Подшипник качения



Подшипник качения
Подшипник качения

 


Владельцы патента RU 2604753:

Демидов Герман Викторович (RU)
Филонов Николай Васильевич (RU)
Хаиров Леонард Шамсиевич (RU)
Егорова Елена Ивановна (RU)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ" (КНИТУ-КАИ) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях промышленности. Подшипник качения содержит однобортовое наружное и двухбортовое внутреннее кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов двухступенчатого типа, и большим диаметром ступени контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньшим диаметром ступени - только с дорожкой качения его внутреннего кольца, наружное кольцо установлено на тела качения с предварительным натягом. Участки больших ступеней роликов выполнены с возможностью контактирования с дорожками качения наружного кольца и внутреннего кольца по линии и расположены с зазором в проточках меньших ступеней роликов. Участок большой ступени ролика может быть выполнен в виде втулки с центральным отверстием по диаметру меньшей ступени ролика и установлен с зазором соосно по отношению к меньшей ступени ролика. Технический результат: повышение грузоподъемности подшипника. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех областях промышленности.

Известны роликовые радиальные однорядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами с бортами на внутреннем кольце и без бортов на наружном кольце (основное конструктивное исполнение), см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т.: Т. 2. - 8-ое изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 2001. с. 85.

Известны также роликовые радиальные игольчатые или роликовые радиальные подшипники с длинными цилиндрическими роликами с наружным и внутренним кольцами без сепаратора, см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в 3-х т.: Т. 2. - 8-ое изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 2001. с. 86.

Одним из недостатков известных стандартных подшипников качения является их низкая грузоподъемность.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению и взятому в качестве прототипа является подшипник качения, радиальный роликовый (патент RU №2226627, F16C 19/22 от 10.04.2004 г., бюл. 10), содержащий одно наружное и два внутренних кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов двухступенчатого типа, большая ступень роликов верхнего яруса, имеющая два участка, контактирует только с дорожкой качения наружного кольца по линии, а большие ступени роликов нижнего яруса, выполненные с тремя участками, контактируют только с дорожкой качения внутреннего кольца по линии, а меньшие ступени верхнего яруса, выполненные с тремя участками, контактируют по линии с большими ступенями роликов нижнего яруса, а наружное кольцо установлено на тела качения с предварительным натягом.

Недостаток известного подшипника качения состоит в том, что в нем радиальная нагрузка от наружного кольца последовательно передается ролику верхнего яруса, далее ролику нижнего яруса и лишь затем внутреннему кольцу. Это обстоятельство, в условиях малых радиальных размеров подшипника, ограничивает число роликов, непосредственно передающих радиальную нагрузку от наружного кольца внутреннему кольцу, и, следовательно, ограничивает величину радиальной грузоподъемности подшипника.

Решаемой технической задачей настоящего изобретения является повышение грузоподъемности подшипника.

Технический результат достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем внутреннее и наружные кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов двухступенчатого типа, больший диаметр ступени которых контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени - только с дорожкой качения его внутреннего кольца, наружное кольцо установлено на тела качения с предварительным натягом, согласно которому наружное кольцо выполнено однобортовым, а внутреннее кольцо выполнено двухбортовым, при этом участки больших ступеней роликов выполнены с возможностью контактирования с дорожками качения наружного кольца и внутреннего кольца по линии и расположены с зазором в проточках меньших ступеней роликов.

Технический результат достигается тем, что, по крайней мере, один участок большой ступени ролика выполнен в виде втулки с центральным отверстием по диаметру меньшей ступени ролика и установлен с зазором соосно по отношению к меньшей ступени ролика.

Данное исполнение позволяет увеличить грузоподъемность подшипника за счет увеличения числа роликов, непосредственно передающих радиальную нагрузку от наружного кольца внутреннему кольцу.

Известно, что радиальную нагрузку воспринимают только нижние ролики, а верхние и боковые - не воспринимают. Наибольшая нагрузка приходится на центральный ролик - он несет нагрузку, в 4-6 раз большую средней, которая имела бы место, если бы все ролики воспринимали нагрузку поровну (http://detalmach.ru/lect7.htm#_Распределение_нагрузки_между_телами_качения). В практических расчетах для роликовых подшипников принимают

F0=4,6·Fr/z,

где

F0 - радиальная нагрузка на центральный ролик,

Fr - радиальная нагрузка на подшипник,

z - число роликов.

Для пояснения технической сущности рассмотрим чертежи, где на фиг. 1 представлен общий вид роликового подшипника качения, на фиг. 2 схематически показан подшипник качения с роликом и втулкой, на фиг. 3 представлен подшипник качения в разрезе, где

1 - наружное кольцо;

2 - внутреннее кольцо;

3, 4 - ролики,

5 - втулка.

Подшипник качения, представленный на фиг. 1- 3 состоит из наружного однобортового кольца 1, внутреннего кольца 2 с двумя бортами, роликов 3, 4. Ролики 3 выполнены двухступенчатого типа, большая ступень ролика выполнена с четырьмя участками и контактирует по линии с дорожкой качения наружного кольца 1 и с дорожками качения внутреннего кольца 2. Ролики 3 содержат три проточки - меньших ступеней ролика, в которые с зазором входят три участка больших ступеней роликов 3. Каждый из роликов 3 контактирует по четырем линиям с дорожками качения наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2.

На фиг. 2 представлен ролик 4, в котором два участка большей ступени выполнены в виде втулки 5 с центральным отверстием по диаметру меньшей ступени ролика. Втулки 5 установлены соосно по отношению к меньшей ступени ролика 4 с зазором.

Подшипник качения работает следующим образом.

При вращении внутреннего кольца 2 ролики 3 своими большими ступенями обкатываются по дорожке качения внутреннего кольца 2 и наружного кольца 1. Наружное кольцо 1 установлено на тела качения 3 с предварительным натягом. Радиальный зазор отсутствует. Радиальная нагрузка от наружного кольца 1 передается ролику 3 и затем непосредственно внутреннему кольцу 2. Исполнение подшипника, приведенное на фиг. 1, позволяет увеличить число роликов 3, передающих радиальную нагрузку от наружного кольца1 внутреннему кольцу 2, в 1.3 раза.

Таким образом, по сравнению с известными подшипниками качения предложенный роликовый подшипник качения позволит уменьшить радиальную нагрузку на центральный ролик в 1.3 раза и, следовательно, увеличить радиальную грузоподъемность подшипника в 1.3 раза.

Использование ролика 4, приведенного на фиг. 2, с участком большей ступени в виде втулки 5 позволяет за счет снижения жесткости втулки 5 оптимизировать распределение нагрузки по длине ролика 4, и это способствует повышению грузоподъемности подшипника.

1. Подшипник качения, содержащий внутреннее и наружные кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов двухступенчатого типа, больший диаметр ступени которых контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени - только с дорожкой качения его внутреннего кольца, наружное кольцо установлено на тела качения с предварительным натягом, отличающийся тем, что наружное кольцо выполнено однобортовым, а внутренне кольцо выполнено двухбортовым, при этом участки больших ступеней роликов выполнены с возможностью контактирования с дорожками качения наружного кольца и внутреннего кольца по линии и расположены с зазором в проточках меньших ступеней роликов.

2. Подшипник качения по п. 1, отличающийся тем, что, по крайней мере, один участок большей ступени ролика выполнен в виде втулки с центральным отверстием по диаметру меньшей ступени ролика и установлен с зазором соосно по отношению к меньшей ступени ролика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (5) с двумя цилиндрическими дорожками качения (6), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (7), наружное разрезное кольцо (1) с двумя цилиндрическими дорожки качения (2) на его половинах и буртиками (3) на их внешних сторонах, и тела качения в виде роликов (8).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее разрезное кольцо (4) с цилиндрическими дорожками качения (5) на его половинах и буртиками (6), расположенными по внешним краям дорожек качения (5), наружное кольцо (1) с двумя цилиндрическими дорожками качения (2), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (3), тела качения в виде роликов (7).

Изобретение относится к двухрядным коническим роликовым упорным подшипникам. Двухрядный конический роликовый упорный подшипник (10) содержит нижнюю пластину (11), имеющую внутреннюю и внешнюю конические дорожки (12, 13) качения; верхнюю пластину (14), имеющую плоскую дорожку (15) качения, соответствующие ряды внутренних и внешних роликов (16, 17), в которых наибольший диаметр внутренних роликов (16) не меньше, чем наибольший диаметр внешних роликов (17).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (5) с двумя цилиндрическими дорожками качения (6), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (7), и снабженное буртиком (8) на внешней стороне кольца, наружное кольцо (1), выполненное цельным с цилиндрическими дорожками качения (2) и снабженное буртиком (8) на внешней стороне кольца, тела качения в виде роликов (9).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (4) с двумя цилиндрическими дорожками качения (5), разделенными в центральной части кольца общим буртиком (6), наружное разрезное кольцо (1), снабженное цилиндрическими дорожками качения (2) на его половинах, ограниченными буртиками (3) на их внешних сторонах, тела качения в виде роликов (7).

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к подшипникам качения. Роликовый подшипник качения содержит внутреннее кольцо (1) и наружное кольцо (6), каждое с дорожкой качения, и расположенные между дорожками качения тела качения в виде цилиндрических роликов (10).

Изобретение касается подшипникового устройства с улавливающим подшипником. Подшипниковое устройство содержит подшипник, в котором вал установлен с возможностью вращения, и улавливающий подшипник (1), который удерживает вал при выходе подшипника из строя.

Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к подшипникам качения. Наиболее эффективно применение разработанного подшипника в качестве игольчатого роликоподшипника.

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Роликовый подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения с буртиками (3) с обеих сторон дорожек качения, тела качения в виде цилиндрических роликов (4), имеющих сферическую форму на концах, сепаратор для разделения тел качения, сопряжения дорожек качения с буртиками (3) выполненные в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцев роликов (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роликовым подшипникам качения. Радиальный роликовый подшипник качения содержит безбортовое наружное кольцо (1), внутренняя поверхность которого образует цилиндрическую дорожку качения, двухбортовое внутреннее кольцо (2), между бортами которого образована цилиндрическая дорожка качения, тела качения, выполненные в виде цилиндрических роликов (3).

Изобретение относится к двухрядным коническим роликовым упорным подшипникам. Двухрядный конический роликовый упорный подшипник (10) содержит нижнюю пластину (11), имеющую внутреннюю и внешнюю конические дорожки (12, 13) качения; верхнюю пластину (14), имеющую плоскую дорожку (15) качения, соответствующие ряды внутренних и внешних роликов (16, 17), в которых наибольший диаметр внутренних роликов (16) не меньше, чем наибольший диаметр внешних роликов (17).

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Редукционный подшипник второго типа содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов.

Изобретение относится к коническому роликовому подшипнику для опоры с возможностью вращения первой машинной части относительно второй машинной части, в частности, для опоры с возможностью вращения роторного вала ветросиловой установки.

Изобретение относится к коническому роликовому подшипнику с наружным кольцом (17, 27), с внутренним кольцом (24, 42) и с коническими роликами (13, 23), которые введены в обойму (41, 51) и которые могут кататься по внутренней дорожке качения наружного кольца (17, 27) и по внешней дорожке качения внутреннего кольца (24, 42).

Изобретение относится к подшипникам качения с многоопорными роликами. Подшипник качения включает внутреннее и наружное кольца, многоопорные ролики.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Подшипник качения со ступенчатыми роликами содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов, диаметр большей ступени (3) которых контактирует с дорожкой качения внутреннего кольца (2) подшипника, а диаметр меньшей ступени (4) контактирует с дорожкой качения его наружного кольца (1).

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Подшипник качения со ступенчатыми роликами содержит наружное кольцо (1) и внутреннее кольцо (2) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде установленных в гнездах сепаратора двухступенчатых роликов, диаметр большей ступени (3) которых контактирует с дорожкой качения кольца (1), а диаметр меньшей ступени (4) контактирует с дорожкой качения его кольца (2).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Подшипник содержит наружное разрезное кольцо (1) с торообразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо (2) со сферической дорожкой качения, тела качения в виде роликов (3) с вогнутым профилем, который сопряжен с дорожками качения колец (1, 2) и сепараторы для разделения роликов (3).

Изобретение относится к сферическим подшипникам качения и предназначено для поддержания валов и осей в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания и восприятия действующих на них нагрузок.

Изобретение относится к энергетике. Предложена опора турбины высокого давления, содержащая корпус подшипника с силовыми спицами, закрепленными на корпусе турбины, наружное кольцо подшипника, установленное в корпусе между упорным буртом и гайкой, и роликоподшипник, взаимодействующий с ротором турбины.
Наверх