Зубчатый редуктор



Зубчатый редуктор
Зубчатый редуктор

 


Владельцы патента RU 2600275:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус зубчатого редуктора. Упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора, с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Внутри оболочки размещен балласт, вес которого не меньше силы положительной плавучести объема оболочки. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известна конструкция зубчатого редуктора, содержащего многоступенчатую зубчатую передачу, помещенную в корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи, см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 12.33, а.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что смазочным материалом масляной ванны смазывается только одно зубчатое колесо, что может быть недостаточным для смазывания остальных зубчатых колес передачи. Поэтому для смазывания остальных зубчатых колес приходится устанавливать специальную смазочную шестерню, контактирующую с другими зубчатыми колесами, что усложняет конструкцию передачи. Или приходится повышать уровень смазочного материала масляной ванны, что приводит к нерациональному использованию смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого редуктора, содержащего многоступенчатую зубчатую передачу с расположением валов в вертикальной плоскости, помещенную в корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал погружены зубчатые колеса разных ступеней передачи - тихоходной и быстроходной - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.2, б.

Недостаток прототипа состоит в том, что для смазывания тихоходной и быстроходных ступеней передачи необходимо устанавливать высокий уровень масляной ванны, чтобы помимо нижерасположенного зубчатого колеса тихоходной ступени в нее было погружено и вышерасположенное зубчатое колесо быстроходной ступени. А повышение уровня масляной ванны требует соответственно увеличения ее объема и, как следствие, увеличения потребного количества смазочного материала для заполнения объема этой ванны. Это приводит к нерациональному использованию смазочного материала.

Изобретением решается задача экономии смазочного материала.

Для этого зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Причем в части объема масляной ванны, в котором может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, объем этого смазочного материала замещен аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус редуктора; эта оболочка жестко укреплена в корпусе редуктора, с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи; а внутри оболочки размещен балласт для нейтрализации положительной плавучести объема оболочки.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен вариант многоступенчатого зубчатого редуктора с расположением валов в вертикальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения - вид сбоку в разрезе.

На чертеже показаны: корпус 1 редуктора; масляная ванна 2 с жидким смазочным материалом; верхний уровень 3 масляной ванны; нижерасположенные зубчатые колеса 4 и 5 разных ступеней передачи; жесткая оболочка 6; крепления 7 оболочки; балласт 8; уровень h1 масляной ванны; глубина погружения в масляную ванну нижерасположенных зубчатых колес - h2 и h3; расстояние от низа нижерасположенных зубчатых колес до низа слоя смазочного материала под ними - h4 и h5; верхний уровень h6 жесткой оболочки; зазор l между оболочкой и элементом зубчатой передачи (колесом 2).

В многоступенчатой зубчатой передаче нижерасположенное зубчатое колесо 5 (быстроходное) одной ступени передачи имеет меньший диаметр, чем нижерасположенное колесо 4 (тихоходное) другой ступени; оба нижерасположенных колеса - 4 и 5 - смазываются методом погружения в жидкий смазочный материал масляной ванны 2 (с ее верхним уровнем 3). При этом расстояние от низа колеса 5 до низа корпуса 1 редуктора (днища масляной ванны) номинально гораздо больше, чем необходимый зазор между низом этого колеса и днища ванны, что приводит к тому, что объем смазочного материала, расположенный ниже этого уровня излишен - он не нужен для оптимального смазывания колеса. Это приводит к перерасходу смазочного материала, идущего на дополнение этого участка объема масляной ванны. Для устранения этого недостатка производится замещение объема смазочного материала пустотелой оболочкой 6. Оболочка выполняется жесткой, например из металла или маслобензостойкой пластмассы. Внутри нее воздух с атмосферным давлением. Оболочка вписывается в корпус 1 редуктора (корпус масляной ванны 2), она жестко крепится в этом корпусе (посредством креплений 7), габариты ее выполнены с учетом задания необходимых зазоров между ней и элементами передачи. А внутри оболочки 6 размещен балласт 8 для нейтрализации положительной плавучести объема этой оболочки; балласт может быть выполнен из бетона, который, затвердевая, покроет днище этой оболочки и закрепится на ней.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция при незначительных затратах позволяет значительно снизить расход смазочного материала, идущего на заполнение масляной ванны и служащего для оптимального смазывания элементов передачи. Эта экономия возрастает при увеличении периодических замен смазочного материала масляной ванны, приходящего в негодность при функционировании передачи (а установка в редукторе вышеописанной оболочки - одноразовая; она рассчитана на весь срок службы зубчатого редуктора).

Зубчатый редуктор, преимущественно многоступенчатый, с колесами большого диаметра и картерным смазыванием методом погружения, содержащий корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи, отличающийся тем, что часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена аналогичным объемом воздуха, заключенным в герметичную жесткую оболочку, вписанную в корпус зубчатого редуктора, при этом упомянутая оболочка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи, а внутри оболочки размещен балласт, вес которого не меньше силы положительной плавучести объема оболочки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением.

Изобретение относится к системе смазки коробки передач. Транспортное средство имеет устройство генерирования мощности и устройство передачи мощности.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводному устройству для транспортного средства. Приводное устройство (10) содержит двигатель (12), содержащий приводной вал (14), и редуктор (16), содержащий входной вал (18), связанный во вращении с приводным валом.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в жидкий смазочный материал которой погружены нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней передачи. Часть объема масляной ванны, в которой может располагаться смазочный материал, излишний для обеспечения оптимального смазывания элементов передачи, замещена совокупностью герметичных жестких оболочек правильной формы, например шаров или кубов, с заключенным в них под атмосферным давлением воздухом. Объем масляной ванны, занимаемый оболочками, ограничен решеткой, вписанной в корпус зубчатого редуктора и имеющей размер клеток меньший, чем габарит одной оболочки. Решетка жестко укреплена в корпусе зубчатого редуктора. Оболочки выполнены из маслобензостойкого материала. Достигается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения. Зубчатый редуктор содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи. Вдоль обоих торцов упомянутого зубчатого колеса параллельно им и с зазорами относительно них расположена пара перегородок в виде плоских прямоугольных пластин, укрепленных понизу на днище масляной ванны и перекрывающих в плане часть нижерасположенного зубчатого колеса, погруженную в масляную ванну, и ребра жесткости корпуса. Высота перегородок выше верхнего уровня масляной ванны. Достигается повышение качества смазки элементов зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев, без крепления на них. Во внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей. Глубина вырезов по всей их длине выполнена постоянной, а их ширина в плоскости вращения колеса - переменной, зависящей прямо пропорционально от скорости скольжения на боковых поверхностях зубьев. Толщина накладок на участках, расположенных между вырезами со стороны внутренних поверхностей накладок, уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев, укрепленных на торцах тела колеса, с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично друг относительно друга, своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению, с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные в сторону центра колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально колесу, а торцы пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметром, равным внутреннему диаметру накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела. Накладки прилегают к зубчатому венцу с зазорами относительно торцов зубьев. Вставки имеют длину, большую ширины зубчатого венца на величину размеров пары зазоров между торцами зубчатого венца и торцевыми накладками. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметрами, равными внутренним диаметрам накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца, ширина торцов зубьев которого по всей высоте зубьев уменьшена эквидистантно боковым поверхностям зубьев, и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и силовые торцевые накладки, выполненные в виде сегментов, укрепленных на торцах зубьев и охватывающих зубья группами. Участки обоих торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты парой дополнительных, несиловых накладок, внутренний периметр которых выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Наружный профиль этих накладок вписан в профиль силовых торцевых накладок и окружность вершин зубьев. Дополнительные несиловые накладки укреплены на торцах тела колеса, участках торцов зубьев, не занятых силовыми накладками, и на силовых накладках, по их периметрам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичным смазочным материалом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах колеса. Части накладок, между их внутренней окружностью и окружностью оснований зубьев, имеют в своем поперечном сечении вид прямоугольника и укреплены на торцах тела колеса. Части накладок до их верхней окружности выполнены в виде профильных гофрированных колец с гофрами, ориентированными в сторону центра колеса, и укреплены на торцах зубьев посредством выступов гофр, совпадающих в плане с торцами зубьев. Каждый участок накладок, перекрывающий впадину между зубьями в зонах его примыкания к боковым поверхностям зубьев, выполнен в виде двух впадин гофр, эквидистантных этим поверхностям, и одного выступа гофры, расположенного между этими впадинами. Величина выступа уменьшена на величину необходимого зазора между внутренними поверхностями накладок и торцами зубьев сопряженного парного колеса передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев, без крепления на них. Во внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев, выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей и эквидистантные им. Вырезы в своем поперечном сечении имеют вид прямоугольника. Толщина участков накладок, расположенных между вырезами, со стороны внутренних поверхностей накладок, уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх