Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена и дизельное топливо на основе этой присадки

Изобретение описывает депрессорную присадку к дизельным топливам, которая содержит сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, при этом в качестве растворителя она включает органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360ºС, мас.%: сополимер - 10-30 мас.%; органический растворитель - 70-90 мас.%; соотношение раствор сополимера:дизельное топливо - 1:3 или 1:5. Также раскрывается дизельное топливо для умеренного и холодного климата на основе летнего дизельного топлива, содержащее указанную выше присадку в количестве 0,01-0,03 мас.%. Технический результат заключается в создании депрессорной присадки, характеризующейся значительными низкотемпературными характеристиками, которая позволяет на базе летнего дизельного топлива получить дизельного топливо сортов C, D, E, F согласно ГОСТ Р 52368-2005 для умеренной климатической зоны и для районов с холодным климатом. 2 н.п. ф-лы, 6 пр., 2 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно к составу депрессорных присадок для дизельных топлив и конкретного дизельного топлива, содержащего эту присадку.

Известно значительное количество высокомолекулярных соединений, обладающих депрессорной активностью по отношению к нефтепродуктам, в том числе к дизельным топливам [Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. М.: Химия, 1985. - 312 с.; Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990. - 238 с.; Данилов A.M. // Мир нефтепродуктов. - 2010. - №1. - С. 9-13], при этом их значительная часть построена на основе этилена, который представляет собой один из основных нефтехимических продуктов.

Наибольшее применение находят бинарные сополимеры этилена с винилацетатом [Российский патент 2009172, С10L 1/18] либо тройные сополимеры этилена, винилацетата и третьего сомономера, например малеинового ангидрида [Jiang Cui-Yu, Xu Ming, Shang Hong-Yam // Chin. J. Appl. Chem. 2006, V. 23, №12, P. 1391-1395], алкилакрилатов [Патент 10356595, Германия], олефинов различной структуры [Патент 7067599, США] и т.д.

Введение депрессорных присадок данного типа в дизельные топлива в количестве от 0,01 до 0,05% мас. обеспечивает снижение температуры застывания до минус 34°С, предельной температуры фильтруемости - до минус 21°С.

Присадки получают радикальной сополимеризацией этилена с перечисленными винильными мономерами при высоком давлении (от 40 до 200 МПа) и температурах порядка 180-250°С [Тертерян Р.А., Иванов В.И., Лившиц С.Д., Краснянская Г.Г. // Химия и технол. топлив и масел. - 1981. - №11. - С. 42-44.].

Также широкое распространение получили депрессорные присадки на основе сополимеров алкилакрилатов и этилена (α-олефинов) [В.И. Иванов, B.C. Храпов, А.П. Душечкин, Л.Н. Шапкина. // Химия и технол. топлив и масел. 1981. - №11 - С. 41-42; Патент 3254063, США; Патент 3397970, США]. Введение в дизельные топлива таких присадок обеспечивает снижение температуры застывания до минус 37°С, а предельной температуры фильтруемости - до минус 20°С, при концентрации 0,05% мас. на топливо.

Процесс получения сополимеров α-олефинов и алкилакрилатов аналогичен производству полиэтилена высокого давления и проводится при давлениях от 60 до 143 МПа и температурах 210-250°С.

Известна композиционная депрессорная присадка к дизельным топливам [Патент РФ 2278150 C1, С10L 1/18], содержащая низкомолекулярные деструктаты этиленпропиленового каучука, низкомолекулярный сополимер этилена с винилацетатом в качестве диспергирующей добавки, олигомеры этилена C16-C18, или олигомеры пропилена C15, или толуол в качестве дополнительных компонентов.

Введение в дизельные топлива данного типа присадок обеспечивает снижение температуры застывания до минус 35°С, ПТФ - до минус 21°С, при концентрации 0,03% мас.

Заявленные низкотемпературные свойства всех перечисленных присадок достигаются только при использовании специальных методов их введения в дизельные топлива, а именно нагревания дизельного топлива до температур порядка 40-50°С при одновременном применении специального дорогостоящего оборудования для смешения. При несоблюдении условий введения присадок низкотемпературные характеристики снижаются.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена, полученная путем привитой радикальной сополимеризации низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ) - отхода промышленного производства полиэтилена высокого давления, и стирола [Демина А.А., Прохорченко И.М., Каницкая Л.В., Раскулова Т.В. // Вестник АГТА. 2013. Т. 1. №1. С. 103-108]. Привитые сополимеры Ст и НМПЭ, полученные таким методом, обладают низкотемпературными свойствами и обеспечивают депрессию температуры застывания на 23°С, предельной температуры фильтруемости (ПТФ) - на 10°С.

Недостатком данной присадки также является сложность ее введения в дизельное топливо, заключающаяся в растворении присадки в дизельных топливах при нагревании до температур 40-45°С при постоянном перемешивании для равномерного распределения по объему топлива.

Задачей предлагаемого изобретения является создание депрессорной присадки, характеризующейся значительными низкотемпературными характеристиками, которая вводится в дизельное топливо без нагревания и позволяет получить на базе летнего дизельного топлива дизельное топливо сортов С, D, Е, F) согласно ГОСТ Р 52368-2005 для умеренной климатической зоны и дизельное топливо класса 0 для районов с холодным климатом (табл. 2). Согласно ГОСТ 305-82 летнее дизельное топливо рекомендуется для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше.

Задача решается созданием депрессорной присадки, содержащей сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360°С при следующем соотношении компонентов:

сополимер - 10-30% мас.

органический растворитель - 70-90% мас.

сополимер:дизельное топливо - 1:3 или 1:5.

Для получения дизельного топлива для умеренной климатической зоны, а также дизельного топлива класса 0 для районов с холодным климатом в летнее дизельное топливо добавляют предлагаемую присадку в количестве 0,01-0,03% мас. в пересчете на сополимер.

Новизной заявляемого технического решения является содержание в присадке органического растворителя и фракции дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360°С, соотношение компонентов в присадке, введение присадки в дизельное топливо без нагревания с сохранением значительных низкотемпературных характеристик, а также введение присадки в количестве 0,01-0,03% мас. в пересчете на сополимер в базовое летнее дизельное топливо для получения дизельных топлив для умеренной климатической зоны и районов с холодным климатом.

Предлагаемый состав депрессорной присадки на основе низкомолекулярного полиэтилена имеет следующие преимущества:

- использование в качестве сырья отхода промышленного производства ПВД - низкомолекулярного полиэтилена, что позволит снизить стоимость присадки;

- полная совместимость с дизельными топливами за счет наличия в составе присадки органического растворителя (толуола, ксилола) и базового дизельного топлива;

- возможность смешения присадки с дизельными топливами без нагревания за счет их полной совместимости;

- сохранение значительных низкотемпературных характеристик.

Депрессорные свойства присадок на основе сополимеров были охарактеризованы по данным определения температуры застывания (согласно ГОСТ 20287-91) и предельной температуры фильтруемости (согласно ГОСТ 22254-92) образцов летнего дизельного топлива с добавкой присадки в количестве 0,01-0,03% мас. в пересчете на сополимер (табл. 1). Депрессию температуры застывания и предельной температуры фильтруемости рассчитывали по формуле:

ΔT=(Tисх-Tприс),

где Тисх - температура исходного дизельного топлива, °С;

Тприс - температура образца дизельного топлива с присадкой, °С.

Следующие неограничивающиеся примеры иллюстрируют изобретение.

Пример 1. Сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена, содержащий 82% мол. низкомолекулярного полиэтилена (I), в количестве 1 г растворяли в 10,4 мл толуола (что соответствует концентрации сополимера 10% мас.) при перемешивании в течение 30 минут. Полученный раствор смешивали с 33 мл базового летнего дизельного топлива (что соответствует соотношению 1:3) при комнатной температуре.

Пример 2. Сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена, содержащий 66,7% мол. низкомолекулярного полиэтилена (II), в количестве 2 г растворяли в 5,4 мл толуола (что соответствует концентрации сополимера 30% мас.) при перемешивании в течение 50 минут. Полученный раствор смешивали с 30 мл базового летнего дизельного топлива (что соответствует соотношению 1:5) при комнатной температуре.

Пример 3. Сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена, содержащий 29,3% мол. низкомолекулярного полиэтилена (III), в количестве 2 г растворяли в 6,8 мл о-ксилола (что соответствует концентрации сополимера 25% мас.) при перемешивании в течение 50 минут. Полученный раствор смешивали с 30 мл базового летнего дизельного топлива (что соответствует соотношению 1:5) при комнатной температуре.

Пример 4. Сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена, содержащий 39,7% мол. низкомолекулярного полиэтилена (IV), в количестве 2 г растворяли в 5,3 мл о-ксилола (что соответствует концентрации сополимера 30% мас.) при перемешивании в течение 50 минут. Полученный раствор смешивали с 22 мл базового летнего дизельного топлива (что соответствует соотношению 1:3) при комнатной температуре.

Пример 5. Присадку на основе сополимера (I), полученную по примеру 1, в количестве 2 мл смешивали при комнатной температуре с 500 мл летнего дизельного топлива, что соответствует концентрации присадки 0,01% мас.

Пример 6. Присадку на основе сополимера (II), полученную по примеру 2, в количестве 2,5 мл смешивали при комнатной температуре с 500 мл летнего дизельного топлива, что соответствует концентрации присадки 0,03% мас.

Введение присадки в количестве 0,01-0,03% мас. в пересчете на сополимер в базовое летнее дизельное топливо позволяет получить дизельное топливо, обладающее соответственно свойствами сортов С, D, Е, F дизельного топлива для умеренной климатической зоны, а также дизельного топлива класса 0 для районов с холодным климатом (согласно ГОСТ Р 52368-2005).

1. Депрессорная присадка к дизельным топливам, содержащая сополимер низкомолекулярного полиэтилена и стирола, отличающаяся тем, что в качестве растворителя она включает органический растворитель и фракцию дизельного топлива с диапазоном температур кипения 200-360°C при следующем соотношении компонентов, мас.%:
сополимер - 10-30 мас.%;
органический растворитель - 70-90 мас.%;
соотношение раствор сополимера:дизельное топливо - 1:3 или 1:5.

2. Дизельное топливо для умеренного и холодного климата на основе летнего дизельного топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что оно содержит присадку по п. 1 в количестве 0,01-0,03 мас.% в пересчете на сополимер.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к применению растворимого в масле моно-, ди- или триглицерида по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты или его производного, в качестве противоизносной присадки и/или модификатора трения в безводной смазочной композиции и/или в топливной композиции, в котором глицерид представляет собой глицерид по крайней мере одной многоосновной гидроксикарбоновой кислоты и по крайней мере одной другой карбоновой кислоты, которая представляет собой насыщенную, мононенасыщенную или полиненасыщенную, разветвленную или прямую, одноосновную карбоновую или многоосновную карбоновую кислоту, имеющую 4-22 атома углерода, или его производное.

Изобретение раскрывает способ повышения удельной эффективности жидких углеводородных топлив, в котором размельчающее и смешивающее средство включает устройство, подвергающее смесевую жидкость, включающую воду и углеводород, воздействию давления, заставляя ее течь и ускоряться для прохода через отверстия, где она размельчается и смешивается, причем пропускают потоки воды с углеводородами в соотношении 0,12/1,00-0,15/1,00, через пять чередующихся зон в корпусе роторно-дискового аппарата: всасывание воды и углеводородов и смешивание в I зоне - между внутренней поверхностью цилиндрического корпуса, входной крышкой корпуса и плоскостью вращающегося диска, с давлением Р=0,4 атм, размельчение смесевой жидкости во II зоне - через кольцевые сверхузкие зазоры шириной h=0,15…0.2 мм, образованные периферией вращающегося с частотой 10000 об/мин диска и внутренней цилиндрической поверхностью корпуса, где происходит синтез спиртов и эфиров при смешении воды и углеводородов путем деструкции углеводородных и водных молекул за счет сдвиговых напряжений, разрыв молекулярных связей с образованием радикалов и групп радикалов, которые при взаимодействии между собой и фрагментами молекул воды образуют новые углеводородные и гидроксил-углеводородные соединения; смешение в III зоне - между двумя поверхностями вращающихся дисков, внешней поверхностью вала, внутренней цилиндрической поверхностью.

Изобретение раскрывает присадку к углеводородному топливу, которая представляет собой раствор активного комплекса в органическом растворителе, при этом активный комплекс состоит из: хирального сложного эфира С4-С9 и монокарбоновой кислоты C1-С6.

Изобретение раскрывает топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива, которая содержит: большее количество топлива и небольшое эффективное количество соли четвертичного аммония из реакции третичного амина и гидрокарбил-замещенного алкилгидроксибензоата, где R6 представляет гидрокарбильную группу, и n означает целое число от 1 до 3, где сумма атомов углерода всех групп R6 равна по меньшей мере 8 вплоть до около 200, и R6 не содержит атомов N, S или О, и R7 представляет алкильную группу, содержащую от 1 до 4 атомов углерода.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина.

Изобретение относится к сополимеру, который применяют для улучшения свойств текучести среднедистиллятных топлив при низких температурах . Сополимеризат состоит из (i) от 10 до 90 мол.% повторяющихся звеньев структуры W1: в которой переменные значения R1 и R2 представляют собой водород, алкил с 1-4 атомами углерода или карбоксильные сложноэфирные группировки формулы -COOR9, причем R9 означает углеводородный остаток с 6-30 атомами углерода, и одно из переменных значений R1 или R2 представляет собой водород или алкил с 1-4 атомами углерода, а другое означает карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9 и переменные значения R3 и R4 представляют собой водород, алкил с 1-4 атомами углерода, карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9, причем R9 означает углеводородный остаток с 6-30 атомами углерода, или карбоксильные группы, которые могут находиться в форме их солей со щелочными и щелочноземельными металлами или в форме аммониевых солей, при этом одно из переменных значений R3 или R4 представляет собой водород или алкил с 1-4 атомами углерода, а другое представляет собой карбоксильную сложноэфирную группировку формулы -COOR9 и/или карбоксильную группу, которая также может находиться в форме ее солей со щелочным металлом, щелочноземельным металлом или в форме аммониевой соли, и (ii) от 90 до 10 мол.% повторяющихся звеньев структуры W2: в которой переменное значение R5 представляет собой остаток эфира карбоновой кислоты формулы в которой переменное значение А представляет собой алкиленовую группу с 1-20 атомами углерода, а переменное значение R10 представляет собой углеводородный остаток с 1-30 атомами углерода и переменные значения R6, R7 и R8, независимо друг от друга, представляют собой водород или алкил с 1-8 атомами углерода, причем сумма повторяющихся звеньев W1 и W2 составляет 100 мол.%.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс.

Изобретение раскрывает способ получения жидких органических топлив из углекислого газа, окиси углерода и воды, включающий использование гетерополикислоты 2-18 ряда, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], где степень окисления вольфрама составляет +6, которую облучают в присутствии железных и цинковых пластин при температуре минус 5 - плюс 50°C электромагнитным излучением в диапазоне длин волн от 3·105 до 10-2 нм и короче с целью изменения степени окисления вольфрама от +6 до +3 и +2, после чего водный раствор обеих гетерополикислот поступает непосредственно на синтез органического жидкого топлива, где в присутствии хромовых и никелевых стружек при температуре от +10 до +70°C происходит образование жидкого органического топлива с одновременным окислением анионных комплексов гетерополикислот до окисленного состояния, в ходе чего образуется водный раствор гетерополикислоты, имеющей химическую формулу H6[P2W18O62], после чего полученная смесь поступает в емкость для декантации, где происходит разделение жидкого топлива и водного раствора гетерополикислоты, которая опять может быть использована для синтеза.

Изобретение относится к композиции авиационного бензина для карбюраторных авиационных двигателей, которая содержит легкокипящую бензиновую фракцию, алкилбензин, полученный алкилированием изобутаном с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, и тетраэтилсвинец, при этом в качестве легкокипящей бензиновой фракции композиция содержит рафинат бензол-толуольного риформинга, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рафинат бензол-толуольного риформинга 20-40 Тетраэтилсвинец до 0,1 Алкилбензин до 100 Заявленная композиция авиационного бензина для карбюраторных авиационных двигателей соответствует всем требованиям к авиационному бензину по TP ТС 013/2011 и ГОСТ 1012-72 и позволяет найти новое применение побочному продукту нефтепереработки - рафинату бензол-толуольного риформинга, упростить получение компонентов для производства авиационного бензина.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый эфир, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют п-ксилол и дополнительно содержит изобутан, изооктен и антиокислитеьную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, % масс.: концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального пентана и нормального гексана - 15,0-35,0; п-ксилол - 30,0-39,0; изобутан - 2,0-8,0; метил-трет-бутиловый эфир - 12,0-14,8; изооктен - 1,0-9,5; алкилбензин - до 30,0; антиокислительная присадка Агидол - до 0,2.

Изобретение направлено на создание способа получения высокоэффективной устойчивой концентрированной суспензии высокомолекулярного(ых) полиальфаолефина(ов), с молекулярной массой ≥5·106 а.е.м.
Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе смеси углеводородного горючего Т-10 и 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборана, при этом в смесь дополнительно введен промотор горения изопропилнитрат, при следующем соотношении (% масс.): 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан - 70; горючее Т-10 - 29-29,5; изопропилнитрат - 0,5-1.

Изобретение относится к химии высокомолекулярных полимеров в составе добавок, используемых в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа в одну стадию на основе сверхвысокомолекулярных полиальфа-олефинов.

Изобретение относится к химии высокомолекулярных полимеров в составе добавок, используемых в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа в одну стадию на основе сверхвысокомолекулярных полиальфа-олефинов.
Изобретение описывает жидкий концентрат для защиты жидких топлив от загрязнения водой, по существу состоящий из: (A) от 0,5 до 5% масс. одного или нескольких жирно-(C8-C24)-амидо-(C1-С6)-алкилбетаиновых эмульгирующих агентов; (B) от 45 до 75% масс.

Изобретение описывает добавку к бензину на основе этилового спирта, которая дополнительно содержит смесь фуллеренов фракции С50-С92, метилбензол при следующем соотношении компонентов, мас.%: смесь фуллеренов от 0,001 до 0,1; метилбензол от 0,1 до 10; этиловый спирт - остальное.
Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе смеси углеводородного горючего Т-10 и 1,7 - диметилдикарба-клозо-октокарборана, при этом в смесь дополнительно введен промотор горения трет-бутилгидропероксид с получением состава, мас.%: 1,7 - диметилдикарба-клозо-октокарборан 70 горючее Т-10 29-29,5 трет-бутилгидропероксид 0,5-1 Технический результат изобретения заключается в получении топлива для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя с повышенной энергоемкостью, с улучшенными условиями его сжигания в камере сгорания.

Изобретение описывает эмульгирующую композицию для гомогенизации и реэмульгирования топлива, которая содержит в пересчете на общий вес композиции первую смесь i), содержащую а) от 5% до 40% N-олеил-1,3-пропилендиамина, б) от 60% до 95% по весу N,N′,N′-полиоксиэтилен-N-таллового пропилендиамина и ii) от 5% до 40% изопропилбензола или керосина, добавляемого в первую смесь.

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на основе углеводородного горючего Т-10, при этом в составе топлива содержится 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан, при следующем соотношении, мас.%: 1,7-диметилдикарба-клозо-октокарборан 70, горючее Т-10 30.

Изобретение относится к низкотемпературным добавкам для средних дистиллятов, которые характеризуются улучшенной легкостью в обращении при низких температурах, к способу улучшения характеристик низкотемпературной текучести жидких топлив и к жидкому топливу.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Описан способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах полимеризацией альфа-олефинов C6-C14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.
Наверх