Силовая оболочка из слоистого композиционного материала

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива. Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах 3 штифтами 4. На штифтах 4 выполнены цилиндрические резьбовые хвостовики 6, на которых расположены кольцевые гайки 7, которые контактируют с слоистым материалом торцевого шпангоута по коническим поверхностям углублений 8. Изобретение позволяет повысить прочность узла соединения и расширить область применения силовых оболочек из слоистых композиционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива.

Известна армированная оболочка для внутреннего давления из слоистого композиционного материала, выполненная в виде двух секций с расположенными в торцевых утолщениях штифтами для соединения между собой шпильками (патент РФ 2514980 C1 F17C 1/06, опубл. 10.05.2014).

Известна конструкция корпуса ракетного двигателя твердого топлива из композиционных материалов, содержащая узлы стыковки, выполненные в виде примотанных к оболочке корпуса цилиндрических оболочек с торцевыми утолщениями, в которых расположены штифты для соединения шпильками с ответными частями конструкции (Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / Под. общ. ред. чл. корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н. Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993. - 215 с., ил. Стр. 81).

Известные конструкции оболочек из композиционных материалов с узлами штифто-шпилечного соединения (ШШС) имеют общий недостаток, заключающийся в пониженной прочности такого соединения, определяемой структурой используемого композиционного материала. Слоистые композиционные материалы имеют максимальные прочностные характеристики в направлениях расположения армирующего материала и минимальные поперек таких направлений, в том числе и поперек слоев, определяемые характеристиками связующего. Прочностные характеристики связующего в рассматриваемых силовых оболочках в несколько раз меньше характеристик используемого армирующего материала. В оболочках с ШШС по поверхностям контакта штифта с композиционным материалом при растягивающих осевых силах возникает большое контактное давление, при котором сминается КМ и при этом возникают поперечные силы (давление), которые приводят к расслоению (раздиру слоев) КМ в зоне контакта, что приводит к разрушению всего узла соединения. Такой характер разрушения определяется низкой прочностью КМ при межслоевом расслоении (раздире). Повышение прочности за счет введения дополнительных слоев (увеличения толщины) снижает массовую и экономическую эффективность конструкции.

Конструкция корпуса из композиционных материалов из «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / Под. общ. ред. чл. корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н. Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993. - 215 с., ил. Стр. 81» является наиболее близкой к заявляемой по технической сущности и достигаемому результату и выбрана в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка сравнительно простой и наиболее технологичной в изготовлении конструкции слоистой оболочки с ШШС с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, заключается в расширении области применимости цельномотанных оболочек за счет повышения прочности узла соединения с сохранением высоких уровней надежности, технологичности и эксплуатационных качеств.

Техническая задача решается, а технический результат достигается тем, что в силовой оболочке из слоистого композиционного материала на основе однонаправленного и/или тканного армирующего материала и полимерного связующего, содержащей стыковочный торцевой шпангоут, выполненный из слоистого композиционного материала на основе однонаправленного и тканного армирующего материала и полимерного связующего, с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах штифтами с резьбовыми отверстиями под шпильки, согласно изобретению штифты выполнены с соосными цилиндрическими резьбовыми хвостовиками, на которых расположены кольцевые гайки, а радиальные пазы выполнены с соосными углублениями, в которых частично или полностью утоплены гайки, при этом гайки и углубления выполнены с ответными коническими поверхностями, причем в частных случаях выполнения изобретения гайки выполнены с глухими резьбовыми отверстиями под хвостовики штифта.

Отличительными от прототипа признаками заявленной армированной оболочки являются следующие:

а) признаки, обеспечивающие получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны:

- штифты выполнены с соосными цилиндрическими резьбовыми хвостовиками, на которых расположены кольцевые гайки;

- а радиальные пазы выполнены с соосными углублениями, в которых частично или полностью утоплены гайки;

- при этом гайки и углубления выполнены с ответными коническими поверхностями;

б) признаки, характеризующие изобретение в частных случаях:

- гайки выполнены с глухими резьбовыми отверстиями под хвостовики штифта.

Указанные отличительные признаки, каждый в отдельности и все вместе, направлены на достижение заявленного результата и являются существенными. В предшествующем уровне техники представленная в формуле изобретения совокупность известных и отличительных признаков неизвестна и, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна».

В предлагаемой оболочке, для повышения прочности узла соединения - препятствию расслоений (раздиру слоев) у поверхности силового контакта штифта с пазом, введены гайки, которые первоначально сжимают весь пакет слоев оболочки, не позволяя им расходиться в радиальном направлении. Используемые конические поверхности на гайках и ответные им конические поверхности в углублениях усиливают эффект сжатия слоев при смещениях штифта в направлении действия осевых сил. Площадь поверхности контакта гайки и углубления паза определяется величиной утопания гайки в углублении.

Предложенное решение обеспечивает получение более высоких прочностных характеристик узла соединения, что позволяет использовать более высокие эксплуатационные нагрузки или снизить толщину оболочки (количество слоев), т.е. повысить техническую и/или экономическую эффективность конструкции при сохранении требуемых уровней надежности.

В частном случае исполнения для расширения прочностных и эксплуатационных характеристик гайки выполнены с глухими резьбовыми отверстиями и, соответственно, с сплошной торцевой поверхностью.

Изобретение поясняется описанием конкретного, но не ограничивающего его, примера реализации и прилагаемыми чертежами.

На фиг. 1 представлена заявленная силовая оболочка, на фиг. 2 - вид стыковочного узла со штифтом и гайками.

Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах 3 штифтами 4. Стыковочный шпангоут выполнен из слоев 5 композиционного материала. На штифтах 4 выполнены цилиндрические резьбовые хвостовики 6, на которых расположены кольцевые гайки 7, которые контактируют с материалом торцевого шпангоута по коническим поверхностям углублений 8.

Экспериментальная проверка, проводимая на серийном предприятии с промышленным оборудованием, подтвердила высокую прочность и надежность предложенной конструкции.

1. Силовая оболочка из слоистого композиционного материала на основе однонаправленного и/или тканного армирующего материала и полимерного связующего, содержащая стыковочный торцевой шпангоут, выполненный из слоистого композиционного материала на основе однонаправленного и тканного армирующего материала и полимерного связующего, с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах штифтами с резьбовыми отверстиями под шпильки, отличающаяся тем, что штифты выполнены с соосными цилиндрическими резьбовыми хвостовиками, на которых расположены кольцевые гайки, а радиальные пазы выполнены с соосными углублениями, в которых частично или полностью утоплены гайки, при этом гайки и углубления выполнены с ответными коническими поверхностями.

2. Силовая оболочка по п. 1, отличающаяся тем, что гайки выполнены с глухими резьбовыми отверстиями под хвостовики штифта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, ракетостроения и космонавтики, в частности к лейнерам, которые используются в баллонах высокого давления. Способ изготовления тонкостенного бесшовного лейнера для композитных баков из титановых сплавов включает засыпку гранул из высокопрочного титанового сплава в металлическую капсулу.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к баку высокого давления для хранения рабочих тел, предназначенному для использования на космическом аппарате.

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки сжатого газа морским транспортом. Предложено судно для транспортировки сжатого газа, корпус которого разделен на ячейки с вертикальными направляющими, не менее чем одна переборка в которых водогазонепроницаемая, в направляющих установлены друг на друга унифицированные контейнеры с размещенными в них горизонтально емкостями для сжатого газа, которые соединены с судовой системой перегрузки сжатого газа, причем корпус судна разделен на ячейки так, что в зоне не менее чем одной ограничивающей ячейку переборки обеспечено расстояние от 0,8 до 2 метров и в этом пространстве расположены коллекторы распределения сжатого газа, трубопроводы с запорными клапанами, компрессор, приборы аварийного контроля и управления.

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования сжиженного природного газа (СПГ) для его накопления и выдачи потребителю. Подземное хранилище (ПХ) расположено ниже уровня земли 1 на отметке, предотвращающей промерзание поверхности земли, и ограждено по периметру от массива грунта бетонной стеной 2 типа «стена в грунте».

Изобретение относится к подземной системе хранения и резервирования СПГ для его накопления и выдачи потребителю, особенно при покрытии пикового потребления газа.

Узел расширяемого аккумулятора и резервуара включает в себя резервуар, задающий внутреннюю камеру с содержащейся в ней рабочей текучей средой, и расширяемый аккумулятор.

Изобретение может быть использовано при производстве сосудов высокого давления из композиционных материалов, предназначенных для помещения или хранения газов в сжатом, сжиженном или твердом состоянии.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Емкость для газа высокого давления повышенной взрывобезопасности включает в себя отдельные секции, объединенные в единый комплекс с помощью гибких шлангов.

Изобретение относится к мультиклапану с мешком (30) для хранения и к мешку для хранения. Мешок для хранения выполнен с возможностью временного помещения сжиженного горючего газа вокруг выгружающего устройства для резервуара сжиженного горючего газа и сформирован из деформируемого материала с памятью, при этом мешок для хранения имеет временное положение с уменьшенным размером, когда наружный диаметр мешка для хранения составляет меньше чем 48 мм, и второе рабочее положение, когда мешок для хранения имеет достаточный объем.

Изобретение относится к способу изготовления сварных сосудов высокого давления. Обечайку изготавливают путем свертки листовой заготовки со стыковкой кромок в сборочно-сварочных приспособлениях, прихватки кромок по краям с использованием технологических пластин, автоматической сварки с последующей калибровкой по внутреннему диаметру обечайки и рентгенотелевизионного контроля качества сварного шва.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении корпусов, контейнеров, емкостей, баллонов давления из композиционного материала. Емкость из композиционного материала содержит силовую оболочку, образованную сопряженной с днищами обечайкой, и узел стыка, расположенный в зоне сопряжения днища с обечайкой. Причем узел стыка сформирован приматываемыми к силовой оболочке пакетами композиционного материала и содержит выполненную из металла крепежную арматуру, образованную силовой рамой и хвостовиком. Хвостовик выполнен в виде кольца, скрепленного с силовой рамой продольными перемычками, а с кольцом скреплены продольные лапки. При этом кольцо, продольные перемычки и продольные лапки расположены между силовой оболочкой и пакетами композиционного материала. Изобретение направлено на уменьшение массы и длины узла стыка. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Баллон предназначен для использования в условиях низких температур при длительном хранении и транспортирования жидкостей, сжатых и сжиженных газов. Баллон содержит лейнер 1 с покрытием 2 армирующей намоткой его цилиндрической части 3, днищ 4, составных горловин верхней 5 и нижней 6 с наружной 12 и внутренней 9 резьбами. Каждая из составных горловин 5 и 6 баллона состоит из первичной горловины 7 самого лейнера 1 с наружной 8 и внутренней 9 резьбами, силовых верхней 10 и нижней 11 втулок, навернутых на наружную резьбу 8 первичных горловин 7 самого лейнера 1, при этом силовые втулки 10 и 11 имеют шестигранные буртики 14, примыкающие к днищам 4 лейнера. Нижняя силовая втулка 11 выполнена с двумя лысками 15. На верхней и нижней горловинах установлены фиксирующие гайки 16. Покрытие 2 из слоев армирующих волокон и эпоксидных смол частично покрывают силовые втулки 10 и 11, при этом соотношение толщин слоя покрытия части силовых втулок 10, 11 к толщине слоя цилиндрической части баллона соответствует 3:1. Технический результат - обеспечение закрепления баллона в вертикальном положении за его горловины, предотвращение проворота баллона в закрепленном состоянии вокруг своей оси вращения, обеспечение возможности удаления конденсата из баллона. 3 ил.

Группа изобретений относится к резервуарам, рассчитанным на сжатые жидкотекучие среды, а именно сжиженный природный газ. Герметичный и изолированный резервуар для холодной сжатой жидкотекучей среды содержит жесткий герметичный корпус (4), герметичную мембрану (1), рассчитанную на вхождение в контакт с холодной жидкотекучей средой в резервуаре, слой термоизоляционного материала (3) между мембраной (1) и внутренней поверхностью корпуса (4) и устройство (5) выравнивания давления. Внутренняя поверхность корпуса (4) служит опорной поверхностью для мембраны (1). Устройство (5) способно ограничивать разность давлений в первом герметичном объеме внутри мембраны (1) и во втором герметичном объеме снаружи мембраны (1). Группа изобретений направлена на создание резервуара, рассчитанного на относительно высокое давление. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 10 ил

Изобретение относится к области хранения и транспортировки нефти, нефтепродуктов (НП) и сжиженного природного газа (СПГ) и может быть использовано при производстве резервуаров для хранения и транспортировки СПГ. Cпособ изготовления резервуара для хранения и транспортировки нефти, НП и СПГ заключается в нанесении на внешнюю поверхность резервуара отражающей пленки, включающей три слоя: эпоксидный слой (грунтовка), термоплавкий (клеевой) полимерный подслой и светоотражающий слой. Изобретение позволяет существенно снизить негативное влияние солнечной энергии на охраняемые объекты, в том числе, резервуары для хранения СПГ. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к газовому оборудованию, в частности к газовым баллонным установкам с баллонами высокого давления (ВД), средствам крепления баллона ВД на опорной поверхности и баллонам высокого давления (ВД), используемым для хранения и подачи газа потребителю. Технический результат изобретения включает обеспечение компенсации изменений габаритов и формы закрепленного на опорной поверхности баллона в процессе его эксплуатации, а также при его креплении. Указанный результат достигается конструкцией по крайней мере одного средства 2 крепления баллона 1 на опорной поверхности 3, содержащего первое звено 21 с продольной осью 214, совпадающей с продольной осью 16 баллона, жестко закрепленного на днище 11 баллона 1, и второе звено 22, выполненное с возможностью крепления на опорной поверхности 3. При этом первое звено 21 содержит хвостовую часть 211 в виде по крайней мере части сферы, второе звено 22 выполнено с возможностью жесткого крепления к опорной поверхности 3 и содержит цилиндрический канал 221, при этом первое и второе звенья выполнены с возможностью вхождения и смещения по крайней мере хвостовой части 211 первого звена вдоль и вокруг продольной оси цилиндрического канала 221. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх