Способ психокоррекции избыточного веса и ожирения

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания. Затем проводят базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий 4 сеанса по 4-4,5 ч. На первом сеансе при помощи рациональной психотерапии объясняют этапы предстоящей программы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, при этом дают рекомендации по питанию и проводят медитативную технику, направленную на обучение чувству насыщения желудка. На втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психотерапии навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности и завершают сеанс техникой «связного дыхания», направленной на ускорение обменных процессов и снятие эмоционального напряжения. На третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием, обучают пациента способу преодоления данного паттерна поведения с разделением понятия голода и аппетита, проведением работы с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс повторной техникой «связного дыхания». На четвертом сеансе обсуждают достигнутый результат и эмоциональное состояние пациента с корректировкой рекомендаций, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания. Далее через месяц после четвертого сеанса проводят пятый сеанс в течение 2-3 ч, на котором обсуждают эмоциональное и физическое самочувствие пациента, темпы снижения веса, дают рекомендации по закреплению достигнутого результата, а также индивидуальные рекомендации пациенту по преодолению возникших сложностей в процессе снижения веса и проводят медитативную или дыхательную технику, направленную на снятие эмоционального напряжения и поддержки мотивации на дальнейшую работу. На протяжении всего периода коррекции проводят сеансы поддержки пациента «Индивидуальное психологическое консультирование», состоящие из проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, с семейными и с внутриличностными проблемами, с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии оказывают помощь пациенту в снижении веса и преодолению рецидивов. Также для пациентов, которые не выполняют рекомендации по питанию и склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведению проводят дополнительные курсы по снижению веса и ожирения. Способ позволяет повысить эффективность снижения веса за счет создания более эффективной системы психологической поддержки и предотвратить рецидивы на основе понимания и правильного использования психологических и поведенческих механизмов при соблюдении последовательности проводимых курсов коррекции. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения.

Ожирение является актуальной проблемой современного общества. По данным на 2013 год, в России 23% людей имеют ожирение, и эта цифра продолжает расти. Снижение веса - актуальная задача, решение которой позволяет улучшить состояние здоровья, качество жизни и продлить жизнь пациента. Согласно рекомендациям экспертов Европейской Ассоциации по изучению ожирения и Всемирной Организации Здравоохранения, безопасные темпы снижения веса должны составлять 0,5-1 кг/нед, или 2-4,5 кг/мес. Учитывая, что у некоторых людей количество избыточной жировой массы достигает 30, 40, 50 и более кг, срок снижения веса, с учетом данных рекомендаций, может растянуться на 10, 12, 15 и более месяцев. При этом некоторые другие клиенты не нуждаются в столь значимом снижении веса, и их срок снижения может составлять лишь 2-4 месяца. Этот фактор - разница в ситуации пациента - никогда ранее не учитывался при создании различных методов снижения веса. Более того, большинство других методов опираются исключительно на эмпирически-описательный подход с отсутствием фундаментальной биологической, психологической или поведенческой базы. Учитывая эти факторы, нами был разработан уникальный био-психо-социальный подход, в основе которого лежат принципы когнитивно-поведенческой психотерапии и который рассчитан на помощь разным группам пациентов с избыточным весом, включая морбидное ожирение.

В настоящее время существует большое количество способов снижения веса фармакологических, хирургических, психотерапевтических. Вместе с тем, эффективность подавляющего большинства из них невысока.

Известен способ снижения веса (патент РФ №2094064, опубл. 27.10.1997) не учитывает психологического профиля пациентов, не предлагает способов профилактики рецидивов. Психологическая поддержка в данном случае имеет весьма ограниченный по времени характер и не всегда может обеспечить длительность процесса снижения веса.

Известен способ снижения веса (патент РФ №2223797, опубл. 20.02.2004) построен на принципах доказанных по эффективности поведенческих подходов и опирается на исследование психологической структуры пациента. Вместе с тем, предлагаемый период интервенций и поддержки (2 месяца) слишком короток, чтобы обеспечить существенное снижение веса, а прекращение поддержки со стороны психотерапевта может нарушить сформированный стереотип пищевого поведения и существенно снизить эффективность метода в целом.

Известен способ снижения веса (патент РФ №2248815, опубл. 27.03.2005), предполагающий разделение «истинного» и «ложного» чувства голода, подразумевающий обучение новым навыкам пищевого поведения, ведение пищевого дневника и длительную (до 6 месяцев) поддержку. Вместе с тем, в данном случае недостаточно внимания уделяется мотивации и психологическому настрою пациентов, недостаточно четко прописаны диетологические рекомендации, что может существенно снизить эффективность процесса снижения веса.

Наиболее близким к предлагаемому является способ коррекции массы тела человека с помощью психологического воздействия (патент РФ №2352363, опубл. 20.04.2009). Формируют группы пациентов на основании тестирования для выявления причин набора избыточной массы тела. Коррекцию проводят в течение 7 сеансов (два индивидуальных, пять групповых) в вечернее время. Проводят два сеанса дыхательных упражнений с элементами трансперсональной терапии, рефлексотерапию проводят в виде акупрессуры, дополнительно проводят курс остеопатии. Курс остеопатии проводят с регулярностью 1 раз в неделю первые два сеанса и 1 раз в две последующие недели, а сеансы проводят одновременно специалисты - мужчина и женщина. Способ позволяет увеличить эффективность лечения за счет снижения рисков инфицирования и увеличения сроков ремиссии. Данный способ подразумевает предварительное тестирование пациентов, когнитивно-поведенческая психотерапия сочетается с элементами трансперсональной, в качестве дополнительного воздействия используется курс остеопатии. Предлагаемый 7-дневный курс не всегда является достаточно длительным для достижения желаемого результата и не может обеспечить предотвращение рецидивов в средне- и долгосрочной перспективе (например, при начале рецидива в период 6-10 месяцев с момента начала снижения веса).

Новый технический результат - получение устойчивого лечебного эффекта, за счет формирования модели нового пищевого поведения, которая может оставаться стабильной на протяжении длительного времени, снижение осложнений, вызываемых депрессией.

Для достижения технического результата, в способе психологической коррекции избыточного веса и ожирения, включающем предварительное тестирование пациентов, когнитивно-поведенческую психотерапию в сочетании с элементами трансперсональной психотерапии, формируют целевой стереотип регулярного питания с необходимым для снижения и контроля веса нутриентным и количественным составом пищи, путем использования многоуровневого комплекса, представляющего совокупность курсов коррекции, применяемых в определенных сочетаниях в зависимости от начальной массы тела и особенностей снижения веса пациента в течение 1-2 года:

ознакомительного курса «Азбука стройности», включающего одну или несколько встреч длительностью до 4 часов для пациентов без лишнего веса, при котором проводят первичную профилактику набора веса, а также для пациентов, имеющих лишний вес или ожирение проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания, необходимыми для снижения и контроля веса,

базового курса по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающего 4 занятия, проводимых в течение 4-4,5 часов и контрольную встречу через месяц в течение 2-3 часов, для корректировки пищевого поведения и получения рекомендаций по дальнейшей работе в этом направлении,

курса «Экспресс - поддержки», состоящего из двух дней занятий, по 4 часа, который проводят после прохождения базового курса для пациентов, которые столкнулись со значительными сложностями в процессе снижения веса, перестали выполнять часть значимых рекомендаций, или склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведения,

курса «Академия стройности», состоящего из восьми занятий по 3 часа в течение 2 месяцев, который проводят через полгода после прохождения базового комплекса при регулярных нарушениях рекомендаций базового комплекса, наличии расстройств пищевого поведения, невротических, аффективных, тревожных и некоторых видов личностных расстройств,

курса «Университет стройности», состоящего из 48 встреч, 4 встречи в месяц по 3 часа, который проводят через год после прохождения основного базового курса,

также, курса поддержки пациентов «Индивидуальное психологическое консультирование», проводимого на протяжении всего периода лечения, время работы которого подбирают индивидуально с каждым пациентом,

причем в базовом курсе «Школа стройности» на первом сеансе, при помощи рациональной психологии производят первичное погружение пациента в основные этапы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, позволяющий клиенту адекватно представлять необходимые этапы работы, которые ему придется освоить для эффективного снижения веса по программе, при этом, дают основные рекомендации по питанию, вместе с тем проводят медитативную технику, позволяющую усилить тонус желудка, на втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психологии основным навыкам подбора рациона и рационального питания, а так же способам соблюдения коридора калорийности, завершает сеанс техника «Свободного связанного дыхания», на третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом, на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием и дают рекомендации по способу преодоления данного паттерна поведения, пациента учат разделять понятия голода и аппетита, также начинают работу с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс техникой «Свободного связанного дыхания», на четвертом сеансе закрепляют материал, обсуждают эмоциональное состояние пациентов на момент окончания четырехдневного курса, корректируют способ выполнения пациентами рекомендаций, с помощью рациональной психологии выясняют скрытые, психологические причины набора веса, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания, на пятом сеансе корректируют пищевое поведение пациента и оказывают психологическую поддержку путем обсуждения эмоционального и физическое самочувствие участников, темпы снижения веса, дают необходимые рекомендации по закреплению результата, а так же индивидуальные рекомендации пациенту, столкнувшемуся с различными сложностями в процессе снижения веса, проводят медитативную или дыхательную технику,

при выполнении курса «Экспресс - поддержки», на первом сеансе проводят обсуждение индивидуальных сложностей в процессе снижения веса, корректируют пищевое поведение пациента, вспоминают основные этапы базового курса, дают поддержку и эмоциональный ресурс для дальнейшей работы, так же, проводят медитативную технику, завершают сеанс техникой «Свободного связанного дыхания», на втором сеансе обсуждают эффективность возвращения в поведении рекомендаций, делают основной упор на психологическую составляющую процесса переедания и причин рецидива, с помощью рациональной психологии формируют образ позитивного будущего и проводят мотивацию на достижение желаемого результата, при этом переориентируют пациентов с «магических» техник, типа сокращения желудка, на работу с собой, показывают влияние социальных факторов на их поведение, показывают путь к хорошим результатам в виде заботы о себе и изменении отношении с окружающими, завершают сеанс техникой «Свободного связанного дыхания»,

курс «Академия стройности» включает групповые и психологические методы, также методы телесно-ориентированной психологии, с помощью которых планомерно прорабатывают темы изменения запроса от снижения веса на изменения качества жизни: изменения пищевого поведения, изменения в сфере межличностных отношений границами собственного тела, работы с самооценкой пациента, воссоединение контакта с собственным телом, принятия ответственности за регулирование собственного веса, при этом, комплекс включает собеседования, трансы и техники из телесно-ориентированной терапии, на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, отрабатывают новые стереотипы реагирования в различных ситуациях, проводят работу с переживанием чувства «пустоты», границами собственного тела, обсуждают тему заботы о себе, проводят работу с самооценкой пациента на принятие себя, своих чувств и эмоций, затрагивают и изменяют базовые глубинные убеждения, включают техники по телесно-ориентированной терапии, как опыт получения удовольствия от собственного тела,

курс «Университет стройности» включает регулярные встречи направленные на глубокое проникновение в индивидуальные психологические особенности пациетов, раскрытие, понимание себя и своего отношения к проблеме «лишнего веса», путем методов когнитивно - поведенческой, рациональной психотерапии, гуманистической психологии, телесно- ориентированной психотерапии, медитативных техник,

курс «Индивидуальное психологическое консультирование» направлен на глубокое изучение для проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, семейными, а так же с внутриличностными проблемами и помощь пациету в более эффективном снижении веса и преодолению рецидивов на основе подходов когнитивно-поведенческой психотерапии.

Предлагаемый способ основан на коррекции пищевого поведения в рамках когнитивно-поведенческого подхода. Теоретическая модель модификации поведения описывается формулой , где А - активирующее событие, В - когнитивная переработка информации, СE - эмоциональная реакция, СB - поведенческая реакция. Терапевтические интервенции подразумеваются на всех этапах: на уровне А в форме работы психотерапевтической группы, групповой динамики, предоставления информации о рациональном питании и т.д. На уровне В на первых этапах групповой работы происходит выявление сознательных или бессознательных дисфункциональных (ошибочных) убеждений пациентов в области пищевого поведения, построения межличностных отношений, формирования самооценки и т.д. На последующих этапах психотерапевт конфронтирует с дисфункциональными убеждениями пациента путем предоставления новой информации, в большей степени соответствующей реальности, а также путем анализа и проверки существующих убеждений. На уровне эмоциональных реакций СЕ обсуждают максимально возможное выражение возникающих эмоций, а также проводят ряд психотерапевтических техник, позволяющих уменьшить уровень эмоционального напряжения (свободное связанное дыхание, релаксационные техники, техники из телесноориентированного подхода, и т.д.). На уровне СB интервенции проходят в виде конкретных домашних заданий, которые могут быть связаны с пищевым поведением (формирование рациона, подсчет калорийности и т.д.) или непосредственно не связаны с пищевым поведением, но иметь отношение к другим значимым сферам жизни, вызывающим сильные эмоциональные переживания (межличностным отношениям, целям в жизни и др.).

В результате проводимой комплексной интервенции происходят существенные сдвиги в мировоззрении пациента (подразумевающие возможность уделять себе больше времени, ставить себя на первое место в ряде ситуаций, любить себя) за счет изменения когнитивных оценок пациента, человек получает достоверную информацию о пищевом поведении, научается более адекватно проживать возникающие эмоции и получает опыт успешного разрешения сложной в прошлом задачи (снижение веса). В итоге происходит сначала краткосрочное изменение поведения, убеждений и эмоционального состояния клиента, которое в последующем становится более стойким за счет того, что вес начинает заметно снижаться, и поведение человек формирует новые для него активирующие события. Формула приобретает законченный вид,

в котором поведение СB становится самоподкрепляющимся. Это позволяет данной модели поведения оставаться стабильной на протяжении длительного времени, необходимого для снижения веса (от нескольких месяцев до 1,5-2 лет и более). По своей сути данная модель описывает процесс обучения и самоподкрепления нового пищевого поведения, необходимого для снижения и длительного контроля веса, в рамках когнитивно-поведенческой модели.

Рекомендуемая экспертами ВОЗ и Европейской ассоциации по изучению ожирения скорость снижения веса составляет 0,5-1 кг/нед, или 2-4,5 кг/мес. Соответственно, общее время снижения веса может составлять (в зависимости от начального веса и количества необходимых сбрасываемых килограммов) от 2 до 12 и более месяцев. За это время работа данной самоподкрепляющейся модели может нарушаться. Из типичных проблемных ситуаций чаще возникают: 1) длительная остановка в снижении веса (за счет объективных процессов реадаптации тела к сниженному весу, соматических заболеваний и др), что нарушает процесс самоподкрепления пищевого поведения и может приводить к «срывам» и нарушениям рекомендаций; 2) ситуации выраженного дистресса, когда формируются сильные отрицательные эмоции на уровне СЕ и снижается значимость самого процесса снижения веса на уровне В, что также может приводить к нарушениям рекомендаций и выходу из программы контроля веса; 3) различные психологически или культурально обусловленные ситуации переедания (праздники), когда изначально нарушается пищевое поведение СB, а в дальнейшем возникает чувство вины, теряется эффект самоподкрепления поведения, и человек перестает выполнять необходимые рекомендации. Описанные самые типичные ситуации нередко приводят к нарушениям пищевого поведения и, как следствие, - прекращению снижения веса или его повторному набору. Кроме того, у разных людей разная обучаемость и скорость формирования навыков, обусловленные разным жизненным опытом, темпераментом, психологическими характеристиками гибкости/ригидности и т.д. Также, в процессе снижения веса могут возникать различные проблемные ситуации, связанные с нарушениями сформированного пищевого поведения. Все эти факторы формируют крайне разнородную картину прогноза возможного развития процесса снижения веса для каждого пациента, что делает необходимым создание гибкой многоуровневой системы оказания помощи данным пациентам: кому-то достаточно однократного и достаточно быстрого формирования пищевого поведения (в дальнейшем оно продолжает функционировать по принципу самоподкрепления), кому-то нужна краткосрочная и психологическая помощь на более отдаленных этапах (например, снова «войти» в необходимое поведение после переедания на праздники), а кто-то нуждается в длительной регулярной психологической помощи на всем процессе снижения веса. В связи с таким запросом предложена многоуровневая модель, состоящая из нескольких этапов психотерапевтической поддержки - базового тренинга, краткосрочного курса «Экспресс-поддержки» и длительного курса «Академии стройности» - предназначенные для разных людей в разных ситуациях в процессе снижения и контроля веса.

Именно с применением описанной модели был разработан многоуровневый комплекс, включающий несколько курсов коррекции лишнего веса, рассчитанный на разные варианты процесса снижения веса на срок 1-2 года. Учитывая все недостатки предыдущих методик по снижению веса, был разработали универсальный (полноценный) длительный комплекс, позволяющий учитывать индивидуальные особенности каждого из пациентов. Комплекс состоит из нескольких курсов:

1) ознакомительного курса «Азбука стройности», который рассчитан на самый широкий круг участников и слушателей. Включает в себя 1 или несколько встреч длительностью до 4 часов, имеющие целью: для людей без лишнего веса - первичную профилактику набора веса; для людей, имеющих лишний вес или ожирение -ознакомление с базовыми принципами рационального питания, необходимыми для снижения и контроля веса.

2) базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий в себя 4 занятия по 4-4,5 часа и контрольную встречу через месяц (2-3 часа), на которой проводят корректировку пищевого поведения пациентов, и дают рекомендации по дальнейшей работе в этом направлении.

3) курс «Экспресс - поддержки», состоящий из двух дней занятий, по 4 часа, который может рекомендуют пациентам через 3-4 месяца после прохождения базового комплекса.

4) курс «Академия стройности», состоящий из восьми занятий по 3 часа в течение 2 месяцев, который рекомендуют пациентам через полгода после прохождения базового комплекса.

5) курс «Университет стройности», состоящий из 48 встреч (4 встречи в месяц) по 3 часа, рекомендуют для прохождения пациентам через год после прохождения основного базового курса по снижению избыточного веса.

6) курс «Индивидуальное психологическое консультирование», как дополнительная форма поддержки пациентов на протяжении всего двухгодового курса. Время работы подбирают индивидуально с каждым клиентом.

Способ осуществляют следующим образом

Базовый курс «Школа стройности» включает в себя:

Первый сеанс:

На первом сеансе, при помощи рациональной психологии производят первичное погружение клиента в основные этапы по снижению избыточного веса, заключается психотерапевтический контракт, позволяющий пациенту адекватно представлять необходимые этапы работы, которые ему придется освоить для эффективного снижения веса по программе центра. Дают основные рекомендации по питанию (частое питание, не реже 5 раз в сутки, подсчет калорийности, употребление витаминов, животного белка и ложки растительного масла). Вместе с тем проводят медитативную технику, позволяющую усилить тонус желудка, лучше чувствовать насыщение.

Второй сеанс:

Включает в себя процесс обучения пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психологии основным навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности (в рамках 1000-1600 ккал, в зависимости от показателей основного обмена пациента). Завершает сеанс техника «Свободного связанного дыхания», способствующая ускорению обменных процессов пацентов и снятию эмоционального напряжения.

Третий сеанс: направлен, прежде всего, на психологическую проработку причин переедания пациентов. В этом курсе на основании когнитивной модели производят разбор ситуаций, в которых пациенты сталкиваются с экстернальным и эмоциогенным перееданием, и дают рекомендации по способу преодоления данного паттерна поведения. Пациентов учат разделять понятия голода и аппетита. Также, начинают работу с мотивационным компонентом процесса снижения веса. Завершает сеанс повторной техникой «Свободного связанного дыхания», способствующей ускорению обменных процессов пациентов, и снятию эмоционального напряжения.

Четвертый сеанс является завершающим этапом в базовом блоке, поэтому на нем идет закрепление материала, обсуждение эмоционального состояния пациентов на момент окончания четырехдневного курса. Корректируют способ выполнения пациентами рекомендаций. Также, с помощью рациональной психологии выясняют скрытые, психологические причины набора веса. Дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания.

Пятый сеанс «Завершающая встреча». Основной задачей данной встречи является корректировка пищевого поведения пациентов и психологическая поддержка. Производят обсуждение эмоционального и физического самочувствия участников, темпов снижения веса, возникающих сложностей. Дают необходимые рекомендации по закреплению результата, а так же дают индивидуальные рекомендации пациентам, столкнувшимся с различными сложностями в процессе снижения веса. Проводят медитативную или дыхательную технику, позволяющую снять эмоциональное напряжение и поддержать мотивацию на дальнейшую работу.

2) Курс «Экспресс - поддержки». Данная курс рекомендуют тем пациентам, которые столкнулись со значительными сложностями в процессе снижения веса, перестали выполнять часть значимых рекомендаций, или склонны к частым периодам рецидива и возврата к прежнему пищевому поведению.

1) Первый сеанс:

Проводят обсуждение индивидуальных сложностей в процессе снижения веса, и корректируют пищевое поведение пациентов. Вспоминают основные этапы базового курса. Дают поддержку и эмоциональный ресурс для дальнейшей работы. Так же проводят медитативную технику, позволяющую усилить тонус желудка, лучше чувствовать насыщение.

Завершают сеанс техникой «Свободного связанного дыхания», способствующей ускорению обменных процессов и снятию эмоционального напряжения.

2) Второй сеанс:

Обсуждают эффективность возвращения в поведение рекомендаций, делают основной упор на психологическую составляющую процесса переедания и причин рецидива. С помощью рациональной психологии формируют образ позитивного будущего и формируют мотивацию на достижение желаемого результата. При этом необходимо переориентировать пациентов с «магических» техник типа сокращения желудка на работу с собой, показать влияние социальных факторов на их поведение, показать путь к хорошим результатам в виде заботы о себе и изменении отношении с окружающими.

3) Завершают сеанс повторной техникой «Свободного связанного дыхания», способствующей ускорению обменных процессов пациентов, и снятию эмоционального напряжения.

3. Курс «Академия стройности»:

Рекомендуют для прохождения всем пациентам для более глубокой проработки психологических и социальных факторов набора веса. Особенно при регулярных нарушениях рекомендаций базового курса, наличии расстройств пищевого поведения, невротических, аффективных, тревожных и некоторых видов личностных расстройств.

С помощью групповых психологических методов и методов телесно-ориентированной психологии планомерно прорабатывают темы изменения запроса от снижения веса на изменения качества жизни.

- изменения пищевого поведения

- изменения в сфере межличностных отношений (границами собственного тела).

- работа с самооценкой пациента

- воссоединение контакта с собственным телом (работа с чувством «пустоты»).

- принятия ответственности за регулирование собственного веса.

Встречи наполняют собеседованием, трансами и техниками из телесно-ориентированной терапии. «Забирая» на тренинге по коррекции избыточного веса возможность переедания как неэффективную и инфантильную, но часто работавшую в прошлом психологическую защиту, необходимо на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях отработать новые стереотипы реагирования в различных ситуациях. Проводят работу с переживанием чувства «пустоты», границами собственного тела, что дает возможность эффективно уменьшать аппетит и выраженность переедания. Также проводят обсуждение такой важной темы, как заботе о себе. Работая с самооценкой пациента на принятие себя, своих чувств и эмоций, затрагивают и изменяют базовые глубинные убеждения, что способствует росту личности и более стабильным изменениям пищевого поведения.

Пациенты, у которых есть нарушения в сфере саморегуляции, не могут в реальной жизни самостоятельно подобрать для себя удовольствия. На группе «Академия стройности» включение техник по телесно ориентированной терапии обязательно, как опыт получения удовольствия от собственного тела уже на группе.

4. Курс «Университет стройности»

Данный курс служит для глубокой проработки внутренних психологических механизмов формирования неправильного пищевого поведения, ведущего к набору веса и ожирению. Внутри многие пациенты с лишним весом не чувствуют себя хорошими, поэтому не способны удовлетворять собственные потребности или устанавливать дружеские взаимоотношения. Они мечутся между самопожертвованием и эгоцентризмом. Требующая и ожидающая позиция сменяется презрительным отвержением помощи и отказом принять свою потребность. Под холодностью и отчужденностью скрыты глубинные чувства стыда и пустоты.

Вся работа построена на принципах долгосрочной психологической работы, где регулярные встречи позволяют глубже проникать в индивидуальные психологические особенности пациентов, позволяя им лучше раскрываться, понимать себя, и свои отношения с проблемой «лишнего веса».

Данный курс призван свести к минимуму возможные «рецидивы», а так же оказывает длительную психологическую поддержку пациентам. Позволяет принять свои «изменения». И примириться с новыми условиями жизни в «стройном теле».

Занятия в этом курсе не регламентированы по времени, так как являются психотерапевтическим процессом, где все подчинено законам «групповой» динамики.

Применяют методы: когнитивно-поведенческой, рациональной психотерапии, гуманистической психологии, телесно ориентированной психотерапии, медитативные техники.

5. Курс «Индивидуальное психологическое консультирование»

Рекомендуется пациентам для проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, семейными, а так же с внутриличностными проблемами. Специалист позволяет глубоко изучить и проработать данные вопросы, и помочь пациенту в более эффективном снижении веса и преодолению рецидивов.

В предлагаемом способе посредством психотерапии пищевого поведения формируют целевой стереотип регулярного питания с необходимым для снижения и контроля веса нутриентным и количественным составом пищи, используют гибкие психотерапевтические подходы в зависимости от начальной массы тела на основе подходов когнитивно-поведенческой психотерапии и особенностей снижения веса за счет различных вариантов комбинации включенных в следующие методические комплексы системы работы, рассчитанная на разные варианты процесса снижения веса на срок 1-2 года.

Для оценки эффективности метода в целом было проведено несколько исследований. Комплекс «Азбука стройности» как начальный этап программы не имеет целью снижение веса, а является ознакомительным этапом базовой программы, имеющий целью знакомство со структурой и эффективностью дальнейших этапов. Ее эффективность невозможно оценивать с точки зрения динамики веса.

Эффективность базового курса «Школа стройности» оценивали по следующим данным. Было обследовано 777 пациентов в городе Томске. Средний начальный вес составил 93,23 кг. Через 1 месяц среднее снижение веса составило 4,93 кг или 5.55±2.45% от начальной массы тела. Через 3 месяца среднее снижение веса составило 8,94 кг или 9.57±5.03% от начальной массы тела. Через 6 месяцев среднее снижение веса составило 9,97 кг или 10.67±7.54% от начальной массы тела. Через 12 месяцев средний набор веса не превысил 0,24 кг от минимального значения массы тела через 6 месяцев, что свидетельствует о высокой противорецидивной эффективности метода в целом.

На Фиг. 1 представлена динамика снижения веса пациентами курса«Школы стройности» в течение 12 месяцев. Распределение исследуемой группы пациентов «Школы стройности» в зависимости от критериев эффективности снижения веса (более 5% от начальной массы тела - удовлетворительно, более 10% от начальной массы тела - хорошо, более 15% от начальной массы тела - отлично)

Значимого снижения веса (более 5% от начальной массы тела) в течение полугода достигли 74,9% всех обратившихся в Школу стройности пациентов. Курс «Академия стройности» показан оставшимся 25,1% пациентов, не достигшим значимого снижения веса в течение 6 месяцев, а также любым остальным пациентам из базового курса, нуждающимся в более глубинной психотерапии.

Для оценки эффективности курса «Экспресс-поддержки» было проведено краткосрочное исследование длительностью 1 месяц, поскольку основной целью данного этапа является повторный запуск необходимого, но утраченного ранее поведения для снижения и контроля веса. Было обследовано 194 человека, проходивших программу экспресс-поддержки в течение 2012-2013 годов. Средний начальный вес составил 80,26 кг. Из них 169 человек (87,11%) отметили повторное снижение веса в течение месяца. Среднее снижение веса за 1-й месяц составило 4,18 кг, или 4,54% от начальной массы тела. Полученные данные указывают на высокую эффективность метода экспресс-поддержек для повторного запуска и краткосрочного поддержания поведения, направленного на снижения веса.

Курс «Академия стройности» предназначен для пациетов, прошедших основной базовый курс «Школа стройности», но не показавших достаточной эффективности снижения веса либо субъективно недовольных этой эффективностью. Для оценки эффективности данного этапа было обследовано 106 пациетов в течение 3 лет. Средний начальный вес составил 87,5±16,26 кг. Через 1 месяц среднее снижение веса составило 3,68±2,41 кг или 4,13±2,46% от начальной массы тела. Через 2 месяца среднее снижение веса составило 4,63±2,65 кг или 5,29±2,96% от начальной массы тела. В течение 2 месяцев все 100% пациентов прошедших курс «Академия стройности» начали снижать вес, значимого снижения веса (более 5% от начальной массы тела) за 2 месяца достигли 50% участников программы. Учитывая, что изначально в «Академию стройности» включались пациенты с недостаточной эффективностью снижения веса, данные результаты можно считать положительными.

Пример 1 (Базовый курс «Школа стройности»):

Пациент Иван О. 43 года

Пациент поступил с изначальным весом 143 кг, при росте в 186 см. Основной мотивацией для снижения веса называл проблемы, связанные со здоровьем. За последние несколько лет вес стал более активно прибавляться, и в среднем прирост веса был порядка 10-12 кг в год. Частыми стали скачки давления (до 150/100), боли в суставах, при ходьбе. Частая усталость, особенно к концу дня, по словам клиента, приходя вечером домой, сил уже ни на что не оставалось. Снизился общий темп работоспособности.

Самостоятельно пытался сбросить вес с помощью физических нагрузок, тренажерный зал 3 раза в неделю. Вес начинал снижаться на 2-3 кг, однако после месяца тренировок пациент терял мотивацию и начинал ходить в зал все реже, пока вовсе не сводил все тренировки на нет. Пробовал диеты, но, как правило, к вечеру появлялось сильное чувство голода, и диета заканчивалась.

Во время работы на группе в процесс работы включался неохотно. Часто выражал скептицизм по поводу рекомендаций, вступал в дискуссии с ведущими, однако основные рекомендации выполнял. К концу занятий стал вникать в психологические аспекты снижения веса, заниматься самоанализом, и пониманием психологических причин набора веса. Окончил 4 дня занятий на высоком эмоциональном подъеме, за несколько дней выровнял питание, стал больше уделять внимания своим собственным психологическим потребностям (стал больше отдыхать, позволял себе выключать телефон на ночь, чтобы не отвлекали ненужные звонки, стал больше обращаться за помощью к своим близким, делиться своими переживаниями).

На пятой встрече (через месяц), он появился в хорошем эмоциональном состоянии. За первый месяц динамика веса была - 9 кг, пациент отметил, что у него улучшилось состояние здоровья, он ощущает больше энергии и силы. Стало легче передвигаться, давление восстанавливалось, стало меньше эпизодов подъема. Он строго выполнял все основные рекомендации программы.

На контрольном обзвоне пациентов (через год после прохождения программы), пациент дошел до желаемой цифры веса в 94 кг. Отмечал, что система питания, которой он обучился в центре, стала для него привычной, и стала некоторым образом жизни. Решились проблемы со здоровьем, а так же появилось больше положительных эмоций, и, как он выразился «вкус к жизни».

Пример 2 (Курс «Экспресс-поддержки»):

Пациентка Алина А. 37 лет

Клиентка проходила базовый курс «Школа стройности» программы за 8 месяцев до прохождения группы курса «Экспресс-поддержки». Поступила с изначальным весом 124 кг, при росте в 168 см. За первые четыре месяца она снизила 22 кг, после чего в ее жизни произошли серьезные перемены, ей пришлось сменить работу в связи с банкротством ее компании, и несколько месяцев она жила «в подвешенном состоянии». Сильные переживания, с которыми ей сложно было справиться самостоятельно мешали ей выполнять рекомендации программы. Она забросила подсчеты ккал, увеличила временные интервалы между приемами пищи. Самостоятельно несколько раз пыталась снова «входить в программу», но каждый раз сталкивалась с новыми сложностями на работе, и за 2-3 дня вновь забрасывала все записи. Вес зафиксировался вокруг одной цифры, и колебания были в районе 1-2 кг.

По утверждениям пациентки ей необходима была помощь специалистов центра в том, чтобы снова войти в режим снижения веса, вспомнить основные этапы программы и пройти основные техники, которые помогали ей раньше легче войти в процесс. Тем более, что снижать вес ей было необходимо, еще, по крайней мере 30 кг. Она отмечала изменения, которые с ней произошли в течение времени, пока она занималась снижением веса, и с готовностью включилась в работу на группе.

Во время работы она особенно откликалась на психологические темы снижения веса, отозвалась тема «заедания переживаний», и она отметила, что по прошествии времени стала лучше понимать ее. Во время работы на базовом курсе «Школа стройности» она не уделила этому столько внимания, сконцентрировавшись на аспектах питания и калорийности. Теперь готовность прорабатывать эти вопросы уже была, и она смогла вновь внедрить рекомендации специалистов в свой новый образ жизни.

На контрольном обзвоне пациентов (через год после прохождения программы), пациентка обозначила, что снизила еще 35 кг. и находится в комфортном для себя весе. Сейчас она стала эмоционально более стабильной и уверенной в себе, что помогало активно развиваться и двигаться по карьерной лестнице.

Пример 3 (участник группы курса «Академия стройности»):

Пациентка Светлана Б. 39 лет

Пациентка проходила базовый курс «Школа стройности» за 14 месяцев до прохождения курса «Академия стройности». Поступила с изначальным весом 89 кг, при росте в 164 см. Она успешно стала снижать вес, и уже через 8 месяцев смогла достичь желаемой цифры на весах в 57 кг. После чего ее жизнь кардинально изменилась. Она стала чувствовать себя на несколько лет моложе. Ушла отечность, нормализовалось артериальное давление, и ее лечащий врач отменил препараты. Ей пришлось заново приобрести весь гардероб (так как в таком весе она была последний раз более 10 лет назад). Когда она приходила на встречи в центр, то была полна сил и оптимизма. Казалось, что стройность надолго вошла в ее жизнь.

Попав в группу, проходящую курс «Академия стройности», ее вес составлял 72 кг. Она начала стремительно набирать вес, и пришла в состоянии подавленном и отстраненном. На первых встречах она не могла внятно объяснить, что произошло с ней за это время, мотивируя свой рецидив бытовыми причинами - «усталость», «скука» и т.д. Однако в работе группы ей удалось увидеть истинную картину происходящего. Снизив вес, она столкнулась с тем, что к ней стали проявлять повышенное внимание представители противоположного пола. Она уже много лет жила одна, и попытки завести отношения не увенчались успехом, после чего, она вовсе перестала предпринимать какие-либо шаги. После снижения веса риск отношений стал более очевидным. И она оказалась психологически не готова к таким переменам в жизни. Испытывала страх перед изменениями и стала вновь возвращаться в прежнее состояние.

Проработка на группе позволила ей лучше принимать себя в новом стройном весе. Она хорошо анализировала свои опасения, делилась ими на группе и после окончания курса стала более спокойной и расслабленной.

Через полгода после курса она завела отношения, а еще через год, специалисты центра узнали, что она выходит замуж. Ее вес закрепился на цифре 57-58 кг. И сохраняется уже более трех лет.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить эффективность снижения веса, за счет создания более эффективной системы психологической поддержки и предотвратить рецидивы на основе понимания и правильного использования психологических и поведенческих механизмов, определяющих формирование пищевого поведения, таким образом, делает возможным подавляющему большинству обратившихся за помощью получить требуемый результат - устойчивого снижения веса на длительный период

Фиг. 1 Динамика снижения веса пациентами курса «Школы стройности» в течение 12 месяцев.

Таблица 1 Распределение исследуемой группы пациентов курса «Школы стройности» в зависимости от критериев эффективности снижения веса (более 5% от начальной массы тела - удовлетворительно, более 10% от начальной массы тела - хорошо, более 15% от начальной массы тела - отлично)

1. Способ психологической коррекции избыточного веса и ожирения, включающий когнитивно-поведенческую психотерапию в сочетании с элементами трансперсональной психотерапии, отличающийся тем, что проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания, затем проводят базовый курс по снижению избыточного веса «Школа стройности», включающий 4 сеанса по 4-4,5 ч, при этом на первом сеансе, при помощи рациональной психотерапии объясняют этапы предстоящей программы по снижению избыточного веса, заключают психотерапевтический контракт, при этом дают рекомендации по питанию и проводят медитативную технику, направленную на обучение чувству насыщения желудка, на втором сеансе обучают пациентов с помощью методов рациональной и когнитивной психотерапии навыкам подбора рациона и рационального питания, а также способам соблюдения коридора калорийности и завершают сеанс техникой «связного дыхания», направленной на ускорение обменных процессов и снятие эмоционального напряжения, на третьем сеансе проводят психологическую проработку причин переедания у пациентов, при этом на основании когнитивной модели осуществляют разбор ситуаций, в которых пациент сталкивается с экстернальным и эмоциогенным перееданием, обучают пациента способу преодоления данного паттерна поведения с разделением понятия голода и аппетита, проведением работы с мотивационным компонентом процесса снижения веса, завершают сеанс повторной техникой «связного дыхания», на четвертом сеансе обсуждают достигнутый результат и эмоциональное состояние пациента с корректировкой рекомендаций, дают рекомендации по преодолению состояний, вызывавших ранее реакцию переедания, далее через месяц после четвертого сеанса проводят пятый сеанс в течение 2-3 ч, на котором обсуждают эмоциональное и физическое самочувствие пациента, темпы снижения веса, дают рекомендации по закреплению достигнутого результата, а также индивидуальные рекомендации пациенту по преодолению возникших сложностей в процессе снижения веса и проводят медитативную или дыхательную технику, направленную на снятие эмоционального напряжения и поддержки мотивации на дальнейшую работу; также на протяжении всего периода коррекции проводят сеансы поддержки пациента «Индивидуальное психологическое консультирование», состоящие из проработки внутренних психологических ситуаций, связанных со сферой отношений, с семейными и с внутриличностными проблемами, с помощью методов когнитивно-поведенческой психотерапии оказывают помощь пациенту в снижении веса и преодолению рецидивов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для пациентов, которые не выполняют рекомендации по питанию и склонны к частым периодам рецидива и возврату к прежнему пищевому поведению, дополнительно после прохождения базового курса проводят курс «Экспресс-поддержки», состоящий из двух дней занятий по 4 ч, при этом на первом сеансе проводят обсуждение индивидуальных сложностей в процессе снижения веса и корректируют пищевое поведение клиентов, оказывая поддержку и выявляя эмоциональный ресурс для дальнейшей работы с проведением медитативной техники, завершают сеанс техникой «связного дыхания», на втором сеансе обсуждают эффективность проведенной работы, с учетом психологической составляющей процесса переедания и причин рецидива с помощью рациональной психотерапии формируют образ позитивного будущего и мотивируют на достижение желаемого результата, завершает сеанс техника «связного дыхания».

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при нарушениях рекомендаций базового курса, наличии расстройств пищевого поведения, невротических, аффективных, тревожных и личностных расстройств через полгода после прохождения базового курса проводят курс «Академия стройности», состоящий из восьми занятий по 3 ч в течение 2 месяцев, при этом курс включает групповые психотерапевтические методы, а также телесно-ориентированную психотерапию на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях по изменению пищевого поведения в сфере межличностных отношений, работы с самооценкой пациента, принятия ответственности за регулирование собственного веса, отрабатывают новые стереотипы реагирования в различных ситуациях, возникших в процессе снижения веса, обсуждают тему заботы о себе, проводят работу с самооценкой пациента на принятие себя, своих чувств и эмоций, затрагивают и изменяют базовые убеждения.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после прохождения базового курса через год проводят курс «Университет стройности», состоящий из 48 встреч, 4 встречи в месяц по 3 ч, направленных на выявление психологических особенностей клиентов и их отношения к проблеме «лишнего веса» путем методов когнитивно-поведенческой, рациональной психотерапии, гуманистической психологии, телесно-ориентированной психотерапии, медитативных техник.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.
Изобретение относится к психологии и к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. После определения вида зависимости или состояния пациента диагностируют причину, лежащую в их основе.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональные нарушения, психовегетативные, психосоматические и невротические расстройства.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия.

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией.

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицинской технике. Система для предоставления светового лечения субъекту в то время, когда субъект спит, включает в себя маску для сна, содержащую экран для покрытия глаз субъекта, крепление на голову для закрепления экрана в месте на лице субъекта, размещенные в экране световые модули для предоставления излучения к глазам субъекта, размещенные в экране и/или в креплении для головы ЭЭГ-электроды, и процессор (42), взаимодействующий со световыми модулями и ЭЭГ-электродами.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу. Составляют совместно с пациентом план диеты на неделю по принципу включения дней: «худеем» - питание осуществляют по нижней границе коридора калорийности, «не набираем» - питание осуществляют по верхней границе коридора калорийности, «едим, что хотим» - питание без ограничений. Расчеты коридора калорийности производят следующим образом: сначала рассчитывают уровень основного обмена по формуле Харрисона-Бенедикта. Далее, полученную величину умножают на коэффициент физической активности, а конечный результат принимают за максимальное значение коридора калорийности. Далее, определяют минимальное значение коридора калорийности путем вычитания от полученного результата для профилактики набора веса до 300 ккал, а для лечения ожирения - до 800 ккал. Также совместно с пациентом подбирают продукты для составления меню в указанные дни. Ведут пищевой дневник и корректируют рацион питания с учетом изменившейся массы тела или при необходимости поддержания нормального веса. Способ позволяет создать условия для комфортного снижения веса за счет персонифицированного подхода к выбору режима питания и составу продуктов, нормализации обменных процессов в организме и получить стабильный лечебный эффект. 2 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано в работе с супругами в кризисные переходные периоды, характеризующиеся психоэмоциональными конфликтами и противоречиями. Проводят диагностику глубины психологических проблем нервно-психической патологии партнеров. Проводят первый цикл, заключающийся в выделении самими партнерами вне эгоцентрических установок как своих положительных и отрицательных сторон характера, так и положительных и отрицательных сторон характера партнера. Проводят второй цикл, заключающийся в выполнении партнерами заданий по созданию неконфликтных, неэмоционально-разрушительных взаимоотношений в спокойной, комфортной обстановке. Проводят третий цикл, заключающийся в проведении методики нейролингвинистического программирования по устранению негативных отношений партнеров в прошлом и воссозданию положительных отношений в настоящем. В четвертом цикле, используя данные первого и второго циклов, проводят аудиальную, зрительную и ассоциативную методику нейролингвинистического программирования с суггестией неконфликтных, неэмоционально-разрушительных форм поведения для каждого из партнеров. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи пациентам за счет поэтапного проведения психотерапевтических циклов. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции. Последовательно выполняют следующие комплексы упражнений. Вначале - комплекс, направленный на синхронизацию движений нижней и верхней частей тела, где верхняя часть тела включает область шеи, шейно-грудного перехода, верхние конечности, область спины, груди, живота, а нижняя - область таза, пояснично-крестцового перехода, нижние конечности. Данный комплекс включает 2-8 упражнений в виде приседаний при одновременном вращении рукой в плечевом суставе во фронтальной плоскости так, что разгибание ног происходит во время подъема руки, а сгибание ног - во время опускания руки, выполнение перекатов с пяток на носки с одновременными махами или вращениями рук во фронтальной, сагиттальной и/или горизонтальной плоскостях, где каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Далее выполняют комплекс из 2-5 упражнений, направленных на постановку диафрагмального и/или полного дыхания у пациента. Каждое упражнение выполняют от 3 до 5 мин. Далее - комплекс из 3-8 упражнений на развитие координации, в положении стоя и сидя включающий вращения рук, в положении лежа - поднятия и опускания ног. Каждое упражнение выполняют в течение не менее 1 мин. Затем - комплекс из 3-10 идеомоторных упражнений в виде трех блоков. Первый блок - выполнение идеомоторных движений в суставах области шеи, шейно-грудного перехода и верхних конечностей, второй - идеомоторных движений мышц области спины, груди, живота, третий - идеомоторных движений в суставах области таза, пояснично-крестцового перехода, нижних конечностей. Каждое упражнение комплекса идеомоторных упражнений выполняют в количестве, кратном двум, причем равное количество раз для разных сторон. Каждый комплекс выполняют в течение 10-20 мин. Способ обеспечивает высокую эффективность психофизической саморегуляции организма при одновременном упрощении ее практической реализации. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, отоларингологии. При лечении гнойного воспаления гайморовых пазух формируют в полости носа с помощью баллонного устройства замкнутую полость. Пространство полости сообщается с гайморовой пазухой. Нагнетают давление в замкнутом пространстве полости носа и в гайморовой пазухе выше атмосферного. Наклоняют голову пациента в противоположную сторону и, понижая давление в полости носа с помощью вакуумного ресивера, очищают пазуху. Способ позволяет безпункционно удалить содержимое пазухи через выводное отверстие. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Группа изобретений относится к медицине, а именно к восстановительной и профилактической медицине, физиотерапии, косметологии, и может быть использована для оздоровления и омоложения организма. Cпособ включает проведение диагностической компьютерной капилляроскопии для выявления капилляропатий с последующим проведением курса капилляротерапии по предложенной схеме. Капилляротерапия в течение 90 дней включает использование препаратов, содержащих компоненты и минералы Мертвого моря. В ванне объемом 100-300 литров с проточной водой температурой 36-38°С растворяют по 1 чайной ложке соли из каждой из четырех упаковок, входящих в состав «Квартета солей Мертвого моря». Ванну проводят в течение 15-20 минут по методике Гешер. Для этого предлагают лечь в ванну, расслабиться, закрыть глаза, визуализировать образ моря или образ желаемой цели, после чего мысленно начать отсчитывать от 100 до 1 в медленном темпе, концентрируя внимание только на цифрах счета, после окончания счета медленно открыть глаза, полежать в ванне 5-10 минут. После ванны кожу тела не вытирают и на влажную кожу лица и всего тела наносят тонкий слой регенерирующего крема «Солярис». Кроме того, ежедневно внутрь вводят чай «Гонсин», заваривая 1 пакет чая в 1 литре воды температурой 80-90°С, по 250 мл комнатной температуры 4 раза в день за 20 минут до еды. Дополнительно в течение дня вводят не менее 1 литра питьевой воды без газа. Ежедневно внутрь вводят капсулы «Оксин» или капсулы «Голдсин» по 2 капсулы в день утром после еды. Способ обеспечивает нормализацию микроциркуляции, транскапиллярного обмена и обменных процессов в целом, повышение адаптационных резервов организма, гармонизацию психоэмоционального состояния человека, что способствует лечению и профилактике развития заболеваний и преждевременного старения. 6 з.п. ф-лы, 3 пр.

Группа изобретений относится к области медицины, а именно к средствам психологической и эмоциональной релаксации людей и к защите глаз человека по его желанию от нежелательного светового воздействия и визуальной демонстрации нежелания вступать в контакт с другими людьми. В способе защиты глаз человека от внешних световых воздействий во время сна или его имитации при произвольном закрытии века на время сна или сознательно для его имитации между глазом и источником световых воздействий устанавливают защитный светонепрозрачный экран. При открывании века произвольно или сознательно защитный светонепрозрачный экран убирают или меняют на более прозрачный. Устройство включает защитный жидкокристаллический экран, выполненный с возможностью изменения светопропускающей способности от светлого до темного в зависимости от положения века человека, и снабжено, по меньшей мере, одним бесконтактным датчиком открытия/закрытия глаз. Группа изобретений позволяет успешно провести психологическую и эмоциональную разгрузку пользователей разного возраста за счет использования конструкции светонепрозрачного экрана во время сна или его имитации. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил., 3 пр.
Изобретение относится к медицине, реабилитации кардиологических больных. Для больных, перенесших инфаркт миокарда, проводят сеансы групповой поведенческой психотерапии с аутогенной тренировкой и прогрессивной мышечной релаксацией по Джекобсону. Способ осуществляют поэтапно, где каждый этап включает 2-3 сеанса в течение периода не более 20 сут. На первом этапе проводят прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону, осуществляя последовательное напряжение и расслабление мышц тела, ментальный тренинг на снятие у больного переживаний по поводу своего заболевания с использованием методов: «мысленный стоп» - настрой больного на позитивное восприятие мира, отсутствие фиксации мыслей на неприятном, «контр-обусловливание» - связывание ситуации, которая ранее вызывала страх, с противоположным чувством спокойствия, направленным на релаксацию, «самоинструкция» - повторение больным инструкции психотерапевта во внешней речи, затем про себя. На втором этапе к упражнениям первого этапа добавляют упражнения по концентрации внимания на отдельных частях тела на фоне прослушивания музыкальной композиции. На третьем этапе осуществляют дыхательные упражнения с концентрацией на них внимания: сначала на вдохе напрягают мышцы верхних и нижних конечностей, а на выдохе – расслабляют. Затем чередуют их с упражнениями: при выдохе напрягают мышцы, а при вдохе – расслабляют. Завершают комплекс выполнением 2-3 упражнений полного дыхания. В заключение осуществляют дополнительное самовнушение уверенности и освобождения от проблем. Способ обеспечивает повышение степени адаптивности в жизни, индивидуализацию лечения, уменьшение психической нагрузки участников тренинга, активизацию процессов ускорения реабилитационных мероприятий, сокращение времени для достижения состояния релаксации, отсутствие монотонности и необходимости волевого усилия для расслабления.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии, психиатрии, неврологии и общественному здравоохранению, касается метода диагностики когнитивной деятельности человека, а именно исследования одной из важнейших ее составляющих - мышления. Проводят тестирование по методике «Исключение понятий» для различных возрастных категорий с фиксацией количества правильных ответов, затраченного на ответы времени и определения интегрального показателя уровня мышления по формуле , где Ind - интегральный показатель уровня мышления; N - количество правильных ответов в тесте; t'' - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование. Способ позволяет выявить когнитивные дисфункции человека за счет оценки интегрального показателя уровня мышления. 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и кардиологии, и может быть использовано для комплексного лечения метаболического синдрома. Для этого проводят диетотерапию пониженной калорийности 1200 ккал для женщин и 1500 ккал для мужчин с ограничением углеводсодержащих продуктов и жиров. Используют углеводсодержащие продукты с гликемическим индексом менее 40. Также вводят метформин. При снижении исходной массы тела на 5% и стабилизации веса в течение 2 месяцев повышают калорийность питания до расчётной величины, определяемой для пациента по формуле расчета суточной калорийности, рекомендованной ВОЗ. При этом используют углеводсодержащие продукты с гликемическим индексом 40-69 до снижения веса до заданного уровня. Введение метформина продолжают в течение 6 месяцев. В процессе лечения метформин вводят в составе «Редуксин Мет - набора», включающего капсулы, содержащие сибутрамин 10 мг и микрокристаллическую целлюлозу 158,5 мг, и таблетки метформина 850 мг, которые вводят по 1 капсуле утром и по 1 таблетке 2 раза в день соответственно. Дополнительно проводят оценку состояния пациента по субъективной шкале оценки астении MFI-20 по субшкале психической астении по вопросам 7, 11, 13, 19 и по субшкале снижение мотивации по вопросам 4, 9, 15, 18. Ответы оценивают по пятибалльной системе пункты 4, 15, 7, 11 от «да» - 1 балл до «нет» - 5 баллов, пункты 9, 18, 13, 19 от «да» - 5 баллов до «нет» - 1 балл. Проводят также оценку дневной сонливости по шкале сонливости Epworth в баллах. Определяют в сыворотке крови уровень 25 (ОН) - витамина D. При сумме баллов более 12 по субшкале психической астении по вопросам 7, 11, 13, 19 или по субшкале снижение мотивации по вопросам 4, 9, 15, 18 и при сумме баллов более 11 по шкале сонливости, а также при снижении содержания 25 (ОН) - витамина D ниже 29 нг/мл дополнительно вводят аквадетрим в течение первых 6 месяцев в дозе 2000 ME, затем в дозе 1000 ME на протяжении следующих 6 месяцев. В курс лечения с первого дня вводят препарат мелаксен на ночь за 30 минут до сна в дозе 1,5 мг в течение первой недели, затем в дозе 3 мг в течение последующих 3 месяцев, затем в дозе 3 мг в течение первых 15 дней каждого месяца еще в течение 3 месяцев. Способ обеспечивает выраженную динамику снижения абдоминального ожирения и других компонентов метаболического синдрома за счёт комплексного воздействия на инсулинорезистентность, серотонинергическую систему и повышения адаптационных механизмов организма к стрессовым реакциям, формирования рационального пищевого поведения, уменьшения вегетативных и астенических нарушений. 8 табл., 1 пр.
Наверх