Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет



Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет
Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет
Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет
Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет
Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет
Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до трех лет

 

A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2607157:

Пыхтина Наталья Николаевна (RU)

Изобретение относится к области медицины, перинатологии, неврологии, реабилитации, лечебной физической культуре, может быть использовано для создания самостоятельных двигательных функций, их совершенствования от неподвижности до ходьбы у ребенка (Р) в возрасте до трех лет. При этом создают нейромышечную динамическую память (НМП) моделей движения Р. Для этого вначале воздействуют на центр каждой ладонной поверхности Р перпендикулярно ей с последующим спиральным массажем от центра каждой ладони Р против часовой стрелки, далее – на центр каждой подошвенной поверхности перпендикулярно ей с последующим спиральным массажем от центра к периферии подошвы против часовой стрелки. Затем последовательно формируют НМП моделей поднятия головы, удержания, поворотов головы, поднятия головы в положении на четвереньках, удержания равновесия из положения Р стоя на четвереньках, модели установления Р в положение на четвереньки, моделей удерживания равновесия в положении на четвереньках, равновесия и движений в положении на четвереньках, ползания на четвереньках, моделей присаживания, координации положения головы, стояния на двух ногах, равновесия и ходьбы из исходных положений и с помощью последовательностей движений, охарактеризованных в формуле. Ритм воздействия постепенно увеличивают, достигая максимума к середине цикла выполнения каждого движения и постепенно уменьшая к его концу; воздействие осуществляют 1-2 раза в день. Способ обеспечивает улучшение двигательных функций при одновременном расширении диапазона самостоятельно выполняемых движений, создание НМП последовательности моделей плавных переходов жизненно необходимых движений при одновременном сокращении сроков реабилитации в 2 раза. 17 ил., 2 пр.

 

Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей до 3-х лет.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для создания самостоятельных двигательных функций и их совершенствования на этапах от неподвижности до этапа ходьбы у младенцев в возрасте до трех лет.

Известно изобретение по заявке РФ №2007111101/14 от 26.03.2007 «Способ лечения синдрома двигательных расстройств у детей».

Физическое воздействие разделено на 7 этапов.

Начальный этап воздействия определяют по двигательному возрасту ребенка, зависящему от его двигательных навыков. На первом этапе стимулируют развитие защитного рефлекса, лабиринтного установочного рефлекса путем выполнения классического и точечного массажа мышц разгибателей шеи и спины, ношения ребенка на предплечье в положении на животе с фиксацией за бедро, пассивных переворотов за руки и за ноги со спины на живот и обратно, тракции за верхнюю руку с небольшим отрывом от поверхности в положении ребенка лежа на боку, тракции за руки ребенка, лежащего под углом 5 градусов с отрывом головы от поверхности. На втором этапе все управления выполняют в положении на животе с клином или валиком под грудью, при этом проводят поочередный массаж рук, пассивный выносом рук вперед, разведение в стороны, отведение вверх с удержанием поднятой головы. На третьем этапе обучают ребенка переворотам со спины на живот и ползанию по-пластунски. На четвертом этапе обучают сидению с ногами вперед, подъему и стоянию на четвереньках. На пятом этапе обучают ползанию на четвереньках. На шестом этапе обучают ребенка подъему на ноги у опоры. На седьмом этапе обучают навыкам ходьбы.

Сокращения, принятые по тексту описания:

ЦНС - центральная нервная система;

ППНС - перинатальное поражение центральной нервной системы;

ДЦП - детский церебральный паралич;

Р – ребенок;

ПВСВ - прямой вектор силового воздействия;

ЗВСВ - знакопеременный вектор силового воздействия;

НМП - нейромышечная память;

МД - модель движения;

ИП - исходное положение;

ГМ - группа мышц;

АШТР - асимметричный шейно-тонический рефлекс;

СШТР - симметричный шейно-тонический рефлекс;

ЛУР - лабиринтный установочный рефлекс;

ЛТР - лабиринтный тонический рефлекс;

СШЦУР - симметричный шейный цепной установочный рефлекс;

АШЦУР - асимметричный шейный цепной установочный рефлекс.

Однако данный патент имеет существенные недостатки: он недостаточно эффективен при коррекции широкого диапазона аномальных двигательных функций младенцев с ППНС и ДЦП.

Для лечебного воздействия автором принято во внимание только два рефлекса: защитный и лабиринтно-установочный. Однако двигательных рефлексов гораздо больше.

К ним относятся следующие.

1. Двигательные автоматизмы сегментарного уровня: защитный рефлекс, рефлекс опоры и автоматической ходьбы, рефлекс ползания, хватательный рефлекс и рефлекс Моро.

2. Надсегментарные позотонические автоматизмы: рефлексы с головы на туловище и с таза на туловище, асимметричный шейно-тонический рефлекс, симметричный шейно-тонический рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс.

3. Постуральные и установочные рефлексы: ЛУР, СШЦУР, АШЦУР, рефлексы с головы на туловище, выпрямляющий рефлекс с тела на тело и с тела на голову; реакция равновесия, оптическая реакция опоры.

В патенте высказано мнение, что коррекция других врожденных рефлексов не целесообразна и не эффективна. Этот тезис неточен и недостаточен для достижения оптимальных результатов лечения поражений дисфункции головного мозга Р.

Гениальная природа в ходе многомиллионной эволюции ничего лишнего не создавала. Все неэффективное, ненужное не передавалось по наследству. Двигательные автоматизмы сегментарного уровня абсолютно необходимы для младенца, иначе бы они не возникли.

Особенность проблемы заключается в том, что результат лечения зависит от тяжести поражения ЦНС: наличия или отсутствия врожденных и/или надсегментарных рефлексов и их сочетания между собой.

Для достижения оптимальности лечения следует учитывать необходимость коррекции всех имеющихся рефлексов, их сочетаний и негативных проявлений. Врожденные двигательные рефлексы необходимо коррегировать, преобразуя их в посторальные и установочные, а надсегментарные подавлять и устранять.

Если этого не сделать, то надсегментарные рефлексы перейдут патологические тонические рефлексы и резко возрастет вероятность их перехода в ДЦП. Тонические рефлексы создают условия для формирования патологических поз, контрактур и деформаций. Патологические рефлекторные движения, многократно повторяясь, негативно влияют на создание новых двигательных навыков. При ДЦП развитие Р может остановиться и уровень двигательного развития больного ребенка одного года или даже 5-ти лет может соответствовать уровню двухмесячного здорового ребенка. Поэтому физическое лечебное воздействие следует начинать как можно раньше.

Однако прототип обладает существенными недостатками: он не позволяет существенно улучшить двигательные функции и одновременно расширить диапазон самостоятельно выполняемых движений, создать нейромышечную память динамической последовательности модели плавных переходов жизненно необходимых движений и одновременно сократить сроки лечения.

Технический результат: улучшение двигательных функций при одновременном расширении диапазона самостоятельно выполняемых движений, создание НМЛ последовательности моделей плавных переходов жизненно необходимых движений при одновременном сокращении сроков реабилитации.

Технический результат достигается тем, что в способе лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей в возрасте до 3-х лет, заключающемся в физическом воздействии на ребенка (Р), создают нейромышечную динамическую память (НМП) моделей движения Р:

воздействуют на центр каждой ладонной поверхности Р перпендикулярно ей с последующим спиральным массажем от центра каждой ладони Р против часовой стрелки, далее воздействуют на центр каждой подошвенной поверхности Р, перпендикулярно ей, с последующим спиральным массажем от центра к периферии подошвы, против часовой стрелки;

далее формируют НМП модели поднятия головы: исходное положение (ИЛ) Р лежа на животе, лицом вниз, ноги согнуты в коленях, параллельны, руки согнуты в локтях, Р поднимают за плечи, образуя тупой угол между его туловищем и ногами, фиксируют в этом положении;

формируют НМП модели удержания головы: ИЛ - Р на коленях, его удерживают в области локтей за предплечья и совершают возвратно-колебательные движения в вертикальной плоскости поперек продольной оси симметрии тела, плавно меняя угол наклона;

а также для формирования данной модели: ИП - Р лежит на спине, сгибают его ноги в коленях, фиксируя стопы на плоскости, подтягивая Р за руки, и держат за них таким образом, чтобы угол между туловищем и горизонтальной поверхностью был острым, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости, поперек продольной оси симметрии тела, одновременно доводя угол между туловищем и горизонтальной поверхностью до прямого угла и возвращая туловище Р обратно до острого угла, плавно изменяя угол наклона;

затем формируют НМП модели поворота головы: ИП - Р лежит на спине, его удерживают за ноги и поворачивают туловище вокруг продольной оси симметрии тела, для чего вначале поворачивают ноги направо, затем влево, фиксируя крайние положения;

затем формируют НМП модели поднятия головы в положении на четвереньках: ИП - Р устанавливают на четвереньки, голова опущена, приподнимают голову Р серией последовательных движений;

далее формируют НМП модели удержания равновесия: из положения Р стоя на четвереньках отводят его бедра назад, создают тупой угол между туловищем и бедрами, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости;

формируют НМП модели установления Р в положение на четвереньках: ИП - Р укладывают на живот, подтягивая ноги, сгибая в коленях под живот, руки Р располагают параллельно, сгибая в локтях, поднимают таз Р и выпрямляют бедра так, чтобы угол между бедром и голенью был прямым, далее выпрямляют руки Р, устанавливая его в положение на четвереньках так, чтобы образовать прямые углы между руками и туловищем, туловищем и бедрами;

формируют НМП модели удерживания равновесия в положении на четвереньках: из положения стоя на четвереньках Р сажают в сторону на бедро, не отрывая от поверхности его руку со стороны присаживания; отводят вторую руку в сторону до образования развернутого угла между руками, совершают колебательные движения поперек продольной оси симметрии тела, изменяя угол наклона туловища относительно поверхности, фиксируя максимальную амплитуду совершаемых движений;

а также для формирования данной модели: из ИП Р стоя на четвереньках, удерживая его за предплечья, производят колебательные движения вдоль продольной оси симметрии тела, затем - поперек этой оси, затем меняют место удержания Р с предплечья на область таза и повторяют упомянутые колебательные движения;

далее формируют НМП модели равновесия в положении на четвереньках: Р устанавливают в положение опоры на коленях с согнутыми под грудью руками, расположенными параллельно, поддерживают туловище Р в области таза, опускают его таз, затем поднимают его плечи, не отрывая его кистей от поверхности, приподнимают таз, образуя прямые углы между руками и туловищем, туловищем и бедрами, повторяют вышеуказанные колебательные движения;

формируют НМП модели движения на четвереньках: из положения Р стоя на четвереньках осуществляют последовательное передвижение его рук и ног, для чего наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове, передвигают левую руку вперед, далее наклоняют туловище влево, вперед к голове, передвигают правую руку вперед, устанавливая ее на одном уровне с левой; далее наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове, переставляют левую ногу вперед, затем наклоняют туловище влево, вперед к голове, переставляют правую ногу вперед и устанавливают ее на одном уровне с левой ногой;

а также для формирования этой модели из положения Р стоя на четвереньках осуществляют следующие последовательные передвижения его ног и рук вперед: наклоняют туловище влево, вперед к голове и переставляют правую руку, наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове и переставляют последовательно левую ногу и затем левую руку далее положения правой руки, наклоняют туловище Р влево, вперед, переставляют последовательно вперед правую ногу и затем правую руку вперед;

затем формируют НМП модели ползания на четвереньках: предъявляют Р блестящий тест-объект, перемещая его вперед в зоне видимости для Р, стимулируя Р к попыткам поймать тест-объект;

формируют НМП модели присаживания: ИП - Р на четвереньках, опускают его плечи и одновременно поворачивают Р вокруг продольной оси симметрии его тела, сажают Р на горизонтальную поверхность с опорой на руки;

формирую НМП модели координации положения головы: Р предъявляют зрительный тест-объект, стимулируя Р фиксировать на нем взгляд при перемещениях тест-объекта вертикально и/или горизонтально с фиксацией в крайних положениях, а также при перемещениях тест-объекта в виде горизонтальной восьмерки;

формируют НМП модели стояния на двух ногах: ИП - Р присаживают на двух ногах, устанавливая его ноги параллельно, колени согнуты, удерживают Р за грудь под острым углом к поверхности, затем устанавливают Р вертикально, удерживая его в этом положении, затем создают колебательные движения Р в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось симметрии тела Р: со спины к передней поверхности тела и затем перпендикулярно этой плоскости;

далее формируют НМП модели равновесия и ходьбы: ИП - Р стоя на двух ногах, удерживают его туловище за плечи и наклоняют вперед под углом 5-10 град. от вертикали, переставляют вперед одну ногу Р, далее возвращают Р в вертикальное положение, далее повторяют эти движения для второй ноги, затем переставляют ноги Р поочередно вперед, поддерживая его вертикальное равновесие после каждого шага;

ритм воздействия постепенно увеличивают, достигая максимума к середине цикла выполнения каждого движения и постепенно уменьшая к его концу;

воздействие осуществляют 1-2 раза в день.

Предложенную систему физического воздействия осуществляют 1-2 раза в день до достижения необходимого запланированного результата.

Совокупность отличительных признаков изобретения является необходимой и достаточной для достижения заявленного технического результата.

Изобретение поясняется чертежами (фиг. 1-21).

Фиг. 1 - МД поднятия головы.

Фиг. 2, 3 - МД удержания головы.

Фиг. 4 - МД поднятия головы на четвереньках.

Фиг. 5 - МД удержания равновесия на четвереньках.

Фиг. 6, 7 - МД установления на четвереньки.

Фиг. 8 - МД удержание равновесия на четвереньках.

Фиг. 9, 10 - МД удержания равновесия на четвереньках.

Фиг. 11 - МД движения на четвереньках.

Фиг. 12 - МД ускоренного ползания.

Фиг. 13 - МД присаживания.

Фиг. 14 - МД координации положения головы.

Фиг. 15 - МД стояние на двух ногах.

Фиг. 16 - МД равновесия и ходьбы.

Фиг. 17 - схема ритма физического воздействия.

На чертежах обозначены: 1 - голова, 2 - ноги, 3 - руки, 4 - ПВСВ, 5 - плечи, 6 - туловище, 7 - шея, 8 - колени, 9 - ЗВСВ, 10 - продольная ось симметрии тела, 11 - горизонтальная поверхность, 12 - угол между туловищем и поверхностью, 13 - угол между туловищем и бедрами, 14 - бедро, 15 - угол между бедрами и голенью, 16 - углы между руками и туловищем, туловищем и бедрами, 17 - левая рука, 18 - правая рука, 19 - правая нога, 20 - левая нога, 21 – тест-объект, 22 - вертикальное перемещение зрительного тест-объекта, 23 - горизонтальное перемещение зрительного тест-объекта, 24 - горизонтальная восьмерка, 25 - угол наклона, 26 - амплитуда ритма физического воздействия.

На протяжении всей жизни Р, нейроны головного мозга, проводящие электрические сигналы, образуют новые взаимосвязи. Эти новые межнейронные связи возникают в ответ на запрос (стимул). Благодаря этим новым взаимосвязям можно инициировать новые функции головного мозга или усовершенствовать уже имеющиеся. Последовательность нейроимпульсов создает в головном мозге нейромышечную память.

На практике эти стимулы реализуются в виде моделей движения. Модель движения, проходя через руки врача в тело Р, преобразуется в стереотип движения. Формировать следует только модели жизненно необходимых движений. Под ними следует понимать модели движений, необходимых и достаточных для осуществления элементарных двигательных функций. Следует особо отметить необходимость создания нейромышечной памяти последовательности плавного преобразования жизненно необходимых движений друг в друга.

За двигательные функции в головном мозге отвечает мозжечок, являющийся частью заднего мозга. Его основная функция - координация всех движений, связанных с мышечной активностью, равновесием и балансом. Мозжечок также ответственен за реакции самосохранения и процесс обучения. Передавая новые стимулы в виде моделей движений, мы непосредственно влияем на создание самих движений. Нейромышечная память динамической последовательности моделей движений станет фундаментом для выполнения самостоятельных движений.

Активное физическое воздействие производится при помощи двух типов векторов силы. Прямой вектор силового воздействия (ПВСВ) характеризует прямолинейное направление вектора силы, используется для предания телу Р прямолинейного движения. Врач воздействует на Р, передавая кинетическую энергию своих рук, активизируя жизненные процессы в группах мышц.

Схема физического воздействия в ортогенезе движений Р должна повторять этапы движений в филогенезе. Необходимо соблюдать естественный природный порядок последовательности развития двигательных навыков, уже опробованных природой. Логика дальнейшего совершенствования защитного рефлекса Р приводит в первую очередь к двигательному контролю положения головы (поднятие и удержание).

Формируют НМП модели движения поднятия головы 1: ИП лежа на животе (фиг. 1), лицом вниз, ноги 2 согнуты в коленях параллельно, руки 3 согнуты в локтях, направляют ПВСВ 4 вверх, поднимая Р за плечи 5, образуя тупой угол между туловищем 6 и ногами, фиксируют в этом положении, затем воздействие прекращают, осуществляя воздействие на ГМ шеи 7 и плечевого пояса.

Формируют НМП модели движения удержания головы; ИП стоя на коленях 8, Р удерживают в области локтей за предплечья, направляют ЗВСВ 9 (фиг. 2) поперек, совершая возвратно-колебательные движения в вертикальной плоскости, проходящей поперек оси 10 вертикальной симметрии туловища, плавно меняя угол наклона, воздействуют на ГМ шеи, плечевого пояса, спины.

Формируют НМП моделей движения удержания головы; ИП - Р (фиг. 3) лежит на спине, сгибают ноги в коленях, фиксируя стопы на плоскости 11, подтягивают Р за руки и держат за них, направляют ПВСВ 4 вверх так, чтобы угол между туловищем 6 и горизонтальной поверхностью 11 был острым, совершают ЗВСВ 9 - колебательные движения в вертикальной плоскости, поперек продольной оси симметрии тела, одновременно доводя угол 12 между туловищем и поверхностью до прямого угла и возвращая туловище Р обратно до острого угла, плавно изменяя угол наклона, воздействуя на все группы мышц.

Формируют НМП моделей движения поворота головы; ИП - Р лежит на спине, удерживают за ноги и поворачивают туловище 6 вокруг продольной оси 10 симметрии тела, первоначально поворачивают ноги вправо, затем влево, фиксируя крайние положения.

Дальнейшее развитие двигательных функций требует совершенствовать работу головного мозга. Необходимо стимулировать развитие мозжечка. Р необходимо перевести в состояние вынужденной неустойчивости (ввиду физической слабости рук и ног), поместив его в положение «опора на четвереньках», это состояние для Р является сверхнагрузкой, а его преодоление является сверхзадачей. Неустойчивость является новым стимулом (запросом окружающей среды). Этот запрос среды Р, хочет или не хочет, будет вынужден преодолевать, это приведет к координации, развитию равновесия и, следовательно, развитию двигательных функций.

Формируют НМП моделей движения поднятия головы на четвереньках: ИП - установлен на четвереньки, голова опущена, направляют вектор ПВСВ (фиг. 4) вверх, приподнимая голову Р серией последовательных движений в области лба, воздействуя на мышцы шеи и плечевого пояса.

Формируют НМП моделей движения удержания равновесия: из положения стоя на четвереньках (фиг. 5) отводят бедра 14 Р назад, создают тупой угол 13 между туловищем и бедрами; направляют ЗВСВ 9 вперед вдоль продольной оси 10 позвоночника, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости, воздействуя на группы мышц спины, плечевого пояса и рук.

Формируют НМП моделей движения установления на четвереньки; ИП - Р укладывают на живот, подтягивают ноги, сгибая в коленях под живот, руки располагают параллельно, сгибая в локтях, направляют ПВСВ 4 вверх, поднимают таз, далее меняют направление ПВСВ 4 (фиг. 6-7), направляя его вперед к голове, выпрямляют бедра так, чтобы угол 15 между бедром и голенью был прямым; выпрямляют руки, устанавливая его на четвереньки, образуя прямые углы 16 между руками, туловищем и бедрами, воздействуя на группы мышц.

Формируют НМП моделей движения удержания равновесия на четвереньках: из положения стоя на четвереньках сажают Р в сторону на бедро 14, не отрывая руку со стороны присаживания от поверхности 11; отводят вторую руку в сторону до образования развернутого угла между руками (фиг. 8), направляют вектор ЗВСВ 9 в вертикальной плоскости под острым углом, совершая колебательные движения поперек продольной оси тела, изменяя угол наклона туловища относительности поверхности 11, фиксируя максимальную амплитуду совершаемых движений, одновременно воздействуя на мышцы спины, рук и плечевого пояса.

Формируют НМП моделей удержания равновесия на четвереньках: из положения стоя на четвереньках направляют ЗВСВ 9 вдоль продольной оси 10 симметрии тела, совпадающей с продольной осью позвоночника (фиг. 9), производят колебательные движения, затем меняют направление ЗВСВ, направляя его поперек оси симметрии тела, и совершают колебательные движения, затем меняют место удержания Р с предплечья на область таза и повторяют выше указанные колебательные движения, воздействуя на все группы мышц.

Формируют НМП моделей равновесия на четвереньках: Р устанавливают в положение опоры на коленях, руки согнуты под грудью параллельно (фиг. 10), поддерживают туловище Р в области таза, направляют ЗВСВ 9 вниз, опускают таз; затем направляют ЗВСВ 9 вверх, поднимая плечи, не отрывая кистей рук от поверхности 11, приподнимают таз, образуя прямые углы, между руками и туловищем, туловищем и бедрами, повторяют указанные движения, воздействуя на группы мышц всего тела;

Следующий этап развития двигательной активности в ортогенезе, должен соответствовать этапу ползания рептилий в филогенезе. Отсюда вытекает необходимость развития двигательного автоматизма сегментарного уровня - рефлекса ползания. Уровень развития мозга Р должен быть поднят врачом до необходимого уровня, позволяющего осуществлять самостоятельное ползание. Для достижения этого необходимо выполнить следующее.

Формируют НМП моделей движения на четвереньках: из положения стоя на четвереньках, сохраняя прямые углы между руками и туловищем (фиг. 11), бедрами и туловищем, осуществляют последовательное передвижение рук и ног; наклоняют туловище Р вправо, вектор ПВСВ 4 направляют вперед к голове, передвигают левую руку 17 вперед; далее наклоняют туловище 6 влево, направляют ПВСВ 4 вперед к голове, передвигают правую руку 18 вперед, устанавливая ее на одном уровне с левой; далее наклоняют туловище Р вправо, вектор ПВСВ 4 вперед к голове, переставляют левую ногу 20 вперед; затем наклоняют туловище влево, направляют вектор ПВСВ 4 вперед к голове, переставляют правую ногу 19 вперед и устанавливают ее на одном уровне с левой ногой, одновременно воздействуя на все группы мышц.

Формируют НМП моделей движения на четвереньках: из положения стоя на четвереньках (фиг. 11), сохраняя прямые углы между руками и туловищем, бедрами и туловищем, осуществляют последовательные передвижения ног и рук вперед; наклоняют туловище 6 влево, направляют ПВСВ 4 вперед к голове и переставляют правую руку 18; наклоняют туловище Р вправо, направляют вектор ПВСВ 4 вперед к голове и переставляют последовательно левую ногу 20 и затем левую руку 17 далее положения правой руки; наклоняют туловище Р влево, направляют ПВСВ вперед, переставляют последовательно вперед правую ногу 19 и затем правую руку 18 вперед, одновременно воздействуя на все группы мышц.

Формируют НМП моделей ускоренного ползания на четвереньках: Р предъявляют блестящий тест-объект 21 или шар (фиг. 12), перемещают его вперед в зоне видимости Р, стимулируя его движения за ним.

Формируют НМП моделей движений присаживания: ИП на четвереньках, далее направляют ЗВСВ 9 вниз под углом и одновременно поворачивают Р вокруг продольной оси симметрии тела, сажают Р на горизонтальную поверхность 11 с опорой на руки, воздействуя ну группы мышц спины, плечевого пояса и рук (фиг. 13).

Формируют НМП моделей координации положения головы путем фиксации координации зрительных анализаторов: Р предъявляют зрительный тест-объект (фиг. 14), фиксируют на нем взгляд Р, перемещают его вертикально 22 и/или горизонтально 23, (для тренировки вертикальных и горизонтальных мышц глаза), фиксируя его в крайних положениях; затем описывают тест-объектом, фигуры в виде горизонтальной восьмерки 24 (для тренировки косых мышц глаза), воздействуя на горизонтальные, вертикальные и косые мышцы глаза.

Глазодвигательная гимнастика тесно связана с работой вестибулярной системы Р, приводит к улучшению ориентации и координации положения головы и всего тела в пространстве.

Следующим этапом развития двигательных функция явился этап стояния на двух ногах. В нашем случае, осложненном ППНС и ДЦП, этот этап особенно важен, является определяющим для жизнедеятельности человека.

Устанавливают Р в позицию неустойчивого равновесия на двух ногах (аналогично ранее описанному состоянию неустойчивого равновесия на четвереньках).

Формируют НМП моделей движения стояния на двух ногах: ИП - Р (фиг. 15) присаживают на двух ногах, устанавливая ноги параллельно, колени 8 согнуты, направляют ПВСВ 4 вверх под острым углом, удерживают Р за грудь, далее устанавливают Р вертикально, удерживают его в этом положении; далее направляют ЗВСВ 9 в вертикальную плоскость, создавая колебательные движения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось симметрии тела 10, со спины к передней поверхности тела и затем последовательно перпендикулярно, воздействуя на все группы мышц.

Формируют НМП моделей движения равновесия и ходьбы: ИП стоя на двух ногах, удерживают туловище Р за плечи, наклоняют вперед под углом 25 на 5-10 градусов от вертикали (фиг. 16); направляют ПВСВ 4 вперед, переставляют вперед одну ногу 20, далее с помощью ЗВСВ 9 возвращают Р в вертикальное положение, далее повторяют эти движения для второй ноги 19; затем переставляют ноги поочередно вперед, поддерживая вертикальное равновесие после каждого шага, воздействуя на все группы мышц.

В природе ритмика процессов является первоначальным и решающим фактором начала и реализации самого процесса. В нашем случае ритм физического воздействия также является основополагающим, так как связан с процессом передачи кинетической энергии и нейромышечных импульсов от врача к Р. Ритм физического воздействия 26 усиливается и достигает максимума к середине цикла и постепенно уменьшается к концу цикла каждого движения (фиг. 17).

Предложенная система физического воздействия осуществляется 1-2 раза в день.

Предложенный способ характеризуется следующими клиническими примерами.

Пример 1. Пациент К., возраст - 15 месяцев. Первоначально: защитный рефлекс слабо выражен и сочетается с отсутствием рефлексов опоры, ползания, автоматической ходьбы; хватательный рефлекс обоих рук затруднен, мышечный тонус гипотоничен.

Самостоятельно не садится, при пассивном сидении спина круглая, не встает на четвереньки, не ползает, не встает на ноги, плохая опора ног и рук, не ходит, короткое время удержание головы вертикально.

Диагноз: Синдром угнетенного состояния ЦНС, сочетанный с гипоксическим ишемическим поражением головного мозга и тоническим астатическим синдромом. Надсегментарные позотонические автоматизмы не выражены. Пациенту предложено лечение согласно изобретению.

Результат: Все отставания врожденных рефлексов преодолены.

Постуральные и установочные рефлексы в норме: ЛУР, СШЦУР, АШЦУР, рефлекс головы на туловище, выпрямляющий рефлекс с тела на тело и с тела на голову; реакции равновесия, оптическая реакция опоры в норме. Создан мышечный корсет, мышечный тонус значительно улучшился. Создана опора рук и ног для удержания тела в пространстве. Самостоятельно встает и ползает на четвереньках, встает на ноги и выполняет медленные и самостоятельные шаги, голову держит вертикально, улучшилась координация движений. Психоэмоциональное состояние значительно улучшилось, фиксирует взгляд при переводе тест-объекта справа налево и сверху и вниз. Расширился диапазон кинетических движений, повысилась скорость реакции на предъявляемые стимулы.

Время лечения по данной методике - 4 месяца.

Пример 2. Пациент З., возраст - 9 месяцев. Первоначально: ППНС характеризуется следующим состоянием врожденных рефлексов: защитный рефлекс слабо выражен и сочетается с отсутствием рефлексов опоры, ползания, автоматической ходьбы и рефлекса Моро. Не сидит, не встает, не ползает, гипертонус мышц спины, не встает на ноги, не ходит. Голова наклонена вправо, повышен мышечный тонус правой руки и правой ноги, правая рука в пронатарной установке, кулачок зажат, опорная нога левая, правая нога полностью не разгибается в коленом суставе.

Диагноз: Церебральный судорожный синдром, сочетанный с мышечной дистонией на фоне недоношенности, правосторонний гемисиндром, сочетается с задержкой моторного развития. Надсегментарные позотонические автоматизмы не выявлены.

Пациенту предложено лечение согласно изобретению. Все отставания врожденных рефлексов преодолены.

Постуральные и установочные рефлексы в норме: ЛУР, СШЦУР, АШЦУР, рефлекс головы на туловище, выпрямляющий рефлекс с тела на тело и с тела на голову; реакции равновесия, оптическая реакция опоры в норме.

В результате: самостоятельно встает на четвереньки и ползает на четвереньках, правая нога полностью разгибается в коленном суставе, мышечный тонус значительно улучшился, улучшилось внимание и координация движений, раскрылась правая кисть, улучшился захват предметов кистями рук. Улучшился диапазон самостоятельно выполняемых движений, возросла кинетическая активность, медленно самостоятельно передвигается вертикально.

Время лечения составило 10 месяцев.

Предложенный способ имеет следующие противопоказания: прогрессирующая гидроцефалия, тяжелые психические расстройства, поражение органов дыхания и пороки сердца, грубые бульбарные и псевдобульбарные нарушения, повышенная ломкость костей и тяжелые нарушения формирования тазобедренных суставов и их сочетания.

Способ показан: при перинатальном поражении ЦНС и ДЦП Р в возрасте до трех лет.

Длительность всего физического воздействия зависит от тяжести ППНС и ДЦП и уровня развития двигательных функций. Для повышения уровня выживания Р необходимо добиться самостоятельного выполнения движения.

Использование изобретения позволяет улучшить двигательные функции при одновременном расширении диапазона самостоятельно выполняемых движений, создать НМП последовательности моделей плавных переходов жизненно необходимых движений при одновременном сокращении сроков лечения в 2 раза.

Способ лечения перинатального поражения центральной нервной системы и детского церебрального паралича у детей в возрасте до трех лет, заключающийся в физическом воздействии на ребенка (Р), отличающийся тем, что при этом создают нейромышечную динамическую память (НМП) моделей движения Р:

воздействуют на центр каждой ладонной поверхности Р перпендикулярно ей с последующим спиральным массажем от центра каждой ладони Р против часовой стрелки, далее воздействуют на центр каждой подошвенной поверхности Р перпендикулярно ей с последующим спиральным массажем от центра к периферии подошвы против часовой стрелки;

далее формируют НМП модели поднятия головы: исходное положение (ИП) Р лежа на животе лицом вниз, ноги согнуты в коленях, параллельны, руки согнуты в локтях, Р поднимают за плечи, образуя тупой угол между его туловищем и ногами, фиксируют в этом положении;

формируют НМП модели удержания головы: ИП - Р на коленях, его удерживают в области локтей за предплечья и совершают возвратно-колебательные движения в вертикальной плоскости поперек продольной оси симметрии тела, плавно меняя угол наклона;

а также для формирования данной модели: ИП - Р лежит на спине, сгибают его ноги в коленях, фиксируя стопы на плоскости, подтягивая Р за руки, и держат за них таким образом, чтобы угол между туловищем и горизонтальной поверхностью был острым, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости, поперек продольной оси симметрии тела, одновременно доводя угол между туловищем и горизонтальной поверхностью до прямого угла и возвращая туловище Р обратно до острого угла, плавно изменяя угол наклона;

затем формируют НМП модели поворота головы: ИП - Р лежит на спине, его удерживают за ноги и поворачивают туловище вокруг продольной оси симметрии тела, для чего вначале поворачивают ноги направо, затем влево, фиксируя крайние положения;

затем формируют НМП модели поднятия головы в положении на четвереньках: ИП - Р устанавливают на четвереньки, голова опущена, приподнимают голову Р серией последовательных движений;

далее формируют НМП модели удержания равновесия: из положения Р стоя на четвереньках отводят его бедра назад, создают тупой угол между туловищем и бедрами, совершают колебательные движения в вертикальной плоскости;

формируют НМП модели установления Р в положение на четвереньки: ИП - Р укладывают на живот, подтягивая ноги, сгибая в коленях под живот, руки Р располагают параллельно, сгибая в локтях, поднимают таз Р и выпрямляют бедра так, чтобы угол между бедром и голенью был прямым, далее выпрямляют руки Р, устанавливая его в положение на четвереньки так, чтобы образовать прямые углы между руками и туловищем, туловищем и бедрами;

формируют НМП модели удерживания равновесия в положении на четвереньках: из положения стоя на четвереньках Р сажают в сторону на бедро, не отрывая от поверхности его руку со стороны присаживания; отводят вторую руку в сторону до образования развернутого угла между руками, совершают колебательные движения поперек продольной оси симметрии тела, изменяя угол наклона туловища относительно поверхности, фиксируя максимальную амплитуду совершаемых движений;

а также для формирования данной модели: из ИП Р стоя на четвереньках, удерживая его за предплечья, производят колебательные движения вдоль продольной оси симметрии тела, затем - поперек этой оси, затем меняют место удержания Р с предплечья на область таза и повторяют упомянутые колебательные движения;

далее формируют НМП модели равновесия в положении на четвереньках: Р устанавливают в положение опоры на коленях с согнутыми под грудью руками, расположенными параллельно, поддерживают туловище Р в области таза, опускают его таз, затем поднимают его плечи, не отрывая его кистей от поверхности, приподнимают таз, образуя прямые углы между руками и туловищем, туловищем и бедрами, повторяют вышеуказанные колебательные движения;

формируют НМП модели движения на четвереньках: из положения Р стоя на четвереньках осуществляют последовательное передвижение его рук и ног, для чего наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове, передвигают левую руку вперед, далее наклоняют туловище влево, вперед к голове, передвигают правую руку вперед, устанавливая ее на одном уровне с левой; далее наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове, переставляют левую ногу вперед, затем наклоняют туловище влево, вперед к голове, переставляют правую ногу вперед и устанавливают ее на одном уровне с левой ногой;

а также для формирования этой модели из положения Р стоя на четвереньках осуществляют следующие последовательные передвижения его ног и рук вперед: наклоняют туловище влево, вперед к голове и переставляют правую руку, наклоняют туловище Р вправо, вперед к голове и переставляют последовательно левую ногу и затем левую руку далее положения правой руки, наклоняют туловище Р влево, вперед, переставляют последовательно вперед правую ногу и затем правую руку вперед;

затем формируют НМП модели ползания на четвереньках: предъявляют Р блестящий тест-объект, перемещая его вперед в зоне видимости для Р, стимулируя Р к попыткам поймать тест-объект;

формируют НМП модели присаживания: ИП - Р на четвереньках, опускают его плечи и одновременно поворачивают Р вокруг продольной оси симметрии его тела, сажают Р на горизонтальную поверхность с опорой на руки;

формирую НМП модели координации положения головы: Р предъявляют зрительный тест-объект, стимулируя Р фиксировать на нем взгляд при перемещениях тест-объекта вертикально и/или горизонтально с фиксацией в крайних положениях, а также при перемещениях тест-объекта в виде горизонтальной восьмерки;

формируют НМП модели стояния на двух ногах: ИП - Р присаживают на двух ногах, устанавливая его ноги параллельно, колени согнуты, удерживают Р за грудь под острым углом к поверхности, затем устанавливают Р вертикально, удерживая его в этом положении, затем создают колебательные движения Р в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось симметрии тела Р: со спины к передней поверхности тела и затем перпендикулярно этой плоскости;

далее формируют НМП модели равновесия и ходьбы: ИП - Р стоя на двух ногах, удерживают его туловище за плечи и наклоняют вперед под углом 5-10 град. от вертикали, переставляют вперед одну ногу Р, далее возвращают Р в вертикальное положение, далее повторяют эти движения для второй ноги, затем переставляют ноги Р поочередно вперед, поддерживая его вертикальное равновесие после каждого шага;

ритм воздействия постепенно увеличивают, достигая максимума к середине цикла выполнения каждого движения и постепенно уменьшая к его концу;

воздействие осуществляют 1-2 раза в день.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, лечебной гимнастике, может использоваться для коррекции фигуры, оздоровления при заболеваниях дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, женской репродуктивной системы.

Изобретение относится к медицине, лечебной гимнастике, может использоваться для коррекции фигуры, оздоровления при заболеваниях органов дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, женской репродуктивной системы.

Изобретение относится к реабилитационной медицине и может быть использовано для реабилитации людей после травм опорно-двигательного аппарата. Роботизированный тренажер включает персональный компьютер, микропроцессорные устройства, силовые транзисторные ключи и ортопедические модули, состоящие из пяти жестких сочленений.

Изобретение относится к медицине, спорту, может быть использовано для коррекции асимметрии мышц спины у спортсменов. В программу их тренировок вводят комбинированное упражнение для опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов спортсмена.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции.
Изобретение относится к медицине, оздоровлению, может быть использовано для увеличения ЖЭЛ, полноценного снабжения кислородом основных органов человека и повышения содержания углекислого газа в крови до оптимального значения.
Варианты изобретения относятся к медицине, способам мануальной терапии дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. Первый вариант способа включает воздействие путем дистракции позвоночного столба (ПС) и одновременной транспозиции пораженных позвоночных двигательных сегментов (ПДС) с последующей фиксацией их в заданном положении.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. Больного укладывают на спину на основание аппарата.

Изобретение относится к медицине, оздоровительной гимнастике для суставов. Выполняют движения на растягивание, скручивание, при которых движения осуществляют волнообразно по замкнутым траекториям, при расслабленных мышцах из исходного положения, спина ровная, колени согнуты, таз опущен, вес на передней части стопы.

Изобретение относится к восстановительной, спортивной медицине, немедикаментозным способам коррекции изгибов позвоночного столба. Проводят приемы, направленные на удаление продуктов обмена из мышц, и осуществление комплекса физических упражнений для групп мышц агонистов-антагонистов с отягощением и последующим растяжением.

Изобретение относится к медицине, кардиологии, эндокринологии. Больным с артериальной гипертонией (АГ) и ожирением, в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) назначают один из трех диетических планов (ДП). Режим питания для всех больных: через каждые 3 ч, последний прием пищи за 3 ч до сна, питьевой режим: натощак, вместо перекусов и за 10 мин до еды по 1 стакану воды, всего за день 1 250 мл, ночной сон не менее 7 ч. При этом ДП для больных без метаболических нарушений: физиологические нормы потребления белков, жиров, углеводов (Б, Ж, У), ограничение калорийности пищевого рациона до 1800 ккал в день и суточного потребления натрия до 2,5 мг. ДП больных с нарушением толерантности к глюкозе (НТГ): физиологические нормы Б, Ж, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и У до 250 мг. ДП больных с дислипидемией: физиологические нормы Б, У, калорийность до 1800 ккал в день, суточное потребление натрия до 2,5 мг и холестерина до 100 мг. Больные выполняют физические упражнения утром, днем и вечером ежедневно: махи руками вперед и назад, поднятие на носках и опускание, кивания, наклоны головы вправо-влево, сгибание и разгибание в локтях, сцепление рук в замок, вращения рук, на уровне плеч разведение рук в стороны и смыкание перед собой, над головой, сцепить руки перед собой и двигать ими вверх-вниз, согнуть ногу в колене, приподнять, то же – другой ногой. Каждое упражнение осуществляют 5 раз по 5-10 сек, на все упражнения 15-20 мин. Больные АГ I и II степени с ожирением I степени без метаболических нарушений и больные АГ I и II степени с ожирением I степени и с НТГ выполняют упражнения стоя, больные АГ I и II степени и ожирением II степени – сидя, больные АГ I и II степени с ожирением I и II степени с дислипидемией – сидя. Способ обеспечивает безмедикаментозное эффективное снижение веса и АД дифференцированно у пациентов без и с разным сочетанием метаболических нарушений, при коррекции образа жизни, питания, питьевого и двигательного режима. 2 з.п. ф-лы, 3 пр., 1 схема, 2 табл.
Изобретение относится к профилактической, восстановительной медицине, педиатрии и касается гимнастики новорожденных и грудных детей. Выполняют шесть упражнений на мягкой поверхности. Первое упражнение - ребенка из исходного положения (ИП) лежа на спине лицом к взрослому с фиксацией за руки приводят в положение сидя, затем в положение стоя, поднимают над поверхностью, ставят на ноги, кладут на живот, поднимают за ноги с фиксацией за колени или голени, возвращают на спину в ИП. Второе - из ИП лежа на животе лицом от взрослого ребенка сажают на колени, фиксируя под предплечья, вытягивают ребенка за руки вверх, поднимают, кладут на спину, поднимают за ноги и возвращают на живот в ИП. Третье - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя за туловище, ребенка наклоняют вперед с полным переворотом через голову, кладут на спину, подтягивают за ручки в положение сидя и возвращают в ИП. Четвертое - из ИП вертикально лицом к взрослому, фиксируя за туловище, поднимают и сажают ребенка взрослому на грудь или плечо, одну руку взрослого подкладывают под спину ребенку, на которую отклоняют его назад, другую руку кладут на живот и с опорой на нее производят полный переворот в сагиттальной плоскости, ставят ребенка на ноги, берут за туловище и возвращают в ИП. Пятое - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище, проводят попеременные наклоны во фронтальной плоскости влево-вправо на угол 90° с удержанием на 2-4 сек в наклонном положении. Шестое - из ИП вертикально спиной к взрослому, фиксируя ребенка за туловище ближе к подмышечным впадинам, совершают вращательное движение, сочетая подъем ног ребенка к взрослому на плечо и полный переворот через голову, затем обратным вращательным движением возвращают в ИП. Каждое упражнение выполняют 8-10 раз, при общей продолжительности сеанса 10-15 мин. Способ обеспечивает активизацию врожденных безусловных рефлексов, улучшение мозгового кровотока, работы центров регуляции сосудистого и мышечного тонуса, обменных процессов среднего и продолговатого мозга. 4 пр.

Изобретение относится к медицине. Устройство для терапии двигательной активности включает основание, первую часть стола, механизм наклона, механизм для ступней, механизм движения ног и вторую часть стола. Механизм наклона соединяет основание с указанной первой частью стола и обеспечивает ее наклон между горизонтальным положением и вертикальным положением. Механизм для ступней установлен на первой части стола для размещения на нем ступней пациента. Механизм движения ног выполнен для обеспечения движения ног пациента. Вторая часть стола соединена с первой частью стола, так что вторая часть стола соединена с механизмом наклона только посредством первой части стола. Вторую часть стола можно регулировать относительно первой части стола для подгонки устройства под пациентов разного роста. Изобретение обеспечивает положение пациента в вертикальном положении устройства на достаточно небольшой высоте. 14 з.п. ф-лы, 16 ил.
Изобретение относится к медицине, реабилитации, неврологии, лечебной физкультуре и может быть использовано в комплексном лечении больных в острый период инсульта. Проводят дозированные физические нагрузки, включающие однонаправленные и разнонаправленные движения, активные и пассивные с помощью здоровой конечности, общетонизирующие упражнения, дыхательные, на координацию и точность выполнения, равновесие и артикуляцию под наблюдением врача с объяснением и показом движений, контролем и учетом общего самочувствия и клинической картины больного. Причем проводят все движения больному в виде комплекса, включающего гомолатеральные, гетеролатеральные и перекрестные движения, активные движения для здоровой руки, пассивные движения для парализованной руки, которые осуществляются с помощью здоровой с захватом кисти в замок. При этом комплекс упражнений построен в виде танца и проводится с использованием музыкального сопровождения с меняющимся танцевальным темпом и ритмом. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями с произнесением на выдохе аффирмации оздоравливающего характера. Продолжительность каждого упражнения 1-2 мин, всего комплекса 7-10 мин. Занятия проводят ежедневно 2-6 раз в день в исходных положениях в зависимости от возможностей пациента, стоя с опорой, сидя на стуле или лежа. Курс лечения 20-60 процедур. Способ обеспечивает восстановление двигательной функции парализованных конечностей, равновесия, координации движений, опороспособности ноги, речи и когнитивных функций, улучшение настроения и качества жизни, социальных контактов и уровня коммуникаций, снижения утомления, повышения жизненной активности, расширяет арсенал средств оздоровления больных вострый период инсульта. 1 пр.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре, лечению поясничного остеохондроза с пролабированием и грыжей дисков. Проводят 12-36 занятий упражнениями по 2-5 серий каждого, не менее чем 2-20 повторов за серию, с преодолением боли путем произнесения звука «XA» на выдохе. Для этого занятие начинают с выполнения виса на турнике с подъемом ног, согнутых под прямым углом в коленных суставах до уровня груди. Далее дополнительно выполняют вис на турнике со скручиванием туловища и подъемом ног под прямым углом в коленных суставах до уровня груди; вис на турнике с отклонением ног вправо и влево и их подъемом под прямым углом в коленных суставах; вис на турнике и сгибание ног в коленных суставах и опускание их на выдохе; вис на турнике с движением ногами, имитирующими бег; вис на турнике с разводом и скрещиванием прямых ног в стороны. Заканчивают занятие глубокими приседаниями, стоя на полу с опорой на ступни ног и с поднятием рук вверх при опускании таза к пяткам. Проводят сгибание туловища в тазобедренных суставах при прямых ногах, стоя на полу с опорой на ступни ног. Выполняют суставную гимнастику для поясничного, брюшного отделов и тазобедренных суставов, для чего лежа производят махи одной или двумя ногами, вращение их в тазобедренных суставах согнутыми или прямыми в коленях. Проводят психотерапевтическое самовнушение на оздоровление, лежа в расслабленном состоянии, и воздействие душа с температурой воды 4-6°C длительностью 10-120 с. Способ обеспечивает самостоятельное лечение пациентом упомянутой патологии с использованием только одного тренажера – турника. 21 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, и может быть использовано для комплексного лечения заболеваний поясничного отдела позвоночника. Для этого на аппарате DRX9000 проводят сеансы аппаратного вытяжения позвоночника в горизонтальном положении пациента с индивидуальным подбором угла наклона поясничного отдела позвоночника. Аппаратное вытяжение проводят по схеме, состоящей из десяти ежедневных сеансов и десяти сеансов через день. Причём перед проведением каждого ежедневного сеанса аппаратного вытяжения позвоночника осуществляют внутритканевую электростимуляцию с помощью аппарата Магнон-ПРБ продолжительностью 30 мин электрическим током с частотой 50 Гц и силой тока 5-20 мА курсом из десяти дней. Для этого накладывают первый электрод на позвонки, а второй электрод - на проекции болевых зон. Также проводят лекарственную терапию, состоящую из внутривенного капельного введения в первые четыре дня по 20 мг тексамена, а в последующие шесть дней попеременного введения через день смеси из 5 мл магнезии с 5 мл актовегина и смеси из 5 мл спазгана, 5 мл новокаина, 5 мл 0,5% трентала и 5 мл витамина B12. Способ обеспечивает комбинированное воздействие на различные элементы патогенеза заболевания позвоночника с помощью нескольких терапевтических факторов, реализующих синергетический лечебный эффект, для восстановления объёма межпозвонкового диска и создания устойчивой мышечной памяти здорового состояния в околопозвоночных мышцах. 2 з.п. ф-лы, 2 пр.
Наверх