Хвостовики рабочих лопаток с натягом



Хвостовики рабочих лопаток с натягом
Хвостовики рабочих лопаток с натягом

 


Владельцы патента RU 2609126:

Закрытое акционерное общество "Уральский турбинный завод" (RU)

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при проектировании хвостовиков рабочих лопаток паровых и газовых турбин. Хвостовики рабочих лопаток Т-образного или вильчатого типа расположены с натягом в окружном направлении. На поверхности контакта между хвостовиками выполнен паз, занимающий по меньшей мере 70% контактной поверхности и глубиной по меньшей мере 0,15 мм. Изобретение позволяет в 3…4 раза снизить необходимое монтажное усилие для обеспечения гарантированного натяга по окружности, а также уменьшить поверхность пригонки каждого хвостовика и повысить вибрационную надежность. 2 ил.

 

Изобретение относится к теплоэнергетике, к хвостовикам рабочих лопаток паровых и газовых турбин.

В соответствии с техническими требованиями при облопачивании необходимо создать натяг 3…3,5 мм по окружности расположения хвостовиков рабочих лопаток (Т-образных, вильчатых, зубчиковых, грибовидных и др.). Гарантированный натяг обеспечивает расчетную частоту лопаток и повышает вибрационную надежность. При наборе лопаток обеспечивают повышенную плотность пригонкой контактных поверхностей хвостовиков. Замковую лопатку выполняют с соответствующим припуском и забивают ее молотком. Расчеты показывают, что необходимое при этом продольное усилие равно 5000…8000 кгс и, как правило, не обеспечивается, что приводит к уменьшенному натягу и снижению вибрационной надежности лопаточного аппарата. Кроме того, несмотря на применение медных оправок для смягчения удара при монтаже, часто деформируются как лопатки, так и обод диска.

За прототип принимаем способ решения этой проблемы (Авторское свидетельство 1425021. Урьев Е.В., Евсеев Я.И. "Способ сборки роторов турбин", Открытия и изобретения 1988 г., №35) с помощью нагрева колеса и насадки его на оправку с малым коэффициентом теплового расширения. Его недостатками являются:

- применим только для насадных дисков с отверстиями;

- достаточно сложный технологически (требует нагрева, оправок различных диаметров), особенно при ремонтах в условиях станции.

Целью заявленного изобретения является устранение недостатков аналогов и создание гарантированного натяга по окружности при облопачивании дисков и роторов меньшими усилиями.

Указанная цель достигается конструкцией хвостовиков рабочих лопаток Т-образного или вильчатого типа с натягом в окружном направлении, характеризующихся наличием на поверхности контакта между хвостовиками паза, занимающего, по меньшей мере, 70% контактной поверхности, и глубиной, по меньшей мере, 0,15 мм.

Известно, что окружное усилие, необходимое для натяга, уменьшается с уменьшением площади контакта между хвостовиками. На части (70…80%) контактных поверхностей хвостовиков имеется паз глубиной 0,15…0,3 мм (суммарный зазор между хвостовиками при наличии паза с двух сторон хвостовиков получится 0,3…0,6 мм). Как показывают расчеты методом конечных элементов, в хвостовиках с пазами для обеспечения того же натяга необходимое усилие уменьшается в 3…4 раза при уменьшении контактной поверхности, по меньшей мере, в 3 раза.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими фигурами, на которых изображено:

Фиг. 1 - паз в Т-образном хвостовике с заплечиками;

Фиг. 2 - сборка вильчатых хвостовиков.

Хвостовики рабочих лопаток Т-образного или вильчатого типа с натягом в окружном направлении характеризующиеся наличием на поверхности контакта между хвостовиками паза 1, занимающего, по меньшей мере, 70% контактной поверхности 2, и глубиной, по меньшей мере, 0,15 мм.

Подобным образом пазы могут быть выполнены и у других типов хвостовиков, собираемых с окружным натягом, то есть грибовидных, зубчиковых и др.

Для исключения перекосов при сборке паз следует выполнять в средней части контактной поверхности хвостовика, а контактные поверхности должны оставаться по контуру. Для исключения протечек пара между хвостовиками рекомендуется выполнять паз в хвостовике так, чтобы он не выходил на наружную поверхность хвостовика, особенно в случае влажного пара. Для уменьшения трудоемкости пазы могут выполняться только на одной торцевой поверхности хвостовика (на фиг. 2 средний хвостовик), правда, в этом случае будет нарушаться симметрия, но это вполне допустимо при малой глубине пазов. Выполнение паза можно чередовать у хвостовиков - у одного паз с двух сторон, а соседний без пазов. Паз заканчивается плавным переходом с радиусом инструмента, что не должно вызывать концентрации напряжений.

Предложенные хвостовики рабочих лопаток с пазами имеют следующие преимущества:

- существенно уменьшают необходимое монтажное усилие (примерно в 3…4 раза) для обеспечения гарантированного натяга по окружности;

- уменьшают поверхность пригонки хвостовика;

- обеспечивают повышенную вибрационную надежность за счет гарантированного натяга.

Хвостовики рабочих лопаток Т-образного или вильчатого типа с натягом в окружном направлении, характеризующиеся наличием на поверхности контакта между хвостовиками паза, занимающего по меньшей мере 70% контактной поверхности и глубиной по меньшей мере 0,15 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлу крепления лопатки к рабочему колесу турбины. Узел крепления лопатки к колесу турбины, которое содержит ряд лопаток (4), окружающих центральный диск (2).

Изобретение относится к энергетике. Турбоустановка содержит турбомашину, которая содержит ротор, имеющий ось вращения, первый вращающийся сегмент, имеющий первое сопряженное осевое крепежное приспособление, присоединенное к первому осевому крепежному приспособлению ротора в первом установочном положении, и первую шпонку, выполненную с возможностью введения в первое вставленное положение в первый паз в роторе и в первый сопряженный паз в первом вращающемся сегменте.

Описан ротор турбины низкого давления для теплоэлектростанции. Диск (3) прикреплен к валу (4) и выполнен с возможностью вращения вокруг базовой оси (Δ), при этом диск (3) имеет на своей периферии первую поверхность (5) контакта.

Изобретение относится к области машин и двигателей необъемного вытеснения, а именно к лопаточному аппарату (40), содержащему обод (56) и выполненный в нем удерживающий паз (58), который имеет на своих боковых стенках (60) проходящие вдоль выступы (62), образующие поднутрения (64), и в который помещено определенное число лопаток (25, 27), образующих лопаточный венец турбомашины, причем каждая лопатка (25, 27) помимо брюшка (48) имеет для закрепления молоткообразную, входящую в поднутрения (64) ножку (50) и прижата к выступам (62) посредством элемента (46), расположенного между нижней стороной (68) ножки лопатки и дном (70) удерживающего паза (58).

Роторный узел турбинного двигателя содержит роторный диск, турбинную лопатку и хвостовой узел. Роторный диск имеет внутреннюю поверхность, ограничивающую паз пазового замка, включающий заглубленный паз, ограниченный в роторном диске.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может использоваться при проектировании рабочих лопаток паровых и газовых турбин. Пакеты рабочих лопаток, цельнофрезерованные или сварные, с хвостовиками с радиальной установкой и тангенциальной заводкой, включают хвостовики типа Т, представляющие собой Т-образные хвостовики, чередующиеся с хвостовиками типа В, образованными удалением опорных поверхностей в Т-образном хвостовике, причем хвостовики типа Т чередуются с хвостовиками типа В в комбинациях Т+В, В+Т, Т+В+Т, Т+В+Т+В, В+Т+В+Т, Т+В+Т+В+Т.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины, содержащий корпус в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси и выполненный в нем один и более венец со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных по наружной поверхности через равные промежутки в поперечном направлении, при этом корпус содержит металломатричный композит с перекрестной укладкой армирующих волокон, средства для крепления хвостовиков лопатки выполнены в виде корневого элемента под сварку по форме профиля лопатки, а металломатричный композит сформирован по всей наружной поверхности тела вращения слоем толщиной, не превышающей высоту корневого элемента.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины выполнен в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси с одним и более венцами, со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных через равные промежутки по наружной поверхности, при этом барабан выполнен из металломатричного композита с перекрестной укладкой армирующих волокон, а средства для крепления хвостовиков лопаток выполнены в виде корневых элементов под сварку по форме профиля лопатки, при этом на внутренней поверхности барабана из композита выполнены наплывы, фланцы или цапфы с закладными элементами под сварку, причем наплывы расположены под корневыми элементами.

Уплотнительное кольцо для прижимания к диску ротора ступени турбомашины содержит множество запорных выступов, предотвращающих вращение упомянутого кольца относительно диска ротора.

Ротор вентилятора турбомашины содержит диск, несущий лопатки, ножки которых установлены в осевых пазах диска, кожух, имеющий форму усеченного конуса, установленный на диске, средства осевого удержания лопаток на диске, а также средства обеспечения неподвижности при вращении обода.
Наверх