Система обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеке подводной лодки

Изобретение относится к системам обнаружения пожарной опасности и пожара и может быть использовано в судостроении, в частности в системах обнаружения пожарной опасности и пожара на подводных лодках, а также для мониторинга пожароопасной обстановки в отсеках подводной лодки. Технический результат - повышение безопасности, безаварийности эксплуатации технических средств, охраняемых помещений подводной лодки, а также устранение причин, вызвавших пожарную опасность в отсеках подводной лодки для предотвращения пожара и его последствий. Система обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеках подводной лодки дополнительно содержит источники информации о повышении уровня аэрозольных частиц, о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсеков, об изменении местоположения (смещении) или разрушении трубопроводов и цистерн, появлении течей и разливов, о наличии и перемещении жидких горючих веществ в трубопроводах, о режимах и параметрах работы технических средств. 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к системам обнаружения пожарной опасности и пожара и может быть использовано в судостроении, в частности в системах обнаружения пожарной опасности и пожара на подводных лодках, а также для мониторинга пожароопасной обстановки в отсеках подводной лодки.

Цель изобретения - повышение эффективности использования системы обнаружения пожарной опасности и пожара путем расширения ее функциональных возможностей.

Уровень техники

Из существующего уровня техники известны:

«Световодная система обнаружения и прогнозирования пожара, система температурных измерений и система визуального наблюдения открытого пламени» RU 93003016 А, опубл. 20.11.1996, авторы Беспятов Ю.Д., Канцырев В.П., Солинов В.Ф., Яковлев М.Я.

В данной системе прогнозирование развития пожара происходит путем фоторегистрации открытого пламени, температурных измерений и визуального наблюдения открытого пламени. Система производит автоматический контроль и оценку температуры пламени в режиме реального времени. Система показала среднеквадратичное время реакции на открытое пламя - 0,35 с. Недостатком является то, что система реагирует уже на факт начавшегося пожара.

Также известно изобретение «Система обнаружения пламени и сигнализации о пожаре и ее варианты» RU 92015184 А, опубл. 27.09.1996, авторы Левкин Л.В., Садовский И.Н., Склезнева Н.В., Клименко А.С., Мансуров Г.К., Ревзон В.К.

Данная система относится к устройствам, формирующим аварийный сигнал при появлении в защищаемом отсеке какого-либо из физических признаков пожара: повышения температуры, ионизации воздуха или оптического излучения пламени пожара. Целью изобретения является исключение ложных срабатываний при обнаружении пламени. Недостатком данной системы является, то что она обнаруживает развитие пожара на этапе возгорания, когда оборудованию охраняемого объекта уже нанесен ущерб».

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой системе обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеке подводной лодки является «Система контроля пожарной безопасности» RU 26430 U1, опубл. 10.12.2002 авторы: Богданов С.С., Колесник В.А., Буслаев В.Б., Круглеевский В.Н., Виноградов С.А., включающая связанные между собой шлейфами извещатели, подключенные к панели контроля, центральный прибор и групповые приборы, аналоговые датчики, имеющие адресный модуль, при этом датчики связаны между собой и с групповыми приборами кольцевыми шлейфами.

Недостатком данного технического решения является:

- система не способна контролировать изменение пожароопасной обстановки в помещении и обнаруживать возникновение пожароопасной ситуации, а следовательно, она не может предупреждать о начале и развитии пожароопасной ситуации в отсеке.

Раскрытие изобретения

Сущность изобретения заключается в возможности комплексного контроля и анализа физических параметров контролируемых объектов и факторов, влияющих на возникновение и развитие пожароопасной обстановки, за счет обработки дополнительных данных, поступающих от новых источников информации о повышении уровня аэрозольных частиц и о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсеков, об изменении местоположения, смещении или разрушении трубопроводов и цистерн, появлении течей и разливов, о наличии и перемещении жидких горючих веществ в трубопроводах, о режимах и параметрах работы технических средств.

Техническим результатом заявленного изобретения является автоматическое обнаружение пожарной опасности в отсеке подводной лодки и пожара на ранней стадии его развития.

Технический результат достигается путем комплексного мониторинга контролируемых объектов за счет использования раннее не используемой информации от газоанализаторов процентного содержания кислорода в отсеке; телевизионных камер видимого и инфракрасного диапазонов со встроенными микрофонами; электроиндукционных датчиков, а также информации от комплексных систем управления техническими средствами, для возможности прогнозирования развития пожароопасной ситуации.

Задачей изобретения является: расширение функциональных возможностей системы и обнаружение пожара на более ранних стадиях его развития за счет контроля технического состояния оборудования, осуществления контроля взаимных перемещений горючих веществ и источников зажигания, их состояний и параметров, прогнозирования координат зоны, где горючее вещество и источник зажигания, температура которого достаточна для начала возгорания, могут вступить в контакт, и сигнализации об этом, как о возникновении пожарной опасности, измерении параметров пожароопасных факторов, сравнения их значений с предельными величинами и сигнализации о возникновении пожара, с учетом контроля процентного содержания кислорода в воздушной среде, как одним из существенных факторов возникновения пожароопасной ситуации (реализация способа обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеке подводной лодки з-ка №2014121553 от 27.05.2014 г.).

Совокупность новых элементов и их взаимодействие в предложенной системе, не обнаружено в доступных авторам источниках.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемой системы обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеке подводной лодки, состоящая из: центрального прибора обработки данных 1, прибора предварительной обработки информации 2, источников информации о наличии пламени в отсеках 3, источников информации о наличии дыма в отсеках 4, источников информации о повышении температуры в отсеках 5, источников информации о повышении уровня аэрозольных частиц в воздушной среде отсеков 6, источников информации о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсеков 7, источников информации об изменении местоположения (смещении) или разрушении трубопроводов и цистерн, появлении течей и разливов 8, источников информации о наличии и перемещении жидких горючих веществ в трубопроводах, режимах и параметрах работы технических средств 9. Все источники информации 3-9 связаны с прибором предварительной обработки информации 2.

Приведенная система в каждом отсеке подводной лодки содержит прибор предварительной обработки информации 2 и источники информации 3-9.

Каждый прибор предварительной обработки информации 2 имеет связь с центральным прибором обработки данных 1, осуществляя при этом:

- обработку информации с целью контроля пожарной обстановки;

- адресный прием информации от источников информации 3-6;

- прием информации о процентном содержании кислорода в воздушной среде от штатных газоанализаторов, расположенных в каждом отсеке подводной лодки 7;

- прием информации от системы корабельного мониторинга 8;

- прием информации от комплексной системы управления техническими средствами 9;

- передачу результатов контроля на центральный прибор обработки данных 1.

Центральный прибор обработки данных 1, представляющий собой компьютер, обеспечивает централизованный сбор, хранение и обработку информации, поступающей через приборы предварительной обработки информации 2 от источников информации 3-9.

Предлагаемая система работает следующим образом.

Центральный прибор обработки данных (поз. 1 на фиг. 1) содержит математическую модель пространства отсеков подводной лодки, при этом пространство отсеков в модели условно разделено на множество равновеликих объемов - так называемых «единичных объемов». Каждому единичному объему соответствуют координаты (Xi; Yi; Zi) в системе координат всей подводной лодки. Каждый единичный объем модели обладает следующими свойствами:

- он может представлять собой воздушную среду или быть материальным телом, т.е. он может обладать большей и меньшей плотностью (например: насос - твердый, горючие вещества - жидкие, воздух в отсеке - газообразный);

- если он является материальным телом, то он может быть горючим или негорючим материалом или веществом;

- если «единичный объем», являющийся горючим веществом или материалом отсека, то ему присваивают конкретные значения температуры воспламенения при определенных значениях процентного содержания кислорода в окружающей их воздушной среде;

- «единичный объем», представляющий собой воздушную среду, может быть заполнен горючими жидкостями, горючими или взрывоопасными газами и аэрозолями;

- он имеет определенную температуру (от безопасной до критической);

Информация от источников информации (поз. 3-9 на фиг. 1), через прибор предварительной обработки информации 2, поступает в центральный прибор обработки данных 1, где по мере поступления новых данных производится корректировка математической модели пространства подводной лодки, что позволяет постоянно поддерживать ее в актуальном состоянии. Источники информации позволяют присвоить текущее значение температуры каждому единичному объему. Текущая температура единичного объема сравнивается с температурой воспламенения вещества, находящегося в данном единичном объеме. И, если оказывается, что этот или соседние «единичные объемы» являются горючим веществом с температурой возгорания, близкой к текущей температуре, то это и есть факт возникновения пожароопасной ситуации.

Для удобства пояснения на фиг. 2 изображен идеализированный отсек подводной лодки, пространство которого условно разделено на множество равновеликих объемов - «единичных объемов». На фиг. 2 изображены дизель-генератор (А), насос (В), электрощит (С), топливный трубопровод (D) и т.д., имеющие свои координаты, которые представлены далее в табл. 1.

Эти координаты постоянны и учитываются в модели пространства отсеков подводной лодки.

Режимы и параметры работы и техническое состояние дизель-генератора, насоса, электрощита, а также наличие топлива, которое прокачивается по трубопроводу, контролируется источником информации 9.

В случае повреждения трубопровода, источник информации 8 передает данные с координатами о разливе топлива через прибор предварительной обработки 2 в центральный прибор обработки данных 1, постоянно контролируя изменение этих координат.

Источник информации 7 передает данные через прибор предварительной обработки 2 в центральный прибор обработки данных 1 о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсека и, в случае, если процентное содержание кислорода выше, то температура воспламенения разлившихся горючих веществ, занимающих координаты (X4; Y1; Z2) математической модели отсека, уменьшается.

В случае, если источник информации 9 подает сигнал на прибор предварительной обработки информации 2 о появлении короткого замыкания в насосе и сбое его работы, то единичным объемам, которые занимает насос, присваивается характеристика - источник повышенной температуры с соответствующим значением температуры его нагрева.

Если координаты единичных объемов разливающегося из трубопровода топлива совпадают с координатами единичных объемов насоса или они оказываются в непосредственной близости, а температура нагрева насоса выше или равна температуре возгорания топлива при текущем значении процентного содержания кислорода в воздушной среде отсека, то система сигнализирует о появлении пожароопасной ситуации.

Аналогично происходит с дизель-генератором, когда он работает под нагрузкой и его параметры работы начинают выходить за пределы допустимых значений - ему также присваивается характеристика «источник повышенной температуры» с соответствующим значением температуры нагрева.

Система непрерывно (непосредственно или по косвенным признакам) контролирует состояние и температуру каждого «единичного объема» контролируемого отсека подводной лодки при помощи источников информации 5-9. В случаях, когда температура и состояние «единичных объемов» возрастают и приближаются к критическим значениям (т.е. Δ+Тфактическаявозгарания), система выдает сигнал о пожарной опасности в отсеке. Система принимает решение о выдачи сигнала «пожарная опасность», сравнивая критическую температуру каждого «единичного объема» с температурой возгорания вещества в зависимости от физического состояния этого «единичного объема» и «соседних» (для твердых, жидких и газообразных соответственно).

Предлагаемая система имеет преимущество перед существующими на данный момент времени пожарными системами за счет уменьшения количества ложных срабатываний. Так как данная система перед выдачей сигнала о пожарной опасности учитывает информацию от источников информации 6 и 7, которая является косвенным показателем предпосылки развития пожароопасной ситуации (источник информации 6 и 7 информирует систему об изменении температуры и состоянии некоторых «единичных объемов»).

Окончательная обработка информации производится в центральном приборе 1, приборы предварительной обработки 2 преобразуют разнородные сигналы, поступаемые от разных источников информации 3-9 к единому виду, и передают в центральный прибор поз. 1 на фиг. 1.

При окончательной обработке данных от приборов предварительной обработки 2 на монитор центрального прибора 1 выводится графическая информация о возникновении пожароопасной ситуации с координатами и параметрами как источника возгорания, горючих материалов, так и состояния воздушной среды контролируемого отсека.

Осуществление изобретения

Источники информации 3, 4, 5 и 6, используемые в предлагаемой системе, позволяют постоянно контролировать в месте установки: появление пламени, появления дыма, повышение температуры, увеличение содержания твердых аэрозольных частиц в воздушной среде отсека. Для раннего обнаружения потенциального возгорания применяется метод, использующий анализ косвенных физических параметров среды. Аэрозольные и газообразные продукты, появляющиеся уже при низкотемпературном термическом разложении различных горючих материалов, в том числе и полимеров, достаточно быстро распространяются воздушными потоками по отсеку и контролируются источником информации 6, который представляет из себя группу электроиндукционных датчиков. В качестве датчиков предлагается применять электроиндукционный датчик ИП 213-001, производимый ОАО «НПО Радар ММС» www.RADAR-MMS.com.

Источники информации 8 решают следующие задачи: обнаружение пламени, дыма, пара, течей (разливов) горючих жидкостей, сигнализация о несанкционированном проникновении в отсеки подводной лодки, контроль открытия (закрытия) дверей и люков, контроль изменения геометрических параметров объектов и т.п. Состав и описание источника информации 8, а также его возможная реализация в виде системы корабельного мониторинга описана в книге B.C. Артамонов, В.Н. Круглеевский, А.С. Поляков, Д.А. Скороходов «Судовые системы пожарной сигнализации от прошлого - в будущее», глава 5.2.

Информация от источников информации о процентном содержании кислорода в отсеке 7 поступает от штатных газоанализаторов, расположенных в отсеках подводной лодки, например, «газоанализатор МН-5130», устанавливаемый на подводных лодках проекта 877 ЭКМ «Варшавянка». http://kip-guru.ru/wiki/, Газоанализаторы_ΜΗ_5130М_и_ΜΗ.

В качестве источника информации о перемещении жидких горючих веществ и состоянии параметров работы тепловыделяющего оборудования и технических средств 9 предлагается использовать информацию от комплексной системы управления техническими средствами (КСУ ТС) подводной лодки, которая может быть реализована аналогично таких КСУ ТС, как «Палладий-М», «Палладий-Э» или «Лена», которые в данный момент применяются на подводных лодках различных проектов. КСУ ТС контролирует перемещение жидких грузов, (КСУ ТС) работу различных технических средств (их включение и отключение), давление и температуру рабочих жидкостей, сопротивление изоляции, нарушение режимов работы, появление коротких замыканий и т.д. http://www.avrorasystems.com/ru/.

Таким образом, предлагаемая система способна контролировать множество факторов, связанных с возможностью возникновения пожароопасных ситуаций, а именно: наличия совпадений и тренда сближений координат источников тепла и координат местонахождения горючих веществ и материалов относительно «единичных объемов»,имеющих характеристику «пожароопасный», а также температуру источников тепла, учитывая процентное содержание кислорода в воздушной среде отсека подводной лодки.

Система обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеках подводной лодки, содержащая распределенные по отсекам подводной лодки источники информации о наличии пламени, дыма, повышении температуры в отсеках подводной лодки, связанные через приборы предварительной обработки информации с центральным прибором для централизованного сбора, хранения и обработки информации, с целью выдачи предупредительного сигнала о возникновении пожарной опасности и пожара, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит источники информации: о повышении уровня аэрозольных частиц и о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсеков, об изменении местоположения, смещении или разрушении трубопроводов и цистерн, появлении течей и разливов, о наличии и перемещении жидких горючих веществ в трубопроводах, о режимах и параметрах работы технических средств.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам мониторинга в режиме реального времени состояния объектов различных типов и степени подвижности. Техническим результатом изобретения является сокращение времени реагирования на аномальные изменения параметров состояния контролируемых многопараметрических объектов (МПО).

Изобретение относится к системам автоматического дистанционного контроля в режиме реального времени состояния объектов, а также к системам аварийного оповещения.

Изобретение относится к сигнальным устройствам. .

Изобретение относится к области противопожарной техники и предназначено для обнаружения пожароопасной ситуации на самых ранних стадиях развития. Электроиндукционный пожарный извещатель содержит измерительный усилитель, блок обработки информации, блок питания, высоковольтный импульсный генератор и измерительную линию.

Настоящее изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергетики, а именно к способам обнаружения предпожарных ситуаций, возникающих в результате локальных перегревов электрооборудования, и предназначено для предупреждения пожаров, возникающих из-за неисправностей электропроводки, в частности неисправностей в электроустановочных устройствах.

Настоящее изобретение относится к средствам контроля за предпожарными ситуациями, возникающими в результате локальных перегревов электрооборудования, и предназначено для предупреждения пожаров, возникающих из-за неисправностей электропроводки, в частности неисправностей в электроустановочных устройствах.

Изобретение относится к области дистанционного зондирования Земли из космоса. Технический результат заключается в повышении устойчивости и достоверности результатов контроля.

Изобретение относится к области пожарной безопасности, а именно к способам и устройствам предупреждения пожаров, возникающих при неисправностях в электрических сетях и электроустановках.

Изобретение относится к техническим средствам для обнаружения и устранения пожара внутри воздушного судна. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств указанного назначения.

Изобретение относится к области устройств пожарной сигнализации. Технический результат заключается в снижении энергопотребления.

Изобретение относится к области судостроения, конкретнее - к автоматизации процессов обнаружения пожарной опасности на подводных лодках. Осуществляют контроль процентного содержания кислорода в воздушной среде отсека подводной лодки и при повышении процентного содержания кислорода выше установленного значения определяют зоны, где возможен контакт горючего вещества и источника зажигания, температура которого достаточна для начала возгорания горючего вещества при текущем повышенном процентном содержании кислорода, и сигнализируют об этом как о возникновении пожарной опасности.

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергетике, а именно к способам и устройствам тестирования устройств предупреждения пожара (взрыва) от искрения (дефектная дуга), возникающего в месте нарушения целостности электрической цепи.

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергетике, а именно к способам и устройствам предупреждения пожара (взрыва) и отказа систем, приводящих к катастрофам и авариям в сооружениях, зданиях, самолетах, судах, железнодорожном транспорте и др.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взврывозащиты технологического оборудования. Технический результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования от взрывов путем увеличения быстродействия и надежности срабатывания разрывных элементов. Это достигается тем, что используют систему мониторинга с обработкой полученной информации об опасной зоне в испытательном боксе, где устанавливают макет взрывоопасного объекта, а по его внутреннему и внешнему периметрам устанавливают видеокамеры для видеонаблюдения за процессом развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте, которую моделируют посредством установки в макете взрывного осколочного элемента с инициатором взрыва, при этом видеокамеры выполняют во взрывозащитном исполнении, а выходы с видеокамер через внутреннюю полость проставок соединяют с блоком, посредством которого производят запись и регистрацию протекающих процессов изменения технологических параметров в макете, после чего регистрируют посредством системы анализаторов записанных осциллограмм протекающих процессов изменения технологических параметров в макете взрывоопасного объекта, а в потолочной части макета выполняют проем, который закрывают взрывозащитным элементом, установленным по свободной посадке на трех упругих штырях, один конец каждого из которых жестко фиксируют в потолке макета, а на втором крепят горизонтальную перекладину, между взрывным осколочным элементом и проемом устанавливают трехкоординатный датчик давления во взрывозащитном исполнении, выход которого соединяют с входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а по обе стороны от датчика давления располагают датчики температуры и влажности, контролирующие термовлажностный режим в макете, выходы которых также соединяют с входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а внутренние и внешние поверхности ограждений макета обклеивают тензодатчиками, выходы которых также соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, после обработки полученных экспериментальных данных формируют информационную базу данных о развитии чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте и составляют математическую модель, прогнозирующую предотвращение чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к сигнализационной технике, в частности к кабелям-датчикам, применяемым для контроля параметров окружающей среды в аварийных системах оповещения промышленных предприятий, и представляет собой кабель-датчик, содержащий металлические коаксиальные оболочки, разделенные оксидными наполнителями, при этом внешняя и внутренние оболочки перфорированы, а наполнители выполнены из сенсорных материалов, изменяющих электросопротивление от влажности. Изобретение обеспечивает увеличение линейных размеров контролируемых по влажности и температуре площадей и объемов технологических производств, а также возможность определения зоны изменения влажности. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Система содержит поездную линию связи, блок машиниста, блоки вагонов, пожарные извещатели, концевые выключатели дверей вагона и громкоговорителя. Причем каждый из блоков машиниста и вагона выполнен в герметичном корпусе, в блок машиниста включен узел электропитания, оперативно запоминающее устройство и процессор, обеспечивающий обмен по линии связи и формирующий информационные сообщения, а блок вагона представляет собой электронное микропроцессорное устройство, установленное в каждом вагоне электропоезда и осуществляющее питание линии связи пожарных извещателей, измерение тока в линии связи и формирование по запросу блока машиниста кодовой посылки, содержащей информацию о своей работоспособности и состоянии подключенных цепей, при этом опрос каждого блока вагона блоком машиниста производится по выделенной линии связи. Причем блок машиниста через согласующее устройство связан с поездной радиостанцией и возникновении сигналов о пожароопасной ситуации подает электропитание на радиостанцию через две пары контактов реле и формирует управляющие сигналы для радиостанции. Достигается повышение эффективности работы пожарной сигнализации. 11 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области предупреждения пожаров при возгораниях на больших площадях и может быть использовано для раннего обнаружения и определения типа лесного пожара (низовой, верховой). Система раннего обнаружения и определения типа лесного пожара содержит n датчиков, каждый их которых содержит акустический сенсор, первый температурный выключатель, первый выход которого соединен с источником питания, а второй выход связан с первым входом электропитания радиопередатчика, выход которого связан с радиоантенной, размещенных на контролируемой территории вокруг центра слежения, содержащего звуковоспроизводящее устройство, приемник радиосигнала, вход которого связан с радиоприемной антенной. При этом каждый датчик дополнительно содержит второй температурный выключатель, первый выход которого соединен с источником питания, а второй выход подключен к входу таймера с управляемым ключом, выход которого связан с первым входом электропитания радиопередатчика, второй вход которого подключен к выходу усилителя, первый вход электропитания которого соединен со вторым выходом первого температурного выключателя, а второй вход связан с выходом акустического сенсора. Устройство управления в центре слежения содержит аналого-цифровой преобразователь, вход которого подключен к выходу приемника радиосигнала, а выход связан с первым и вторым входом устройства определения кода сигнала с управляемым ключом, выход которого соединен с входом звуковоспроизводящего устройства и с входом вычислителя спектра Фурье, выход которого связан со входами двух сумматоров амплитуд низких частот и амплитуд высоких частот, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входу вычитающего устройства, выход которого связан со входом порогового устройства. Технический результат - дистанционное определение работоспособности датчиков до начала пожара и автоматическое определение типа пожара (низовой, верховой) при его раннем обнаружении и дальнейшем наблюдении. 2 ил.

Изобретение относится к области пожарной безопасности. Способ раннего обнаружения пожара, основанный на том, что измеряют текущее значение концентраций в воздухе газовых компонентов, выбранных из группы, состоящей из водорода, окиси углерода, двуокиси углерода и ароматических углеводородов, выделяющихся при тлении горючих материалов. Определяют соотношение измеренных концентраций газовых компонентов и сравнивают с заданным его значением, при совпадении указанных значений формируют сигнал тревоги. Наряду с сигналом тревоги формируют высокочастотное колебание и модулирующий код, отображающий идентификационный номер объекта пожарной безопасности и его координаты. Манипулируют высокочастотное колебание по фазе модулирующим кодом, усиливают по мощности сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией, излучают его в эфир, улавливают на диспетчерском пункте наблюдения и/или в пожарной службе. Усиливают по напряжению, преобразуют по частоте с использованием напряжения гетеродина. Выделяют напряжение промежуточной частоты и осуществляют поиск сигналов в заданном диапазоне частот путем периодической перестройки частоты гетеродина, а затем удваивают фазу напряжения промежуточной частоты, измеряют ширину спектра принимаемого сигнала на промежуточной частоте и его второй гармонике. Преобразуют значение ширины спектра в соответствующие амплитуды, определяют разность указанных амплитуд, сравнивают ее с пороговым уровнем и в случае его превышения принимают решение об обнаружении сложного сигнала с фазовой манипуляцией, прекращении перестройки частоты гетеродина на время τз, необходимое для синхронного детектирования обнаруженного сложного сигнала с фазовой манипуляцией, разрешении его дальнейшей обработки, в ходе которой делят его по фазе на два, выделяют гармоническое колебание на частоте ωпр/2, удваивают фазу, выделяют колебание на промежуточной частоте ωпр, сдвигают по фазе на 90° и используют в качестве опорного напряжения для синхронного детектирования принимаемого сигнала с фазовой манипуляцией на промежуточной частоте. Выделяют и регистрируют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, по истечении времени τз продолжают перестройку частоты гетеродина и поиск сигналов в заданном диапазоне частот. В процессе преобразования частоты принимаемого сигнала выделяют напряжение суммарной частоты, детектируют его и используют продетектированное напряжение для разрешения обработки принимаемого сигнала по селекции и обнаружению сложного сигнала с фазовой манипуляцией, выделяют ложный сигнал (помеху), принимаемый по каналу прямого прохождения на промежуточной частоте ωпр, инвертируют его по фазе на 180°, суммируют с принимаемым ложным сигналом (помехой) и компенсируют его. Для реализации способа используют устройство для раннего обнаружения пожара. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости и достоверности приема сигналов тревоги. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к системам обнаружения пожарной опасности и пожара и может быть использовано в судостроении, в частности в системах обнаружения пожарной опасности и пожара на подводных лодках, а также для мониторинга пожароопасной обстановки в отсеках подводной лодки. Технический результат - повышение безопасности, безаварийности эксплуатации технических средств, охраняемых помещений подводной лодки, а также устранение причин, вызвавших пожарную опасность в отсеках подводной лодки для предотвращения пожара и его последствий. Система обнаружения пожарной опасности и пожара в отсеках подводной лодки дополнительно содержит источники информации о повышении уровня аэрозольных частиц, о процентном содержании кислорода в воздушной среде отсеков, об изменении местоположения или разрушении трубопроводов и цистерн, появлении течей и разливов, о наличии и перемещении жидких горючих веществ в трубопроводах, о режимах и параметрах работы технических средств. 2 ил.

Наверх