Способ определения температурной стойкости смазочных масел



Способ определения температурной стойкости смазочных масел
Способ определения температурной стойкости смазочных масел
Способ определения температурной стойкости смазочных масел

 


Владельцы патента RU 2599015:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет" (RU)

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла. Достигается повышение информативности определения. 2 ил., 1 пр., 1 табл.

 

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел и может использоваться для определения их температурной стойкости.

Известен способ определения термической стабильности смазочного масла путем определения коэффициента поглощения светового потока, вязкости, коэффициента энергетического состояния, температуры начала нагарообразования и разности коэффициентов поглощения светового потока до и после центрифугирования (патент РФ 2240558 С1, дата приоритета 10.04.2003, дата публикации 20.11.2004, авторы Ковальский Б.И. и др.).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения температурной стойкости смазочных масел, принятый в качестве прототипа, при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, величину испарившейся массы как разность массы пробы масла до и после испытания. Согласно способу определяют коэффициент испаряемости как отношение испарившейся массы пробы масла к оставшейся массе и коэффициент сопротивляемости температурной деструкции, зависящий от коэффициента поглощения светового потока и коэффициента испарения, затем строят графическую зависимость коэффициента сопротивляемости температурной деструкции от температуры испытания, а температурную стойкость определяют по величине коэффициента сопротивляемости температурной деструкции в зависимости от температуры (патент РФ 2406087 С1, дата приоритета 08.06.2009, дата публикации 10.12.2010, авторы Ковальский Б.И. и др., прототип).

Недостатком прототипа и известного аналога является то, что они не учитывают влияние продуктов температурной деструкции на индекс вязкости - показатель пологости вязкостно-температурной характеристики масел.

Задачей изобретения является повышение информативности способа определения температурной стойкости смазочных масел путем дополнительного учета влияния продуктов температурной деструкции на индекс вязкости.

Для решения поставленной задачи предложен способ определения температурной стойкости смазочных масел, при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую часть термостатируют в течение 8 часов при атмосферном давлении без перемешивания с конденсацией паров и отводом конденсата при температуре испытания, после чего осуществляют фотометрирование и определение коэффициента поглощения светового потока, а также измерение кинематической вязкости при температурах 40 и 100°С и определение индекса вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла, причем для каждой последующей части пробы температуру испытания повышают на постоянную величину.

На фиг. 1а и фиг. 1б представлены зависимости индекса вязкости соответственно от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока при испытании частично синтетического моторного масла Лукойл Люкс 5W-40 SL/CF; на фиг. 2а и фиг. 2б представлены соответствующие зависимости при испытании синтетического моторного масла Bardahl Synpulsar 5W-30 SN/CF.

Пример конкретного выполнения способа.

Испытанию подвергались товарные масла: частично синтетическое Лукойл Люкс 5W-40 SL/CF и синтетическое Bardahl Synpulsar 5W-30 SN/CF.

Пробу масла делят на равные части, одну из которых массой, например, 100±0,1 г заливают в термостойкий стакан и термостатируют на специально разработанном приборе в течение, например, 8 часов при атмосферном давлении без перемешивания с конденсацией паров и отводом конденсата при температуре испытания, например 140°С для моторных масел.

Температуру масла измеряют термопарой и поддерживают автоматически с помощью терморегулятора ТРМ 202 с точностью ±0,5°С.

После термостатирования отбирают часть пробы для фотометрирования и определения коэффициента поглощения светового потока и часть пробы - для измерения кинематической вязкости при 40 и 100°С

Остальные пробы испытуемого смазочного масла испытывают тем же способом при повышении температуры на 10 или на 20°C выше предыдущей в диапазоне от 140 до 300°C для моторных масел и измеряют те же параметры.

Результаты испытания сведены в таблицу.

По результатам испытания строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока. Температурную стойкость испытуемого смазочного масла определяют по изменению индекса вязкости. При этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла.

Результаты испытания, представленные на фиг. 1а, показывают, что изменения индекса вязкости для частично синтетического моторного масла Лукойл Люкс 5W-40 SL/CF практически стабильное в температурном интервале до 200°C, но при увеличении температуры этот показатель сохраняет тенденцию увеличения. Изменения индекса вязкости по сравнению с товарным маслом составило 11 ед.

Для синтетического моторного масла Bardahl Synpulsar 5W-30 SN/CF (фиг. 2а) установлено незначительное изменение индекса вязкости в диапазоне температур испытания от 160 до 240°C, а дальнейшее увеличение температуры вызывает его уменьшение. Максимальное изменение индекса вязкости по сравнению с товарным маслом составило ±2 ед.

Эти данные показывают, что температурная стойкость синтетического масла более высокая в температурном интервале до 280°C, а частично синтетического масла она стабильна до температуры 200°C.

Зависимостями индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока (фиг. 1б и фиг. 2б) установлено, что для частично синтетического моторного масла увеличение концентрации продуктов температурной деструкции вызывает увеличение индекса вязкости, а для синтетического масла индекс вязкости увеличивается в пределах изменения коэффициента поглощения светового потока от 0,22 до 0,44.

Применение предлагаемого способа позволяет получить более полную информацию о температурной стойкости смазочных масел и влиянии продуктов температурной деструкции на индекс вязкости.

Способ определения температурной стойкости смазочных масел, при котором отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую часть термостатируют в течение 8 часов при атмосферном давлении без перемешивания с конденсацией паров и отводом конденсата при температуре испытания, после чего осуществляют фотометрирование и определение коэффициента поглощения светового потока, а также измерение кинематической вязкости при температурах 40 и 100°С и определение индекса вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла, причем для каждой последующей части пробы температуру испытания повышают на постоянную величину.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля качества нефтепродуктов. Способ включает отбор проб в различных местах в процессе приготовления пластичных смазочных материалов, их гомогенизацию и анализ, причем гомогенизацию объединенных проб пластичных смазочных материалов производят при их перемешивании плунжером со скоростью 60±10 двойных тактов в минуту, а анализ содержания воды в пластичных смазочных материалах осуществляют с помощью ИК Фурье-спектроскопии, для этого сначала приготавливают различные образцы пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды, затем для образцов пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды строят тарировочный график зависимости содержания воды от оптической плотности на частоте наибольшего поглощения 3388 см-1 и по результатам тарировочного графика на этой частоте определяют содержание воды в исследуемых пластичных смазочных материалах.

Изобретение относится к области исследования смазочных масел. Способ включает в себя непрерывное пропускание воздуха через испытуемое смазочное масло при температуре, на 20°С превышающей максимальную рабочую температуру испытуемого смазочного масла, отбор через равные промежутки времени окисленного смазочного масла и определение таких показателей степени деградации смазочного масла, как содержание осадка, нерастворимого в изооктане, а также фактор нестабильности эксплуатационных свойств смазочного масла, после чего строят график зависимости изменения определяемых показателей от времени окисления, проводят касательные на начальном участке полученной кривой и на участке, где произошел значительный рост определяемого показателя, координату точки пересечения двух касательных на оси времени окисления принимают за значение условного эксплуатационного ресурса.

Изобретение относится к области исследования материалов и может быть использовано для исследования вязкостно-температурных свойств жидкости и количественной оценки интенсивности и динамики структурных превращений в процессе подбора состава смазочных композиций моторных масел на стадии их разработки.

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации.

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла.

Группа изобретений относится к испытанию моторных масел и используется для исследования процессов их старения. В процессе испытания масло нагревают, охлаждают, перемешивают, осуществляют его циркуляцию под давлением, центрифугируют, проводят аэрацию атмосферным влажным воздухом и отработавшими газами, сжимают и разбрызгивают под давлением с целью осуществления гидромеханической, термохимической и термодинамической деструкции, обеспечивая имитацию работы масла как в системе смазки двигателя, а также в его цилиндропоршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого вала и в газораспределительном механизме.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре.

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода.
Наверх