Композиция смазочного масла для газовых турбин

Настоящее изобретение относится к области нефтехимии, в частности - к смазочному маслу, пригодному для использования в газотурбинных двигателях. Заявлена композиция смазочного масла, содержащая трикрезилфосфат или триксиленилфосфат (1,5-3 мас.%), алкилированный фенил-альфа-нафтиламин (0,5-1 мас.%), алкилированный эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)4-гидроксибензопропановой кислоты (1-2 мас.%), производное толуолтриазола (0,002-0,006 мас.%) и базовое полиальфаолефиновое масло (до 100 мас.%). Технический результат изобретения заключается в увеличении характерного времени лакообразования и снижении коксования. 2 табл.

 

Настоящее изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности, к составу смазочного масла, предназначенного для использования в газотурбинных двигателях авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.

Известно (патент RU 2109800 С1, кл. С10М 141/10, опубл. 27.04.1998 г.) смазочное масло для газовых турбин, применяемое для смазки газотурбинных приводов в составе газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных энергетических установок следующего состава, % масс.:

2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин 0,2-0,5
трикрезилфосфат или
дифенилпаратретбутилфенилфосфат 1,0-3,0
бензотриазол 0,005-0,1
базовое масло (нефтяное или синтетическое) остальное

Недостатками указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства - недостаточный уровень термоокислительной стабильности (175°С).

Также известно (патент RU 2325434 С2, кл. С 10М 141/06, опубл. 27.05.2008 г.) смазочное масло для силовых турбин следующего состава, % масс.:

продукты реакции N-фенилбензоламина и
2,4,4-триметилпентана 0,1-1,5
сложные эфиры триметилпропана и одноосновной
карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат 10,0-40,0
2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-5,0
трикрезилфосфат 1,0-5,0
бензотриазол 0,001-0,5
базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4 остальное

Недостатками масла данного состава являются повышенная гигроскопичность и склонность к гидролизу за счет используемых в составе эфирных соединений (до 40%).

Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к заявляемому смазочному маслу является смазочное масло для газовых турбин следующего состава, % масс.:

термостабильный диизооктилсебадинат
2,6-дитретбутилпаракрезол
алкилированный дифениламин, или
n,n' -динонилдифениламин, или
смесь бутил- и октилдифениламинов
трикрезилфосфат или
дифенилпаратретбутилфенилфосфат 1,0-3,0
бензотриазол
базовое масло (синтетическое полиальфаолефиновое) остальное

(Патент RU 2185423 С2, кл. С10М 129/72, опубл. 20.07.2002 г.).

Недостатком масла данного состава является склонность к образованию высокотемпературных отложений, что приводит к коксованию лабиринтных уплотнений газотурбинных двигателей.

Техническим результатом настоящего изобретения является снижение склонности к образованию высокотемпературных отложений.

Для достижения указанного технического результата предлагается смазочное масло для газовых турбин, содержащее, трикрезилфосфат, базовое полиальфаолефиновое масло, отличающееся тем, что оно содержит (С1315) алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты, производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина, полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, % масс.:

алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,5-1,0
1315) алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-
диметилэтил)-4-гидрокси бензопропановой
кислоты
трикрезилфосфат 1,5-3,0
производное толутриазола в виде
N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-
бензотриазол-1-метиламина 0,1-0,3
полиметилсилоксан 0,002-0,006
базовое полиальфаолефиновое масло ПАО-4 до 100

Вместо трикрезилфосфата предлагаемое смазочное масло может содержать триксиленилфосфат.

Для приготовления составов смазочного масла используют:

алкилированный фенил-альфа-нафтиламин - Naugalube APAN производства фирмы Chemtura - прозрачная жидкость светло-желтого цвета с кинематической вязкостью 23 мм2/с при 100°С;

1315) алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты - Naugalube 38 производства фирмы Chemtura, в виде прозрачной жидкости с желтоватым оттенком с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 229°С;

трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 или триксиленилфосфат- Durad 220Х производства фирмы Chemtura, в виде желтоватых прозрачных жидкостей с температурой вспышки не менее 240°С;

производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина- Irgamet-39 производства фирмы BASF/Ciba. Бесцветная жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см3, температурой воспламенения выше 280°С;

полиметилсилоксан (ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79);

синтетическое базовое масло ПАО-4, полученное олигомеризацией α-олефинов с кинематической вязкостью 3,8-4,1 мм2/с при 100°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 200°С, температурой застывания не выше минус 60°С.

Технология приготовления масла, предлагаемого в настоящем изобретении состава, состоит из следующих операций: дозирование присадок, перемешивание основы масла с присадками до их полного растворения, фильтрация готового масла. Для испытания приготовлены образцы масла, состав которых приведен в таблице 1.

Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла прототипа, приведены в таблице 2.

Как видно из данных таблицы 2, использование сочетания компонентов и их количественное соотношение в составе масла, предлагаемом в настоящем изобретении, позволяет получить заявленный технический результат, заключающийся в снижении склонности к образованию высокотемпературных отложений по сравнению с прототипом. Отмечено увеличение характерного времени лакообразования, определяемого по ГОСТ 23175, и снижение коксования, определяемого на установке по методу FTM 791-3462.

Применение заявляемого смазочного масла позволяет обеспечить надежную и бесперебойную работу газотурбинных двигателей авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовыми турбинами.

Таблица 1
Состав образцов масла
Компоненты Количество, % масс.
Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4
Алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,5 0,7 0,7 1,0
Алкиловый эфир р-(3,5-дитретбутил-4-оксифенил) пропионовой кислоты 2,0 1,2 1,2 1,0
Трикрезилфосфат 1,5 2,5 - -
Триксиленилфосфат - - 2,0 3,0
Производное толутриазола в виде N,N-бис-(2 этилгексил)-4метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина 0,1 0,2 0,2 0,3
Полиметилсилоксан 0,002 0,004 0,004 0,006
Синтетическое базовое масло ПАО-4 до 100 до 100 до 100 до 100
Таблица 2
Сравнительные характеристики масла, заявляемого состава и прототипа
Наименование показателя Масло пример №1 Масло пример №2 Масло пример №3 Масло пример №4 Масло по прототипу
Вязкость кинематическая по ГОСТ 33 при 100°С, мм2 3,877 3,904 3,893 3,924 3,784
Температура вспышки в открытом тигле по ГОСТ 4333, °С 220 223 222 225 218
Трибологические характеристики по ГОСТ 9490:
критическая нагрузка, Рк, Н
диаметр пятна износа при осевой нагрузке 196 Н, Dh, мм
696
0,32
696
0,30
696
0,30
735
0,31
696
0,30
Термоокислительная стабильность по ГОСТ 23797 при 200°С в течение 50 часов (расход воздуха 10 л/ч):
прирост кинематической вязкости при 100°С, %
кислотное число, мг КОН/г
массовая доля осадка, %
внешний вид реакторов и ловушек
56,4 4,45 0,0083 чист. 50,5 4,25 0,014 чист. 52,0 3,90 0,015 чист. 45,5 3,47 0,012 чист. 65,18
5,56
0,017 отложения на стенках (оранжевые кристаллы)
Термоокислительная стабильность по ГОСТ 23175, мин Более 120 мин 48
Склонность к коксообразованию по FTM 791-3462 в течение 6 часов (температура пластины 290°С, температура масла 120 °С), мг 17,0 15,7 14,25 9,9 55,6

Композиция смазочного масла для газовых турбин, содержащая трикрезилфосфат, базовое полиальфаолефиновое масло, отличающаяся тем, что композиция содержит (С1315)алкилированный эфир 3,5-бис(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты, производное толуолтриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина, полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,5-1,0
1315)алкилированный эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-
4-гидроксибензопропановой кислоты 1,0-2,0
трикрезилфосфат или триксиленилфосфат 1,5-3,0
производное толутриазола в виде N,N-бис-(2-этилгексил)-
4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина 0,1-3,0
полиметилсилоксан 0,002-0,006
базовое полиальфаолефиновое масло ПАО-4 до 100



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к концентрату смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), содержащему продукты взаимодействия триэтаноламина с олеиновой кислотой, борной кислотой, моноалкилфосфорной кислотой, целевые добавки - пеногаситель и отдушку и воду, при этом в качестве продукта взаимодействия триэтаноламина с олеиновой кислотой используют триэтаноламиновые мыла олеиновой кислоты и триэтаноламиновые мыла оксиэтилированной олеиновой кислоты на 7 молей окиси этилена, в качестве продукта взаимодействия триэтаноламина с борной кислотой используют продукт взаимодействия триэтаноламина с модифицированной борной кислотой, в качестве продукта взаимодействия триэтаноламина с моноалкилфосфорной кислотой используют продукт, где в качестве спиртового агента служит полиэтиленгликоль 400, концентрат дополнительно содержит водный раствор полиэтиленгликоля 1500 в концентрации 30-35% масс, и ингибитор меди, в качестве которого используют продукт взаимодействия бензотриазола с триэтаноламином в массовом соотношении 1:5, при следующем соотношении компонентов, мас.%: триэтаноламиновые мыла олеиновой кислоты - 10,0-20,0; триэтаноламиновые мыла оксиэтилированной олеиновой кислоты на 7 молей окиси этилена - 10,0-12,0; продукт взаимодействия триэтаноламина с модифицированной борной кислотой - 25,0-28,0; продукт взаимодействия триэтаноламина с моноалкилфосфорной кислотой, где в качестве спиртового агента служит полиэтиленгликоль 400, - 25,0-30,0; водный раствор 30-35% полиэтиленгликоля 1500 - 10,0-12,0; продукт взаимодействия бензотриазола с триэтаноламином в массовом соотношении 1:5 - 0,3-0,5; пеногаситель - 0,05-0,07; отдушка - 0,003-0,005; вода - до 100%.

Настоящее изобретение относится к применению растворимого в масле моно-, ди- или триглицерида по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты или его производного, в качестве противоизносной присадки и/или модификатора трения в безводной смазочной композиции и/или в топливной композиции, в котором глицерид представляет собой глицерид по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты и по крайней мере одной другой карбоновой кислоты, которая представляет собой насыщенную, мононенасыщенную или полиненасыщенную, разветвленную или прямую, одноосновную карбоновую или многоосновную карбоновую кислоту, имеющую 4-22 атома углерода, или его производное.

Настоящее изобретение относится к твердой смазочной композиции, включающей порошкообразный полимер, антифрикционный наполнитель и добавку, при этом ее получают путем смешения указанных компонентов в вибромельнице, причем порошкообразный полимер используют в качестве носителя, а полимер-носитель выбирают из порошкообразных термостойких полимеров, таких как полифениленсульфид и полиэфирэфиркетон, в качестве антифрикционного наполнителя используют дисульфид молибдена, графит или их смесь, а в качестве добавки - самосмазывающийся полимер, выбранный из группы, содержащей политетрафторэтилен и сверхвысокомолекулярный полиэтилен, при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: порошкообразный полимер-носитель 70-25; антифрикционный наполнитель 29,9-70; самосмазывающийся полимер 0,1-5.

Настоящее изобретение относится к способу пеноудаления в смазочном масле, при этом он включает операцию нанесения композиции пеногасителя в гелеобразной форме, относящегося к классу 1 Национального института смазочных материалов (NLGI) или тверже, на внутреннюю стенку контейнера для смазочного масла, причем указанную композицию пеногасителя наносят на поверхность внутренней стенки контейнера на уровне или выше уровня смазочного масла.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей минеральное или синтетическое масло, загуститель - полимочевину и противоизносный наполнитель - отход производства минеральных удобрений - обезвоженный фосфогипс при следующем соотношении компонентов, % мас.: полимочевина 1-15, обезвоженный фосфогипс - 2-70 и минеральное или синтетическое масло - остальное.

Настоящее изобретение относится к составу композиционного смазочного материала на базе масла МС-20, являющегося смазочной основой, и дисперсной присадки, при этом в качестве данной присадки используют продукт, представляющий собой нанодисперсные частицы диселенида вольфрама пластинчатой формы размером 60×5 нм, полученные методом газофазного синтеза, формула которых WSe2, где W - вольфрам, Se - селен; в данном масле концентрация нанодисперсных частиц составляет 0,5-4% по массе.

Настоящее изобретение относится к присадке к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащей минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, при этом в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас.

Настоящее изобретение относится к смазочному покрытию (5) для медицинского устройства для инъекций (1), включающему последовательно: нижний слой (50), находящийся в контакте с поверхностью (21) контейнера медицинского устройства, которую необходимо обеспечить смазкой, включающий смесь поперечно-сшитого и не поперечно-сшитого полидиметилсилоксана, промежуточный слой (51), состоящий в основном из окисленного полидиметилсилоксана и имеющий толщину, составляющую от 10 до 30 нм, где указанную толщину измеряют с помощью времяпролетной вторичной ионной масс-спектрометрии, и верхний слой (52), включающий по существу не поперечно-сшитый полидиметилсилоксан и имеющий толщину не более 2 нм, указанную толщину измеряют с помощью рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии.

Настоящее изобретение относится к добавке к смазочным маслам и пластичным смазкам, включающей диоксид кремния, углерод, при этом в качестве углерода она содержит углерод синтетический с «луковицеобразной» структурой наночастиц и средним размером частиц 30 нм, диоксид кремния со средним размером частиц 10 нм при следующем соотношении компонентов, % мас: диоксид кремния 99,0-99,9; углерод синтетический 0,1-1,0.

Настоящее изобретение относится к композитной смазке, состоящей из базового масла, в качестве которого использован перфторполиэфир, с включением мелкодисперсной присадки-загустителя, при этом применен перфторполиэфир с вязкостью, заключенной в промежутке от 200 мм2/с до 350 мм2/с, измеренной при температуре 20°С, а в качестве мелкодисперсной присадки-загустителя применена модифицированная пирогенная двуокись кремния в форме микронизированного порошка в виде метилкремнезема с размером частиц в промежутке от 0,5 мкм до 40 мкм, причем составляющие композитной смазки взяты в следующем соотношении, мас.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к гидравлическим маслам, содержащему алкилсалицилат кальция и диалкилдитиофосфат цинка, при этом он дополнительно содержит пространственно затрудненные алкилалкилфенолы, азотсодержащее производное глицина, N-алкилированный бензотриазол, модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к антиобледенительным пластичным смазочным материалам и может найти применение для предотвращения обледенения тормозной системы подвижного состава железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к смазочным композициям для двигателя, содержащим по меньшей мере одно базовое масло, по меньшей мере одну полимерную присадку, улучшающую индекс вязкости, и по меньшей мере один полиалкиленгликоль, полученный полимеризацией или сополимеризацией алкиленоксидов, содержащих от 3 до 8 атомов углерода, включая по меньшей мере один бутиленоксид, причем количество полиалкиленгликоля составляет от 2 до 15 мас.%, из расчета на общую массу смазочной композиции. Применение по меньшей мере одного полиалкиленгликоля, полученного полимеризацией или сополимеризацией алкиленоксидов, содержащих от 3 до 8 атомов углерода, включая по меньшей мере один бутиленоксид, в базовом масле для улучшения чистоты двигателя без увеличения и даже с уменьшением расхода бензина или дизельного топлива. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 табл.

Настоящее изобретение относится к ремонтно- восстановительной присадке к смазочным материалам, содержащей: каолин 1,0-5,0 мас. %; дисульфид молибдена 5,0-20,0 мас. %; фуллерены и производные фуллеренов 0,05-4,0 мас. %; высокоолеиновое растительное масло с содержанием олеиновой кислоты не менее 70-80 мас. % - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение износостойкости пар трения. 3 табл.

Настоящее изобретение относится к смазке для цилиндров двухтактного судового двигателя, имеющей значение щелочного числа BN, определенное в соответствии со стандартом ASTM D-2896, большее или равное 15 миллиграммам поташа на грамм смазки, включающей следующие компоненты: (a) одно или более чем одно основное масло смазки для судовых двигателей, (b) по меньшей мере один детергент на основе щелочных или щелочноземельных металлов, являющийся сверхосновным за счет солей, представляющих собой карбонаты металлов, (c) по меньшей мере один нейтральный детергент, (d) один или более чем один маслорастворимый алкоксилированный алифатический амин, имеющий значение BN, определенное в соответствии со стандартом ASTM D-2896, составляющее от 100 до 600 миллиграммов поташа на грамм, где процентное содержание по массе алкоксилированных алифатических аминов по отношению к суммарной массе смазки выбрано таким образом, что вклад в значение BN, обеспечиваемый каждым из этих соединений, составляет от 2 до 8 миллиграммов поташа на грамм смазки, и где вклад в суммарное значение BN, обеспечиваемый солями, представляющими собой карбонаты металлов, составляет максимум 65% суммарного значения BN данной смазки для цилиндров, измеренного в соответствии со стандартом ASTM D2896. Также настоящее изобретение относится к применению смазки (варианты) и к концентрату добавок для получения смазки. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазки для цилиндров, обладающей улучшенными противоизносными свойствами и термическими характеристиками, при этом ограничивающей образование отложений в процессе применения малосернистого нефтяного топлива. 7 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 пр., 4 табл., 2 ил.

Настоящее изобретение относится к модификатору трения, содержащему смазку, порошкообразный графит в качестве сыпучего наполнителя, при этом в качестве основы применяют отработанную смазку Буксол, кроме того, в качестве ингибитора модификатор трения содержит дистиллят талового масла, при следующем соотношении мас.%: отработанная смазка Буксол 84-88%; дистиллят талового масла 0,5-1,0; графит остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение трибологических и реологических свойств смазочного материала на основе дешевого и доступного сырья. 2 табл.

Настоящее изобретение относится к триботехническому составу, характеризующемуся тем, что он выполнен в виде композиции, составленной из природных минералов, полученных при измельчении керна, взятого из нескольких скважин с разной глубины, при этом композиция содержит природные минералы при следующем соотношении компонентов, мас.%: Антигорит 5-7; Лизардит 1-3; Тремолит 1-5; Хлорит 23-35; Тальк 26-38; Карбонат 22-26; Магнетит 1-3; Примеси 1-3, причем триботехнический состав содержит субмикронных частиц не более 20 мас.% порошка и частицы размером не более 15 мкм. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, - гарантированное формирование защитного долговременного слоя в процессе обкатки или штатной эксплуатации для восстановления изношенных поверхностей трения и(или) оптимизации зазоров в сопряженных парах узлов трения различных агрегатов и механизмов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 6 ил.

Настоящее изобретение относится композиционному смазочному материалу на основе смазочных коммерческих масел, при этом он содержит углеродные наноматерилы - нанотрубки и нановолокна - в соотношении 70:30 мас. % с концентрацией в масле от 0,004 до 0,01 мас. %. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочных продуктов, обладающих высокой коллоидной устойчивостью, совместимостью с любыми типами рабочих масел и смазок и обеспечивающих высокие эксплуатационные характеристики. 4 ил., 1 пр.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющую присадку, беззольный азотсодержащий дисперсант, фенил-α-нафтиламин, антиоксиданты и деактиватор металлов в виде продукта конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производного толутриазола, при этом в качестве моющей присадки содержит высокощелочную коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную алкилсалицилатом и сульфонатом кальция, в качестве антиоксидантов - раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, алкилированный дифениламин и фенольный антиоксидант при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокощелочная коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная алкилсалицилатом кальция и сульфонатом кальция, 23,0-27,0; беззольный азотсодержащий дисперсант 18,0-22,0; фенил-α-нафтиламин 9,0-11,0; раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, 10,0-14,0; алкилированный дифениламин 9,0-11,0; фенольный антиоксидант 1,0-10,0; продукт конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производное толутриазола - до 100. Также настоящее изобретение относится к моторному маслу. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качественных характеристик пакета присадок и улучшение эксплуатационных характеристик масла, его содержащего, что проявляется в снижении содержания сульфатной золы, фосфора и серы с сохранением требований к моющим, антиокислительным и противоизносным свойствам масла. 2 н.п. ф-лы, 14 табл.
Наверх