Способ оценки остаточного ресурса металлических деталей

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для прогнозирования остаточного ресурса деталей и элементов конструкций с помощью рентгенографического контроля на этапе их изготовления и эксплуатации в различных областях промышленности и техники, например машиностроении. Способ осуществляется следующим образом. Определяют методом рентгеновской дифрактометрии остаточные напряжения в контролируемых зонах новой и эксплуатируемой металлической детали, выбранные на линии пересечения поверхности металлической детали двумя ортогональными плоскостями сечения. Время эксплуатации новой, не эксплуатировавшейся металлической детали τэксп.=0, время эксплуатации эксплуатируемой металлической детали τэксп.ТС, соответствующим регламенту определения технического состояния узла. Определяют стандартное отклонение (СО) остаточных напряжений для новой и эксплуатируемой металлических деталей. Для новой металлической детали стандартному отклонению присваивают значение СО0, а для эксплуатировавшейся металлической детали стандартному отклонению - значение СОэ. Устанавливают предельно допустимый порог стандартного отклонения как удвоенную величину стандартного отклонения 2СО0 остаточных напряжений на поверхности новой металлической детали. По двум характерным значениям стандартного отклонения СО0, соответствующего времени эксплуатации τэксп.=0 и СОэ, соответствующего времени эксплуатации τэксп.ТС, определяют линейную зависимость изменения стандартного отклонения от времени эксплуатации с углом наклона к оси абсцисс α, затем определяют время эксплуатации металлической детали τэксп.р, соответствующее точке пересечения линейной зависимости с линией предельно допустимого порога стандартного отклонения [СО]. Остаточный ресурс Р0 контролируемой металлической детали вычисляют как разность времени эксплуатации до предельно допустимого порога стандартного отклонения и времени эксплуатации контролируемой металлической детали до плановой оценки ее технического состояния Р0эксп.рэксп.ТС. 4 ил., 3 табл.

 

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для прогнозирования остаточного ресурса металлических деталей и элементов конструкций с помощью рентгенографического контроля на этапах их изготовления и эксплуатации в различных областях промышленности и техники, например машиностроении.

Известен способ ускоренных эквивалентных испытаний подшипников, включающий оценку предельного технического состояния подшипников рентгеноструктурным анализом после ускоренных эквивалентных испытаний подшипников на специально разработанном стенде (Санчугов В.И., Мещеряков С.С. Основные проблемы создания средств и методов ускоренных эквивалентных испытаний подшипников. / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т9. №3, 2007. С. 835-841).

Недостатком способа является то, что он не позволяет определить остаточный ресурс подшипников, а направлен на определение фактического ресурса с учетом характера эксплуатационного нагружения, т.е. подшипник испытывается в течение длительного времени до выхода из строя, а затем проводятся контрольные измерения. Такая последовательность действий не предполагает его дальнейшую эксплуатацию.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ оценки остаточного ресурса металлических деталей, эксплуатируемых в условиях усталостного нагружения, основанный на методе рентгеновской дифрактометрии (RU 2215280, опубл. 27.10.2003, кл. G01N 3/00).

Недостатком способа является необходимость определения многих параметров, таких как назначенный ресурс, определяемый на основе значений предела упругости материала, показателя безопасности материала, эксплуатационной скорости изменения остаточных напряжений, проектного действующего на деталь напряжения, проектного ресурса и др., не всегда приводящихся в справочной литературе и требующих специальных методик расчета и затрат времени на их определение.

Техническим результатом является упрощение процедуры определения остаточного ресурса металлических деталей, сокращения количества определяемых параметров, снижения времени оценки остаточного ресурса металлических деталей.

Технический результат достигается в способе оценки остаточного ресурса металлических деталей, включающем выбор контролируемых зон новой и эксплуатируемой металлических деталей на линии пересечения поверхности металлической детали двумя ортогональными плоскостями сечения, определение остаточных напряжений в контролируемых зонах новой и эксплуатируемой металлических деталей со сроком эксплуатации до плановой оценки ее технического состояния методом рентгеновской дифрактометрии, определение стандартного отклонения остаточных напряжений для новой и эксплуатируемой металлических деталей, установление предельно допустимого порога стандартного отклонения как удвоенной величины стандартного отклонения остаточных напряжений на поверхности новой металлической детали, вычисление остаточного ресурса контролируемой металлической детали как разность времени эксплуатации до предельно допустимого порога стандартного отклонения и времени эксплуатации контролируемой металлической детали до плановой оценки ее технического состояния.

Способ оценки остаточного ресурса металлических деталей поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена линейная зависимость изменения стандартного отклонения остаточных напряжений, строящаяся по двум значениям стандартного отклонения, на фиг. 2 отображаются средние остаточные напряжения для каждой контролируемой металлической детали, на фиг. 3 представлены значения среднего стандартного отклонения остаточных напряжений для каждой контролируемой металлической детали, на фиг. 4 изображен график изменения стандартного отклонения остаточных напряжений, построенный на основе полученных данных в результате измерения выборки из шести металлических деталей.

Способ оценки остаточного ресурса металлических деталей осуществляется следующим образом.

Определяют методом рентгеновской дифрактометрии остаточные напряжения в контролируемых зонах новой и эксплуатируемой металлической детали, выбранные на линии пересечения поверхности металлической детали двумя ортогональными плоскостями сечения. Время эксплуатации новой, не эксплуатировавшейся металлической детали τэксп.=0, время эксплуатации эксплуатируемой металлической детали τэксп.ТС, соответствующим регламенту определения технического состояния узла. Определяют стандартное отклонение (СО) остаточных напряжений для новой и эксплуатируемой металлических деталей. Для новой металлической детали стандартному отклонению присваивают значение СО0, а для эксплуатировавшейся металлической детали стандартному отклонению - значение СОэ. Устанавливают предельно допустимый порог стандартного отклонения как удвоенную величину стандартного отклонения 2СО0 остаточных напряжений на поверхности новой металлической детали. По двум характерным значениям стандартного отклонения СО0, соответствующего времени эксплуатации τэксп.=0, и СОэ, соответствующего времени эксплуатации τэксп.ТС, определяют линейную зависимость изменения стандартного отклонения от времени эксплуатации с углом наклона к оси абсцисс α, затем определяют время эксплуатации металлической детали τэксп.р, соответствующее точке пересечения линейной зависимости с линией предельно допустимого порога стандартного отклонения [СО], Остаточный ресурс Р0 контролируемой металлической детали вычисляют как разность времени эксплуатации до предельно допустимого порога стандартного отклонения и времени эксплуатации контролируемой металлической детали до плановой оценки ее технического состояния Р0эксп.рэксп.ТС.

Конкретный пример реализации способа оценки остаточного ресурса металлических деталей.

В качестве металлических деталей использовали подшипники качения.

С использованием портативного рентгеновского дифрактометра «ДРП-РИКОР» проведена оценка остаточного ресурса Р0 шести подшипников качения с разным временем эксплуатации τэксп.

На каждом подшипнике произвольно определили четыре зоны контроля на линии пересечения поверхности наружного кольца подшипника двумя ортогональными плоскостями, что соответствует расположению контролируемых зон по периметру под углом 90° одна относительно другой.

В качестве показателя напряженного состояния в каждой зоне оценены остаточные напряжения в осевом направлении σос.

Результаты определения остаточных напряжений в контролируемых зонах (σос), средних остаточных напряжений по периметру наружного кольца подшипника и стандартного отклонения остаточных напряжений (СО) представлены для новых, не эксплуатировавшихся подшипников №1 и №2 в таблице 1; для подшипников №3 и №4, снятых с вала ротора после эксплуатации в таблице 2; для подшипников, контролируемых непосредственно на валу ротора №5з (заклиненный) и №6 (расположенный рядом с крыльчаткой).

Среднее остаточное напряжение на поверхности внешнего кольца каждого контролируемого подшипника показано на фиг. 2 в виде гистограммы. Стандартное отклонение остаточных напряжений на поверхности внешнего кольца каждого контролируемого подшипника представлено на фиг. 3 в виде гистограммы.

Из гистограммы (фиг. 3) следует, что для новых подшипников разброс остаточных напряжений по периметру внешнего кольца, выражаемый стандартным отклонением, небольшой и составляет для данной статистической выборки исходный уровень СО 25…35 МПа.

В таблице 3 приведены результаты оценки остаточных напряжений подшипников на валу ротора после эксплуатации.

В процессе эксплуатации подшипников, вследствие неравномерного износа, внешнее кольцо претерпевает неравномерную по периметру упругую деформацию, что и отражается в данных для бывших в эксплуатации подшипников №3, №4 и №5з в виде повышения исходного уровня СО. Неравномерность упругой деформации, отразившаяся в превышении исходного уровня СО более чем в два раза, что выше предельно допустимого порога, способна вывести подшипник из строя. В случае с подшипником №5з потеря работоспособности вызвана заклиниванием.

Следует обратить внимание на подшипник №6, который был посажен на один вал ротора с заклиненным подшипником, и у которого исходный уровень стандартного отклонения СО не изменился, что объясняется минимальным рассеянием отклонений номинальных размеров при изготовлении комплектующих, входящих в конструкцию подшипника, влияющих на равномерность посадки подшипника на вал ротора.

Из графика на фиг. 4 следует, что для периода оценки технического состояния подшипников, эксплуатировавшихся в течение времени τэксп.ТС, остаточный ресурс отсутствует, все подшипники требуют замены: подшипник №3 при достижении времени эксплуатации , т.е. на момент контроля технического состояния необходима замена; подшипник №5з при достижении времени эксплуатации , подшипник мог выйти из строя в любой момент на участке между предельно допустимыми стандартными отклонениями и ; подшипник №4 - при достижении времени эксплуатации .

Предлагаемое изобретение позволяет определять остаточный ресурс металлических деталей по результатам оценки технического состояния по одному параметру, которым является стандартное отклонение остаточных напряжений.

Способ оценки остаточного ресурса металлических деталей, включающий определение остаточных напряжений на поверхности металлических деталей методом рентгеновской дифрактометрии в контролируемых зонах поверхности новой не эксплуатировавшейся металлической детали и на поверхности контролируемой металлической детали со сроком эксплуатации до плановой оценки ее технического состояния, отличающийся тем, что контролируемые зоны выбирают на линии пересечения поверхности металлической детали двумя ортогональными плоскостями сечения, определяют остаточные напряжения в контролируемых зонах новой и эксплуатируемой металлической детали, определяют стандартное отклонение остаточных напряжений для новой и эксплуатируемой металлических деталей, устанавливают предельно допустимый порог стандартного отклонения как удвоенную величину стандартного отклонения остаточных напряжений на поверхности новой металлической детали, а остаточный ресурс контролируемой металлической детали вычисляют как разность времени эксплуатации до предельно допустимого порога стандартного отклонения и времени эксплуатации контролируемой металлической детали до плановой оценки ее технического состояния.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области строительства, в частности к испытаниям бетона монолитных вертикальных строительных конструкций методом отрыва со скалыванием.

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к ледовым опытовым бассейнам для проведения испытаний моделей судов и инженерных сооружений, касается вопроса определения прочности льда в ледовом опытовом бассейне.

Изобретение относится к методам испытания металлов, в частности к методам определения толщины наклепанного слоя металлических деталей, и может быть применено в дробеструйной обработке рабочих поверхностей.

Изобретение относится к способам установления возможности термического совмещения различных конструкционных сталей в плакированных изделиях и может найти применение на предприятиях энергетической отрасли, в проектных и научно-исследовательских организациях при проектировании и изготовлении энергетического оборудования.

Изобретение относится к области прогнозирования остаточного ресурса резервуаров и магистральных газопроводов, эксплуатирующихся в условиях Крайнего Севера с применением способов неразрушающего контроля.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для определения характеристик буровой скважины для проведения операции бурения. Заявлены способы и системы для сбора, получения и отображения индекса азимутальной хрупкости буровой скважины.

Изобретение относится к области строительства, в частности к испытанию строительных материалов на прочность при растяжении и сжатии, и может быть использовано для определения параметров деформирования бетона при статическом и динамическом приложении нагрузки.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к области инженерных изысканий, и может быть использовано для определения напряженно-деформированного состояния пород, а именно определения стадии развития деформационных процессов в массиве материала (в горном массиве, грунтов под инженерным сооружением и т.п.).

Изобретение относится к методикам оценки остаточного ресурса металла труб эксплуатируемого магистрального трубопровода. Сущность: осуществляют установление текущего срока эксплуатации трубопроводов, вырезку образцов для проведения циклических испытаний, испытаний образцов на усталость, измерение твердости поверхности металла.

Изобретение относится к методикам оценки ресурса металла трубопроводов, корпусов сосудов и технологических аппаратов, а также их конструктивных элементов - входных и выходных патрубков, штуцеров и пр.

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств и отдельных его узлов и предназначено для оценки остаточного и отработанного ресурса узлов. Способ технической диагностики и оценки остаточного и отработанного ресурса узлов транспортных средств заключается в установке на контролируемый узел тензодатчика, акселерометра, датчиков температуры и акустической эмиссии, подаче сигналов с указанных датчиков на вход нейронной сети, определяющей текущий уровень нагрузки на узел, расчете показателя информационной энтропии и определении остаточного ресурса узла на основании известного показателя информационной энтропии, а также полученных данных об уровне нагрузки на узел. Технический результат изобретения заключается в возможности оценки остаточного ресурса узлов транспортных средств с учетом нагрузок на узел, как текущих, так и в процессе эксплуатации, а также в увеличении надежности результатов диагностики. 3 ил.

Изобретение относится к области физики материального контактного взаимодействия. Технический результат - установление границ поверхностного и внутреннего трещинообразования структурированной и нарушенной материальной среды под возрастающей нагрузкой в естественных условиях и под водой. Отличительной особенностью способа определения давления поверхностного и внутреннего трещинообразования массива структурированной материальной среды является определение таких параметров, как угол внутреннего трения, удельное сцепление, удельный вес для структурированной и нарушенной среды, и дальнейшее использование указанных параметров в аналитически установленных математических зависимостях, устанавливающих границы поверхностного и внутреннего трещинообразования структурированной и нарушенной материальной среды под возрастающей нагрузкой в естественных условиях и под водой. 10 ил.

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам проведения геомеханических испытаний. Способ включает бурение скважины, внедрение в испытываемый грунт лопастей крыльчатки, создание в испытываемом грунте радиальных сжимающих напряжений, постоянных в течение опыта, приложение к лопастям крыльчатки ступенчато-возрастающего крутящего момента, фиксацию максимального крутящего момента, вызывающего предельные сдвиговые касательные окружные напряжения, повторение опыта на аналогичном участке при другом уровне сжимающих радиальных напряжений и определение по парам значений сжимающих и сдвигающих напряжений параметров прочности грунта - угла внутреннего трения и удельного сцепления, причем испытание производится в извлеченном из скважины керне, при этом радиальные сжимающие напряжения создаются путем обжатия боковой поверхности керна, а лопастная крыльчатка внедряется по центру испытываемого керна. Достигается расширение диапазона измеряемых параметров, повышение точности определения и ускорение испытаний. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх