Система для осуществления вертикального взлета реактивного самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем, обеспечивающих взлет самолетов. Система для осуществления вертикального взлета реактивного самолета, содержащего фюзеляж с крыльями, шасси, один или несколько воздушно-реактивных двигателей, включает в себя блоки ускорителей и устройство обеспечения устойчивости самолета при взлете. Блок ускорителей состоит из нескольких твердотопливных реактивных двигателей, устанавливаемых на самолет. Устройство, обеспечивающее устойчивость самолета при взлете, состоит из четырех тросов, верхние концы которых прикреплены с возможностью одновременной отстыковки к четырем точкам на крыльях и фюзеляже, лежащим в одной плоскости и по разные стороны от центра тяжести самолета, а нижние концы тросов намотаны на общий для всех тросов барабан, находящийся под палубой судна-носителя. Достигается возможность вертикального взлета самолета. 3 ил.

 

Изобретение относится к палубной авиации, а именно к реактивным, вертикально взлетающим самолетам, базирующимся на судах-носителях, не имеющих протяженной взлетной полосы (например, вертолетоносцах).

Известны вертикально взлетающие реактивные самолеты и, в частности, палубного базирования (например, AU-8В Harrier, см. статью в Википедии «Самолеты вертикального взлета и посадки), которые для осуществления вертикального взлета, используют либо отклоняемый на 90 вектор тяги маршевых двигателей, либо используют дополнительные двигатели, выполняющие лишь подъемную функцию. В обоих случаях это приводит к конструктивному усложнению, а значит и удорожанию машины. А также, во время взлета расходуется много топлива, что уменьшает дальность полета. Но, главным фактором, поставившим практически крест на дальнейшем развитии самолетов этой схемы, является так и не решенная проблема обеспечения достаточной устойчивости и управляемости самолетов на взлетно-посадочных режимах полета.

Целью изобретения является создание системы для осуществления вертикального взлета реактивного самолета (далее СВВС), в которой бы отсутствовала проблема обеспечения достаточной устойчивости и управляемости во время взлета и без конструктивного усложнения, а значит и удорожания самого самолета.

Технически указанная цель достигается тем, что СВВС, базирующаяся на судне-носителе и содержащая реактивный самолет с фюзеляжем и крыльями, шасси, один или несколько воздушно-реактивных двигателей, согласно изобретению включает в себя блоки ускорителей, состоящие из нескольких твердотопливных реактивных двигателей, устанавливаемых на самолет, и устройство, обеспечивающее устойчивость самолета при взлете, состоящее из четырех тросов, верхние концы которых прикреплены с возможностью одновременной отстыковки к четырем точкам на крыльях и фюзеляже, лежащим в одной плоскости и по разные стороны от центра тяжести самолета, а нижние концы тросов намотаны на общий для всех тросов барабан, находящийся под палубой судна-носителя.

На Фиг. 1 показан взлет СВВС с палубы судна-носителя. На Фиг. 2 - разрез Д-Д. На Фиг. 3 схематично показана погрузка СВВС на палубу судна-носителя в базовом порту.

СВВС включает в себя обычный реактивный самолет (много вариантов) 1, помещенный на палубу судна-носителя (много вариантов) 2. Для погрузки самолета 1 на палубу судна носителя в базовом порту используется грузоподъемный кран 3, На фюзеляж самолета 1 навешены два блока ускорителей 4 с продольно наклоненными твердотопливными реактивными двигателями. К крыльям и фюзеляжу самолета 1 по разные стороны от его центра тяжести в одной плоскости крепятся тонкие стальные тросы 5 и для этого на концах крыльев самолета 1 устанавливаются кроштейны 6 с узлами присоединения тросов 5 в нижней точке. Свободные концы тросов 5 через отводные блоки 7 наматываются на общий для всех тросов барабан 8, установленный под палубой судна-носителя 2. Барабан 8 продольно разделен на четыре участка (А, Б, В, Г). При этом тросоприемные ручьи на участках А и Г имеют равный диаметр, а на участках Б и В их диаметры незначительно различаются. Под палубой судна-носителя 2 в местах установки СВВС имеется поперечный газоотводный канал 9.

СВВС действует следующим образом. В базовом порту с помощью грузоподъемного крана 3 самолет 1 устанавливается на палубу пришвартованного к причальной стенке судна-носителя 2 в рабочее положение. Далее, на него навешиваются блоки ускорителей 4 и в точках а, б, в, г крепятся верхние концы тросов 5, образуя тем самым СВВС и судно-носитель 2 отправляется в плавание, к месту применения самолета. По прибытии в место назначения взлет самолета производится следующим образом. Запускаются на полную мощность маршевые двигатели самолета 1 при натянутых тросах 5 и заторможенном барабане 8. После этого включаются в работу все двигатели блоков ускорителей 4 с одновременным растормаживанием барабана 8 и происходит взлет. При этом суммарная тяга всех двигателей блоков ускорителей 4 превышает стартовую массу самолета в 3÷4 раза. При тяге маршевых двигателей самолета 1 больше единицы он через 3÷4 с наберет высоту 100÷150 м при скорости 60÷80 м/с, что с учетом большого угла атаки крыльев (следствие разницы в диаметре тросоприемных ручьев на участках Б и В барабана 8) обеспечит продолжение полета с дальнейшим набором скорости и высоты лишь за счет работы маршевых двигателей самолета 1. И тогда происходит одновременная отстыковка всех четырех тросов 5 от самолета 1 и сброс в море блоков ускорителей 4. После выполнения задания самолет 1 направляется в базовый порт, где и производит посадку в обычном самолетном режиме либо производит промежуточную посадку на ближайшем «своем» аэродроме для дозаправки. Посадочная полоса в базовом порту может быть укороченной с использованием тросовой тормозной системы (как на авианосцах).

Система для осуществления вертикального взлета реактивного самолета, содержащего фюзеляж с крыльями, шасси, один или несколько воздушно-реактивных двигателей, отличающаяся тем, что включает в себя блоки ускорителей, состоящие из нескольких твердотопливных реактивных двигателей, устанавливаемых на самолет, и устройство, обеспечивающее устойчивость самолета при взлете, состоящее из четырех тросов, верхние концы которых прикреплены с возможностью одновременной отстыковки к четырем точкам на крыльях и фюзеляже, лежащим в одной плоскости и по разные стороны от центра тяжести самолета, а нижние концы тросов намотаны на общий для всех тросов барабан, находящийся под палубой судна-носителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической технике и, в частности, к устройствам для запуска в космос космических объектов. .

Изобретение относится к корабельным устройствам транспортировки с использованием лебедок. .

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для поднятия в воздух безмоторных ЛА, в частности дельтапланов и планеров. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям устройств снижения скорости полета. Летательный аппарат состоит из корпуса, жестко связанного с двигателем, имеющим жесткую связь с первым выхлопным соплом позади двигателя, а корпус также жестко связан с блоком управления камерой сгорания, гидравлически связанным с этой камерой, размещенной ниже и имеющей жесткую связь со вторым выхлопным соплом, направленным вертикально вниз.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой содержит планер с фюзеляжем и крыльями и реактивные подъемно-тяговые установки или блоки реактивных подъемно-тяговых двигателей с форсажными камерами, установленные в один или несколько рядов под крыльями или шарнирно на концах крыльев и на плоскостях в хвосте фюзеляжа, пусковой двигатель с компрессором и электрогенератором, насосы для подачи углеводородного топлива и электропроводной жидкости, генераторы импульсов.

Летательный аппарат с водометом относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки для перемещения над поверхностью воды. Устройство содержит кабину для размещения в ней пилотов и грузов, систему стабилизации, один или большее количество водометов с одним или большим числом раздельных или объединенных между собой входных и выходных частей водометов, систему управления.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов короткого и/или вертикального взлета и посадки. Самолет имеет крыло, фюзеляж, два воздушно-реактивных двигателя (ВРД), расположенных в хвостовой части фюзеляжа один над другим в плоскости симметрии самолета.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкциям многоступенчатых ракет-носителей (РН), состоящих из ракетных модулей (блоков) и предназначенных для выведения полезных грузов на различные околоземные орбиты как непосредственно, так и с помощью дополнительной верхней ступени - блока довыведения, составляющей вместе с полезным грузом головной блок РН.

Изобретение относится к ракетной технике. .

Изобретение относится к транспортным средствам, например летательным аппаратам вертикального взлета и посадки, и касается технологии конструирования двигателей и движителей, применяемых на наземных, водных, воздушных, космических и других транспортных средствах.

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к летательным аппаратам тарельчатой конфигурации для полета в воздушно-космическом пространстве, осуществляющим вертикальный взлет и посадки на аэродромах любой категории, а также с неподготовленных площадок.

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, в частности к винтокрылам, вертолетам. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов вертикального взлета посадки. Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) имеет крыло, фюзеляж, подъемно-маршевый двигатель, оснащенный поворотными соплами. Фюзеляж выполнен в виде двухбалочной конструкции, в которой установлены два подъемно-маршевых двигателя. Два дополнительных двигателя меньшей тяги расположены в носовой части фюзеляжа соосно напротив друг друга и снабжены поворотными соплами, которые при повороте могут создавать как вертикальную, так и горизонтальную тягу. Сопла дополнительных двигателей максимально разнесены по ширине фюзеляжа. Обеспечивается возможность использования поворота сопел для управления СВВП относительно всех трех осей координат на режимах вертикального взлета и посадки, а при горизонтальном полете в качестве резервного канала управления по крену. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способам принудительной посадки летательного аппарата на борт корабля. Способ принудительной посадки беспилотного летательного аппарата (1) вертолетного типа на палубу корабля заключается в том, что выравнивают скорость и курс беспилотного летательного аппарата (1) со скоростью и курсом корабля. Далее стабилизируют беспилотный летательный аппарат (1) в точке зависания над точкой посадки на палубе. Летательный аппарат (1) и корабль соединяют посадочным тросом (4), подаваемым или с борта корабля, или с борта беспилотного летательного аппарата. Свободный конец посадочного троса (4) фиксируют в захватном механизме (5) и притягивают летательный аппарат к посадочной площадке (2) корабля. Посадочный трос (4) наматывают на лебедку (3) притяга. Беспилотный летательный аппарат (1) уводят назад к корме относительно точки посадки с таким расчетом, чтобы посадочный трос (4) отклонился от вертикали на 45-55 град, и создают тормозящее усилие, увеличивая подъемную силу на несущем винте. Посадочный трос (4) при притяге удерживают с наклоном на угол 45…55 град к корме. Изобретение упрощает стабилизацию положения летательного аппарата относительно палубы корабля, обеспечивает синхронное, одинаковое смещение летательного аппарата и посадочной площадки палубы корабля. 2 ил.
Наверх