Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2600362:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела. Накладки прилегают к зубчатому венцу с зазорами относительно торцов зубьев. Вставки имеют длину, большую ширины зубчатого венца на величину размеров пары зазоров между торцами зубчатого венца и торцевыми накладками. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, выполненными из другого материала, например резины, длина вставок равна ширине зубчатого венца, а между вставками и вершинами зубьев сопряженного колеса выполнены минимальные зазоры (см. патент на изобретение РФ №2390678, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., Бюл. №15). Вставки, заполняющие вышеуказанные объемы впадин, не позволяют пластичному смазочному материалу, вытесняемому при работе колеса в передачи с боковых (рабочих) поверхностей зубьев, накапливаться в этих областях впадин и исключаться из процесса смазывания трущихся поверхностей зубьев колеса. Это позволяет снизить расход смазочного материала, используемого для смазывания зубьев колеса, и оптимизирует режим смазывания колеса.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при работе колеса со смазыванием пластичным смазочным материалом этот смазочный материал вытесняется также в стороны торцов зубьев и, попадая на эти торцы, за пределы зоны зацепления зубьев колеса с зубьями парного колеса, исключается из процесса смазывания трущихся (боковых) поверхностей зубьев. Это приводит к перерасходу смазочного материала и ухудшает режим смазывания зубьев колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по а.с. СССР №1618972, кл. F16H 57/04, опубл. 07.01.91 г., Бюл. №1. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, с зазорами относительно торцов зубьев колеса. Накладки удерживают пластичный смазочный материал, вытесняемый с боковых (трущихся) поверхностей зубьев в стороны торцов зубьев, в области трения сопряженных зубьев парных колес передачи, что снижает расход используемого смазочного материала и оптимизирует процесс смазывания зубьев колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что в случае заполнения оснований впадин между зубьями вставками, длина которых равна ширине зубчатого венца, и наличия торцевых накладок, имеющих зазоры относительно торцов зубьев, вытесняемый из зоны смазывания зубьев пластичный материал попадает в зазоры между торцами вставок и внутренними поверхностями торцевых накладок, исключаясь из процесса смазывания. Это приводит к перерасходу используемого смазочного материала и ухудшает режим смазывания зубьев колеса.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубьев колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела, прилегающих к зубчатому венцу, с зазорами относительно торцов зубьев; причем вставки имеют длину, большую ширины зубчатого венца на величину размеров пары зазоров между торцами зубчатого венца и торцевыми накладками.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса - с торца (фиг. 1), тот же фрагмент в разрезе - вид сбоку (фиг. 2).

На чертежах показаны: тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, кольцевые накладки 3 и 4, вставки 5, высота h вставок, зазоры Δ между торцами зубьев и накладками, радиус Ro1 окружности оснований зубьев (2) колеса, радиус Rв1 окружности вершин зубьев колеса, радиус Rв2 окружности вершин зубьев парного колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и пары кольцевых накладок 3 и 4, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу с зазорами Δ относительно торцов зубьев. Объемы впадин между зубьями, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса (с окружностью вершин радиусом Rв2), заполнены вставками 5 высотой h и длиной, равной расстоянию между внутренними поверхностями накладок (3 и 4).

При работе зубчатого колеса пластичный смазочный материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев 2 зубьями парного колеса передачи, вытесняется в сторону торцов зубьев (2) и внутренних поверхностей торцевых накладок (3, 4). Выполнение длины вставок 5 равной расстоянию между внутренними поверхностями накладок предотвращает попадание вытесняемого смазочного материала в зазоры (величиной Δ) между торцами вставок и внутренними поверхностями торцевых накладок.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить расход смазочного материала, используемого для смазывания зубьев колеса, и повышает качество их смазывания.

Зубчатое колесо, преимущественно крупнокалиберное, смазываемое пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела, прилегающих к зубчатому венцу с зазорами относительно торцов зубьев, отличающееся тем, что вставки имеют длину, большую ширины зубчатого венца на величину размеров пары зазоров между торцами зубчатого венца и торцевыми накладками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев, укрепленных на торцах тела колеса, с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с колесами большого диаметра, смазываемых методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса. Внутренние диаметры накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, наружные диаметры накладок равны диаметру окружности вершин зубчатого венца. Между накладками и торцами колеса расположены плоские прокладки. Их внутренние профили выполнены в виде окружностей с диаметрами, равными внутренним диаметрам накладок, а их наружные профили идентичны профилю зубчатого венца, ширина торцов зубьев которого по всей высоте зубьев уменьшена эквидистантно боковым поверхностям зубьев, и совпадают с ним в плане. Накладки, прокладки и торцы колеса, к которым прилегают прокладки, скреплены между собой без взаимных зазоров. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и силовые торцевые накладки, выполненные в виде сегментов, укрепленных на торцах зубьев и охватывающих зубья группами. Участки обоих торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты парой дополнительных, несиловых накладок, внутренний периметр которых выполнен в виде окружности с радиусом, меньшим радиуса окружности оснований зубьев. Наружный профиль этих накладок вписан в профиль силовых торцевых накладок и окружность вершин зубьев. Дополнительные несиловые накладки укреплены на торцах тела колеса, участках торцов зубьев, не занятых силовыми накладками, и на силовых накладках, по их периметрам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичным смазочным материалом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах колеса. Части накладок, между их внутренней окружностью и окружностью оснований зубьев, имеют в своем поперечном сечении вид прямоугольника и укреплены на торцах тела колеса. Части накладок до их верхней окружности выполнены в виде профильных гофрированных колец с гофрами, ориентированными в сторону центра колеса, и укреплены на торцах зубьев посредством выступов гофр, совпадающих в плане с торцами зубьев. Каждый участок накладок, перекрывающий впадину между зубьями в зонах его примыкания к боковым поверхностям зубьев, выполнен в виде двух впадин гофр, эквидистантных этим поверхностям, и одного выступа гофры, расположенного между этими впадинами. Величина выступа уменьшена на величину необходимого зазора между внутренними поверхностями накладок и торцами зубьев сопряженного парного колеса передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев, без крепления на них. Во внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев, выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей и эквидистантные им. Вырезы в своем поперечном сечении имеют вид прямоугольника. Толщина участков накладок, расположенных между вырезами, со стороны внутренних поверхностей накладок, уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венца сопряженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, и примыкают к торцам зубьев без крепления к ним. На внутренних поверхностях накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей и эквидистантные им. Вырезы в своем поперечном сечении имеют вид прямоугольника. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела колеса, с зазором относительно торцов зубьев. Каждая накладка выполнена в виде профильного кольца, имеющего в своем поперечном сечении вид Z-образного элемента, внешние части которого параллельны торцу колеса. Средняя часть перпендикулярна этому торцу, расположена на уровне окружности впадин зубчатого венца и имеет размер, равный величине вышеуказанного зазора. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок. Кольцевые накладки укреплены на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, с примыканием к торцам зубьев без крепления к ним. На внутренних поверхностях участков кольцевых накладок, перекрывающих впадины зубчатого венца, на участках их примыкания к боковым поверхностям зубьев выполнены вырезы, расположенные вдоль всей длины этих поверхностей, вырезы в своих поперечных сечениях вдоль своей длины имеют вид прямоугольников. Глубина вырезов равновелика по всей их длине, ширина вырезов в плоскости вращения зубчатого колеса выполнена переменной, изменяющейся от минимума до максимума по направлению движения зубьев сопряженного парного зубчатого колеса по прилегающим к вырезам боковым поверхностям зубьев. Толщина участков кольцевых накладок между вырезами со стороны внутренних поверхностей кольцевых накладок уменьшена на величину необходимого зазора между этими поверхностями и торцами зубчатого венц, сопряженного парного зубчатого колеса зубчатой передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, внутренним диаметром, большим диаметра окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах зубьев. Участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты дополнительными несиловыми накладками, расположенными со сторон внутреннего и наружного периметров силовых накладок, перекрывающими окружность оснований зубьев и окружность вершин зубчатого венца с креплением на торцах тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу. В суживающихся участках гофр выполнены сквозные окна путем среза части волн гофр от внутреннего периметра накладок в сторону окружности оснований зубьев зубчатого венца колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу. Участки впадин гофр, расположенные между окружностью оснований зубьев и внутренней окружностью накладок, заполнены вставками, выполненными из упругого материала, например резины, укрепленными в этих впадинах. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх