контробразца. Направляющие для контробразца закреплены на стойках с возможностью вертикального перемещения и фиксации. Помимо этого устройство дополнительно содержит блок управления механизмом нагружения и перемещением нижней платформы. Верхняя платформа с двух сторон снабжена пружинами, закрепленными с возможностью регулирования усилия сжатия, и датчиками регистрации усилий сжатия, съемные держатели закреплены на подвижных платформах посредством соединения «ласточкин хвост», а механизм нагружения образцов выполнен в виде двух плит, нижняя из которых установлена на направляющих линейного перемещения контробразца и закреплена на стойках с возможностью вертикального перемещения с помощью роликовых направляющих, а на верхней плите, концы которой тоже закреплены на стойках, установлен привод нагружения. Датчик силы нагружения, выполненный двунаправленным, расположен между плитами, кроме того, все направляющие выполнены прецизионными. Технический результат: разработка компактного высокоточного прибора контроля триботехнических характеристик трибосопряжений при одновременном повышении быстродействия и точности измерений. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для проверки стойкости антикоррозионных покрытий на истирание, например для аспирационных трубопроводов. Устройство содержит корпус, привод, нагрузочное устройство, испытуемые образцы и истирающий элемент, барабан, при этом в качестве нагрузочного устройства используют лабораторную мельницу для помола строительных материалов, в зоне помола которой на подвеске расположены испытуемые образцы в виде металлических пластинок с нанесенным на них антикоррозионным покрытием, а в качестве истирающего элемента используют кварцевый песок, расположенный в зоне помола. Внутренняя часть барабана имеет распылители кварцевого песка в виде ребер, которые проходят через зону помола. К подвеске присоединен вибратор кулачкового типа и она связана с корпусом упругим элементом в виде пружины. Технический результат: повышение надежности воздействия истирающего элемента на испытуемые образцы. 1 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для трибологических испытаний наружных и внутренних цилиндрических поверхностей образцов, и может быть использовано при испытаниях на износ, например, гильз цилиндров, валов и т.п. Многопозиционная машина трения содержит корпус, держатели образцов и контробразцов, привод вращения и механизмы нагружения. Механизм нагружения выполнен в виде автономных узлов для каждой пары трения, установленных на Г-образных держателях, при этом держатели расположены по разные стороны параллельно оси держателя образцов и смещены относительно друг друга на величину, равную половине расстояния l между осями установки узлов механизмов нагружения, создавая тем самым только одну пару трения в плоскости контакта образец - контробразец, а каждый узел нагружения содержит гидроцилиндр одностороннего действия, шток которого через силоизмеритель соединен с узлом прижима шарнирно закрепленного в стакане подпружиненного контробразца к образцу; при этом выход и вход гидроцилиндра соединены трубопроводами соответственно с входом и выходом гидростанции, к которой подключены узел подачи электроэнергии и станция управления системой с выходом и входом на ЭВМ или персональный компьютер через блок усилителя сигналов аналого-цифрового и цифроаналогового преобразователя. Технический результат: расширение функциональных возможностей при проведении многофакторного эксперимента, повышение производительности, точности и достоверности результатов испытаний. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для проверки стойкости антикоррозионных покрытий на истирание, например для аспирационных трубопроводов. Аппарат содержит корпус, привод, нагрузочное устройство, испытуемые образцы и истирающий элемент, барабан. В качестве нагрузочного устройства используют лабораторную мельницу для помола строительных материалов, в зоне помола которой на подвеске расположены испытуемые образцы в виде металлических пластинок с нанесенным на них антикоррозионным покрытием. В качестве истирающего элемента используют кварцевый песок, расположенный в зоне помола. Внутренняя часть барабана имеет распылители кварцевого песка в виде ребер, которые проходят через зону помола. Ребра выполнены с изменяющейся площадью контакта с кварцевым песком за счет установленных на пружинах на ребрах подвижных в радиальном направлении дополнительных пластин с возможностью входа и выхода из зоны помола под действием центробежных сил. Технический результат: повышение надежности воздействия истирающего элемента на испытуемые образцы. 1 ил.

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и может быть использовано при оценке износостойкости образца из любого материала при действии на них абразивных частиц. Сущность: осуществляют изнашивание торца образца при поступательном движении с вращением вокруг собственной оси относительно нормально расположенной абразивной поверхности. Обеспечивают условие, при котором путь, проходимый образцом при поступательном движении, не превышает длину его окружности, а частоту вращения образца задают равной 500 мин-1. Технический результат: возможность повысить максимальную нагрузку на образец без разрушения основы шкурки (бумага, полотно), что также способствует ускорению процесса испытаний.

Новая конструкция держателя колодки для роликовых машин трения относится к области трибологии и предназначено для установки колодок на машинах трения «Амслер» и других аналогичных типов при проведении износных испытаний. Отличие его заключается в том, что в нижней части пластины 1 выполнен паз Б, плоскость симметрии которого проходит через ось основного отверстия, а в центре перемычки паза Б установлен сферический конус 2 для базирования исследуемой колодки, причем в боковых стенках паза В и Г выполнены отверстия с расположенными в них пружинами 3 и винтами 4, предотвращающими выпадение колодки из держателя в процессе сборки. Для проведения измерений электросопротивления трибоконтакта основное отверстие А пластины снабжено электроизолирующим кольцом 5. Техническим результатом является расширение области применения, повышение точности определения коэффициента трения и снижение трудоемкости проведения испытаний. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к лабораторным стендам для испытаний почворежущих элементов сельскохозяйственных машин. Круговой почвенный стенд состоит из каркаса, приводного механизма, уплотнительных катков, грузов, рыхлителей почвенной массы, резервуара воды с капельницей, кругового почвенного канала, приспособления с гнездом для установки испытуемого образца. Стенд снабжен дополнительным приспособлением с гнездом для установки эталонного образца. Оба гнезда расположены под углом 35-45° по отношению к наружной стенке почвенного канала с расстоянием между гнездами 1,5-1,7 м. Таким конструктивным решением обеспечивается повышение точности определения износа почворежущих лезвий. 3 ил.

Изобретение относится к области трибодиагностики и может быть использовано при оценке состояния качества поверхностей пары трения «металл-металл» эндопротеза тазобедренного сустава, а также аналогичных других сферических поверхностей. Испытательная машина эндопротезов тазобедренных суставов с парой трения «металл-металл» содержит воздушный компрессор, соединенный с нагрузочным адаптером, воздействующим на первичный адаптер, подключенный к двигателю, который соединен с датчиком положения угла поворота, подключенным к интерфейсу, который соединен с электронной вычислительной машиной, а через последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь и инструментальный усилитель подключен к трибосопряжению с парой трения «металл-металл», к которой подключен источник тока, и через датчик силы соединен с опорной плитой, на которой закреплена чашка, относительно которой вращается головка, закрепленная в первичном адаптере. Изобретение обеспечивает возможность получения исчерпывающей информации о динамике процессов, происходящих в зоне трения трибоузла, за счет использования 3-х измерительных каналов, синхронизированных между собой и совместно принимаемых интерфейсом, с последующим их выводом и визуализацией на ЭВМ, что позволяет более объективно оценивать качество поверхностей пары трения «металл-металл» и формировать и хранить диагностическую информацию об их состоянии. 4 ил.

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Сущность: к вращающемуся относительно горизонтальной оси контробразцу - усеченному конусу, погруженному в испытуемое топливо с заданной температурой, прижимают с постоянной нагрузкой сферический образец в форме шарика, жестко закрепленный в держателе. Держатель имеет возможность свободно вращаться относительно вертикальной оси с периодическим притормаживанием. По окончании испытания замеряют максимальный и минимальный диаметры дорожки износа на поверхности шарика и рассчитывают значение показателя износа. Показатель износа характеризует противоизносные свойства топлив. Технический результат: повышение достоверности оценки противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей за счет приближения условий испытания к реальным условиям работы плунжерной пары топливного насоса газотурбинных двигателей. 1 табл., 2 ил.

Наверх