Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения



Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения
Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения

 


Владельцы патента RU 2605658:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс" (ФГБОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК") (RU)

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор роторов высокоскоростных машин и агрегатов для обеспечения большей несущей способности при сохранении устойчивого положения ротора, нагруженного радиальными и осевыми нагрузками, при максимально высоких оборотах, а также в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, систем турбонадува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах. Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения содержит корпус (1), выполненный в виде втулки с внутренней цилиндрической поверхностью, в котором установлены вкладыши (2) с прикрепленными к ним лепестками (3). В конструкции предусмотрены коническая и цилиндрическая части вала (5) и подшипника (4) скольжения. Поверхность вала (5) между подшипником (6) качения и подшипником (4) скольжения образована шевронными канавками (7). Внутренняя поверхность корпуса (1) выполнена в виде трех участков с разными диаметрами. На наружной поверхности корпуса (1) выполнены отверстия (8) для подвода газа. Технический результат: повышение ресурса и надежности системы «ротор - опоры» путем разделения и дублирования функций подшипников качения и подшипников скольжения. 3 ил.

 

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор роторов высокоскоростных машин и агрегатов для обеспечения большей несущей способности при сохранении устойчивого положения ротора, нагруженного радиальными и осевыми нагрузками, при максимально высоких оборотах, а также в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, систем турбонадува в современном автомобилестроении и в микрогазотурбинных электроагрегатах.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения, содержащий охватывающую цапфу вала втулку с расположенными на ее внутренней поверхности пазами, в которые вставлены лепестки (см. патент РФ №2489615, МПК F16C 17/10, F16C 27/02, F16C 32/06, опубл. 10.08.2013).

Недостатком известного комбинированного радиально-осевого газодинамического лепесткового подшипника скольжения является то, что при значительных радиальных нагрузках, а также в момент пуска и останова происходит контакт вала с поверхностью лепестков, вследствие чего происходит их повышенный износ, что приводит к снижению долговечности, надежности и ресурса работы всего подшипникового узла.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы «ротор - опоры» путем разделения и дублирования функций подшипников качения и подшипников скольжения.

Техническая задача достигается тем, что в комбинированном радиально-осевом газодинамическом лепестковом подшипнике скольжения, содержащем корпус, выполненный в виде втулки с внутренней цилиндрической поверхностью, в котором установлены вкладыши с прикрепленными к ним лепестками, при этом в конструкции предусмотрены коническая и цилиндрическая части вала и подшипника скольжения, согласно изобретению поверхность вала между подшипником качения и подшипником скольжения образована шевронными канавками, внутренняя поверхность корпуса выполнена в виде трех участков с разными диаметрами, а на наружной поверхности корпуса выполнены отверстия для подвода газа.

Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности опорного узла за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения, продольный разрез, на фиг. 2 - вид сбоку, на фиг. 3 - поперечный разрез подшипника.

Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения состоит из корпуса 1, представляющего собой втулку с внутренней цилиндрической поверхностью, выполненной по длине в виде трех участков с разными диаметрами, в один из которых установлены вкладыши 2 с конической внутренней поверхностью и прикрепленными к ней лепестками 3, представляющими собой подшипник 4 скольжения. Вал 5, состоящий из цилиндрической и конической частей, установлен в радиальном подшипнике 6 качения, размещенном в другой части втулки, и подшипнике 4 скольжения. Поверхность вала 5 между подшипником 6 качения и подшипником 4 скольжения образована шевронными канавками 7, что позволяет дополнительно нагнетать газ в рабочую зону подшипника 4 скольжения через отверстия 8, выполненные в корпусе 1.

Устройство работает следующим образом.

В момент пуска вал 5 вращается в подшипнике 6 качения. При увеличении частоты вращения в работу включается подшипник 4 скольжения, который разгружает подшипник 6 качения, а также воспринимает осевые нагрузки, при этом поверхность вала 5 с шевронными канавками 7 работает как вязкостный компрессор, обеспечивая постоянство потока газа через отверстия 8 и разгружая подшипник 6 качения. Подшипник 4 скольжения также демпфирует радиальные и осевые колебания вала 5, снижая риск разрушения опоры.

Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения, содержащий корпус, выполненный в виде втулки с внутренней цилиндрической поверхностью, в котором установлены вкладыши с прикрепленными к ним лепестками, при этом в конструкции предусмотрены коническая и цилиндрическая части вала и подшипника скольжения, отличающийся тем, что поверхность вала между подшипником качения и подшипником скольжения образована шевронными канавками, внутренняя поверхность корпуса выполнена в виде трех участков с разными диаметрами, а на наружной поверхности корпуса выполнены отверстия для подвода газа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к опорным устройствам вала, а именно к опорным устройствам с подвижными элементами, поддерживаемым подушкой из текучей среды, и предназначено для восприятия нагрузки опорных валов погружных скважинных насосов различных типов с приводом от погружного электродвигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено во всех отраслях промышленности в качестве главного элемента как осевых, так и радиальных опор скольжения, работающих с принудительной подачей смазки.

Изобретение относится к устройствам для перемещения объектов (грузов) преимущественно по горизонтальной поверхности и может быть использовано в качестве подвижной опоры напольного высокоманевренного транспортного средства.

Устройство (100) содержит гидравлический цилиндр (10), устанавливаемый на нижней части тяжелого объекта таким образом, чтобы измерять вес и горизонтально транспортировать крупногабаритную структуру (300).

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоскоростных механизмах. Опорный подшипниковый узел включает вал (2), подшипник, в зазоре между которыми размещены лепестки, выполненные с возможностью газодинамического формирования газовой смазки, снабженный средством подвода сжатого газа в зазор (3) между валом (2) и рабочей поверхностью подшипника.

Изобретение относится к упорным подшипникам, в частности к способам и системам равномерного распределения осевых нагрузок по несущей поверхности упорных подшипников.

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными нагрузками, в системах кондиционирования воздуха кабин летательных аппаратов, а также систем турбонаддува в современном автомобилестроении.

Изобретение принадлежит к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, содержащих ротор, который вращается, и хотя бы один упорный подшипник скольжения, который может быть как нереверсивным, так и реверсивным.

Изобретение принадлежит к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, которые содержат вал, который вращается, и хотя бы один опорный подшипник скольжения, который может быть как нереверсивным, так и реверсивным.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения, расположенные параллельно относительно поверхности вала.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстровращающихся, высоконагруженных роторных машинах. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем последовательно на валу подшипник качения, наружное кольцо которого установлено в корпусе с использованием упругих колец таким образом, что подшипник качения может перемещаться относительно оси вала в радиальном направлении под действием внешних нагрузок, и подшипник скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах. Комбинированная опора, содержит корпус с установленными в нем подшипником скольжения, подшипником качения, внутренняя обойма которого установлена неподвижно, с концентрично расположенной в подшипнике скольжения шейкой вала, а также подвижные колодки, закрепленные с возможностью перемещения в пазах.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов).

Изобретение относится к упорному подшипнику скольжения, более точно к подшипнику скольжения из синтетической смолы, применимому в качестве упорного подшипника скольжения в подвеске стоечного типа (подвеске Макферсона) четырехколесного транспортного средства.
Наверх