Зубчатый редуктор



Зубчатый редуктор
Зубчатый редуктор

 


Владельцы патента RU 2609575:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах, - редукторах с картерным смазыванием методом погружения. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него под приливами подшипников, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи. Ребра жесткости имеют Г-образную форму. Горизонтальные части ребер жесткости укреплены под приливами подшипников и ориентированы вовнутрь корпуса зубчатого редуктора. Вертикальные части ребер жесткости, выполненные в виде плоскостей, укреплены на концах горизонтальных частей ребер жесткости и днище корпуса зубчатого редуктора и расположены перпендикулярно этим частям с образованием сквозных окон между ребрами жесткости и стенками корпуса зубчатого редуктора. Достигается повышение качества смазки элементов зубчатой передачи. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах, - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Известна конструкция зубчатого редуктора, содержащего многоступенчатую зубчатую передачу, размещенную в закрытом корпусе с масляной ванной и смазываемую методом погружения в эту ванну нижерасположенного зубчатого колеса передачи. Для повышения жесткости элементов корпуса редуктора эти элементы снабжены усиливающими ребрами жесткости; в частности, такие ребра (вертикальные) расположены в нижней части корпуса редуктора - между приливами подшипников, в которых установлены валы передачи, и днищем корпуса. Причем эти ребра жесткости расположены снаружи корпуса передачи - см., например, «Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя : в 3-х т. Т. 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1979. - 557 с, ил.», стр. 479, рис. 1.

Недостаток данной конструкции зубчатого редуктора состоит в том, что при расположении ребер жесткости снаружи корпуса редуктора увеличиваются габариты корпуса и площадь его наружной поверхности, выступающие части корпуса увеличивают его загрязнения в период эксплуатации, усложняют наружную очистку корпуса, ухудшают виброакустические характеристики корпуса. Кроме того, такое исполнение корпуса не соответствует современным требованиям технической эстетики.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого редуктора, содержащего зубчатую передачу, размещенную в закрытом корпусе с масляной ванной и смазываемую методом погружения в эту ванну нижерасположенного зубчатого колеса передачи; причем корпус снабжен ребрами жесткости, расположенными с внутренних поверхностей корпуса - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1985. - 416 с, ил.», стр. 238.

Недостаток прототипа состоит в том, что ребра жесткости, размещенные внутри корпуса редуктора, расположенные в нижней части корпуса, между приливами подшипников и днищем корпуса, перекрывают масляную ванну в плане и погружены в нее. При вращении погруженного в жидкий смазочный материал ванны нижерасположенного зубчатого колеса передачи, смазываемого методом погружения, смазочный материал перемещается внутри масляной ванны: по центру масляной ванны смазочный материал перемещается в плоскости вращения колеса - от одной стенки корпуса до другой (которые расположены перпендикулярно плоскости вращения колеса) и, упираясь в стенку корпуса, расположенную по направлению вращения колеса, меняет направление своего движения на противоположное. На пути к противоположной стенке корпуса смазочный материал обтекает стенки корпуса, на которых укреплены валы передачи и которые снабжены ребрами жесткости (расположенными внутри корпуса). Эти ребра, располагаясь на пути движения смазочного материала, препятствуют прямолинейному движению смазочного материала; смазочному материалу приходится огибать выступы ребер жесткости, изменяя направление в сторону вращающегося нижерасположенного зубчатого колеса, которое при своем вращении перемещает смазочный материал в противоположном направлении. Необходимость обтекания смазочным материалом выступов ребер жесткости, пересечение потоков смазочного материала приводят к нежелательному смешиванию этих потоков смазочного материала, вследствие чего происходит их вихревое смешивание и вспенивание, осадок на дне масляной ванны взмучивается; кроме того, ухудшается теплообмен между потоками смазочного материала при движении вдоль стенок корпуса с ребрами жесткости. Все это способствует ухудшению характеристик смазочного материала и, как следствие, ухудшает смазывание элементов зубчатой передачи.

Изобретением решается задача оптимизации движения смазочного материала в масляной ванне и повышения качества смазывания элементов зубчатой передачи.

Для этого зубчатый редуктор содержит корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него под приливами подшипников и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Причем ребра жесткости выполнены Г-образной формы; горизонтальные части ребер укреплены под приливами подшипников и ориентированы вовнутрь корпуса редуктора, перпендикулярно его стенкам, около которых они расположены; а вертикальные части ребер, в виде плоскостей, укреплены на концах горизонтальных частей ребер и днище корпуса редуктора и расположены перпендикулярно горизонтальным частям ребер с образованием сквозных окон между ребрами и стенками корпуса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатый редуктор - вид сбоку в разрезе (фиг. 1), тот же редуктор - вид сверху в разрезе (фиг. 2).

На чертежах показаны: масляная ванна с жидким смазочным материалом 1; нижерасположенное зубчатое колесо 2; парное зубчатое колесо 3; вал 4; приливы 5 подшипников; стенки 6 корпуса; горизонтальная часть 7 ребер жесткости; вертикальная часть 8 ребер жесткости; днище 9 корпуса; верхний уровень ВУ масляной ванны; ширина (вылет) C1 ребер жесткости; ширина С2 окон ребер жесткости; высота h ребер жесткости; направления вращения ω нижерасположенного зубчатого колеса 2; направления движения V смазочного материала; зазоры С3 между ребрами жесткости и колесом 2.

Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной 1 с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо 2 зубчатой передачи, находящееся в зацеплении с парным зубчатым колесом 3. Колесо 2 укреплено на валу 4, установленном в подшипниках, расположенных в приливах 5. Стенки 6 корпуса усилены ребрами жесткости Г-образной формы. Горизонтальная часть 7 каждого ребра укреплена на приливе 5, перпендикулярно стенке 6 корпуса, с вылетом C1 вовнутрь корпуса редуктора. Вертикальная часть 8 каждого ребра (в виде плоской пластины) расположена перпендикулярно горизонтальной части 7, параллельно стенке 6 корпуса, и укреплена на части 7 и днище 9 корпуса редуктора. Между вертикальной частью 8 каждого ребра и стенкой 6 корпуса образовано сквозное окно шириной C1 и высотой h. Между ребрами жесткости (их вертикальными частями и нижерасположенным зубчатым колесом 2) заданы зазоры размером С3.

При работе редуктора и вращении (ω) зубчатого колеса 2 в масляной ванне 1 смазочный материал масляной ванны приводится в движение этим вращающимся колесом. При этом поток смазочного материала, создаваемый колесом 2, направлен по направлению вращения его части, погруженной в смазочный материал - в сторону противоположной стенки корпуса; упираясь в эту стенку, поток смазочного материала раздваивается на два потока, которые, огибая эту стенку, меняют направление движения на обратное, обтекая при этом стенки 6 корпуса, перпендикулярные плоскости вращения колеса 2 и которые усилены ребрами жесткости. При этом оба потока (обратнонаправленные) смазочного материала протекают через сквозные окна ребер жесткости, не испытывая возмущающегося действия от этих ребер. Выполнение вертикальных частей 8 ребер расположенными параллельно стенкам 6 позволяет уменьшить габарит ребер (их размеры C1), кроме того, эти части ребер разделяют два разнонаправленных потока смазочного материала - от вращающегося колеса 2 и обратного.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого редуктора позволяет оптимизировать движение смазочного материала в масляной ванне при вращении в нем нижерасположенного зубчатого колеса, вызывающего это движение. Обеспечивается движение смазочного материала непосредственно вдоль боковых стенок корпуса редуктора, без обтекания им выступающих вовнутрь корпуса ребер жесткости. Помимо снижения возмущающего воздействия на смазочный материал ребрами жесткости обеспечивается лучшая теплопередача от смазочного материала стенками корпуса редуктора, т.к. смазочный материал движется вдоль этих стенок, без обтекания ребер жесткости. Помимо этого осуществляется разделение разнонаправленных потоков смазочного материала друг от друга. Это позволяет снизить возмущающее воздействие на движущийся смазочный материал ребер жесткости и повысить эксплуатационные качества смазочного материала.

Зубчатый редуктор, содержащий закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него под приливами подшипников, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи, отличающийся тем, что ребра жесткости имеют Г-образную форму, горизонтальные части ребер жесткости укреплены под приливами подшипников и ориентированы вовнутрь корпуса зубчатого редуктора перпендикулярно его стенкам, около которых они расположены, а вертикальные части ребер жесткости, выполненные в виде плоскостей, укреплены на концах горизонтальных частей ребер жесткости и днище корпуса зубчатого редуктора и расположены перпендикулярно этим частям с образованием сквозных окон между ребрами жесткости и стенками корпуса зубчатого редуктора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в разных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо зубчатой передачи. В ребрах выполнены сквозные окна, примыкающие к стенкам корпуса. Низ окон расположен на уровне верха днища корпуса. Верх окон расположен выше верхнего уровня масляной ванны. Ребра жесткости выполнены уширенными вовнутрь корпуса зубчатого редуктора. Достигается повышение качества смазки. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично друг относительно друга. Своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные в сторону центра колеса, эквидистантны окружностям внутренних поверхностей кольцевых накладок, к которым они обращены. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально относительно колеса, а торцы, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней зубчатой передачи или другие ее элементы, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Между погруженными нижерасположенными зубчатыми колесами параллельно плоскостям их вращения расположена пара вертикальных перегородок в виде плоских пластин, каждая из вертикальных перегородок примыкает к одному из вращающихся элементов зубчатой передачи с зазором относительно него. Вертикальные перегородки укреплены на днище масляной ванны по всей своей длине без зазоров относительно днища. Вертикальные перегородки удлинены в сторону стенок корпуса ванны с выполнением зазоров относительно них. Верх вертикальных перегородок расположен выше верхнего уровня масляной ванны, а концы вертикальных перегородок плавно сопряжены со стенками корпуса масляной ванны, на которые ориентированы вертикальные перегородки, и отогнуты в стороны смежных стенок корпуса, напротив которых расположены элементы передачи с вертикальными перегородками. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца зубчатого колеса, и укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного зубчатого колеса. Часть пластины со стороны отстающей при вращении зубчатого колеса боковой поверхности зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно зубчатого колеса и укреплена на его теле, а со стороны набегающей боковой поверхности аналогичная часть изогнутой пластины вырезана по всей ширине зуба, внутри полости зуба с зазором относительно боковой набегающей поверхности и эквидистантно ей расположена перегородка, перекрывающая полость зуба с зазором относительно тела зубчатого колеса, соизмеримым с вырезанной частью набегающей боковой поверхности зуба, а сама эта поверхность выполнена перфорированной. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Вдоль обоих торцов погруженных в смазочный материал частей передачи параллельно им с минимальными зазорами относительно них и с перекрытием их в плане расположена пара вертикально ориентированных пластин, укрепленных на днище корпуса, высота которых превышает верхний уровень масляной ванны. Одна из каждой пары пластин, расположенная со стороны боковой стенки корпуса, выполнена плоской. Длина второй из каждой пары пластин больше длины первой пластины. Оба конца второй пластины изогнуты по дуге в сторону вышеуказанной боковой стенки корпуса, примыкают к торцевым стенкам корпуса и, огибая концы первой пластины, с зазорами относительно них, примыкают к этой стенке, плавно сопрягаясь с ней. В нижней части прямого участка вторых пластин, со стороны входа в смазочный материал при своем вращении расположенных около этих пластин элементов передачи, выполнены сквозные окна. А полости между углами корпуса и пластинами заполнены вставками, высота которых больше высоты пластин, а верх вставок скошен вовнутрь корпуса. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично относительно друг друга. Своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные к центру колеса, расположены в радиальных кольцевых проточках, выполненных во внутренних поверхностях накладок, и эквидистантны внутренним поверхностям этих проточек. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально колеса. Торцы пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. С обоих торцов колеса, со стороны выхода его при вращении из масляной ванны, выше верхнего уровня смазочного материала ванны, расположена пара плоских Г-образных скребков, ориентированных радиально относительно колеса, с наклоном в сторону ванны. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к внутренним поверхностям обода и поверхностям торцов диска. Плоскости скребков перпендикулярны этим поверхностям. Габариты участков скребков, примыкающих к ободу, больше габаритов его торцов. Расстояние от центра колеса до участков скребков, примыкающих к диску, меньше, чем радиус окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей диска с верхним уровнем смазочного материала ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. На обоих торцах ступицы, обода и зубчатого венца укреплена пара кольцевых накладок, внутренний диаметр которых больше внутреннего диаметра ступицы, а наружный их диаметр больше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах. Система передаточного механизма рельсового транспортного средства по меньшей мере с одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, включает в себя приводную шестерню и ведомое колесо в виде находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе передаточного механизма через подшипники с цилиндрическими роликами. По меньшей мере на одном из цилиндрических зубчатых колес закреплен по меньшей мере один упорный буртик с соотнесенной контактной областью для улавливания осевых сил. Каждый упорный буртик выполнен по существу в виде упорной шайбы с соотнесенной в окружной области упорной шайбы контактной областью, причем, по меньшей мере, в окружную область упорной шайбы независимо от вращательного движения, по меньшей мере, участками подается смазочный материал. Обеспечивается улавливание возникающих осевых сил и достаточная подача смазываемого материала. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо, выполненное из ферромагнитного материала, содержит тело и зубчатый венец с зубьями. На участки поверхности тела, образующие дно впадин зубчатого венца, и прилегающие к ним нерабочие участки боковых поверхностей зубьев нанесено покрытие из магнитопассивного материала, например пластмассы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх