Космический аппарат обслуживания на орбите автоматического космического аппарата и способ стыковки космического аппарата обслуживания с неисправным вращающимся космическим аппаратом

Группа изобретений относится к обслуживанию (в т.ч. дозаправке) автоматических космических аппаратов (КА) на орбите. КА обслуживания (КАО) содержит узел стыковки с КА, двигательную установку, манипулятор для захвата КА, манипулятор захвата, перемещения и замены (МПЗ) блоков аппаратуры КА и КАО, средства дозаправки КА, запасные блоки аппаратуры для ремонта КА. МПЗ выполнен перемещаемым по корпусу КАО, а его оконечность оснащена устройством диагностики блоков аппаратуры КА. Манипулятор захвата КА выполнен на поворотной платформе. На корпусе КАО может быть. размещена аппаратура диагностики параметров закрутки неисправного КА. При стыковке КАО с вращающимся обслуживаемым КА совмещают их продольные оси. Закручивают поворотную платформу с манипулятором захвата КА до угловой скорости вращения КА, производят захват КА, тормозят относительное вращение КА и КАО средствами платформы и двигательной установки КАО. Прекращают захват КА и перемещают КАО до сближения и стыковки с использованием штатного узла стыковки. Технический результат группы изобретений состоит в расширении возможностей по обслуживанию КА с разными видами отказов и повышении эффективности группировки КА на орбите. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может найти применение для технического обслуживания (дозаправки, ремонта, модернизации, подготовки к сведению с орбиты) автоматических космических аппаратов с использованием автоматического космического аппарата обслуживания (КАО).

Известны способ и устройство стыковки двух космических кораблей типа «Союз» или «Салют», оснащенных однотипными системами стыковки. Недостатком способа и устройства является невозможность стыковки указанных космических аппаратов в случае потери работоспособности одного из них.

Известны способ и устройство по обеспечению технического обслуживания орбитальной пилотируемой станции (ОПС) «Алмаз» после стыковки с тяжелым транспортным кораблем снабжения (ТКС) комплекса «Алмаз», снабженным запасами топлива и резервными комплектами исправных приборов станции («История развития отечественной пилотируемой космонавтики», том 3 под редакцией И.В. Бармина. Москва, 2015. Издательский дом «Столичная энциклопедия», стр. 284). Недостатком данного технического решения является невозможность проведения восстановительных работ в автоматическом режиме.

Ближайшим аналогом является автоматический космический аппарат ASTRO, предназначенный для автоматической стыковки, перекачки топлива в обоих направлениях, ремонта (в части замены блока аккумуляторных батарей) одиночного космического аппарата NextSat (www.membrana.ru/particle/11455.html, доступно на 25.06.2015 года). Недостатком данного технического решения является невозможность для КАО обслуживания двух и более КА группировки с несколькими видами отказов, в том числе потерявших способность к управлению и заданную ориентацию.

Целью предлагаемого изобретения является создание конструктивного облика КАО, специализированного для стыковки, технического обслуживания, дозаправки и сведения с орбиты нескольких унифицированных по конструкции космических аппаратов с различными видами отказов, вплоть до выхода из строя системы управления, а также способа стыковки с неориентированным (вращающимся) КА.

Указанная цель достигается тем, что в космическом аппарате обслуживания на орбите автоматического космического аппарата, содержащем корпус, двигательную установку (ДУ) с запасом топлива для проведения операций стыковки с КА и маневрирования, в том числе в связке с КА, манипулятор захвата КА, узел стыковки с КА, манипулятор для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО, запас топлива и оборудование для дозаправки КА, запасные блоки аппаратуры для ремонта КА, манипулятор для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО выполнен с возможностью перемещения по корпусу КАО, оконечное устройство манипулятора оснащено устройством диагностики блоков аппаратуры КА, манипулятор захвата КА выполнен на поворотной платформе с возможностью ее вращения с переменной скоростью относительно продольной оси КАО, на корпусе КАО выполнены ложементы для установки блоков аппаратуры КА, предполагаемых к замене.

Дополнительно может быть введено следующее. Оконечное устройство манипулятора для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО выполнено в виде каретки, перемещающейся по направляющей штанге манипулятора и вращающейся относительно продольной оси штанги.

На корпусе КАО установлена аппаратура диагностики параметров закрутки неисправного КА в виде бесконтактного оптико-электронного устройства.

В способе стыковки космического аппарата обслуживания с неисправным вращающимся космическим аппаратом, включающем их сближение, совмещение продольных осей, стыковку с использованием штатных узлов стыковки КА и КАО и двигательной установки КАО, после сближения и совмещения продольной оси КАО с осью вращения КА закручивают поворотную платформу с манипулятором захвата КА до угловой скорости, по величине и направлению совпадающей со скоростью вращения КА, производят захват КА манипулятором для захвата КА, прекращают относительное вращение КА и КАО с помощью тормозного устройства поворотной платформы и двигательной установки КАО, прекращают захват КА, перемещают КАО до сближения и стыковки с использованием штатного узла стыковки.

Вариант конструктивно-компоновочной схемы КАО по предлагаемому техническому решению представлен на фиг. 1, схема реализации способа представлена на фиг. 2, 3, 4.

Приняты обозначения:

1 - корпус КАО;

2 - двигательная установка (ДУ);

3 - топливные баки двигательной установки;

4 - штатный узел стыковки;

5 - поворотная платформа;

6 - манипулятор захвата КА в сложенном виде;

7 - манипулятор захвата КА в раскрытом виде;

8 - основание манипулятора для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО;

9 - штанга манипулятора для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА;

10 - оконечное устройство манипулятора для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА;

11 - захват (часть оконечного устройства);

12 - устройство диагностики блоков аппаратуры КА (часть оконечного устройства);

13 - баки для закачиваемого в КА топлива;

14 - диагностический разъем штатного узла стыковки КАО;

15 - ложементы для установки блоков аппаратуры КА;

16 - оптико-электронное устройство аппаратуры диагностики параметров закрутки КА;

17 - дополнительный узел стыковки;

18 - КА.

Функционирование КАО по предлагаемому техническому решению осуществляется следующим образом.

КАО (поз. 1, фиг. 1) выводят на орбиту, компланарную с орбитой КА (поз. 18, фиг. 1), требующего технического обслуживания или сведения с орбиты, производят предварительное сближение стыкующихся объектов на безопасное для маневров расстояние.

При стыковке с работоспособным КА, с заранее определенной программой технического обслуживания (техническое обслуживание может быть обусловлено недостатком топлива в бортовых баках КА, отказом в блоках базового комплекта бортового оборудования и переходом на резервный комплект), стыковку с использованием узла стыковки (поз. 4, фиг. 1) проводят по расчетной схеме, манипулятор захвата КА не задействован и находится в сложенном виде (поз. 6, фиг. 1).

После стыковки создается единая система координат КА и КАО (единое координационное пространство), что обеспечивает работу манипулятора (поз. 9, фиг. 1) для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА.

Оконечное устройство такого манипулятора может быть выполнено в виде каретки (поз. 10, фиг. 1), перемещающейся по штанге манипулятора и вращающейся относительно продольной оси штанги. В этом случае на ней могут быть установлены два захвата, расположенные симметрично относительно продольной оси штанги (поз. 11, фиг. 1). С помощью первого захвата манипулятор извлекает из ячейки-ложемента (поз. 15, фиг. 1) КАО резервный блок аппаратуры КА, поворотом штанги перемещает его к месторасположению аналогичного заменяемого на КА блока. При приближении к заменяемому блоку, с помощью устройства диагностики (выполненному, например, в виде контактного разъема или щупа) производит его контрольную диагностику, далее - извлечение с помощью второго захвата. Далее следует поворот каретки на штанге на 180°, установка на КА резервного блока первым захватом. Затем проводится контрольная диагностика установленного блока и перемещение дефектного блока в ячейку хранения на КАО. При необходимости, операции по замене блоков повторяются.

С учетом возможности расположения подлежащих замене блоков аппаратуры по всей поверхности корпуса КА манипулятор выполнен с подвижным основанием, позволяющим ему перемещаться по корпусу КАО (например, на фиг. 1 манипулятор выполнен с возможностью перемещения - вращения относительно продольной оси КАО).

При стыковке с неработоспособным, потерявшим ориентацию и вращающимся КА операции стыковки осуществляет КАО. Известно, что неуправляемая закрутка со временем приводит к вращению КА относительно оси с минимальным или максимальным моментом инерции.

После предварительного сближения с помощью ДУ КАО и определения (с использованием оптико-электронного устройства КАО, поз. 16, фиг. 1, фиг. 2) направления и величины закрутки КА проводят совмещение продольной оси КАО с осью вращения КА. Далее раскрывают манипулятор захвата КА (поз. 7, фиг. 1, фиг. 2), закручивают поворотную платформу (поз. 5, фиг. 1, фиг. 2) с манипулятором захвата КА до угловой скорости, по величине и направлению совпадающей со скоростью вращения КА, производят захват КА манипулятором для захвата КА (на фиг. 2 манипулятор состоит из трех штанг, развернутых на 60°), прекращают относительное вращение КА и КАО с помощью тормозного устройства (на фиг. не показано) поворотной платформы и двигательной установки КАО. Далее, прекращают захват КА, складывают манипулятор захвата КА (поз. 6, фиг. 1; фиг. 3), перемещают КАО до сближения и стыковки с использованием штатного узла стыковки (поз. 4, фиг. 1; фиг. 3). С помощью диагностического разъема (поз. 15, фиг. 1) штатного узла стыковки определяют состояние КА.

После стыковки вышеуказанным способом вновь создается единое координационное пространство, что обеспечивает, при необходимости, применение манипулятора для замены блоков бортового оборудования, выполнение работ по дозаправке КА по вышеописанной для подлежащего восстановлению КА схеме.

При невозможности восстановления работоспособности КА, после остановки его вращения, диагностики и извлечения работоспособных блоков оборудования и запасов топлива КАО может совершить маневры разворота и размещения КА (фиг. 4) на дополнительном узле стыковки (поз 17, фиг. 1) с последующим использованием штатного узла (поз. 4, фиг. 1) для стыковки и ремонта других КА группировки.

Предлагаемое техническое решение позволяет выполнить расширенную номенклатуру работ по обслуживанию КА с разными видами отказов на орбите и повысить эффективность использования космических аппаратов на орбите.

1. Космический аппарат обслуживания (КАО) на орбите автоматического космического аппарата (КА), содержащий корпус, двигательную установку с запасом топлива для проведения операций стыковки с КА и маневрирования, в том числе в связке с КА, манипулятор захвата КА, узел стыковки с КА, манипулятор для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО, запас топлива и оборудование для дозаправки КА, запасные блоки аппаратуры для ремонта КА, отличающийся тем, что манипулятор для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО выполнен с возможностью перемещения по корпусу КАО, оконечное устройство манипулятора оснащено устройством диагностики блоков аппаратуры КА, манипулятор захвата КА выполнен на поворотной платформе с возможностью ее вращения с переменной скоростью относительно продольной оси КАО, на корпусе КАО выполнены ложементы для установки блоков аппаратуры КА.

2. Космический аппарат обслуживания по п.1, отличающийся тем, что оконечное устройство манипулятора для захвата, перемещения и замены блоков аппаратуры КА и КАО выполнено в виде каретки, перемещающейся по штанге манипулятора и вращающейся относительно продольной оси штанги.

3. Космический аппарат обслуживания по п.1, отличающийся тем, что на корпусе КАО установлена аппаратура диагностики параметров закрутки неисправного КА в виде бесконтактного оптико-электронного устройства.

4. Способ стыковки космического аппарата обслуживания (КАО) с неисправным вращающимся космическим аппаратом (КА), включающий их сближение, совмещение продольных осей, стыковку с использованием штатных узлов стыковки КА и КАО и двигательной установки КАО, отличающийся тем, что после сближения и совмещения продольной оси КАО с осью вращения КА закручивают поворотную платформу с манипулятором захвата КА до угловой скорости, по величине и направлению совпадающей со скоростью вращения КА, производят захват КА манипулятором для захвата КА, прекращают относительное вращение КА и КАО с помощью тормозного устройства поворотной платформы и двигательной установки КАО, прекращают захват КА, перемещают КАО до сближения и стыковки с использованием штатного узла стыковки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обслуживанию на околоземной орбите группировки автоматических космических аппаратов (КА). Способ включает выведение КА обслуживания (КАО) в орбитальную плоскость группировки КА, стыковку КАО и КА, техническое обслуживание КА, расстыковку КАО и КА.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в системах отделения космических аппаратов (КА). Система отделения КА, установленная между несущей конструкцией ракеты-носителя (РН) и КА, содержит корпус, состоящий из силовых опор и стенок с замками и толкателями, болтовые соединения, дискретно размещенные по периметру корпуса демпфирующие узлы, состоящие из резиновых прокладок и пластинчатых упоров с резьбовыми отверстиями, промежуточную раму, элементы крепления, резьбовые стыковочные элементы.

Изобретение относится к космической технике и предназначено для обеспечения автоматической стыковки космических аппаратов. Стыковочное устройство для космических аппаратов содержит стыковочный агрегат со шпангоутом, закрепленным на корпусе космического аппарата, и крышку люка, на внешней стороне которой закреплен приемный конус, заканчивающийся гнездом в форме стакана с продольными прорезями.

Изобретение относится к средствам и инструментам внекорабельной деятельности. Предлагаемое активное устройство фиксации использует привод инструмента манипулятора.

Изобретение относится к стыковочным средствам и инструментам внекорабельной деятельности. Устройство содержит корпус (1), закрепленный на внешней поверхности космического корабля, с кольцом (2), имеющим направляющие выступы (3) и датчики касания (4) с взаимодействующим активным устройством (АУ).

Изобретение относится к способам создания в космосе связки космического аппарата (КА) с космическим объектом (КО). Контролируют положение в пространстве троса (2), развернутого с борта КА (1), используя датчики видеонаблюдения (4) на КА и/или датчики положения (5) на тросе.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в головных обтекателях (ГО) ракет космического назначения (РКН). ГО для РКН представляет собой трехслойную конструкцию из полимерных композиционных материалов в виде двухстворчатой оболочки переменной кривизны, содержит внешний несущий слой из углепластика, внутренний несущий слой, металлический сотовый заполнитель в виде одинаковых по массе и размеру пластин с термитно-зажигающей смесью (ТЗС) с окислителем, которым является хлорат калия или перхлорат калия, порошкообразным металлом, которым является магний, или алюминий, или титан, или сплав, и связующим, которым является коллоксилин.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в устройствах разделения элементов ракет. Безимпульсный делитель, установленный на разделяемой оболочке пространственной формы, содержит детонирующий удлиненный заряд (ДУЗ), инициатор ДУЗа, вставку в виде выступа П-образной формы с завулканизированным эластомером, Г-образную разрезную пластмассовую втулку.

Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано для разделения силовых конструкций космических аппаратов. Система разделения (СР) содержит силовые узлы в виде двух силовых элементов, охватывающих шпангоуты разделяемых конструкций с обеспечением направления вектора нагрузки через нейтральные оси шпангоутов разделяемых конструкций, бандаж в виде каната из свитых между собой проволок, пироузлы, толкатели отделения.

Изобретение относится к малым космическим аппаратам, выводимым на орбиту из транспортно-пускового контейнера (ТПК) (напр., при возвращении грузового корабля после его расстыковки с МКС).

Группа изобретений относится к методам и средствам соединения и разделения космических объектов. При запуске двух спутников один из них прикрепляют к подвижной части (4В), а другой помещают в неподвижную часть (4А) камеры (4). При отделении спутника от части (4В) эта часть, открываясь, отклоняется на угол более 90°. Затем другой спутник высвобождается из части (4А) без риска столкновения с частью (4В). Обе части камеры (4) соединены средствами (10, 13А, 13В). Техническим результатом группы изобретений является исключение источника мусора, загрязняющего космическое пространство. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к области управления движением космических аппаратов (КА) и может быть использовано, в частности, для стыковки активного КА с пассивным КА. Способ включает управление угловыми скоростями активного КА по данным наблюдения с его борта пассивного КА. При этом наблюдают фигуру треугольника, вершинами которого являются изображения трех отражающих элементов, установленных на пассивном КА на максимальном удалении от его центра масс. Управление выполняют до регистрации на активном КА устойчивой неподвижной фигуры треугольника. Техническим результатом изобретения является осуществление синхронизации угловых скоростей КА относительно простыми средствами.
Изобретение относится к управлению движением стыкуемых космических аппаратов (КА). Способ обеспечивает касание активного (АК) и пассивного (ПА) КА с требуемыми значениями скорости, для чего регулируют скорость причаливания в зависимости от дальности. По внешней команде автоматическую ориентацию АК производят относительно той же системы координат, в которой ориентирован стыковочный узел ПК. Управление движением центра масс АК в плоскости, перпендикулярной продольной оси АК, осуществляют по углу отклонения стыковочной мишени относительно поддерживаемой системы координат. Этот угол определяют визуально по отклонению выносного креста мишени относительно перекрестия оптического средства наблюдения внешней обстановки. Техническим результатом изобретения являются повышение качества управления причаливанием при наличии взаимосвязи каналов управления, запаздываний в каналах передачи изображения мишени и при передаче команд от ручек управления на АК.
Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам, предназначенным для управляемого разделения конструктивных элементов летательных аппаратов. В устройстве для разделения элементов конструкций летательных аппаратов содержится замок электростатический (ЗЭС), удерживаемый в закрытом состоянии силой электростатического притяжения, возникающей между электрическими зарядами противоположного знака. Основным элементом ЗЭС является контактная пара электродов, разделенная слоем диэлектрика. С помощью ЗЭС разделение элементов конструкций летательного аппарата происходит предельно естественно и плавно. При подаче сигнала на разделение и открытии ЗЭС сила удержания элементов в единой конструкции мгновенно уменьшается. Техническим результатом изобретения является плавность разъединения конструкции и снижение возможности возникновения дополнительных статических или динамических нагрузок в элементах или между элементами летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к средствам фиксации и быстрого дистанционного разделения элементов конструкций космических аппаратов (КА), их частей и других изделий. Устройство содержит узлы крепления панелей и сочленения в виде стаканов с коническими впадинами и выступами, взаимодействующими между собой и несущей конструкцией. Панели установлены на КА по сопрягаемым выступам и впадинам стаканов. В стаканах установлены стержни с поясами звездообразных зубьев и выступами. Эти зубья сцепляются с зубьями во впадинах стаканов. Выступы (9) одного стержня совмещаются с впадинами (10) следующего за ним другого стержня. Сверху сборки установлен пружинный привод. Стержни управляются промежуточными стержнями (12) с рычагами (13), объединенными в единый механизм тягами (14). Имеется замыкающий рычаг с одним или более (при поэтапном разделении) пирофиксаторами. При подаче команды на разделение пирофиксатор освобождает замыкающий рычаг, а с ним и все промежуточные рычаги (13), которые пружиной указанного привода перемещаются в положение «РАСЧЕКОВАНО». Техническим результатом изобретения является отсутствие разрушаемых и извлекаемых элементов, снижение количества и мощности пиротехнических средств и упрощение обслуживания устройства. 8 ил.

Изобретение относится к средствам фиксации и разделения элементов космического аппарата. Устройство состоит из отделяемой (ОЧ) и стационарной (СЧ) частей. ОЧ включает в себя крышку с отверстием под штырь (4), гайку (5), пружину (6), шайбу (7) и др. элементы. СЧ включает в себя корпус, шайбу, взаимодействующие с сухарями ролики (14) и с конической частью штыря (4) – ролики (15), пружину кручения (16), датчик разделения (20) и др. элементы. Корпус СЧ закрепляется на корпусе космического аппарата. При разделении ОЧ и СЧ в результате срабатывания пироузла освобождается и поворачивается под действием пружины (16) шайба, приводящая во вращение ролики (14). Ролики перекатываются по внутренней поверхности шайбы и по поверхности сухарей – до освобождения сухарей (для их поворота в осях (19)) и роликов (15) (для отпускания штыря (4)). Штырь вытягивается из корпуса СЧ в крышку ОЧ под действием пружины (6). Вследствие перемещения стакана (21) срабатывает датчик (20). От заклинивания при разделении служат пружина (22) в стакане (21) и рессора, расположенная между крышкой ОЧ и корпусом СЧ. Технический результат изобретения заключается в более высокой надежности освобождения раскрываемых элементов космических аппаратов, меньших габаритах и большей информативности устройства. 6 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. В способе минимизации зон отчуждения для отделяемых частей (ОЧ) ракеты-носителя (РН) на этапе предполетной подготовки РН производят расчет параметров движения ОЧ до момента падения их на землю. По результатам расчетов определяют участки на траектории спуска для воздействия на ОЧ, формируют сигнал в процессе автономного полета ОЧ и осуществляют воздействие на конструкцию ОЧ. На ОЧ размещают пиротехнический состав. При сжигании пиротехнический состав обеспечивает нагрев ОЧ до температуры, при которой происходит их горение в набегающем потоке атмосферного воздуха, по достижении высоты 25-30 км осуществляют зажигание ОЧ с использованием зажигающего состава. Техническим результатом изобретения является максимальное снижение площадей, выделяемых под районы падения ОЧ РН. 5 з.п. ф-лы, 1 табл.

Предложенное изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к устройствам разъединения тяг, относящихся к разным, разделяемым между собой ступенями. Устройство разделения ступеней двухступенчатой ракеты выполнено в виде установленного на корпусе ракеты с возможностью разъединения двух звеньев (в момент разделения ступеней ракеты) механизма управления рулями. Одно звено кинематически связано с валом аэродинамического руля, который размещен на маршевой ступени ракеты. Другое звено связано с газовым рулем, который размещен на стартовой ступени. Звено, связанное с валом аэродинамического руля, содержит качалку, шарнирно установленную на маршевой ступени, на концах которой выполнены два паза. Один паз предназначен для размещения пальца, жестко закрепленного на рычаге вала аэродинамического руля. Другой паз предназначен для размещения пальца, жестко закрепленного на шарнирно установленной на стартовой ступени качалке звена, связанного с газовым рулем. При этом концы качалки шарнирно соединены с парой тяг, шарнирно соединенных с качалкой газового руля. Упрощает конструкцию устройства разделения ступеней двухступенчатой ракеты с возможностью разъединения звеньев механизма управления рулями. 2 ил.

Изобретение относится к бортовой автоматике изделий ракетной, ракетно-космической, авиационной, специальной техники, главным образом к агрегатам и системам стыковки и разделения частей летательных аппаратов, в частности к системам разведения детонационных команд от инициирующих устройств к исполнительным узлам, например системам разделения, а также к устройствам взрывной логики - пиротехническим временным устройствам. Заряд-усилитель для трансляторов детонации бортовой автоматики летательных аппаратов содержит металлический корпус в виде тонкостенного металлического колпачка с размещенным внутри него комбинированным зарядом взрывчатого вещества, состоящим из двух запрессовок разной плотности, причем высокоплотная часть заряда расположена в донной части колпачка. Заряд-усилитель дополнительно снабжен кольцевым зарядом, установленным заподлицо во втулке из инертного неметаллического материала и контактирующим с комбинированным зарядом со стороны его низкоплотной части. В заряде-усилителе со стороны открытого торца колпачка выполнен глухой осевой канал, у которого глубина доходит до половины длины низкоплотной части комбинированного заряда, а диаметр соответствует наружному диаметру транслятора детонации. Наружный диаметр кольцевого заряда не менее чем в три раза превышает диаметр транслятора детонации, а края колпачка со стороны его открытого торца закатаны вовнутрь к оси корпуса с образованием буртика, обеспечивающего плотный контакт всех частей заряда. Изобретение позволяет повысить надежность инициирования детонации в ДУЗ чрезвычайно малого калибра, диаметром порядка 0,5-0,7 мм, снизить уровень ударно-волновых нагрузок при срабатывании таких зарядов, улучшить технологичность и повысить безопасность работ с устройством. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх