Метод оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня



Метод оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня
Метод оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня

 


Владельцы патента RU 2609052:

Виноградова Лариса Викторовна (RU)
Алоин Алексей Владимирович (RU)

Изобретение относится к медицине, психологии, коррекционной педагогике, адаптивной физической культуре, реабилитологии и дефектологии. Для оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) низкого и среднего функционального уровня используют модифицированную шкалу GMFM-88. Шкала оценки включает 20 двигательных тестов в виде пяти категорий-блоков по общим сенсомоторным признакам, по 4 теста в каждом, 3 попытки для каждого теста. Первый блок тестов – упражнения на основные двигательные умения и навыки, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве. Второй блок – вестибулярная компетентность, сохранение равновесия тела под действием силы гравитации в статическом положении или в движении. Третий блок – упражнения на чувство тела и его границ. Четвертый – основные двигательные умения с мячом. Пятый блок – на тонкомоторные и графомоторные умения. Результат каждой попытки в тесте оценивают в баллах: 0 баллов – испытуемый не способен, активно отказывается или не проявляет интереса к выполнению предложенного теста; 1 – испытуемый проявляет интерес и мотивацию, самостоятельно пытается начать выполнение теста, но затрудняется самостоятельно его выполнить или закончить; 2 – выполняет тест с физической поддержкой или вербальным сопровождением тестирующего; 3 – самостоятельно начинает, выполняет и заканчивает выполнение теста по команде или жесту тестирующего. Для суммирования выбирают лучший балл из трех попыток каждого теста и по сумме результатов тестирования оценивают уровень двигательной функциональности испытуемого: 0-20 баллов – низкий, 21-40 – средний, 41-60 – высокий. Способ обеспечивает оценку двигательной функциональности, адаптированной к специфическим особенностям и клиническим проявлениям РАС. 2 ил.

 

Метод основан на данных современных научных исследований и собственном положительном опыте авторов по применению оригинальной технологии абилитации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Метод предназначен для работы специалистов в сфере адаптивной физической культуры, врачей-реабилитологов, дефектологов и коррекционных педагогов и восполняет пробел в специальной литературе, посвященной вопросам физической абилитации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра.

В современном обществе отмечается количественный рост заболеваний, имеющих глубокие первазивные патологии психо-неврологического характера, в том числе большую группу таких расстройств составляют патологии личности (Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом / С.А, Морозов. - М., 2002; Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М., - Теревинф - 2000. - 336 с.; Плаксунова Э.В. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания. - Электронный журнал «Психологическая наука и образование» - 2012, - № 3, ISSN: 2074-58; Шкала оценки крупной моторной функции GMFM-88/Режим доступа: [belmapo.by/downloads/sport_med/2011/lfk/14.doc]). Среди них РАС в 6 раз чаще встречаются у лиц мужского пола. В связи с этим предлагаемый метод оценки общей двигательной функциональности отрабатывался на юношах-подростках в возрасте от 13 до 21 года.

Задачей предлагаемого изобретения является измерение динамики изменений в развитии крупной моторной функции у детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата с использованием шкалы GMFM-88 (1994) - отработанного и стандартизированного инструмента наблюдений. Позднее была завершена валидизация данной шкалы для детей и подростков с выраженными нарушениями интеллекта и когнитивных функций (Russell et al. 1998) (Алоин А.В. Из зарубежного опыта практической работы с подростками, страдающими расстройствами аутистического спектра / Алоин А.В., Ривлин А. // Ежеквартальный журнал «Адаптивная физическая культура», г. Санкт-Петербург - 2015 №1 (61) - С. 41-43).

Технический результат изобретения: на основе проведенной модификации GMFM-88 оценка двигательной функциональности, адаптированной к специфическим особенностям и клиническим проявлениям расстройств аутистического спектра в его низкофункциональной части (LFA - low-functioning autism).

Сущность изобретения.

Метод заключается в применении шкалы оценки двигательных тестов, которая предназначена для определения уровня общей моторной функциональности и не направлена на измерение техники выполнения акта/теста или скоростно-силовых и других качеств у испытуемых. Шкала состоит из 20 двигательных тестов, сгруппированных в пять категорий-блоков по общим сенсомоторным признакам: основные двигательные умения, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве; вестибулярная компетентность (статическое и динамическое равновесие); чувство тела и его границ; основные двигательные умения с мячом; тонкая моторика, графомоторика. Каждый блок при этом состоит из 4 двигательных тестов.

Фигура 1 - Форма для оперативного начисления и учета баллов.

Фигура 2 - Бланк-шаблон для выполнения теста Куглера.

1-й блок тестов: «Основные двигательные умения и навыки, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве» В данном блоке 4 двигательных теста, включающих в себя способность испытуемого перемещаться в пространстве разными способами при обозначенном направлении перемещения и общей ориентацией в пространстве:

Тест 1. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами на расстояние 50 см

0 баллов: не приступает к прыжку вперед толчок двумя ногами;

1 балл: прыгает в длину менее 10 см, толчком двумя ногами или произвольно;

2 балла: прыгает в длину на расстояние 10-40 см толчком двумя ногами с физической поддержкой и вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно прыгает в длину на расстояние 50 см толчком двумя ногами.

Инструкции:

Наклейте две параллельные линии на полу на расстоянии 50 см друг от друга, которые испытуемый должен четко видеть. При попытке выполнения данного теста, испытуемый должен сохранять положение стоя перед линией и не заступать за нее - основная стойка, руки свободны.

Помогите испытуемому занять исходное положение стоя перед линией, лицом по ходу прыжка, при этом носки должны касаться линии начала прыжка.

Для получения любого балла испытуемый должен прыгнуть вперед и приземлиться на ноги без дополнительной опоры на кисти рук и без падения. Для классификации прыжка необходимо, чтобы обе ноги оторвались от пола. Дайте указание испытуемому прыгнуть на максимальную длину, на которую он способен, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Длина прыжка представляет собой расстояние, пройденное двумя ногами.

Перед выполнением теста рекомендуется его зрительная демонстрация экспертом или преподавателем. Допускается использование 3-х попыток.

Тест 2. Передвижение приставными шагами влево/вправо на расстояние 3 м

0 баллов: не приступает к ходьбе приставными шагами влево/вправо;

1 балл: приступает к ходьбе приставными шагами, выполняет менее 2-х полных шагов влево/вправо:

2 балла: передвигается приставными шагами на 2-4 полных шага влево/вправо с физической поддержкой и вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно передвигается приставными шагами на 3 м (5-6 шагов) влево/вправо.

Инструкции:

Наклеить на пол прямую линию длинной 3 м и шириной 2 см. Точку начала и конца линии обозначить конусами. Испытуемый должен четко видеть обозначенное линией направление его движения, а также точки начала и завершения теста. Для более наглядного обозначения начала - можно использовать обруч. Испытуемый стоит боком на линии рядом с конусом или боком на линии внутри обруча. При самостоятельном выполнении происходит отведение и постановка ноги по направлению линии на расстоянии 60-70 см от второй ноги. Затем перенос центра тяжести на отведенную ногу и последующее приведение второй ноги в и.п.

При затруднениях в выполнении данного теста допускается физическое сопровождение и выполнение теста, взявшись за руки с помощником лицом к лицу в «зеркальном» исполнении. Перед выполнением теста рекомендуется его зрительная демонстрация экспертом. Испытуемый может слегка повернуться лицом по ходу движения, но тем не менее, делать шаги в сторону и четко соблюдать направление движения.

Тест 3. Ходьба со сменой направления на расстояние 12-15 м, огибая конусы «буйки» или другие предметы на полу

0 баллов: не приступает к ходьбе со сменой направления движения;

1 балл: приступает к ходьбе и продвигается без смены направления движения на расстояние менее 3 м;

2 балла: приступает к ходьбе и продвигается со сменой направления движения на расстояние 10 м с вербальным сопровождением или физической поддержкой;

3 балла: приступает к ходьбе и продвигается со сменой направления движения на расстояние 12 м самостоятельно.

Инструкции:

Расставить 4 конуса по зигзагообразному шаблону на расстоянии 3-4 м друг от друга. Для более наглядного обозначения начала - можно использовать обруч. Для более понятного обозначения направлений движения можно соединить конусы линиями на полу, наклеенными по направлению движения испытуемого.

Испытуемый занимает исходное положение, стоя в обруче, лицом по ходу движения. По команде эксперта он начинает движение в направлении ближайшего конуса, который огибает, не задевая его и продолжает движение с изменением направления в сторону ближайшего конуса, и так продвигается по шаблону зигзага. Заканчивает движение в точке завершения в обруче с противоположной стороны.

Для повышения мотивации и проявления дополнительного интереса испытуемым, можно надеть на конусы надувные кольца диаметром 12-15 см, для того, чтобы по ходу прохождения теста эти кольца собрать в корзину.

Тест 4. Умение подняться по шведской стенке (лестнице/стремянке) на высоту 15 м

0 баллов: не приступает к подъему вверх по шведской стенке, не проявляет интереса к выполнению теста;

1 балл: поднимается вверх на 2 перекладины, держась двумя руками, последовательно начиная подъем с одной и той же ноги;

2 балла: поднимается вверх на 3-4 перекладины, держась двумя руками и не чередуя ноги в подъеме с физической поддержкой и вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно поднимается вверх на 5 перекладин, держась двумя руками и попеременно чередуя ноги в подъеме.

Инструкции

Перед выполнением данного теста попытайтесь сконцентрировать внимание испытуемого на предстоящем задании. Эксперт находится за спиной испытуемого с целью соблюдения правил техники безопасности и подстраховки испытуемого в случае падения с высоты.

Помогите испытуемому занять исходное положение, стоя лицом к шведской стенки, при этом держась одной или двумя руками за перекладины. Для более наглядного обозначения места исходного положения можно использовать обруч или конус, в котором будет стоять испытуемый.

Для выполнения указанного теста, возможно потребуется несколько «тестовых попыток» для определения того, на сколько высоко поднимется испытуемый и необходимо ли ему давать указания чередовать ноги при подъеме и спуске.

Максимальная оценка в 3 балла выставляется в случае чередования работы рук и ног при подъеме и спуске.

Испытуемый, перемещающий одну ногу вверх на одну перекладину, а затем приставляющий противоположную ногу вверх на ту же самую перекладину, будет соответствовать критерию для получения оценки размере не более 2-х баллов. Испытуемый может держаться за перекладины одной или двумя руками, но при этом большую часть нагрузки он должен перенести на ноги.

Для повышения функциональности теста или проявления дополнительного интереса и мотивации испытуемым возможно использование наклеек смайлов или других предметов, которые необходимо закрепить на требуемой высоте. Испытуемый должен подняться на высоту, отклеить смайл или любой другой маленький предмет, стимулирующий его выполнить предложенное задание.

2-й блок тестов: «Вестибюлярная компетентность (статическое и динамическое равновесие).

В данном блоке 4 двигательных теста, включающих способность испытуемого сохранять равновесие своего тела под воздействием силы гравитации в статическом положении или в движении.

Тест 1. Удержание равновесия в положении - стоя на линии одна нога за другой (пяточно-носочная поза), руки прямые, подняты вперед на уровне плеч (упрощенная поза Ромберга).

0 баллов: не приступает к удержанию равновесия в положении стоя на линии с поднятыми вперед прямыми руками;

1 балл: пытается принять исходное положение стоя на линии, но не в состоянии самостоятельно удержать равновесие с поднятыми вперед прямыми руками и удерживает его менее 2 секунд;

2 балла: принимает положение стоя на линии одна нога за другой, самостоятельно поднимает вперед прямые руки и удерживает равновесие с незначительной физической поддержкой вначале теста. Время удержания равновесия от 3 до 8 секунд;

3 балла: самостоятельно удерживает равновесие в положении стоя на линии одна нога за другой с поднятыми вперед прямыми руками 10 секунд и более.

Инструкции

Наклеить на пол прямую линию длинной 1 м и шириной 2 см. Расположить испытуемого в положении стоя, чтобы его ступни были на одной линии, при этом пятка одной ноги касалась носка другой, руки свободны. При выполнении теста, испытуемый должен прямые руки вытянуть вперед на уровне плеч и зафиксировать данное положение тела.

Дайте указание зафиксировать и сохранять принятое положение тела в течение 10 секунд. Испытуемому необходимо сохранять требуемое положение тела в течение максимально возможного времени. Для стимуляции интереса и мотивации испытуемому можно предложить отсчитывать секунды вслух (допускается отсчет времени вслух также экспертом).

Рекомендуется демонстрация необходимого положения тела с целью обеспечения понимания ими требуемой задачи.

Тест 2. Ходьба вперед по обозначенной линии на полу длинной 5 м и шириной 2 см

0 баллов: не приступает к ходьбе вперед по линии-разметке на полу;

1 балл: приступает к ходьбе вперед по линии-разметке, но не в состоянии пройти более 1 м с соблюдением точности направления движения;

2 балла: продвигается вперед по линии - разметке, проходит длину 5 м с соблюдением точности направления движения, но с физической поддержкой и вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно продвигается вперед по линии-разметке, проходит длину 5 м с соблюдением точности направления движения.

Инструкции:

Наклеить на пол линию-разметку длинной 5 м и шириной 2 см.

Для наглядного обозначения места начала движения можно использовать обруч, а места окончания движения использовать конус, выставленный в точке окончания линии.

Помогите испытуемому занять исходное положение, стоя на линии в точке начала, лицом по ходу движения внутри обруча, руки свободны.

Испытуемому необходимо пройти вперед, не заступая за границы линии - разметки, руки свободны. С целью соответствия критериям прохождения по линии две трети части ступни должны оставаться на линии разметки. Шаги должны быть последовательными. Кроме того, остановки и паузы в движении не должны превышать 2 секунд. Требуемое расстояние 5 метров необходимо пройти таким образом, чтобы ступни ног оставались на линии разметки.

При выполнении теста в случае выхода ступни за границу линии-разметки, необходимо приступить к выполнению новой попытки. Допускается 3 попытки.

Для большинства испытуемых потребуется зрительная демонстрация выполнения данного теста.

Тест 3. Продвижение вперед по бревну длинной 3 м и шириной 12 см, поднятому над уровнем пола на высоту 30 см

0 баллов: не приступает к подъему на бревно для продвижения вперед;

1 балл: поднимается на бревно и продвигается вперед менее 0,5 м или затрудняется самостоятельно продвигаться;

2 балла: Поднимается на бревно и продвигается вперед под вербальным сопровождением:

3 балла: самостоятельно поднимается на бревно и продвигается вперед на расстояние 3 м (5 шагов).

Инструкции:

Установить бревно (брус) на металлические подставки на высоту 30 см от уровня пола. Особое внимание уделить соблюдению правил техники безопасности при тестировании. С двух сторон от бревна по ходу движения пол застелить гимнастическими матами. Для более наглядного обозначения места начала можно использовать обруч, а место окончания обозначить конусом. При выполнении теста эксперт обязан находиться на необходимом расстоянии от испытуемого для физической подстраховки при падении.

Исходное положение - испытуемый стоит внутри обруча, руки свободны лицом к бревну с торца.

Испытуемому необходимо подняться на бревно и пройти вперед по нему расстояние 3 м, руки свободны. Шаги должны быть последовательными. Кроме того, остановки и паузы в движении не должны превышать 2 секунд. При потере равновесия и соскоке с бревна необходимо приступить к выполнению новой попытки. Допускается 3 попытки.

Для большинства испытуемых потребуется демонстрация выполнения данного теста.

Тест 4. Продвижение боком приставными шагами по бревну длинной 3 м и шириной 12 см, поднятой над уровнем пола на высоту 30 см

0 баллов: не приступает к подъему на бревно для продвижения боком приставными шагами;

1 балл: поднимается на бревно и продвигается боком приставными шагами на расстояние менее 1 м (2 шагов) или затрудняется самостоятельно продвигаться и соскакивает с бревна;

2 балла: поднимается на бревно и продвигается боком приставными шагами на расстояние 2,5 метров (4 шагов) с физической поддержкой и вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно поднимается на бревно и продвигается боком приставными шагами на расстояние 3 метров (5 шагов).

Инструкции:

Установить бревно (брус) на металлические подставки на высоту 30 см от уровня пола. Особое внимание уделить соблюдению правил техники безопасности при тестировании. С двух сторон от бревна по ходу движения пол застелить матами. Для наглядного обозначения места начала можно использовать обруч, а места окончания обозначить конусом.

При выполнении теста, эксперт обязан подстраховывать испытуемого и быть на необходимом для этого расстоянии. Исходное положение - испытуемый стоит внутри обруча, боком к торцу бревна, руки свободны.

Испытуемому необходимо подняться боком на бревно и пройти по нему приставными шагами расстояние 3 м, руки свободны. Испытуемый продвигается боком приставными шагами. Кроме того, остановки и паузы в движении не должны превышать 2-х секунд.

При потере равновесия и соскоке с бревна необходимо приступить к выполнению новой попытки. Допускается 3 попытки.

Для большинства испытуемых потребуется зрительная демонстрация выполнения данного теста.

3-й блок тестов: «Чувство тела и его границ»

В данном блоке 4 двигательных теста, включающих в себя способность испытуемого имитировать движения, различать и узнавать части своего тела по словесному описанию, а также изолированно управлять ими, чувствовать тело и его границы.

Тест 1. Имитация простого двигательного акта в «зеркальной» демонстрации (симметричные круговые вращения прямыми руками в плечевом суставе)

0 баллов: не пытается имитировать круговые вращения прямых рук в плечевых суставах;

1 балл: пытается имитировать круговые вращения прямых рук в плечевых суставах, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм);

2 балла: имитирует круговые вращения прямых рук в плечевых суставах с частичным соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм) с физической поддержкой или вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно имитирует симметричные круговые вращения прямых рук в плечевых суставах с соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для более наглядного обозначения места можно использовать обруч или конус. На полу выкладываются два обруча или выставляются два конуса один напротив другого на расстоянии 3-4 метров.

Эксперт занимает место внутри одного обруча, а второй обруч занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста.

Исходное положение - основная стойка, руки свободны, лицом друг к другу.

Эксперт начинает двигательный акт двумя руками в симметричном исполнении в медленном или умеренном темпе со счетом вслух. Испытуемый в реальном времени подключается к выполнению данного двигательного акта в «зеркальном» исполнении и с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм).

Тест 2. Умение выполнить простой двигательный акт по словесной команде

(1 - поднять руки над головой, 2 - вернуться в исходное положение)

0 баллов: не приступает к выполнению словесной команды и не проявляет интереса к выполнению задания;

1 балл: пытается выполнить команду, не соблюдая пространственно-временных характеристик двигательного акта (точность, направление движения, амплитуда, темп);

2 балла: выполняет словесную команду, соблюдая пространственно-временные характеристики двигательного акта (точность, направление движения, амплитуда, темп), с физической помощью и дополнительным вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно выполняет словесную команду, соблюдая пространственно-временные характеристики двигательного акта (точность, направление движения, амплитуда, темп).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для более наглядного обозначения места можно использовать обруч или конус. Выкладываются два обруча или конуса один напротив другого на расстоянии 3-4 метров. Эксперт занимает место внутри одного обруча, а второй обруч занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста.

Исходное положение - основная стойка, руки свободны, лицом друг к другу.

Эксперт словесно командует поднять руки вверх без визуальной демонстрации акта, но под счет вслух (На счет раз - поднять руки вверх, на счет два - опустить руки в И.П.). Испытуемый в реальном времени подключается к выполнению данного двигательного акта с соблюдением необходимых пространственно - временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп). Допускается запаздывание двигательных реакций не более 3 секунд.

Допускается повторение команды не более 2 раз.

Тест 3

Изолированное управление движением верхних конечностей при «зеркальной» демонстрации (круговые вращения кистей рук симметрично/попеременно под счет вслух экспертом)

0 баллов: не приступает к симметричному вращению кистей рук;

1 балл: пытается выполнить вращение кистей рук, но без соблюдения пространственно временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм);

2 балла: выполняет вращение кистей рук с соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм) с физической поддержкой или вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно выполняет симметричное вращение кистей рук с соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для более наглядного обозначения места можно использовать обруч или конус. Выкладываются два обруча или выставляются два конуса один напротив другого на расстоянии 3-4 метров. Эксперт занимает место внутри одного обруча, а второй обруч занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста.

Исходное положение - основная стойка, руки прямые, разведены в стороны. Испытуемый и эксперт стоят лицом друг к другу.

Эксперт начинает вращение кистей рук в лучезапястных суставах симметрично и в медленном или умеренном темпе со счетом на 4-е вслух.

Испытуемый в реальном времени подключается к выполнению данного двигательного акта в «зеркальном» исполнении и с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм). Особое внимание уделяется способности испытуемого изолированно управлять частями своего тела (ротационные движения кистей рук) только в лучезапястных суставах. В данном акте - это движение кистей рук без движения плеч и предплечий.

Тест 4. Изолированное управление движением нижних конечностей при «зеркальной» демонстрации:

(круговые вращения в голеностопном суставе симметрично/попеременно под счет вслух экспертом)

0 баллов: не приступает к вращениям в голеностопных суставах;

1 балл: пытается выполнить вращения в голеностопных суставах, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (точность, направление движения амплитуда, темп и ритм);

2 балла: выполняет вращения в голеностопных суставах с соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм) с физической поддержкой или вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно выполняет вращения в голеностопных суставах с соблюдением пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для наглядного обозначения места можно использовать индивидуальный гимнастический коврик. На полу выкладываются два коврика один напротив другого на расстоянии 3-4 метров. Эксперт занимает место на одном коврике, а второй занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста.

Исходное положение сидя, но и прямые, руки в упоре за спиной. Эксперт и испытуемый сидят лицом друг к другу. Эксперт начинает симметричное вращение ступней в голеностопных суставах в медленном или умеренном темпе со счетом на 4-е вслух. Испытуемый в реальном времени подключается к выполнению данного двигательного акта в зеркальном исполнении и с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, направление движения, амплитуда, темп и ритм). Особое внимание уделяется на способности испытуемого изолированно управлять движениями в нижних конечностях. В данном акте - это вращение в голеностопном суставе.

4-й блок тестов: «Основные двигательные умения с мячом»

В данном блоке 4 двигательных тестов, включающих в себя способность испытуемого дифференцировать зрительные сигналы по силе, расстоянию, направлению, а также спектр координационных способностей, дифференцировку мышечных усилий и скорости двигательных реакций.

Тест 1. Умение поймать волейбольный мяч двумя руками с расстояния 3-4 метра

0 баллов: не пытается поймать волейбольный мяч двумя руками и не проявляет интереса к выполнению данного теста;

1 балл: пытается поймать мяч двумя руками, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (испытуемый не учитывает амплитуду полета мяча, направление, скорость полета мяча);

2 балла: ловит волейбольный мяч двумя руками с частичным соблюдением пространственно-временных характеристик (испытуемый учитывает амплитуду полета мяча, направление, скорость полета мяча) и с физической поддержкой или вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно ловит волейбольный мяч двумя руками с соблюдением пространственно-временных характеристик (испытуемый учитывает амплитуду полета мяча, направление, скорость полета мяча).

Инструкции:

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для более наглядного обозначения места можно использовать обруч или конус. Выкладываются два обруча или выставляются два конуса один напротив другого на расстоянии 3-4 метров. Эксперт занимает место внутри одного обруча, а второй обруч занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста. Исходное положение - основная стойка, руки свободны, лицом друг к другу.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем двигательном акте и в максимально медленном исполнении, от груди производит бросок-передачу волейбольного мяча испытуемому.

В случае удачного приема мяча испытуемым, следует произвести попытку с более скоростной передачей мяча. Допускается 3 попытки. Оценивается лучшая из них.

Тест 2. Бросок-передача волейбольного мяча двумя руками от груди «партнеру» на расстояние 3-4 м

0 баллов: не пытается выполнить бросок-передачу, не проявляет интереса к выполнению данного теста;

1 балл: удерживает мяч двумя руками перед собой и пытается осуществить бросок-передачу мяча двумя руками партнеру, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (амплитуда полета мяча, направление передачи, координация движения);

2 балла: удерживает мяч двумя руками перед собой и осуществляет бросок-передачу мяча двумя руками от груди партнеру с частичным соблюдением пространственно-временных характеристик амплитуда полета мяча, скорость, направление, координация движения) с вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно осуществляет бросок-передачу волейбольного мяча двумя руками от груди партнеру с соблюдением пространственно-временных характеристик (амплитуда полета мяча, скорость, направление, координация движения).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для наглядного обозначения места можно использовать обруч или конус. Выкладываются два обруча или выставляются два конуса один напротив другого на расстоянии 3-4 метров. Эксперт занимает место внутри одного обруча, а второй обруч занимает испытуемый. Помогите испытуемому занять исходное положение для выполнения теста.

Исходное положение - основная стойка, в руках у испытуемого волейбольный мяч, который необходимо удерживать перед собой на уровне груди. Эксперт и испытуемый стоят лицом друг к другу.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем двигательном акте, дает словесную команду на бросок - передачу ему волейбольного мяча. В случае успешной передачи мяча испытуемым, следует произвести попытку с более скоростной передачей мяча. Особое внимание уделяется на соблюдение пространственных и скоростно-силовых характеристик данного двигательного акта (направление и амплитуда передачи мяча, сила броска). В случае неуспешной передачи допускается 3 попытки для оценки лучшей из них.

Тест 3. Остановка футбольного мята ногой, катящегося на испытуемого с расстояния 6-8 метров

0 баллов: не пытается остановить футбольный мяч ногой, не проявляет интереса к выполнению данного теста;

1 баллов: пытается остановить футбольный мяч ногой, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (скорость реакции, координация движения);

2 балла: останавливает футбольный мяч ногой с частичным соблюдением пространственно-временных характеристик (скорость реакции, координация движения) и с вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно останавливает футбольный мяч ногой с соблюдением пространственно-временных характеристик (скорость реакции, координация движения).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для наглядного обозначения места исходного положения испытуемым можно использовать конус. Выставляется конус, а напротив него на расстоянии 6-8 метров выставляется футбольный мяч. Помогите испытуемому занять исходное положение, стоя рядом с конусом лицом к мячу.

Исходное положение - основная стойка, руки свободны.

Эксперт словесно концентрирует внимание испытуемого на предстоящем двигательном акте и в максимально медленном исполнении производит удар - передачу футбольного мяча испытуемому. Испытуемый ногой останавливает катящийся на него футбольный мяч.

В случае успешной остановки мяча испытуемым следует произвести попытку с более скоростной передачей мяча. В случае неуспешной передачи, допускается 3 попытки для оценки лучшей из них.

Тест 4. Удар футбольного мяча ногой в ворота с расстояния 6-8 метров

0 баллов: не пытается ударить по футбольному мячу ногой и не проявляет интереса к заданию;

1 баллов: пытается ударить по футбольному мячу ногой, но без соблюдения пространственно-временных характеристик (направление, сила удара, двигательная координация);

2 балла: бьет по футбольному мячу ногой с частичным соблюдением пространственно-временных характеристик (направление, сила удара, двигательная координация) и с вербальным сопровождением;

3 балла: самостоятельно бьет по футбольному мячу ногой с соблюдением пространственно-временных характеристик (направление, сила удара, двигательная координация).

Инструкции

Перед началом теста необходимо обозначить место проведения тестирования. Для более наглядного обозначения места исходного положения испытуемым можно использовать конус. Выставляется конус, а также футбольный мяч на расстоянии 1 метра от него. На расстоянии 6-8 метров от мяча выставляются «ворота». Помогите испытуемому занять исходное положение, стоя рядом с конусом лицом к мячу и воротам.

Исходное положение - основная стойка, руки свободны.

Дайте команду испытуемому произвести удар ногой по мячу. «Удар» засчитывается в том случае, когда ударная нога оторвалась от пола и находится в контакте с мячом, при этом мяч должен переместиться при ударе ногой в сторону ворот.

Для получения оценки в размере 3-х баллов испытуемый должен ударить по мячу без падения. Кратковременная потеря равновесия или прохождение нескольких шагов для сохранения или восстановления равновесия является допустимым. Мяч может вкатиться в створы ворот, но на оценку это не должно влиять. Для получения любого балла ударная нога должна оторваться от пола и коснуться мяча.

5-й блок тестов: «Тонкомоторные и графомоторные умения»

В данном блоке 4 двигательных тестов, в основе которых лежат тонкомоторные и графомоторные двигательные акты с акцентом на умение распределять и концентрировать внимание, дифференцировать усилия и согласовывать движения пальцев рук при выполнении различных тонкомоторных заданий.

Тест 1. «Кольцо»

(поочередно пальцы руки прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо)

0 баллов: не приступает к выполнению теста «кольцо» и не проявляет интереса к выполнению задания;

1 балл: пытается выполнить тест 2-3-мя пальцами и без соблюдения необходимых пространственно-временных характеристик (точность, последовательность, направление движений, темп);

2 балла: выполняет тест не всеми пальцами и с частичным соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, последовательность, направление движения, темп выполнения) и с вербальным сопровождением и повторяющейся демонстрацией теста;

3 балла: самостоятельно выполняет тест всеми пальцами кисти руки с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, последовательность, направление движений, темп).

Инструкции:

Место проведения тестирования - сидя за ученическим столом. Испытуемый и эксперт сидят за ученическим столом друг напротив друга. Перед началом теста помогите испытуемому занять исходное положение - сидя.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем двигательном акте и в максимально медленном исполнении, визуально демонстрирует тест «кольцо» под счет на 4-е вслух.

Допускается многократная зрительная демонстрация теста с кратким словесным объяснением и со счетом на 4-е вслух.

Максимальное время для выполнения теста ограничивается 1,5 минутами.

Тест 2. Нанизывание бус разного диаметра на леску: 0,3 см; 0,5 см; 0,8 см

0 баллов: не приступает к нанизыванию бус на леску и не проявляет интереса к выполнению задания;

1 балл: пытается нанизывать бусы на леску, но не соблюдая пространственно-временные характеристики (точность, последовательность, направление темп) -1-3 штуки/2 мин;

2 балла: нанизывает бусы на леску с частичным соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, последовательность, направление движений, темп) и с физической поддержкой или вербальным сопровождением 4-8 штук/2 мин;

3 балла: самостоятельно нанизывает бусы на леску с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, последовательность, направление движений, темп) 9-10 штук/2,5 мин;

Инструкции

Место проведения тестирования - сидя за ученическим столом. Испытуемый и эксперт сидят за ученические столом рядом друг с другом. Перед началом теста помогите испытуемому занять положение сидя - за столом.

Перед испытуемым на столе выложены коробка с бусами, заранее определенного диаметра и отрезок лески, длинной 20 см с установленным стопором на одном конце.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем задании и в максимально медленном исполнении, одной рукой держит конец лески, а другой рукой берет бусину и нанизывает ее на леску.

Допускается дополнительная демонстрация задания с кратким словесным объяснением.

Максимальное время, предоставляемое испытуемому, для выполнения задания или какой-либо другой ответной реакции на просьбу эксперта выполнить тест, ограничивается 2,5 минутами.

Особое внимание при оценке теста уделяется функциональной работе двух рук одновременно.

Физическая поддержка в данном тесте подразумевает помощь в удержании лески в оптимальном положении для нанизывания бус.

Тест 3 Куглера. Обведение по контуру основных геометрических фигур: «круг», «квадрат», «треугольник»

0 баллов: не приступает к обведению карандашом геометрической фигуры и не проявляет интереса к выполнению данного задания;

1 балл: пытается обвести карандашом геометрическую фигуру, не соблюдая пространственно-временных характеристик (точность, направление, темп, сила нажима на карандаш), время теста 1 минута;

2 балла: обводит карандашом геометрическую фигуру с частичным соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, направление, темп, сила нажима на карандаш) с физической поддержкой или вербальным сопровождением, время теста 1 минута;

3 балла: самостоятельно обводит карандашом геометрическую фигуру с соблюдением необходимых пространственно-временных характеристик (точность, направление, темп, сила нажима на карандаш), время теста 1 минута.

Инструкции:

Место проведения тестирования - сидя за ученическим столом. Испытуемый и эксперт сидят за ученическим столом рядом друг с другом. Перед началом теста помогите испытуемому занять положение сидя - за столом.

Перед испытуемым на столе выложен заранее заготовленный белый лист бумаги размера А-4 с отпечатанным на нем шаблоном геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, а также карандаш, шариковая ручка.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем задании и в максимально медленном темпе, карандашом обводит шаблон заранее определенной геометрической фигуры. Тест подразумевает обведение одной из трех геометрических фигур (приложение 2).

Стоит учитывать уровень сложности обведения, который отображен в порядке, указанном в тесте: 1. Круг; 2. Квадрат; 3. Треугольник. Допускается дополнительная демонстрация задания с кратким словесным объяснением.

Максимальное время, предоставляемое испытуемому, для выполнения задания, ограничивается 1,5 мин.

Особое внимание при оценке теста уделяется точности обводки фигуры, силе нажима на карандаш, а также соблюдению временных характеристик теста (темп и скорость выполнения). Физическая поддержка в данном тесте подразумевает помощь в удержании листа, а также в правильном захвате письменного прибора. Совместно выполняемая обводка геометрической фигуры в начальной стадии теста, когда эксперт обхватывает кисть руки испытуемого своей рукой и совместно с ним визуально демонстрирует, а также проприоцептивно дает почувствовать испытуемому необходимую графомоторную технику для выполнения теста, а также силу нажима на письменный прибор.

Тест 4. Лепка из террапласта/пластилина: «шарик», «змейка», «бублик»

0 баллов: не приступает к выполнению теста с террапластом/пластилином и не проявляет интереса к выполнению задания;

1 балл: берет в руки террапласт/пластилин, разминает его в ладонях, но не вылепливает требуемую форму, не соблюдает пространственно-временные характеристики (точность, направления, координация, время, концентрация внимания) время теста 2-3 минуты.

2 балла: берет в руки террапласт/пластилин, вылепливает из него требуемую форму, частично соблюдая пространственно-временные характеристики (точность, направления движения, координация, время, концентрация внимания) с физической поддержкой или вербальным сопровождением, время теста 2-3 минуты;

3 балла: самостоятельно берет в руки террапласт/пластилин, вылепливает из него требуемую форму, время теста 2-3 минуты.

Инструкции

Место проведения тестирования - сидя за ученическим столом. Испытуемый и эксперт сидят за ученическим столом рядом друг с другом. Перед началом теста помогите испытуемому занять положение - сидя за столом. Перед испытуемым на столе выложен поднос с террапластом или пластилином.

Эксперт, словесно концентрируя внимание испытуемого на предстоящем задании, предлагает испытуемому взять в руки террапласт и начинает совместно разминать его. Эксперт предлагает испытуемому самостоятельно вылепить «шарик», «змейку», «бублик», предварительно продемонстрировав технику выполнения данного задания в медленном темпе.

Тест подразумевает изготовление одной из трех вышеперечисленных форм. Стоит учитывать и уровень сложности изготовления, который отображен в порядке, указанном в тесте: 1. «Шарик»; 2. «Змейка»; 3. «Бублик». Допускается многократная демонстрация с кратким словесным объяснением.

Максимальное время, предоставляемое испытуемому, для выполнения задания или какой-либо другой ответной реакции на просьбу эксперта выполнить тест, ограничивается 2 минутами.

Особое внимание при оценке теста уделяется совмещенной работе двух рук, умении сконцентрировать внимание на задании-тесте, а также уровню соответствия требуемой и вылепленной испытуемым формы.

Возможность практического осуществления изобретения.

Пример. Место проведения тестирования: спортивный зал или другое помещение, достаточно большой площади от 30-50 кв.м, для удобного размещения в нем требуемого инвентаря, а также 2-3 человек (родителя, преподавателя или помощника преподавателя (тьютора) и эксперта). Помещение должно быть хорошо, но не слишком ярко освещенным с комфортным температурным режимом для проведения двигательных тестов (21-23 градуса). Пол представляет собой гладкую твердую, но не позволяющую скользить, поверхность. Желательно, чтобы место проведения тестирования было знакомо испытуемым и чувствовали они себя в нем комфортно. Необходимо обратить особое внимание на осуществление контроля за окружающей обстановкой и максимального исключения отвлекающих факторов. В зале не должно быть ничего лишнего и не относящегося напрямую к проводимому тестированию. В случае проявления испытуемым психо-эмоциональной напряженности или дискомфорта проведение теста будет затруднительно и объективность результатов будет сомнительна. Время тестирования: время, отведенное для завершения тестирования по предлагаемой шкале, составляет 40-45 минут. Иногда проведение полной тестовой программы (20 тестов) за одно занятие может оказаться невыполнимым, ввиду быстрой утомляемости или эмоциональной пресыщаемости, слабой концентрации внимания, психоэмоциональной лабильности, отсутствия мотивации, либо ряда других причин. В отношении данных испытуемых возможно возникнет необходимость в проведении более одного занятия. Вместе с тем рекомендуется завершить полный цикл тестирования в течение одной недели с целью предотвращения изменений в подсчете баллов, которые могут быть вызваны изменением функционального уровня испытуемых в течение оценочного периода.

Перечень необходимого инвентаря:

1. пол - гладкая твердая поверхность;

2. лента белая, шириной 2 см - на клейкой основе для обозначений на полу:

3. индивидуальный гимнастический коврик - размер 1,2 м X 1.5 м X 2.5 см - 2 шт;

4. пластиковые конусы для спортивных игр 5 штук - диаметром 15 см, высотой 20 см. красные;

5. пластиковые уплощенные обручи - диаметром 65-75 см, 4 шт;

6. шведская стенка (лестница/стремянка) хорошей устойчивости, высотой 2,5 м;

7. деревянный брус - длинной 3 м, шириной 12 см, толщиной 6 см;

8. 2 металлических подставки для удержания бруса на высоте 30 см от пола;

9. 1 волейбольный мяч;

10. 1 футбольный мяч;

11. разборные мини-футбольные ворота для спортивных залов;

12. ученический стол и 2 стула;

13. отпечатанные шаблоны для теста Куглера - обведение геометрических фигур;

14. бусы диаметром - 0,3; 0,5; 0,8 см и леска с крепежом для нанизывания бус;

15. террапласт и поднос для работы с ним;

16. пластиковые или резиновые кольца диаметром 12-15 см - 6 штук;

17. пластиковая корзинка для сбора мелких предметов - 1 штука;

18. секундомер.

Одежда испытуемого: спортивная и оптимально подобранная по сезону одежда, не сковывающая движения и не мешающая испытуемому концентрировать внимание на выполнении двигательного теста. Рекомендуем тестировать испытуемых в легкой спортивной обуви, предусмотренной для занятий в спортивных залах.

Организация тестирования: перед началом проведения тестирования необходимо ознакомиться с методическими особенностями и спецификой проведения данного исследования. Необходимо заранее изучить тесты и хорошо в них ориентироваться. Для удобства фиксации результатов и последующего оперативного подсчета баллов целесообразно использовать разработанную авторами табличную форму. Тестирование можно проводить в любом порядке. Например, если выбранная последовательность тестов является затруднительной, то рекомендуется начать с тестов, которые являются наиболее приемлемыми или приоритетными для испытуемого. При проведении тестирования, разрешается осуществить не более трех попыток. Спонтанное выполнение теста является приемлемым и начисление баллов допустимо. Оценка и присвоение баллов происходит за лучшее выполнение теста из 3-х разрешенных попыток. Если испытуемый выполняет упражнение с первой попытки или спонтанно при подготовке к ней, то нет необходимости в продолжении данного теста и балл начисляется автоматически. Разрешается вербальное стимулирование и поддержка испытуемого экспертом или преподавателем (тьютором, родителем). При особых затруднениях в тестировании может быть оказана корректная физическая помощь/сопровождение при выполнении одного из трех разрешенных попыток с целью понимания испытуемым самого двигательного акта или преодоления фобии в процессе тестирования. Критерии оценки выполнения двигательных тестов:

0 баллов - не способен, активно отказывается или не проявляет интереса к выполнению предложенного теста;

1 балл - испытуемый проявляет интерес и мотивацию, самостоятельно пытается начать выполнение теста, но затрудняется самостоятельно его выполнить или закончить;

2 балла - испытуемый выполняет тест с физической поддержкой или вербальным сопровождением преподавателя (тьютора/ эксперта);

3 балла - испытуемый самостоятельно начинает, выполняет и заканчивает выполнение теста по команде/жесту эксперта (преподавателя/тьютора);

NT - не протестировано - 0 баллов.

Общее руководство для подсчета баллов.

Оценочный символ "0 баллов" применим к испытуемому, к которому обратились с просьбой попытаться выполнить тест и который не в состоянии приступить к выполнению любой части предложенного задания.

Оценочный символ "1 балл" относится к менее 10% объема завершения теста.

Оценочный символ "2 балла" относится к испытуемому, осуществляющему от 10% до менее 100% объема завершения теста.

Оценочный символ "3 балла" описывает 100% объем завершения теста.

Оценочный символ «NT» используется в том случае, когда тест не применяется, либо когда испытуемый отказывается предпринять попытку выполнить тест. Например, не удается вызвать реакцию испытуемого на выполнение теста, ввиду отсутствия мотивации или интереса к данному виду деятельности.

Минимально возможное количество баллов по шкале 0.

Максимально возможное количество баллов по шкале 60.

Сообщенные баллы. Данная форма опенки двигательного теста осуществляется совместно экспертом и преподавателем, тьютором или родителем, обладающим наиболее полной информацией о двигательном потенциале и функциональности испытуемого. Сообщенные баллы, как правило, выставляются после проведения тестирования (в течение недели). Данный способ оценки является более сложным и, вероятно, менее эффективным.

Классификация моторной (двигательной) функциональности (по результатам тестирования):

Низкий уровень моторной функциональности от 0 до 20 баллов включительно;

Средний уровень моторной функциональности от 21 до 40 баллов включительно;

Высокий уровень моторной функциональности от 41 до 60 баллов включительно.

Факторы, влияющие на объективность результатов. Эксперту необходимо правильное понимание природы и патологических проявлений при расстройствах аутистического спектра низкого функционального уровня (LFA - low-functioning autism). Поэтому крайне необходимо, что бы эксперт обладал необходимым опытом работы с данной категорией лиц. Атипичность моторного развития, а также широкий спектр нарушений коммуникативных функций, нарушений речевого развития (в том числе мутизм, эхолалии, речевые штампы), нарушений интеллекта и когнитивной сферы (внимании, память, мышление и т.д.), нарушений мотивационной сферы и стереотипность поведения, нарушений сенсорного развития (диспраксии, сенсорный дисбаланс, нарушения осанки, мышечная гипотония, сенсорная гиперсензитивность, фрагментарность, гиперселективность и симультанность восприятия и т.д.) являются объективными и вызывают определенные трудности в процессе проведения измерений, а также могут влиять на объективность оценки и интерпретацию результатов тестирования. Часто испытуемый проявляет упрямство или отказывается от тестирования. В таком случае рекомендуется проводить исследование на основе спонтанного выполнения тестов в максимально возможном количестве, а также необходимо дополнительное или повторное тестирования в другой день для получения максимального количества результатов. Если испытуемый не в состоянии выполнить предлагаемый тест/упражнение по объективным на то причинам или эксперт не в состоянии вызвать интерес или мотивацию к выполнению теста испытуемым, либо испытуемый выполняет двигательный тест таким образом, что форма и качество выполнения не отражает объективный двигательный потенциал испытуемого, то данному тесту экспертом присваивается обозначение «не протестировано» (NT). В таких случаях рекомендуется запланировать и провести дополнительное тестирование, либо обозначить символом «не протестировано» (NT) в отношении указанных тестов в таблице учета баллов. Двигательным тестам, помеченным символом "NT", будут присвоены баллы в размере 0.

Метод оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня, заключающийся в применении шкалы оценки, предназначенной для определения уровня общей моторной функциональности, отличающийся тем, что используют шкалу, состоящую из 20 двигательных тестов, сгруппированных в пять категорий-блоков по общим сенсомоторным признакам, по 4 теста в каждом, 3 попытки для каждого теста:

- первый блок тестов – основные двигательные умения и навыки, связанные с перемещением тела и ориентацией в пространстве: прыжок в длину с места толчком двумя ногами на расстояние 50 см, передвижение приставными шагами влево/вправо на расстояние 3 м, ходьба со сменой направления на расстояние 12-15 м, огибая предметы на полу, умение подняться по лестнице на высоту 15 м;

- второй блок тестов – вестибулярная компетентность, сохранение равновесия тела под действием силы гравитации в статическом положении или в движении: удержание равновесия в положении стоя на линии одна нога за другой при прямых руках, поднятых вперед на уровне плеч, ходьба вперед по обозначенной линии на полу, продвижение вперед по бревну, поднятому над уровнем пола на 30 см, продвижение боком приставными шагами по бревну, поднятому над уровнем пола на высоту 30 см;

- третий блок тестов – чувство тела и его границ: имитация простого двигательного акта в «зеркальной» демонстрации в виде симметричных круговых вращений прямыми руками в плечевом суставе, выполнение простого двигательного акта по словесной команде, изолированное управление движением верхних конечностей при «зеркальной» демонстрации в виде круговых вращений кистей симметрично и попеременно под счет тестирующим вслух, изолированное управление движением нижних конечностей при «зеркальной» демонстрации в виде круговых вращений в голеностопном суставе симметрично и попеременно под счет вслух;

- четвертый блок тестов – основные двигательные умения с мячом: умение поймать волейбольный мяч двумя руками с расстояния 3-4 м, бросок-передача волейбольного мяча двумя руками от груди партнеру на расстояние 3-4 м, остановка ногой футбольного мяча, катящегося на испытуемого с расстояния 6-8 м, удар ногой футбольным мячом в ворота с расстояния 6-8 м;

- пятый блок тестов на тонкомоторные и графомоторные умения: тест «Кольцо» - пациент поочередно прижимает пальцы руки к большому пальцу, образуя с ним кольцо, нанизывание бус разного диаметра на леску, тест Куглера – обведение по контуру основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, время для выполнения задания – не более 1,5 мин, лепка из террапласта или пластилина фигур «шарик», «змейка», «бублик», время для выполнения 2-3 мин,

результат каждой попытки в тесте оценивают в баллах:

0 баллов – испытуемый не способен, активно отказывается или не проявляет интереса к выполнению предложенного теста;

1 балл – испытуемый проявляет интерес и мотивацию, самостоятельно пытается начать выполнение теста, но затрудняется самостоятельно его выполнить или закончить;

2 балла – испытуемый выполняет тест с физической поддержкой или вербальным сопровождением тестирующего;

3 балла – испытуемый самостоятельно начинает, выполняет и заканчивает выполнение теста по команде или жесту тестирующего;

для суммирования выбирают лучший балл из трех попыток каждого теста и по сумме результатов тестирования оценивают уровень двигательной функциональности испытуемого: 0-20 баллов – низкий, 21-40 – средний, 41-60 – высокий.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии. Первоначально проводят регистрацию индивидуального ритма пациента.

Изобретение относится к медицине, ортопедии, диагностике пяточно-ладьевидных коалиций. Выявляют неподвижность между пяточной и ладьевидной костями в следующей последовательности: задний отдел стопы врач фиксирует в ладони одной руки, большой палец помещает в области переднего отростка пяточной кости, первый и второй пальцы другой руки помещает на область ладьевидной кости.
Изобретение относится к области судебной и криминалистической медицины и может быть использовано для выявления следов органического происхождения, в частности следов пальцев и ладоней.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам мониторинга движений и дыхания двух или более субъектов, занимающих общую постель. Способ мониторинга движений содержит этапы формирования изображения постели посредством оптического датчика, осуществления оценки движений посредством получения векторов движения, отражающих локальное смещение соответствующих блоков изображения между последовательными изображениями или изображениями, отстоящими на несколько кадров, которые принимают от оптического датчика, вычисления кластеров движений посредством измерения пространственных и временных корреляций векторов движения, сегментирования вычисляемых кластеров движений посредством присвоения каждого кластера движений соответствующему субъекту, основанное на пространственном и/или временном сходстве кластеров движений между собой и на предыдущих результатах сегментации.

Изобретение относится к медицине, а именно к судебной медицине, и может быть использовано для определения входного или выходного характера огнестрельного повреждения.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к системам захвата и оценки данных движения пациента. Система для захвата и оценки данных движения пациента, имеющего неврологическое состояние, выбранное из болезни Паркинсона, множественного склероза или болезни Альцгеймера, содержит базу данных для выбора движения пациента, подходящего к его состоянию, визуальное отображение или аудиокоманду, чтобы подсказать пациенту выполнить выбранное движение, множество камер захвата изображения движения пациента, средство обработки для захвата набора данных изображений, причем множество камер и средство обработки допускают обнаружение смещения на 0,5 мм, аналитическое программное обеспечение для анализа по меньшей мере одного набора данных и выдачи набора значений, ассоциированных с упомянутым пациентом.

Изобретение относится к медицине, а именно к судебной медицине, и может быть использовано для определения дистанции выстрела в случаях огнестрельной травмы. Способ определения дистанции выстрела в случаях огнестрельной травмы: выявляют морфологические «признаки воздействия сопутствующих компонентов выстрела» согласно таблице 1 описания.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам измерения и обнаружения физического движения. Устройство содержит основной блок, снабжённый датчиком ускорения и блоком управления, который выполнен с возможностью обнаружения, коснулась или нет грунта одна нога пользователя, на основании зарегистрированных значений из датчика ускорения.

Изобретения относятся к медицине. Способ неинвазивного измерения коэффициента пропускания вибрации грудиной осуществляют посредством системы неинвазивного измерения коэффициента пропускания грудинной вибрации.

Изобретение относится к медицинской технике. Индукционный анализатор кинематических параметров ходьбы пациента (1) содержит дорожку для ходьбы (2), блок питания, персональный компьютер, систему индукционно связанных катушек (4, 5) и автономное устройство (3).
Наверх