Способ идентификации способности восприятия глубины, объема образов плоскостных изображений как инсайтное решение процесса мышления

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании. Предлагается идентифицировать способность восприятия глубины и объема плоскостных изображений как элементов инсайтного механизма мышления. Для реализации способа предъявляют плоскостное изображение, создающее эффекты восприятия глубины и объема, и при возникновении движения слоев цветовой палитры друг относительно друга фиксируют увеличение диаметра зрачка глаз и получают инсайтное решение. Способ позволяет проводить качественное изучение инсайтной способности. 2 ил.

 

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании.

Известно, что стереоскопическое зрение человека, бинокулярная диспарантность с двух точек получения информации (два глаза), зрительные центры головного мозга создают условия восприятия трехмерной среды обитания с эффектами глубины, объема, пространственной перспективы [1]. В условиях наблюдения плоскостных изображений, объектов далее 250-300 м распознавание образов происходит с применением монокулярных принципов перспективы. Монокулярные признаки не в состоянии обеспечить все атрибуты бинокулярности и создают иллюзию восприятия пространства при восприятии произведений живописи [2].

Известно, что тренинг к наблюдению стереоскопической глубины стереограмм развивает способность воспринимать плоскостные изображения, удаленные объекты (облачный покров) с эффектами объема, пространственной перспективы [3-5]. Применение бинокулярного айтрекера, изучение моторики движения глаз, регистрация X-координат направления взора правого и левого глаз, построение гистограмм разности координат правого и левого глаз (ΔХ) выявляют и показывают: восприятие глубины, объема образов плоскостных изображений, которое, во-первых, сопоставимо с аналогичными параметрами восприятия 3D-растровых изображений, стереограмм [6, 7]. Во-вторых, в условиях восприятия глубины, объема плоскостного изображения фокусировка правого и левого глаз происходит за плоскостью расположения плоскостного изображения. Максимумы контуров гистограмм разности ΔХ при восприятии плоскостного изображения и 3D-растрового располагаются в общем интервале расстояний. При восприятии плоскостного изображения выделяют три этапа: плоскостное; возникновение эффектов глубины, объема; возникновение движения слоев друг относительно друга [7, 8]. Перечисленные этапы характеризуются различным местоположением фокусировки (или плоскостей восприятия изображений) глаз относительно расположения плоскостного изображения. Первые два этапа способны воспринимать до 23% испытуемых. После семестрового обучения процент студентов, наблюдающих движение слоев, повышается до 36% [8].

В описании к патенту [5] этапы развития способности воспринимать плоскостные изображения с атрибутами глубины, объема сравниваются с навыками интуиции вовлеченного мышления и действия. Для зрительного восприятия показана реализация процесса инакомыслия, этапы познавательных операций на уровне прозрения, действия, предчувствия и озарения на образах любых двумерных изображений, восприятие на них пространства, глубины и объемности. Название изобретения [5] в первичных материалах было «Способ развития интуиции».

Опросы выборки около 1000 человек показывают, что молодое поколение знакомо с эффектами рельефного восприятия некоторых плоскостных изображений. Возникновение рельефности объясняется шириной контура гистограмм разности Х-координат в условиях восприятия плоскостного изображения [7]. Получены единичные результаты, показывающие, что и без проведения тренинга к наблюдению стереоскопической глубины некоторые молодые люди могут воспринимать глубину, объем при фокусировке глаз за плоскостью расположения изображения. С другой стороны, тренинг наблюдения стереограмм увеличивает контингент выборки способных к фокусировке глаз вне плоскости расположения 2D-изображения. Такая способность относится к последнему этапу познавательных действий, представленных в патенте [5]. Очевидно, развитие способности воспринимать плоскостные изображения с объемом и пространственной перспективой соответствуют созданию субъективно (или объективно) нового и неожиданного, внезапного нахождения решения пространственного построения образов плоскостного изображения. Такие определения, по мнению авторов работы [9], подпадают под определение творчества с проявлением инсайтной стратегии.

Известно, что при решении инсайтных задач на его завершающем этапе и получении ответа происходит увеличение ширины зрачков глаз [10].

Задачей настоящего изобретения является получение качественного упрощенного доказательства, что способность восприятия глубины, объема пространственной перспективы образов плоскостного изображения относится к области инсайтных «механизмов» процессов мышления.

Задача достигается при восприятии образов плоскостного изображения (2DH) с фиксацией изображения глаза при возникновении восприятия глубины (ДЗ1) на образах 2DИ достижением условия движения слоев на 2DH с фиксацией изображения того же глаза (ДЗ2), затем расположением двух вариантов изображений глаз по горизонтали на расстоянии L и получением первой пары (I), на следующем этапе последовательным удалением с изображений ДЗ1, ДЗ2 роговицы, радужной оболочки и получением только двух темных изображений зрачков глаз как третьей пары (III), определением диаметра зрачка и оценочным выявлением, что в условиях движения слоев диаметр зрачка увеличивается в 1,1 раза, проведением визуализации изменения диаметра зрачка с размещением на следующем ряду темных изображений зрачков глаз в светлом круге и получением четвертой пары (IV), построением трех следующих моделей с имитацией изображения радужной оболочки белого цвета и темного кольца как аналога зрачка на первой модели и пятой пары (V) с имитацией зрачка одного диаметра, на второй моделе как шестой пары (VI) увеличением диаметра зрачка на правой части в 1,1 раза, на третьей модели как пара семь (VII) в 1,2 раза, далее осуществлением фокусировки глаз вне плоскости расположения листа, достижением получения трех проекций, сопоставлением изображений средних проекции пар IV-VII, выявлением наиболее близкого ощущения пространственного разворота темной части зрачка относительно светлого круга на парах IV и VI.

На фиг. 1 показано изображение фрагмента каменной плитки, на котором возникают эффекты восприятия глубины, объема и движение слоев отдельных цветовых распределений. На фиг. 2 представлены 7 пар рисунков: глаз и моделей глаз. Они смонтированы так, чтобы показать различные этапы получения решения задачи. На фиг. 2 первые три горизонтальные пары получены из фотографий правого глаза. Левые изображения пар I-III относятся к восприятию глубины изображения фиг. 1. Правые получены для условия движения слоев распределений цветовой палитры фиг. 1. Пара под номером «I» - это выделенные части фотографии правого глаза. В центре зрачок, вокруг него радужная оболочка. Внешняя часть (светлый фон) - это склера. Если внимательно рассматривать два варианта изображений глаза, то видно, что в условиях движения слоев (правая часть пары) диаметр зрачка и темная часть вокруг него больше, чем при условии восприятия глубины. Под номером II удалена светлая часть склеры. В паре под номером III удалена радужная оболочка, остался только зрачок. Оценочные измерения показывают, что диаметр зрачка правой части в 1,1 раза больше, чем на левой. Зрачок, помещенный в белый круг, приводится в паре IV. Схематическое изображение глаза с центральной серой частью, моделирующее зрачок, радужную оболочку белого цвета, показано на паре V. Пара V: диметр имитации зрачка на правой и левой частях пары одного размера. Пара VI: диаметр имитации зрачка на правой части модели увеличен в 1,1 раз. Пара VII: диаметр имитации зрачка на правой части увеличен в 1,2 раза. Оценочные измерения пары III (и следующих номеров пар), их построение выполняются с применением программы Adobe Photoshop.

Для визуализации изменения размеров зрачка и его моделей следует воспользоваться техникой наблюдения стереоскопической глубины стереограмм. Необходимо расположить фиг. 2 на расстоянии l=30-60 см от глаз. Сфокусировать глаза перед плоскостью расположения фиг. 2. Сначала получить четыре изображения в каждой горизонтальной паре, а затем, изменяя расстояние до точки фокусировки, добиться условия наблюдения трех изображений. На всех рядах на среднем изображении зрачок как бы разворачивается относительно оси, параллельной плоскости рисунка. При указанной фокусировке правая часть модели зрачка отделяется от белого фона роговицы и располагается ближе к глазам наблюдателя. Левая часть углубляется в белый фон. Аналогичная ориентация темной части зрачка прослеживается на парах IV, VI, VII.

При фокусировке глаз за плоскостью листа ориентация имитации зрачка изменяется. Этот метод фокусировки следует считать более сложным для восприятия.

Способ работает следующим образом. Выбирается плоскостное изображение, на котором испытуемый наблюдает восприятие глубины и условия движения слоев. Как правило, сначала возникает объемность изображения (или ощущение глубины), а затем появляются эффекты движения слоев. Как упоминалось ранее, такая способность выявлена для 23% студентов выборки из 13 человек. Изображение располагают на таком расстоянии от испытуемого, чтобы, во-первых, испытуемый наблюдал оба варианта трехмерного восприятия и, во-вторых, можно было расположить фото или видеокамеру для получения и фиксации изображения глаз. Далее начинается процесс регистрации. Открывают изображение и, когда возникают первые эффекты восприятия глубины, по команде испытуемого делают первый снимок одного из глаз. Как правило, фокусировка глаз (т.е. плоскости воспринимаемого изображения) располагается не далее 10-20 см от изображения. По мере адаптации испытуемого к восприятию глубины и фокусировки глаз на расстояниях 100-150 см от изображения 2DИ (за ним) возникают эффекты движения отдельных слоев глубины и кратковременное заполнение пространственного восприятия в протяженном столбе за плоскостью установки изображения каменной плитки и перед ней. Именно это состояние относится к решению инсайтной задачи и объемного восприятия выбранного изображения 2DИ. Более того, кратковременно (30-50 мс) объемность модели возникает от минус до плюс больших расстояний. При таких условиях получают второй снимок.

Далее оба снимка располагают в первый горизонтальный ряд на расстоянии не более 5-6 см (фиг. 2 ряд I). Последовательно выделяют склеру (фиг. 2-II), радужку и оставляют темный фон зрачка (фиг. 2-III). Проводят оценочное измерение диаметров зрачка в двух вариантах наблюдения 2DИ. Оценочные измерения показывают, что диаметр зрачка правой части в 1,1 раза больше, чем на левой. Оценочные измерения диаметра зрачка являются потому, что на полученных фотографиях глаз нет резкой границы между зрачком и радужкой.

Далее получают первое модельное изображение и окружают темный зрачок белым кругом (фиг. 2-IV). На следующей модели имитируют радужную оболочку (белый цвет) и зрачок (темный круг) - фиг. 2-V. Диаметр имитации зрачка правой и левой компонент модели одного размера. Модель VI: увеличивают имитацию зрачка правой компоненты в 1.1 раза. Пара модели VII. Имитации зрачка правой части увеличена относительно левой в 1.2 раза.

Визуализация изменения размера зрачка проводится с применением методов наблюдения стереоскопической глубины стереограмм. Для этого осуществляют концентрацию глаз вне плоскости расположения фиг. 2 так, чтобы изображений в каждой горизонтальной паре было по три. Лучше проводить фокусировку глаз перед плоскостью фиг. 2. Сравнивают средние части. По парам и фиг. 2-IV - 2-VI видно, что ориентация темных частей относительно белых кругов имеет наибольшее сходство ощущений пространственной ориентации темных средних компонент. Уточним, на фиг. 2-IV показано изменение зрачка, полученное в эксперименте. Коэффициент увеличения зрачка при наблюдении смещения слоев цветовой палитры, как было сказано ранее, равен 1,1. Модель пары VI получена при увеличении имитации зрачка левой части в 1,1 раза. Следовательно, оценочные и модельные коэффициенты повышения диаметра зрачка при восприятии движения слоев одного уровня величины. Изменение местоположение зрачка темного цвета можно наблюдать и на парах I-III. Однако на указанных парах заметить местоположение зрачка относительно радужки сложнее из-за слабого контраста цвета радужки и склеры.

Из литературы известно, что при решении инсайтной задачи происходит увеличение зрачка глаз. Приведенные ряды фиг. 2 показывают, что при возникновении движения слоев распределений цветовой палитры изображения фиг. 1 наблюдается увеличение зрачка. Иными словами, при завершающем этапе условия восприятия пространственного построения изображения фиг. 1 подпадают под известное решение этапа инсайтной задачи.

Необходимым условием применения настоящего изобретения для испытуемого являются условия, во-первых, развитие (или ранее приобретенной) способности воспринимать изображения с эффектами глубины, объема. Во-вторых, доведение восприятия до состояния возникновения движения отдельных цветовых распределений друг относительно друга. Кратковременное возникновение пространственного столба относится к неосознанному уровню восприятию глубины с продолжительностью возникновения около 30 мс. В качестве стимульного изображения 2DИ можно выбрать любые аналогичные фиг. 1 распределения, на которых имеются хаотически-случайные образы (пятна) цветовой (черно-серой) палитры. Как показывает опыт обучения студентов, до 90% имеют навык наблюдения на них эффектов рельефного восприятия.

Предлагаемый способ позволяет проводить качественное изучение инсайтной способности, различных этапов его реализации без привлечения дорогостоящего оборудования, например бинокулярного айтрекера. Достаточно использовать цифровую камеру (или фотоаппарат), компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Список литературы

1. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с анг. - М.: Мир, 1990. - 239 с.

2. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с., ил.

3. Пат. 2264299 RU. Способ формирования трехмерных изображений (варианты) / В.Н. Антипов - Опубл. 20.11.05; Бюл. №32.

4. Антипов В.Н., Балтина Т.В., Якушев Р.С., Антипов А.В. Когнитивный контроль зрительного восприятия современного человека как объект изучения биоэкологии // Ученые записки КазГУ. Серия естест. науки. - 2008. - Т. 150, кн. 3. - С. 145-151.

5. Пат. №2493773. Способ развития способности зрительного анализатора к восприятию глубины и объема плоскостного изображения / В.Н. Антипов, А.В. Антипов - Опубл. 27.09.2013. - Бюл. 27.

6. Антипов В.Н., Вахрамеева О.А, Галимуллин Д.З., Жегалло А.В., Хараузов А.К., Шелепин Ю.Е. Экспериментальное изучение 3D-восприятия образов плоскостных изображений // «Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 187-194.

7. Антипов В.Н., Жегалло А.В. Трехмерное восприятие плоскостных изображений в условиях компьютеризованной среды обитания // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. №3. С. 97-111.

8. Антипов В.Н., Жегалло А.В. Междисциплинарный естественно-научный подход в изучении способности восприятия глубины, объема образов плоскостных изображений с применением бинокулярного айтрекера // «Естественно-научный подход в современной психологии» / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 103-111.

9. Дикая Л.А., Карпова В.В. Динамика функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с профессиональной художественной подготовкой на разных этапах творческого процесса // «Естественно-научный подход в современной психологии» / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 254-259.

10. Чистопольская А.В. Показатель ширины зрачка как способ фиксации динамики решения инсайтных задач // «Естественно-научный подход в современной психологии» / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 600-603.

Способ идентификации способности восприятия глубины, объема образов плоскостных изображений как инсайтное решение процесса мышления, включающий предъявление плоскостного изображения, создающего эффекты восприятия глубины и объема, движения слоев цветовой палитры, регистрацию зрачка глаз, отличающийся тем, что при возникновении движения слоев цветовой палитры друг относительно друга фиксируют увеличение диаметра зрачка глаз и получают инсайтное решение.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к устройству измерения стресса и к способу определения уровня стресса пользователя. Устройство измерения стресса содержит входной интерфейс для приема сигнала проводимости кожи, процессор для обработки данных измерений проводимости кожи, причем процессор выполнен с возможностью определения, по меньшей мере, для части данных измерений проводимости кожи значений времени нарастания, по меньшей мере, между двумя различными точками данных измерений проводимости кожи, чтобы определить частотное распределение значений времени нарастания и определить уровень стресса пользователя, основываясь на определенном частотном распределении. Группа изобретений позволяет определить уровень стресса пользователя, в частности в течение длительного периода времени. 7 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностике. Испытуемому дают задание, которое включает первый и второй тесты. По первому тесту оценивают темпоритмические особенности психомоторной активности и психологические особенности темперамента, для чего испытуемому предъявляют изображение окружности, на которой имеются три метки: подвижная зеленая, неподвижная красная и белая метка, которая является непреодолимым барьером для подвижной метки, причем в первой части теста подвижная метка перемещается равномерно, а во второй - с разными скоростями в разных секторах окружности, а задание состоит в совмещении подвижной метки с неподвижной вращением рукоятки пульта. По полученным показателям определяют основные или промежуточные типы темперамента по типологии Айзенка и соответствующие им параметры эмоциональной устойчивости и темпа действий. Далее вычисляют показатель различий эмоциональной устойчивости и показатель различия темпов действий по математическим формулам. Затем определяют параметр гибкости действий. По второму тесту оценивают степень согласованности совместных действий испытуемого с условным партнером, формируемым компьютерной программой по типу межличностного поведения: «лидер», «ведомый», «сотрудничающий», «эгоист» по количеству решенных гомеостатических задач. По полученным параметрам определяют комплексный показатель совместимости испытуемых по математическому выражению с учетом пройденных тестов. На основании полученного значения делают вывод о совместимости испытуемых в группе. Способ позволяет осуществить оценку совместимости испытуемых при формировании профессиональных подразделений по результатам предварительного тестирования неограниченного числа испытуемых за счет определения информативных значений параметров гомеостатической методики. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 6 табл.
Изобретение относится к физиологии и фармакологии поведения, в частности экспериментальному исследованию высших функций мозга, а именно когнитивных способностей животных, а также в психофармакологии для тестирования когнотропных препаратов, которые улучшают умственные способности. Оценку когнитивных способностей крыс осуществляют в проблемной камере Григорьева, состоящей из шести циклов тестирования - 6-ти помещений крысы в камеру, пока без ошибок или с ошибками будут найдены все 6 выходов. При этом правильные безошибочные побежки всегда оценивают в 100%, независимо от номера поискового цикла, а ошибочные побежки во втором поисковом цикле оценивают 16,6%, в третьем - 33,3%, в четвертом цикле - 50%, пятом - 66,6%, в шестом последнем цикле - 83,3%, принимая во внимание уменьшение числа неблокированных выходов из камеры. Когнитивные способности крысы рассчитывают, суммируя в % результаты правильных побежек и неправильных побежек. Причем при допущении неправильных побежек, соответствующий процент умножают на количество неправильных побежек, а затем сумму делят на количество всех побежек. При этом результат ниже 50% свидетельствует о рефлекторном характере поведения, выше 50%, но не достигая 100% - на тенденцию к обучению и приобретению опыта, 100% уровень указывает на высокий уровень когнитивных способностей тестируемой крысы. Способ позволяет с высокой степенью достоверности оценить когнитивные способности крыс в ПК Григорьева за счет того, что вероятность случайного выбора является переменной от начала и до конца тестирования. Это тот самый рубеж, с которого стоимость ошибки начнет увеличиваться до 66,6% на пятом цикле и до 83,3% на шестом, где потребность в когнитивных способностях максимально увеличена. Тестирование при полной блокаде всех дверок запрещено, поскольку нет выбора и нет возможности решения проблемы. Поэтому 7-го цикла, когда все дверки заблокированы, нет. У тестируемых животных в такой безвыходной ситуации возникает и развивается поведенческая депрессия и формируется состояние «learned helplessness (выученной беспомощности)» и наступает смерть (7). По данным наших публикаций, высокий индивидуальный уровень когнитивных способностей имеют только 10-12% тестируемых крыс. Именно их и можно причислить к статусу «интеллектуально одаренных» животных, другим этого не дано. Возможно, ввиду малочисленности этой группы животных проблема наличия или отсутствия когнитивных способностей до настоящего времени является дискуссионной. Когнитивные способности являются самыми главными в высшей нервной деятельности, это - память, внимание, планирование и прогнозирование, умение решать проблемы и осуществлять целенаправленную деятельность. Создание и тестирование когнотропных лекарств является одной из самых актуальных задач в психофармакологии и психиатрии. Использование этого способа может стать значимым и валидным тестом в экспериментальных исследованиях при поиске когнотропных лекарств.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам мониторинга пациента с уровнем тревожности. Система мониторинга пациента содержит сенсорный модуль, выполненный с возможностью получения данных о пациенте и содержащий пробу на кортизол в слюне для измерения его уровня в слюне или в крови, модуль оценки состояния тревожности пациента по первичным данным и уточненной оценки состояния тревожности пациента на основании дополнительных данных, причем модуль оценки дополнительно выполнен с возможностью определения состояния тревожности пациента на основании уровня кортизола в слюне или уровня кортизола в крови, и модуль индикатора передачи определенного состояния тревожности медицинскому персоналу по обратной связи. Способ мониторинга пациента обеспечивается при работе системы мониторинга. Использование изобретений позволяет расширить арсенал средств мониторинга пациентов с уровнем тревожности. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к медицине, кардиологии, эндокринологии. Больным с артериальной гипертонией (АГ) и ожирением, в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) назначают один из трех диетических планов (ДП). Режим питания для всех больных: через каждые 3 ч, последний прием пищи за 3 ч до сна, питьевой режим: натощак, вместо перекусов и за 10 мин до еды по 1 стакану воды, всего за день 1 250 мл, ночной сон не менее 7 ч. При этом ДП для больных без метаболических нарушений: физиологические нормы потребления белков, жиров, углеводов (Б, Ж, У), ограничение калорийности пищевого рациона до 1800 ккал в день и суточного потребления натрия до 2,5 мг. ДП больных с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ): физиологические нормы Б, Ж, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и У до 250 мг. ДП больных с дислипидемией: физиологические нормы Б, У, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и холестерина до 100 мг. Больные выполняют физические упражнения утром, днем и вечером ежедневно: махи руками вперед и назад, поднятие на носках и опускание, кивания, наклоны головы вправо-влево, сгибание и разгибание в локтях, сцепление рук в замок, вращения рук, на уровне плеч разведение рук в стороны и смыкание перед собой, над головой, сцепить руки перед собой и двигать ими вверх-вниз, согнуть ногу в колене, приподнять, то же – другой ногой. Каждое упражнение осуществляют 5 раз по 5-10 сек, на все упражнения 15-20 мин. Больные АГ I и II степени с ожирением I степени без метаболических нарушений и больные АГ I и II степени с ожирением I степени и с НТГ выполняют упражнения стоя, больные АГ I и II степени и ожирением II степени – сидя, больные АГ I и II степени с ожирением I и II степени с дислипидемией – сидя. Способ обеспечивает безмедикаментозное эффективное снижение веса и АД дифференцированно у пациентов без и с разным сочетанием метаболических нарушений, при коррекции образа жизни, питания, питьевого и двигательного режима. 2 з.п. ф-лы, 3 пр., 1 схема, 2 табл.
Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет. Проводят сеансы БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). В комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. При этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят 2 нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт». БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа. Перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт». После чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет за счет усиления и закрепления функций внимания, саморегуляции и самоконтроля, а также улучшения мелкой моторики. 3 пр.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда. При этом зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Задача спортсменов: предугадать изменения смоделированной игровой ситуации. Спортсмены контролируют предварительно заданную исследователем минимально допустимую дистанцию между собой, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимой дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения и/или площади запрещенных светодинамических зон и/или их количества и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Способ позволяет повысить эффективность оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта за счет оценки действий спортсмена в смоделированной ситуации. 1 пр.
Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценка игровой выносливости спортсмена осуществляется на игровом поле со светодинамической подсветкой. Световым излучателем формируют пятно заданного диаметра, центр которого с заданной скоростью и инерционностью непрерывно преследует испытуемого в течение тестового периода. При этом в течение теста испытуемому разрешается неоднократно находиться в зоне светового пятна для отдыха, чтобы затем вырваться и уйти от него на дистанцию, гарантирующую перемещение вне светового пятна. При выходе испытуемого за границы светового пятна компьютер каждый раз вычисляет значение времени нахождения испытуемого вне светового пятна и суммирует эти значения за время тестового периода. По максимальному количеству, размеру и скорости запрещенных зон и минимальной инерционности, максимальному диаметру и максимальной скорости перемещения светового пятна, при которых испытуемый способен неоднократно вырваться за границы светового пятна, а также по суммарному времени нахождения испытуемого вне светового пятна судят об игровой выносливости испытуемого в заданном тестовом периоде. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано для прогноза соблюдения терапии для последующей коррекции больных шизофренией. Используют факторы риска преморбидного периода, а именно: принадлежность к мужскому полу; наличие психических расстройств более чем у одного родственника; возбудимый склад личности; воспитание в родительской семье по типу «гипопротекции»; образование: вспомогательная школа, неполное среднее образование либо оконченное высшее образование; профессиональная группа: неработающие и неучащиеся; семейное положение: разведен(а), вдов(а); состав семьи: одинок; злоупотребление психоактивными веществами; возрастная группа старше 50 лет. При этом каждый ответ о наличии/отсутствии фактора риска у больного оценивают в баллах. Далее в зависимости от полученной суммы баллов прогнозируют нарушения в соблюдении терапии. Способ позволяет осуществить прогнозирование нарушений в соблюдении терапии больными шизофренией для последующей коррекции для улучшения и положительного эффекта самой терапии за счет оценки факторов риска. 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, и может быть использовано для диагностики желудочковой аритмии (ЖА), обусловленной психоэмоциональными факторами. У пациентов без структурной патологии сердца проводят ментальные пробы: ментальный тест Струпа, возврат гнева, арифметический счет, разговор о болезни с одновременной записью ЭКГ. При наличии реакции, по меньшей мере, на один тест, в виде появления или исчезновения аритмии, увеличения или уменьшения в два и более раз количества желудочковых эктопических комплексов, диагностируют желудочковую аритмию, обусловленную психоэмоциональными факторами. Способ позволяет установить связь ЖА с психоэмоциональными факторами и диагностировать ЖА без структурной патологии сердца за счет применения психологических методик с ЭКГ. 3 табл., 6 пр.
Наверх