Способ безопасного движения транспортного средства по автомобильной дороге с осевой разделительной линией

Изобретение относится к технике обеспечения активной безопасности дорожного движения, в частности к системам предупреждения пересечения и наезда транспортного средства на осевую разделительную линию автомобильной дороги. Способ реализуется путем оснащения транспортного средства радарной установкой и связанными с ней логическим устройством и электронным блоком управления, воздействующим на активаторы транспортного средства. Кроме того, согласно предлагаемому способу разделительной линии автомобильной дороги придаются повышенные радиоотражающие свойства. Во время движения транспортного средства вдоль осевой разделительной линии последняя облучается радиоволнами, излучаемыми радарной установкой. Отраженные от осевой разделительной линии радиосигналы, попадая на логическое устройство, обрабатываются с целью определения расстояния L между левым передним колесом транспортного средства и разделительной линией. В случае, если рассчитанное логическим устройством расстояние L станет меньше некоторого заранее заданного критического расстояния Lкр, то есть, если L<Lкр, то логическое устройство выдает сигнал на блок управления транспортного средства, который по заранее заложенной в него программе воздействует на активаторы и возвращает транспортное средство на безопасную траекторию, для которой расстояние L≥Lкр, предотвращая тем самым выезд транспортного средства на встречную полосу движения. Изобретение обеспечивает безопасность движения транспортного средства за счет минимизации возможности выезда его на полосу встречного движения автоматически без участия водителя. 1 ил.

 

Изобретение относится к технике обеспечения активной безопасности дорожного движения, в частности к системам предупреждения пересечения и наезда транспортного средства на осевую разделительную линия автомобильной дороги.

Известен способ безопасного быстрого движения автомобиля, который заключается в ограничении предельной скорости на криволинейном участке трассы по показаниям токоподводящей стрелки регистрирующего прибора за счет воздействия на двигатель автомобиля и отключения, по меньшей мере, одного его цилиндра. В качестве показаний токоподводящей стрелки используют ее отклонение, пропорциональное центробежному ускорению при движении автомобиля на криволинейном участке трассы, а на двигатель воздействуют отключением, по крайней мере, одного его цилиндра при превышении указанным ускорением заданного порога значений ускорения для соответствующего коэффициента сцепления (см. патент РФ №2110417, Мкл. B60K 31/14, опубл. 1998 г.).

Недостатком способа является отсутствие возможности контролировать положение автомобиля относительно разделительной полосы горизонтальной разметки и, как следствие, при этом не исключается возможность выезда автомобиля на встречную полосу движения.

Известен также способ безопасного дорожного движения, связанного с горизонтальной дорожной разметкой. Безопасность дорожного движения обеспечивается за счет повышения визуальной узнаваемости разделительной полосы, поскольку верхний слой делается световозвращающим, заполненным световозвращающими микростеклошариками (см. патент РФ №2447227, Мкл. E01F 9/04, опубл. 2012 г.).

Недостатком такой разметки является также невозможность ее использования для автоматической корректировки траектории движения автомобиля в опасных ситуациях - выезд на встречную полосу движения.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности является принятый в качестве прототипа способ формирования зоны обзора системы предупреждения наезда транспортного средства, заключающийся в излучении сигналов с помощью сканирующей в горизонтальной плоскости диаграммы направленности антенны транспортного средства. С целью адаптации формы зоны обзора к условиям движения измеряют ряд характеризующих движение параметров, а именно угол поворота диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости относительно оси транспортного средства, скорость движения транспортного средства, коэффициент сцепления шин с дорогой и коэффициент затухания сигнала в среде, в соответствии с которыми изменяют мощность излучаемого сигнала, изменяя тем самым дальность обнаружения помех, соответствующую текущим условиям движения (см. АС СССР №1758618, Мкл. G01S 13/93, опубл. 1992 г.).

Недостатком способа также является невозможность его использования для автоматической корректировки траектории движения транспортного средства в случае выезда последнего на встречную полосу движения.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является обеспечение безопасности движения транспортного средства за счет минимизации возможности выезда его на полосу встречного движения автоматически, без участия водителя.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в способе безопасного движения транспортного средства по автомобильной дороге с осевой разделительной линией, заключающемся в том, что при его движении осуществляют радио-сканирование в горизонтальной плоскости заданной зоны на пути следования транспортного средства, по результатам которого определяют значение контрольного параметра, используемого затем для корректировки, по меньшей мере, траектории движения, согласно изобретению в качестве заданной зоны радио-сканирования избирают зону между передним левым колесом транспортного средства и осевой разделительной линией дороги, при этом транспортное средство оснащают логическим устройством, в качестве контрольного параметра назначают расстояние L до разделительной линии дороги, а осевую разделительную линию автомобильной дороги выполняют в виде линейного объекта, обладающего повышенными радиоотражающими свойствами, и в случае приближения транспортного средства к осевой разделительной линии на расстояние L менее критического Lкр с помощью логического устройства подают сигнал в систему управления транспортного средства для возврата последнего на безопасную траекторию.

Решение поставленной технической задачи становится возможны благодаря тому, что осевой разделительной полосе автомобильной дороги придают ярко выраженные радиоотражающие свойства. В процессе сканирования осуществляется контроль заданной зоны между передним левым колесом и осевой разделительной линией автомобильной дороги. Использование в предлагаемом способе надлежащим образом подготовленной, а именно путем придания ей повышенных радиоотражающих свойств, осевая разделительная линия становится хорошо идентифицируемой бортовым сканирующим устройством, что позволяет автоматически контролировать расстояние от колес транспортного средства до осевой разделительной линии и таким образом не допускать выезда транспортного средства на встречную полосу, тем самым обеспечивая его безопасное движение автоматически без участия водителя.

Способ иллюстрируется чертежом, на котором изображена схема, поясняющая движение транспортного средства вблизи от осевой разделительной линии.

На чертеже использованы следующие буквенные обозначения:

P - радарная установка;

ЛУ - логическое устройство;

ЭБУ - электронный блок управления транспортного средства;

А - актуаторы транспортного средства.

На схеме представлено транспортное средство 1, движущееся вблизи осевой разделительной линии 2 дороги и оснащенное связанными между собой радарной установкой 3, логическим устройством 4, электронным блоком 5 управления транспортного средства и актуаторами 6 (исполнительными механизмами системы управления транспортного средства).

Способ безопасного движения транспортного средства по автомобильной дороге заключается в том, что при движении осуществляется радио-сканирование в горизонтальной плоскости заданной зоны на пути следования транспортного средства. В качестве заданной зоны радио-сканирования избирают зону между передним левым колесом транспортного средства 1 и осевой разделительной линией 2 дороги. По результатам радио-сканирования определяют значения контрольного параметра, используемого затем для корректировки, по меньшей мере, траектории движения. В качестве контрольного параметра назначают расстояние L между осевой разделительной линией 2 и транспортным средством 1. Для этого разделительной линии придают повышенные радиоотражающие свойства, а на транспортное средство размещают радарную установку 3 и связанное с ним логическое устройство 4, которые подключены к электронному блоку 5 управления транспортного средства. В случае приближения транспортного средства 1 к осевой разделительной линии 2 на расстояние L менее, чем критическое с точки зрения безопасности расстояние Lкр, логическое устройство 4 подает сигнал в блок 5 управления транспортного средства 1 для возврата последнего на безопасную траекторию.

В процессе движения автомобиля логическое устройство 4 с помощью радарной установки 3 отслеживает расстояние 4 между транспортным средством 1 и разделительной линией 2.

Способ реализуется следующим образом.

При движении транспортного средства 1 вдоль осевой разделительной линии 2, обладающей повышенными радиоотражающими свойствами, последняя облучается радиоволнами, излучаемыми радарной установкой 3. Отраженные от осевой разделительной линии 2 радиосигналы, попадая на логическое устройство 4, обрабатываются последним с целью определения расстояния L между левым передним колесом транспортного средства 1 и разделительной линией 2. В случае, если рассчитанное логическим устройством 4 расстояние L станет меньше некоторого заранее заданного критического расстояния Lкр, то есть, если L<Lкр, логическое устройство 4 выдает сигнал на блок 5 управления транспортного средства 1, который по заранее заложенной в него программе воздействует на актуаторы 6 (исполнительные механизмы) и возвращает транспортное средство на безопасную траекторию, для которой расстояние L≥Lкр, предотвращая тем самым выезд транспортного средства на встречную полосу движения. Значение критического с точки зрения безопасности расстояния Lкр закладывается в память логического устройства 4.

В качестве актуаторов 6 (исполнительных механизмов) могут служить, к примеру, тяги дроссельной заслонки, элементы тормозной системы, элементы воздействия на рулевое колесо и т.п.

Придать осевой разделительной линии радиоотражающие свойства можно, в частности, одним из следующих методов - нанести на поверхность полосы радиоотражающие краски, внедрить в материал (краска, термопластик) разделительной линии металлическую фракцию - опилки, стружка, уложить под линией или в ее объем металлическую полосу или алюминиевую фольгу и т.п.

Таким образом, изобретение обеспечивает безопасность движения транспортного средства за счет минимизации возможности выезда его на полосу встречного движения автоматически без участия водителя.

Способ безопасного движения транспортного средства по автомобильной дороге с осевой разделительной линией, заключающийся в том, что при его движении осуществляют радио-сканирование в горизонтальной плоскости заданной зоны на пути следования транспортного средства, по результатам которого определяют значение контрольного параметра, используемого затем для корректировки, по меньшей мере, траектории движения, отличающийся тем, что в качестве заданной зоны радио-сканирования избирают зону между передним левым колесом транспортного средства и осевой разделительной линией дороги, при этом транспортное средство оснащают логическим устройством, в качестве контрольного параметра назначают расстояние L до разделительной линии дороги, а осевую разделительную линию автомобильной дороги выполняют в виде линейного объекта, обладающего повышенными радиоотражающими свойствами и в случае приближения транспортного средства к осевой разделительной линии на расстояние L менее критического Lкр с помощью логического устройства подают сигнал в систему управления транспортного средства для возврата последнего на безопасную траекторию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам навигации, посадки и взлета летательного аппарата (ЛА) с посадкой вертолетного типа. Достигаемый технический результат - обеспечение безопасной навигации вертолета.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение быстродействия и точности идентификации измерений, приходящих от двухдиапазонных радиолокационных систем.

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в навигационной системе летательного аппарата (ЛА), применяемой для определения ориентации относительно земли, например, при заходе ЛА на посадку по приборам.

Изобретение относится к области радиолокационных измерений и предназначено для проверки наличия у воздушного объекта (ВО) траекторных нестабильностей (ТН) движения в виде рысканий планера в режиме перестройки несущей частоты от импульса к импульсу.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обеспечения безопасной посадки вертолета в условиях отсутствия или ограниченной видимости.

Изобретения относятся к области авиации и могут быть использованы для обеспечения посадки летательного аппарата (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение безопасности посадки.

Изобретение относится к радионавигационным системам и может быть использовано в системах обеспечения посадки летательных аппаратов, в том числе беспилотных, а также в системах обеспечения судовождения.

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в системах посадки летательных аппаратов по приборам. Достигаемый технический результат изобретения заключается в исключении постоянного накапливания с течением времени ошибки измерения.
Группа изобретений относится к области информационных систем общего пользования и интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Интеллектуальную транспортную систему устанавливают в комплексе на автотранспортном средстве, полностью адаптируют к его электрической системе, используют непрерывно в автоматическом и ручном режиме, совместно со средствами сотовой связи, Интернетом и навигационными спутниковыми системами, и осуществляют видео-наблюдение и контроль над автотранспортным средством на расстоянии с помощью сотового аппарата, поддерживающего технологию 3-G.

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к области навигационных измерений, и может быть использовано в наземном комплексе управления орбитальной группировкой навигационных космических аппаратов (НКА).

Группа изобретений относится к управлению движением искусственных спутников с целью предотвращения их столкновений с фрагментами космического мусора. Бортовая система спутника определяет радиолокационными средствами вероятность таких столкновений со всех направлений внутри сфероида вокруг спутника. При достаточно высокой вероятности система рассчитывает на основе генерируемых ею эфемеридных данных для спутника и фрагментов мусора траекторию уклонения. Последняя реализуется двигателями малой тяги, при выполнении требования минимального изменения орбиты спутника. Техническим результатом группы изобретений является повышение надежности и упрощение процедуры уклонения спутника от столкновений с космическим мусором в автономном или полуавтономном режиме. 2 н. и 30 з.п. ф-лы, 4 ил.

Относится к радиотехническим методам определения местоположения объектов в воздушном пространстве и может быть использовано для предупреждения столкновений воздушных судов, в частности легких маневренных самолетов, имеющих минимум приборного оборудования и находящихся в зонах пониженной плотности воздушного движения при отсутствии диспетчерской поддержки. Достигаемый технический результат - формирование информации для обнаружения пилотом наличия потенциальной опасности столкновения с другим самолетом. Указанный результат достигается за счет того, что по измеренному значению дальности до воздушного судна, представляющего опасность полету, формируют зону воздушного пространства, которая отображается на индикаторе воздушной обстановки в виде окружностей с равномерно расположенными на них радиальными стрелками, при этом диаметр отображаемой окружности соответствует расстоянию до воздушного судна, представляющего опасность полету, длина и направление стрелок - скорость и направление движения (сближение/удаление) воздушных судов, подвергающихся опасности столкновения. По заданному значению высотного интервала между эшелонами и разности барометрических высот защищаемого и угрожающего воздушного судна на индикаторе воздушной обстановки отображаются воздушные суда, для которых разность высот или расчетное время до опасного сближения превышает заданный порог. В зависимости от степени опасности изменяется цвет отображения и подаются звуковые сигналы. При нахождении угрожающего воздушного судна в зоне перекрытия и при достижении предварительно установленного значения дальности опасного сближения пилот воздушного судна, которое подвергается опасности столкновения, связывается по стандартному радиотелефону с пилотом угрожающего воздушного судна и согласовывает маневр расхождения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расчете высоты полета летательных аппаратов (ЛА) для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости. Техническим результатом заявленного способа является повышение точности и целостности характеристик измерения высоты при заходе ЛА на посадку за счет более полного учета температуры воздуха. Указанный результат достигается за счет того, что информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания ЛА взлетно-посадочной полосы, полученная на метеостанции, автоматически передается в диспетчерский пункт, с диспетчерского пункта она передается на борт ЛА и автоматически вводится в бортовой вычислитель. Информация, введенная в бортовой вычислитель, вновь передается на диспетчерский пункт для автоматического подтверждения правильности ее введения. На борту на основании измеренных резервированными измерителями данных о статическом давлении и температуре заторможенного потока, а также полученной с диспетчерского пункта информации определяется геометрическая высота ЛА над планируемой точкой касания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для применения в радиолокационных станциях (РЛС) для предотвращения столкновений летальных аппаратов с наземными препятствиями. Достигаемый технический результат - расширение диапазона азимутальных углов, в котором осуществляется поиск опасных препятствий при маловысотном полете летательного аппарата, а также при сохранении малого времени обзора. Способ основан на том, что осуществляют двухстрочный обзор подстилающей поверхности по азимуту лучом ДНА на разных интервалах дальности. В процессе обзора накапливают отраженный сигнал, проводят пороговую обработку. При обнаружении препятствия осуществляют сканирование по углу места, обнаруживают верхнюю границу препятствия, рассчитывают превышение летательного аппарата над препятствием и сравнивают с допустимым превышением. 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для применения в радиолокационных станциях (РЛС) для предотвращения столкновений летальных аппаратов с наземными препятствиями. Достигаемый технический результат - расширение диапазона азимутальных углов, в котором осуществляется поиск опасных препятствий при маловысотном полете летательного аппарата, а также при сохранении малого времени обзора. Способ основан на том, что осуществляют двухстрочный обзор подстилающей поверхности по азимуту лучом ДНА на разных интервалах дальности. В процессе обзора накапливают отраженный сигнал, проводят пороговую обработку. При обнаружении препятствия осуществляют сканирование по углу места, обнаруживают верхнюю границу препятствия, рассчитывают превышение летательного аппарата над препятствием и сравнивают с допустимым превышением. 2 ил.
Наверх