Вал-шестерня

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит выполненные из одной цельной заготовки вал и шестерню. Диаметр окружности оснований зубьев шестерни больше диаметра вала. Со стороны торцов зубьев шестерни и с зазорами относительно них расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала. Наружные диаметры торцевых колец равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала. Достигается повышение качества смазывания шестерни за счет торцевых колец. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известна конструкция вала-шестерни, содержащей вал и шестерню, изготовленных совместно из одной заготовки, а диаметр окружности оснований зубьев шестерни больше диаметра вала - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр. 367, рис. 20.38, е.

Недостаток данной конструкции вала-шестерни состоит в том, что при смазывании зубьев шестерни пластичным смазочным материалом этот материал вытесняется с боковых (рабочих) поверхностей зубьев шестерни на торцы зубьев и участки поверхностей вала, прилегающие к зубчатому венцу шестерни. Вытесненный смазочный материал, удаленный из зоны зацепления, исключается из процесса смазываний зубьев шестерни, что интенсифицирует процесс изнашивания зубьев. Кроме того, этот материал загрязняет поверхности вала, прилегающие к зубчатому венцу шестерни и является аккумулятором различных загрязнений из окружающей среды.

В качестве прототипа взята конструкция вала-шестерни, изготовленной из одной цельной заготовки, содержащей вал и шестерню, у которой диаметр окружности оснований зубьев больше, чем диаметр вала - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил.», стр. 140, рис. 10.6, а.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания шестерни.

Для этого вал-шестерня содержит выполненные из одной цельной заготовки вал с расположенной по его периметру шестерней, диаметр окружности оснований зубьев которой равен диаметру вала; причем со стороны торцов зубьев, и с зазорами относительно них, расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала, наружные диаметры которых равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена вал-шестерня - вид сбоку.

На чертеже показаны: вал 1, шестерня с зубьями 2, торцевые кольца 3 и 4, диаметр dБП вала, диаметр da окружности вершин зубьев шестерни, диаметр df окружности оснований зубьев шестерни.

Вал-шестерня содержит вал 1 диаметром dБП и расположенную по его окружности шестерню с зубьями 2, выполненные из одной цельной заготовки, ширина зубчатого венца шестерни - В, диаметр окружности вершин зубьев шестерни - da, диаметр окружности оснований зубьев шестерни - df, разница между диаметрами df и dБП равна l. Со стороны торцов зубьев 2 шестерни и с зазорами с относительно них расположены торцевые кольца 3 и 4, перпендикулярные продольной оси вала. Наружные диаметры торцевых колец 3 и 4 равны диаметру da окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры этих торцевых колец равны диаметру dБП вала 1. Зазоры с необходимы для предотвращения заклинивания торцов зубьев парного колеса (не показано) между торцевыми кольцами 3 и 4.

При работе вала-шестерни в передаче со смазыванием ее пластичным смазочным материалом зубья сопряженного с шестерней зубчатого колеса стремятся вытеснить этот смазочный материал с боковых поверхностей зубьев шестерни на участки поверхности вала, прилегающие к торцам зубьев шестерни. Наличие торцевых колец 3 и 4 предотвращает это вытеснение. Вытесняемый смазочный материал локализуется между торцами зубьев 2 и шестерни и внутренними поверхностями торцевых колец 3 и 4, откуда он - вследствие сил адгезии - мигрирует на боковые поверхности зубьев 2 шестерни.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция вала-шестерни позволяет локализовать смазываемую зону зацепления шестерни, тем самым - предотвратить вытеснение смазочного материала на поверхности вала, прилегающей к торцам зубьев шестерни, и повысить качество смазывания шестерни.

Вал-шестерня, смазываемая преимущественно пластичным смазочным материалом, содержащая выполненные из одной цельной заготовки вал и шестерню, диаметр окружности оснований зубьев которой больше диаметра вала, отличающаяся тем, что со стороны торцов зубьев шестерни и с зазорами относительно них расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала, наружные диаметры которых равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Группа изобретений относится к системе из шкива и приводного ремня, самовыравнивающейся системе из шкива и приводного ремня, велосипеду и шкиву. Система из шкива и приводного ремня содержит приводной ремень и, по меньшей мере, один шкив, выполненный с возможностью зацепления с поверхностью приводного ремня.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела зубчатого колеса, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, ширина боковых поверхностей которых на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к способу изготовления зубчатых колес, преимущественно с парой усиливающих кольцевых накладок. Способ включает раздельное изготовление тела колеса с зубчатым венцом и пары кольцевых накладок, с последующим жестким креплением последних на торцах зубьев зубчатого венца.

Изобретение относится к способу изготовления зубчатых колес, преимущественно с парой усиливающих кольцевых накладок. Способ включает раздельное изготовление тела колеса с зубчатым венцом и пары кольцевых накладок, с последующим жестким креплением последних на торцах зубьев зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, преимущественно - крупномодульных. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела колеса, прилегающей к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит вал с нарезанными в его теле зубьями шестерни. Объемы тела вала, вырезанные в нем на участках входа и выхода нарезающей фрезы, замещены вставками, укрепленными в этих вырезах. Ширина зубьев шестерни увеличена на размеры необходимых зазоров между вставками и торцами зубьев сопряженного с валом-шестерней колеса. Вырезы смещены по оси вала в стороны от торцов зубьев шестерни на величину этих зазоров. Достигается повышение качества смазывания за счет установки вставок. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит выполненные из одной цельной заготовки вал и шестерню, диаметр окружности оснований зубьев которой больше диаметра вала. Со стороны торцов зубьев шестерни и с зазорами относительно них по окружности вала расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала, наружные диаметры которых равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала. В зазорах расположены промежуточные кольца, толщина которых равна величине этих зазоров, внутренние их диаметры равны диаметру вала, а их наружные диаметры равны диаметру окружности оснований зубьев шестерни. Достигается повышение качества смазывания шестерни за счет установки торцевых колец. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и силовые торцевые накладки, выполненные в виде сегментов, укрепленных на торцах зубьев и охватывающих зубья группами. Участки обоих торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты парой дополнительных, несиловых накладок, внутренний периметр которых выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Наружный профиль этих накладок вписан в профиль силовых торцевых накладок и окружность вершин зубьев. Дополнительные несиловые накладки укреплены на торцах тела колеса, участках торцов зубьев, не занятых силовыми накладками, и на силовых накладках, по их периметрам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, в плоскости вращения каждого ряда спиц, выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. Объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту ребер, заполнен кольцеобразной вставкой равного объема, поперечное сечение которой равно поперечному сечению этого желоба. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец. На торцах колеса на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода укреплена пара плоских кольцевых накладок, внутренние радиусы которых равны наружному радиусу ступицы, а их наружные радиусы равны внутреннему радиусу обода. Наружные поверхности накладок расположены в плоскостях вращения торцов обода. Внутренние и наружные периметры накладок снабжены кольцеобразными полками, обращенными в сторону центра колеса и прилегающими к вышеуказанным поверхностям ступицы и обода с креплением на них. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в набегающей боковой поверхности каждого зуба сквозного отверстия в месте примыкания этой поверхности к телу колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, примыкающих к зубчатому венцу. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины, сквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности, ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности, высота отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающей в режиме двухпарного зацепления. А с внутренней стороны набегающей боковой поверхности укреплена накладка, перекрывающая сквозное отверстие по всей его ширине, с образованием зазора между ней и телом колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок. Внутри каждого зуба, с зазором относительно его набегающей боковой поверхности и эквидистантно ей, расположена перемычка, укрепленная на внутренней стороне вершины зуба и внутренних поверхностях кольцевых накладок, с образованием зазора между ней и телом колеса. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины. Cквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности. Ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности. Высота отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Аналогичное отверстие выполнено в этой боковой поверхности со стороны вершины зуба, с примыканием к ней; ширина этого отверстия равна ширине первого отверстия. Его высота равна высоте участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления, за минусом толщины участка полосы, образующей вершину зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. Объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту ребер, заполнен кольцеобразной вставкой, ширина которой равна ширине желоба, высота ее боковых стенок равна высоте ребер, а поверхность вставки, обращенная в сторону ступицы, выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. В кольцеобразном желобе, образованном внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер жесткости и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту этих ребер, установлена кольцевая вставка, имеющая в своем поперечном сечении П-образную форму. Вставка установлена в желобе зеркально ему. Высота ее боковых сторон равна высоте ребер жесткости, ширина вставки равна ширине желоба, а ее верхняя сторона выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец, по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости, соединяющие концы спиц между собой. С обоих торцов колеса на наружных торцевых поверхностях спиц и ребер жесткости укреплена пара плоских кольцевых накладок, перекрывающих проемы между ступицей и ободом с ребрами жесткости и соседними спицами. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит выполненные из одной цельной заготовки вал и шестерню. Диаметр окружности оснований зубьев шестерни больше диаметра вала. Со стороны торцов зубьев шестерни и с зазорами относительно них расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала. Наружные диаметры торцевых колец равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала. Достигается повышение качества смазывания шестерни за счет торцевых колец. 1 ил.

Наверх