Способ приготовления асфальтобетонной смеси (варианты)

Изобретение относится к области строительных материалов и изделий, а именно к способу приготовления асфальтобетонной смеси. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, содержащей битум в количестве 3-9 мас.%, гидролизный лигнин фракции от 0 до 2,5 мм влажностью 10-50% в количестве 3-10 мас.% и минеральный материал, включающий щебень в количестве 30-70 мас.% и песок из отсевов дробления - остальное, включает одновременную подачу гидролизного лигнина и разогретого до 130-150°С битумного вяжущего в смеситель с разогретым до 130-150°С минеральным материалом. В другом варианте осуществляют подачу гидролизного лигнина непосредственно перед впрыском разогретого битумного вяжущего в смеситель с разогретым минеральным материалом. Техническим результатом является повышение характеристик прочности, сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонной смеси, а также снижение температуры нагрева минеральных материалов. 2 н.п. ф-лы, 3 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к области строительных материалов и изделий, а именно к способу приготовления асфальтобетонной смеси.

Известна асфальтобетонная смесь, включающая битум, каменный материал, полиэтилен и гидролизный лигнин (а.с. 628154 СССР, М. Кл2 С08Д 95/00). Смесь содержит 5,0-7,0 мас. % битума, 0,4-0,6 мас. % полиэтилена, 0,09-0,2 мас. % гидролизного лигнина и каменный материал - остальное. Недостатком данной смеси является высокая температура (170-180°С) при изготовлении.

Известна асфальтобетонная смесь согласно RU 2192399, включающая битум (6-6,5 мас. %), гидролизный лигнин фракции 0-20 мм (3,5-5 мас. %), щебень карбонатной породы фракции 5-20 мм (30-35 мас. %) и отсевы карбонатной породы фракции 0-10 мм (остальное). В данной смеси гидролизный лигнин несет на себе лишь функцию минерального порошка. Недостатками данной смеси также являются высокая температура изготовления (минеральные материалы и лигнин перемешиваются при температуре 170-180°С).

Прототипом способа изготовления асфальтобетонной смеси является способ, описанный в "ОДМ 218.2.042-2014. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации "Теплые асфальтобетонные смеси. Рекомендации по применению" (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 30.04.2014 N 847-р), п. 4.2., согласно которому щебень и песок в необходимом количестве нагреваются до температуры 125-165°С (в зависимости от вязкости используемого битума), добавляют требуемое количество минерального порошка и перемешивают. После этого добавляют требуемое количество вспененного битума (температура 130-160°С в зависимости от вязкости) и перемешивают до однородности. Недостатком данного способа является необходимость в специальной установке для вспенивания битума.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно снижение температуры приготовления смеси и отказ от специального оборудования для вспенивания битума.

Эти задачи решаются путем вспенивания битума при приготовлении смеси путем использования в смеси гидролизного лигнина фракции от 0 до 2,5 мм с заданной влажностью от 10 до 50%, добавляемого в смеситель с разогретым минеральным материалом одновременно с впрыском битума либо непосредственно перед ним, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Битум 3-9
Щебень 30-70
Гидролизный лигнин фр. от 0 до 2,5 мм влажностью 10-50% 3-10
Песок из отсевов дробления остальное

Гидролизный лигнин получают при переработке древесины хвойных и лиственных пород гидролизом разбавленной серной кислотой. Он является основным отходом гидролизной промышленности. Запасы лигнина в России оцениваются в 200-300 млн т и ежегодно пополняются на 5 млн т.

Песок и щебень разогреваются до температур, указанных таблице 1, и перемешиваются. Затем в смеситель подается влажный гидролизный лигнин. Одновременно с подачей лигнина либо незамедлительно после нее производится впрыск в смеситель разогретого до температуры, указанной в таблице 1, битума. Взаимодействие влажного гидролизного лигнина, разогретого минерального материала и горячего битума приводит к испарению воды из лигнина и образованию вспененного битума, обладающего сниженной вязкостью на период нахождения в пенообразном состоянии, увеличенной подвижностью и адгезионными свойствами. Полученная асфальтобетонная смесь на выходе из смесителя имеет температуру, указанную в таблице 1.

При приготовлении смеси используют гидролизный лигнин фракции 0-2,5 мм и влажностью от 10 до 50%. Максимальная крупность зерен лигнина обусловлена необходимостью быстрого и полного испарения содержащейся в нем воды. Количество воды, которую содержит гидролизный лигнин, должно составлять 1,0-1,5% от массы минеральной части асфальтобетонной смеси.

Пример. Приготовление асфальтобетонной смеси для мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки II в лабораторных условиях (Таблица 2, состав №2).

3750 г щебня фракции св. 10 до 20 мм, 2400 г щебня фракции от 5 до 10 мм, 7500 г песка из отсевов дробления сушат, разогревают до 140°С и подают в лабораторный смеситель. Затем в работающий смеситель одновременно подают 750 г гидролизного лигнина фракции 0-2,5 мм влажностью 25% (что соответствует 600 г сухого гидролизного лигнина и 150 г воды) и 750 г разогретого до 140°С битума БНД 90/130. Допускается подавать битум немедленно после подачи в смеситель гидролизного лигнина. Смесь перемешивается до однородности, после чего выгружается из смесителя. Получается 15,0 кг асфальтобетонной смеси, имеющей температуру 120°С.

Аналогичным способом готовятся смеси, представленные в таблице 2.

Для сравнения физико-механических показателей для состава №2 была приготовлена аналогичная по составу горячая асфальтобетонная смесь для мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки II по ГОСТ 9128, содержащая 600 г минерального порошка вместо 750 г влажного гидролизного лигнина. Получено 15,0 кг смеси с температурой 150°С.

Физико-механические свойства полученных асфальтобетонных смесей представлены в таблице 3.

Полученные данные свидетельствуют о достижении следующего технического результата: повышение характеристик прочности, сдвигоустойчивости и трещиностойкости экспериментальной асфальтобетонной смеси №2 по сравнению с эталонной, а также полное соответствие значений всех физико-механических показателей остальных смесей требованиям ГОСТ 9128. Помимо этого достигается существенное снижение стоимости асфальтобетонной смеси из-за использования гидролизного лигнина вместо дорогостоящего минерального порошка, а также снижение температуры нагрева минеральных материалов в среднем на 30°С по сравнению с прототипом и требованиями ГОСТ 9128.

1. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, содержащей битум в количестве 3-9 мас.%, гидролизный лигнин фракции от 0 до 2,5 мм влажностью 10-50% в количестве 3-10 мас.% и минеральный материал, включающий щебень в количестве 30-70 мас.% и песок из отсевов дробления - остальное, включающий одновременную подачу гидролизного лигнина, разогретого до 130-150°С битумного вяжущего в смеситель с разогретым до 130-150°С минеральным материалом.

2. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, содержащей битум в количестве 3-9 мас.%, гидролизный лигнин фракции от 0 до 2,5 мм влажностью 10-50% в количестве 3-10 мас.% и минеральный материал, включающий щебень в количестве 30-70 мас.% и песок из отсевов дробления - остальное, включающий подачу гидролизного лигнина непосредственно перед впрыском разогретого до 130-150°С битумного вяжущего в смеситель с разогретым до 130-150°С минеральным материалом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к деревоперерабатывающей промышленности, а именно к технологии получения древесноволокнистых материалов для производства плит. Древесноволокнистый материал для плит содержит древесное волокно и связующее.

Группа изобретений относится к применению модифицированных наночастиц оксида кремния в древесно-стружечных плитах, к древесно-стружечной плите и к способу ее изготовления.

Изобретение относится к производству лигноцеллюлозных полимерных композиционных материалов и изделий на их основе и может быть использовано для получения строительных, конструкционных и отделочных материалов, а также для изготовления мебели, товаров бытового и промышленного назначения.
Группа изобретений относится к экструдированному композиционному материалу, способу его получения и к применению. Композиционный материал содержит древесноволокнистый материал и полимер.

Изобретение относится к биокомпозиционной плите, способу ее изготовления, а также к ее применению. Плита содержит a) по меньшей мере один вид природных волокон и b) по меньшей мере один термореактивный биополимер, причем плита имеет остаточную влажность в пересчете на ее общую массу меньше 8,0 мас.%.

Изобретение относится к производству лигноцеллюлозных полимерных композиционных материалов и изделий на их основе. Выполняют сушку компонентов, их подготовку и смешение, формирование изделий при нагревании термопластичного полимера.

Настоящее изобретение относится к технологии получения древесно-полимерных композиций. Описан способ получения теплоизоляционного материала на основе древесных и термопластичных отходов, включающий смешение наполнителя, связующего и химической добавки, отличающийся тем, что в качестве наполнителя используют древесную технологическую щепу толщиной 4±2 мм, в качестве связующего используют термопластичные пластмассы, состоящие из полиэтилентерефталата (ПЭТ), полистирола (ПС), полиэтилена низкого давления (ПЭНД) и полиэтилена высокого давления (ПЭВД) полимеров, в качестве химической добавки используют вспенивающий агент азодикарбонамид (ADC), предварительно смешанный со связующим, при этом смешение наполнителя и связующего с химической добавкой осуществляют при температуре 215±15°C, при соотношении всех компонентов смеси, масс.%: ПЭТ 11-13, ПС 12-14, ПЭНД 11-13, ПЭВД 10-13, азодикарбонамид 1-2, технологическая щепа 55-45, после смешения всех компонентов полученную смесь заливают в формы, формы закрывают крышкой, фиксируют запорами и выдерживают в течение 20-30 мин.
Изобретение относится к водной связующей композиции, содержащей, по меньшей мере, один синтетический полимер и от 1 до 99 мас.% люпинового белка на основе соотношения сухих веществ.

Группа изобретений относится к адгезивной композиции, компонентному объекту, содержащему адгезивную композицию, к способу получения адгезивной композиции, к композиции, полученной способом по изобретению, к способу склеивания адгезивной композицией.
Изобретение относится к композиции клея, включающей сою, аддукт амин-эпихлоргидрина (АЭ) и изоцианат, где аддукт АЭ включает полиамидоамин-эпихлоргидриновый полимер (ПАЭ); изоцианат включает поли(гексаметилендиизоцианат) (пГДИ) или поли(метилендифенилдиизоцианат); соотношение сухая масса аддукта АЭ/сухая масса изоцианата составляет от 10:1 до 1:1 и соотношение соя/общее содержание компонента аддукта АЭ и изоцианатного компонента в композиции составляет от 1:2 до 10:1.

Изобретение относится к нефтехимической промышленности, в частности к получаемым из нефти продуктам, востребованным в автодорожной отрасли. Продукт предназначен для полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), применяемых для дорожного строительства, для мастик и гидроизоляционных материалов.
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к производству жидких битумных материалов, которые могут найти широкое применение в качестве вяжущих для выполнения строительных, ремонтных, гидроизоляционных, монтажных и других видов работ.

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к стабилизирующим добавкам, используемым при производстве щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМАС).
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления асфальтобетонных смесей для устройства верхнего и нижнего слоев покрытий дорожных одежд автомобильных дорог, велосипедных дорожек, тротуаров и площадок.

Группа изобретений относится к способу изготовления ленточного дорожно-строительного материала на основе полимерно-битумных вяжущих и может быть использована для обеспечения герметизации стыков и сопряжений при устройстве дорожных покрытий, мостовых сооружений и аэродромов.

Изобретение относится к способу получения привитых полимеров из полимера на основе конъюгированных звеньев диена и привитого компонента-производного тиола и может быть использовано для битум-полимерной композиции.

Изобретение относится к привитому полимеру GP, включающему основную цепь полимера Р и по меньшей мере один привитой компонент G, связанный с основной цепью полимера, причем привитой компонент G имеет общую формулу -S-R1-X-R2, в которой R1 и R2 независимо друг от друга представляют собой линейные или разветвленные, ненасыщенные или насыщенные углеводородные группы такие, что общее число атомов углерода в группах R1 и R2 составляет от 2 до 110; Х представляет собой амидную, амидо-кислотную функциональную группу, функциональную группу мочевины или уретана, причем привитой компонент G связан с цепью полимера Р через атом серы, при этом цепь Р получена в результате сополимеризации звеньев диена с сопряженными двойными связями и звеньев моновинилового ароматического углеводорода.

Изобретение относится к области строительного производства в автодорожной отросли и может быть применено при изготовлении асфальтобетона, в том числе с использованием нанотехнологий.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам асфальтобетонной смеси. Асфальтобетонная смесь включает вяжущее на битумной основе и минеральную часть, содержащую щебень, шлаковый песок размером 0-5 мм и минеральный порошок, при этом вяжущее дополнительно включает серу при соотношении серы с битумом 10-40:60-90, указанное серобитумное вяжущее содержится в количестве 4,5-6,0 мас.% сверх 100% по отношению к минеральной части, в качестве минерального порошка смесь содержит порошкообразные отходы электродного производства, состоящие в основном из углерода, в качестве щебня - известняковый щебень и указанного песка - песок из шлаков Надеждинского металлургического комбината при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум - 3,6-4,05 сверх 100% от минеральной части; сера - 0,45-2,4 сверх 100% от минеральной части; щебень - 50,5-60,0; шлаковый песок - 32,5-40,3; минеральный порошок - 6,5-11,0.

Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве. Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий включает смесь битума и малеинизированного синдиотактического 1,2-полибутадиена, при этом используют малеинизированный 1,2-СПБ при следующем соотношении компонентов, в мас.ч.: битум - 100, малеинизированный 1,2-СПБ - 1-8.

Изобретение относится к области строительства и может применяться при устройстве покрытий дорожных одежд автомобильных дорог. Технический результат: снижение толщины слоев дорожной одежды, повышение прочности, сдвигоустойчивости, трещиностойкости и снижение стекаемости ЩМА-смеси.
Наверх