Способ тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта. Над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку, у которой задают нужные направления выбрасывания спортивных снарядов в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса. С помощью сенсорного экрана компьютера, на котором отображен корт, задают последовательность зон корта, в которые спортсмену необходимо направить спортивный снаряд, разыгрывая заданную тактическую комбинацию. Спортсмен размещается в игровом центре, пушка выбрасывает спортивные снаряды в соответствии с заданной тактической комбинацией, компьютер управляемым световым излучателем после каждого выброса спортивного снаряда создает на поверхности корта в заданном месте световое пятно заданного диаметра. Спортсмен перемещается к точке предполагаемого падения спортивного снаряда, выполняет заданный технический прием, направляя спортивный снаряд в центр созданного светового пятна, и возвращается в игровой центр. Полет спортивного снаряда и место его падения снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер. Компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центр места падения спортивного снаряда, расстояние между центром светового пятна и центром места падения спортивного снаряда. По окончании розыгрыша тактической комбинации компьютер сохраняет в архиве последовательность формирования световых зон заданной тактической комбинации, вычисляет среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами световых пятен и местами падения спортивного снаряда, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор. По величине среднеарифметического значения оценивают точность технических действий. Способ позволяет тренировать игровые навыки спортсмена, повышать его тактико-техническую подготовку, индивидуализировать тренировочный процесс, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта, преимущественно теннисистов и бадминтонистов.

В игровых видах спорта от спортсмена требуется быстрая оценка соревновательных ситуаций, принятие адекватных решений и тактико-техническое мастерство при выполнении двигательных действий [1, 2].

Тактическая подготовка - это процесс формирования системы ведения игры. В процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством для ведения игры, в процессе тактической подготовки приобретает умение владеть техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях [3]. При тактической подготовке тренер с игроками разбирают типичные игровые ситуации и «обыгрывают» их.

Известен способ тактической подготовки с использованием графического материала, показывающий статическое положение игроков в той или иной ситуации, например в атаке или в защите [4].

Известен способ тренировки игроков спортивных игр, заключающийся в осуществлении физической подготовки и обучении тактическому мышлению, которое включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с использованием карточек с нанесенными на них игровыми ситуациями, отличающийся тем, что используют по меньшей мере два комплекта карточек, каждый разного цвета, состоящих из пронумерованных карт, в одном из которых карточки характеризуют исходный вариант игровой ситуации, а в других наборах - ситуацию с разнесением по времени, при этом обучающийся, используя карточки из разных наборов, моделирует игровую ситуацию последовательно в динамике, а правильность последовательности сверяют по контрольным карточкам, на которых нанесены в виде цифр правильные номера, соответствующие номерам на обратной стороне карточек с игровыми ситуациями [5].

Недостатком способов является то, что анализируемая игровая ситуация статична, число предлагаемых к рассмотрению игровых ситуаций ограничено. Обучение тактическому мышлению в данных способах не сопровождается выполнением технических действий, тактическая подготовка оторвана от технической.

Эффективность двигательных действий зависит от моторных возможностей [6], обусловленных способностью совершать двигательные действия в пределах короткого времени, называемой быстротой и точностью движений, под которой понимают качество двигательного акта, реализованного с соблюдением заранее установленной системы характеристик [7].

Известен способ диагностики двигательных функций человека, включающий регистрацию траекторий совместного движения глаза, головы и руки при тесте на скачкообразно предъявляемые зрительные стимулы, измерение латентных периодов, длительностей, максимальных скоростей и количества множественных саккадических движений глаза, головы и руки и сравнение их с эталонной нормой, отличающийся тем, что движение обоих глаз регистрируют одновременно, при этом дополнительно измеряют разность латентных периодов, длительностей и количества множественных саккадических движений глаз, а также отношение их максимальных скоростей и по полученным характеристикам диагностируют двигательные функции [8].

Недостатком способа является невозможность определения точности двигательных действий.

Известен способ оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта, заключающийся в том, что испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещена метка и точечный объект, точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, определяют максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, оценку точности двигательных действий испытуемого принимают равной максимальному абсолютному значению ошибки несовпадения точечного объекта и метки [9].

В данном способе определяется максимальное абсолютное значение ошибки несовпадения точечного объекта и метки, которое характеризует вероятность ошибки в серии двигательных действиях, то есть вероятность технического брака, однако точность серии двигательных действиях не оценивается.

Известен способ (патент WO 96/25986, A63B 71/06), касающийся фиксирования поверхности соприкосновения объекта, присутствующего в спорте (мяч, игрок, шина, полоз и т.п.) с контактным основанием (грунт, поверхность стола, ограничение поля и т.п.), где используется дополнительно маркировка площадки на основе металлического порошка, с целью улучшить отличие ограничивающих полос от самой площадки и тем самым повысить четкость определения местоположения спортивного объекта по инфракрасному следу.

Недостатком способа при тренировке в теннисе и бадминтоне является то, что фиксируется только область контакта спортивного снаряда (теннисного мяча или волана) с поверхностью корта. Тепловой отпечаток, возникший в результате удара спортивного снаряда о поверхность корта, не позволяет оценить точность выполнения технического приема.

Ни один из известных способов не может быть принят в качестве прототипа к предлагаемому способу тактико-технической подготовки спортсменов в теннисе и бадминтоне.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности тактико-технической подготовки спортсмена путем многовариантного моделирования простых и сложных игровых комбинаций, оценки точности технических действий.

Технический результат достигается тем, что над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку (для тенниса или бадминтона), у пушки задают нужные направления выбрасывания спортивного снаряда в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса; прикосновением к сенсорному экрану компьютера, на котором отображен корт, задают последовательность зон корта, в которые спортсмену необходимо направить спортивный снаряд, разыгрывая заданную тактическую комбинацию; спортсмен размещается в игровом центре, пушка выбрасывает спортивные снаряды в соответствии с заданной тактической комбинацией, компьютер управляемым световым излучателем после каждого выброса спортивного снаряда создает на поверхности корта в заданном месте световое пятно заданного диаметра; спортсмен перемещается к точке предполагаемого падения спортивного снаряда, выполняет заданный технический прием, направляя спортивный снаряд в центр созданного светового пятна, и возвращается в игровой центр; полет спортивного снаряда и место его падения снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центра места падения спортивного снаряда, расстояние между центром светового пятна и центром места падения спортивного снаряда; по окончании розыгрыша тактической комбинации компьютер сохраняет в архиве последовательность формирования световых зон заданной тактической комбинации, вычисляет среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами световых пятен и местами падения спортивного снаряда, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор; по величине среднеарифметического значения оценивают точность технических действий.

Предлагаемый способ тактико-технической подготовки теннисистов или бадминтонистов осуществляется следующим образом.

Над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку, у которой задают нужные направления выбрасывания спортивных снарядов в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса.

С помощью сенсорного экрана компьютера, на котором отображен корт, задают последовательность зон корта, в которые спортсмену необходимо направить спортивный снаряд, разыгрывая заданную тактическую комбинацию.

Спортсмен размещается в игровом центре, пушка выбрасывает спортивные снаряды в соответствии с заданной тактической комбинацией, компьютер управляемым световым излучателем после каждого выброса спортивного снаряда создает на поверхности корта в заданном месте световое пятно заданного диаметра. Спортсмен перемещается к точке предполагаемого падения спортивного снаряда, выполняет заданный технический прием, направляя спортивный снаряд в центр созданного светового пятна, и возвращается в игровой центр.

Полет спортивного снаряда и место его падения снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер. Компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центр места падения спортивного снаряда, расстояние между центром светового пятна и центром места падения спортивного снаряда.

По окончании розыгрыша тактической комбинации компьютер сохраняет в архиве последовательность формирования световых зон заданной тактической комбинации, вычисляет среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами световых пятен и местами падения спортивного снаряда, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор. По величине среднеарифметического значения оценивают точность технических действий.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет тренировать игровые навыки теннисиста или бадминтониста, повышать его тактико-техническую подготовку, индивидуализировать тренировочный процесс, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым.

Таким образом, заявляемый способ тактико-технической подготовки теннисистов или бадминтонистов обладает новыми свойствами, обусловливающими получение заявленного технического результата.

Источники информации

1. Радчич И.Ю. Подходы к углубленной индивидуализации и технологии мониторинга подготовки игроков в связи с проблемой олимпийского отбора // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - С. 16-19.

2. Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Салахов Р.Э. Рефлексия и интуиция в структуре соревновательной деятельности спортсмена // Спортивный психолог. - 2009. - №3 (18). - С. 33-35.

3. Ковалев В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А. Спортивные игры: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1988. - С. 21.

4. Карл-Хайнц Хеддегорт. Новая футбольная школа. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 126-127.

5. Патент РФ 2366480, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков спортивных игр / Васильев Н.Н., Филинберг И.Н., Васильева В.В. Опубл. 10.09.2009.

6. Коренберг В.Б. Спортивные возможности и способности // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2009. - №3. - С. 3-9.

7. Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №3. - С. 3-8.

8. Патент 2146494 РФ, МПК A61B 5/103, A61B 5/16. Способ диагностики двигательных функций человека и устройство для его реализации / Базиян Б.Х., Дмитриев И.Э. Опубл. 20.03.2000.

9. Патент 2457785 РФ, МПК A61B 5/16. Способ оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / Закамский А.В., Полевщиков М.М. Роженцов В.В. Опубл. 10.08.2012.

Способ тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта, заключающийся в том, что над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку (для тенниса или бадминтона), у пушки задают нужные направления выбрасывания спортивного снаряда в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса; прикосновением к сенсорному экрану компьютера, на котором отображен корт, задают последовательность зон корта, в которые спортсмену необходимо направить спортивный снаряд, разыгрывая заданную тактическую комбинацию; спортсмен размещается в игровом центре, пушка выбрасывает спортивные снаряды в соответствии с заданной тактической комбинацией, компьютер управляемым световым излучателем после каждого выброса спортивного снаряда создает на поверхности корта в заданном месте световое пятно заданного диаметра; спортсмен перемещается к точке предполагаемого падения спортивного снаряда, выполняет заданный технический прием, направляя спортивный снаряд в центр созданного светового пятна, и возвращается в игровой центр; полет спортивного снаряда и место его падения снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центра места падения спортивного снаряда, расстояние между центром светового пятна и центром места падения спортивного снаряда; по окончании розыгрыша тактической комбинации компьютер сохраняет в архиве последовательность формирования световых зон заданной тактической комбинации, вычисляет среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами световых пятен и местами падения спортивного снаряда, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор; по величине среднеарифметического значения оценивают точность технических действий.



 

Похожие патенты:

Предложено устройство для тренировки футболистов, хоккеистов, баскетболистов. Оно содержит манекены спортсменов, при этом манекены выполнены в виде корпусных силуэтов спортсменов.

Тренажерное устройство для формирования техники и повышения частоты движения рук при беге относится к области создания спортивных тренажеров и может быть использовано в легкой атлетике для совершенствования техники бега на короткие дистанции.

Устройство для тренировки удара содержит основание, бочку и ударный элемент. Основание содержит верхнюю оболочку и нижнюю оболочку, выполненную из мягкого материала.

Тренажёр «Змейка» относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки хоккеистов в спортивном зале или на льду. Тренажёр собирается в фигуру, устанавливаемую параллельно или перпендикулярно поверхности пола или льда, при этом образуя препятствие для владения шайбой, имитирующее соперника.

Тренажёр для игры в бильярд относится к сфере игр и развлечений и является тренировочным устройством, в частности, для тренировок игры в бильярд. Устройство представляет собой основание с наклонной платформой и навесом, к которому радиально прикреплены мешочки из ткани, наполненные утяжеляющим материалом, выполняющие роль демпфера.

Изобретение относится к спортивным тренажерами к спортивным тренировочным устройствам и принадлежностям и предназначено для занятий боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей и т.п.
Изобретение относится к способам тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.

Изобретение относится к области спортивного инвентаря, а именно тренажерам, в частности к устройствам для изучения и совершенствования приемов борьбы самбо, дзюдо, вольной и греко-римской.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и предназначено для тренировки спортсменов на увеличение скорости движения рук и наработки скоростной выносливости, в том числе при занятиях боевыми искусствами, в частности боксом, рукопашным боем, кикбоксингом, в общем случае для подготовки бойцов ударных стилей.
Изобретение относится к способам тренировки взаимодействия группы участников каких-либо действий, при групповых перемещениях, в частности к способам тренировки сотрудников МЧС, спецназа и тренировки спортсменов в игровых и других видах спорта.

Изобретение относится к тренировочным устройствам для упражнений, имитирующих игру в настольный теннис. Устройство для тренировки техники настольного тенниса содержит струбцину с площадкой для крепления к столу с ребром с центральным и радиальными отверстиями, стойку, расположенное в подпружиненной относительно стойки серьге свободно вращающееся колесо, пружину, плотно насаженную одним концом на свободный конец стойки и жестко связанную вторым концом с серьгой колеса, а стойка имеет отверстия для закрепления винтами к радиальному и к центральному отверстиям ребра струбцины, и серьга колеса имеет перемещающийся в сквозном отверстии стойки гладкий стержень для сообщения прямолинейного перемещения колесу относительно стойки. Гладкий стержень имеет скользящий в продольном пазу стойки встроенный переставляемый резьбовой штырь для определения и фиксации углового положения и ограничения продольного перемещения колеса относительно стойки. Радиальные отверстия ребра струбцины выполнены овальными по радиусу их расположения, а отверстия стойки для ее закрепления винтами к радиальному и центральному отверстиям ребра струбцины выполнены резьбовыми для уменьшения времени переналадки при смене вида упражнений. Технический результат изобретения заключается в совершенствовании устройства, снижении трудоемкости изготовления и уменьшении времени переналадки при смене вида упражнений. 1 ил.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки игроков при отработке ударов в игровом хоккее на льду. Технический результат, заключающийся в возможности изменения скорости выкида шайбы и изменения угла выкида шайб, достигается благодаря тому, что устройство включает прямоугольную раму 1, выполненную из металлического профиля (уголка), прямоугольную металлическую столешницу 2 с частичным фторопластовым покрытием, соединенную с прямоугольной рамой 1 пружинными амортизаторами 3, ударный блок, включающий боек 4, выполненный в виде жестко соединенных друг с другом плоской прямоугольной пластины 5 и прямоугольного бруска 6 с присоединенным к его торцу блоком ударных пружин 7 и пневматическим гасителем колебаний 8. Ударный блок включает также сменный рычаг 9, выполненный в виде эксцентрика и установленный на оси вала редуктора 10, соединенного с электродвигателем 11 с частотным преобразователем. С целью изменения частоты удара по шайбе 15, сменный рычаг 9 может быть выполнен трехконечным (варианты) или с иным количеством лепестков. Электродвигатель 11 установлен на винтообразных валах 12 при помощи гаечных соединений 13. Винтообразные валы 12 жестко соединены с горизонтальной поверхностью столешницы 2. Устройство включает также трубу 14 подачи шайб 15, расположенную под прямым углом к поверхности столешницы 2 и соединенную с узлом изменения угла выкида шайб, выполненным в виде сборной скобы 16, соединенной с трехходовым магнитным клапаном и электродвигателем 17. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для создания оздоровительно-спортивных сооружений. Амфитеатр для водных развлечений, включающий неподвижную стационарную ванну круглой формы, в стенках которой равномерно по ее периметру вмонтированы горизонтальные насадки под острым углом, с подачей в них воды под напором из кругового коллектора, расположенного с внешней стороны ванны, при этом внутри ванны расположена чаша, заполненная водой, с возможностью вращения и плавучести с образованием водной поверхности параболоида вращения, причем чаша зафиксирована на центральном подшипнике и снабжена криволинейными лопатками, закрепленными снаружи к ее стенкам, а в стенках чаши и в крышке подшипника выполнены отверстия для водообмена внутри чаши. Обеспечивается получение криволинейной поверхности воды во вращающейся чаше бассейна. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

В заявке описано устройство для динамической растяжки, укрепления и стабилизации с целью коррекции осанки и переобучения. Устройство содержит пару создающих сопротивление лент в форме замкнутой петли и центральный ременный элемент, при этом создающие сопротивление ленты образуют замкнутую петлю приблизительно в форме восьмерки. Размер каждой петли из создающей сопротивление ленты выбран в соответствии с размером рук и плеч пользователя. Устройство может применяться в режиме стабилизации или режиме растяжки/укрепления и легко переводится из одного режима в другой с целью коррекции осанки пользователя и его переобучения. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценку проводят в условиях повторяющегося игрового теста на кольцевом маршруте с мобильной меткой и препятствиями, которые формируются при помощи устройств отображения дополненной реальности. Исследователь на мониторе, воспроизводящем изображения испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или программно-аппаратный комплекс фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта за счет использования устройств дополненной реальности и учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Изобретение относится к области спорта, в частности к тренировочным средствам, необходимым для подготовки к соревнованиям и развитию у спортсменов необходимых физических качеств в армейском рукопашном бою.Недостатком известного технического решения является невозможность обеспечения необходимой и достаточной комплексной тренировки спортсменов смешанных видов единоборств, в которых необходимы одновременно ударные и бросковые элементы боя, при этом важно то, чтобы работа рук и ног спортсмена в данном случае была согласованна, а также отсутствие качественного контроля выполняемых спортсменом действий (бросков, ударов).Предлагаемое устройство позволяет обеспечить комплексную тренировку спортсмена, его техническую подготовку, повысить скоростно-силовую выносливость, точность и силу ударов, определить силу наносимых ударов, а также усилие бросков, тренировать группу мышц, участвующих в бросковых приемах, совершенствовать тренировочный процесс в целом.Техническим результатом предложенного изобретения является обеспечение возможности контроля качества и количества выполняемых спортсменом движений, одновременной и согласованной тренировки рук и ног, точности ударов, тренировки бросковой техники, интенсификация скоростно-силовой выносливости спортсмена.

Описано устройство для тренировки футболистов, предназначенное для повышения эффективности тренировки и расширения функциональных возможностей футболистов. Данное устройство содержит мишень по типу футбольных ворот, состоящую из прочной задней стенки, установленной на шинном ходу движущейся платформы. Причем к задней прочной стенке с лицевой стороны в шахматном порядке по всей площади мишени крепятся квадратные плиты с рифленой поверхностью. Устройство позволяет создать имитацию голевых ситуаций при взятии ворот соперника в игровых моментах, выработать выносливость, быстроту двигательной реакции и игрового мышления у футболистов. 1 ил.

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к шайбам-тренажерам для игры в хоккей. Шайба-тренажер выполнена в виде диска из эластичного малоупругого материала, имеющего габаритные размеры стандартной игровой хоккейной шайбы, при этом, по крайней мере, в одно из оснований диска встроена шариковая опора с возможностью свободного вращения с различной скоростью и в разных направлениях относительно диска, отличающаяся тем, что диск выполнен из капролона или фторопласта, а боковая поверхность диска покрыта слоем резины толщиной 1-5 мм. При этом шариковая опора расположена на оси симметрии диска и выступает относительно плоскости диска на 0,5-2 мм, что позволяет ее использовать на неровных поверхностях. Техническим результатом, на получение которого направлено изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик шайбы-тренажера за счет повышения точности имитации поведения шайбы на льду при тренировках на неледовых покрытиях путем имитации скольжения по льду и обеспечения взаимодействия шайбы-тренажера с клюшкой игрока, аналогичного взаимодействию на ледовом покрытии, а также упрочнения конструкции за счет исключения накладки для скольжения на основании. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к способам тренировки ударных действий в боевых искусствах для подготовки бойцов ударных стилей, исследовательской работе в области психофизиологии человека, при создании игровых комплексов и аттракционов. Для тренировки ударных действий на спортивном снаряде обозначают точки для ударов. Заданное количество точек для удара формируют на заданное время программно-аппаратным комплексом при помощи светодинамической подсветки. Точки могут быть неподвижны, или их непредсказуемо или предсказуемо для бойца перемещают с заданной скоростью по площади спортивного снаряда. Точки ударов, вид ударов и порядок серии ударов задают бойцу условными знаками - визуально-информационными образами, которые формируют программно-аппаратным комплексом с заданным текстовым или символическим содержанием, заданной цветовой гаммой, яркостью, площадью и частотой мельканий. Перемещения и действия бойца снимают видеокамерой, закрепленной на заданной высоте. Данные с видеокамеры передают в программно-аппаратный комплекс для фиксации, обработки видеоданных и оценки ударных действий бойца. Боец своевременно, пока светится точка для удара, реагирует заданным видом удара или серий ударов в заданной или выбранной бойцом последовательности в обозначенные точки. Программно-аппаратный комплекс вычисляет время реагирования бойца на появляющиеся светодинамические точки для ударов и точность ударов, при повторах заданий вычисляет среднеарифметические значения показателей бойца, по которым судят о его готовности к участию в реальных боях. Обеспечивается повышение эффективности тренировки за счет приближения тренировки к реальной обстановке в боевых искусствах.

Предлагается способ имитации перемещений в виртуальной реальности за счет расположения стоп на подвижных опорных поверхностях, приводимых в движение системой линейных и поворотных приводов, причем для каждой ноги обеспечивают не менее семи степеней свободы. При осуществлении изобретения достигается технический результат, заключающийся в расширении меры соответствия ощущений человека на тренажере реальным настолько, что делают их практически неотличимыми. Адекватно воспроизводятся практически любые движения: можно ходить и бегать в произвольном направлении по любой, даже сильно неровной поверхности с разными свойствами (жесткая, мягкая, скользкая), садиться на корточки, вставать на цыпочки, прыгать, подниматься по крутым склонам или лестницам, вообще не ощущая наличие механизма, сопряженного с ногами. Изобретение может использоваться при создании аттракционов и тренажеров как для игр и развлечений, так и для занятий спортсменов и профессионального тренинга в различных областях. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта. Над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку, у которой задают нужные направления выбрасывания спортивных снарядов в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса. С помощью сенсорного экрана компьютера, на котором отображен корт, задают последовательность зон корта, в которые спортсмену необходимо направить спортивный снаряд, разыгрывая заданную тактическую комбинацию. Спортсмен размещается в игровом центре, пушка выбрасывает спортивные снаряды в соответствии с заданной тактической комбинацией, компьютер управляемым световым излучателем после каждого выброса спортивного снаряда создает на поверхности корта в заданном месте световое пятно заданного диаметра. Спортсмен перемещается к точке предполагаемого падения спортивного снаряда, выполняет заданный технический прием, направляя спортивный снаряд в центр созданного светового пятна, и возвращается в игровой центр. Полет спортивного снаряда и место его падения снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер. Компьютер вычисляет положение центра светового пятна и центр места падения спортивного снаряда, расстояние между центром светового пятна и центром места падения спортивного снаряда. По окончании розыгрыша тактической комбинации компьютер сохраняет в архиве последовательность формирования световых зон заданной тактической комбинации, вычисляет среднеарифметическое значение вычисленных расстояний между центрами световых пятен и местами падения спортивного снаряда, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор. По величине среднеарифметического значения оценивают точность технических действий. Способ позволяет тренировать игровые навыки спортсмена, повышать его тактико-техническую подготовку, индивидуализировать тренировочный процесс, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым.

Наверх