Способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для приготовления золоминеральных смесей, укладываемых в основания дорожных одежд. Технический результат - повышение прочности сооружаемых оснований на растяжение при изгибе и, как следствие, их долговечности. Способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание минерального вяжущего, наполнителя, золы-уноса и увлажнение смеси, где на первой стадии получают минеральное вяжущее путем дозированной подачи, масс. %: портландцемента 50-70, водопонижающей добавки в количестве 0,5-2,0% от массы портландцемента (сверх 100%) и золы-уноса остальное, с последующим перемешиванием и совместным помолом дозированных компонентов в активаторе-дезинтеграторе, на второй стадии дозируют и последовательно выгружают друг на друга, масс. %: щебеночно-песчаный наполнитель в количестве 57-68, полученное на первой стадии минеральное вяжущее в количестве 10-15, зола-унос остальное, а на третьей стадии перемешивают указанные компоненты золоминеральной смеси и добавляют воду до оптимальной влажности. 3 табл.

.

 

Область техники

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для приготовления золоминеральных смесей, укладываемых в основания дорожных одежд.

Уровень техники

Известен способ переработки золошлаковых отходов угольных тепловых электростанций в строительную золоминеральную смесь, по которому золу-унос смешивают с водой и минеральным вяжущим, полученным путем помола предварительно сформированного твердого гранулированного шлака с добавкой активатора твердения типа извести или цементного клинкера, причем одновременно с интенсивным перемешиванием указанных компонентов осуществляют гранулирование получаемой смеси, затем полученные гранулы подвергают термообработке паром, регулируемому охлаждению и складируют [RU 2515786].

Недостаток известного способа - технологическая сложность, обусловленная, в частности, необходимостью термообработки паром и регулируемого охлаждения на заключительной стадии получения золоминеральной смеси.

Известен выбранный в качестве прототипа способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание компонентов пересыпанием четырехслойной массы компонентов с горизонтального транспортера на приемную площадку наклонного транспортера и подачу их с транспортера в бункер перемешивания, а на третьей стадии в перемешиваемую массу непрерывно подают подмыльный щелок в виде водного раствора через дозирующие форсунки при непрерывном перемешивании всей массы до получения требуемой консистенции золоминеральной смеси [RU 2135681].

Недостаток прототипа - низкая прочность и недолговечность оснований, сооружаемых из золоминеральной смеси.

Сущность изобретения

Предметом изобретения является способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание минерального вяжущего, наполнителя, золы-уноса и увлажнение смеси, отличающийся тем, что на первой стадии получают минеральное вяжущее путем дозированной подачи, масс. %: портландцемента 50-70, водопонижающей добавки в количестве 0,5-2,0% от массы портландцемента (сверх 100%) и золы-уноса остальное, с последующим перемешиванием и совместным помолом дозированных компонентов в активаторе-дезинтеграторе, на второй стадии дозируют и последовательно выгружают друг на друга, масс. %: щебеночно-песчаный наполнитель в количестве 57-68, полученное на первой стадии минеральное вяжущее в количестве 10-15, зола-унос остальное, а на третей стадии перемешивают указанные компоненты золоминеральной смеси и добавляют воду до оптимальной влажности.

Это позволяет повысить прочность сооружаемых оснований на растяжение при изгибе и, как следствие, их долговечность.

Осуществление изобретения

Заявляемый способ осуществляют на стационарной смесительной установке, имеющей бункер, в который предварительно загружен портландцемент, бункер, в который предварительно загружена зола-унос, и емкость, предварительно заполненную сухой водопонижающей добавкой.

Для получения минерального вяжущего портландцемент и золу-унос из соответствующих бункеров через затворы дозировано подают на питатели, последовательно доставляющие компоненты вяжущего в смесительную весоизмерительную емкость. В нее же через отдельный дозатор подают водопонижающую добавку, например суперпластификатор С. Портландцемент подают в количестве 50-70% от массы приготовляемого вяжущего, золой-уносом дополняют состав вяжущего до заданного веса и вводят водопонижающую добавку в количестве 0,5-2,0% от массы подаваемого портландцемента. Далее дозированные компоненты вяжущего подают в активатор-дезинтегратор, где производится их одновременное перемешивание и совместный помол до требуемого измельчения. Вяжущее, полученное из активатора-дезинтегратора, загружают в промежуточный бункер и используют на последующей стадии приготовления золоминеральной смеси непосредственно или после фасовки в тару для хранения.

На второй стадии заявляемого способа готовят сухую золоминеральную смесь на установке, имеющей бункеры, предварительно загруженные наполнителем в виде щебеночно-песчаной смеси, например, марки С5 по ГОСТ 25607-2009, полученным минеральным вяжущим и золой-уносом. С помощью дозирующих затворов и питателей (аналогично первой стадии способа) указанные компоненты дозируют и поочередно выгружают на транспортер один поверх другого, масс. %: щебеночно-песчаный наполнитель в количестве 57-68, полученное минеральное вяжущее в количестве 10-15, зола-унос остальное.

На третьей стадии компоненты, помещенные на транспортер, подают в смеситель, например горизонтальную мешалку, где одновременно с перемешиванием компонентов производят увлажнение смеси до оптимальной влажности, распыляя воду через форсунки.

Оптимальная влажность золоминеральной смеси обеспечивает ей максимальную плотность и определяется по ГОСТ 22733-2002.

Оптимально увлажненную золоминеральную смесь перемещают в приемный бункер, а оттуда - в кузовы автосамосвалов для доставки к месту дорожного строительства для укладки в основание дорожной одежды.

Вторая и третья стадии заявляемого способа могут быть осуществлены и непосредственно на месте строительства автомобильной дороги.

После выполнения этих стадий уложенную в основание дорожной одежды золоминеральную смесь уплотняют грунтовыми катками и поверх готового слоя дорожной одежды разливают битумную эмульсию.

В таблицах 1 и 2 приведены примеры использования составов минерального вяжущего и золоминеральной смеси, приготовленных по заявляемому способу.

Для этих составов в таблице 3 приведены показатели прочности, полученные при испытаниях, и для сравнения данные, известные из патента-прототипа.

В приведенных примерах использована зола-унос сухого удаления, полученная на Благовещенской ТЭЦ при сжигании углей Ерковецкого или Райчихинского месторождений с рабочей зольностью 13-16%. Гранулометрический состав золы-уноса соответствует требованиям к порошку марки МП-2 по ГОСТ Р 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия».

В качестве водопонижающей добавки в приведенных примерах использован «Суперпластификатор С-3» (производится по ТУ 5745-004-43184789-05) в виде порошка или раствора с концентрацией 36%, но могут использоваться и другие пластификаторы, например «Бетопласт» (производится по ТУ 5870-001-48649456-03 в виде 35% раствора и рекомендован к применению Госстроем России) или «Лигносульфонат технический» (производится по ТУ 5870-002-46849456-03 в виде порошка или раствора с концентрацией 35%).

Как видно из таблицы 3, золоиминеральные смеси, полученные по заявляемому способу, обладают большей прочностью на растяжение при изгибе и, следовательно, обеспечивают более прочное и долговечное основание дорожных одежд.

Способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание минерального вяжущего, наполнителя, золы-уноса и увлажнение смеси, отличающийся тем, что на первой стадии получают минеральное вяжущее путем дозированной подачи, масс. %: портландцемента 50-70, водопонижающей добавки в количестве 0,5-2,0% от массы портландцемента (сверх 100%) и золы-уноса остальное, с последующим перемешиванием и совместным помолом дозированных компонентов в активаторе-дезинтеграторе, на второй стадии дозируют и последовательно выгружают друг на друга, масс. %: щебеночно-песчаный наполнитель в количестве 57-68, полученное на первой стадии минеральное вяжущее в количестве 10-15, зола-унос остальное, а на третьей стадии перемешивают указанные компоненты золоминеральной смеси и добавляют воду до оптимальной влажности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве конструкций временных автомобильных дорог, а также площадок различного назначения.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к строительству временных дорог сельскохозяйственного назначения, и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности дороги.

Изобретение относится к области строительства дорожных оснований и оснований инженерных коммуникаций и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов. Органоминеральная добавка для укрепления песчаных грунтов, включающая измельченный сапонит-содержащий материал, выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, отличающаяся тем, что она содержит указанный сапонит-содержащий материал, измельченный до размера частиц 307±83 нм, и дополнительно связующее - 5%-ный раствор глиоксаля, при следующем соотношении компонентов, мас.% песчаного грунта: указанный глиоксаль - 0,52; указанный сапонит-содержащий материал 17.

Изобретение относится к области строительства и широко может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, использовано в районах, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем грунтовых вод.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для сооружения земляного полотна и устройства укрепленных дорожных оснований на дорогах I-V категорий во II-V дорожно-климатических зонах, а также покрытий на дорогах IV-V категорий в качестве материала для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок.

Изобретение относится к технологии изготовления армирующих геосеток, предназначенных для укрепления грунта, преимущественно, при строительстве дорог, может найти применение для укрепления слабых грунтов при устройстве временных и технологических дорог, например вдольтрассовых дорог, возводимых при строительстве трубопроводов, а также для армирования слоев дорожных одежд как при строительстве новых, так и при ремонте и реконструкции уже существующих автодорог.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к строительству дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием нежесткого типа. Способ уширения дорожной конструкции включает выполнение вдоль кромки покрытия горизонтального среза грунта обочины на глубину, равную толщине существующего покрытия с одновременным удалением его на откос насыпи дороги, обрезку кромки перпендикулярно плоскости покрытия или вертикально на величину не более 100 мм, удаление обломков в ковш погрузчика для вторичного использования, сооружение вертикальной «стены в грунте» из извлекаемых металлических шпунтовых свай, вплотную примыкающей к обновленной кромке покрытия, при этом нижние концы свай внедрены в деятельный слой уплотненного грунтового основания на достаточную глубину, а верхние концы свай с проушинами возвышаются над уровнем горизонтального дна среза грунта обочины на минимальную высоту, достаточную для размещения захвата грузоподъемного механизма.

Изобретение относится к области строительства дорожных и других оснований и может быть использовано для укрепления песчаных грунтов. Состав для укрепления песчаного грунта, включающий наполнитель и связующий компонент, причем наполнитель содержит измельченный до высокодисперсного состояния песок (74-136 нм), а в качестве связующего компонента применен измельченный до микродисперсного состояния сапонитсодержащий материал (265-451 нм), выделенный из пульпы хвостохранилища промышленного обогащения руд месторождения алмазов, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сапонитсодержащий материал 3-6, песок - остальное.

Изобретение относится к способам повышения эксплуатационных характеристик дороги и может быть использовано при строительстве автомобильных и железных дорог, требующих специальных средств для усиления земляного полотна.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, а именно к конструкциям дорожной одежды. Технический результат - повышение прочности проезжей части автомобильной дороги за счет снижения напряжений от приложенной нагрузки в зоне перехода от более прочного участка конструкции дороги к менее прочному.

Изобретение относится к области утилизации отходов промышленности теплоэнергетического комплекса, к озеленению и обустройству городских территорий. Предложены составы грунтовых смесей, содержащие компоненты в следующем соотношении, мас.% (на сухое): песок (16-48); торф (10-19); шлам химводоочистки ТЭЦ (35-59), гумусовая добавка (перегной) (7-10). Дополнительно может быть введена мелиорирующая добавка - фосфорсодержащее удобрение «Суперфосфат» в количестве 1-2% от массы сухих компонентов. Обеспечивается утилизация промышленных отходов теплоэнергетического комплекса и повышение водоудерживающей способности и плодородия торфо-песчаных смесей. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 6 табл.

Изобретение относится к строительству и гидромелиорации и может быть использовано для осушения взлетно-посадочных полос аэродромов, автомобильных дорог и железнодорожных дорог. Способ включает осушение мелкоконтурных болот до и после возвышающегося участка взлетно-посадочной полосы аэродрома. Для этого выполняют открытые коллекторы 4 со стороны пониженной части болота 1 со сбросным осушительным каналом 6. Далее открытый коллектор 4 соединяют с ручьем 5. На участке взлетно-посадачной полосы 3 аэродрома между открытыми коллекторами 4, 7 строят закрытый дренаж с уклоном по обе стороны ската в сторону закрытого коллектора 17, 18, один из которых 17 соединяют с ручьем, а другой 18 с открытым коллектором 7. Затем весь поток воды поступает в ручей 5, в нижней части которого в полувыемке строят пруд-накопитель 12 дренажных вод. При формировании открытых коллекторов 4, 7 путем выемки грунта от береговой линии болот начинают строительство дороги 9, 10 с использованием этого же грунта. Закрытая дренажная сеть осушительной системы состоит из дрен 15, 16, выполненных из полиэтиленовых дренажных труб, например, диаметром 63 мм, уложенных в каналы с уклоном в сторону закрытых коллекторов 17, 18 и предварительно обернутых геотекстилем. Вся поверхность указанного геотекстиля заполнена спрофилированным и уплотненным гранитным щебнем, поверхность которого застилают слоем геотекстиля и далее укладывают грунт, создавая условия дренажа закрытой системы. При этом дренажные трубы под острым углом соединяют с закрытым коллектором. Предложенная технология строительства дренажной системы взлетно-посадочной полосы может осуществлять длительную эксплуатацию ее во все времена года. Таким образом, осушение преимущественно верхового типа позволяет эффективно использовать особенности строения и свойств участка земли под строительство взлетно-посадочных полос аэродромов вблизи мелкоконтурных болот в целом, тем самым в несколько раз сократить затраты и длительность осушения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к строительным материалам, используемым для укладки в качестве дорожного покрытия дороги IV категории, а также для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок. Технический результат - увеличение прочности покрытий и оснований дорог при снижении затрат. Дорожно-строительный композиционный материал на основе бурового шлама характеризуется тем, что он приготовлен путем перемешивания бурового шлама влажностью 50-60%, полученного при бурении скважины на технической воде плотностью 1300-1800 кг/м3, портландцемента, мелкого заполнителя (кварцевого песка) крупностью 1,5-3 мм в зависимости от содержания его в буровом шламе, добавления хлорида кальция, воды, исходя из условия необходимой пластичности смеси в зависимости от влажности бурового шлама при следующем соотношении компонентов, мас.%: буровой шлам 60-80, портландцемент 10-20, мелкий заполнитель 0-20, хлорид кальция 3-5 (от массы портландцемента), вода - остальное. 2 пр.

Изобретение относится к области создания конструкций устройств под основание магистрального трубопровода для преодоления болот всех типов, а также строительства трасс на вечномерзлых грунтах, и предназначено для осуществления возможности строительства магистральных трубопроводов без нарушения экологического равновесия в природе. Устройство композитного понтона под основание трубопроводной трассы содержит разборное трубопроводное основание, составные элементы которого включают, по меньшей мере, один центральный и боковые понтоны, стянутые композитными продольными и поперечными тросами. Каждый составной элемент трубопроводного основания композитного понтона имеет внутреннюю пространственную силовую раму двутаврового сечения с замковым соединением и оболочку из базальтоуглеродопластика. 6 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства. Технический результат: обеспечение эксплуатационной надежности данного участка дороги устройством «стены в грунте», гарантирующей сохранность напряженно-деформированного состояния материалов слоев основания старой дорожной одежды. Способ уширения дорожной конструкции включает выполнение вдоль кромки покрытия автогрейдером горизонтального среза грунта обочины на глубину, равную толщине существующего покрытия, с одновременным удалением его на откос насыпи, обрезку дисковой фрезой перпендикулярно плоскости покрытия или вертикально этой кромке на ширину не более 100 мм, сбор обломков кромки в ковш фронтального погрузчика для вторичной переработки, вдавливание в земляное полотно через уплотненный подстилающий слой дорожной одежды самоходной сваевдавливающей машиной перед формированием покрытия извлекаемых металлических шпунтовых свай в виде вертикальной «стены в грунте», вплотную примыкающей к обновленной кромке покрытия. Нижние заостренные концы свай внедрены в деятельный слой уплотненного грунтового основания на достаточную глубину, а верхние концы свай с проушинами возвышаются над уровнем горизонтального дна среза грунта обочины на минимальную высоту, достаточную для размещения захвата грузоподъемного механизма, затем вдоль стены в грунте автогрейдером удаляют грунт обочины и откоса насыпи до низа дорожной одежды, устраивают деятельный слой грунтового основания рекомендуемой толщины, на расчетную величину уширения, с послойным уплотнением грунта до максимальной плотности при оптимальной влажности и все конструктивные слои новой дорожной одежды из материалов, аналогичных материалам старой дорожной одежды по качеству, толщине и степени уплотнения, обеспечивая боковой упор материалу каждого конструктивного слоя подсыпкой грунта на обочину с одновременным уплотнением всего уровня, при этом поэтапно после уплотнения каждого слоя дорожной одежды сваевдавливающей машиной извлекают каждую сваю на величину, равную толщине данного слоя. После уплотнения на 50% последнего слоя дорожной одежды все сваи извлекают полностью, после чего устраивают новое покрытие, примыкающее по плоскости обрезки кромки к старому покрытию. На участке намеченного уширения дорожной конструкции с обочинами вдоль кромки укрепительной асфальтобетонной полосы обочины удаляют одним проходом самоходной дорожной фрезы слой щебня шириной не менее 1,2 м на глубину, равную его толщине, с одновременной погрузкой разуплотненного материала слоя в кузов самосвала, идущего спереди или сзади фрезерной машины, для транспортировки в отведенное место. Затем колесным трактором, оснащенным Баровой пилой, смещенной влево от продольной оси симметрии машины, с одним шнеком справа от пилы, проходом в том же направлении прорезают вдоль кромки укрепительной полосы обочины траншею до уровня верха песчаного подстилающего слоя, при этом смесь разуплотненного щебня откосов конструктивных слоев дорожной одежды и грунта обочины выносится вперед и наверх, где распределяется шнеком Бары по дну траншеи, образованной проходом фрезы. 4 ил.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для подготовки оснований автомобильных дорог путем укрепления грунта. Укрепленный грунт для дорожного строительства содержит, мас.%: природный грунт 50-60, цемент 10-15, зола-унос 15-20, водный раствор поливинилового спирта 5-7% концентрации 1-2, вода - остальное. Технический результат – повышение прочности укрепленного грунта, утилизация золы. 1 табл., 1 пр.

Группа изобретений относится к дорожному строительству, а именно к укреплению грунта с помощью органических и неорганических составов, используемых в строительстве дорог для стабилизации и укрепления пластичных, переувлажненных, засоленных грунтов, и способам укрепления грунтов. Состав для укрепления грунта включает разведенные в воде эфир целлюлозы и силикат натрия при следующем соотношении, мас.%: эфир целлюлозы 0,25-1,7, силикат натрия 0,3-7, вода с рН-фактором более 3 и температурой до 40°С - остальное. Способ укрепления грунта заключается в обработке грунта цементом и указанным выше составом, перемешивании и уплотнении, причем применяют цемент в количестве 2,3-6 мас.% от массы обрабатываемого грунта, а указанный выше состав в количестве 1,5-2 мас.% от массы обрабатываемого грунта. Грунтовая смесь для дорожного строительства, полученная указанным выше способом, содержит, мас.%: эфир целлюлозы 0,0046-0,0315, силикат натрия 0,0055-0,129, воду 1,55-1,95, цемент 2,3-6, грунт – остальное. Технический результат – увеличение прочности и морозостойкости грунтовой смеси. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 табл.
Наверх