Гирогоризонткомпас

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает первый гироскоп, вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, оси которых взаимно ортогональны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления исполнительным устройством, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, управляющее устройство и коммутатор. Выход первого гироскопа соединен с входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен соответственно через коммутатор к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления исполнительным устройством, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления исполнительным устройством, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления исполнительным устройством, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. При этом обеспечивается повышение точности определения азимута, повышение надежности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, а также снижение массы и габаритов гирогоризонткомпаса. 3 ил.

 

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов различного типа, в частности к гирогоризонткомпасам (ГГК), в которых используется измерительная информация, получаемая с датчиков угловых скоростей (ДУС) (волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) или ДУС иного типа) и с блока акселерометров.

Известен ГГК с вращением инерциального измерительного модуля (патент РФ №2436046). ГГК содержит измерительный модуль, выполненный в виде триады волоконно-оптических гироскопов, триады акселерометров и бортового вычислителя, причем измерительные оси гироскопов и акселерометров взаимно ортогональны и параллельны друг другу. Для автокомпенсации инструментальных погрешностей чувствительных элементов предусмотрено модуляционное вращение измерительного модуля вокруг оси, перпендикулярной плоскости основания.

Недостатками известного ГГК по патенту №2436046 являются:

- использование скользящего токоподвода неограниченного вращения для передачи информации из вращающегося измерительного модуля, что снижает надежность и уменьшает ресурс устройства;

- использование трех ДУС одинаковой точности и трех акселерометров, что приводит к усложнению, увеличению массы и габаритов устройства; учитывая, что движение осуществляется по земной поверхности, в большинстве случаев на подвижном объекте отпадает потребность в акселерометре, измеряющем вертикальную составляющую ускорения;

- реализация непрерывного кругового вращения измерительного модуля, включающего триаду ВОГ одинаковой точности и триаду акселерометров, целиком, что в свою очередь приводит к усложнению, увеличению массы и габаритов устройства, снижению его надежности и ресурса за счет постоянной работы устройства вращения и увеличения нагрузки на опоры.

Известный ГГК с вращением инерциального измерительного модуля (патент РФ №2550592) является наиболее близким к заявляемому ГГК и выбран в качестве прототипа. В ГГК по патенту РФ №2550592 снижены требования к точности горизонтальных ДУС, реализован разворот только одного высокоточного ДУС, уменьшен состав акселерометров, исключен скользящий токоподвод неограниченного вращения. ГГК содержит первый гироскоп, установленный на вращающемся валу, причем с вращающимся валом связано электромеханическое исполнительное устройство, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, оси которых взаимно ортогональны, бортовой вычислитель, причем входы бортового вычислителя соединены с выходами гироскопов и акселерометров. Бортовой вычислитель содержит блок выработки параметров ориентации, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, управляющее устройство.

Недостатками известного ГГК по патенту №2550592 являются:

- наличие двух рам подвеса и двух исполнительных устройств, что приводит к усложнению, снижению надежности, увеличению массы и габаритов устройства;

- требование жесткой фиксации или стабильного положения устройства по курсу на момент начальной выставки (гирокомпасирования) в виду отсутствия в процессе гирокомпасирования информации об угловых движениях объекта в азимуте.

Техническими задачами, на которые направлено заявляемое изобретение, являются повышение точности определения азимута при применении в качестве одного из горизонтальных гироскопов ДУС низкой точности путем обеспечения измерения азимута другим горизонтальным высокоточным гироскопом с автокомпенсацией его ошибок за счет его фиксированных поворотов, повышение надежности, упрощение конструкции, а также снижение массы и габаритов и увеличение ресурса путем исключения из состава устройства одной из рам подвеса и одного исполнительного устройства, повышение точности определения азимута при угловых движениях объекта в азимуте за счет жесткого закрепления и использования информации с вертикально ориентированного гироскопа.

Поставленная техническая задача решается тем, что в гирогоризонткомпасе, включающем установленный на вращающемся валу первый гироскоп, ось чувствительности которого перпендикулярна оси вращающегося вала, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные в корпусе гирогоризонткомпаса, оси чувствительности первого и второго акселерометров параллельны основанию гирогоризонткомпаса и взаимно ортогональны, ось чувствительности третьего гироскопа параллельна основанию гирогоризонткомпаса, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок управления исполнительным устройством и управляющее устройство, причем входы бортового вычислителя, являющиеся первым, вторым, третьим, четвертым и пятым входами блока выработки углов ориентации, соединены соответственно с выходами первого, второго и третьего гироскопов и выходами первого и второго акселерометров, выход первого гироскопа дополнительно соединен с первым входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, выход которого соединен с шестым входом блока выработки углов ориентации и с первым входом блока управления исполнительным устройством, первый выход которого соединен с третьим входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, седьмой вход блока выработки углов ориентации соединен со вторым выходом блока управления исполнительным устройством, третий выход которого соединен с входом исполнительного устройства, а второй вход блока управления исполнительным устройством соединен с выходом управляющего устройства, в состав бортового вычислителя введен коммутатор, первый и второй входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходами блока выработки углов ориентации, третий вход соединен с четвертым дополнительным выходом блока управления исполнительным устройством, выход коммутатора соединен со вторым входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, четвертый дополнительный вход которого соединен с третьим дополнительным выходом блока выработки углов ориентации, при этом с корпусом гирогоризонткомпаса связаны статор исполнительного устройства и вращающийся вал, установленный перпендикулярно основанию гирогоризонткомпаса, а второй гироскоп установлен в корпусе гирогоризонткомпаса осью чувствительности перпендикулярно его основанию.

В предлагаемом устройстве блок выработки углов ориентации выполняет функции блока выработки параметров ориентации, блока преобразования кажущихся ускорений, блока выработки параметров поступательного движения, блока построения вертикали прототипа и в частной реализации содержит указанные блоки, причем входы блока выработки параметров ориентации, соединенные с первым, вторым и третьим входами блока выработки углов ориентации, являются входами для сигналов первого, второго и третьего гироскопов соответственно, входы блока преобразования кажущихся ускорений, соединенные с четвертым и пятым входами блока выработки углов ориентации, - соответственно входами для сигналов первого и второго акселерометров, первый дополнительный вход блока выработки параметров ориентации, соединенный с шестым входом блока выработки углов ориентации, является входом для сигнала с выхода блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, второй дополнительный вход блока выработки параметров ориентации, соединенный с седьмым входом блока выработки углов ориентации, является входом для сигнала со второго выхода блока управления исполнительным устройством, первый и второй выходы блока выработки параметров ориентации, на которые соответственно подаются сигналы о продольном и поперечном наклонах, являются соответственно первым и вторым выходами блока выработки углов ориентации для подключения к первому и второму входам коммутатора, выход блока выработки параметров ориентации, на который подается сигнал о курсе, является третьим выходом блока выработки углов ориентации для подключения к четвертому входу блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута.

Изобретение поясняется чертежами, на которых представлены:

фиг. 1 - схема предлагаемого ГГК;

фиг. 2 - схема бортового вычислителя;

фиг. 3 - частная реализация и состав блока выработки углов ориентации бортового вычислителя.

ГГК (фиг. 1) устроен следующим образом. На вращающемся валу закреплен первый (высокоточный) гироскоп 1, параметры которого выбраны исходя из заданной точности начального ориентирования. Первый гироскоп 1 установлен таким образом, что его ось чувствительности перпендикулярна оси вращающегося вала. На оси вращающегося вала установлено исполнительное устройство 2. Ротор исполнительного устройства (электромагнита) 2 связан с вращающимся валом, а статор исполнительного устройства 2 закреплен на корпусе ГГК. Первый гироскоп 1 поворачивается в диапазоне углов ±180° относительно корпуса ГГК вокруг вертикальной оси и подключен к бортовому вычислителю 3 с помощью гибкого токоподвода. В корпусе ГГК установлены первый и второй акселерометры 4 и 5, а так же второй (средней точности) 6, параметры которого выбраны исходя из заданной точности хранения направления, и третий (низкоточный) 7, параметры которого выбраны исходя из заданной точности определения угла наклона, гироскопы. Ось чувствительности второго гироскопа 6 расположена перпендикулярно основанию ГГК, а ось чувствительности третьего гироскопа 7 - параллельно основанию ГГК. Оси чувствительности первого и второго акселерометров 4 и 5 находятся в плоскости основания ГГК, ось чувствительности третьего (низкоточного) гироскопа 7 и второго акселерометра 5 расположены по направлению продольной оси ГГК, совпадающей с продольной осью наземного подвижного объекта, а ось чувствительности первого (высокоточного) гироскопа 1 в режиме хранения направления и первого акселерометра 4 - по направлению поперечной оси ГГК. Сигналы: ωх - от первого гироскопа 1, ωz, ωy - от второго 6 и третьего 7 гироскопов, а х, a y - от первого 4 и второго 5 акселерометров, поступают в бортовой вычислитель 3. Сигнал управления Uz из бортового вычислителя 3 поступает на исполнительное устройство 2. В бортовом вычислителе 3 сигналы ωх, ωy, ωz, а х, a y поступают на входы 1. 3, 2, 4, 5 блока выработки углов ориентации 8 (фиг. 2). Сигнал ωx первого гироскопа 1 дополнительно поступает на первый вход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9, с выхода которого вычисленный угол азимута αKпр или αK передается в блок выработки углов ориентации 8, а также в блок управления исполнительным устройством 10. Кроме блока выработки углов ориентации 8 и блока управления исполнительным устройством 10 бортовой вычислитель 3 содержит управляющее устройство 11 и коммутатор 12. Сигналы о режиме работы ГГК, вырабатываемые управляющим устройством 11, поступают в блок управления исполнительным устройством 10, который в свою очередь связан с блоком вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9 по сигналу k2, с блоком выработки углов ориентации 8 по сигналу k1, с исполнительным устройством 2, а также с коммутатором 12 по сигналу k3. Из блока выработки углов ориентации 8 после коммутатора 12 сигнал либо о продольном θ, либо о поперечном ψ наклоне ГГК, а также сигнал о курсе К с выхода блока выработки углов ориентации 8, поступают в блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9.

ГКК функционирует следующим образом.

В режиме гирокомпасирования сигнал Режим на выходе управляющего устройства 11 бортового вычислителя 3 устанавливается в состояние «Гирокомпас», по которому блок управления исполнительным устройством 10 переключается на работу в режиме определения азимута (начального ориентирования). С помощью блока управления исполнительным устройством 10 выполняется операция определения варианта ориентирования измерительной оси первого гироскопа 1 относительно направления меридиана. Для этого по сигналу управления Uz исполнительное устройство 2 осуществляет фиксированные повороты вращающегося вала. В результате ось чувствительности первого гироскопа 1 устанавливается таким образом, чтобы она располагалась вдоль поперечной оси ГГК (ось X) и фиксируется в этом положении. От блока управления исполнительным устройством 10 в блок выработки углов ориентации 8 поступает сигнал управления k1, по которому информация о курсе К, вырабатываемая блоком выработки углов ориентации 8 «замораживается» (имитируется стоянка подвижного объекта), а по сигналу k2 в блоке вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9 производится предварительное измерение угла азимута αKпр соответствии с выражением:

где ωхо - значение угловой скорости, измеренное первым гироскопом 1 в плоскости основания ГГК, ΩЗ - угловая скорость вращения Земли; φ - широта места, θпг - угол наклона в плоскости оси чувствительности первого гироскопа 1. В качестве угла наклона θпг в плоскости оси чувствительности первого гироскопа 1 по сигналу k3 от блока управления исполнительным устройством 10 в коммутаторе 12 выбирается угол ψ (поперечный угол наклона объекта). Сигнал θпг с выхода коммутатора 12 передается в блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9 для выполнения измерений (1).

Начальное положение оси чувствительности первого гироскопа 1 для вычисления выражения (1) может быть любым (вдоль положительного или отрицательного направления оси X или Y), при этом в качестве угла наклона θпг в зависимости от положения оси чувствительности первого гироскопа 1 с помощью коммутатора 12 выбирается угол килевой θ (продольный угол наклона) или угол бортовой ψ качки (поперечный угол наклона), а дополнительный угол поворота оси чувствительности в плоскости основания ГГК учитывается в выражении (1) как добавка, кратная 90°.

Далее по условию близости продольной или поперечной осей ГГК к вычисленному направлению αKпр вектора угловой скорости вращения Земли в блоке управления исполнительным устройством 10 выбираются положения оси чувствительности первого гироскопа 1 (вдоль продольной X или поперечной Y осей ГКК) для точного измерения азимута. Первый гироскоп 1 переводится в соответствующее положение в плоскости основания ГГК путем фиксированных разворотов на углы ±90° от исходного положения оси чувствительности и фиксации в указанных положениях вращающегося вала исполнительным устройством 2.

В соответствии с выражением (1) проводятся первый и второй замеры угла азимута, в положениях, отстоящих друг от друга в плоскости основания объекта на 180°, при этом с помощью коммутатора 12 выбираются соответственно угол θ или угол ψ в качестве параметра θпг. Значения углов θ или ψ определяются соответственно по сигналам a y или a x второго 5 или первого 4 акселерометров в блоке выработки углов ориентации 8 в соответствии с алгоритмами прототипа.

При выполнении замеров в режиме гирокомпасирования возможные колебания объекта по трем осям фиксируются с помощью первого и второго акселерометров 4, 5, первого 1, второго 6 и третьего 7 гироскопов. Информация о колебаниях объекта (курс К, углы килевой θ и бортовой ψ качки), поступает в блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9, где с использованием указанной информации дополнительно осуществляется компенсация погрешности определения азимута, обусловленная колебаниями объекта.

Замеры, при которых ориентация оси чувствительности первого гироскопа 1 отличается на 180°, по сигналам k2, поступающим от блока управления исполнительным устройством 10, обрабатываются в блоке вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9 бортового вычислителя 3. В двух противоположных положениях горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли одинакова по модулю и различается по знаку, а систематический дрейф нуля гироскопа (датчика угловой скорости) неизменен как по модулю, так и по знаку, в результате при арифметическом вычитании одного показания гироскопа из другого горизонтальная составляющая скорости вращения Земли удваивается, а дрейф нуля обнуляется. Результирующее значение угла азимута αK определяется по формуле

где αK1, αK2 - значения курса в первом и втором замерах.

Полученное значение угла азимута αK объекта инвариантно относительно изменения дрейфа нуля первого гироскопа 1, чем достигается увеличение точности начального ориентирования.

В результате применения фиксированных разворотов на углы ±90° от исходного положения оси чувствительности в диапазоне углов ±180°, при автокомпенсации погрешности исключаются неограниченные круговые вращения средства измерения (первого гироскопа 1), что исключает необходимость применения скользящего токоподвода кругового вращения.

При работе ГГК в режиме хранения направления сигнал Режим от управляющего устройства 11 бортового вычислителя 3, устанавливается в состояние «Гироазимут», блок управления исполнительным устройством 10 переключается на работу в режиме хранения направления. По сигналам блока управления исполнительным устройством 10 с помощью исполнительного устройства 2 ось чувствительности первого гироскопа 1 ориентируется вдоль поперечной оси ГГК (ось X) и фиксируется в этом положении. По сигналу от блока управления исполнительным устройством 10 значение угла курса αK (2) из блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9 поступает в блок выработки углов ориентации 8, где осуществляется «привязка» вырабатываемого угла курса К к измеренному углу азимута αK, при этом сигнал k1, передаваемый от блока управления исполнительным устройством 10 в блок выработки параметров ориентации 8, устанавливается в состояние, разрешающее выработку параметра ориентации подвижного объекта по углу курса K с использованием информации первого 1, второго 6 и третьего 7 гироскопов. Угол курса К и углы наклона θ и ψ объекта определяются по известным выражениям алгоритмов работы БИНС [Основы построения бесплатформенных инерциальных навигационных систем / В.В. Матвеев, В.Я. Распопов / Под общ. ред. д.т.н. В.Я. Распопова. - СПб.: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2009] (без вертикального канала) в бортовом вычислителе 3 по сигналам об угловой скорости ωх, ωy, ωz, и ускорений а х, a y объекта. В виду того, что углы наклона наземного подвижного объекта ограничены, дополнительная ошибка при выработке угла курса К из-за отсутствия третьего акселерометра и применения в горизонтальном канале низкоточного гироскопа при движении носит незначительный характер.

При этом применение вместо трех однотипных высокоточных гироскопов, гироскопов, параметры которых выбираются исходя из основной выполняемой в составе ГГК в режиме гирокомпасирования (на стоянке) и в режиме хранения направления (в движении) функции, является фактором снижения стоимости и размеров устройства при сохранении точности его работы.

Учитывая, что движение наземного подвижного объекта осуществляется по земной поверхности при условии, что максимальные углы наклонов ограничены, отпадает потребность в акселерометре, измеряющем вертикальную составляющую ускорения. При этом дополнительные погрешности определения углов наклонов θ и ψ при ограничении максимальных углов наклонов также ограничены.

В предлагаемом ГГК в качестве первого гироскопа 1 может быть применен высокоточный ВОГ или кольцевой лазерный гироскоп, в качестве второго гироскопа 6 - ВОГ средней точности, твердотельный волновой гироскоп, в качестве третьего гироскопа 7 - микромеханический гироскоп, малогабаритные низкоточные ВОГ или твердотельный волновой гироскоп, в качестве акселерометров 4, 5 - механические маятниковые, на базе микроэлектромеханической системы (МЭМС) и другие типы акселерометров. Функции исполнительного устройства (электромагнита) 2 могут выполнять электромеханические устройства, обеспечивающие фиксированные повороты исполнительной оси в положения, кратные 90° относительно исходного положения. Бортовой вычислитель 3 может представлять собой устройство на базе микропроцессора или микроконтроллера с аналого-цифровыми преобразователями (АЦП) и цифроаналоговыми преобразователями (ЦАП), если первый, второй и третий гироскопы 1, 6, 7, первый и второй акселерометры 4, 5, исполнительное устройство 2 работают с аналоговыми сигналами. Блок выработки углов ориентации 8, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9, блок управления исполнительным устройством 10, управляющее устройство 11 и коммутатор 12 представляют собой арифметико-логические и программные устройства, выполненные на базе микропроцессора или микроконтроллера.

В частной реализации блок выработки углов ориентации 8 ГГК содержит (фиг. 3): блок выработки параметров ориентации 13, блок преобразования кажущихся ускорений 14, блок выработки параметров поступательного движения 15, блок построения вертикали 16, причем входы блока выработки параметров ориентации 13, соединенные с первым, вторым и третьим входами блока выработки углов ориентации 8, являются входами для сигналов первого 1, второго 6 и третьего 7 гироскопов, входы блока преобразования кажущихся ускорений 14, соединенные с четвертым и пятым входами блока выработки углов ориентации 8, - входами для сигналов первого и второго акселерометров 4, 5, первый дополнительный вход блока выработки параметров ориентации 13, соединенный с шестым входом блока выработки углов ориентации 8, является входом для сигнала с выхода блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9, второй дополнительный вход блока выработки параметров ориентации 13, соединенный с седьмым входом блока выработки углов ориентации 8, является входом для сигнала со второго выхода блока управления первым гироскопом 10, выход блока выработки параметров ориентации 13, на который подаются сигналы о продольном и поперечном наклонах θ и ψ, соединен с первым выходом блока выработки углов ориентации 8 для подключения к первому входу коммутатора 12, выход блока выработки параметров ориентации 13, на который подается сигнал о курсе К, соединен со вторым выходом блока выработки углов ориентации 8 для подключения к четвертому входу блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута 9, причем a E, a N a h - линейные ускорения объекта в проекции на оси географической системы координат, - матрица перехода от связанной с прибором системы координат к географической системе координат, VE, VN, Vh - линейные скорости объекта в проекции на оси географической системы координат, α, β - погрешности построения вертикали места; φ, λ - координаты места, вырабатываемые прибором.

В целом, благодаря предложенной кинематической схеме, набору чувствительных элементов, микропроцессорному устройству и силовому исполнительному элементу (электромагниту) предлагаемым устройством обеспечиваются:

- повышение точности измерения азимута путем использования высокоточного гироскопа с компенсацией систематической составляющей ошибки (ось чувствительности которого при измерениях ориентируется в плоскости основания ГГК в различных положениях);

- возможность компенсации погрешности самоориентирования, обусловленной колебаниями объекта по трем осям от ветровых нагрузок, хождения экипажа, смещения грунта и др. по сигналам канала построения вертикали и выработки курса на первом, втором и третьем гироскопах и акселерометрах;

- режим хранения азимутального угла с помощью гироскопа средней точности при движении объекта (ось чувствительности которого ориентирована перпендикулярно основанию объекта);

- определение углов наклона объекта на стоянке и при движении объекта;

- повышение надежности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, снижение массы, габаритов и стоимости.

При этом конструкция ГГК не содержит систем стабилизации и горизонтирования, датчиков углового положения рам подвеса, характерных для платформенных гиросистем, позволяет вместо нескольких использовать один высокоточный гироскоп и снизить требования к точности гироскопов, сигналы которых используются для хранения направления и определения углов наклонов.

Проведены экспериментальные исследования и моделирование работы ГГК, подтверждающие улучшение характеристик устройства. Так при реализации предлагаемого ГГК, в составе которого в качестве первого гироскопа 1 применяется высокоточный ВОГ фирмы «Оптолинк» ОИУС-1000 со случайным дрейфом 0.01°/час, массой 1 кг, габаритными размерами 150 мм, относительной стоимостью 2.6, в качестве второго гироскопа - среднеточный ВОГ ОИУС-200 той же фирмы со случайным дрейфом 0.2°/час, массой 0.22 кг, габаритными размерами 70 мм и относительной стоимостью 1.0, в качестве третьего гироскопа - низкоточный микромеханический гироскоп со случайным дрейфом 3°/час, массой 0.1 кг, габаритными размерами 40 мм и относительной стоимостью 0.3, в качестве акселерометров - акселерометры АК-15-2 с относительной стоимостью 0.52, точность определения азимута достигает 0.07°·sec(широты) в рабочем диапазоне температур. В соответствии с описанием устройство-прототип для достижения аналогичной точности должно содержать триаду непрерывно вращающихся гироскопов ОИУС-1000 и триаду акселерометров АК-15-2 с соответствующим увеличением стоимости, массы и габаритов.

Гирогоризонткомпас, включающий установленный на вращающемся валу первый гироскоп, ось чувствительности которого перпендикулярна оси вращающегося вала, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные в корпусе гирогоризонткомпаса, оси чувствительности первого и второго акселерометров параллельны основанию гирогоризонткомпаса и взаимно ортогональны, ось чувствительности третьего гироскопа параллельна основанию гирогоризонткомпаса, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок управления исполнительным устройством и управляющее устройство, причем входы бортового вычислителя, являющиеся первым, вторым, третьим, четвертым и пятым входами блока выработки углов ориентации, соединены соответственно с выходами первого, второго и третьего гироскопов и выходами первого и второго акселерометров, выход первого гироскопа дополнительно соединен с первым входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, выход которого соединен с шестым входом блока выработки углов ориентации и с первым входом блока управления исполнительным устройством, первый выход которого соединен с третьим входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, седьмой вход блока выработки углов ориентации соединен со вторым выходом блока управления исполнительным устройством, третий выход которого соединен с входом исполнительного устройства, а второй вход блока управления исполнительным устройством соединен с выходом управляющего устройства, отличающийся тем, что в состав бортового вычислителя введен коммутатор, первый и второй входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходами блока выработки углов ориентации, третий вход соединен с четвертым дополнительным выходом блока управления исполнительным устройством, выход коммутатора соединен со вторым входом блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, четвертый дополнительный вход которого соединен с третьим дополнительным выходом блока выработки углов ориентации, при этом с корпусом гирогоризонткомпаса связаны статор исполнительного устройства и вращающийся вал, установленный перпендикулярно основанию гирогоризонткомпаса, а второй гироскоп установлен в корпусе гирогоризонткомпаса осью чувствительности перпендикулярно его основанию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат - повышение точности выработки параметров ориентации, определения азимута, повышение надёжности, увеличение ресурса, упрощение конструкции, уменьшение массы и габаритов.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания.

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и может быть использовано в геодезии, навигации, топографии, системах прицеливания и наведения. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого при определении азимута предусматривают предварительную выставку оси чувствительности гироскопа, выполнение поворотов оси чувствительности гироскопа на заданные углы, измерение времени поворота гироскопа в каждое положение на заданный угол, определение суммарного времени измерения показаний гироскопа во всех положениях с учетом времени определения азимута, определение значений минимального необходимого времени измерения показаний в каждом положении оси чувствительности гироскопа и минимального необходимого количества измерений при заданном времени определения азимута, определение показаний гироскопа на заданных углах и вычисление азимута с использованием полученных показаний.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Для этого гирогоризонткомпас (ГГК) содержит первый гироскоп, дополнительную раму, первое и второе исполнительные устройства, роторы которых соответственно связаны с вращающимся валом и осью дополнительной рамы, а статоры с дополнительной рамой и корпусом ГГК, первый и второй акселерометры, второй и третий гироскопы, установленные на корпусе ГГК, оси которых взаимно ортогональны и параллельны, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута и управляющее устройство.

Использование: изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности. Сущность: гирокомпас содержит корпус 1, выполненный с возможностью вращения на своей оси 2, которая установлена на упорном подшипнике 3 и зафиксирована в вертикально расположенном полом валу 4 червячного редуктора 5, входной вал 6 которого связан с приводным шаговым двигателем 7.

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано при разработке прибора для гироскопического ориентирования при проведении горных выработок.

Изобретение относится к области технических средств судовождения, в частности к корректируемым гироазимуткомпасам (ГАК) и гироскопическим курсоуказателям (ГКУ), предназначенным для определения курса относительно географического меридиана или угла отклонения от заданного направления.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к гирокомпасам, вычисляющим азимут и углы наклона направлений, определенным образом связанных с неподвижным относительно Земли (статическим) объектом, на котором гирокомпас установлен.

Изобретение предполагается использовать в системах курсоуказания подвижных объектов. Гирогоризонткомпас содержит датчик вертикальной угловой скорости, преобразователь координат, датчик курсового угла и состоящий из первого интегратора, регулируемого звена и второго интегратора замкнутый контур гирогоризонта с первым выходом по углам качки, расположенным на выходе второго интегратора. В контур гирогоризонта введен расположенный между регулируемым звеном и вторым интегратором второй выход по сигналу проекций скорости вращения Земли. В гирогоризонткомпас введен новый замкнутый контур вычисления производных от проекций скорости вращения Земли, состоящий из последовательно соединенных суммирующего устройства, блока азимута, блока производных и фильтра. Второй выход контура гирогоризонта через суммирующее устройство соединен с новым контуром вычисления производных от проекций скорости вращения Земли. Параметры фильтра в новом контуре установлены так, что полезный сигнал на выходе суммирующего устройства от них не зависит. Блок производных соединен с датчиком вертикальной угловой скорости, выход блока азимута является выходом гирогоризонткомпаса по азимуту и подключен к входу преобразователя координат. Два других входа преобразователя соединены с первым выходом контура гирогоризонта и датчиком курсового угла, выход преобразователя координат является выходом гирогоризонткомпаса по курсу. Технический эффект заключается в повышении точности выработки приборного азимута и курса объекта за счет исключения вносимых фильтрами амплитудных и фазовых искажений. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. Технический результат – повышение точности. Для этого введены: шарикоподшипниковая опора с применением сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; безредукторный привод для вращения платформы и электромагнитный тормоз для ее фиксации; жесткие упоры на основании и поворотной платформе. Причем приводной электродвигатель, статор которого закреплен на основании, а ротор на платформе, выполнен в габаритах с внутренним диаметром не менее наружного диаметра сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и с длиной магнитопровода, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников, и электромагнитный тормоз выполнен в габаритах по внутреннему диаметру не менее наружного диаметра приводного электродвигателя и по высоте, не превышающей высоты сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников; сдвоенные радиально-упорные шарикоподшипники, приводной электродвигатель, электромагнитный тормоз размещены концентрично и в одной плоскости: один из упоров выполнен с двумя эксцентричными поверхностями и с возможностью вращения относительно собственной оси. 3 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и используется при определении азимутов. Гирокомпас содержит блок чувствительных элементов, в который входят несущий корпус и карданов подвес, в котором установлены датчик угла, термостат с расположенными в нем датчиком угловой скорости и наклономерами, приводами осей карданова подвеса с контактными механизмами. Отличительная особенность заявленного устройства заключается в том, что на торце наружной оси карданова подвеса блока чувствительных элементов установлен автоколлиматор либо установлены автоколлиматор и оптический отражатель. При этом оптические оси автоколлиматора и оптического отражателя совпадают с наружной осью карданова подвеса. Кроме того, гирокомпас содержит блок электронных приборов, персональный компьютер и пульт управления, связанные между собой и блоком чувствительных элементов посредством соединительных электрических кабелей. Также в блок электронных приборов введен блок автоколлиматора, имеющий цифровой выход для передачи сигнала в компьютер. Технический результат - возможность повышения точности измерений, расширение функциональных возможностей (вектор азимута на контрольный элемент внешнего отражателя передается напрямую без дополнительных приборов). 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации и навигации подвижных объектов. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого гирогоризонткомпас включает вращающийся вал, исполнительное устройство, ротор которого связан с вращающимся валом, а статор с корпусом гирогоризонткомпаса, первый и второй гироскопы, оси которых взаимно ортогональны, установленные на вращающемся валу, первый и второй акселерометры, оси которых взаимно ортогональны, установленные на корпусе гирогоризонткомпаса, третий гироскоп, установленный на корпусе гирогоризонткомпаса, бортовой вычислитель, содержащий блок выработки углов ориентации, блок управления подвесом, блок вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, блок коммутации сигналов гироскопов, блок коммутации параметров ориентации и управляющее устройство. Исполнительное устройство обеспечивает поворот вращающегося вала в диапазоне углов ±180°. Выходы первого и второго гироскопов соединены соответственно с первым и вторым входами блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута, который подключен к выходу блока выработки углов ориентации и выходу блока управления подвесом, выход блока вычисления и автокомпенсации погрешности определения азимута соединен с блоком выработки углов ориентации бортового вычислителя и блоком управления подвесом, вход блока выработки углов ориентации соединен с выходом блока управления подвесом, вход исполнительного устройства соединен с выходом блока управления подвесом, который подключен к выходу управляющего устройства бортового вычислителя. 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение при разработке, изготовлении и эксплуатации самоориентирующихся гироскопических систем курсоуказания и курсокреноуказания, систем топопривязки и навигации. Технический результат - повышение точности и сокращение времени определения азимута. Для этого включают режим гирокомпаса для первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана. После приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана и фиксации с курсового датчика угла значения азимута повторно включают режим гирокомпаса для приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении. После этого определяют положение, в котором скорость приведения равна нулю, и проводят определение значения азимута согласно выражению: где А1 - значение азимута после первоначального приведения главной оси курсового гироскопа в плоскость меридиана, А2 - значение курсового угла, при котором скорость приведения главной оси курсового гироскопа в противоположном первоначальному приведению направлении равна нулю, причем значение курсового угла А2 - близкое к первоначальному значению азимута А1.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в гироскопической навигационной системе для наземных подвижных объектов, состоящей из гирокурсоизмерителя (ГКИ), вычислителя (картографа), датчика пути и спутниковой навигационной системы (СНС), исходный дирекционный угол продольной оси объекта αисх определяют по параметрам СНС, ГКИ и датчика пути в следующей последовательности: производят определение координат объекта по СНС в начальной точке маршрута, осуществляют передвижение объекта на короткие расстояния и вычисляют дистанции прямолинейного перемещения движущегося объекта относительно последних данных СНС о местоположении, объект останавливают, повторно получают данные СНС о местоположении объекта в месте остановки, вычисляют вектор дирекционного угла объекта по информации, полученной от спутниковой навигационной системы и автономного (одометрического) каналов, вычисленный вектор используют для определения поправки Δαисх в текущий дирекционный угол объекта, суммируют полученную поправку с текущим дирекционным углом и используют полученный дирекционный угол в качестве исходного дирекционного угла αисх как параметра начального ориентирования. 2 ил.
Наверх