Тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии

Изобретение относится к средствам профессионального музыкального обучения и предназначено для погружения исполнителя оркестра в пространство виртуальной акустической реальности с целью улучшения качества и интенсификации подготовки музыканта. Для этого предложен тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии, характеризующийся тем, что содержит соединенные между собой посредством проводной и беспроводной связи рабочее место исполнителя, расположенное в оборудованном системой записи и системой воспроизведения оркестровой фонограммы и видеозаписи дирижера оркестра помещении, при этом система записи содержит по крайней мере один микрофон для исполнителя, например узконаправленный; систему воспроизведения, которая содержит многоканальную систему громкоговорителей (не менее шести) и средство отображения видеоизображения дирижера оркестра (проектор, или ЖК-телевизор, или плазменная панель), при этом системы записи и воспроизведения соединены с электронным средством управления и хранения данных, содержащим источник многоканальный оркестровой фонограммы, за исключением партии исполнителя, формирующий звуковое пространство, соответствующее расположению оркестра относительно исполнителя, и синхронизированный со средством отображения видеоизображения дирижера оркестра. В качестве электронного средства хранения и управления данных используют соединенные между собой компьютер с программным обеспечением в виде секвенсера, многоканальный аудиоинтерфейс и цифровой микшерный пульт. 4 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к средствам профессионального музыкального обучения. Тренажер предназначен для создания максимально приближенной к реальной акустической среды, создаваемой оркестром, что позволит повысить качество подготовки музыканта-исполнителя и сократить время и затраты на его обучение.

Современные технологии позволяют воссоздать практически любое акустическое пространство в небольшом помещении прослушивания. Эта возможность может быть использована в обучении музыканта-исполнителя для создания различных тренажеров.

Известны аспекты воспитания профессиональных музыкантов, которые постигаются сугубо практическим путем. Примером этого является игра в оркестре. Проходит много времени, прежде чем оркестр, в который пришло много неопытных «первокурсников», начинает звучать полноценно и слаженно. Учащиеся, приходящие в оркестр, довольно долго приспосабливаются к оркестровой игре. Перед учебными оркестрами вопрос такого обновления коллектива встает ежегодно, поэтому ценность использования такого тренажера для ускорения процесса «вливания» учащегося в оркестр представляется весьма значительной.

Тренажер предоставляет возможность дополнительных занятий в созданных условиях виртуального акустического пространства оркестра.

Также примером использования тренажера может являться преодоление оркестровых трудностей путем самостоятельных репетиций в условиях, созданных тренажером.

Известен тренажер для обучения исполнителя вокальной партии, характеризующийся тем, что он содержит источник фонограммы, имеющий отдельные выходы для сигналов инструментального сопровождения и вокальной партии, микрофон исполнителя, предварительный усилитель и усилитель, детектор и смеситель, причем выход сигнала инструментального сопровождения напрямую подключен к смесителю, имеющему выход в тракт дальнейшего усиления, а выход сигнала вокальной партии подключен к смесителю через усилитель, выполненный с возможностью управления напряжением от детектора, связанного входом с выходом предварительного усилителя микрофона исполнителя (патент на ПМ №43677, МПК G09D 5/06, опубл.27.01.2005). Недостатком данного решения является то, что его нельзя использовать для обучения исполнительским навыкам оркестранта.

Известно техническое решение, предназначенное для сравнения акустики концертных залов

https://aaltodoc.aalto.fi/bitstream/handle/123456789/5055/isbn9789526042916.pdf?sequence=1.

Оно содержит систему воспроизведения, систему управления воспроизведением, систему хранения данных. Система воспроизведения состоит из ряда громкоговорителей, которые расположены в форме напоминающей симфонический оркестр на сцене. Каждая инструментальная секция оркестра представлена двумя или тремя динамиками на сцене. Система записи расположена в контрольных точках зала, чтобы записывать звучание оркестра громкоговорителей для последующей обработки и сравнения записей из различных помещений. Воспроизведение осуществляется одной и той же фонограммы во всех помещениях. Состав фонограммы: все без исключения инструменты, участвующие в исполнении. Таким образом, громкоговорители моделируют искусственный оркестр, который играет одинаково в разных залах. Акустику можно оценить на месте во время воспроизведения, а также в лаборатории с помощью анализа звучаний, измеренных от громкоговорителей оркестра. Представленный метод позволяет провести прямое сравнение концертных залов. Данное техническое решение не предназначено для обучения исполнителя-оркестранта.

Заявителю неизвестны технические решения того же назначения и конструктивного исполнения, что и заявляемое.

Задача изобретения состоит

- в создании условий для обучения исполнителя оркестра максимально приближенным к реальности;

- в интенсификации приобретения и накопления практического опыта оркестровой игры обучаемыми;

- в формировании навыков слаженной игры в оркестре;

- в развитии слуховой активности во время исполнения, направленной как на свое исполнение, так и на партнеров по оркестровому музицированию,

Техническим результатом является создание реальной акустической среды, улучшение качества звучания, снижение временных и материальных затрат при обучении. Для этого предложен тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии, характеризующийся тем, что он содержит, соединенные между собой посредством проводной и беспроводной связи, рабочее место исполнителя, расположенное в оборудованном системой записи и системой воспроизведения оркестровой фонограммы и видеозаписи дирижера оркестра помещении, при этом система записи, содержит, по крайней мере, один микрофон для исполнителя, система воспроизведения содержит многоканальную систему громкоговорителей и средство отображения видеоизображения дирижера оркестра, при этом системы записи и воспроизведения соединены с электронным средством управления и хранения данных, содержащим многоканальный источник оркестровой фонограммы оркестра, за исключением партии исполнителя, формирующий звуковое пространство, соответствующее расположению оркестра относительно исполнителя, и синхронизированный со средством отображения видеоизображения дирижера оркестра.

Кроме того:

- микрофон для исполнителя узконаправленный,

- средство отображения видеоизображения дирижера оркестра выполнено в виде проектора, ЖК-телевизора, или плазменной панели,

- число каналов в многоканальной системе громкоговорителей не менее шести,

- в качестве электронного средства хранения и управления данными используют соединенные между собой компьютер с программным обеспечением в виде секвенсера, многоканальный аудиоинтерфейсом и цифровой микшерный пульт.

Предложенный тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии представляет собой помещение, которое должно быть шумоизолировано, иметь необходимые размеры и соответствующую акустическую обработку для полноценного воспроизведения без искажений многоканального звука с большим динамическим диапазоном.

В данном помещении располагается рабочее место исполнителя, например в центре помещения, так, что воспроизведение оркестровой фонограммы создает при передаче через акустическую среду вокруг обучающегося звучание, соответствующее звучанию относительно данного исполнителя внутри оркестра. Под рабочим местом понимают средство для размещения обучаемого и его инструмента.

Эта фонограмма звукозаписи оркестра воспроизводится системой воспроизведения через многоканальную систему громкоговорителей, которая содержит не менее шести громкоговорителей, не менее пяти - широкополосные, и хотя бы один сабвуфер. Количество громкоговорителей в большую сторону неограниченно. Расположение громкоговорителей вокруг рабочего места исполнителя при наличии шестиканальной системы воспроизведения соответствуют стандарту 5.1, при большем количестве громкоговорителей их расположение приближается к расположению музыкантов при записи фонограммы либо к расположению музыкантов в имитируемом оркестре.

Система воспроизведения также содержит расположенное в данном помещении непосредственно перед рабочим местом исполнителя средство отображения видеоизображения дирижера оркестра. Это может быть проектор, плазма, жидкокристаллический телевизор с большой диагональю - не менее 50 дюймов. Предпочтительно воспроизводить запись видеодирижера в полный рост.

Система записи, установленная в указанном помещении, содержит, по крайней мере, один микрофон для исполнителя, желательно с узкой характеристикой направленности (например, гиперкардиоида), соединенного, например, с рабочим местом исполнителя. В зависимости от инструмента исполнителя он может быть: крепящийся непосредственное к инструменту (небольшой специальный инструментальный конденсаторный микрофон с креплением), либо вложенный в инструмент микрофон граничного слоя, либо другой тип микрофона, способный записать звук инструмента, максимально возможно не захватив звучание фонограммы.

Микрофон исполнителя соединен с электронным средством управления и хранения данных, выполненным в виде компьютера с программным обеспечением в виде секвенсера. Причем сигнал от микрофона поступает на отдельную дорожку секвенсера, синхронизированную с оркестровой фонограммой. Микрофон может быть соединен с секвенсером на компьютере через микшерный пульт, соединенный с аудиоинтерфейсом компьютера средствами MADI. Оркестровая фонограмма характеризуется отсутствием партии исполнителя, задействованного в обучении, записана непосредственно оркестром, либо отдельными музыкантами в специально подготовленных условиях с последующей обработкой звукорежиссером, для воссоздания звучания оркестра. Фонограмма в секвенсере подготовлена так, чтобы записи различных инструментов оркестра располагались на отдельных дорожках. Фонограмма характеризуется многоканальностью звучания, причем специфика распределения звучания между каналами зависит от количества громкоговорителей в системе воспроизведения.

Электронное средство управления и хранения данных, представляет собой компьютер, например, со следующими характеристиками:

- процессор: предпочтительнее серверный, количество ядер не менее 4,

- операционный система предпочтительнее OSX,

- система хранения данных на ssd накопителях,

- оперативная память не менее 32 Гб,

- видеокарта способная воспроизводится видео 4к,

- многоканальный аудиоинтерфейс, содержащий несколько каналов MADI для ввода и вывода не менее 128 каналов при 24 битах 192 кГц,

- программное обеспечение - секвенсер, передающий каждый канал фонограммы через аудиоинтерфейс на отдельный канал микшерного пульта посредством MADI.

Цифровой микшерный пульт подключен к аудиоинтерфейсу посредством MADI. Средство дистанционного управления секвенсером может быть выполнено, например, в виде планшета ipad с программой TouchOSC. Система может содержать устройства для обработки звука, выполненные в виде плагинов к секвенсеру, либо в виде устройств, подключенных к цифровому микшерному пульту и синхронизированных с секвенсером.

Работа тренажера

Исполнитель-обучаемый занимает рабочее место исполнителя. К обучающемуся могут подключаться различные датчики для контроля за его эмоциональным состоянием. Перед ним может быть установлен пюпитр для нот. Запись исполнения партии обучающегося идет с помощью микрофона желательно с узкой характеристикой направленности либо специального инструментального микрофона закрепленного на инструменте. Системой громкоговорителей воспроизводится фонограмма звучания всего оркестра за исключением партии исполнителя-обучающегося. Синхронно идет видеоизображение дирижера оркестра и происходит «встраивание» исполнителя в виртуальный оркестр. Звукозапись исполнения впоследствии прослушивается на предмет наличия недостатков в исполнении.

Таким образом, предложенный тренажер, характеризующийся новой совокупностью конструктивных элементов, находящихся в функциональной связи между собой, приводит к созданию объекта нового назначения - ТРЕНАЖЕРУ для обучения исполнителя оркестра своей партии, который позволяет достичь заявленного технического результата - эффективность обучения при этом достигается путем погружения обучаемого в реальную акустическую и визуальную среду. Изменение соединений элементов, конфигурации или объединение элементов какими-либо другими способами неизбежно приведет к потере части необходимых педагогических свойств Тренажера. Это будет способствовать снижению эффективности обучения.

Таким образом, тренажер позволит интенсифицировать обучение исполнителя оркестра, использовать вместо больших репетиционных залов небольшие помещения для обучения, т.е. снизить временные и материальные затраты, улучшить качество звучания, формировать навыки преодоления трудностей под наблюдением педагога. Все это позволит более эффективно использовать ресурс реальных оркестровых репетиций для создания художественного образа, т.к. ознакомление с партией, преодоление оркестровых трудностей, приобретение опыта оркестровой игры и т.п. будет происходить при занятиях на тренажере.

1. Тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии, характеризующийся тем, что он содержит соединенные между собой посредством проводной и беспроводной связи рабочее место исполнителя, расположенное в помещении, оборудованном системой записи и системой воспроизведения оркестровой фонограммы и видеозаписи дирижера оркестра, при этом система записи содержит по крайней мере один микрофон для исполнителя, систему воспроизведения, которая содержит многоканальную систему громкоговорителей и средство отображения видеоизображения дирижера оркестра, при этом система записи и система воспроизведения соединены с электронным средством управления и хранения данных, содержащим многоканальный источник оркестровой фонограммы, за исключением партии исполнителя, формирующий звуковое пространство, соответствующее расположению оркестра относительно исполнителя, и синхронизированный со средством отображения видеоизображения дирижера оркестра.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что микрофон для исполнителя узконаправленный.

3. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что средство отображения видеоизображения дирижера оркестра выполнено в виде проектора, ЖК-телевизора или плазменной панели.

4. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что число каналов в многоканальной системе громкоговорителей не менее шести.

5. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в качестве электронного средства хранения и управления данными используют соединенные между собой компьютер с программным обеспечением в виде секвенсера, многоканальный аудиоинтерфейс и цифровой микшерный пульт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к духовым музыкальным инструментам, в частности к устройствам для обучения музыкантов игре на духовых инструментах. Изобретение предназначено для практической тренировки обучающихся игре на медных духовых инструментах с воронкообразными мундштуками.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля.

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями.

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей. .

Изобретение относится к способу игры на балалайке. .
Изобретение относится к способу развития и настройки голоса. .

Изобретение относится к системе образования, в частности к обучению музыкальной грамоте и игре на фортепиано лиц с легкой и средней степенью умственной отсталости.
Изобретение относится к способам обучения навыкам владения музыкальными инструментами и предназначено для обучения и оценки подготовленности звонарей, осуществляющих свою деятельность в музыкальных оркестрах, в церковных и храмовых звонницах. Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности обучения, совершенствования и оценки навыков звонаря. Он достигается тем, что формируется учебное место звонаря, содержащее заданное количество струн управления языками, датчиков силы удара языков об ограничители их хода и генераторов звука, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, который фиксирует действия звонаря и генерирует синтезированные звуки. При этом на заданном каркасе произвольно или в соответствии с компоновкой, выбранной для имитации звонницы, устанавливаются кронштейны, на которые подвешиваются языки, имеющие заданное место, размер, вес и свободный ход раскачивания до ограничителя хода, выполненного в виде кольца или сегмента кольца заданного размера. Тональность и тембр заданного числа генерируемых звуков выбирается и задается в программно-аппаратном комплексе из его библиотеки звуков. А громкость их звучания задается тем выше, чем сильнее удар языка об ограничитель хода, содержащий датчик удара, который передает сигнал в программно-аппаратный комплекс для оценки силы удара и генерации звукового сигнала соответствующей тональности, тембра и громкости звучания. Синтезированный звук воспроизводится и регулируется по громкости звучания одновременно от всех генераторов звука или дифференцированно по заданному числу генераторов звука и/или с фильтрацией заданных звуковых частот через внешние динамики и/или наушники. Музыкальные композиции звонаря записываются и/или воспроизводятся для прослушивания и анализа фрагментов или в целом отдельно, или с наложением на звучание образца - учебного задания. Заявляемый способ придает процессу обучения творческий характер, в котором обучаемый раскрепощен, не стесняется, не боится ошибок и с удовольствием импровизирует и экспериментирует. А это позволяет быстро раскрыть его потенциал, сформировать требуемые навыки, выявить индивидуальный «почерк» и оценить его способность к обучению в выбранном виде деятельности. Данный способ отличается от известных способов новыми свойствами, он позволяет повысить эффективность обучения и оценки подготовленности звонарей получением условий и данных, которые до этого были недоступны.

Изобретение относится к устройствам, применяемым при обучении музыке, в частности к устройствам для обучения игре на флейте. Приспособление для обучения игре на флейте выполнено в виде коврика (1), на котором размещены плоские материальные объекты, сопоставимые по форме со следом подошв левой (4) или правой (7) ноги человека. Плоские материальные объекты выполнены с возможностью установки на них подошв левой или правой ноги, направленные по отношению друг к другу таким образом, чтобы при мысленном представлении на коврике (1) минутных меток циферблата часов след от подошвы левой (4) ноги человека был направлен по минутной стрелке (2) циферблата часов от пятки к мыску, которая отстоит от цифры 12 циферблата часов на два минутных деления влево, а след от подошвы правой (7) ноги человека был направлен по часовой стрелке (5) циферблата часов от пятки к мыску, которая направлена на цифру 2 циферблата часов. Обеспечивается правильная постановка ног при игре на флейте. 1 ил.

Изобретение относится к области теории музыки. Техническим результатом является сокращение времени на процесс построения ладогармонической последовательности. Способ содержит: определение тональности на ладотональном круге, для чего размещают его нижнее основание относительно среднего основания, устанавливая в отверстии среднего основания, расположенном в зените, заданное значение комбинации параллельных мажорного и минорного аккордов, в остальных отверстиях устанавливаются оставшиеся одиннадцать комбинаций параллельных мажорных и минорных аккордов по схеме кварто-квинтовых кругов, выбор основных аккордов установленной тональности, соединение выбранных основных аккордов в гармонические обороты, этап, содержащий одновременное использование двух тональностей, для чего перемещают верхнее основание ладотонального круга относительно его среднего основания, устанавливая в зените верхнего основания вторую заданную тональность при предварительно установленной первой тональности, далее выбирают основные аккорды двух установленных тональностей, соединяют выбранные основные аккорды в гармонические обороты, и этап, содержащий определение аккордов-спутников с использованием кадансовой линейки для выбранных основных аккордов, выбор аккордов-спутников и соединение их с основными аккордами. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх