Клиноременный вариатор



Клиноременный вариатор
Клиноременный вариатор
Клиноременный вариатор
Клиноременный вариатор

 


Владельцы патента RU 2600469:

Дядченко Николай Петрович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных транспортных средств, в том числе в шасси шарикоподшипникового исполнения на колесно-гусеничном ходу. Клиноременный вариатор содержит подвижные в горизонтальной плоскости встречно ориентированные равновеликие полушкивы на валах и эластичный ремень, параллельные оси вращения полушкивов лежат на общей цилиндрической поверхности, образующая которой равноудалена от оси вращения вариатора, а соединение полушкивов с валами выполнено шлицевым с заполнением цилиндрических пазов в соединении с шариками посредством механизма, исключающего циркуляцию шариков между пазами. Полушкивы могут быть выполнены гиперболоидными или конусными. При этом полушкивы могут быть выполнены с продольно-радиальными прорезями. Обеспечивается расширение функциональных возможностей клиноременного вариатора. 2 з.п. ф-лы. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных транспортных средств, в том числе в шасси шарикоподшипникового исполнения на колесно-гусеничном ходу.

Известен клиноременный вариатор /см. ПМ №107310 (кл. F16H 9/16, 55/56) от 16.03.2011/, содержащий подвижные в горизонтальной плоскости встречно ориентированные равновеликие полушкивы - полые усеченные конусы на общем валу и эластичный ремень. На полушкивах выполнены сквозные продольно-радиальные прорези для возможности входа полушкивов друг друга.

Осевая подвижность ступиц полушкивов по общему валу в вариаторе-прототипе обеспечивается наличием шлицевых пазов и выступов на валу, что ослабляет вал в прочностном отношении и ограничивает функциональные возможности использования схемы, положенной в основу вариатора-прототипа.

С целью устранения отмеченного недостатка и расширения функциональных возможностей в клиноременном вариаторе, содержащем подвижные в горизонтальной плоскости встречно ориентированные равновеликие полушкивы на валах и эластичный ремень, параллельные оси вращения полушкивов лежат на общей цилиндрической поверхности, образующая которой равноудалена от оси вращения вариатора, а соединение полушкивов с валами выполнено шлицевым с заполнением цилиндрических пазов в соединении с шариками посредством механизма, исключающего циркуляцию шариков между пазами.

При этом полушкивы могут быть выполнены гиперболоидными или конусными.

При этом полушкивы могут быть выполнены с продольно-радиальными прорезями.

Предлагаемое изобретением техническое решение иллюстрируется фиг. 1 (гиперболоидный вариант выполнения полушкивов), фиг. 2 (конусный вариант выполнения полушкивов) и фиг. 3 (вариант механизма, исключающего циркуляцию шариков между пазами в шлицевом соединении).

Предлагаемый изобретением клиноременный вариатор содержит подвижные в горизонтальной плоскости встречно ориентированные равновеликие полушкивы (1 и 2) на валах и эластичный ремень 3. При этом параллельные оси вращения О-О полушкивов (1 и 2) лежат на общей цилиндрической поверхности, образующая которой равноудалена от оси вращения Oo-Oo вариатора, а соединение полушкивов (1 и 2) с валами 4 выполнено шлицевым с заполнением цилиндрических пазов 5 в соединении с шариками 6 посредством механизма, исключающего циркуляцию шариков 6 между пазами 5.

При этом полушкивы (1 и 2) могут быть выполнены гиперболоидными или конусными.

При этом полушкивы (1 и 2) могут быть выполнены с продольно-радиальными прорезями.

Клиноременный вариатор по предлагаемому изобретением техническому решению работает следующим образом.

В исходном состоянии (см. левые части фиг. 1 и 2) эластичный ремень 3 (для примера, выбран круглый вариант) лежит на малых диаметрах гиперболоидных полушкивов 1 и 2 (на фиг. 1) или в плоскости вершин конусов конусных полушкивов 1 и 2 (на фиг. 2). При встречном осевом сближении полушкивов 1 и 2 (см. правые части фиг. 1 и 2) эластичный ремень 3 поднимается на e1 или e2 по сравнению с исходным состоянием над полушкивами (1 и 2) соответственно гиперболоидного или конусного исполнения. При этом увеличивается не только расстояние ремня 3 до оси вращения Oo-Oo вариатора, но и линейная скорость ремня 3, что расширяет функциональные возможности использования вариаторной схемы, например, в колесных шасси, выполненных по шарикоподшипниковой схеме.

Вариант шлицевого соединения полушкивов (1 и 2) с валами 4 посредством механизма, исключающего циркуляцию шариков 6 между пазами 5, показан на фиг. 3.

Замена двушкивного вариатора многошкивным вариатором с параллельными осями вращения полушкивов (1 и 2) позволило расширить функциональные возможности вариаторов, в том числе при использовании в транспортных средствах на колесном и/или колесно-гусеничном ходу.

Одна из возможных сфер применения предлагаемой вариаторной схемы - колеса ходовой части агромостов авторской разработки /см. пат. RU №№2298304, 2489830, 2499378, 2513005, 2545050, 2545547, 2547912…/.

Таким образом, предлагаемое изобретением техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

1. Клиноременный вариатор, содержащий подвижные в горизонтальной плоскости встречно ориентированные равновеликие полушкивы на валах и эластичный ремень, отличающийся тем, что параллельные оси вращения полушкивов лежат на общей цилиндрической поверхности, образующая которой равноудалена от оси вращения вариатора, а соединение полушкивов с валами выполнено шлицевым с заполнением цилиндрических пазов в соединении c шариками посредством механизма, исключающего циркуляцию шариков между пазами.

2. Клиноременный вариатор по п. 1, отличающийся тем, что полушкивы могут быть выполнены гиперболоидными или конусными.

3. Клиноременный вариатор по п. 1 или 2, отличающийся тем, что полушкивы могут быть выполнены с продольно-радиальными прорезями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным устройствам. .

Изобретение относится к исполнительным устройствам систем управления, а конкретно - комплексов формирования управляющего воздействия, предназначенным для преобразования входного электрического, пневматического, гидравлического или механического сигнала малой мощности в механическое управляющее воздействие большой мощности, и может быть использовано в системах автоматического или ручного управления транспортными средствами или технологическими процессами.

Изобретение относится к волновым передачам и может быть использовано в малонагруженных механических приводах с переменным передаточным отношением (в вариаторах). .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с необходимостью поддержания стабильной скорости вращения ведомого вала. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатым вариаторам. .

Вариатор // 2151934
Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для передачи вращения вала при весьма малой его нагрузке через герметичную стенку, разделяющую разнородные среды с различным давлением, а также для редуцирования и функционального преобразования путем перемножения частоты вращения на заданный параметр (перемещение).

Изобретение относится к машиностроению. .
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к электромеханическому приводу. Устройство для получение вращательного движения содержит корпус, выходной вал, установленный в опорах, два гибких деформируемых колеса волновой передачи, два составных двухволновых пьезогенератора волн деформации, деформирующие гибкие зубчатые или фрикционные колеса и рычаги. Составные опоры одноплечих рычагов выполнены в осевом направлении двухрядными. Каждый одноплечий рычаг снабжен регулирующим устройством натяга между деформируемыми колесами и пьезопреобразователями, выполненным в виде системы из двух передач винт-гайка с резьбами разных направлений винтовых линий. На шейках концов каждого одноплечего рычага установлены сферические шарикоподшипники, перемещающиеся в проемах неподвижного основания и находящиеся в упругом контакте с деформируемыми колесами. Достигается снижение радиальных габаритов. 7 з.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх