Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2600382:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных крупномодульных зубчатых передачах, работающих в режиме ударного нагружения и смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Участки зубчатого венца, не перекрытые силовыми кольцевыми накладками, перекрыты плоскими резиновыми кольцами с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и укрепленными на торцах зубьев и по наружному периметру силовых кольцевых накладок. Силовые кольцевые накладки снабжены кольцевыми выступами, расположенными по их наружному периметру и охватывающими резиновые кольца снаружи по их внутреннему периметру. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к деталям машин и может быть использовано в тяжелонагруженных крупномодульных зубчатых передачах, работающих в режимах ударного нагружения и смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 96, рис. 8.2, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что его зубья при работе колеса в передаче в режиме нагружения подвержены изгибающим нагрузкам, способным привести к излому зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2545361, кл. F16H 55/08, опубл. 27.03.2015 г., Бюл. №9. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, а наружный диаметр накладок равен диаметру начальной (делительной) окружности колеса. Кольцевые накладки, связывающие между собой зубья колеса, повышают их взаимную жесткость и изгибную прочность.

Недостаток прототипа состоит в том, что силовые кольцевые накладки имеют диаметр своей наружной окружности меньший, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца. Поэтому при смазывании зубьев колеса пластичным смазочным материалом этот смазочный материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев, будет выдавливаться зубьями сопряженного колеса за пределы зацепления, ограниченного накладками - на участки торцов зубьев, не перекрытые накладками, а также на поверхности наружного периметра накладок и на наружные поверхности накладок. При этом этот вытесненный смазочный материал исключается из процесса смазывания зубьев, что ухудшает режим смазывания и приводит к перерасходу смазочного материала. Это ухудшает режим смазывания зубчатого колеса.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Участки зубчатого венца, не перекрытые силовыми кольцевыми накладками, перекрыты плоскими резиновыми кольцами с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и укрепленными на торцах зубьев и по наружному периметру силовых кольцевых накладок, для чего последние снабжены кольцевыми выступами, расположенными по их наружному периметру и охватывающими резиновые кольца снаружи по их внутреннему периметру.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца (фиг. 1), тот же фрагмент - вид сбоку в разрезе (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1, зубчатый венец с зубьями 2, силовые накладки 3 и 4, резиновые кольца 5 и 6, окружность вершин Дв зубчатого венца, окружность До оснований зубьев, высота h зубьев, внутренний диаметр Двн накладок, наружный диаметр Дн накладок, ширина а накладок, ширина а 1 перекрытия накладками торцов тела, ширина а 2 перекрытия накладками торцов зубьев, высота а 3 кольцевых выступов на накладках, толщина C1 накладок, толщина С2 резиновых колец, ширина a 4 резиновых колец.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 высотой h и пару силовых кольцевых накладок 3 и 4 шириной а и толщиной С1, с наружным диаметром Дн, меньшим диаметра Дв окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром Двн, меньшим диаметра До окружности оснований зубьев. Накладки укреплены на торцах тела, с шириной их перекрытия - а 1, и на торцах зубьев, шириной их перекрытия - а 2. По внешнему периметру накладки имеют кольцевые выступы высотой a 3. Участки зубчатого венца, не перекрытые силовыми кольцевыми накладками 3 и 4, перекрыты резиновыми кольцами 5 и 6, имеющими наружный диаметр, равный диаметру Дв окружности вершин зубчатого венца. Ширина резиновых колец - а 4, их толщина - С2. Эти кольца крепятся (например, наклеиванием) на торцах зубьев и фиксируются в кольцевых выступах силовых накладок (3 и 4) высотой а 3.

При работе колеса силовые кольцевые накладки 3 и 4, связывающие между собой зубья 2 и тело 1 колеса, повышают жесткость и их изгибную прочность. Резиновые кольца 5 и 6, перекрывающие торцевые участки зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками 3 и 4, локализуют зоны зацепления зубьев парных зубчатых колес и не позволяют пластичному смазочному материалу, вытесняемому с боковых (рабочих) поверхностей зубьев, попадать за пределы зон зацепления зубьев. Это снижает расход смазочного материала и повышает качество смазывания колеса. Выполнение кольцевых накладок 5 и 6 не жесткими, а из резины, позволяет этим накладкам, в случае ударных нагружений зубьев (особенно высоких зубьев) задать этим зубьям оптимальную жесткость и демпфировать ударные нагрузки, действующие на зубья, в частности, на их головки.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет локализовать зоны зацепления зубьев парных колес и предотвращать вытеснение пластичного смазочного материала из этой зоны. Это оптимизирует процесс смазывания зубчатого колеса и повышает его качество. А выполнение дополнительных накладок из резины позволяет оптимизировать жесткость зубьев при их ударном нагружении и обеспечить надежность работы колеса в целом.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, тяжелонагруженное, работающее в режиме ударного нагружения, смазываемое пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, отличающееся тем, что участки зубчатого венца, не перекрытые силовыми кольцевыми накладками, перекрыты плоскими резиновыми кольцами с наружным диаметром, равным диаметру окружности зубчатого венца, и укрепленными на торцах зубьев и по наружному периметру силовых кольцевых накладок, для чего последние снабжены кольцевыми выступами, расположенными по их наружному периметру и охватывающими резиновые кольца снаружи по их внутреннему периметру.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с консольными расположением колес на валах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, у которого головки зубьев выполнены переменной ширины, зависящей обратно пропорционально от кратности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, преимущественно крупномодульным. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к зубчатым колесам. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, ширина зубьев зубчатого венца на участках их головок выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления, граница изменения ширины зубьев смещена в сторону вершин зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, ширина боковых поверхностей которых на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек, и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, ширина боковых поверхностей которых на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, ширина зубьев которого на участках их головок и ножек выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, ширина зубьев которого на участках их головок и ножек выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления. Граница изменения ширины зубьев смещена в сторону вершин и оснований зубьев на величину половины осевого зазора передачи. Зубья в поперечном своем сечении выполнены симметричными в форме буквы Н, боковые вертикальные составляющие которой примыкают к торцевым накладкам и имеют ширину, равную четверти ширины зубчатого венца. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления. Граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев на величину, равную половине величины осевого зазора передачи. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности, описываемой границей изменения ширины боковых поверхностей на участках головок зубьев. На наружных торцах каждой кольцевой накладки, перпендикулярно ей, укреплено цилиндрическое кольцо, имеющее наружный диаметр, равный наружному диаметру кольцевой накладки. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, на участках головок которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления. Граница изменения ширины смещена в сторону вершин зубьев на величину, равную половине величины осевого зазора передачи. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, наружный диаметр которых больше, чем диаметр окружности, описываемой границей изменения ширины боковых поверхностей головок. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к планетарному механизму и способу производства такого планетарного механизма. Планетарный механизм (6) для летательного аппарата (1), способного к полету в неподвижной точке, содержит солнечную шестерню (7), которая поворачивается вокруг первой оси (A) и содержит множество первых зубьев (11); неподвижное коронное зубчатое колесо (8), содержащее множество вторых зубьев (12); и по меньшей мере две планетарные шестерни (9a, 9b, 9c, 9d, 9e), каждая из которых содержит множество третьих зубьев (13). Каждая планетарная шестерня (9a, 9b, 9c, 9d, 9e) зацепляется с коронным зубчатым колесом (8) и солнечной шестерней (7) и поворачивается вокруг соответствующих вторых осей (B), которые, в свою очередь, способны оборачиваться вокруг первой оси (A). По меньшей мере два из третьих зубьев (13) зацепляются одновременно с соответствующими вторыми зубьями (12) и дополнительные два из третьих зубьев (13) зацепляются одновременно с соответствующими первыми зубьями (11). Третьи зубья (13) содержат первую сторону (16a) и вторую сторону (16b), которые, соответственно, имеют первый угол (α1) профиля и второй угол (α2) профиля, которые отличны друг от друга. Количество (ZP) третьих зубьев (13) каждой планетарной шестерни (9a, 9b, 9c, 9d, 9e) отлично от абсолютного значения полуразности ((ZC-ZS)/2) между количеством (ZS) первых зубьев (11) солнечной шестерни (7) и количеством (ZS) вторых зубьев (12) коронного зубчатого колеса (8). В результате передача движения на вал ротора реализуется простым и бесшумным образом. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх