Способ изготовления композитного элемента жесткости

Изобретение относится к композитным структурам, в частности к технологиям усиления композиционных элементов жесткости, и может применяться в области авиастроения и космической техники. Способ изготовления композитного элемента жесткости включает формирование из препрега пары компонентов, каждый из которых содержит часть стенки и полки композитного элемента жесткости, а также скругленную зону перехода от стенки к полке, соединение этих компонентов между собой и формирование основания полки композитного элемента жесткости с заполнением полости в зоне скругления компонентов вставкой из композиционного материала, при этом вставку выполняют скручиванием в рулон полосы препрега, ширина которой определяется отношением площади полости к толщине монослоя препрега. Изобретение позволяет изготавливать элементы жесткости различной геометрии без использования дополнительного оборудования и специальных приспособлений, сократить производственный цикл изготовления элемента жесткости, снизить трудоемкость и повысить технологичность процесса. 5 ил., 3 пр.

 

Изобретение относится к композитным структурам, в частности к технологиям усиления композиционных элементов жесткости, и может применяться в области авиастроения и космической техники.

Известен узел соединения элементов конструкции из композиционных материалов, содержащий усиливающий элемент, состоящий из сердечника и оболочки и имеющий треугольную форму с плоским основанием и двумя боковыми дугообразными сторонами, отличающийся тем, что с целью повышения несущей способности узла соединения и технологичности его изготовления оболочка выполнена из пространственно армированного материала и непрерывна по контуру сечения усиливающего элемента по патенту SU №1751941, МПК В64С 1/06, опубл. 10.06.1998 г.

Недостатком известного узла соединения является низкая технологичность его изготовления, обусловленная введением дополнительной операции изготовления сердечника заданного профиля методом пултрузии, что требует наличия дополнительного оборудования и оснастки для каждого отдельно взятого случая.

Наиболее близким к изобретению является способ изготовления композитного элемента жесткости, содержащего первый, второй и третий компоненты, выполненные из слоистой композитной ленты, причем первый и второй компоненты образуют стенку и пару полок, третий компонент соединен с полками и проходит по существу в поперечном направлении относительно стенки, первый, второй и третий композитные компоненты пересекаются с образованием полости, которая усилена в скругленной области, соответствующей вставке, посредством, по меньшей мере, одного слоя композитной ткани и вставки, обернутой клеящим слоем по патенту RU №2514747, МПК В29С 70/86, опубл. 10.05.2014 г.

Недостатком известного способа является низкая технологичность процесса изготовления композитного элемента жесткости, связанная с необходимостью введения операций нанесения композитной ткани на скругленные части полости и нанесения клеящего слоя перед этапом установки вставки.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является увеличение технологичности изготовления элемента жесткости за счет исключения операций нанесения дополнительных слоев композитной ткани и операции нанесения клеящего слоя, а также за счет исключения операций изготовления сердечника на дополнительной оснастке и с применением дополнительного оборудования.

Для достижения указанного технического результата представленного изобретения предложен способ изготовления композитного элемента жесткости, включающий формирование из препрега пары компонентов, каждый из которых содержит часть стенки и полки композитного элемента жесткости, а также скругленную зону перехода от стенки к полке, соединение этих компонентов между собой и формирование основания полки композитного элемента жесткости с заполнением полости в зоне скругления компонентов вставкой из композиционного материала, отличающийся тем, что вставку выполняют скручиванием в рулон полосы препрега, ширина которой определяется отношением площади полости к толщине монослоя препрега.

Заполнение полости в зоне скругления компонентов вставкой, выполненной скручиванием в рулон полосы препрега расчетной ширины, позволяет изготавливать элементы жесткости с различной геометрией, исключая необходимость использования дополнительного оборудования и дополнительной оснастки, что снижает трудоемкость процесса изготовления, а исключение операций нанесения клея и дополнительных слоев материала сокращает длительность производственного цикла изготовления.

На фиг. 1 показаны компоненты композитного элемента.

На фиг. 2 показано соединение компонентов композитного элемента и установка вставки.

На фиг. 3 показана вставка, полученная скручиванием из полосы препрега.

На фиг. 4 показана установка основания.

На фиг. 5 представлено фото отформованного композитного элемента жесткости.

Способ осуществляют в следующей последовательности.

Формируют из препрега первый и второй компоненты композитного элемента жесткости, каждый из которых содержит часть стенки 1 и полки 2 композитного элемента жесткости, а также скругленную зону 3 перехода от стенки к полке. Соединяют первый и второй компоненты элемента жесткости между собой. Формируют вставку 4 из композиционного материала скручиванием в рулон полосы препрега 5, ширина b которой определяется отношением площади поперечного сечения полости 6 в зоне скругления 3 компонентов к толщине монослоя препрега t. Затем заполняют полость 6 в зоне скругления 3 первого и второго компонентов вставкой 4, полученной скручиванием полосы препрега 5. Формируют из препрега основание 7 композитного элемента жесткости и устанавливают на первый и второй компоненты с установленной в полость 6 вставкой 4. Отверждают полученную сборку.

Вставка может быть выполнена из различных материалов (лент, тканей), при этом материал, из которого выполнена вставка, может отличаться от материала, из которого формируются компоненты элемента жесткости.

Пример 1. Пара компонентов элемента жесткости сформированные из препрега на основе ленты ЛУ-П/0,1-А, в зоне скругления (радиус скругления R=4 мм) образуют полость площадью 6,9 мм2. При этом ширина полосы препрега, необходимая для формирования вставки скручиванием в рулон из материала, соответствующего материалу элемента жесткости, и исходя из толщины монослоя данного материала, равной 0,13 мм, составляет 53 мм.

Пример 2. Два компонента элемента жесткости, сформированные из препрега на основе ленты ЛУ-П/0,1-А, в зоне скругления (радиус скругления R=6 мм) образуют полость площадью 15,48 мм2. Для заполнения полости вставкой из препрега на основе ткани арт. 14502 (толщина монослоя равна 0,16 мм) понадобится полоса ленты шириной 97 мм.

Пример 3. Два компонента элемента жесткости, сформированные из препрега на основе ткани ЛУ-П/0,1-А, в зоне скругления (радиус скругления R=5 мм) образуют полость площадью 10,8 мм. Для заполнения полости вставкой из препрега на основе стеклоткани Э3-1-100 (толщина монослоя равна 0,12 мм) понадобится полоса ленты шириной 90 мм.

Таким образом, предложенный способ позволяет изготавливать элементы жесткости различной геометрии без использования дополнительного оборудования и дополнительной оснастки, что совместно с сокращением производственного цикла за счет исключения операций нанесения клея и дополнительных слоев материала снижает трудоемкость и повышает технологичность процесса.

Способ изготовления композитного элемента жесткости, включающий формирование из препрега пары компонентов, каждый из которых содержит часть стенки и полки композитного элемента жесткости, а также скругленную зону перехода от стенки к полке, соединение этих компонентов между собой и формирование основания полки композитного элемента жесткости с заполнением полости в зоне скругления компонентов вставкой из композиционного материала, отличающийся тем, что вставку выполняют скручиванием в рулон полосы препрега, ширина которой определяется отношением площади полости к толщине монослоя препрега.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к крепежным элементам для защиты от электромагнитных воздействий. Во время вставки крепежных элементов в стопу элементов и заделывания, или законцовывания, крепежных элементов деталями, имеющими сухое диэлектрическое покрытие и/или внутреннее сухое диэлектрическое уплотнение в выбранных участках для защиты от электромагнитных воздействий, некоторые из деталей имеют расточенное отверстие.

Настоящее изобретение относится к крепежному узлу, в частности, для применений в летательных аппаратах. Крепежный узел содержит трубчатый первый элемент и второй элемент, вводимый соосно в первый, крепежные средства, а также уплотнение.

Изобретение относится к установке для обработки конструктивных элементов воздушного судна при помощи станции для обработки. Установка содержит позиционирующее устройство для установки и перемещения конструктивного элемента, манипулятор с инструментальным средством, погрузочно-разгрузочную зону, которая расположена на расстоянии от рабочей зоны, и транспортировочное устройство, выполненное с возможностью перемещения полностью конструктивного элемента, установленного на позиционирующем устройстве, между рабочей зоной и погрузочно-разгрузочной зоной.

Изобретение относится к авиации и касается винтомоторных монопланов, предназначенных для первоначальной подготовки летного состава и тренировки пилотов. Учебный самолет содержит тянущий воздушно-винтовой движитель, шасси, механизированное крыло и фюзеляж, включающий кабину экипажа, снабженную фонарем, сопряженным с гаргротом, и хвостовую часть, несущую горизонтальное и вертикальное оперение с рулями высоты и направления, а также органы управления.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается изготовления силовой оболочки корпуса возвращаемого летательного аппарата. Ленточный препрег для изготовления теплозащитного покрытия силовой оболочки корпуса содержит скрепленные между собой куски растяжимой в тангенциальном направлении и пропитанной фенольным связующим ленты.

Изобретение относится к авиации и касается конструкции хвостовой части фюзеляжа летательного аппарата (ЛА), имеющего модульный хвостовой обтекатель. Хвостовая часть фюзеляжа ЛА содержит хвостовой обтекатель, присоединяемый к остальной конструкции хвостовой части фюзеляжа посредством системы соединения.

Изобретение относится к конструкции из композитного материала (КМ) с отверстиями и касается крыла и фюзеляжа летательного аппарата (ЛА). Конструкция из КМ, который удлинен в продольном направлении крыла, содержит множество выполненных в нем отверстий и изготовлен из армированного волокнами пластика, и подвергается растягивающей нагрузке и/или сжимающей нагрузке в продольном направлении.

Изобретение относится к способу изготовления профилированных ферменных структур из волокнистого композиционного материала (КМ) и касается изготовления нервюр сверхлегких летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к композитным материалам для авиастроения и касается конструкции из пластика, армированного углеволокном (CFRP конструкция), и способа изготовления такой конструкции.

Изобретение относится к конструкции ЛА, в частности к конструкциям каркасов фюзеляжей вертолетов. Конструкция силового каркаса вертолета содержит в средней своей части кессон с ложементом крепления главного редуктора и продольными по высоте кессона профилированными элементами, кронштейны для узлов крепления шасси, опорный элемент для крепления двигателя, днище с продольными элементами, настилом пола кабины и наружной обшивкой, состыкованными с кессоном.

Изобретение относится к высоконагруженным конструкциям из полимерных композиционных материалов и может применяться в области авиастроения и космической техники, а также в судостроении и др.

Группа изобретений относится к способу изготовления изделий (44, 48, 52) из композитного материала, к изделию, полученному способом по изобретению, а именно к остову или крышке несущего корпуса кузова.

Изобретение относится к устройству для конструкционной передачи высоких нагрузок, содержащему концевой фитинг, которое может быть использовано в карданных валах транспортных средств, в компонентах шасси воздушных судов или т.п., и к способу изготовления такого устройства.

Группа изобретений относится к способу изготовления соединительной тяги путем филаментной намотки, а также к устройству указанной тяги и наконечнику для нее. Способ заключается в обеспечении наличия оправки, используемой при изготовлении внутреннего тела.

Изобретение относится к композитному элементу жесткости, изготовленному с использованием заготовки из слоистой однонаправленной композитной ленты. Элемент жесткости содержит полость, которую усиливают вставкой, оборачиваемой монтажным клеем.

Заявленное изобретение относится к способу изготовления конструктивной детали из композитного материала с органической матрицей и к детали, изготавливаемой этим способом.

Изобретение относится к армированному профилю для слоистой конструкции и к способу его получения. .

Изобретение относится к технологии изготовления лопастей несущих винтов вертолетов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологиям усиления элементов жесткости из композиционных материалов. Способ изготовления усиленного элемента жесткости включает формирование двух швеллеров или уголков, каждый из которых содержит цилиндрическую поверхность, соединяющую стенки и полки швеллера или полки уголков, основания и вставки, выполняемой намоткой пропитанных связующим нитей, являющихся армирующей основой композиционного материала. Намотка производится на барабан, имеющий ручей с поперечным сечением аналогично полости, образованной двумя цилиндрическими поверхностями и основанием. После заполнения ручья вставку разрезают и укладывают в упомянутую полость, устанавливают основание, сжимают детали и проводят отверждение. Использование намотки для изготовления вставки снижает трудоемкость процесса получения последней, а следовательно, себестоимость всего изделия. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к композитным столбчатым конструкциям и может быть использована в авиакосмической промышленности. Опорная стойка (20) содержит трубчатый стержень (34) из армированного волокнами полимера и гофрированную рукавообразную арматуру (36) вокруг стержня. Арматура имеет больший предел прочности при сжатии, чем полимер. Арматура (36) является металлом или керамикой и содержит первую и вторую половины (36а, 36b). Стойка (20) дополнительно содержит концевые фитинги (24). Для получения стойки (20) осуществляют изготовление стержня (34) из слоистого материала и арматуры (36). Выполняют гофры на внутренней поверхности арматуры (36). Выполняют сборку арматуры (36) поверх стержня (34). Изготавливают внешнюю оболочку поверх арматуры (36). Обеспечивается повышение устойчивости опорной стойки к сжимающим нагрузкам и упрощение способа изготовления. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх