Способ определения монометиланилина в углеводородных топливах

Изобретение относится к способам контроля качества углеводородных топлив и касается способа определения монометиланилина в углеводородных топливах. Сущность способа заключается в том, что наносят пробы испытуемого топлива на пластину для тонкослойной хроматографии с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором. Проводят хроматографирование восходящим потоком элюента, в качестве которого используют смесь гептана и ацетона, взятых в соотношении 10:1. Пластину высушивают на воздухе, проявляют хроматограмму в ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм без или с предварительной обработкой пластины парами иода или в видимом свете после обработки только парами иода и о присутствии ММА в топливе судят по наличию на хроматограмме имеющего окраску фиолетового цвета при наблюдении в ультрафиолетовом свете или коричневого цвета при наблюдении в видимом свете пятна, значение величины Rf которого составляет 0,38±0,05, после чего определяют размеры пятна с указанным значением Rf и по предварительно построенному градуировочному графику определяют концентрацию монометиланилина в анализируемом топливе. Использование способа позволяет с высокой точностью определить ММА в углеводородных топливах. 3 ил., 2 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к способам контроля качества углеводородных топлив, в частности определения присутствия в них примесей монометиланилина (ММА), и может быть использовано для анализа проб топлив в лабораториях контроля качества горючего, в том числе мобильных, на нефтебазах и автозаправочных станциях.

В настоящее время ММА (основное вещество - N-метиланилин) широко используется в качестве эффективной антидетонационной присадки к автомобильным бензинам (АБ). Однако его присутствие в составе бензинов обусловливает протекание ряда побочных негативных процессов, таких как образование отложений на поверхности деталей системы топливоподачи изделий техники и усиление износа двигателя, а также приводит к повышению токсичности отработавших газов [Данилов А.М. Применение присадок в топливах: Справочник. - СПб.: Химиздат, 2010. - 368 с., с. 34-36].

В настоящее время нормируемая Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» концентрация ММА в автомобильных бензинах экологического класса 4 составляет 1% об.; в составе бензинов экологического класса 5 регламентом предписывается отсутствие ММА [Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №826). 2012. 22 С.].

В связи с возможностью привнесения примесей автомобильных бензинов в состав других видов углеводородных топлив, например в состав дизельного топлива (ДТ), топлива для реактивных двигателей (ТРД) и авиационного бензина (АвБ), вследствие возможного смешения продуктов, например, при их хранении, в том числе при неполном сливе придонного слоя продуктов в резервуарах, необходимо осуществление контроля за содержанием ММА в составе различных видов углеводородных топлив. Кроме того, ММА может применятьсяя как компонент композиций авиационного бензина [RU 2569311, 2015].

В соответствии с этим перед авторами стояла задача разработать селективный, простой в исполнении и высокопроизводительный способ определения ММА в углеводородных топливах.

При изучении научно-технической и патентной литературы были выявлены следующие способы определения ММА в углеводородных топливах.

Известны газохроматографические способы определения ММА в АБ [ГОСТ 32515-2013 «Бензины автомобильные. Определение N-метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии»; Красная Л.В., Приваленко А.Н., Вингерт И.В., Пуляев Н.Н. Разработка метода определения монометиланилина в автомобильных бензинах с использованием газовой хроматографии. - Международный научный журнал, 2011, №5, с. 124-127]. Способы основаны на отделении ММА от компонентов анализируемого бензина на капиллярной хроматографической колонке с последующей регистрацией элюирующихся из колонки компонентов на пламенно-ионизационном детекторе (ПИД) и расчетом концентрации ММА методами абсолютной градуировки либо внутреннего стандарта.

Недостатками указанных способов являются невысокая чувствительность определения ММА в бензинах, составляющая 0,1% об., что позволяет определять ММА лишь в концентрациях, превышающих указанную, и не дает возможности достоверно судить об отсутствии ММА в составе образцов АБ экологического класса 5, а также применимость способов для анализа только автомобильных бензинов. Кроме того, указанные способы требуют использования дорогостоящего стационарного аналитического оборудования, являются трудоемкими и могут быть реализованы только в лабораторных условиях.

Известен также способ определения ММА в автомобильном бензине по изменению цвета индикатора при его контактировании с пробой анализируемого бензина. В качестве индикатора использован водно-спиртовой (1:1) раствор бромфенолового синего концентрации 0,15-0,25 масс. %, которым пропитывают твердый носитель, выдерживаемый затем при комнатной температуре до полного высыхания. В качестве твердого носителя используют фильтровальную бумагу или фильтры обеззоленные с диаметром пор 1-10 мкм, которые хранят без доступа света в виде полосок размером 10×100 мм. Перед контактированием с пробой АБ носитель погружают в раствор соляной кислоты концентрации 0,01-0,02 моль/дм3, после чего он приобретает желтую окраску. О наличии ММА в бензине судят по изменению цвета твердого носителя от желтого через зеленый до фиолетово-синего после его контактирования с пробой анализируемого бензина. Содержание ММА в АБ определяют по градуировочной цветовой шкале. Диапазон определяемых концентраций ММА в АБ - от 0,1 до 2% масс.[RU 2425366, 2011].

Недостатком указанного способа является возможность получения недостоверных результатов вследствие неспецифичности кислотно-основного индикатора бромфенолового синего по отношению к ММА, а именно его способности реагировать и с другими компонентами АБ, проявляющими основные свойства, например с моющими присадками и щелочами, используемыми при очистке нефтяных фракций. Получение ошибочных результатов возможно также при анализе образцов АБ, основность которых снижена за счет присутствия в составе бензина продуктов кислотного характера, например продуктов его окисления, накапливающихся в бензине при длительном хранении. Кроме того, недостатком способа является необходимость использования при его выполнении агрессивного химического реагента - соляной кислоты.

Известен также способ определения монометиланилина в автомобильном бензине индикаторными тестовыми средствами по цветовому переходу после контактирования с пробой анализируемого бензина. В качестве индикатора используют 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат, нанесенный на твердофазный носитель. В качестве индикаторного тестового средства применяют либо реагентную индикаторную бумагу, твердофазной основой-носителем которой служит импрегнированная индикатором бумага для экспресс-тестов, либо индикаторную трубку, основой-наполнителем которой является импрегнированная двуокись кремния. Из реагентной индикаторной бумаги, обработанной пропиточным водным раствором 4-метоксибензолдиазония тетрафторбората с добавкой щавелевой кислоты, готовят индикаторные полосы, а индикаторный сорбент оксид кремния помещают в стеклянные трубки с перетяжкой. Содержание N-метиланилина в бензине при использовании бумаги для экспресс-тестов определяют по изменению ее окраски после контакта с пробой АБ от белой до розовой, светло-красной, красной или темно-бордовой и сравнению результата с градуировочной цветовой шкалой. При использовании индикаторной трубки содержание N-метиланилина определяют по длине зоны трубки, имеющей темно-красную окраску, и градуировочному графику зависимости длины окрашенной зоны наполнителя от концентрации ММА. Используемый в качестве индикатора 4-метоксибензолдиазоний тетрафторборат предварительно синтезируют путем смешения 4-метоксианилина в растворе соляной кислоты с тетрафторборатом аммония с добавлением водного раствора азотистокислого натрия с последующим отделением и сушкой выпавшего осадка. Диапазон определяемых концентраций ММА в АБ - от 0,1 до 2% масс. [RU 2489715, 2012].

Недостатком способа является возможность получения ложноположительных результатов по причине неселективности по отношению к ММА, положенной в основу метода реакции азосочетания и, как следствие - возможности участия в указанной реакции других ароматических соединений, присутствующих в составе АБ, как углеводородов, так аминов, а также фенолов, в том числе антиокислительных присадок. Кроме того, синтез используемого в качестве индикатора 4-метоксибензолдиазония является многостадийным и трудоемким и требует использования значительного количества реагентов, в том числе дефицитных.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и взятым за прототип является способ определения ММА в углеводородных топливах по цветовому переходу индикаторного тестового средства, в качестве которого использован таблетированный нейтральный оксид алюминия с иммобилизованным на его поверхности гексацианоферратом (III) калия, после его контактирования с пробой анализируемого топлива. Индикаторное тестовое средство готовят обработкой порошка нейтрального оксида алюминия водным раствором гексацианоферрата (III) калия (ГЦФК) концентрации 0,9-1,3% масс. с последующей сушкой при температуре 105-115°C в течение 80-90 мин. Полученный сорбент таблетируют прессованием. Готовые таблетки хранят в емкости, защищающей от света. Для определения содержания ММА в анализируемом топливе несколько его капель наносят на таблетку индикаторного средства и фиксируют цвет пятна в месте контакта с пробой. Концентрацию ММА в пробе определяют по изменению цвета и интенсивности окрашивания пятна на таблетке от ярко-желтого до красно-коричневого, для чего сравнивают зафиксированный цвет с предварительно подготавливаемой градуировочной цветовой шкалой. Фиксацию цвета пятна и его сравнение с градуировочной цветовой шкалой проводят непосредственно после контакта тестового средства с анализируемой пробой топлива в течение 20-30 с при содержании ММА в концентрации свыше 0,01-0,03 об. %; при содержании ММА на уровне 0,01-0,03 об. % фиксацию цвета пятна проводят спустя 5-10 мин после контакта [RU 2548724, 2013].

Недостатками указанного способа являются возможность получения ошибочных результатов при анализе топлив, содержащих компоненты, окисляющиеся в присутствии гексацианоферрата (III) калия, - спирты как оксигенатные добавки, а также карбонилы металлов как компоненты антидетонационных присадок к бензинам, что обусловлено неселективностью реакции взаимодействия с ММА данного реагента, являющегося универсальным окислителем, недостаточно широкий диапазон определяемых концентраций ММА, в том числе недостаточно высокая чувствительность способа, а также зависимость продолжительности периода развития окраски пятна от концентрации ММА.

Технический результат изобретения - повышение чувствительности и избирательности способа определения ММА в углеводородных топливах (УВ-топливах) за счет создания условий отделения ММА от других компонентов бензина.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения монометиланилина в углеводородных топливах, включающем контактирование проб топлив с сорбентом, согласно изобретению пробы топлива наносят на пластину для тонкослойной хроматографии (ТСХ) с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором, после чего проводят хроматографирование восходящим потоком элюента, в качестве которого используют смесь гептана и ацетона, взятых в соотношении 10:1, до достижения его фронтом расстояния, составляющего 0,8-0,9 высоты пластины, пластину высушивают на воздухе в течение 10-15 мин до полного испарения элюента, проявляют хроматограмму в ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм без или с предварительной обработкой пластины парами иода либо в видимом свете после обработки парами иода. О присутствии ММА в топливе судят по наличию на хроматограмме имеющего окраску фиолетового цвета при наблюдении в ультрафиолетовом свете и коричневого цвета - при наблюдении в видимом свете пятна, значение величины Rf которого составляет 0,38±0,05; хроматограмму, обработанную парами иода, сканируют, определяют размеры пятна с указанным значением Rf и концентрацию монометиланилина в анализируемых топливах определяют по градуировочному графику.

На фиг. 1 представлены хроматограммы автомобильных бензинов, содержащих ММА в концентрации 0,001, 0,0025, 0,005, 0,01, 0,05, 0,1, 0,5, 1 и 5 об. %, полученные при использовании элюента указанного состава и проявлении хроматограмм в ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм после обработки парами иода;

фиг. 2 - отсканированное изображение обработанной парами иода хроматограммы градуировочных растворов ММА в АБ концентрации 0,05, 0,07, 0,1, 0,3, 0,5, 0,7 и 1% об.;

фиг. 3 - приведен градуировочный график, полученный для растворов ММА в АБ концентрации 0,05, 0,07, 0,1, 0,3, 0,5, 0,7 и 1% об., и уравнение аппроксимирующей функции.

В ходе проведения исследований в качестве сорбента был выбран силикагель, закрепленный на поверхности пластин для ТСХ, широко применяемый для разделения смесей веществ. Для обеспечения возможности детектирования примесей ММА в составе УВ-топлив были использованы пластины с флуоресцентным индикатором, излучающим при длине волны 254 нм падающего света. Определения проводили на силикагеле с размерами частиц 60 Ǻ при минимальном их разбросе, закрепленном на алюминиевой подложке, на поверхности хроматографических пластин марки TLC Silica gel 60 F254 производства фирмы Merck (Германия), а также с использованием широкопористого силикагеля с размером частиц 5-17 мкм (500-1700 Ǻ), закрепленного на поверхности пластин марки Sorbfil ПТСХ-АФ-А-УФ по ТУ 4215-002-43636866-2007 производства фирмы ООО «Имид» (Краснодар).

Для разделения смесей и выделения их компонентов в ТСХ необходима оптимизация состава элюента. Выделение монометиланилина из состава смесей, представленных автомобильными и авиационными бензинами, топливами для реактивных двигателей и дизельными топливами, а также их смесями были использованы элюенты различной полярности.

При использовании в соответствии с описанным способом для определения ММА в УВ-топливах, содержащих введенный в концентрации 1 об. % ММА, неполярного растворителя гептан пятна фиолетового цвета при наблюдении в ультрафиолетовом свете и коричневого цвета при наблюдении в видимом свете проявляются на линии старта; пятна фиолетового цвета, величины Rf которых составляют 0,38±0,05 отн. ед., на хроматограммах отсутствуют. Определение присутствия и концентрации ММА невозможно.

При проведении аналитических операций в соответствии с описанным способом с использованием в качестве элюента смеси неполярного растворителя гептан и обладающего высокой полярностью растворителя ацетон, взятых в соотношении 1:1 (10:10), на хроматограммах проб УВ-топлив, содержащих ММА, визуализируются пятна фиолетового цвета при наблюдении в ультрафиолетовом свете и коричневого цвета - при наблюдении в видимом свете, накладывающиеся на пятна соответствующего цвета, визуализирующиеся на хроматограммах проб УВ-топлив, не содержащих ММА, вблизи фронта элюента и относящиеся к углеводородным компонентам топлив. Пятна соответствующего цвета, величины Rf которых составляют 0,38±0,05 отн. ед., отсутствуют. Определение присутствия и концентрации ММА невозможно.

При использовании для выделения ММА в качестве элюента смеси гептана и ацетона, взятых в соотношении 2:1 (10:5), на хроматограммах проб УВ-топлив, содержащих ММА, визуализируются пятна фиолетового/коричневого цвета, величины Rf которых составляют около 0,7 отн. ед.; пятна соответствующего цвета, величины Rf которых составляют 0,38±0,05 отн. ед., отсутствуют. Определение присутствия и концентрации ММА невозможно.

При использовании для элюирования ММА из состава УВ-топлив смеси гептана и ацетона, взятых в соотношении 10:1, на хроматограммах проб топлив, содержащих ММА, при соответствующем способе их проявления наблюдаются четкие пятна фиолетового/коричневого цвета, величины Rf которых составляют 0,38±0,05 отн. ед. Определение присутствия и концентрации ММА возможно.

Заявляемым способом проводили определение присутствия ММА в образцах топлив, приготовленных введением в их состав ММА в различной концентрации, а также в образцах топлив, ММА не содержащих. Определение присутствия ММА в образцах АБ, содержащих ММА в различных концентрациях, проводили также газохроматографическим методом по ГОСТ 32515-2013. Результаты определения приведены в табл. 1. При концентрации ММА, превышающей 0,1% об., результаты определения положительны обоими способами.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что значения предела обнаружения ММА заявляемым способом составляют от 0,001 до 0,005% об. при различных методах детектирования его присутствия. Аналогичные значения предела обнаружения получены также при определении ММА в составе авиационных бензинов, топлив для реактивных двигателей и дизельных топлив и их смесей.

Количественное определение ММА в УВ-топливах проводят относительно градуировочных растворов ММА в соответствующем виде топлива. Хроматограммы, полученные для градуировочных растворов, обрабатывают парами иода, сразу после проявления пятен коричневого цвета, соответствующих ММА, сканируют, полученные изображения обрабатывают с использованием компьютерной программой графической обработки изображений, определяют размеры пятен как значения величин площади прямоугольных сегментов, в которые вписаны изображения пятен ММА, строят градуировочный график зависимости величин площади указанных сегментов от концентрации ММА. Цифровая обработка пятен фиолетового цвета, соответствующих ММА, на хроматограммах анализируемых топлив при их проявлении в УФ-свете возможна при использовании спектроденситометров, например, марки TLC Scanner производства фирмы CAMAG. Градуировочный график, полученный для пятен, визуализирующихся в видимом свете после обработки хроматограммы парами иода, приведен на фиг. 2 (график для пятен, визуализирующихся в УФ-свете, является аналогичным и не представлен). Концентрацию ММА в анализируемых топливах определяют с использованием указанного градуировочного графика. Анализ полученных данных позволил установить логарифмический характер функции, аппроксимирующей зависимость величин площади прямоугольных сегментов, в которые вписаны изображения пятен ММА, и концентрации ММА. Уравнение полученной зависимости имеет вид y=(24,61±1,05)lnx+(93,60±1,92), где y - площадь прямоугольных сегментов, в которые вписаны изображения пятен ММА, соответствующая размерам пятен, x - концентрация ММА в топливе, % об.; коэффициент корреляции 0,995.

Значения величин предела обнаружения ММА заявляемым способом без и с проведением сканирования хроматограммы, а также другими способами приведены в таблице 2.

Как видно из приведенных данных, определение ММА заявляемым способом без проведения сканирования хроматограмм позволяет детектировать присутствие ММА в автомобильных и авиационных бензинах, топливах для реактивных двигателей, дизельных топливах и их смесях в концентрациях, существенно более низких, чем позволяют известные способы. Более высокое значение величины предела обнаружения ММА при сканировании хроматограммы обусловлено фактической чувствительностью соответствующего оборудования.

Осуществление количественного определения концентрации ММА иллюстрируется следующим примером.

Пример.

Готовят раствор ММА в АБ концентрации 0,35% об., наносят на раствор на пластину для тонкослойной хроматографии с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором, проводят хроматографирование восходящим потоком элюента, в качестве которого используют смесь гептана и ацетона, взятых в соотношении 10:1, до достижения его фронтом расстояния, составляющего 0,8-0,9 высоты пластины, пластину высушивают на воздухе в течение 10-15 мин до полного испарения элюента, проявляют хроматограмму обработкой пластины парами иода, о присутствии ММА в растворе судят по наличию на хроматограмме имеющего окраску коричневого цвета при наблюдении в видимом свете пятна, значение величины Rf которого составляет 0,38±0,05, хроматограмму сканируют на планшетном сканере марки image RUNNER 1133А производства фирмы Canon, с использованием компьютерной программы GIMP 2.8 графической обработки изображений определяют значение величины площади прямоугольного сегмента, в который вписано изображение пятна ММА, составившее 66,32±0,03 мм2, и по градуировочному графику определяют концентрацию ММА в анализируемом растворе, составившую 0,34±0,02% об., что в пределах приводимой погрешности соответствует введенной концентрации ММА

Таким образом, в уровне техники не описана совокупность приемов, в частности подбор сорбента, состава элюента по типу его компонентов и их соотношению, методов детектирования, позволяющих осуществить достижение технического результата, а заявленное техническое решение несмотря на использование широко известного способа тонкослойной хроматографии отвечает одному из показателей патентоспособности, а именно изобретательскому уровню.

Применение заявляемого способа обеспечивает повышение чувствительности и селективности определения ММА, упрощение анализа, а также расширение ассортимента анализируемых объектов и повышение производительности определений за счет возможности одновременного анализа нескольких проб.

Способ определения монометиланилина в углеводородных топливах, включающий контактирование проб топлив с сорбентом, отличающийся тем, что пробы топлив наносят на пластину для тонкослойной хроматографии с сорбентом силикагель с флуоресцентным индикатором, после чего проводят хроматографирование восходящим потоком элюента, в качестве которого используют смесь гептана и ацетона, взятых в соотношении 10:1, до достижения его фронтом расстояния, составляющего 0,8-0,9 высоты пластины, пластину высушивают на воздухе в течение 10-15 мин до полного испарения элюента, проявляют хроматограмму в ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм без или с предварительной обработкой пластины парами иода или в видимом свете после обработки только парами иода и о присутствии ММА в топливе судят по наличию на хроматограмме имеющего окраску фиолетового цвета при наблюдении в ультрафиолетовом свете или коричневого цвета при наблюдении в видимом свете пятна, значение величины Rf которого составляет 0,38±0,05, после чего определяют размеры пятна с указанным значением Rf и по предварительно построенному градуировочному графику определяют концентрацию монометиланилина в анализируемом топливе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к определению термоокислительной стабильности (ТОС) топлив в динамических условиях, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив и может быть использовано при прогнозировании склонности моторных топлив к изменению количественных потерь от естественной убыли на предприятиях, потребляющих и производящих моторные топлива.

Изобретение относится к методам испытаний нефтепродуктов, в частности моторных топлив. Способ включает подачу топлива в капельножидком состоянии при атмосферном давлении в воздух, нагретый до температуры рабочего заряда двигателя, с интервалом, равным времени свободного падения капли, в течение которого происходит нагрев, испарение, воспламенение, горение и термоокислительное превращение капли топлива, последующее измерение массы отложений на выполненной из каталитически активного материала нагреваемой пластине, установленной под углом 15-45° к горизонтальной поверхности, при этом задают факторы условий процесса образования отложений, формируют из 17 этапов цикл испытаний как необходимую и минимально достаточную совокупность режимов испытаний в виде матрицы, после каждого этапа цикла испытания топлива (топливной композиции) фиксируют массу отложений на пластине, по завершении цикла испытаний определяют обобщенный показатель Мисп склонности испытуемого топлива (топливной композиции) к образованию высокотемпературных отложений, сравнивают полученное значение со значением этого показателя для топлива (топливной композиции), принятого за эталон Мэт, прошедшего идентичный цикл испытаний, и при значении Мисп<Мэт рекомендуют топливо (топливную композицию) к применению в конкретном двигателе, при этом обобщенный показатель Мисп (эт) склонности испытуемого топлива (топливной композиции) к образованию высокотемпературных отложений вычисляют по заданной формуле.

Изобретение относится к химическому способу маркировки и идентификации взрывчатых веществ (ВВ), а также криминалистических идентификационных препаратов, который может быть использован в оперативно-розыскной, следственной, экспертно-криминалистической и судебной практике.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к способам определения характеристик новых композиций твердого ракетного топлива, в частности для прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

Изобретение относится к способу и устройству определении давления распирания угля или угольной смеси путем лабораторного исследования. Осуществляют нагревание образца в виде угля или угольной смеси в перфорированной гильзе, находящейся внутри тигля.

Изобретение относится к устройству для обнаружения твердых веществ, в частности взрывчатых веществ или наркотиков. Устройство содержит несущий диск (20), на котором осесимметрично расположено несколько сеток.

Изобретение относится к контролю качества топлив. Способ заключается в том, что осуществляют ускоренное окисление пробы топлива, пропуская кислород при заданных режимах.

Изобретение относится к области аналитической химии и касается способа количественного определения производных имидазола (группы имидазолинов). Сущность способа заключается в том, что анализируемую пробу растворяют в воде очищенной или спирте, выдерживают на нагретой водяной бане (30-40°С) до полного растворения, охлаждают и разбавляют тем же растворителем до метки; аликвотную часть приготовленного раствора последовательно обрабатывают щелочным 1% раствором диазотированного п-анизидина и 2,5 мл 0,1 н.

Изобретение относится к химическим способам экспертизы взрывчатых веществ и криминалистических идентификационных препаратов. Способ маркировки взрывчатого вещества заключается во введении во взрывчатое вещество, полученное смешиванием отдельных компонентов, маркирующей композиции, содержащей идентификаторы, количество которых равно количеству технических показателей, подлежащих маркировке. Для маркирования взрывчатого вещества осуществляют маркировку каждого отдельного компонента, входящего в смесь взрывчатого вещества. Маркирующую композицию для каждого отдельного компонента составляют из по крайне мере одного полимерного материала из ряда полиорганосилоксанов с длиной молекулярной цепочки, являющейся идентификатором, и которая отлична от длин молекулярных цепочек и величин вязкости полимерных материалов в маркирующих композициях других отдельных компонентов, составляющих смесь взрывчатого вещества. В качестве маркирующей композиции взрывчатого вещества используют набор маркирующих композиций отдельных компонентов смеси этого вещества. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области испытания и проверки боеприпасов, а именно к способу качественного определения течи тротилового масла в снарядах и минах, снаряженных тротилом. Включает отбор пробы исследуемого вещества прикладыванием к выделяющейся жидкости полоски фильтровальной бумаги с помощью пинцета. При обнаружении жидкости на резьбе очка снаряда отбор пробы осуществляется латунным скребком. Полученные пробы растворяют в спирте и (или) ацетоне с добавлением растворов 10% KОН или 10% NH4OH. Оценивают полученный результат по цвету окрашивания раствора в темно-коричневый, ярко-красный и (или) при использовании ацетона в темно-красный цвет. Подтверждает дефект выделения из тротила тротилового масла. Позволяет исключить боевое применение боеприпасов при обнаружении дефекта в виде течи тротилового масла. 1 ил.

Изобретение относится к нефтегазовому испытательному оборудованию и может быть использовано для проведения калибровки и поверки поточных влагомеров нефти и нефтепродуктов в автоматизированном режиме. Установка включает замкнутый циркуляционный контур поверочной жидкости, содержащий смесительный участок, расходомер поверочной жидкости, систему регулирования скорости потока жидкости с помощью насоса с частотным регулированием, систему терморегулирования, стыковочные узлы для монтажа поверочного и контрольного влагомеров. Замкнутый циркуляционный контур поверочной жидкости выполнен закрытым при контролируемом внутреннем давлении, при этом к циркуляционному контуру поверочной жидкости, на его смесительном участке подсоединены две системы дозированной подачи компонентов поверочной жидкости - с емкостями, при этом к циркуляционному контуру поверочной жидкости подключена система дозированного слива поверочной жидкости, в систему терморегулирования включен внешний чиллер с теплообменником, обеспечивающий как охлаждение, так и нагрев поверочной жидкости до заданной температуры, при этом установка снабжена автоматизированной системой управления с автоматизированным рабочим местом оператора с оборудованием силового управления и автоматизации процессов. Изобретение позволяет повысить производительность труда при проведении исследований, получить требуемые результаты измерений в существенно более короткие промежутки времени, повысить надежность регламентированных условий измерений, уменьшить влияния человеческого фактора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к аналитической химии, а именно к аналитическим реагентам, которые позволяют определять содержание ферроцена в бензине. Реагент для количественного спектрофотометрического определения ферроцена в бензине содержит окислитель, воду, катализатор, в качестве которого используют хлороводородную кислоту, и полярный органический растворитель с диэлектрической проницаемостью от 20 до 35 при 25°С при следующем содержании компонентов, мас.%: окислитель 0,016÷2,297; хлороводородная кислота 0,1⋅10-5÷0,2⋅10-3; вода 0,096÷1,264; полярный органический растворитель – остальное. Достигается увеличение экспрессности и повышение надежности определения ферроцена в бензине. 2 з.п. ф-лы, 4 пр.

Изобретение относится к области исследований реактивных топлив, накапливающих воду в виде мицеллярных структур (солюбилизированная вода), и может быть использовано на складах хранения реактивных топлив, при аэродромном контроле и в научно-исследовательских организациях. Способ качественного определения мицеллярной воды в реактивных топливах включает отбор пробы реактивного топлива, приведение мицеллярной воды в реактивном топливе в состояние низкой агрегативной устойчивости путем добавления твердого полярного адсорбента оксида железа или силикагеля в соотношении 1:0,05, доведение до однородной суспензии и фильтрование в прозрачную емкость. После фильтрования смеси замеряют количество фильтрата, в который на каждые 100 г добавляют 0,01 г перманганата калия. После выдерживания полученной смеси при комнатной температуре не менее 2 ч определяют наличие мицеллярной воды по окрашенным в розовый цвет каплям на дне прозрачной емкости. Способ обладает простотой, доступностью и позволяет с высокой точностью и достоверностью определять наличие мицеллярной воды в реактивных топливах. 3 табл.

Группа изобретений относится к области аналитической химии и касается тест-системы и способа обнаружения солей хлорноватой, бромноватой кислот и взрывчатых составов на их основе. Сущность способа заключается в том, что проводят отбор пробы на сорбционное волокно, воздействуют на пробу сильной кислотой и реакцию с солью анилина, вводят в реакцию химический реагент, обеспечивающий наличие ионов хлора. Далее применяют твердофазный сорбент, обладающий сильнокислотными свойствами. Пробу для реакции транспортируют вглубь неподвижного слоя твердофазного сорбента водным элюентом. Тест-система, реализующая предложенный способ, представляет собой контейнер с водным элюентом, а также прозрачную микроколонку, заполненную сорбентом, содержащим химические реагенты. Торцевая часть трубки закрыта мягким сорбционным волокном, контактирующим с твердофазным сорбентом и образующим пробоотборную поверхность. Использование изобретений позволяет с высокой точностью определять соли хлорноватой, бромноватой кислот и взрывчатых составов на их основе. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области контроля качества авиационных топлив и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ определения количества присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей включает отбор пробы, хроматографическое разделение на колонке с модифицированным октадецилсилановым сорбентом с идентификацией пика, соответствующего определяемому компоненту «Агидол-1». При этом перед хроматографическим разделением пробу топлива смешивают с содержащим не более 0,1% воды метиловым спиртом в соотношении 5:1, перемешивают смесь до образования эмульсии, выдерживают в делительной воронке до четкого расслоения эмульсии на топливо и метанольный слой, который отбирают и из которого отгоняют метиловый спирт при температуре 55-60°С и вакууме 0,05 МПа, оставшийся экстракт переносят в мерную колбу объемом 10 мл, доводят содержимое колбы до метки гептаном, закрывают пробкой и перемешивают. После хроматографического разделения проводят УФ-детектирование на длине волны 210 нм, определяют площадь пика, соответствующего присадке «Агидол-1», и по калибровочному графику, построенному в координатах площадь пика - концентрация присадки, находят количество присадки «Агидол-1» в анализируемом топливе. Изобретение обеспечивает определение присадки «Агидол-1» в топливах для реактивных двигателей с точностью 0,0005% масс. 1 ил., 4 табл.

Изобретение относится к контролю качества углеводородных топлив. Содержание монометиланилина (ММА) в углеводородных топливах определяют по цветовому переходу индикаторного тестового средства после контактирования с анализируемой пробой. Индикаторное тестовое средство представляет собой пластину для тонкослойной хроматографии марки «Sorbfil» с сорбентом силикагель, импрегнированную раствором индикатора - тетрахлор-1,4-бензохинона. По появлению в месте контактирования анализируемой пробы с индикаторным тестовым средством пятна, имеющего окраску от светло-фиолетовой до темно-синей, судят о присутствии ММА в пробе, после чего определяют интенсивность окраски пятна и по градуировочной зависимости интенсивности окраски пятна от концентрации определяют концентрацию ММА в углеводородном топливе. Достигается повышение чувствительности и селективности анализа. 4 ил., 4 табл., 4 пр.

Изобретение относится к теплофизическим измерениям, в частности к способам определения энергии сгорания газообразных и жидких топлив, преимущественно реактивных топлив, и может быть использовано в области научных исследований при разработке новых композиций топлив и перспективных высокоскоростных двигателей. Сущность изобретения заключается в определении энергии сгорания топлив с использованием лабораторной установки перепускного типа при этом учитывается количество и состав продуктов сгорания - коэффициент адиабаты k, образовавшихся при сгорании в условиях, приближенных к условиям эксплуатации двигателя, масса поступившего топлива mгр в реакционную камеру, которая напрямую зависит от взятой массы mг исследуемого топлива, и прирост давления в реакционной камере при сгорании ТВС. Технический результат - повышение достоверности полученных результатов за счет приближения условий испытаний к условиям эксплуатации воздушно-реактивного двигателя на ТВС заданного состава. 2 ил.

Группа изобретений относится к определению свойства топлива. Способ определения свойства топлива для определения свойства топлива включает: процесс получения температурного распределения в одномерном пространстве с использованием микропоточного реактора; процесс анализа механизма реакций, в котором анализируют элементарные реакции, которые составляют химические реакции между множеством типов исходных материалов, включающих в себя материалы, которые составляют топливо, и получают элементарные реакции в качестве элементарных реакций топлива; и процесс определения свойства, в котором вычисляют характеристики сгорания топлива посредством выполнения моделирования на основе элементарных реакций топлива и определяют свойство топлива на основе характеристик сгорания топлива, причем микропоточный реактор содержит трубку, подающее устройство, нагреватель, устройство измерения температуры и блок обработки измерений и внутренний проток трубки задан так, чтобы иметь меньший диаметр, чем диаметр гашения при комнатной температуре. Также представлено устройство для определения свойства топлива. Достигается упрощение и повышение точности определения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх