Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо преимущественно внутреннего зацепления содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями, которые ориентированы радиально в сторону ступицы, а между внутренними торцами зубчатого венца и телом выполнен технологический зазор. В технологическом зазоре установлена вставка в виде плоского кольца, толщина которого равна высоте зазора. Кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса, а профиль поверхности кольца, которая обращена в сторону ступицы, идентичен профилю зубчатого венца колеса. Достигается улучшение экспуатационных характеристик колеса и повышение надежности его работы. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления.

Известно зубчатое колесо внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы (см., например, Производство зубчатых колес: Справочник / С.Н. Калашников, А.С. Калашников, Г.И. Коган и др. Под общ. ред. Б.А. Тайца. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Машиностроение, 1990. - 464 с.: ил., стр. 144, рис. 7.1.).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что между внутренней поверхностью зубчатого венца и телом колеса имеется технологический зазор на всю высоту зубьев зубчатого венца, который необходим для выхода инструмента при изготовлении зубьев колеса (долбяка). Наличие этого технологического зазора (канавки) способствует накоплению в ней смазочного материала (в случае смазывания колеса пластичным смазочным материалом), образованию различных загрязнений, а также попаданию в зону канавки посторонних предметов, способных негативно влиять на работу колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса внутреннего зацепления, содержащего ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы (см. Дунаев П.Ф., Лелихов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил., стр. 46, рис. 5.7.).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретение решает задачу повышения эксплуатационных характеристик зубчатых колес внутреннего зацепления.

Для этого зубчатое колесо внутреннего зацепления содержит ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцевом колесе, зубья венца ориентированы радиально в сторону ступицы, а между внутренним торцом зубчатого венца и внутренним торцом тела колеса выполнен технологический зазор по всей высоте зубчатого венца, причем в этом зазоре установлена вставка в виде плоского кольца, толщина которого равна высоте зазора, кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса, а профиль поверхности кольца, обращенной в сторону ступицы, идентичен профилю зубчатого венца кольца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо внутреннего зацепления, вид сбоку, в сечении по радиальной плоскости симметрии.

На чертеже показаны: ступица 1, тело 2 в виде диска, венцевое колесо 3, зубчатый венец 4 с зубьями 5, вставка 6, диаметр Дк внутренней окружности венцевого колеса, диаметр Дв окружности вершин зубьев зубчатого венца, высота h зубьев, технологический зазор а между торцами зубчатого венца (6) и телом (2) колеса.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело 2 в виде диска, венцевое колесо 3 и зубчатый венец 4 с зубьями 5, ориентированными радиально в сторону ступицы 1, между внутренним торцом венца 6 и внутренним торцом тела 2 расположен технологический зазор (канавка) а, причем в зазоре установлена вставка 6 в виде плоского кольца, толщина которого равна высоте а технологического зазора, кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса 3, а профиль поверхности кольца, обращенной в сторону ступицы 1, идентичен профилю зубчатого венца 4 колеса. Вставка выполнена, например, из маслобензостойкой пластмассы, устойчивой к воздействию смазочных материалов, используемых для смазывания колеса.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При работе колеса со смазыванием (в данном случае - пластичными смазочными материалами, этот смазочный материал не попадает в зону между торцами зубчатого венца 4 и внутренней поверхностью тела 2 колеса за счет наличия в этой зоне вставки в виде плоского кольца 6, перекрывающего технологический зазор а по всей высоте зазора и всей ширине зубчатого венца 4, также исключает наличие в этом месте зоны скопления различных загрязнений и попадания в эту зону посторонних предметов, способных негативно влиять на работу колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет улучшить эксплуатационные характеристики колеса и способствует повышению надежности его работы.

Зубчатое колесо преимущественно внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцевое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, а между внутренними торцами зубчатого венца и телом выполнен технологический зазор, отличающееся тем, что в технологическом зазоре установлена вставка в виде плоского кольца, толщина которого равна высоте зазора, кольцо прилегает к внутренней поверхности венцевого колеса, а профиль поверхности кольца, обращенной в сторону ступицы, идентичен профилю зубчатого венца колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубьев, и с внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев.

Изобретение относится к зубчатым передачам с цилиндрическими колесами, имеющими широкие зубчатые венцы с непрямыми зубьями. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело зубчатого колеса в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с ударным режимом нагружения зубьев разновеликой амплитуды по окружностям колес.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3) и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в тяжело нагруженных зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам. Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к их вершинам. Участки накладок, расположенные между соседними зубьями, имеют кривизну внешнего профиля большую, чем кривизна окружности вершин зубчатого венца колеса. Кривизна внутреннего профиля накладок эквидистантна кривизне их внешнего профиля. Обеспечивается демпфирование ударных нагрузок, воздействующих на зубья колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей, выполненное в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца, выполненного в виде отдельных зубьев, укрепленных своими торцами между дисками. Рабочие участки боковых поверхностей зубьев соответствуют расчетным для зубьев данного колеса, а нерабочие участки этих поверхностей выполнены в виде плоскостей, ориентированных радиально относительно колеса. Размер этих плоскостей по высоте зубьев равен величине осевого зазора зубчатого венца. Соосно оси колеса расположено жесткое кольцо шириной, равной ширине зубчатого венца, и наружным диаметром, равным диаметру окружности оснований зубчатого венца. Кольцо жестко укреплено между дисками и на основаниях зубьев, с примыканием к этим основаниям по всей их поверхности. Обеспечивается повышение прочности колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными тяжелонагруженными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев, в том числе ударными, по окружности колеса. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На участках окружности колеса с ударным нагружением зубьев крепление накладок на торцах зубьев выполнено не по всей высоте зубьев, а со смещением верхней границы крепления от вершин зубьев в сторону их оснований. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, имеющих внутренний и наружный периметры в форме окружностей и укрепленных на торцах зубьев и участков торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Наружный диаметр накладок больше диаметра делительной окружности колеса и меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение надежности и снижение издержек на изготовление зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с разными режимами нагружения зубьев по окружностям колес. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары плоских кольцевых накладок с наружным и внутренним периметрами в форме окружностей с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром большим, чем диаметр окружности впадин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев. На участках окружности колеса с ударным режимом нагружения зубьев, соответствующие участки накладок смещены радиально относительно окружности вершин зубчатого венца в сторону центра колеса. Обеспечивается повышение изгибной прочности зубьев и плавность работы зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных зубчатых передачах, подверженных ударным нагрузкам. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями высотой и пару плоских кольцевых накладок шириной а, укрепленных на торцах зубьев. Участки накладок, прилегающие к торцам зубьев и укрепленные на них, смещены радиально относительно вершин зубьев в сторону центра колеса. Участки накладок, расположенные между соседними зубьями, имеют кривизну внешнего профиля большую, чем кривизна окружности, в которую вписываются внешние стороны участков накладок, укрепленных на торцах зубьев. Кривизна внешнего профиля участков пластин, расположенных между соседними зубьями, эквидистантна кривизне их внешнего профиля. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с разными, в том числе, режимами нагружения зубьев по окружностям колес. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На участках окружности колеса с ударным нагружением зубьев наружный радиус соответствующих участков накладок выполнен меньшим, чем наружный радиус участков накладок на участках окружности колеса с безударным нагружением зубьев. Обеспечивается повышение плавности работы зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с внутренними диаметрами, меньшими, чем диаметр оснований зубчатого венца, и наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На участках примыкания накладок к впадинам зубчатого венца толщина накладок выполнена уменьшенной, для чего в накладках со стороны их внутренних торцов выполнены вырезы с профилем, аналогичным профилю впадин зубчатого венца. Поверхности, образованные в накладках вырезами и обращенные в сторону наружных торцов накладок, параллельны этим торцам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца. Силовые кольцевые накладки укреплены на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. По внешнему периметру силовых кольцевых накладок расположены дополнительные несиловые кольцевые накладки Z-образной формы с наружным диаметром, большим, чем наружный диаметр силовых кольцевых накладок, укрепленные на внешних торцах силовых кольцевых накладок и по их внешней окружности. Внутренние торцы несиловых и силовых кольцевых накладок расположены в одних плоскостях. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев с примыканием к вершинам зубьев и с зазорами относительно тела зубчатого колеса, внутренние и наружные периметры которых выполнены в виде ломаных линий с переломами на боковых кромках зубьев. Участки зазоров между силовыми кольцевыми накладками и телом зубчатого колеса с обоих его торцов перекрыты парой дополнительных несиловых плоских кольцевых накладок, наружный периметр которых идентичен внутреннему периметру силовых кольцевых накладок, а их внутренний периметр выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Участки обоих торцов зубчатого венца между наружными периметрами силовых кольцевых накладок и окружностью вершин зубьев перекрыты дополнительными несиловыми надставками. При этом дополнительные несиловые кольцевые накладки укреплены на торцах тела и по внутренним периметрам силовых кольцевых накладок, а дополнительные несиловые надставки укреплены на торцах зубьев и по наружным периметрам силовых кольцевых накладок. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх