Зубчатый редуктор

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например, шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом. Объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки. Решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора. Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала. Полости оболочек частично заполнены балластом, например песком. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известна конструкция зубчатого редуктора, содержащего многоступенчатую зубчатую передачу, помещенную в корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 12.33, а).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что смазочным материалом масляной ванны смазывается только одно зубчатое колесо, что может быть недостаточным для смазывания остальных зубчатых колес передачи. Поэтому для смазывания остальных зубчатых колес приходится устанавливать специальную смазочную шестерню, контактирующую с другими зубчатыми колесами, что усложняет конструкцию передачи. Или приходится повышать уровень смазочного материала масляной ванны, что приводит к нерациональному использованию смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого редуктора, содержащего многоступенчатую зубчатую передачу с расположением валов в вертикальной плоскости, помещенную в корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены зубчатые колеса разных ступеней передачи - тихоходной и быстроходной (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 131, рис. 8.2, б).

Недостаток прототипа состоит в том, для смазывания тихоходной и быстроходных ступеней передачи необходимо устанавливать высокий уровень масляной ванны, чтобы помимо нижерасположенного зубчатого колеса тихоходной ступени в нее было погружено и вышерасположенное зубчатое колесо быстроходной ступени. А повышение уровня масляной ванны требует, соответственно, увеличения ее объема и, как следствие увеличение потребного количества смазочного материала для заполнения объема этой ванны. Это приводит к нерациональному использованию смазочного материала.

Изобретением решается задача экономии смазочного материала.

Для этого зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Причем в части объема масляной ванны, в котором может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, объем этого смазочного материала замещен совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например - шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом; объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус редуктора и имеющей размер клеток, меньший, чем габарит одной оболочки; решетка жестко укреплена в корпусе редуктора; оболочки выполнены из маслобензостойкого материала; а полости оболочек частично заполнены балластом, например песком.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен вариант многоступенчатого зубчатого редуктора с расположением валов в вертикальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения - вид сбоку в разрезе.

На чертеже показаны: корпус 1 редуктора; масляная ванна 2 с жидким смазочным материалом; верхний уровень 3 масляной ванны; нижерасположенные зубчатые колеса 4 и 5 разных ступеней передачи; герметичные жесткие оболочки (в виде шаров) 6; решетка 7; крепления 8; уровень h1 масляной ванны; глубина погружения в масляную ванну нижерасположенных зубчатых колес - h2 и h3; расстояние от низа нижерасположенных зубчатых колес до низа слоя смазочного материала под ними - h4 и h5; верхний уровень h6 жесткой оболочки; зазор между оболочкой и элементом зубчатой передачи (колесом 2).

В многоступенчатой зубчатой передаче нижерасположенное зубчатое колесо 5 (быстроходное) одной ступени передачи имеет меньший диаметр, чем нижерасположенное колесо 4 (тихоходное) другой ступени; оба нижерасположенных колеса - 4 и 5, смазываются методом погружения в жидкий смазочный материал масляной ванны 2 (с ее верхним уровнем 3). При этом расстояние от низа колеса 5 до низа корпуса 1 редуктора (днища масляной ванны) номинально гораздо больше, чем необходимый зазор между низом этого колеса и днищем ванны, что приводит к тому, что объем смазочного материала, расположенный ниже этого уровня, излишен: он не нужен для оптимального смазывания колеса. Это приводит к перерасходу смазочного материала, идущего на заполнение этого участка объема масляной ванны. Для устранения этого недостатка производится замещение объема смазочного материала совокупностью герметичных жестких оболочек 6 правильной формы, например - шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом; объем масляной ванны, занимаемый этими оболочками, ограничен решеткой 7, вписанной в корпус редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки; решетка жестко укреплена в корпусе 1 редуктора посредством крепежей 8; форма решетки зависит от формы масляной ванны (формы внутреннего объема корпуса 1 редуктора), замещаемого объема смазочного материала и места в масляной ванне, занимаемого оболочками (на чертеже показан вариант выполнения решетки - с боковой стенкой и съемной крышкой). Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала, устойчивого к воздействию на него смазочного материала масляной ванны. А полости оболочек частично заполнены балластом, например песком, служащим для нейтрализации положительной плавучести оболочек.

Оболочки 6 размещаются под решеткой 7 до заполнения масляной ванны корпуса редуктора смазочным материалом; при этом оболочки и решетка фиксируются креплениями 8.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция при незначительных затратах позволяет значительно снизить расход смазочного материала, идущего на заполнение масляной ванны и служащего для оптимального смазывания элементов передачи. Эта экономия возрастает при увеличении периодических замен смазочного материала масляной ванны, приходящего в негодность при функционировании передачи (а установка в редукторе оболочек и решетки, фиксирующих их, - операция одноразовая. Оболочка 6 и решетка 7 с креплениями 8 рассчитаны на весь срок службы зубчатого редуктора).

Зубчатый редуктор, преимущественно многоступенчатый, с колесами большого диаметра и картерным смазыванием методом погружения, содержащий корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи, отличающийся тем, что часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом, объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток, меньший, чем габарит одной оболочки, решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора, оболочки выполнены из маслобензостойкого материала, а полости оболочек частично заполнены балластом, например песком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением.

Изобретение относится к системе смазки коробки передач. Транспортное средство имеет устройство генерирования мощности и устройство передачи мощности.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводному устройству для транспортного средства. Приводное устройство (10) содержит двигатель (12), содержащий приводной вал (14), и редуктор (16), содержащий входной вал (18), связанный во вращении с приводным валом.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах тела посредством кольцевых прокладок, расположенных между внутренними торцами накладок и торцами тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием. Зубчатый редуктор содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Вдоль обоих торцов этого зубчатого колеса параллельно им с зазорами относительно днища масляной ванны на ребрах жесткости укреплена пара вертикальных профильных пластин. В масляной ванне с зазорами относительно ее днища и с превышением ее верхнего уровня на ребрах жесткости укреплена пара вертикально ориентированных профильных пластин, волнообразных в плане. Гребни волнообразных пластин расположены на ребрах жесткости с плавным огибанием их. Впадины волнообразных пластин обращены к стенкам корпуса между ребрами жесткости. Достигается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус редуктора. Упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус зубчатого редуктора. Упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора, с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Внутри оболочки размещен балласт, вес которого не меньше силы положительной плавучести объема оболочки. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом. Объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки. Решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора. Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения. Зубчатый редуктор содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи. Вдоль обоих торцов упомянутого зубчатого колеса параллельно им и с зазорами относительно них расположена пара перегородок в виде плоских прямоугольных пластин, укрепленных понизу на днище масляной ванны и перекрывающих в плане часть нижерасположенного зубчатого колеса, погруженную в масляную ванну, и ребра жесткости корпуса. Высота перегородок выше верхнего уровня масляной ванны. Достигается повышение качества смазки элементов зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев, без крепления на них. Во внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей. Глубина вырезов по всей их длине выполнена постоянной, а их ширина в плоскости вращения колеса - переменной, зависящей прямо пропорционально от скорости скольжения на боковых поверхностях зубьев. Толщина накладок на участках, расположенных между вырезами со стороны внутренних поверхностей накладок, уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев, укрепленных на торцах тела колеса, с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично друг относительно друга, своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению, с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные в сторону центра колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально колесу, а торцы пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметром, равным внутреннему диаметру накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела. Накладки прилегают к зубчатому венцу с зазорами относительно торцов зубьев. Вставки имеют длину, большую ширины зубчатого венца на величину размеров пары зазоров между торцами зубчатого венца и торцевыми накладками. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметрами, равными внутренним диаметрам накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца, ширина торцов зубьев которого по всей высоте зубьев уменьшена эквидистантно боковым поверхностям зубьев, и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх