Способ выявления алекситимии для последующей коррекции у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития



Способ выявления алекситимии для последующей коррекции у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития
Способ выявления алекситимии для последующей коррекции у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития

 


Владельцы патента RU 2599345:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт психического здоровья" (RU)

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с расстройствами психологического развития.

Алекситимия - это сниженная способность или затруднения в вербализации эмоциональных состояний и чувств. Для измерения алекситимии разработана Торонтская шкала алекситимии - Toronto Alexithymia Scale TAS-26 [1], адаптированная на русском языке в НИИ им. Бехтерева [2]. Несмотря на удовлетворительные психометрические свойства TAS-26, в дальнейшем ее авторы выявили ряд недостатков, например пункты по снижению способности к воображению плохо коррелировали с суммарным баллом и были подвержены влиянию «социальной желательности». В начале 1990-х годов эта шкала была пересмотрена и усовершенствована [3, 4] в 20-пунктовую Торонтскую шкалу алекситимии TAS-20, которая в настоящее время валидизирована и активно используется клиницистами для количественной оценки алекситимии [5]. Шкала TAS-20 включает характеристику трех факторов, отражающих основные компоненты алекситимии: трудности идентификации чувств, трудности описания чувств и внешне-ориентированный (экстернальный) тип мышления; однако при интерпретации результатов тестирования разработчики русскоязычной версии TAS-20 настоятельно рекомендовали опираться только на суммарный балл и не использовать факторные шкалы в качестве независимых показателей.

В литературе описан опыт определения алекситимии у детей и подростков с помощью шкалы TAS-20 [6-10].

Данный способ определения алекситимии является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату и выбран в качестве прототипа к достигаемому результату.

Недостатком данной шкалы являются трудности ее использования у детей с интеллектуальными нарушениями, которые отмечаются при расстройствах психологического развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения. При попытке использования русскоязычной версий шкалы TAS-20 у подростков, имеющих интеллектуальные нарушения, отмечались затруднения в понимании формулировок, обусловленные психологическими особенностями подростков (недостаточно развитое абстрактное мышление, сниженный словарный запас, недостаточно сформированные произвольные компоненты высших психических функций, низкий уровень социальной компетентности).

Задачей изобретения является создание способа выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Поставленная задача решается путем модифицикации традиционного изложения данной шкалы с сохранением смыслового значения формулировок при обеспечении доступности их понимания детьми с интеллектуальными нарушениями. Также определяют минимальное количество вопросов - 16, достаточное для выявления алекситимических черт и признаков, возможность оценки ответов по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и в соответствии с суммой результатов выделяются следующие групп - «норма», группы риска, группа с алекситимическими проявлениями. При составлении шкалы сохранены пропорции включения вопросов, отражающие три составляющие алекситимии: трудности идентификации чувств (вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 15), трудности описания чувств (вопросы 2, 4, 10, 11, 14) и внешне-ориентированный тип мышления (вопросы 5, 9, 12, 13, 16).

Предлагаемая шкала отличается доступностью для подростков указанной категории, не требует значительного количества времени, длительного напряжения органа зрения, может быть использована для проведения психологических и клинических исследований в условиях коррекционной школы.

Шкала для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, содержит инструкцию и ключ.

Инструкция: Укажи свой возраст и имя. Выбери один из вариантов - «не согласен», «согласен», «ни то, ни другое».

Ключ к предлагаемой шкале алекситимии.

Подсчет баллов:

1) ответы на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 16 оцениваются следующим образом:

«не согласен» - оценивается в 1 балл,

«ни то, ни другое» - 2 балла,

«согласен» - 3 балла.

2) ответы на вопросы 4, 5, 8, 9, 15 оцениваются наоборот,

«не согласен» - оценивается в 3 балла,

«ни то, ни другое» - 2 балла,

«согласен» - 1 балл.

Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель «алекситимичности». Результаты могут распределиться в интервале от 16 до 48 баллов.

Интерпретация шкалы алекситимии:

29 баллов и выше соответствует «алекситимическому» профилю (свидетельствует о наличии алекситимических проявлений).

23-28 баллов - группа риска.

22 балла и ниже - отсутствие алекситимических проявлений (норма).

Новым в предлагаемом изобретении является минимальное количество вопросов - 16, оценка ответов по степени клинической значимости в баллах и конкретизация оценки предлагаемых вариантов ответов, а также значения суммы баллов 23-28 для определения риска развития алекситимии и выше 29 баллов - определение алекситимических черт.

Таким образом, предложенная шкала имеет клиническую значимость, заключающуюся в количественном представлении выраженности такого феномена как алекситимия, складывающегося из сочетания определенных симптомов.

Отличительные признаки проявили в заявляемой совокупности новые свойства, явным образом не вытекающие из уровня техники в данной области и не очевидные для специалиста. Идентичной совокупности признаков не обнаружено в патентной и научно-медицинской литературе. Предлагаемый в качестве изобретения способ может быть использован для диагностики алекситимии у подростков с расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ.

Исходя из вышеизложенного предлагаемое изобретение соответствует условиям патентноспособности «Новизна», «Изобретательский уровень» и «Промышленная применимость».

Изобретение будет понятно из следующего описания:

Предлагаемое изобретение апробировано на 50 учащихся специальных (коррекционных) учебных заведений в возрасте 12-16 лет, из них 25 человек слабослышащих (нейросенсорная тугоухость III-IV стадии), 25 - слабовидящих (врожденные аномалии органа зрения). Все учащиеся имеют сопутствующие нарушения психологического развития (F83), обучаются по коррекционной программе VII вида, справляются удовлетворительно. При клиническом обследовании подростков, входящих в исследуемую группу, не выявлено невротических, аффективных, поведенческих расстройств. Исследование проводилось индивидуально, что определялось спецификой дефекта данной категории. Предлагаемая шкала позволила с большой точностью определить наличие или риск алекситимии у подростков с сенсорными возможностями здоровья.

По результатам скрининга выявлено наличие алекситимии у 32% учащихся (16 человек) и наличие риска алекситими у 38% (19 человек). Диагностированные проявления алекситимии (группа риска и клиническая группа) определили характер и объем психотерапевтических, психокоррекционных и психообразовательных мероприятий.

Пример 1. Костя, 13 лет, двусторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, нарушение психологического развития F 83.

Согласился с утверждениями: «часто не понимаю, что я чувствую» - 3 балла, «мне трудно понять, что я чувствую внутри» - 3 балла, «мне трудно сказать, как я отношусь к людям» - 3 балла, «предпочитаю смотреть смешные телевизионные программы, а не фильмы, которые рассказывают о чужих проблемах» - 3 балла, «мне трудно сказать, что я чувствую, даже лучшему другу» - 3 балла. Не согласился с утверждениями: «я часто мечтаю о будущем» - 3 балла, «мне важно понимать, что я чувствую» - 3 балла, «когда я плачу, всегда знаю почему» - 3 балла.

Вариант «ни то, ни другое» был выбран при ответах на вопросы «у меня бывают ощущения в теле, которые не понятны даже врачам» - 2 балла, «могу легко сказать, что я чувствую» - 2 балла, «иногда не могу найти слов, чтоб сказать, что я чувствую» - 2 балла, «мне говорят, что я должен больше говорить о том, что чувствую» - 2 балла и «знать, как решать проблемы более важно, чем понимать причины этих проблем» - 2 балла.

Не согласился с утверждениями: «когда я расстроен, я не знаю, то ли мне грустно, то ли страшно, то ли я злюсь» - 1 балл, «предпочитаю разговаривать с людьми о делах, а не о чувствах» - 1 балл, согласился с утверждением «когда у меня проблема, я хочу знать, почему это случилось» - 1 балл.

Итоговая сумма баллов составила 37, что соответствует группе с клинически выраженными алекситимическими проявлениями.

Из анамнеза: третий ребенок из семи детей. Старший брат и одна из младших сестер также слабослышащие. Раннее развитие - с отставанием речи, моторных функций. Отец - рабочий на стройке, мать домохозяйка. Дактильной и жестовой речью родители не владеют, с сыном общаются формально, односложно. Посещают секту «Свидетели Иеговы», пытаются приобщить к этому и детей. В школе неоднократно возникали ситуации, когда мальчик просил или заставлял одноклассников приносить ему сладости, соки, деньги. На момент обследования в классе сложилась конфликтная ситуация - Костя и его младшая сестра, обучающаяся в этом же классе, регулярно обижают одноклассницу - обзывают, толкают, отбирают или портят ее вещи. Девочка сильно переживает, постоянно плачет, отказывается посещать школу. Попытки классного руководителя, психолога и родителей девочки привлечь внимание Кости к эмоциональному состоянию и переживаниям девочки не вызывают отклика. Обращение к родителям Кости также не дало эффекта - они не выразили огорчения по поводу поведения их сына и сочувствия однокласснице.

При клиническом обследовании психический статус квалифицируется недоразвитием интеллектуально-мнестической сферы и речевых средств у ребенка с двусторонней нейросенсорной тугоухостью. На устные вопросы отвечает односложно, на письменные - предложениями из 2-3 слов, с аграмматизмами. Объем знаний об окружающем снижен, в основном ограничен бытовым уровнем. Обучается по программе VII вида, с программой справляется. Настроение спокойное, ровное. В беседе несколько напряжен. Внимание устойчивое, хорошо концентрируется на предлагаемых заданиях. При наблюдении за ребенком как в ситуации обследования, так и в повседневной жизни (учебная деятельность, общение со сверстниками) обращает на себя внимание внешняя «серьезность», формальный характер общения, отсутствие внешних проявлений эмоциональных состояний - радости, грусти (при наличии повода для испытываемых эмоций), мальчик практически не улыбается и не смеется. Классный руководитель и воспитатель также отметили сниженную эмоциональность ребенка, недостаточную активность при обсуждении ситуаций, касающихся чувств, личного отношения к событиям или людям.

При психологическом обследовании определен средний уровень тревоги (по шкале СМАС), наличие межличностных проблем, чувства одиночества (по шкале депрессии М. Ковак).

Результаты тестирования по шкале алекситимии соответствуют клиническим проявлениям. Выявленные особенности определили объем психотерапевтических, психокоррекционных и психообразовательных мероприятий. Индивидуальные психотерапевтические занятия включали обсуждение школьных ситуаций, в которых акцентировалось внимание на чувства и проявления эмоций как своих, так и у сверстников при взаимодействии с ними. Групповая психотерапия включала участие в тренинге, на котором проигрывались проблемные ситуации взаимоотношений. Эффективным дополняющим инструментом для реализации психотерапевтических задач являлась арт-терапия. С педагогами и психологом школы проведена беседа о сути алекситимии, даны рекомендации по обучению навыкам определения эмоций и чувств у себя и окружающих (на уроках литературы, при внеклассном чтении, беседах, обсуждении возникающих конфликтных ситуаций) и воспитание навыков описания эмоций. Проведено консультирование родителей, им рекомендовалось обсуждать эмоциональные реакции в семье, уделять больше внимания сыну, выражать любовь и принятие ребенка (на словах, тактильно, с помощью жестов), помочь в организации досуга и выбора увлечения, хобби.

Пример 2. Евгения, 14 лет, двусторонняя нейросенсорная тугоухость III-IV степени, нарушение психологического развития F 83.

Согласилась с утверждением «предпочитаю смотреть смешные телевизионные программы, а не фильмы, которые рассказывают о чужих проблемах» - 3 балла.

Вариант «ни то, ни другое» был выбран при ответах на вопросы: «часто не понимаю, что я чувствую» - 2 балла, «мне трудно сказать, что я чувствую внутри» - 2 балла, «когда у меня проблема, я хочу знать, почему это случилось» - 2 балла, «когда я расстроен, я не знаю, то ли мне грустно, то ли страшно, то ли я злюсь» - 2 балла, «иногда не могу найти слов, чтоб сказать, что я чувствую» - 2 балла, «мне важно понимать, что я чувствую» - 2 балла, «предпочитаю разговаривать с людьми о делах, а не о чувствах» - 2 балла, «знать, как решать проблемы более важно, чем понимать причины этих проблем» - 2 балла.

Не согласилась с утверждениями: «у меня бывают ощущения в теле, которые не понятны даже врачам» - 1 балл, «мне трудно сказать, как я отношусь к людям» - 1 балл, «мне говорят, что я должен больше говорить о том, что чувствую» - 1 балл, «мне трудно сказать, что я чувствую, даже лучшему другу» - 1 балл. Согласилась с утверждениями: «могу легко сказать, что я чувствую» - 1 балл, «я часто мечтаю о будущем» - 1 балл, «когда я плачу, всегда знаю почему» - 1 балл.

Итоговая сумма баллов составила 26, что соответствует группе риска алекситимии.

Из анамнеза: старшая из двух детей в семье, младший брат и мама также слабослышащие. Отец работает монтажником, мама - младший воспитатель в коррекционном детском саду. Отношения между родителями напряженные, конфликтные, воспитание носит противоречивый характер - отец жесткий, требовательный, неэмоциональный, часто повышает голос на жену и детей; мама мягкая, уступчивая, принимающая, при взаимодействии с дочерью старается понять эмоциональное состояние ребенка, активно интересуется жизнью детей.

При клиническом обследовании психический статус квалифицируется умеренным недоразвитием интеллектуально-мнестической сферы у ребенка с двусторонней нейросенсорной тугоухостью. Речь фразовая, без аграмматизмов, с некоторыми дефектами произношения. Объем знаний об окружающем приближается к нижней границе возрастной нормы. Обучается по программе VII вида, с программой справляется хорошо. Настроение спокойное, ровное. Активно участвует в беседе, рассказывает о себе. Внимание устойчивое, хорошо концентрируется на предлагаемых заданиях. Любит рисовать. Активно участвует в деятельности школьного творческого коллектива (читает стихи, участвует в сценических постановках), занимала призовые места на конкурсах. Неконфликтная, однако, в школе держится особняком, среди сверстников друзей не имеет, часто является предметом насмешек (из-за внешности). При наблюдении в ситуации обследования и в повседневной жизни (учебная деятельность, общение со сверстниками) производит впечатление исполнительной, замкнутой, малообщительной и малоэмоциональной.

Результаты тестирования по шкале алекситимии соответствуют клиническим проявлениям. Выявленные особенности определили объем психокоррекционных и психообразовательных мероприятий. Девочке предложено участие в групповом коррекционном тренинге, целью которого являлось расширение сферы проявления эмоций и активизация эмоциональной лексики. С педагогами и психологом школы проведена беседа о сути алекситимии, даны рекомендации по обучению навыкам определения эмоций и чувств у себя и окружающих (на уроках литературы, при внеклассном чтении, беседах, обсуждении возникающих конфликтных ситуаций) и воспитанию навыков описания эмоций. На приглашение прийти на прием откликнулась только мама, с ней проведена поддерживающая психотерапевтическая беседа. Рекомендовано выражать любовь и принятие дочери с учетом ее взросления (на словах, тактильно, с помощью жестов), обращение к семейному психотерапевту за помощью в разрешении межличностных проблем между родителями.

Пример 3. Рома, 13 лет, врожденная аномалия органа зрения, атрофия диска зрительного нерва OS, миопия слабой степени OD; нарушение психологического развития F 83.

Выбрал вариант «ни то, ни другое» при ответах на вопросы: «мне важно понимать, что я чувствую» - 2 балла, «предпочитаю разговаривать с людьми о делах, а не о чувствах» - 2 балла, «предпочитаю смотреть смешные телевизионные программы, а не фильмы, которые рассказывают о чужих проблемах» - 2 балла, «знать, как решать проблемы более важно, чем понимать причины этих проблем» - 2 балла.

Согласился с утверждениями: «могу легко сказать, что я чувствую» - 1 балл, «когда у меня проблема, я хочу знать, почему это случилось» - 1 балл, «я часто мечтаю о будущем» - 1 балл, «когда я плачу, всегда знаю почему» - 1 балл.

Не согласился с утверждениями: «часто не понимаю, что я чувствую» - 1 балл, «мне трудно сказать, что я чувствую внутри» - 1 балл, «у меня бывают ощущения в теле, которые не понятны даже врачам» - 1 балл, «когда я расстроен, я не знаю, то ли мне грустно, то ли страшно, то ли я злюсь» - 1 балл, «иногда не могу найти слов, чтоб сказать, что я чувствую» - 1 балл, «мне трудно сказать, как я отношусь к людям» - 1 балл, «мне говорят, что я должен больше говорить о том, что чувствую» - 1 балл, «мне трудно сказать, что я чувствую, даже лучшему другу» - 1 балл.

Итоговая сумма баллов составила 20, что свидетельствует об отсутствии алекситимических проявлений.

Из анамнеза: проживает вместе с мамой, старшей сестрой и бабушкой. Родители развелись, когда ребенку был 1 год, отец отношения с семьей не поддерживает. Мама - медсестра, по характеру добрая, спокойная, много внимания уделяет развитию и воспитанию сына.

При клиническом обследовании психический статус квалифицируется недоразвитием интеллектуально-мнестической сферы у ребенка с ВАР органа зрения. Речь фразовая, без аграмматизмов. Объем знаний об окружающем приближается к нижней границе возрастной нормы. Обучается по программе VII вида, с программой справляется хорошо. Настроение спокойное, ровное. Активно участвует в беседе, рассказывает о себе, собственных переживаниях и отношении к разным ситуациям (как лежал в больнице, когда обижал старшеклассник, как любит готовить дома еду для мамы). Внимание устойчивое, хорошо концентрируется на предлагаемых заданиях. Любит слушать истории о животных, окружающем мире, общаться с друзьями. Тепло отзывается о маме, сестре, бабушке. На уроках в школе внимателен, исполнителен, самостоятельно инициативу проявляет редко. Спокойный, не конфликтный, имеет друзей среди одноклассников и соседей по дому.

При психологическом обследовании определен средний уровень тревоги (по шкале СМАС), низкий уровень депрессии (по шкале М. Ковак).

Результаты тестирования по предлагаемой шкале алекситимии соответствуют клиническим проявлениям - отсутствию алекситимических черт.

Предлагаемый в качестве изобретения способ апробирован на 50 пациентах и позволяет провести скрининговое обследование подростков с сенсорными нарушениями, имеющими расстройства психологического развития, определить группы по уровню алекситимических проявлений и провести превентивные психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Taylor G.J., Ryan D.P., Bagby R.M. Toward the development of a new self-report alexithymia scale // Psychotherapy and Psychosomatics. 1985. V. 44. P. 191-199.

2. Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская E.B., Карвасарский Б.Д., Карпова Э.Б., Корепанова Т.Г., Крылова Г.С., Тархан А.У., Чехлатый Е.И., Шифрин В.Б. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах Пособие для психологов и врачей // Санкт-Петербург: Типография СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева., 2005, 25 с.

3. Bagby М., Parker J.D.A., Taylor G.J. The twenty-item Toronto Alexithymia Scale-I. Item selection and cross-validation of the factor structure // J. Psychosom. Res. 1994. Vol. 38. P. 23-31.

4. Bagby R.M., Taylor G.J., Parker J.D.A. The twenty-item Toronto Alexithymia Scale: Convergent, discriminant, and concurrent validity // J. Psychosom. Res. 1994. Vol. 38. P. 33-40.

5. Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бобров А.Е., Мошняга Е.Н., Пузырева Н.В., Боброва М.А., Ивашкина М.Г., Кривчикова М.Н., Шаврикова Е.П., Бэгби P.M. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия 2010 №4, С. 31-38.

6. Rieffe С., Oosterveld P., Terwogt М.М. An alexithymia questionnaire for children: Factorial and concurrent validation results // Personality and Individual Differences Volume 40, Issue 1, January 2006, Pages 123-133.

7. Joukamaa M., Taanila A., Miettunen J., Karvonen J.Т., M. Koskinen, Veijola J. Epidemiology of alexithymia among adolescents // Journal of Psychosomatic Research 63 (2007) 373-376.

8. Келина М.Ю., Мешкова T.A. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. №2. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52628.shtml (дата обращения: 13.02.2015).

9. Gatta М., Facca I., Colombo Е., Svanellini L., Montagnese S. Alexithymia, Psychopathology and Alcohol Misuse in Adolescence: A Population Based Study on 3556 Teenagers Sami Schiff2Neuroscience & Medicine, 2014, 5, 60-71.

10. Scimeca G., Bruno A., Cava L., Pandolfo G., Muscatello M.R.A., Zoccali R. The Relationship between Alexithymia, Anxiety, Depression, and Internet Addiction Severity in a Sample of Italian High School Students // The Scientific World Journal Volume 2014 (2014), Article ID 504376, 8 pages http://dx.doi.org/10.1155/2014/504376.

Способ выявления алекситимии для последующей коррекции у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, заключающийся в использовании скрининговой «Шкалы для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития», содержащейся в описании, отличающейся тем, что ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют, по составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу»; по составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств; по составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства; в два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы; в один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства»; и при значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений, при значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия, при значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.
Изобретение относится к психологии и к медицине, а именно к психотерапии и психопрофилактике психических состояний и зависимостей. После определения вида зависимости или состояния пациента диагностируют причину, лежащую в их основе.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и реабилитации, и может быть использовано при психогенных расстройствах, таких как адаптационные реакции, эмоциональные нарушения, психовегетативные, психосоматические и невротические расстройства.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитации, физиотерапии, и может быть использовано для лечения дискогенной радикулопатии. Для этого проводят медикаментозную терапию в течение 4-5 дней путём внутривенного капельного введения со скоростью 30-35 капель в минуту смеси лекарственных препаратов, содержащей 30 мл раствора актовегина для инъекций, 8-16 мг дексаметазона на 200 мл 0,9% раствора хлористого натрия.

Изобретение относится к медицине, неврологии, восстановлению когнитивных функций, в том числе оптического восприятия, исполнительных функций у больных с цереброваскулярной патологией.

Изобретение относится к области психологии, а точнее к области концентрации усилий человека для достижения поставленных им целей, придания ему уверенности в собственных силах.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ. Определяют уровень клинических признаков иммунологической недостаточности, нижний порог болевой чувствительности, индекс враждебности, уровень ситуативной тревожности, оценку отношения к изопропанолу с использованием визуально-аналоговой шкалы. Вычисляют риск возникновения расстройств с внутривенным употреблением психоактивных веществ по математической формуле. В зависимости от полученного значения результата расчета определяют высокий уровень риска расстройств или низкий уровень риска расстройств. Способ позволяет оценивать уровень риска возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ, и своевременно проводить профилактические мероприятия за счет определения прогностических показателей. 1 табл., 2 пр.
Наверх