Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи

Авторы патента:


Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи
Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи
Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи
Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи
Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи
Звено цепи, а также стальная цепь с такими звеньями цепи

 


Владельцы патента RU 2604544:

Й.Д.Теиле ГмбХ унд Ко. КГ (DE)

Изобретение относится к стальной звеньевой цепи, в частности к конструкции отдельного звена цепи. Звено (2) цепи, соединяющее два других зацепленных с ним звена (3, 3.1) цепи с образованием круглостальной цепи в виде приводной цепи скребкового транспортера, имеет два колена (4, 5) и два плеча (7, 7.1), соединяющие колена (4, 5). Звено на наружной стороне, обращенной в противоположную сторону от внутреннего пространства (6) звена (2), имеет по меньшей мере одну рабочую поверхность (8, 11, 15, 15.1, 16). При этом звено выполнено асимметричным на по меньшей мере одном из колен (4, 5) относительно по меньшей мере одной из асимметричных срединных плоскостей x-y, где x - направление длины звена (2) цепи, y - направление ширины звена (2) цепи. Технический результат заключается в повышении срока службы цепи. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение касается звена цепи для соединения двух других звеньев цепи, зацепленных в него для образования стальной звеньевой цепи из круглой стали, например приводной цепи скребкового транспортера. Это звено имеет два колена и два плеча, соединяющих эти колена, а на своей наружной стороне, обращенной в противоположную сторону от внутреннего пространства звена, оно имеет одну или несколько функциональных поверхностей. Кроме того, изобретение касается стальной звеньевой цепи с отдельными, нанизанными друг за другом звеньями, состоящей из чередующихся горизонтальных и вертикальных звеньев цепи.

Звенья цепи упомянутого ранее типа применяются, к примеру, в цепях, устанавливаемых с определенной ориентацией звеньев, в качестве горизонтальных звеньев цепи. Такого рода горизонтальные звенья применяются, например, в качестве составной части стальных звеньевых цепей, которые обычно применяются в качестве приводных цепей транспортеров, например, для привода скребковых транспортеров при подземных разработках угля. Такие цепи по своему типу относятся к круглостальным звеньевым цепям. Круглостальные звеньевые цепи отличаются петлеобразным исполнением отдельных звеньев цепи. Скребковые транспортеры, или же цепные скребковые транспортеры, преимущественно имеют две приводных цепи, приводимые двигателем в движение по замкнутому контуру, на которых закреплены скребки, расположенные между цепями и соединяющие цепи между собой. Соответствующее применение подобные приводные цепи находят в качестве срединных цепей, в особенности в качестве двойной приводной цепи у скребкового транспортера, ведомого цепным приводом. При работе приводные цепи транспортера протягиваются через транспортировочный лоток, в результате чего вскрышные породы, транспортируемые скребками, например, уголь, перемещаются к погрузочной станции. Возвращаются приводные цепи со скребками по нижней ветви транспортера.

Горизонтальные звенья для приводной цепи в некоторых случаях имеют функциональные зоны на своих наружных сторонах, обращенных в противоположную сторону от внутреннего пространства звена. В случае этих функциональных зон речь, к примеру, может идти о таких зонах, которые структурируют наружную сторону плеча звена для возможности присоединения к нему скребка. Такие горизонтальные звенья цепи могут иметь функциональные зоны, выполненные в виде плоскостей, также и в области своих колен. В патенте DE 4124788 А1 описано такое горизонтальное звено с функциональными зонами в области колен. В качестве функциональных зон это известное горизонтальное звено, на обеих наружных сторонах звена, расположенных напротив друг друга относительно горизонтальной срединной плоскости, имеет в области своих колен плоские поверхности прилегания. Указывающая в продольном направлении звена наружная сторона в поперечном сечении формируется двумя сходящимися под углом друг к другу носовыми поверхностями стреловидно. Поэтому выполненную с использованием таких горизонтальных звеньев стальную звеньевую цепь называют также цепью со звеньями в виде наконечников стрелы. Образованная носовыми поверхностями вершина горизонтального звена цепи в горизонтальной проекции звена прямая. Носовые поверхности, напротив, выполнены вогнутыми для того, чтобы они могли входить в плоскостное зацепление с зубом цепного зубчатого колеса, боковая ведущая поверхность зуба выполнена выпуклой с аналогичным радиусом кривизны. Эта стальная звеньевая цепь отличается наличием поверхности прилегания для прилегания к боковой ведущей поверхности зуба цепного зубчатого колеса, и таким образом более выгодной передачей усилия от цепного зубчатого колеса к цепи по сравнению с прежними горизонтальными звеньями цепи.

Для того чтобы прямые участки имели достаточную длину, чтобы обладать достаточной площадью прилегания к зубу цепного зубчатого колеса, участки колен, граничащие с плечами, выполнены выступающими в виде ступенек за пределы расстояния между наружными сторонами плеч, следовательно, выступающими за наружную ширину звена цепи в области его плеч. У этого известного горизонтального звена цепи, таким образом, протяженность поверхностей прилегания, к которым прилегает боковая ведущая поверхность зуба цепного зубчатого колеса, в направлении наружной ширины горизонтального звена цепи была увеличена. Для получения соответствующей пользы с точки зрения большей поверхности прилегания, требуется, однако, соответствующим образом увеличить и ширину зубьев цепного зубчатого колеса. Кроме того, недостатком является то, что эта известная приводная цепь транспортера с описанными горизонтальными звеньями цепи при ослаблении натяжения цепи склонна к образованию узлов (петель).

Для улучшения этой известной из патента DE 4124788 А1 стальной звеньевой цепи в патенте DE 102010061269 А1 для предотвращения описанных ранее проблем было предложено, что горизонтальное звено цепи по всему периметру звена имеет одинаковую, или в основном одинаковую высоту, и одинаковую, или в основном одинаковую ширину, определяющую номинальный диаметр звена, и что, по меньшей мере, одна функциональная зона, относительно виртуальной боковой поверхности, огибающей высоту и ширину горизонтального звена в такой функциональной зоне, утоплена в направлении внутрь. Таким образом, у этого горизонтального звена цепи функциональные зоны относительно наружной стороны огибающей утоплены, и не препятствуют шарнированию с зацепленными в горизонтальное звено вертикальными звеньями. Эти звенья, благодаря такой мере, в первую очередь в коленах могут беспрепятственно шарнировать, вследствие чего эффективно предупреждается образование узлов (петель).

Даже если в случае ставшей известной из патента DE 102010061269 А1 приводной цепи транспортера, без ограничения шарнирования зацепленных друг в друга звеньев цепи, износ, по сравнению с известными ранее приводными цепями транспортеров, уменьшен, было бы желательно, если бы срок службы такой цепи, установленной в скребковом транспортере, можно было бы увеличить.

Поэтому в основу изобретения положена задача предложить звено цепи, подходящее, к примеру, для исполнения горизонтального звена приводной цепи транспортера, а также предложить изготовленную из звеньев такого рода стальную звеньевую цепь со сроком службы, который, в случае применения цепи в качестве приводной цепи и в случае установки в скребковый транспортер, по сравнению с известными ранее приводными цепями существенно увеличен.

Согласно изобретению эта задача решается с помощью упомянутого выше типового звена цепи, которое относительно хотя бы одной из его срединных плоскостей, хотя бы в одном из двух его колен, для формирования или увеличения одной или нескольких функциональных поверхностей выполнено асимметричным.

У этого звена цепи, по меньшей мере, одно из двух его колен относительно срединной плоскости «х-у» и (или) срединной плоскости «у-z» выполнено асимметричным. Эта концепция подразумевает, что два колена звена цепи могут быть также выполнены неодинаково. В одном случае, при выполнении этого звена цепи в качестве горизонтального звена приводной цепи транспортера, это означает, что колено, указывающее в направлении подачи, может иметь другую форму, чем колено, указывающее в направлении, противоположном направлению подачи. Асимметричность в конструкции хотя бы одного колена служит для образования или увеличения одной или нескольких функциональных поверхностей на стороне колена, обращенной наружу. Обычно наружная поверхность колена, обращенная внутрь звена, не является асимметричной. Необходимо осознавать, что из-за такой асимметричной конструкции колен иногда приходится мириться с ограничением подвижности звена цепи, шарнирующего по этому колену. При этом асимметричность предпочтительно исполнять таким образом, чтобы из-за нее свобода перемещения шарнирующего по колену звена цепи фактически ограничивалась хотя бы в одном направлении. Благодаря такому ограничению с точки зрения возможности шарнирования, дополнительно предупреждается петлеобразование между звеньями цепи, зацепленными друг в друга. Иногда петлеобразование является следствием лишь незначительного ограничения возможности шарнирования звеньев цепи, зацепленных друг в друга. Чтобы с этим справиться, в предпочтительном примере выполнения предусмотрено, что асимметричность достигается путем соответствующего увеличения площади поперечного сечения по сравнению с площадью поперечного сечения звена круглостальной цепи такого же диаметра. На основании асимметрии подразумевается, что увеличение площади поперечного сечения относительно рассматриваемой срединной плоскости, например, срединной плоскости «х-у», по обе стороны от нее различно. Возможно также одну сторону срединной плоскости, служащей для создания асимметрии, по сравнению с конструкцией известных ранее звеньев цепи оставить неизменной, и с помощью большего количества материала соответственно по-другому сформировать только другую сторону.

В рамках этих исполнений делаются ссылки на оси и плоскости звена цепи. Оси определены следующим образом: «х» - направление длины звена цепи, «у» - направление ширины звена цепи, «z» - направление перпендикулярно плоскости «х-у», образованной осями «x» и «у». В рамках этих исполнений делаются ссылки на срединные плоскости, например, на срединную плоскость «х-y». В случае этой плоскости речь идет о плоскости, проходящей через обе оси, например, «х» и «у», которая в случае срединной плоскости «х-y», находится в середине звена цепи в направлении его распространения по оси «z».

Особой областью применение асимметричного звена цепи, исполненного таким образом, является его применение в качестве горизонтального звена в приводной цепи транспортера для применений в горной промышленности, в особенности при применении такой приводной цепи в скребковом транспортере.

Асимметричное исполнение колена или колен, по отношению к уже имеющимся функциональным поверхностям у известных ранее горизонтальных звеньев приводных цепей транспортеров, например поверхностям привода, к которым прилегает боковая ведущая поверхность зуба цепного зубчатого колеса для привода стальной звеньевой цепи, изготовленной с применением горизонтальных звеньев цепи такого рода, приводит к тому, что эти поверхности, в виде непрерывной поверхности привода, распространяющейся сквозь срединную плоскость «х-у», образуются по каждую сторону от вертикального звена цепи, шарнирующего по этому колену. Тем самым, при таком исполнении для формирования одной единой поверхности привода может использоваться вся толщина материала в области колена. Поверхность прилегания к зубу цепного зубчатого колеса тем самым соответственно больше. С другой стороны, в случае асимметричного исполнения звена впервые могут быть также предусмотрены функциональные поверхности, которые у известных ранее звеньев цепи не были известны. Например, у горизонтального звена цепи, исполненного по этой конструкции, колено, указывающее в направлении подачи, может иметь, по меньшей мере, одну направляющую поверхность, простирающуюся через срединную плоскость «х-у». Тем самым имеется возможность, основываясь на такой направляющей поверхности, придать колену звена, указывающему в направлении подачи, направляющие свойства. Таким способом можно, к примеру, противодействовать всплыванию, или тенденции к всплыванию такого горизонтального звена цепи в транспортируемом материале, с помощью направляющей поверхности, имеющей соответствующий наклон. Такая наклонная направляющая поверхность обычно распространяется не менее чем на 50% высоты горизонтального звена цепи, предпочтительно даже более чем на 70%. Для препятствования всплыванию звена направляющая поверхность имеет наклон по направлению к нижней стороне горизонтального звена цепи. Нижняя сторона горизонтального звена цепи образует ту сторону звена, которой это звено погружается во впадину цепного зубчатого колеса. Благодаря предоставлению такой наклонной направляющей поверхности, которая относительно ее наклона предпочтительно адаптирована к перемещаемому материалу и предусмотренной скорости подачи, кроме того, увеличивается нижняя сторона колена звена. Эта поверхность, образующая с направляющей поверхностью острый угол, предпочтительно выполнена плоской. Такое исполнение служит для увеличения поверхности прилегания нижней стороны этого колена к ответной упорной поверхности впадины цепного зубчатого колеса. Чем больше поверхность прилегания, тем меньше удельное давление и износ. Таким образом демонстрируется, что с помощью одной и той же меры реализуются две различные цели: существенно снижается износ и, тем самым, увеличивается срок службы.

Известные ранее приводные цепи транспортеров разрабатывались согласно тому принципу, что звенья цепи и, тем самым, горизонтальные звенья цепи, выполнены симметричными относительно трех срединных плоскостей. Таким образом, в рамках этих исполнений впервые предлагается исполнить звенья цепей и, в особенности, горизонтальные звенья приводных цепей транспортеров, связанных с применениями в горной промышленности, описанным способом асимметричными и, по необходимости, сознательно ограничить подвижность относительно вертикального звена цепи, шарнирующего с горизонтальным звеном в направлении подачи, и с вертикальным звеном, шарнирующим в направлении, противоположном направлению подачи. Ограничение свободы перемещения звеньев цепи, зацепленных в такое звено цепи, касательно этих обоих зацепленных звеньев предусмотрено в разных направлениях. Это осуществляется с условием, что в важных направлениях отклонения, во всяком случае, одно шарнирное соединение, хотя бы в одном из этих направлений, в результате асимметричного исполнения звена цепи не подвергается отрицательному воздействию. Так, например, при исполнении звена цепи в качестве горизонтального звена для приводной цепи транспортера, например, при выполнении направляющей поверхности на колене, обращенном в сторону подачи, подвижность вертикального звена цепи, шарнирующего с этим коленом вокруг оси «у», по сравнению с шарнированием у стандартной круглостальной звеньевой цепи, может быть ограничена. Однако при этом поворот вертикального звена цепи относительно горизонтального звена цепи вокруг оси «z» не ограничен. Тогда при таком исполнении подвижность вертикального звена цепи, шарнирующего в колене, обращенном в противоположную сторону от направления подачи, вокруг оси «у» не ухудшается. И напротив, подвижность этого вертикального звена цепи вокруг оси «ζ» горизонтального звена может быть ограничена. При таком ограничении подвижности речь может идти о таком ограничении, в результате которого, исходя из соосности зацепленных друг в друга звеньев цепи, возможность шарнирования предусмотрена только в одном направлении на одной плоскости, или же в обоих направлениях. Ограничение свободы перемещения только в одном направлении возможно, например, при выполнении направляющей поверхности на колене, обращенном в направлении подачи, и удлинению в результате этого нижней стороны звена. При таком исполнении вертикальное звено цепи, шарнирующее по этому колену, в направлении, противоположном его требуемому направлению шарнирования, необходимому для ведения вокруг цепного зубчатого колеса, может не перемещаться, или перемещаться лишь в минимальных пределах. При ограничении возможности шарнирования в обоих направлениях вокруг одной оси, речь может идти, например, о продолжениях поверхностей привода, которые отформованы на колене, обращенном в противоположную сторону от направления подачи, и между которыми шарнирует другое вертикальное звено. А с другой стороны, вертикальное звено, шарнирующее по колену, имеющему направляющую поверхность, вокруг оси «z», может перемещаться беспрепятственно.

Продолжения поверхностей привода в качестве края, обращенного в направлении, противоположном направлению подачи, соответственно имеют поверхность привода. Для увеличения поверхностей привода на таких продолжениях поверхности привода эти продолжения могут иметь большую высоту, чем остальные элементы горизонтального звена цепи. Подразумевается, что вследствие этого перемещение вертикального звена цепи, шарнирующего по этому колену, вокруг оси «z» будет возможно только в пределах нескольких градусов, а именно - в пределах предусмотренного допуска. И в то же время это вертикальное звено может беспрепятственно шарнировать вокруг оси «у» по среднему отрезку колена, находящемуся между этими продолжениями поверхности привода. Для эксплуатации приводной цепи в рамках скребкового транспортера вполне достаточно, если только каждое второе шарнирное соединение звеньев может беспрепятственно шарнировать вокруг оси «z». Также рассматривается как достаточное условие, если только каждое второе шарнирное соединение может беспрепятственно шарнировать вокруг оси «у» в направлении, указывающем наружу.

Вследствие отхода от преобладающей теории, предполагающей исполнение звена цепи, в особенности также звена для приводной цепи транспортера, симметричным относительно его срединной плоскости «х-у», у приводной цепи транспортера с горизонтальными звеньями описанного здесь типа срок службы в установленном в скребковый транспортер состоянии может быть увеличен более чем в два раза. Это становится возможным благодаря значительному увеличению поверхностей, подвергающихся износу. У обычных горизонтальных звеньев цепи, выполненных симметричными относительно срединной плоскости «х-у», поверхности привода предусмотрены по обе стороны от срединной плоскости «х-у». Эти поверхности, сообразно своему исполнению, имеют соответственно меньшие размеры, и поэтому подвержены более интенсивному износу. Если бы поверхности привода по одну сторону от срединной плоскости «х-у» износились, то для использования и поверхностей привода, находящихся по другую сторону от срединной плоскости «х-у», потребовалось бы повернуть приводную цепь вокруг ее продольной оси на 180°. Для этого необходимо снять приводную цепь со скребкового транспортера, вытащить ее на поверхность, отсоединить скребки, перевернуть их и приводную цепь, а затем заново установить их в подземную выработку. В зависимости от длины такой приводной цепи, такое мероприятие может потребовать до нескольких недель. А благодаря приводной цепи с заявленными горизонтальными звеньями такое переворачивание цепи не предусматривается и обычно вовсе невозможно. Тем самым описанный выше процесс переворачивания такой цепи, или нескольких приводных цепей, используемых на скребковом транспортере, предотвращается, если приводные цепи оборудованы горизонтальными звеньями заявленного типа.

Другие преимущества и исполнения изобретения вытекают из последующего описания примера исполнения со ссылкой на прилагаемые фигуры. На фигурах показано:

Фиг. 1: перспективное изображение отрезка цепи, образованного горизонтальным звеном и двумя вертикальными звеньями, зацепленными в него.

Фиг. 2: перспективное увеличенное изображение горизонтального звена отрезка цепи, показанного на фиг. 1.

Фиг. 3: сечение горизонтального звена цепи, показанного на фиг. 2, в его срединной плоскости «x-z».

Фиг. 4: другое перспективное изображение горизонтального звена цепи, и

Фиг. 5: отрезок цепи, показанный на фиг. 1, при виде сбоку в условном положении привода, при котором горизонтальное звено цепи зацепляется во впадину цепного зубчатого колеса.

Приводная цепь для применения в скребковом транспортере представляет собой круглостальную звеньевую цепь, образованную чередующимися горизонтальными и вертикальными звеньями цепи. В цепь может быть установлено одно или несколько замковых звеньев. Фиг. 1 демонстрирует участок цепи 1 в виде короткого отрезка такой приводной цепи для транспортера, образованной горизонтальным звеном 2 и двумя зацепленными в него вертикальными звеньями 3, 3.1. В случае вертикальных звеньев цепи 3, 3.1 речь идет о звеньях, которые известны из патента DE 102010061263 А1. Поэтому в отношении более подробного описания вертикальных звеньев 3, 3.1 дается ссылка на раскрытия из патента DE 102010061263 А1, которые этой явной ссылкой тоже становятся предметом этих исполнений.

Горизонтальное звено цепи 2 имеет - как обычное горизонтальное звено цепи - колено 4, обращенное в направлении подачи, колено 5, обращенное в направлении, противоположном направлению подачи, и два плеча 7, 7.1, вместе с коленами 4, 5 охватывающие внутреннее пространство 6 горизонтального звена цепи 2, и соединяющие колена 4, 5 друг с другом. Плечи 7, 7.1 имеют на своей обращенной наружу и, таким образом, в противоположном направлении от внутреннего пространства звена 6 стороне присоединительные выемки для скребков. К этим выемкам могут присоединяться скребки.

Конструкция горизонтального звена цепи 2 по окружности звена более наглядно представлена на отдельном изображении звена на фиг. 2. Горизонтальное звено цепи 2, как это ясно видно, асимметрично относительно своей срединной плоскости «х-у». У показанного примера исполнения эта асимметрия относится только к исполнению колен 4, 5. Фиг. 2 наглядно демонстрирует, что поверхность горизонтального звена цепи 2, обращенная к внутреннему пространству звена 6, этой асимметрией не затронута. В показанном примере исполнения обращенный к внутреннему пространству звена 6 сектор колена в 180°, как и у обычного горизонтального звена цепи, выполнен округлым. Тем самым асимметрия касается только наружной стороны колен 4, 5, таким образом, обращенного наружу сектора в 180°. Колена 4, 5, в совокупности, простираются в срединной плоскости «х-у» более чем на 180°.

Колено 4 относительно срединной плоскости «х-у» является асимметричным из-за наличия направляющей поверхности 8, простирающейся сквозь срединную плоскость «х-у». Направляющая поверхность 8 может быть образована двумя отдельными поверхностями 9, 9.1. Отдельные направляющие поверхности 9, 9.1 в таком случае имеют некоторый наклон по отношению к оси «у», так что между этими двумя поверхностями 9, 9.1 образуется ребро 10, и отдельные поверхности 9, 9.1, таким образом, располагаются под определенным наклоном к обоим плечам 7, 7.1. Однако направляющая поверхность 8 может быть сплошной, так что тогда, в принципе, отдельные поверхности 9, 9.1 в направлении вдоль оси «у» лежат в одной плоскости. Направляющая поверхность 8 в показанном примере выполнения, как это более наглядно демонстрирует вид сбоку на фиг. 3, простирается примерно на 75% высоты h1 горизонтального звена 2. Высота h1 представляет собой показанную на фиг. 3 высоту горизонтального звена 2 в области колена 4. Направляющая поверхность 8, или отдельные направляющие поверхности 9, 9.1, через колено переходят в показанную на фигурах верхнюю сторону звена. То же самое действительно и для перехода к нижней стороне 11 колена 4. В приводной цепи транспортера все горизонтальные звенья цепи 2 установлены с одинаковой ориентацией, а именно, таким образом, что направляющая поверхность 8 относительно ориентации бесконечной цепи указывает наружу. Это означает, что нижняя сторона 11 колена 4 горизонтального звена цепи 2 обращена ко дну транспортировочного лотка. Направляющая поверхность 8 способствует тому, что протягиваемые сквозь подаваемый материал горизонтальные звенья цепи 2 прижимаются в направлении дна транспортировочного лотка. Таким способом нежелательное всплывание, наблюдаемое у обычных горизонтальных звеньев цепи, эффективно предупреждается. Исполнение ребра 10, проходящего в срединной плоскости «х-z», к тому же способствует определенному центрированию. Наряду с этим, благодаря описанным выше мерам горизонтальное звено цепи 2 можно протягивать сквозь подаваемый материал, прилагая меньшее усилие.

На фиг. 3 прерывистой линией обозначена площадь поперечного сечения обычного горизонтального звена цепи такого же номинального диаметра в колене 4. Сравнение геометрии поперечного сечения колена 4 горизонтального звена цепи 2 с геометрией поперечного сечения обычного горизонтального звена цепи наглядно демонстрирует, что для формирования асимметрии в срединной плоскости «х-у», на наружной стороне колена, обращенной в противоположную сторону от внутреннего пространства звена 6, имеется значительно большее количество материала. Этот материал, путем формирования направляющей поверхности 8 под наклоном к нижней стороне 11, приводит к тому, что нижняя сторона 11 колена 4 значительно удлинена. Нижняя сторона 11 выполнена плоской и служит в качестве поверхности прилегания, которой колено 4 опирается на дно впадины для звена цепи на цепном зубчатом колесе. Таким образом, путем выполнения направляющей поверхности 8 не только формируется направляющаяся поверхность, но и, кроме того, поверхность прилегания во впадине для звена цепи на цепном зубчатом колесе в этом месте увеличивается для минимизации износа.

И колено 5 в показанном примере выполнения относительно срединной плоскости «х-у» выполнено асимметричным. Асимметричное исполнение особенно хорошо различимо на сечении, показанном на фиг. 3. Колено 5 имеет два продолжения поверхностей привода 12, 12.1, которые отформованы на наружной поверхности колена 5 и простираются в виде продолжений плеч звена 7, 7.1 в направлении, противоположном направлению подачи, за пределы края колена 5, обращенного в сторону, противоположную направлению подачи. Эти два продолжения поверхностей привода 12, 12.1 разнесены друг от друга и охватывают средний отрезок колена 13 в направлении оси «у». Как следует из сечения, показанного на фиг. 3, средний отрезок 13 колена имеет в сечении круглую форму. На этом среднем отрезке колена 13 шарнирует вертикальное звено 3.1, которое может шарнировать на нем вокруг оси «у» в обоих направлениях беспрепятственно. Продолжения поверхностей привода 12, 12.1 в показанном примере исполнения простираются и за верхний край звена, что видно по верхней стороне 14 плеча 7, 7.1, горизонтального звена 2, и таким образом имеют высоту h2, которая больше, чем высота h1 в остальных местах горизонтального звена 2. Большая по значению высота h2 продолжений поверхностей привода 12, 12.1 служит для увеличения заднего края продолжений поверхностей привода 12, 12.1, которые, соответственно, несут поверхность привода 15, 15.1 (см. также фиг. 4). Поверхности привода 15, 15.1 служат для горизонтального звена цепи 2 в качестве рабочей поверхности, за которую боковая поверхность зуба цепного зубчатого колеса зацепляется для привода приводной цепи транспортера, изготовленной с горизонтальными звеньями цепи 2. Поверхности привода 15, 15.1 имеют наклон относительно вертикали. На показанном примере исполнения поверхности привода 15, 15.1 выполнены плоскими. Это связано с тем, что и боковая поверхность зуба, передающая усилие для привода приводной цепи, в которую установлено горизонтальное звено 2, входящая в зацепление с этими поверхностями, выполнена плоской. Вместо такого исполнения приводных поверхностей 15, 15.1 эти поверхности могут быть изогнутыми, в особенности могут иметь изгиб выпуклой формы. Нижняя сторона 16 колена 5 так же, как и нижняя сторона 11 колена 4, выполнена плоской, поскольку эта поверхность служит в качестве поверхности прилегания во впадине для звена цепи на цепном зубчатом колесе. На показанном примере исполнения нижние стороны 11, 16 колен 4, 5 лежат в одной плоскости. Тем самым, и сконструированные в качестве поверхностей прилегания нижние стороны 11, 16 колен 4, 5 представляют собой функциональные поверхности.

Исполнение продолжений поверхностей привода 12, 12.1 эффективно предупреждает возникновение так называемой «утиной гузки» (сплющивания), которая у обычных горизонтальных звеньев цепи возникает вследствие зацепления в выемки на цепном зубчатом колесе.

В то время как вертикальное звено цепи 3.1, как уже было описано ранее, относительно горизонтального звена 2 может шарнировать вокруг оси «у» беспрепятственно, возможность его шарнирования вокруг оси «z» ограничивается вследствие большей высоты продолжений поверхностей привода 12, 12.1. Для приводной цепи транспортера это не создает проблем, поскольку в этом направлении особая свобода шарнирования не требуется. В этом направлении вертикальное звено 3.1 может поворачиваться относительно горизонтального звена 2 всего на несколько градусов.

В другом, не показанном на фигурах усовершенствовании, предусмотрено, что колено, обращенное в сторону, противоположную сторону подачи, и в направлении оси «z» выступает над нижней стороной.

Шарнирующее по колену 4 вертикальное звено цепи 3, напротив, может свободно шарнировать вокруг оси «z» относительно горизонтального звена 2 в обоих направлениях. Из-за асимметричного исполнения колена 4, обращенного в направлении подачи, затруднена возможность шарнирования вокруг оси «у», однако только в одном направлении, а именно - в направлении наружу. Возможность шарнирования в этом направлении не требуется, во всяком случае, не в каждом шарнирном соединении звена цепи. Возможность шарнирования в другом направлении вокруг оси «у» обеспечивается без каких-либо затруднений, чтобы приводная цепь транспортера могла перемещаться вокруг цепного зубчатого колеса. На фиг. 5 показан вид участка цепи 1 сбоку, причем горизонтальное звено цепи 2 установлено во впадину для звена цепи 17 цепного зубчатого колеса 18, не показанного более подробно. Впадина 17 для звена цепи ограничивается двумя зубьями 19, 19.1. Наглядно видно прилегание поверхности 20 зуба цепи 19 к поверхности привода 15 продолжения поверхности привода 12 на большой площади. Благодаря этому прилеганию большой площади, прежде всего вследствие существенно меньшего удельного давления, износ поверхности, по сравнению с обычным расположением элементов привода, существенно снижается. Увеличенная высота поверхностей привода 15, 15.1 в направлении оси «z» обусловливает то, что переворачивать приводные цепи больше не требуется, так что возникающие в ином случае затраты на снятие и установку больше не возникают. Таким образом прерывать добычу для целей переворачивания приводной цепи, установленной в скребковый транспортер, больше не требуется.

Показанное на фигурах горизонтальное звено цепи 2 является асимметричным и относительно срединной плоскости «у-z», поскольку колено 4, обращенное в сторону привода, с точки зрения своей формы отличается от колена 5. Горизонтальное звено цепи 2 относительно срединной плоскости «x-z» выполнено симметричным. Тем не менее, и относительно этой плоскости может быть предусмотрена асимметрия, например, различие в исполнении присоединительных выемок для скребков. Это возможно, прежде всего, с учетом того обстоятельства, что приводные цепи, оснащенные такими горизонтальными звеньями, переворачивать больше не требуется.

Горизонтальное звено цепи 2, а также показанные на этом примере исполнения вертикальные звенья 3, 4 являются поковками.

Изобретение описано с помощью примера исполнения, со ссылкой на фигуры. Пример исполнения касается конструкции звена цепи согласно формуле изобретения, в виде горизонтального звена цепи, являющегося частью приводной цепи транспортера для применения в скребковом транспортере. Свойства и преимущества, описанные для этого примера исполнения звена цепи согласно изобретению, могут быть переданы также и многим другим исполнениям.

Для специалиста без каких-либо затруднений очевидны и другие разновидности воплощения изобретения, не выходящие за объем заявленной формулы изобретения.

1. Звено (2) цепи, соединяющее два других зацепленных с ним звена (3, 3.1) цепи с образованием круглостальной цепи в виде приводной цепи скребкового транспортера, имеющее два колена (4, 5) и два плеча (7, 7.1), соединяющие колена (4, 5), при этом звено на наружной стороне, обращенной в противоположную сторону от внутреннего пространства (6) звена (2), имеет по меньшей мере одну рабочую поверхность (8, 11, 15, 15.1, 16), отличающееся тем, что оно выполнено асимметричным на по меньшей мере одном из колен (4, 5) относительно по меньшей мере одной из асимметричных срединных плоскостей x-y, где x - направление длины звена (2) цепи, y - направление ширины звена (2) цепи.

2. Звено (2) цепи по п. 1, отличающееся тем, что по меньшей мере одно из колен (4, 5) выполнено асимметричным за счет размера поперечного сечения одного из колен (5, 4).

3. Звено цепи (2) по п. 2, отличающееся тем, что по меньшей мере одно из колен (4, 5) относительно асимметричной срединной плоскости «x-y» является асимметричным с возможностью ограничения свободы перемещения шарнирующего по нему звена (3, 3.1) цепи.

4. Звено цепи по п. 3, отличающееся тем, что звено (2) цепи является горизонтальным звеном (2) цепи.

5. Звено цепи по п. 4, отличающееся тем, что рабочая поверхность (8) выполнена в виде направляющей поверхности (8) колена (4), обращенного в сторону поверхности подачи приводной цепи, имеющей горизонтальные звенья (2), при этом направляющая поверхность (8) имеет распространяющуюся не менее чем на 50% высоту (h1) в направлении оси z горизонтального звена (2) и выполнена с наклоном.

6. Звено цепи по п. 5, отличающееся тем, что направляющая поверхность (8) выполнена не менее чем на 70% высоты (h1) горизонтального звена (2).

7. Звено цепи по п. 5, отличающееся тем, что направляющая поверхность (8) имеет одинаковую или примерно одинаковую протяженность по высоте (h1) горизонтального звена цепи (2) по обе стороны от срединной плоскости «x-y».

8. Звено цепи по одному из пп. 5-7, отличающееся тем, что нижняя сторона (11) колена (4), образующая с направляющей поверхностью (8) острый угол, выполнена плоской для образования нижней поверхности прилегания колена (4) во впадине (17) для звена цепи цепного зубчатого колеса (18) скребкового транспортера.

9. Звено цепи по одному из пп. 5-7, отличающееся тем, что рабочая поверхность (15, 15.1) выполнена в виде поверхностей (15, 15.1) привода для зацепления поверхности (20) зуба (19) цепного зубчатого колеса (18) скребкового транспортера, при этом колено (5) обращено в противоположную сторону от направления поверхности подачи приводной цепи, состоящей из горизонтальных звеньев (2), на участках, примыкающих к отрезку (13) колена для шарнирования вертикального звена (3.1) цепи по обе стороны от этого отрезка (13).

10. Звено цепи по п. 9, отличающееся тем, что поверхности (15, 15.1) привода имеют продолжения в виде поверхностей (12, 12.1), при этом поверхности (15, 15.1) привода имеют направления, противоположные направлениям поверхностей (12, 12.1) продолжения поверхностей (15, 15.1) привода, которыми охвачен средний отрезок колена (13) в направлении оси «y» с обеих сторон.

11. Звено цепи по п. 9, отличающееся тем, что нижняя сторона (16) колена (5), образующая тупой угол с поверхностями (15, 15.1) привода, выполнена плоской.

12. Звено цепи по п. 10, отличающееся тем, что высота верхнего края поверхностей (12, 12.1) продолжения поверхностей (15, 15.1) привода по сравнению с верхним краем, охватываемым этими поверхностями (12, 12.1) среднего отрезка (13) колена, выполнена увеличенной.

13. Звено цепи по п. 12, отличающееся тем, что общая высота поверхностей (12, 12.1) продолжения поверхностей (15, 15.1) привода больше, чем внутренняя ширина вертикального звена (3.1) цепи, шарнирующего в среднем отрезке (13) этого колена (5).

14. Стальная звеньевая цепь с отдельными зацепленными друг в друга звеньями цепи, состоящая из чередующихся горизонтальных звеньев цепи (2) и вертикальных звеньев цепи (3, 3.1), характеризующаяся тем, что горизонтальные звенья (2) выполнены по одному из пп. 5-12.



 

Похожие патенты:

Приводная цепь для скребкового транспортера содержит горизонтальные звенья цепи (1) с двумя соединяющими колена (6, 6.1) плечами (3, 3.1), которые на своих обращенных наружу сторонах (7, 7.1) соответственно имеют участок крепления (2, 2.1), выполненный таким образом, что на нем в продольном направлении горизонтального звена путем геометрического замыкания может быть закреплен скребок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных роликовых или втулочных цепях. Пластина с отверстиями звена приводной роликовой цепи имеет контур, выполненный с сопряженными криволинейными в виде дуг окружностей оконечной и срединной частей контура.

Горизонтальное звено (3) цепи для соединения двух зацепленных в него вертикальных звеньев (2) для приводной цепи (1) скребкового транспортера на своей наружной стороне, обращенной в противоположную сторону от его внутреннего пространства (7), имеет несколько функциональных зон (F1-F4), например, для присоединения скребка.

Плоское звено цепи (2) для приводной цепи (1), при вертикальной ориентации звена, в области плеч (4, 4.1), соединяющих оба колена (8, 9), имеет в вертикальном направлении высоту плеча Н, которая меньше, чем максимальная ширина плеча BS.

Изобретение относится к элементам конвейера для транспортировки сыпучих материалов, более конкретно к цепи, используемой в забойных конвейерах. Техническим результатом является уменьшение веса и повышение прочности звена цепи конвейера.

Изобретение относится к внутрипечным техническим устройствам интенсификации процесса обжига во вращающихся печах. Цепь содержит соединенные между собой сварные или литые звенья овальной или круглой формы.

Звено цепи для тепловых завес вращающихся обжиговых печей, в частности для изготовления клинкера в цементном производстве по мокрому способу, представляет собой тороидное тело, имеющее развитую поверхность за счет выполненных на нем выпуклостей.

Пластина звена приводной роликовой или втулочной цепи выполнена по всей толщине в виде криволинейного профиля, у которого оконечные части расположены оппозитно относительно поперечной оси профиля и очерчены дугами окружностей.

Изобретение относится к области теплообменных устройств, в частности к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов. Цепь содержит соединенные между собой звенья, тело каждого из которых имеет поперечное сечение с профилем, представляющим собой овалообразную фигуру.

Изобретение относится к области теплообменных устройств, в частности к цепным завесам для вращающихся печей промышленности строительных материалов. .

Изобретение относится к элементам конвейера для транспортировки сыпучих материалов, более конкретно к цепи, используемой в забойных конвейерах. Техническим результатом является уменьшение веса и повышение прочности звена цепи конвейера.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в вариаторных передачах. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным цепям. .

Изобретение относится к звеньевым цепям. .

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к разборным цепям. .

Приводная цепь для скребкового транспортера содержит горизонтальные звенья цепи (1) с двумя соединяющими колена (6, 6.1) плечами (3, 3.1), которые на своих обращенных наружу сторонах (7, 7.1) соответственно имеют участок крепления (2, 2.1), выполненный таким образом, что на нем в продольном направлении горизонтального звена путем геометрического замыкания может быть закреплен скребок.
Наверх