Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2600405:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, внутренним диаметром, большим диаметра окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах зубьев. Участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты дополнительными несиловыми накладками, расположенными со сторон внутреннего и наружного периметров силовых накладок, перекрывающими окружность оснований зубьев и окружность вершин зубчатого венца с креплением на торцах тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что его зубья, при работе колеса в передаче, подвержены воздействию изгибающих нагрузок, способных привести к поломке зубьев. Эта опасность тем больше, чем больше величина нагружения зубьев и чем больше высота зубьев. Кроме того, при работе колеса в зацеплении с парным колесом передачи смазочный материал вытесняется с боковых (трущихся) поверхностей зубьев на торцы этих зубьев; это приводит к выходу вытесненного смазочного материала из участка в процессе смазывания трущихся боковых поверхностей зубьев, что ухудшает процесс трения сопряженных зубьев парных колес передачи и приводит к перерасходу смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по А.С. СССР №1578406, кл. F16H 55/12, опубл. 15.07.90 г., бюл. №26. Сущность ее состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок, имеющих ширину меньшую, чем высота зубьев, и укрепленных на торцах этих зубьев. Кольцевые накладки (силовые), скрепляющие зубья зубчатого венца между собой, повышают изгибную прочность зубьев, предотвращая их изломы.

Недостаток прототипа состоит в том, что кольцевые накладки перекрывают торцы зубьев не по всей их высоте. Поэтому при смазывании зубьев пластичным смазочным материалом этот материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей зубьев зубьями парного зубчатого колеса - при взаимном сопряжении пары зубчатых колес - вытесняется через участки торцов зубьев, не перекрытые кольцевыми накладками, на торцы колеса (на торцы зубьев и торцы тела), прилегающие к зубчатому венцу. Вытесненный смазочный материал исключается из процесса смазывания зубьев колеса, что интенсифицирует процессы их изнашивания.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышения качества его смазывания.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца, внутренним диаметром, большим, чем диаметр окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах зубьев; причем участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми накладками, перекрыты дополнительными, несиловыми накладками, расположенными со стороны внутреннего и внешнего периметров силовых накладок, перекрывающими окружность оснований зубчатого венца, с креплением на торцах тела колеса, и перекрывающими окружность вершин зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса - вид сбоку (в сечении).

На чертеже показаны: тело 1 колеса, зубчатый венец с зубьями 2, силовые кольцевые накладки 3 и 4, дополнительные (несиловые) накладки 5, 6, 7, 8; диаметр Дв окружности вершин зубчатого венца; диаметр До окружности оснований зубьев; высота h зубьев; ширина l1 силовых кольцевых накладок; толщина C1 силовых кольцевых накладок; наружный диаметр Дн1 силовых накладок; внутренний диаметр Двн1 силовых накладок; ширина l2 и l3 дополнительных (несиловых) накладок; толщина С2 дополнительных (несиловых) накладок; участки l4 и l6 перекрытия дополнительными накладками участков торцов зубьев; участок l5 перекрытия торцов тела дополнительными накладками; величина l7 перекрытия окружности вершин зубчатого венца; внутренний диаметр Двн2 дополнительных накладок; наружный диаметр Дн3 дополнительных накладок.

Зубчатое колесо содержит тело 1 и зубчатый венец с зубьями 2 высотой h. Диаметр окружности вершин зубьев - Дв, диаметр окружности оснований зубьев - До. На торцах зубьев укреплена пара силовых кольцевых накладок 3 и 4; наружный диаметр силовых накладок - Дн1, их внутренний диаметр - Двн1; ширина накладок - l1, толщина накладок - C1. На торцах зубьев и участках торцов тела, с примыканием к внутреннему периметру накладок 3 и 4, укреплена пара дополнительных несиловых накладок 5 и 6 с наружным диаметром, равным Двн1, и внутренним диаметром Двн2, толщина накладок - С2, ширина накладок - l2; эти накладки перекрывают торцы зубьев по величине l4 и торцы тела по величине l5. Со стороны головок зубьев с примыканием к внешнему периметру силовых накладок 3 и 4 укреплена пара дополнительных несиловых накладок 7 и 8; внутренний диаметр этих накладок равен Дн1; толщина их - С2; ширина их - l3; они перекрывают торцы зубьев на величину l6; наружный их диаметр - Дн3, он больше диаметра Дв на величину l7.

При работе колеса силовые кольцевые накладки 3 и 4, связывая между собой зубья колеса, повышают их взаимную жесткость, повышая тем самым их изгибную прочность. Дополнительные (несиловые) накладки 5, 6, 7, 8 не предназначены для восприятия силовых нагрузок, действующих на зубья колеса. Они локализуют зоны зацепления зубьев парных зубчатых колес, образуя (совместно с поверхностями зубчатого венца) смазочные карманы для смазочного материала. Накладки 5 и 6 образуют смазочные карманы в зонах впадин зубьев. Накладки 7 и 8 не позволяют вытекаемому смазочному материалу попадать на наружные торцы колеса. Удержание смазочного материала в зонах зацепления зубьев парных зубчатых колес предотвращает потери смазочного материала, уменьшает расход смазочного материала и повышает качество смазывания зубчатого колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет удерживать пластичный смазочный материал, вытесняемый с боковых (рабочих) поверхностей в зоне зацепления зубьев парных зубчатых колес. Это повышает качество смазывания зубчатого колеса, оптимизирует процесс смазывания его зубьев, что уменьшает интенсивность изнашивания зубьев колеса и повышает его долговечность.

Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца, внутренним диаметром, большим, чем диаметр окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах зубьев, отличающееся тем, что участки торцов зубчатого венца, не перекрытые силовыми кольцевыми накладками, перекрыты дополнительными несиловыми кольцевыми накладками, расположенными со сторон внутреннего и наружного периметров силовых кольцевых накладок, перекрывающими окружность оснований зубьев и окружность вершин зубчатого венца с креплением на торцах тела зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела колеса, с зазором относительно торцов зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичным смазочным материалом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца и внутренним диаметром, меньшим, чем диаметр окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, объемы впадин между которыми, не занимаемые при зацеплении зубьями сопряженного колеса, заполнены укрепленными в них вставками, и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах участков тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев, укрепленных на торцах тела колеса, с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу. В суживающихся участках гофр выполнены сквозные окна путем среза части волн гофр от внутреннего периметра накладок в сторону окружности оснований зубьев зубчатого венца колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу. Участки впадин гофр, расположенные между окружностью оснований зубьев и внутренней окружностью накладок, заполнены вставками, выполненными из упругого материала, например резины, укрепленными в этих впадинах. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с внутренними диаметрами меньшими, чем диаметр окружности оснований зубчатого венца, и наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Крепление каждой накладки осуществлено посредством выступов, расположенных на внутреннем торце накладки и представляющих собой одно кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру накладки, второе кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности оснований зубчатого венца, и совокупности выступов, прилегающих к торцам зубьев по их периметру и имеющих наружный профиль наружного периметра, идентичный профилю зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 4 ил.
Наверх