Способ ремонта трубопровода

Изобретение относится к ремонту трубопроводов методом сплошной переизоляции. При проведении ремонта останавливают эксплуатацию, освобождают трубопровод от продукта, вскрывают и очищают от изоляции. Трубы обследуют, оценивают допустимость дефектов и отбраковывают. При необходимости трубы ремонтируют. Затем трубы заваривают обратно в нитку, трубопровод изолируют, укладывают и засыпают. До оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов. Значение коэффициента надежности по ответственности уточняют с использованием зависимости: кнкд·(1+5,5·10-4·р2·D3·m), где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб; р - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа; D - значение номинального диаметра трубопровода, м; m - коэффициент условий работы. Технический результат: снижение расхода труб при проведении ремонта трубопровода за счет учета уточненного значения коэффициента надежности по ответственности трубопровода с учетом его фактических конструкционных и эксплуатационных параметров. 2 табл.

 

Изобретение относится к ремонту трубопроводов, в частности к ремонту методом сплошной переизоляции.

Известен способ ремонта трубопровода, при котором ремонт осуществляют с остановкой перекачки бестраншейным способом [РД 153-39.4-075-01. Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий, 2001].

Капитальный ремонт переходов бестраншейным способом проводят заменой дефектного участка перехода трубопровода внутри эксплуатируемого защитного футляра на новый, т.е. извлекают дефектный трубопровод, протаскивают новый, бездефектный.

Недостатками известного способа являются большой расход новых труб, значительный объем земляных и строительно-монтажных работ.

Прототипом является способ ремонта трубопроводов [СТО Газпром 2-2.3-231-2008 Правила производства работ при капитальном ремонте линейной части магистральных газопроводов], заключающийся в остановке эксплуатации, освобождении трубопровода от продукта, вскрытии, очистке от изоляции, укладке на инвентарные опоры, обследовании труб на дефектность, оценке допустимости дефектов и отбраковке, при котором принимают табличное значение коэффициента надежности по ответственности трубопровода, ремонте или замене труб, заварке обратно в нитку, изоляции, укладке и засыпке.

Недостатками прототипа является неоправданно большой расход труб из-за необоснованного значения коэффициента надежности по ответственности трубопровода, так как его дискретные значения применяют для интервалов величин давлений и диаметров без учета доступности к диагностике.

Цель изобретения - снижение расхода труб при проведении ремонта трубопровода за счет определения фактических конструкционных и эксплуатационных параметров ответственности трубопровода и применения уточненного значения коэффициента надежности по ответственности.

Указанная цель достигается тем, что в способе ремонта трубопровода, заключающемся в остановке эксплуатации, освобождении трубопровода от продукта, вскрытии, очистке от изоляции, обследовании труб на дефектность, оценке допустимости дефектов, отбраковке, ремонте или замене труб, заварке обратно в нитку, изоляции, укладке и засыпке, согласно изобретению до оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов, уточняют значение коэффициента надежности по ответственности с использованием зависимости

кнкд·(1+5,5·10-4·p2·D3·m),

где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб;

p - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа;

D - значение номинального диаметра трубопровода, м;

m - коэффициент условий работы.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. После остановки эксплуатации и освобождения от продукта с помощью бульдозера и вскрышного экскаватора вскрывают трубопровод, при помощи трубоукладчика отрывают от ложа, используя электростанцию и машину предварительной очистки, снимают изоляцию, трубопровод укладывают на инвентарные опоры, дефектоскопической лабораторией проводят диагностику очищенных от изоляции труб. По диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления после проведения капитального ремонта на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов.

От значений диаметра, рабочего давления, категорийности и доступности к диагностике зависит уровень ответственности отдельного участка, в частности величина эффективной энергии, отнесенной к единице длины, от которой в свою очередь зависит подвижка дислокаций и аккумуляция энергии упругой деформации, вызывающая локальное упрочнение и охрупчивание металла особенно в местах концентрации напряжений [Карл Ф. Отт. Стресс-коррозия на газопроводах. Гипотезы, аргументы и факты. Обзорная информация. - М.: ИРЦ Газпром, 1998].

С учетом определенных фактических конструкционных и эксплуатационных параметров ответственности трубопроводов уточняют значение коэффициента надежности по ответственности с использованием зависимости

кнкд·(1+5,5·10-4·p2·D3·m),

где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, т.е. при отсутствии узлов запуска и приема устройств для внутритрубной диагностики (перемычки между магистралями трубопроводов в многониточных коридорах, трубопроводы на узлах подключения компрессорных или насосных станций, многониточные подводные переходы трубопроводов без узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов, технологические трубопроводы НС и КС), ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб после ремонта и в процессе эксплуатации (магистральные участки трубопроводов, расположенные между узлами запуска и приема устройств для внутритрубной диагностики);

p - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа,

D - значение номинального диаметра трубопровода, м;

m - коэффициент условий работы на ремонтном участке в соответствии со СП 36.13330.2012.

Используя уточненные значения коэффициента надежности по ответственности, вычисляют значение минимально допустимой толщины стенки трубопровода, с учетом которого выполняют отбраковку труб бывших в эксплуатации.

Выполняют ремонт или замену труб, заваривают в сварочном посту обратно в нитку. В лаборатории контроля качества сварных соединений проверяют качество кольцевых стыков у уложенного на инвентарные опоры трубопровода. После очистки машиной финишной очистки, используя оборудование подогрева трубопровода, грунтовочную и изоляционную машины, проверяя качество лабораторией контроля качества изоляционного покрытия, наносят изоляцию, укладывают в траншею и засыпают при помощи экскаватора или бульдозера.

Предложенное техническое решение, т.е. уточнение значений коэффициента надежности по ответственности трубопровода с учетом фактических конструкционных и эксплуатационных параметров, таких как диаметр трубы, рабочее давления, категорийность отдельного ремонтируемого участка, доступность трубопровода к внутритрубной диагностике, позволяет более полно учесть факторы, от которых зависит ответственность конкретного участка трубопроводной сети.

Значения коэффициентов надежности по ответственности трубопроводов согласно СП 36.13330.2012 приведены в таблице 1.

Расчетные значения коэффициентов надежности по ответственности участков трубопроводов третьей категории, доступных к диагностике внутритрубными снарядами, уточненные с учетом фактических конструкционных и эксплуатационных параметров, приведены в таблице 2.

Сравнение двух таблиц показывает, что использование изобретения позволяет существенно снизить расход металла труб при проведении капитального ремонта за счет определения фактических конструкционных и эксплуатационных параметров и уточнения значения коэффициента надежности по ответственности. Изобретение может использоваться и при строительстве новых трубопроводов.

Способ ремонта трубопровода, заключающийся в остановке эксплуатации, освобождении трубопровода от продукта, вскрытии, очистке от изоляции, обследовании труб на дефектность, оценке допустимости дефектов, отбраковке, ремонте или замене труб, заварке обратно в нитку, изоляции, укладке и засыпке, отличающийся тем, что до оценки опасности и отбраковки дефектов по диспетчерским данным и по рабочим чертежам определяют значения диаметра, максимально возможного рабочего давления на ремонтируемом участке, границы участков различной категории и наличие узлов запуска и приема внутритрубных диагностических снарядов, уточняют значение коэффициента надежности по ответственности с использованием зависимости
кнкд·(1+5,5·10-4·p2·D3·m),
где ккд - коэффициент доступности к диагностике, ккд=1,1 при отсутствии возможности внутритрубной диагностики труб, ккд=1,0 при наличии возможности внутритрубной диагностики труб;
p - значение рабочего давления в трубопроводе, МПа;
D - значение номинального диаметра трубопровода, м;
m - коэффициент условий работы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному оборудованию и может быть использовано для транспортировки однородных жидкостей, гидросмесей, отходов нефтепереработки и пульпы на земснарядах в морской, речной и болотистой среде.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Трубоукладочное судно содержит направленную вверх трубоукладочную вышку, сварочную площадку для присоединения новой ветви трубопровода к краю удерживаемого вышкой трубопровода.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для протягивания "крота" и новой трубы внутри старой при бестраншейной прокладке трубопровода.

Изобретение относится к области магистрального трубопроводного транспорта жидкостей и газов и может быть использовано при осуществлении земляных работ в процессе подготовки к ремонту, а также непосредственно самого ремонта небольших по протяженности участков подземных трубопроводов, расположенных в заболоченных местах, где уровень грунтовых вод не позволяет производить ремонтные работы без предварительной подготовки.

Изобретение относится к устройствам для использования в гидротехническом строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях для транспортирования жидкостей через открытые водные объекты (реки, водоемы, моря).

Изобретение относится к строительству подводных переходов трубопроводов. В предлагаемом способе закрепления подводного трубопровода в проектном положении в качестве системы для закрепления трубопровода используют металлическую сетку.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к технологиям проведения демонтажных работ выведенного из эксплуатации (изношенного) нефтепровода в местах прохождения технологических эстакад нефтепроводов.
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении прямолинейных участков подземных магистральных трубопроводов различного назначения.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов в туннелях. Структурная несущая система трубопровода содержит прикрепленные непосредственно к стенам туннеля балки, имеющие в продольном направлении форму дуги.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при прокладки трубопровода. Опора трубопровода, содержащая наружную опорную стенку, внутреннюю опорную стенку, соединяющий участок для поддержания наружной опорной стенки и внутренней опорной стенки в фиксированном, разнесенном одна от другой взаимном положении, соединяющий участок простирается между верхней частью внутренней опорной стенки и верхней частью наружной опорной стенки, для формирования седловидной опоры трубопровода, причем седловидная опора трубопровода прервана по меньшей мере парой радиально простирающихся и пересекающихся желобов для укладки трех или более подобных опор трубопровода во взаимосвязанное штабелированное соединение.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены трубопроводов состоит из режущего механизма с дисковыми ножами, расширителя и пилотного рычажно-шарнирного автоматизированного механизма (ПРШАМ). ПРШАМ содержит два верхних и два нижних шарнирных рычага с двумя трубными накладками и оборудован гидроцилиндрами с электронным программным обеспечением. ПРШАМ выполняет функции единого механизма - «шагающего», фиксирующегося и распределяющего статические усилия в заменяемой трубе, протаскивающего режущий механизм с ножами, расширитель и новую трубу. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и маневренности работы устройства, в т.ч. при замене трубопроводов на участках с поворотами, а также при работе в дюкерах. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Судно-укладчик для укладки трубопроводов на дно водоема имеет плавучую конструкцию, укладочную вышку, шарнирно закрепленную на плавучей конструкции и выполненную с возможностью сборки и укладки трубопровода на дно водоема, и систему сброса и извлечения трубопровода. При этом система сброса и извлечения имеет тяговый канат и узел шкивов для направления тягового каната. Узел шкивов установлен на плавучую конструкцию с возможностью перемещения между рабочим положением на укладочной вышке и положением вне укладочной вышки. Также раскрыты способ работы судна-укладчика и способ перевода судна-укладчика в режим сброса трубопровода. 3 н. и 26 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к строительству и может быть использована при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, в зоне распространения вечномерзлых грунтов, при быстром возведении дорог, аэродромов и других объектов инженерной инфраструктуры. Грунтовый модуль состоит из не менее пяти расположенных Х-образно ячеек, выполненных из гибких элементов и снабженных защитными стенками и пришивным дном, которое скреплено с гранями или ребрами ячеек. Ячейки заполняют насыпным грунтом. Расширяет арсенал технических средств, позволяет повысить несущую способность оснований магистральных трубопроводов, дорог, и прочих сооружений, а также позволяет увеличить сроки эксплуатации, сократить расходы и время на содержание сооружаемых промышленных площадок. Позволяет исключить использование привозного минерального грунта за счет использования местного грунта. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.
Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и может быть использована для прекращения или возобновления укладки подводного трубопровода с судна. В способе прекращения укладки трубопровода с судна снабжают судно лебедочным аппаратом и натяжным устройством. Трубчатый элемент устанавливают между лебедочным аппаратом и концом трубопровода, при этом трубчатый элемент принимается натяжным устройством. Трубопровод спускают посредством лебедочного аппарата и натяжного устройства с распределением нагрузки от натяжения трубопровода между натяжным устройством и лебедочным аппаратом. Технический результат заключается в упрощении способов и устройств для прекращения или возобновления укладки трубопровода с одновременным повышением их надежности, безопасности, производительности и эффективности. 5 н. и 18 з.п. ф-лы, 33 ил.
Наверх