Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов

Изобретение относится к понтонам, которые используются для поддержания на плаву аварийных или поднятых судов при их буксировке к местам базирования. Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов содержит прямостенный корпус, осушаемые отсеки, систему затопления и осушения отсеков, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки с коромыслами, желобы, направляющие для стропов, приспособления для обеспечения плотного прилегания. Приспособления для обеспечения плотного прилегания выполнены в виде упоров-проставок, каждый из которых снабжен сменными вставками и выступами. Форма наружной поверхности упоров-проставок соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона. Г-образные направляющие установлены на корпусе понтона. Выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями для пальцев, с помощью которых упор-проставка фиксируется в рабочем положении на понтоне. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик понтона. 2 ил.

 

Изобретение относится к понтонам, использующимся для поддержания на плаву аварийных или поднятых судов при их буксировке к местам базирования.

Известен понтон, предназначенный для проводки глубокосидящих судов по мелководью.

Указанный понтон содержит корпус, разделенный на осушаемые отсеки, систему их затопления и осушения, клюзы, устройства для остропки (стропоукорачивающие устройства), выполненные в виде желобов, образованных вертикальными направляющими с роликами и отверстиями для стопорных пальцев, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, см., например, техническую документацию на понтон пр. 1303 Волгоградского отделения ГЦКБМРФ, 1989.

Недостатками данного понтона являются:

- из-за недостаточной грузоподъемности для буксировки объектов большого водоизмещения, например поднятых затонувших судов, приходится использовать большое количество этих понтонов, что приводит к резкому увеличению объема работ по их остропке и выполнению мероприятий по обеспечению надежности буксировки;

- конструкция понтонов не позволяет увеличить его грузоподъемность и использовать для остропки каждого понтона более двух двойных стропов, что требуется для обеспечения требуемых запасов прочности, по причине невозможности уравнивания нагрузок в стропах;

- устройства для остропки понтона не обеспечивают полную выборку слабины стропов в связи с невозможностью их стопорения в нужном месте из-за фиксированного положения отверстий в направляющих;

- при остропке понтона к проводимому судну не обеспечивается его плотное прилегание к борту судна, особенно в оконечностях, несмотря на плоское исполнение бортов понтона, что приводит к возникновению нераспределенных сжимающих усилий на борт судна, а также к постоянному перемещению понтона относительно судна, особенно если проводка осуществляется в условиях открытого водного пространства. Вследствие этого, данный понтон используется только для проводки судов по рекам и каналам.

Известен понтон, содержащий корпус, разделенный на осушаемые отсеки, систему их затопления и осушения, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки (строповыравнивающие устройства), выполненные в форме поворачивающихся на осях коромысел с выдвижными пальцами для огонов стропа, см., например, «Справочник специалиста АСС ВМФ», М., Воениздат, 1963, ч. IV, стр. 127-128.

Понтон обладает требуемой грузоподъемностью и его устройство для остропки обеспечивает равномерную нагрузку в каждом из пары понтонных стропов, заводимых в один клюз, при разности их длин в пределах до 1.0 м. Однако его недостатком является то, что не обеспечивается возможность укорачивания стропов при необходимости использовать в парах стропы, разность длин которых превышает 1,0 м, а также добиться точной установки понтонов по высоте, которая определяется именно длиной стропов, если стропы имеют длину несколько отличающуюся от требуемой. Кроме того, цилиндрическая конструкция корпуса понтона также не обеспечивает его прилегание к корпусу судна, особенно подводных лодок, что вызывает необходимость выполнения особенно тщательной и сложной найтовки понтона.

Известен понтон для поддержания на плаву аварийных объектов, содержащий прямостенный корпус, разделенный на осушаемые отсеки, систему их затопления и осушения, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки с коромыслами, установленными с возможностью поворота над клюзами, последние снабжены шкивами для прохода подъемных стропов, а по обеим сторонам клюзов установлены желобы, образованные вертикальными направляющими с отверстиями, и направляющие для стропов, установленные перед желобами, приспособления для обеспечения плотного прилегания, выполненные в виде упоров-проставок, наружная поверхность которых соответствует корпусу поддерживаемой на плаву подводной лодки в местах крепления понтона Каждый упор-проставка снабжен осью для возможности его заваливания на палубу в положение по-походному при буксировке понтона или установки его в рабочее положение, см., например, техническую документацию на специальные поддерживающие понтоны СПП-200 № КИУЛ.360060.095 ОАО «ЦКБ "Лазурит"».

Понтон полностью устраняет недостатки, присущие предыдущему аналогу. Однако, как показало предварительное моделирование процесса установки понтонов у борта подводной лодки, конструктивное исполнение установки упоров-проставок в рабочее положение не позволяет осуществлять закрепление понтона у корпуса подводной лодки в требуемом положении.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик понтона.

Задача решается тем, что в известном понтоне, содержащем прямостенный корпус, разделенный на осушаемые отсеки, систему их затопления и осушения, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки с коромыслами, установленными с возможностью поворота над клюзами и снабженными шкивами для прохода подъемных стропов, желобы, образованные вертикальными направляющими с отверстиями и установленные по обеим сторонам клюзов, направляющие для стропов, установленные перед желобами, приспособления для обеспечения плотного прилегания, последние выполнены в виде упоров-проставок, каждый из которых снабжен сменными вставками, форма наружной поверхности которой соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона, и выступами на его боковых поверхностях, которыми он взаимодействует с Г-образными направляющими, установленными на корпусе понтона, причем выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями для пальцев, с помощью которых упор-проставка фиксируется в рабочем положении на понтоне.

Новыми существенными признаками предложенного понтона являются снабжение упоров-проставок приспособления для обеспечения плотного прилегания понтона к корпусу подводной лодки сменными вставками, форма наружной поверхности которой соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона, и выступами на его боковых поверхностях, которыми он взаимодействует с Г-образными направляющими, установленными на корпусе понтона, причем выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями для пальцев, с помощью которых упор-проставка фиксируется в рабочем положении на понтоне

Конструктивное исполнение приспособления для обеспечения плотного прилегания понтона к корпусу подводной лодки позволяет устанавливать понтон у корпуса подводной лодки в требуемом положении и упрощает технологию этой установки, что значительно улучшает эксплуатационные характеристики понтона.

На фиг. 1 изображен общий вид понтона для поддержания на плаву аварийных объектов.

На фиг. 2 изображен понтон для поддержания на плаву аварийных объектов в сечении А-А.

Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов состоит из прямостенного корпуса 1, разделенного на отсеки 2. Для их затопления и осушения на палубе понтона смонтированы запорные угловые клапаны 3 и запорные проходные клапаны 4. На палубе понтона также установлены обухи 5 для крепления найтовов, обухи 6 и кнехты 7 для выполнения вспомогательных работ, буксирные обухи 8, устройства для остропки понтона, совмещающие известные стропоукорачивающие и строповыравнивающие устройства и состоящие из желобов, образованных вертикальными направляющими 9 с отверстиями и установленных по обеим сторонам клюзов 10, направляющих 11 для двойных стропов, установленных перед желобами, и коромысел 12, установленных с возможностью поворота над клюзами. Для прохода внутрь отсеков понтона служат лазы, закрытые крышками 13. Понтон также снабжен приспособлениями для обеспечения плотного прилегания к корпусу подводной лодки, которые выполнены в виде упоров-проставок 14, в верхней части которых установлены обухи 15 для перемещения упоров-проставок с помощью грузоподъемных средств. Каждый упор-проставка имеет сменную вставку 16, форма наружной поверхности которой соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона, и выступы на боковых поверхностях, которыми он взаимодействует с Г-образными направляющими 17, установленными на корпусе понтона, причем выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями 18 для пальцев, с помощью которых упор-проставка закреплен в рабочем положении на понтоне.

Понтон используется следующим образом:

После принятия решения по выполнению буксировки аварийного судна к месту базирования или утилизации с использованием предлагаемых понтонов проводятся подготовительные работы, которые включают освидетельствование понтонов и их подготовку к установке у бортов буксируемого судна Подготовка к установке понтонов попарно у бортов буксируемого судна заключается в их размещении у борта аварийного судна в заданном месте и притапливании посредством заполнения водой отсеков понтонов. Затем через клюзы 10 понтонов заводят две пары двойных стропов и закрепляют их в устройстве для остропки путем навешивания каждого стропа на шкивы коромысел 12, пропускания под роликами направляющих 11 и закрепления в желобах с таким расчетом, чтобы они проходили под днищем судна и имели значительный провис. Затем производится частичное осушение отсеков 2 понтонов до момента возникновения подъемной силы, при этом производится обтяжка стропов до полной выборки их слабины. Если положение понтонов окажется выше или ниже расчетного, понтоны снова протапливаются, а длины их стропов укорачивают или удлиняют на стропоукорачивающем устройстве 9 исходя из оценки полученного положения. Снова производится осушение отеков 2 понтонов до момента возникновения подъемной силы и, если положение понтонов точно соответствует проектному, производится установка и закрепление упоров-проставок 14 в рабочее положение с использованием грузоподъемных средств. Выполняется полное осушение отсеков 2 всех понтонов до получения полной подъемной силы. При этом упоры-проставки 14 прижимаются понтоном к корпусу поддерживаемого судна и обеспечивают равномерное распределение сдавливающих усилий на корпус судна. После этого выполняется окончательная установка понтонов у бортов судна путем закрепления найтовов за найтовочные обухи 6 на корпусах 1 понтонов и за корпус судна. Аварийное судно готово к буксировке.

Технико-экономическое преимущество предложенного понтона по сравнению с понтоном пр. 1303, принятым за базовый объект, заключается в улучшении эксплуатационных характеристик и обеспечении возможности увеличения его грузоподъемности.

На понтон по данному изобретению разработана рабочая конструкторская документация. Изобретение будет использовано при строительстве понтонов.

Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов, содержащий прямостенный корпус, разделенный на осушаемые отсеки, систему их затопления и осушения, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки с коромыслами, установленными с возможностью поворота над клюзами и снабженными шкивами для прохода подъемных стропов, желобы, образованные вертикальными направляющими с отверстиями и установленные по обеим сторонам клюзов, направляющие для стропов, установленные перед желобами, приспособления для обеспечения плотного прилегания, отличающийся тем, что последние выполнены в виде упоров-проставок, каждый из которых снабжен сменными вставками, форма наружной поверхности которых соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона, и выступами на его боковых поверхностях, которыми он взаимодействует с Г-образными направляющими, установленными на корпусе понтона, причем выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями для пальцев, с помощью которых упор-проставка фиксируется в рабочем положении на понтоне.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения подводно-технических работ (ПТР), а также подъема на борт затонувших объектов значительных масс и габаритов в условиях волнения и течения.

Изобретение предназначено для подъема подводных лодок, затонувших на глубине, превышающей их длину. Система для подъема затонувших подводных лодок содержит установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне. .

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к системам автоматическою регулирования, а именно к электрогидравлическим системам, предназначенным для обеспечения функционирования спуско-подъемных устройств, обеспечивающих глубоководные работы, например работу водолазного колокола, опускаемого с корабля.

Изобретение относится к области средств для судоподъемных и аварийно-спасательных работ. .

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах. .

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов, например атомных подводных лобок. .

Изобретение относится к комплексам для подъема затонувших объектов, например атомных подводных лодок, с больших глубин. .

Изобретение относится к понтонно-переправочным средствам оборудования паромных переправ через водные преграды. Технический результат - сокращение времени наведения переправы и числа занятых для этого людей, обеспечение возможности наведения переправы при большой скорости течения и улучшение эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, более конкретно к понтонам складываемым, паромам и наплавным мостам. .

Изобретение относится к надувным катамаранам. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно к складным понтонам и паромам. .

Изобретение относится к десантным самоходным паромам и предназначено для переправы главным образом танков через водные преграды. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а именно к самоходным паромам, и может быть использовано для переправы тяжелой техники через водные преграды.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а именно к самоходным паромам, и может быть использовано для переправы тяжелой техники через водные преграды.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, в частности к моторным звеньям. .

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, в частности к паромам. .

Паром // 2184046
Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно к паромам. .
Наверх