Способ коррекции школьной дезадаптации

Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет. Проводят сеансы БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). В комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. При этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят 2 нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт». БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа. Перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт». После чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно. Способ позволяет повысить эффективность коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет за счет усиления и закрепления функций внимания, саморегуляции и самоконтроля, а также улучшения мелкой моторики. 3 пр.

 

Изобретение относится к области педагогики, а точнее коррекционной педагогики, и может быть использовано для коррекции школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет.

Школьная дезадаптация (ШД) является одной из наиболее частых причин нарушения поведенческих, коммуникативных, волевых навыков, является причиной школьной успеваемости и формирования асоциального поведения у учеников начальной школы. Согласно современным данным в большинстве случаев ШД возникает в результате наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка. В основе развития СДВГ лежат повреждения головного мозга в пре- и перинатальном периоде (Барашнев и др. 1998; Чутко, Пальчик, Кропотов 2004; Milberger et al., 1997), а также (примерно в 10-15%) имеет место наследственная предрасположенность (по данным некоторых авторов - моногенный характер наследования; снижение функционирования нейромедиаторной допаминергической системы головного мозга); перинатальные факторы поражения центральной нервной системы (гипоксия, ишемия, резус-несовместимость, токсическое поражение центральной нервной системы, инфекции) - во время беременности, патология родов, недоношенность, внутриутробная задержка развития и проч.; нейроанатомические факторы (уменьшение размеров правой лобной доли, уменьшение размеров мозолистого тела, уменьшение в размерах структур стриопаллидарного комплекса; снижение кровотока в префронтальных отделах головного мозга; эволюционные факторы (несоответствие биологического и реального возраста ребенка - т.е. отставание созревания центральной нервной системы ребенка к определенному возрасту). Все эти нарушения проявляются комплексом психологических, электрофизиологических и биохимических изменений.

Клинические проявления школьной дезадаптации (ШД) характеризуются основными проявлениями - невнимательностью, рассеянностью, повышенной эмоциональной и умственной истощаемостью, забывчивостью, чрезмерной двигательной активностью, импульсивностью в поведении.

Проблема ШД определяется с одной стороны его широкой распространенностью и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на ее фоне, а с другой стороны - недостаточной эффективностью существующих методов коррекции данного состояния.

Известен прибор биологической обратной связи, используемый для коррекции психоэмоционального фона у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности, применяемая в некоторых психолого-педагогических центрах Перми, Москвы и Санкт-Петербурга (прибор «Психоэмоциональный комплекс БОС», является оригинальной разработкой ЗАО «Биосвязь», г. Санкт-Петербург (Авт. свидетельство СССР №1717116, патенты РФ №2020870, №2190952, №2217177, №2224455, №2234344). Правообладатель - ЗАО «Биосвязь»). В данном случае программно-индикаторный комплекс биологической обратной связи регистрирует и обрабатывает одновременно несколько сигналов электрической активности мозга (ЭЭГ), электрической активности мышц (ЭМГ), частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Прибор используется для коррекции психоэмоционального состояния у детей и взрослых, в том числе при школьной дезадаптации.

В данном случае тренинги проводят, задействуя электроэнцефалографический, электромиографический, кардиоритмографический каналы. Однако для школьников не предусмотрено наличие тренинговых нейропсиологических тестов и занятий, которые выполняют в начале курса занятий и в конце курса занятий, обеспечивая субъективность коррекции. Кроме того, отсутствует диагностические тесты, определяющие наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (что в большинстве случаев определяет развитие школьной дезадаптации), а соответственно отсутствует индивидуальный подход в подборе тренингов для каждого ребенка в отдельности - поэтому «Психоэмоциональный комплекс БОС» для коррекции школьной дезадаптации недостаточно эффективен.

Технический результат - повышение эффективности способа коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей в возрасте 7-12 лет путем усиления и закрепления управляющих функций (функции внимания, саморегуляции и самоконтроля) и улучшения мелкой моторики.

Указанный результат достигается с помощью проведения сеансов БОС-тренинга на программно-аппаратном комплексе по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ). Отличается тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы. Тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, причем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут. Перед первым этапом тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, после первого этапа тренинга проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов. Далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут, ежедневно.

Способ осуществляют следующим образом. До проведения сеанса на программно-аппаратном комплексе комбинированного БОС-тренинга проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов: родители детей или педагоги, у которых дети учатся, отвечают на вопросы классификации DSM-IV на предмет наличия у ребенка со школьной дезадаптацией синдрома дефицита внимания и гиперактивности, степени его выраженности и определения дальнейшей тактики тренинга; также в программе предусмотрено прохождение детьми теста Люшера (для определения психоэмоционального состояния ребенка), расширенного (в модификации А.Р. Лурия) теста по Аннет, диагностического дихотического прослушивания (для определения латерализации корковых функций), тестов «таппинг» и «лабиринт» (для определения ведущей руки и доминантности полушария, определения функционирования межполушарного взаимодействия, скорости выполнения тестов на внимание). Тесты «таппинг» и «лабиринт» помимо диагностики используются в ежедневном тренинге. После чего начинают проведение комбинированного БОС-тренинга длительностью 30-45 минут ежедневно в течение 10-15 дней, причем тренинги поделены на 2 этапа: тренинги 1-го этапа (5-7 сеансов) длятся по 30-35 минут, тренинги 2-го этапа (5-8 сеансов) длятся по 35-45 минут. Между 1-ми 2-м этапами тренингов проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки занятий. Сеансы проводят сначала по параметрам электроэнцефалограммы (15-18 минут на 1-м этапе тренингов, 20-25 минут на 2-м этапе тренингов), ребенку надевают специальный экстракраниальный фиксатор, учитывая функциональную асимметрию полушарий головного мозга, в который встроен электрод, регистрирующий биоэлектрические сигналы (биопотенциалы головного мозга) от центрального лобно-полюсного отведения (регистрируют альфа-ритм от лобных отделов головного мозга). Последовательно проводят задания в игровой форме: «удержи картинку» (в которой нужно максимально сконцентрироваться на деталях картины так, чтобы изображение фиксировалось на экране компьютера и не возникало «провалов» картинки), «смайлики» (в которой нужно максимально сконцентрироваться и представить появление на мониторе компьютера синих шариков разной величины - чем выше уровень концентрации внимания, а соответственно активнее функционируют лобные доли головного мозга и интенсивнее фиксируется альфа-ритм, тем большего диаметра появляется шарик). Кроме того, в игре «смайлики» предусмотрена опция «кто быстрее», когда одновременно 2 ребенка на одном компьютере в игровой форме могут соревноваться друг с другом (кто быстрее) по появлению шариков (у одного соперника синий шарик, а у другого красный). Далее проводят занятие БОС-тренинга по параметрам электромиографии - ребенку надевают на ведущую руку специальный браслет, в который встроен электрод, регистрирующий биопотенциалы от мышц-разгибателей и сгибателей верхней конечности. Проводят фазический БОС-тренинг в течение 10-12 минут на 1-м этапе и 10-15 минут на 2-м этапе тренингов. Далее в течение 5 минут ежедневно проводят 2 нейропсихологических тренинга (выполнение тестов «таппинг» и «лабиринт»).

Новым в способе, в отличие от прототипа, является то, что в программно-аппаратный комплекс встроена батарея нейропсихологических тестов, что позволяет перед курсом проводить первичную диагностику состояния ребенка (наличие синдрома дефицита внимания, психоэмоциональный и вегетативный статус, уровень интеллекта, доминантность полушария) и в течение курса проводить корректировку тренингов. Программно-аппаратный комплекс представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, адаптированных в логическую сеть, которая может поставляться в частные и государственные образовательные учреждения и повышать качество предоставления образовательных услуг. Добавление батареи нейропсихологических тестов способствуют более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, что приводит к улучшению функции внимания, самопрограммирования, самоконтроля, памяти, зрительного гнозиса, мелкой моторики. Кроме того, коррекционно-диагностические тренинги ««таппинг»» и ««лабиринт»» позволяет улучшить межполушарное взаимодействие, что в конечном итоге снижает проявления школьной дезадаптации.

Количество сеансов - 10-15 по 30-45 минут, проводят в 2 этапа: 1-й этап 5-7 сеансов проводят по 30-35 минут, до и после которого проводят первичную диагностику с целью оценки исходного состояния ребенка и контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап 5-8 сеансов по 35-45 минут ежедневно, зависит от возраста пациентов, от клинической выраженности симптоматики и динамики состояния ребенка.

Примеры выполнения способа

Ученик А., 7 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация

Родители и учителя отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, суетливость в поведении, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, снижен фонематический слух.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 7 баллов (достоверно).

По тесту Люшера: проявления эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, много заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 16 минут, 18 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 18 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 7 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 18 шариков, сложности в концентрации.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитда мышечного сокращения 122 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 1, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 101 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 1, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 100 мкВ.

Проведен 1-й этап: 5 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут (проведение тестов «таппинг» и «лабиринт»).

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду положительной динамики решено удлинить время проведения ЭЭГ-тренинга до 20 минут. На 2-м этапе проведено 5 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 20 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 балла (снижение на 3 балла).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 6 минут, 4 ошибки.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 3 «провала»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 65 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 6, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 302 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 202 мкВ.

Ученик В., 9 лет, правша, синдром дефицита внимания и гиперактивности, школьная дезадаптация.

Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 40-50 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудно поддерживает внимание во время заданий и игр, неспособность долго усидеть на одном месте, болтливость, часто отвечает не подумав и не дослушав вопрос, повышенную двигательную активность, суетливость в поведении, много нецеленаправленных движений, болтливость.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания с гиперактивности: 16 баллов (8 баллов по блоку «невнимательность», 8 баллов по блоку «гиперактивность/импульсивность» (достоверно)).

По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 13 заминок при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: время 16 минут, количество ошибок 34.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 20 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 8 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 13 шариков, сложности в концентрации.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 1, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 135 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 8, максимальная амплитуда мышечного сокращения 125 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 2, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 112 мкВ.

Слева - сгибатели - при пороге 2, усиление 7 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 105 мкВ.

Проведен 1-й этап: 6 занятий по 30 минут: ЭЭГ-тренинг - 15 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV (снижение проявления невнимательности). Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ оставить по 10 минут. На 2-м этапе проведено 6 занятий по 40 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 10 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 5 баллов (снижение на 3 балла), в блоке «гиперактивость/импульсивность» 5 баллов (снижение на 3 балла).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки») при выполнении теста левой рукой. Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 8 минут, 10 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест) - «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 4 «провала»), отмечается 20 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 70 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 5, усиление 3, максимальная амплитуда мышечного сокращения 330 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 5, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 350 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 250 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 6 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 265 мкВ.

Ученик Р., 12 лет, правша, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация.

Родители и педагоги отмечают невнимательность, неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на задании длительное (около 30-35 минут) время, медлительность, повышенная отвлекаемость на посторонние стимулы, сложности восприятия на слух (снижение фонематического слуха), избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания, трудности в поддержании внимания во время заданий и игр.

В диагностике:

По классификации DSM-IV - синдром дефицита внимания: 9 баллов (по блоку «невнимательность»), достоверно.

По тесту Люшера: выраженная эмоциональная лабильность.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): ведущая рука правая, 10 заминок при проведении теста правой рукой и 21 заминка при проведении теста левой рукой. Косвенный признак нарушения формирования межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 10 минут, 12 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «удержи картинку» - 15 «провалов» (состояние, когда картинка исчезает ввиду того, что снижается концентрация внимания на объекте), сложности в концентрации внимания, отмечается 6 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 21 шарик, сложности в концентрации внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 2, усиление 6, максимальная амплитуда мышечного сокращения 235 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 3, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения 225 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 7, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 198 мкВ.

Слева - сгибатели - при пороге 3, усиление 8 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 170 мкВ.

Проведен 1-й этап: 7 занятий по 35 минут: ЭЭГ-тренинг - 18 минут, ЭМГ-тренинг - 12 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

Проведена контрольная диагностика с целью корректировки занятий, при этом отмечается постепенное улучшение по тесту Аннет, по цветовому тесту Люшера (снижение психоэмоциональной напряженности), отмечается нормализация межполушарного взаимодействия, отмечается снижение количества ошибок и увеличение скорости выполнения корректурной пробы, по классификации DSM-IV без динамики. По тестам «таппинг» и «лабиринт» отмечается незначительное улушение координации движений верхних конечностей. Ввиду отмечающейся динамики решено увеличить тренинг по ЭЭГ до 25 минут, тренинги по ЭМГ увеличить до 15 минут. На 2-м этапе проведено 8 занятий по 45 минут: ЭЭГ-тренинг - 25 минут, ЭМГ-тренинг - 15 минут, нейропсихологический тренинг 5 минут.

После чего в диагностике отмечается:

По классификации DSM-IV в блоке «дефицит внимания»: 4 баллов (снижение на 5 баллов).

По тесту Люшера: снижение проявлений эмоциональной лабильности.

По тесту Аннет: латерализация корковых функций распределяется более равномерно.

По диагностическому дихотическому прослушиванию: латерализация корковых функций преимущественно в правом полушарии сохраняется.

Тест «таппинг» (модифицированный, на 9 квадратов): правая и левая руки одинаково выполняют тест, отмечается значительное уменьшение «заминок» (4 «заминки» с правой руки, 2 заминки с левой руки). Косвенный признак нормализации межполушарного взаимодействия.

Корректурная проба: 8 минут, 6 ошибок.

БОС-тренинг по ЭЭГ (повторный тест)- «удержи картинку» - равномерное удержание картинки в течение 1 минуты, (отмечается 7 «провалов»), отмечается 15 максимальных удержаний картинки за 1 минуту.

БОС-тренинг по ЭЭГ (первичный) - «смайлики» - за 1 минуту появляется 55 шариков, равномерная фиксация внимания на задании.

БОС-тренинг по ЭМГ - ЭМГ-сигнал с мышц-разгибателей и сгибателей верхних конечностей:

справа - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 395 мкВ.

Справа - сгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения 375 мкВ.

Слева - разгибатели - при пороге 4, усиление 4, максимальная амплитуда мышечного сокращения - 370 мкВ.

слева - сгибатели - при пороге 4, усиление 4 максимальная амплитуда мышечного сокращения - 365 мкВ.

Предлагаемый способ по сравнению с известным имеет ряд преимуществ.

Сокращение сроков получения положительного эффекта до 2-3 недель при известных способах от 3 месяцев до нескольких лет.

Возможность применения программно-аппаратного комплекса в условиях образовательного учреждения без отрыва от учебного процесса.

Устойчивый клинический эффект, приобретенный в ходе тренингов на комбинированном БОС-аппарате со встроенной батареей нейропсихологических тестов у детей со школьной дезадаптацией и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью данным способом в течение 3 недель, после окончания лечения прогрессивно возрастает ввиду возникших и закрепляющихся нейрофизиологических изменений.

Нормализация нейродинамических процессов обоих полушариях головного мозга приводит к более гармоничному развитию высшей нервной деятельности в целом, к улучшению функции внимания и к скачкообразному улучшению высших психических функций - самопрограммирования, самоконтроля, памяти, гнозиса, а также улучшению мелкой моторики.

Способ коррекции школьной дезадаптации путем проведения сеансов БОС-тренинга с помощью программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) по параметрам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и по параметрам электромиограммы (ЭМГ), отличающийся тем, что в программно-аппаратный комплекс БОС-тренинга добавлена батарея нейропсихологических тестов, состоящая из шкалы-классификации DSM-IV, цветового теста Люшера, теста «таппинг», теста «лабиринт», дихотического прослушивания, теста латерализации корковых функций по Аннет, корректурной пробы, при этом для диагностики проводят все семь нейропсихологических тестов, а для ежедневного тренинга проводят два нейропсихологических теста: «таппинг» и «лабиринт», БОС-тренинг проводят в количестве 10-15 сеансов, по 30-45 минут, в 2 этапа, причем перед первым этапом проводят первичную диагностику на батарее нейропсихологических тестов, затем на 1-м этапе проводят 5-7 сеансов по 30-35 минут: по параметрам ЭЭГ 15-18 минут, по параметрам ЭМГ 10-12 минут и нейропсихологический тренинг 5 минут, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», после чего проводят контрольную диагностику на батарее нейропсихологических тестов с целью корректировки тренингов, и далее проводят 2-й этап, 5-8 сеансов, по 35-45 минут по параметрам ЭЭГ 20-25 минут, по параметрам ЭМГ 10-15 минут и нейропсихологический тренинг, состоящий из тренингов «таппинг» и «лабиринт», 5 минут, ежедневно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, кардиологии, эндокринологии. Больным с артериальной гипертонией (АГ) и ожирением, в зависимости от наличия или отсутствия метаболических нарушений, нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) назначают один из трех диетических планов (ДП).

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам мониторинга пациента с уровнем тревожности. Система мониторинга пациента содержит сенсорный модуль, выполненный с возможностью получения данных о пациенте и содержащий пробу на кортизол в слюне для измерения его уровня в слюне или в крови, модуль оценки состояния тревожности пациента по первичным данным и уточненной оценки состояния тревожности пациента на основании дополнительных данных, причем модуль оценки дополнительно выполнен с возможностью определения состояния тревожности пациента на основании уровня кортизола в слюне или уровня кортизола в крови, и модуль индикатора передачи определенного состояния тревожности медицинскому персоналу по обратной связи.
Изобретение относится к физиологии и фармакологии поведения, в частности экспериментальному исследованию высших функций мозга, а именно когнитивных способностей животных, а также в психофармакологии для тестирования когнотропных препаратов, которые улучшают умственные способности.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностике. Испытуемому дают задание, которое включает первый и второй тесты.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к устройству измерения стресса и к способу определения уровня стресса пользователя. Устройство измерения стресса содержит входной интерфейс для приема сигнала проводимости кожи, процессор для обработки данных измерений проводимости кожи, причем процессор выполнен с возможностью определения, по меньшей мере, для части данных измерений проводимости кожи значений времени нарастания, по меньшей мере, между двумя различными точками данных измерений проводимости кожи, чтобы определить частотное распределение значений времени нарастания и определить уровень стресса пользователя, основываясь на определенном частотном распределении.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании. Предлагается идентифицировать способность восприятия глубины и объема плоскостных изображений как элементов инсайтного механизма мышления.

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Изобретение относится к медицинской технике. Картридж для введения в тело субъекта датчика для мониторинга аналита содержит стерильную капсулу, датчик, расположенный внутри стерильной капсулы и находящийся в исходном положении, соединитель датчика, соединенный с датчиком в исходном положении с возможностью перемещения из исходного положения в установочное положение.

Изобретение относится к медицине, а именно кардиохирургии и кардиореаниматологии, и может быть использовано для лабораторной оценки тяжести состояния у реанимационных пациентов кардиохирургического профиля с осложненным послеоперационным периодом.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской урологии, и может быть использовано для оценки результатов хирургического лечения обструктивного мегауретера у детей раннего возраста.

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, анестезиологии и реаниматологии. Пациенту на следующий день после операции измеряют показатели артериального давления на четырех конечностях в положении лежа на спине с поднятым на 30° головным концом, определяют количество конечностей пациента, на которых АДср.

Изобретение относится к медицине, а именно к лучевой диагностике, и может быть использовано для прогнозирования годовой антиостеопоротической эффективности менопаузальной гормональной терапии (МГТ).

Группа изобретений относится к медицинской технике. Компьютерно-реализуемый способ определения рекомендации по болюсам с учетом нескольких касающихся состояния организма событий включает получение калькулятором болюсов запроса рекомендации по инсулину, содержащего результат измерения концентрации глюкозы в крови, выдачу калькулятором болюсов пользователю подсказки в виде экрана выбора касающегося состояния организма события для ввода одного или нескольких касающихся состояния организма событий, связываемых с запросом рекомендации по инсулину, получение калькулятором болюсов признаков для двух или более касающихся состояния организма событий, связываемых с запросом рекомендации по инсулину, осуществляемое на экране выбора касающегося состояния организма события в ответ на выдачу пользователю подсказки, выдачу калькулятором болюсов пользователю подсказки в виде экрана коррекции значения, относящегося к состояниям организма, для ввода значения, представляющего совокупное влияние касающихся состояния организма событий на рекомендацию по инсулину для пациента, выполняемую при определении того, что с запросом рекомендации по инсулину связано два или более касающихся состояния организма события, получение калькулятором болюсов значения, введенного пользователем на указанном экране коррекции, в ответ на соответствующую подсказку пользователю, и вычисление калькулятором болюсов рекомендации по инсулину, частично основанной на введенном пользователем значении.

Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии, и может быть использовано для отбора пациентов с сахарным диабетом 2 типа в группу риска по развитию эндотелиальной дисфункции.

Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитологии, и может быть использовано для оценки переносимости кинезиотерапии больными с острой церебральной недостаточностью.

Изобретение относится к медицине, неврологии, ультразвуковой диагностике и может быть использовано у пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ОНМК) для дифференциальной диагностики артериального и венозного характера инсульта.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования генерализации миастении при дебюте заболевания с глазных симптомов.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. Выполняют двукратное в течение года проведение ВСР и оценку следующих временных и спектральных показателей: SDNN, SDANN (мс), RMSSD (мс), pNN50, HF (мс2), VLF (мс2). Рассчитывают процентное изменение каждого показателя и оценивают измерения в баллах. При этом «0 баллов» присваивают в случае снижения показателей SDNN, SDANN, RMSSD, pNN50, HF и повышения показателя VLF менее 10% от исходного уровня. При изменении показателя от 10 до 20% - «1 балл», при изменении показателя от 20 до 30% - «2 балла», при изменении показателя от 30 до 40% - «3 балла», при изменении показателя от 40 до 50% - «4 балла», при изменении показателя более чем на 50% - «5 баллов». В случае преобладания дневных показателей вариабельности сердечного ритма над ночными при первом и втором исследовании дополнительно присваивают «1 балл» за каждое исследование. Рассчитывают сумму всех значений баллов (∑ВР) по оригинальной формуле. Вероятность неблагоприятного исхода при развитии острого ишемического инсульта оценивают по следующим критериям: низкая - ∑ВР - от 0 до 9 баллов; средняя - ∑BP - от 10 до 20 баллов; высокая - ∑ВР - более 20 баллов. Способ позволяет осуществить прогнозирование течения заболевания и сформировать группы риска развития ОИИ у пациентов с наличием сердечно-сосудистой патологии, выявленной до развития ишемического инсульта. 3 пр., 5 табл.
Наверх