Вал-шестерня



Вал-шестерня
Вал-шестерня

 


Владельцы патента RU 2600279:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит вал с нарезанными в его теле зубьями шестерни. Объемы тела вала, вырезанные в нем на участках входа и выхода нарезающей фрезы, замещены вставками, укрепленными в этих вырезах. Ширина зубьев шестерни увеличена на размеры необходимых зазоров между вставками и торцами зубьев сопряженного с валом-шестерней колеса. Вырезы смещены по оси вала в стороны от торцов зубьев шестерни на величину этих зазоров. Достигается повышение качества смазывания за счет установки вставок. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Известна конструкция вала-шестерни с коррегированной (врезной) шестерней, зубья которой нарезаны в теле вала, а диаметр окружности оснований зубьев шестерни меньше диаметра тела вала, см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. Вузов». - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил., стр. 51, рис. 5.15, а.

Недостаток данной конструкции вала-шестерни состоит в том, что при смазывании зубьев шестерни пластичным смазочным материалом этот смазочный материал вытесняется с боковых (рабочих) поверхностей зубьев шестерни в стороны их торцов. При этом смазочный материал попадает в зоны вырезов в теле вала вала-шестерни, расположенные со стороны торцов зубьев шестерни и образованные в процессе нарезания зубьев шестерни фрезой - при ее входе в зону нарезания зубьев и выходе из этой зоны. Смазочный материал, попавший в эти вырезы, исключается из процесса смазывания зубьев шестерни, он накапливается в вырезах, заполняя их, и является аккумулятором различных загрязнений из окружающей среды. Это ухудшает процесс смазывания зубьев шестерни и способствует перерасходу смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция вала-шестерни с коррегированной (врезной) шестерней, зубья которой нарезаны в теле вала, см. «Заплетохин В.А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 669 с., ил.», стр. 494, рис. 4.25.

Недостатки прототипа те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции вала-шестерни и повышения качества ее смазывания.

Для этого вал-шестерня содержит цилиндрический вал, в теле которого нарезаны зубья шестерни. Объемы тела, вырезанные в нем на участках входа и выхода нарезающей фрезы, замещены вставками, укрепленными в этих вырезах; причем ширина зубьев шестерни увеличена на размеры необходимых зазоров между вставками и торцами зубьев сопряженного с валом-шестерней парного колеса; а вырезы смещены по оси вала в стороны от торцов зубьев шестерни на величину этих зазоров.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена вал-шестерня (вид сбоку).

На чертеже показаны: вал 1, шестерня с зубьями 2, диаметр dБП вала, диаметр da окружности вершин зубьев, диаметр df окружности оснований зубьев, участки l входа и выхода нарезающей фрезы, расчетная ширина Вр зубьев шестерни, зазоры Δ, фактическая ширина Вф зубьев шестерни, вставки 3.

Вал-шестерня содержит цилиндрический вал 1, по окружности тела которого нарезана шестерня с зубьями 2. Диаметр вала - dБП, диаметр окружности вершин зубьев шестерни равен диаметру вала (dБП), диаметр окружности оснований зубьев - df. Со стороны торцов зубьев (2) расположены участки входа и выхода фрезы (вырезы) длиной l, определяемые параметрами фрезы. Объемы материала тела вала, вырезанные фрезой (на участках l), замещены вставками 3, укрепленными в этих вырезах. Расчетная ширина Bp зубьев шестерни увеличена на величину зазоров Δ, необходимых для предотвращения заклинивания между торцами вставок 3 и торцами зубьев колеса, сопряженного с шестерней (не показано), до величины Вф. А участки вырезов (длиной l) смещены по оси вала в стороны от торцов зубьев 2 шестерни на величину зазоров Δ. Вставки 3 могут быть изготовлены, например, из пластмассы.

При работе вала-шестерни со смазыванием ее шестерни пластичным смазочным материалом этот материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев 2 шестерни, попадает на цилиндрические поверхности, расположенные со стороны торцов этих зубьев - поверхности тела вала 1 и фрагменты цилиндрических поверхностей вставок 3 (а не в углубления вырезов). С этих цилиндрических поверхностей сбор вытесняемого смазочного материала, с целью возврата его обратно в зону смазывания зубьев шестерни, значительно упрощен.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция вала-шестерни предотвращает попадание пластичного смазочного материала в вырезы, образованные на участках входа и выхода нарезающей фрезы при нарезании ею зубьев шестерни, откуда извлечение попавшего в них смазочного материала весьма затруднено. А смазочный материал, вытесненный с боковых поверхностей зубьев на поверхности вала и поверхности вставок может быть достаточно легко собран и вновь использован для смазывания зубьев шестерни. Это повышает качество ее смазывания.

Вал-шестерня, преимущественно с коррегированной шестерней, смазываемой пластичным смазочным материалом, содержащая вал с нарезанными в его теле зубьями шестерни, отличающаяся тем, что объемы тела вала, вырезанные в нем на участках входа и выхода нарезающей фрезы, замещены вставками, укрепленными в этих вырезах, причем ширина зубьев шестерни увеличена на размеры необходимых зазоров между вставками и торцами зубьев сопряженного с валом-шестерней колеса, а вырезы смещены по оси вала в стороны от торцов зубьев шестерни на величину этих зазоров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Группа изобретений относится к системе из шкива и приводного ремня, самовыравнивающейся системе из шкива и приводного ремня, велосипеду и шкиву. Система из шкива и приводного ремня содержит приводной ремень и, по меньшей мере, один шкив, выполненный с возможностью зацепления с поверхностью приводного ремня.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела зубчатого колеса, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, ширина боковых поверхностей которых на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к способу изготовления зубчатых колес, преимущественно с парой усиливающих кольцевых накладок. Способ включает раздельное изготовление тела колеса с зубчатым венцом и пары кольцевых накладок, с последующим жестким креплением последних на торцах зубьев зубчатого венца.

Изобретение относится к способу изготовления зубчатых колес, преимущественно с парой усиливающих кольцевых накладок. Способ включает раздельное изготовление тела колеса с зубчатым венцом и пары кольцевых накладок, с последующим жестким креплением последних на торцах зубьев зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Вал-шестерня содержит выполненные из одной цельной заготовки вал и шестерню, диаметр окружности оснований зубьев которой больше диаметра вала. Со стороны торцов зубьев шестерни и с зазорами относительно них по окружности вала расположены торцевые кольца, перпендикулярные оси вала, наружные диаметры которых равны диаметру окружности вершин зубьев шестерни, а внутренние диаметры равны диаметру вала. В зазорах расположены промежуточные кольца, толщина которых равна величине этих зазоров, внутренние их диаметры равны диаметру вала, а их наружные диаметры равны диаметру окружности оснований зубьев шестерни. Достигается повышение качества смазывания шестерни за счет установки торцевых колец. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и силовые торцевые накладки, выполненные в виде сегментов, укрепленных на торцах зубьев и охватывающих зубья группами. Участки обоих торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты парой дополнительных, несиловых накладок, внутренний периметр которых выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Наружный профиль этих накладок вписан в профиль силовых торцевых накладок и окружность вершин зубьев. Дополнительные несиловые накладки укреплены на торцах тела колеса, участках торцов зубьев, не занятых силовыми накладками, и на силовых накладках, по их периметрам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх