Способ оценки склонности человека к риску

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств. Испытуемому предлагают выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью. Испытуемый должен остановить линию до выхода конца линии на экран. Каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине. Предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются. При этом также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычисляются из набранного результата. Оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств.

Способы оценки склонности человека к риску известны. Один из них приведен в описании к патенту RU 2289165, опубл. 10.12.2006, бюл. №34. Этот способ заключается в формировании на экране монитора компьютера, по меньшей мере, трех кадров с изображением трех концентрических кругов, размеры которых от кадра к кадру установлены случайным образом. Для каждого испытуемого последовательно формируются от меньшего круга к большему зоны старта/финиша и совмещенного с ними подвижного курсора, перемещаемого по кругу со скоростью, тем большей, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика компьютера. Перед обследуемым ставится задача на максимально быстрое перемещение курсора из зоны старта в зону финиша. При этом регистрируются для каждого круга текущие значения средней скорости перемещения курсора и расстояния от начала торможения курсора перед финишем до зоны финиша. При удовлетворении зарегистрированных значений установленным критериям - пороговым значениям средней скорости перемещения курсора и расстояния от начала торможения курсора перед финишем до зоны финиша - устанавливают уровень склонности к риску СК=1, а при неудовлетворении СК=0. Далее вычисляют сумму полученных значений СК, уровень склонности к риску оценивают как низкий при 0<СК<3, средний - при 4<СК<6 и высокий - при 7<СК<9.

Указывается, что патентуемый компьютерный способ оценки склонности к риску основан на впервые установленной заявителем взаимосвязи обследуемого к бескорыстному, немотивированному риску с особенностями выполнения задания по управлению с помощью манипулятора перемещением курсора по круговой траектории на экране компьютера, но полностью отсутствуют данные о том, каким образом эта взаимосвязь была установлена. В то же время известно, что в процессе выполнения методики по измерению реакции на движущийся объект испытуемые вырабатывают и используют определенные стратегии, улучшающие контроль за движущимся объектом и способствующие более точному реагированию. Одним из таких приемов, например, является счет про себя, т.е. мысленный счет времени, что помогает останавливать движущийся объект в нужном месте. Если даже в предлагаемом способе меняются размеры окружностей, испытуемый в состоянии на начальном полукруге определить, сколько счетов ему потребуется на втором полукруге. Так как тренировочный режим предусмотрен без ограничения, то с его помощью достигается не просто понимание инструкции, а еще происходит выработка нужных режимов по движению курсора, и испытуемый вполне может сформировать нужную стратегию, уяснив, что она эффективна. Но в этом случае точность реакции на движущийся объект свидетельствует не о его повышенной склонности к риску, а только лишь о хорошей способности к восприятию пространственно-временных отношений, и в этом случае «риск» не будет «немотивированным», а основан на более точном реагировании и выступает не как индивидуальное свойство, а как умение либо навык.

Недостатком предложенного способа является также то, что скорость, как таковая, в предложенном способе не является критерием склонности к риску. Испытуемому согласно инструкции только необходимо перемещать курсор со скоростью не ниже заданной, а если он выбирает большую скорость, то делается вывод о склонности к немотивированному риску. Но можно те же баллы набрать и с меньшей скоростью (но не ниже заданной) за счет высокой точности остановки движущегося объекта.

Таким образом, в предложенном способе чем точнее реакция на движущийся объект, тем больше баллов наберет испытуемый, но количество набранных баллов не означает, что он склонен к риску, а может характеризовать лишь хорошую способность к восприятию пространственно-временных отношений либо означает быстрое формирование навыка реагирования на движущийся объект.

Известен другой способ склонности человека к риску, выбранный за прототип (статья Г.В. Руденко Оценка склонности к риску студента - будущего горноспасателя. Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, вып. 5 (87) 2012, 31.05.2012, с.108-112). Предложенный способ оценки склонности к риску осуществляется следующим образом.

Испытуемого размещают перед монитором, подключенным к компьютеру. Перед началом тестирования испытуемому предъявляется учебное задание, которое сопровождается следующим текстом: «Сейчас перед Вами на экране появится линия и подвижный курсор, который будет двигаться по линейной траектории по направлению к заданной линии финиша. Начало движения и место остановки курсора будут регулироваться Вами. Для этого Вам необходимо сжать ручной электродинамометр для запуска движения курсора и для его остановки». Иными словами, испытуемый имеет задание: как можно точнее остановить курсор на линии финиша.

Если обследуемый не выполняет задание точно, а именно: курсор останавливается до или после линии финиша, то процесс тестирования прерывается на несколько секунд и испытуемому предъявляется надпись на экране монитора «Результаты недостоверны из-за неточного выполнения задания». Одновременно с тренировкой определяют с помощью электростимулятора силу электрокожного раздражения и по болевым ощущениям испытуемого устанавливают индивидуальную величину напряжения, при котором испытуемый может переносить максимально болевое ощущение. В программное обеспечение компьютера вносят величину напряжения, которым осуществляется электрокожное раздражение при неточной остановке курсора, причем эта величина не должна превышать 70% от максимальной величины. Также определяют величину максимальной силы сжатия ручного электродинамометра и для остановки курсора устанавливают усилие не более 70% от максимальной величины.

После прохождения тренировки до достижения обследуемым полной уверенности в управлении подвижным курсором, включается основной режим тестирования.

Тестирование осуществляется следующим образом. На экране персонального компьютера последовательно формируют кадр. При сжатии ручного электродинамометра достаточным усилием начинается перемещение подвижного курсора по линейной траектории в направлении заданной линии. Остановка подвижного курсора происходит при сжатии с достаточным усилием ручного электродинамометра. После каждой неточной остановки через компьютерное обеспечение от электростимулятора испытуемому подается электрокожное раздражение, уровень которого не превышает 70% от максимального.

Далее, после полной остановки подвижного курсора анализируются моменты начала его остановки относительно линии финиша. Весь диапазон остановки курсора относительно линии делят на 6 зон (6-11), которые классифицированы в зависимости от степени склонности к риску. Попадание курсора в одну из шести зон оценивается баллами: 8 и 9 зоны - 4 балла, 7 и 11 зоны - 3 балла, 6 и 10-2 балла. Такая градация обусловлена тем, по мнению авторов, что неоправданные и необоснованные риск и осторожность - качества, отрицательно влияющие на профессиональную пригодность горноспасателей.

Данный способ имеет ряд недостатков. В ситуации риска актуализируется неспецифическая социальная потребность, характеризующаяся двумя противоречивыми тенденциями - стремлением достичь успеха и стремлением, в данном случае, избежать наказания. Поскольку наказание болевым раздражителем существует в любой из зон, т.е. существует вне зависимости от точности остановки движущегося объекта, то никакой конкуренции мотивов не существует: остановив движущийся объект, в любой зоне, 8-9 или 6-11, испытуемый не избежит неуспеха в виде наказания. Следовательно, имеет место просто точность реакции на движущийся объект на фоне постоянного неуспеха. Тогда и мотивация только одна - набрать как можно больше баллов, останавливая движущийся объект максимально точно. Говорить о «сверхосторожности» или о «сверхриске» при попадании в различные зоны и при постоянном наказании некорректно. Здесь нет ни неоправданного риска, ни сверхосторожности - они ничем не мотивированы, т.е. нет условий для проявления этих внутренних тенденций.

Другим недостатком предложенного способа является наличие дополнительных аппаратных средств: электростимулятора и ручного электродинамометра. Как отмечает сам автор, для проведения профотбора будущего горноспасателя требуется обследовать его на эмоциональную устойчивость, устойчивость внимания. По нашим данным для комплексной психофизиологической оценки испытуемого с целью профотбора, например на водительские профессии, требуется до 10 методик, которые могут быть реализованы программным путем на компьютере. Обычно в этот комплекс входит и оценка склонности к риску. Введение дополнительных аппаратных средств препятствует широкому внедрению систем определения профессиональной пригодности.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа, позволяющего оценивать склонность человека к риску, исключающего ошибки, связанные с использованием в способе методики определения точности реакции на движущийся объект, и не требующего применения аппаратных средств.

Для решения поставленной задачи в способе оценки склонности человека к риску, заключающемуся в предъявлении испытуемому на экране монитора компьютера тестового задания, согласно изобретению испытуемому предъявляются выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью, а испытуемый должен остановить движение линии нажатием клавиши до выхода конца линии на экран, каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине, предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются, а также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычитаются из набранного результата, оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий; если набранная средняя сумма баллов без учета знака меньше 35% от средней суммы баллов всех линий, то поведение испытуемого характеризуют как осторожное.

При анализе уровня техники не выявлен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявляемого решения, т.е. оно отвечает требованиям новизны.

Не выявлены также признаки, являющиеся отличительными в заявляемом решении, т.е. заявляемое решение соответствует требованию изобретательного уровня.

Способ оценки склонности человека к риску включает следующие операции:

1. Испытуемому предъявляют инструкцию:

«На экране монитора будет выдвигаться движущаяся с постоянной скоростью прямая линия. Вы должны нажатием клавиши остановить ее до выхода конца линии на экран. Каждая линия характеризуется количеством баллов, пропорциональным ее длине. Ваша задача набрать максимальное количество баллов, для чего нужно стараться нажимать на клавишу ближе к ее окончанию. Однако, если Вы нажмете на клавишу после ее окончания, количество баллов, соответствующее данной линии, будет вычитаться из Вашего результата».

2. Формируют на экране монитора поступающие поочередно с постоянной скоростью линии разной длины (рис.1).

3. Проводят тренировочный режим, по результатам которого оценивают, насколько правильно испытуемый понял инструкцию. Тренировочный режим сопровождается появлением на экране монитора корректирующих транспарантов: «Вы нажали не на ту клавишу», «Вы очень рано нажали на клавишу, так Вам не набрать большое количество баллов» и др.

4. Приступают к основному режиму. При нажатии испытуемым клавиши движущаяся линия останавливается. Суммируются баллы, пропорциональные отрезку линии от ее начала до точки останова ее испытуемым. Если испытуемый не успевает нажать на клавишу после окончания линии, она останавливается и в этом случае баллы этой линии вычитаются из набранного результата. После выдержки в 3-4 с на экран монитора выдвигается следующая линия. Всего предъявляется 14 линий (см. рис.). Их значения в баллах приведены в таблице (графы 1 и 2).

5. После окончания исследования оценивают склонность человека к риску. Предварительно на выборке в 109 человек были проанализированы результаты набранного испытуемыми количества баллов. Как это принято для оценки крайних значений результатов были рассчитаны значения 75 и 25 процентилей. Они были равны соответственно 21,6 баллов и 10,2 баллов. Среднее значение длины предъявленных линий равно 28,57 баллов или округленно 29 баллов. Следовательно, в процентном отношении можно принять следующие значения границ: для склонных к риску 21,6/29=0,745 или примерно 75% от среднего значения, для осторожных - 10,2/29=0,352 или примерно 35% от среднего значения.

Пример. Определяется склонность к риску двух испытуемых. После проведения тренировочного режима, когда становится ясно, что испытуемый понял инструкцию, включается зачетный режим. Результаты приведены в таблице (для простоты изложения порядок появления на мониторе линий выбран один и тот же. В реальной системе каждому испытуемому предъявляется новый порядок выдвижения на экран линий, но с теми же значениями их длины. Это сделано для того, чтобы испытуемые не могли передавать друг другу информацию о порядке следования линий). Определяются суммы набранных баллов без учета знаков. Граничные значения:

- высокая склонность к риску ( 1 / 14 i = 1 14 l i ) 0,75 = ( 400 / 14 ) 0,75 = 21,42

- высокая степень осторожности ( 1 / 14 i = 1 14 l i ) 0,35 = ( 400 / 14 ) 0,35 = 10,00

Сумма баллов для первого испытуемого равна 311/14=22,2, что больше 21,75. Следовательно, первый испытуемый относится к группе с выраженной склонностью к риску.

Сумма баллов для второго испытуемого равна 139/14=9,92, что меньше 10,0. Следовательно, второй испытуемый предпочитает не рисковать в своих действиях и его следует отнести к группе с осторожным поведением.

Таблица
1 Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2 Длина линий в баллах 25 35 25 15 30 30 35 30 25 40 30 25 20 35
3 Результаты 1-го испытуемого -16 28 12 -15 26 18 25 25 19 28 -30 18 17 30
4 Результаты 2-го испытуемого 9 15 5 8 12 3 6 10 5 10 18 20 8 12

Предложенный способ позволяет более точно дифференцировать лиц, склонных к риску, и лиц с осторожным поведением. Способ может найти широкое применение при психофизиологическом профессиональном отборе, в частности для водителей автотранспорта.

1. Способ оценки склонности человека к риску, включающий предъявление испытуемому на экране монитора компьютера тестового задания, отличающийся тем, что испытуемому предъявляются выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью, а испытуемый должен остановить линию нажатием клавиши до выхода конца линии на экран, каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине, предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются, а также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычитаются из набранного результата, оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий.

2. Способ оценки склонности человека к риску по п. 1, отличающийся тем, что если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака меньше 35% от средней суммы баллов всех линий, то это поведение испытуемого характеризуется как осторожное.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.
Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности. Занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций. Занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек. Способ позволяет эффективно улучшить работоспособность человека за счет комплексного воздействия на организм человека мотивирующих игр. 6 з.п. ф-лы, 25 ил., 1 табл., 2 пр.
Наверх