Способ оценки склонности человека к риску

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств. Испытуемому предлагают выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью. Испытуемый должен остановить линию до выхода конца линии на экран. Каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине. Предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются. При этом также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычисляются из набранного результата. Оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств.

Способы оценки склонности человека к риску известны. Один из них приведен в описании к патенту RU 2289165, опубл. 10.12.2006, бюл. №34. Этот способ заключается в формировании на экране монитора компьютера, по меньшей мере, трех кадров с изображением трех концентрических кругов, размеры которых от кадра к кадру установлены случайным образом. Для каждого испытуемого последовательно формируются от меньшего круга к большему зоны старта/финиша и совмещенного с ними подвижного курсора, перемещаемого по кругу со скоростью, тем большей, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика компьютера. Перед обследуемым ставится задача на максимально быстрое перемещение курсора из зоны старта в зону финиша. При этом регистрируются для каждого круга текущие значения средней скорости перемещения курсора и расстояния от начала торможения курсора перед финишем до зоны финиша. При удовлетворении зарегистрированных значений установленным критериям - пороговым значениям средней скорости перемещения курсора и расстояния от начала торможения курсора перед финишем до зоны финиша - устанавливают уровень склонности к риску СК=1, а при неудовлетворении СК=0. Далее вычисляют сумму полученных значений СК, уровень склонности к риску оценивают как низкий при 0<СК<3, средний - при 4<СК<6 и высокий - при 7<СК<9.

Указывается, что патентуемый компьютерный способ оценки склонности к риску основан на впервые установленной заявителем взаимосвязи обследуемого к бескорыстному, немотивированному риску с особенностями выполнения задания по управлению с помощью манипулятора перемещением курсора по круговой траектории на экране компьютера, но полностью отсутствуют данные о том, каким образом эта взаимосвязь была установлена. В то же время известно, что в процессе выполнения методики по измерению реакции на движущийся объект испытуемые вырабатывают и используют определенные стратегии, улучшающие контроль за движущимся объектом и способствующие более точному реагированию. Одним из таких приемов, например, является счет про себя, т.е. мысленный счет времени, что помогает останавливать движущийся объект в нужном месте. Если даже в предлагаемом способе меняются размеры окружностей, испытуемый в состоянии на начальном полукруге определить, сколько счетов ему потребуется на втором полукруге. Так как тренировочный режим предусмотрен без ограничения, то с его помощью достигается не просто понимание инструкции, а еще происходит выработка нужных режимов по движению курсора, и испытуемый вполне может сформировать нужную стратегию, уяснив, что она эффективна. Но в этом случае точность реакции на движущийся объект свидетельствует не о его повышенной склонности к риску, а только лишь о хорошей способности к восприятию пространственно-временных отношений, и в этом случае «риск» не будет «немотивированным», а основан на более точном реагировании и выступает не как индивидуальное свойство, а как умение либо навык.

Недостатком предложенного способа является также то, что скорость, как таковая, в предложенном способе не является критерием склонности к риску. Испытуемому согласно инструкции только необходимо перемещать курсор со скоростью не ниже заданной, а если он выбирает большую скорость, то делается вывод о склонности к немотивированному риску. Но можно те же баллы набрать и с меньшей скоростью (но не ниже заданной) за счет высокой точности остановки движущегося объекта.

Таким образом, в предложенном способе чем точнее реакция на движущийся объект, тем больше баллов наберет испытуемый, но количество набранных баллов не означает, что он склонен к риску, а может характеризовать лишь хорошую способность к восприятию пространственно-временных отношений либо означает быстрое формирование навыка реагирования на движущийся объект.

Известен другой способ склонности человека к риску, выбранный за прототип (статья Г.В. Руденко Оценка склонности к риску студента - будущего горноспасателя. Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, вып. 5 (87) 2012, 31.05.2012, с.108-112). Предложенный способ оценки склонности к риску осуществляется следующим образом.

Испытуемого размещают перед монитором, подключенным к компьютеру. Перед началом тестирования испытуемому предъявляется учебное задание, которое сопровождается следующим текстом: «Сейчас перед Вами на экране появится линия и подвижный курсор, который будет двигаться по линейной траектории по направлению к заданной линии финиша. Начало движения и место остановки курсора будут регулироваться Вами. Для этого Вам необходимо сжать ручной электродинамометр для запуска движения курсора и для его остановки». Иными словами, испытуемый имеет задание: как можно точнее остановить курсор на линии финиша.

Если обследуемый не выполняет задание точно, а именно: курсор останавливается до или после линии финиша, то процесс тестирования прерывается на несколько секунд и испытуемому предъявляется надпись на экране монитора «Результаты недостоверны из-за неточного выполнения задания». Одновременно с тренировкой определяют с помощью электростимулятора силу электрокожного раздражения и по болевым ощущениям испытуемого устанавливают индивидуальную величину напряжения, при котором испытуемый может переносить максимально болевое ощущение. В программное обеспечение компьютера вносят величину напряжения, которым осуществляется электрокожное раздражение при неточной остановке курсора, причем эта величина не должна превышать 70% от максимальной величины. Также определяют величину максимальной силы сжатия ручного электродинамометра и для остановки курсора устанавливают усилие не более 70% от максимальной величины.

После прохождения тренировки до достижения обследуемым полной уверенности в управлении подвижным курсором, включается основной режим тестирования.

Тестирование осуществляется следующим образом. На экране персонального компьютера последовательно формируют кадр. При сжатии ручного электродинамометра достаточным усилием начинается перемещение подвижного курсора по линейной траектории в направлении заданной линии. Остановка подвижного курсора происходит при сжатии с достаточным усилием ручного электродинамометра. После каждой неточной остановки через компьютерное обеспечение от электростимулятора испытуемому подается электрокожное раздражение, уровень которого не превышает 70% от максимального.

Далее, после полной остановки подвижного курсора анализируются моменты начала его остановки относительно линии финиша. Весь диапазон остановки курсора относительно линии делят на 6 зон (6-11), которые классифицированы в зависимости от степени склонности к риску. Попадание курсора в одну из шести зон оценивается баллами: 8 и 9 зоны - 4 балла, 7 и 11 зоны - 3 балла, 6 и 10-2 балла. Такая градация обусловлена тем, по мнению авторов, что неоправданные и необоснованные риск и осторожность - качества, отрицательно влияющие на профессиональную пригодность горноспасателей.

Данный способ имеет ряд недостатков. В ситуации риска актуализируется неспецифическая социальная потребность, характеризующаяся двумя противоречивыми тенденциями - стремлением достичь успеха и стремлением, в данном случае, избежать наказания. Поскольку наказание болевым раздражителем существует в любой из зон, т.е. существует вне зависимости от точности остановки движущегося объекта, то никакой конкуренции мотивов не существует: остановив движущийся объект, в любой зоне, 8-9 или 6-11, испытуемый не избежит неуспеха в виде наказания. Следовательно, имеет место просто точность реакции на движущийся объект на фоне постоянного неуспеха. Тогда и мотивация только одна - набрать как можно больше баллов, останавливая движущийся объект максимально точно. Говорить о «сверхосторожности» или о «сверхриске» при попадании в различные зоны и при постоянном наказании некорректно. Здесь нет ни неоправданного риска, ни сверхосторожности - они ничем не мотивированы, т.е. нет условий для проявления этих внутренних тенденций.

Другим недостатком предложенного способа является наличие дополнительных аппаратных средств: электростимулятора и ручного электродинамометра. Как отмечает сам автор, для проведения профотбора будущего горноспасателя требуется обследовать его на эмоциональную устойчивость, устойчивость внимания. По нашим данным для комплексной психофизиологической оценки испытуемого с целью профотбора, например на водительские профессии, требуется до 10 методик, которые могут быть реализованы программным путем на компьютере. Обычно в этот комплекс входит и оценка склонности к риску. Введение дополнительных аппаратных средств препятствует широкому внедрению систем определения профессиональной пригодности.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа, позволяющего оценивать склонность человека к риску, исключающего ошибки, связанные с использованием в способе методики определения точности реакции на движущийся объект, и не требующего применения аппаратных средств.

Для решения поставленной задачи в способе оценки склонности человека к риску, заключающемуся в предъявлении испытуемому на экране монитора компьютера тестового задания, согласно изобретению испытуемому предъявляются выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью, а испытуемый должен остановить движение линии нажатием клавиши до выхода конца линии на экран, каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине, предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются, а также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычитаются из набранного результата, оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий; если набранная средняя сумма баллов без учета знака меньше 35% от средней суммы баллов всех линий, то поведение испытуемого характеризуют как осторожное.

При анализе уровня техники не выявлен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявляемого решения, т.е. оно отвечает требованиям новизны.

Не выявлены также признаки, являющиеся отличительными в заявляемом решении, т.е. заявляемое решение соответствует требованию изобретательного уровня.

Способ оценки склонности человека к риску включает следующие операции:

1. Испытуемому предъявляют инструкцию:

«На экране монитора будет выдвигаться движущаяся с постоянной скоростью прямая линия. Вы должны нажатием клавиши остановить ее до выхода конца линии на экран. Каждая линия характеризуется количеством баллов, пропорциональным ее длине. Ваша задача набрать максимальное количество баллов, для чего нужно стараться нажимать на клавишу ближе к ее окончанию. Однако, если Вы нажмете на клавишу после ее окончания, количество баллов, соответствующее данной линии, будет вычитаться из Вашего результата».

2. Формируют на экране монитора поступающие поочередно с постоянной скоростью линии разной длины (рис.1).

3. Проводят тренировочный режим, по результатам которого оценивают, насколько правильно испытуемый понял инструкцию. Тренировочный режим сопровождается появлением на экране монитора корректирующих транспарантов: «Вы нажали не на ту клавишу», «Вы очень рано нажали на клавишу, так Вам не набрать большое количество баллов» и др.

4. Приступают к основному режиму. При нажатии испытуемым клавиши движущаяся линия останавливается. Суммируются баллы, пропорциональные отрезку линии от ее начала до точки останова ее испытуемым. Если испытуемый не успевает нажать на клавишу после окончания линии, она останавливается и в этом случае баллы этой линии вычитаются из набранного результата. После выдержки в 3-4 с на экран монитора выдвигается следующая линия. Всего предъявляется 14 линий (см. рис.). Их значения в баллах приведены в таблице (графы 1 и 2).

5. После окончания исследования оценивают склонность человека к риску. Предварительно на выборке в 109 человек были проанализированы результаты набранного испытуемыми количества баллов. Как это принято для оценки крайних значений результатов были рассчитаны значения 75 и 25 процентилей. Они были равны соответственно 21,6 баллов и 10,2 баллов. Среднее значение длины предъявленных линий равно 28,57 баллов или округленно 29 баллов. Следовательно, в процентном отношении можно принять следующие значения границ: для склонных к риску 21,6/29=0,745 или примерно 75% от среднего значения, для осторожных - 10,2/29=0,352 или примерно 35% от среднего значения.

Пример. Определяется склонность к риску двух испытуемых. После проведения тренировочного режима, когда становится ясно, что испытуемый понял инструкцию, включается зачетный режим. Результаты приведены в таблице (для простоты изложения порядок появления на мониторе линий выбран один и тот же. В реальной системе каждому испытуемому предъявляется новый порядок выдвижения на экран линий, но с теми же значениями их длины. Это сделано для того, чтобы испытуемые не могли передавать друг другу информацию о порядке следования линий). Определяются суммы набранных баллов без учета знаков. Граничные значения:

- высокая склонность к риску ( 1 / 14 i = 1 14 l i ) 0,75 = ( 400 / 14 ) 0,75 = 21,42

- высокая степень осторожности ( 1 / 14 i = 1 14 l i ) 0,35 = ( 400 / 14 ) 0,35 = 10,00

Сумма баллов для первого испытуемого равна 311/14=22,2, что больше 21,75. Следовательно, первый испытуемый относится к группе с выраженной склонностью к риску.

Сумма баллов для второго испытуемого равна 139/14=9,92, что меньше 10,0. Следовательно, второй испытуемый предпочитает не рисковать в своих действиях и его следует отнести к группе с осторожным поведением.

Таблица
1 Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 Длина линий в баллах 25 35 25 15 30 30 35 30 25 40 30 25 20 35
3 Результаты 1-го испытуемого -16 28 12 -15 26 18 25 25 19 28 -30 18 17 30
4 Результаты 2-го испытуемого 9 15 5 8 12 3 6 10 5 10 18 20 8 12

Предложенный способ позволяет более точно дифференцировать лиц, склонных к риску, и лиц с осторожным поведением. Способ может найти широкое применение при психофизиологическом профессиональном отборе, в частности для водителей автотранспорта.

1. Способ оценки склонности человека к риску, включающий предъявление испытуемому на экране монитора компьютера тестового задания, отличающийся тем, что испытуемому предъявляются выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью, а испытуемый должен остановить линию нажатием клавиши до выхода конца линии на экран, каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине, предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются, а также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычитаются из набранного результата, оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий.

2. Способ оценки склонности человека к риску по п. 1, отличающийся тем, что если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака меньше 35% от средней суммы баллов всех линий, то это поведение испытуемого характеризуется как осторожное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности. Занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций. Занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек. Способ позволяет эффективно улучшить работоспособность человека за счет комплексного воздействия на организм человека мотивирующих игр. 6 з.п. ф-лы, 25 ил., 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании. Предлагается идентифицировать способность восприятия глубины и объема плоскостных изображений как элементов инсайтного механизма мышления. Для реализации способа предъявляют плоскостное изображение, создающее эффекты восприятия глубины и объема, и при возникновении движения слоев цветовой палитры друг относительно друга фиксируют увеличение диаметра зрачка глаз и получают инсайтное решение. Способ позволяет проводить качественное изучение инсайтной способности. 2 ил.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к устройству измерения стресса и к способу определения уровня стресса пользователя. Устройство измерения стресса содержит входной интерфейс для приема сигнала проводимости кожи, процессор для обработки данных измерений проводимости кожи, причем процессор выполнен с возможностью определения, по меньшей мере, для части данных измерений проводимости кожи значений времени нарастания, по меньшей мере, между двумя различными точками данных измерений проводимости кожи, чтобы определить частотное распределение значений времени нарастания и определить уровень стресса пользователя, основываясь на определенном частотном распределении. Группа изобретений позволяет определить уровень стресса пользователя, в частности в течение длительного периода времени. 7 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностике. Испытуемому дают задание, которое включает первый и второй тесты. По первому тесту оценивают темпоритмические особенности психомоторной активности и психологические особенности темперамента, для чего испытуемому предъявляют изображение окружности, на которой имеются три метки: подвижная зеленая, неподвижная красная и белая метка, которая является непреодолимым барьером для подвижной метки, причем в первой части теста подвижная метка перемещается равномерно, а во второй - с разными скоростями в разных секторах окружности, а задание состоит в совмещении подвижной метки с неподвижной вращением рукоятки пульта. По полученным показателям определяют основные или промежуточные типы темперамента по типологии Айзенка и соответствующие им параметры эмоциональной устойчивости и темпа действий. Далее вычисляют показатель различий эмоциональной устойчивости и показатель различия темпов действий по математическим формулам. Затем определяют параметр гибкости действий. По второму тесту оценивают степень согласованности совместных действий испытуемого с условным партнером, формируемым компьютерной программой по типу межличностного поведения: «лидер», «ведомый», «сотрудничающий», «эгоист» по количеству решенных гомеостатических задач. По полученным параметрам определяют комплексный показатель совместимости испытуемых по математическому выражению с учетом пройденных тестов. На основании полученного значения делают вывод о совместимости испытуемых в группе. Способ позволяет осуществить оценку совместимости испытуемых при формировании профессиональных подразделений по результатам предварительного тестирования неограниченного числа испытуемых за счет определения информативных значений параметров гомеостатической методики. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 6 табл.
Изобретение относится к физиологии и фармакологии поведения, в частности экспериментальному исследованию высших функций мозга, а именно когнитивных способностей животных, а также в психофармакологии для тестирования когнотропных препаратов, которые улучшают умственные способности. Оценку когнитивных способностей крыс осуществляют в проблемной камере Григорьева, состоящей из шести циклов тестирования - 6-ти помещений крысы в камеру, пока без ошибок или с ошибками будут найдены все 6 выходов. При этом правильные безошибочные побежки всегда оценивают в 100%, независимо от номера поискового цикла, а ошибочные побежки во втором поисковом цикле оценивают 16,6%, в третьем - 33,3%, в четвертом цикле - 50%, пятом - 66,6%, в шестом последнем цикле - 83,3%, принимая во внимание уменьшение числа неблокированных выходов из камеры. Когнитивные способности крысы рассчитывают, суммируя в % результаты правильных побежек и неправильных побежек. Причем при допущении неправильных побежек, соответствующий процент умножают на количество неправильных побежек, а затем сумму делят на количество всех побежек. При этом результат ниже 50% свидетельствует о рефлекторном характере поведения, выше 50%, но не достигая 100% - на тенденцию к обучению и приобретению опыта, 100% уровень указывает на высокий уровень когнитивных способностей тестируемой крысы. Способ позволяет с высокой степенью достоверности оценить когнитивные способности крыс в ПК Григорьева за счет того, что вероятность случайного выбора является переменной от начала и до конца тестирования. Это тот самый рубеж, с которого стоимость ошибки начнет увеличиваться до 66,6% на пятом цикле и до 83,3% на шестом, где потребность в когнитивных способностях максимально увеличена. Тестирование при полной блокаде всех дверок запрещено, поскольку нет выбора и нет возможности решения проблемы. Поэтому 7-го цикла, когда все дверки заблокированы, нет. У тестируемых животных в такой безвыходной ситуации возникает и развивается поведенческая депрессия и формируется состояние «learned helplessness (выученной беспомощности)» и наступает смерть (7). По данным наших публикаций, высокий индивидуальный уровень когнитивных способностей имеют только 10-12% тестируемых крыс. Именно их и можно причислить к статусу «интеллектуально одаренных» животных, другим этого не дано. Возможно, ввиду малочисленности этой группы животных проблема наличия или отсутствия когнитивных способностей до настоящего времени является дискуссионной. Когнитивные способности являются самыми главными в высшей нервной деятельности, это - память, внимание, планирование и прогнозирование, умение решать проблемы и осуществлять целенаправленную деятельность. Создание и тестирование когнотропных лекарств является одной из самых актуальных задач в психофармакологии и психиатрии. Использование этого способа может стать значимым и валидным тестом в экспериментальных исследованиях при поиске когнотропных лекарств.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам мониторинга пациента с уровнем тревожности. Система мониторинга пациента содержит сенсорный модуль, выполненный с возможностью получения данных о пациенте и содержащий пробу на кортизол в слюне для измерения его уровня в слюне или в крови, модуль оценки состояния тревожности пациента по первичным данным и уточненной оценки состояния тревожности пациента на основании дополнительных данных, причем модуль оценки дополнительно выполнен с возможностью определения состояния тревожности пациента на основании уровня кортизола в слюне или уровня кортизола в крови, и модуль индикатора передачи определенного состояния тревожности медицинскому персоналу по обратной связи. Способ мониторинга пациента обеспечивается при работе системы мониторинга. Использование изобретений позволяет расширить арсенал средств мониторинга пациентов с уровнем тревожности. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к медицине, кардиологии, эндокринологии. Больным с артериальной гипертонией (АГ) и ожирением, в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) назначают один из трех диетических планов (ДП). Режим питания для всех больных: через каждые 3 ч, последний прием пищи за 3 ч до сна, питьевой режим: натощак, вместо перекусов и за 10 мин до еды по 1 стакану воды, всего за день 1 250 мл, ночной сон не менее 7 ч. При этом ДП для больных без метаболических нарушений: физиологические нормы потребления белков, жиров, углеводов (Б, Ж, У), ограничение калорийности пищевого рациона до 1800 ккал в день и суточного потребления натрия до 2,5 мг. ДП больных с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ): физиологические нормы Б, Ж, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и У до 250 мг. ДП больных с дислипидемией: физиологические нормы Б, У, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и холестерина до 100 мг. Больные выполняют физические упражнения утром, днем и вечером ежедневно: махи руками вперед и назад, поднятие на носках и опускание, кивания, наклоны головы вправо-влево, сгибание и разгибание в локтях, сцепление рук в замок, вращения рук, на уровне плеч разведение рук в стороны и смыкание перед собой, над головой, сцепить руки перед собой и двигать ими вверх-вниз, согнуть ногу в колене, приподнять, то же – другой ногой. Каждое упражнение осуществляют 5 раз по 5-10 сек, на все упражнения 15-20 мин. Больные АГ I и II степени с ожирением I степени без метаболических нарушений и больные АГ I и II степени с ожирением I степени и с НТГ выполняют упражнения стоя, больные АГ I и II степени и ожирением II степени – сидя, больные АГ I и II степени с ожирением I и II степени с дислипидемией – сидя. Способ обеспечивает безмедикаментозное эффективное снижение веса и АД дифференцированно у пациентов без и с разным сочетанием метаболических нарушений, при коррекции образа жизни, питания, питьевого и двигательного режима. 2 з.п. ф-лы, 3 пр., 1 схема, 2 табл.
Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет. Проводят сеансы БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). В комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. При этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят 2 нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт». БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа. Перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт». После чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет за счет усиления и закрепления функций внимания, саморегуляции и самоконтроля, а также улучшения мелкой моторики. 3 пр.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда. При этом зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Задача спортсменов: предугадать изменения смоделированной игровой ситуации. Спортсмены контролируют предварительно заданную исследователем минимально допустимую дистанцию между собой, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимой дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения и/или площади запрещенных светодинамических зон и/или их количества и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Способ позволяет повысить эффективность оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта за счет оценки действий спортсмена в смоделированной ситуации. 1 пр.
Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценка игровой выносливости спортсмена осуществляется на игровом поле со светодинамической подсветкой. Световым излучателем формируют пятно заданного диаметра, центр которого с заданной скоростью и инерционностью непрерывно преследует испытуемого в течение тестового периода. При этом в течение теста испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна для отдыха, чтобы затем вырваться и уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение вне светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время тестового периода. По максимальному количеству, размеру и скорости запрещенных зон и минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств. Испытуемому предлагают выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью. Испытуемый должен остановить линию до выхода конца линии на экран. Каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине. Предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются. При этом также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычисляются из набранного результата. Оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75 от средней суммы баллов всех линий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Наверх