Способ смазывания зубчатого колеса

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Для смазывания ротапринтного зубчатого колеса включают обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями. Шестерни с зубьями изготовлены из прессованного смазочного материала. В процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения относительно колеса, а ширину зубьев шестерни задают равной сумме ширины зубьев колеса и удвоенной величины амплитуды колебательных перемещений шестерни. Шестерня выполняется составной и состоит из отдельных секций, зубья зубчатых венцов которых совпадают в плане. Количество секций задается равным количеству режимов работы колеса, а материал зубчатого венца каждой отдельной секции шестерни и амплитуда ее колебательных перемещений относительно колеса задается исходя из условия оптимального качества смазывания колеса при каждом отдельном режиме работы колеса, которому соответствует данная отдельная секция шестерни. Достигается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес с разными режимами их работы в передачах.

Известен способ смазывания зубчатого колеса (ротапринтный), заключающийся в обкатывании рабочих поверхностей зубьев зубчатого венца колеса специальным смазывающим элементом в виде шестерни, изготовленной из прессованного смазочного материала; эта шестерня находится в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом с поджатием к нему; под действием сил поджатия смазочный материал переносится с зубьев шестерни на боковые (рабочие) поверхности зубьев смазываемого колеса, осуществляя их смазывание - см., например, Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - Основы проектирования машин), стр. 191.

Недостаток данного способа состоит в недостаточной эффективности переноса смазочного материала с зубьев смазочной шестерни на смазываемые зубья колес, т.к. перенос осуществляется за счет адгезионного взаимодействия контактирующих поверхностей зубьев шестерни и зубьев колеса, а это взаимодействие недостаточно для эффективного переноса смазочного материала на смазываемые поверхности зубьев колеса, вследствие того что контактирование поверхностей зубьев шестерни и парных с ними поверхностей зубьев колеса происходит в режиме их взаимного трения качения (с незначительным трением скольжения между ними в области боковых (рабочих) поверхностей их зубьев, удаленных от полюсов их зацепления).

В качестве прототипа взят способ смазывания зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2553673, кл. F16H 57/04, опубл. 20.06.2015 г., бюл. №17. Данный способ включает обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде специальной шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала; причем в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения относительно колеса, а ширину зубьев шестерни задают равной сумме ширины зубьев колеса и удвоенной величины амплитуды колебательного перемещения.

Недостаток прототипа состоит в том, материал зубчатого венца (смазывающего элемента) шестерни и величина амплитуды осевых колебаний шестерни относительно смазываемого его колеса соответствует одному определенному режиму работы колеса в передаче, в то время как эти режимы могут быть различными (различная величина нагружения зубьев колеса и т.п.). А при разных режимах работы колеса требуются и различные режимы его смазывания, т.к., например, при легких режимах работы колеса (небольших нагружениях его зубьев) требуется относительно незначительное смазывание его зубьев, а при тяжелых режимах работы колеса требуется увеличить количество подаваемого на зубья колеса смазочного материала, т.к. недостаточное смазывание зубьев колеса будет приводить к усилению их изнашивания, чреватому выходу колеса из строя. А исходить при подборе смазочного материала (материала зубьев шестерни) и величины амплитуды колебаний шестерни относительно колеса из расчета наиболее тяжелого режима работы колеса - нерационально, т.к. это будет приводить к увеличению издержек на изготовление смазочной шестерни: для более тяжелых режимов работы колеса требуется, как правило, более дорогой смазочный материал и большая амплитуда колебательных перемещений шестерни относительно колеса (увеличиваются размеры шестерни).

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатого колеса.

Для этого способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала; в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения относительно колеса, а ширину зубьев шестерни задают равной сумме ширины зубьев колеса и удвоенной величины амплитуды колебательных перемещений шестерни; причем шестерня выполнена составной, состоящей из отдельных секций, зубья зубчатых венцов которых совпадают в плане; количество секций задается равным количеству режимов работы колеса; материал зубчатого венца каждой отдельной секции шестерни и амплитуда ее колебательных перемещений относительно колеса задается исходя из условия оптимального качества смазывания колеса при каждом отдельном режиме работы колеса, которому соответствует данная отдельная секция шестерни.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена пара «зубчатое колесо - смазочная шестерня» (вид сбоку) в разные фазы их сопряжения - фиг. 1 и 2.

На чертеже показаны: зубчатое колесо 1, смазочная шестерня 2, ось 3 шестерни; ширина Вк зубьев колеса; ширина Вш зубчатого венца шестерни; ширина зубчатых венцов отдельных секций шестерни - B1 и В2; величины амплитуд колебательных перемещений секций шестерни - C1 и С2; направления вращения смазочной шестерни - ω; направления V колебаний смазочной шестерни относительно смазываемого колеса.

Реализуется данный способ следующим образом. Смазываемое зубчатое колесо 1 с шириной его зубчатого венца Вк в процессе его работы обкатывается с поджатием к колесу смазывающим элементом - шестерней 2, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала; общая ширина зубчатого венца шестерни - Вш. В процессе обкатывания шестерне придают колебательные перемещения (V) относительно смазываемого ею колеса 1. Шестерня изготавливается из отдельных секций, количество которых равно количеству режимов работы колеса (при двух режимах работы колеса шестерня общей шириной Вш изготавливается из двух секций, с шириной их зубчатых венцов В1 и В2. Зубья зубчатых венцов секций совпадают в плане. Материал зубчатого венца каждой отдельной секции шестерни и амплитуда ее колебательных перемещения (С1 - для одной секции и С2 - для другой секции) относительно колеса задаются исходя из условия относительного смазывания колеса при каждом отдельном режиме работы колеса, которому соответствует каждая отдельная секция шестерни. Так, например, материалом для зубчатого венца секции, работающей при относительно легком режиме нагружения колеса (нагрузке заедания, равной 510 Н), может быть графит, а при более тяжелом режиме нагружения (нагрузке заедания, равной 1627 Н) может быть политетрафторэтилен (ПТФЭ).

По сравнению с прототипом предлагаемый способ позволяет осуществлять оптимально смазывание зубчатого колеса при каждом отдельном режиме его работы, при этом издержки на изготовление шестерни также оптимальны.

Способ смазывания зубчатого колеса, преимущественно ротапринтный, включающий обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала; в процессе обкатывания шестерне придают осевые колебательные перемещения относительно колеса, а ширину зубьев шестерни задают равной сумме ширины зубьев колеса и удвоенной величины амплитуды колебательных перемещений шестерни, отличающийся тем, что шестерня выполняется составной, состоящей из отдельных секций, зубья зубчатых венцов которых совпадают в плане; количество секций задается равным количеству режимов работы колеса; материал зубчатого венца каждой отдельной секции шестерни и амплитуда ее колебательных перемещений относительно колеса задается исходя из условия оптимального качества смазывания колеса при каждом отдельном режиме работы колеса, которому соответствует данная отдельная секция шестерни.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Для смазывания зубчатого колеса включают обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, которые изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах. Для смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, включают подачу под давлением смазочного материала в плоскости вращения парных зубчатых колес в зону их зацепления.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, которые работают со смазыванием жидкими смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес с разными режимами нагружения их зубьев в процессе работы колес в передаче.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с внутренними диаметрами меньшими, чем диаметр окружности оснований зубчатого венца, и наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с гофрами, ориентированными радиально относительно колеса, впадины которых обращены к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару силовых кольцевых накладок с наружным диаметром, меньшим диаметра окружности вершин зубчатого венца, внутренним диаметром, большим диаметра окружности оснований зубьев, и укрепленных на торцах зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела колеса, с зазором относительно торцов зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца зубчатого колеса, и укрепленных на торцах тела и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного зубчатого колеса, часть изогнутой пластины со стороны отстающей при вращении колеса боковой поверхности зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно зубчатого колеса и укреплена на его теле, а со стороны набегающей боковой поверхности аналогичная часть изогнутой пластины вырезана по всей ширине зуба, а с внутренней стороны части изогнутой пластины, образующей боковую отстающую поверхность зуба, в плоскости вращения зубчатого колеса расположено как минимум одно ребро жесткости, укрепленное на этой части изогнутой пластины по всей ее длине, а также на внутренней части изогнутой пластины, образующей вершину зуба, и на теле зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца зубчатого колеса, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного зубчатого колеса. Часть изогнутой пластины со стороны отстающей при вращении зубчатого колеса боковой поверхности зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно зубчатого колеса и укреплена на его теле, а со стороны набегающей боковой поверхности аналогичная часть изогнутой пластины вырезана по всей ширине зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающаяся с разными скоростями и/или в разных направлениях. Между колесом и шестерней, параллельно плоскостям их вращения, расположена перегородка в виде плоской пластины, перекрывающая в плане их части, погруженные в масляную ванну; и удлиненная в стороны стенок корпуса ванны. Торцы перегородки, обращенные к стенкам корпуса ванны, выполнены в форме «ласточкин хвост», уширенными в сторону этих стенок. Со стороны стенок расположены ответные выступы в сторону торцов перегородки. Между торцами перегородки, выступами и стенками корпуса выполнены зазоры. Перегородка укреплена на днище ванны по всей своей длине, без зазоров относительно днища. Верх перегородки превышает верхний уровень масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в разных направлениях. Между колесом и шестерней параллельно плоскостям их вращения расположена перегородка в виде плоской пластины, перекрывающая в плане их части, погруженные в масляную ванну, удлиненная в стороны стенок корпуса ванны с образованием зазоров относительно них. Перегородка укреплена на днище ванны по всей своей длине без зазоров относительно днища. Верх перегородки превышает верхний уровень масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенное зубчатое колесо передачи и вспомогательная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Между ними, параллельно плоскостям их вращения, расположена вертикальная перегородка в виде плоской пластины. Верх перегородки расположен выше верхнего уровня масляной ванны, а длина перегородки равна длине масляной ванны. Перегородка укреплена на днище ванны по всей своей длине, без зазоров относительно днища, и на стенках корпуса. Вдоль длины перегородки в ней выполнены сквозные отверстия, расположенные ниже верхнего уровня масляной ванны. Отверстия с обеих боковых сторон перегородки снабжены открылками, ориентированными вертикально и прикрывающими отверстия со стороны набегания на них потоков смазочного материала, создаваемых вращающимися частями передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенное зубчатое колесо и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Между ними расположена вертикальная перегородка в виде плоской пластины, перекрывающая в плане части колеса и шестерни, погруженные в масляную ванну, и удлиненная в стороны стенок корпуса ванны с образованием зазоров с относительно них. Перегородка укреплена на днище ванны по всей своей длине без зазоров относительно него. Верх перегородки превышает верхний уровень масляной ванны. Перегородка развернута на угол α в плане относительно погруженных в ванну частей передачи, в стороны направлений потоков смазочного материала, создаваемых этими частями. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние части элементов передачи, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Между частями вдоль них расположена вертикальная перегородка, укрепленная на днище ванны. Верх перегородки превышает верхний уровень масляной ванны. В плане перегородка развернута на угол α в стороны потоков, создаваемых вращающимися в жидком смазочном материале вращающимися частями. Перегородка удлинена в стороны стенок ванны, концы перегородки снабжены закруглениями, обращенными в стороны стенок корпуса ванны, расположенных вдоль частей, за ними. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям редукторов вертолетов и конвертопланов. Планетарный механизм для летательного аппарата (1), выполненного с возможностью висения, имеет солнечную шестерню (7), вращающуюся вокруг первой оси (A), неподвижную коронную шестерню (9), расположенную соосно с первой осью (A) и радиально снаружи относительно солнечной шестерни (7). Множество планетарных шестерен (11) помещены между зубьями солнечной (7) и коронной шестерен (9), зацепляются с ними и вращаются вокруг соответственных вторых осей (B), которые, в свою очередь, обращают вокруг первой оси (A). Средство подачи смазки (16) имеет несколько сопел (17), скомпонованных вокруг первой оси (A) и солнечной шестерни (7), чтобы создавать кольцевой поток (F) смазки. Достигается улучшение смазки солнечной шестерни. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к блокирующемуся дифференциалу и смазке шестерен дифференциала моста рабочей машины. Узел моста содержит корпус, валы, механизм блокировки дифференциала, приводимый в действие давлением текучей среды, имеющий одну часть, прикрепленную к корпусу дифференциала, а другую часть - к одной из противоположных шестерен. Источник избирательного давления текучей среды соединен по текучей среде с механизмом блокировки дифференциала для обеспечения относительно высокого/низкого давления текучей среды на входе для избирательной блокировки/разблокировки указанного корпуса дифференциала и одной из указанных шестерен. Канал для отвода потока находящейся под давлением жидкой смазки обеспечивает ее охлаждение в условиях тяжелого режима работы. Достигается повышение надежности устройства. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в разных направлениях. Между элементами зубчатой передачи параллельно плоскостям их вращения расположена перегородка в виде плоской пластины, перекрывающая в плане части элементы зубчатой передачи, погруженные в масляную ванну, и удлиненная в стороны стенок корпуса ванны с образованием зазоров с относительно них. Перегородка укреплена на днище ванны по всей своей длине, без зазоров относительно днища. Верх перегородки превышает верхний уровень масляной ванны. А расстояния между поверхностями перегородки и торцами вращающихся элементов передачи, погруженных в масляную ванну, заданы с учетом обеспечения соизмеримости между собой величины потоков смазочного материала, создаваемых погруженными элементами в масляной ванне. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.
Наверх