Способ стимуляции психической активности детей с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата (дцп)

Данное изобретение относится к легкой промышленности, конкретно к производству одежды для детей с врожденными пороками головного мозга, нарушением работы анализаторов (органов зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата). Техническим результатом изобретения является расширение арсенала технических средств одежды, которую можно помимо основной функции одежды использовать для развития психологического потенциала и двигательной активности тяжелобольных детей, с учетом физических особенностей и аномалий строения тела детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Также заявленное изобретение позволяет формировать зрительно-практическую ориентировку в окружающем, согласованные движения рук, способствует совершенствованию навыка постурального контроля тела, поддержания интереса и становления привычки осуществлять познавательную активность и развивающее взаимодействие со взрослым в позе сидя. Указанный технический результат достигается за счет того, что способ стимуляции психической активности детей с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), характеризующийся использованием предмета одежды, имеющего рабочую поверхность с закрепленными к ней съемными элементами, отличается тем, что рабочую поверхность статично располагают на одной или двух ногах ребенка в виде манжета-пояса, а на рабочую поверхность в заданной последовательности крепят различные развивающие съемные элементы, стимулирующие сенсорное восприятие и моторную активность, оказывающие воздействие на кожную чувствительность, когнитивную и двигательную сферу; способ стимуляции психической активности осуществляют посредством того, что предоставляют ребенку возможность самостоятельно или по речевой инструкции взрослого откреплять и прикреплять развивающие съемные элементы от/к рабочей поверхности. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Данное изобретение относится к легкой промышленности, конкретно к производству одежды для детей с врожденными пороками головного мозга, нарушением работы анализаторов (органов зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата).

Из уровня техники известен предмет одежды (см. пат. US 5115518, A41D 17/00, 26.05.1992), закрывающий ногу от бедра до голени. Изделие можно носить как сверху одежды, так и под ней. Оно обеспечивает защиту от различных воздействий либо одежду, либо тело человека, т.е. создано с целью предупреждения возможной травматизации. Данное изобретение не может быть использовано для развития психологического потенциала и двигательной активности тяжелобольных детей.

Известны защитные краги (см. пат. US 2006117598 A1, A41D 17/00, 8.06.2006), которые закрывают нижнюю часть ноги водонепроницаемым материалом. Они свободно расположены вокруг ноги и застегиваются посредством липучки velcro. Такое изделие обеспечивает защиту тела человека и одежды от воздействия влаги. Его назначение, конструкторское решение и расположение на ноге не предусматривает и не позволяет оказать развивающий эффект на психическую сферу ребенка.

В уровне техники известны защитные повязки для ног (см. пат. DE 20311715 U1, A61F 13/00, 30.07.2003), создающие необходимое давление на вены. Повязки имеют на концах систему крепления, обеспечивающую ее быстрое и плотное размещение. Данное изделие относится к категории бандажей, обеспечивающих компрессию, и не содержит в себе конструкторских решений, обеспечивающих обучающий эффект и позволяющих развивать психические возможности ребенка.

Наиболее близким решением является учебное пособие в виде перчатки (US 4519781 A, A41D 19/00, G09B 19/02, 28.05.1985) с множеством съемных элементов, которые прикрепляются к ней. Они выполнены в виде определенных символов, таких как буквы, цифры, слова, формы. Данное изобретение сделано в виде иного элемента одежды: перчатка, а не манжет, способ носки изделия не учитывает физические особенности и аномалии строения тела детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (повышение тонуса кистей и пальцев рук), что не позволяет использовать ее для развития психики детей этой категории, само место расположения на руке становится препятствием для развития тактильного восприятия ощущений, полученных с кисти, выполнения координированных действий двумя руками, не позволяет формировать согласованные движения рук, не способствует совершенствованию навыка постурального контроля тела, поддержания интереса и становления привычки познания окружающего в позе сидя.

Задачей изобретения является стимуляция и совершенствование психической активности детей с нарушениями развития, а также устранение недостатков, присущих известным решениям.

Техническим результатом изобретения является расширение арсенала технических средств одежды, которую можно помимо основной функции одежды использовать для развития психологического потенциала и двигательной активности тяжелобольных детей с учетом физических особенностей и аномалий строения тела детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Также заявленное изобретение позволяет развивать кожную чувствительность, зрительное восприятие, практическую ориентировку в окружающем, формировать согласованные движения рук, способствует совершенствованию навыка постурального контроля тела, поддержания интереса и становления привычки познания окружающего в позе сидя. Выполнение самостоятельных двигательных актов с деталями способствует усвоению социальных способов и последовательности действий с предметами, формированию сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления.

Кроме того, техническим результатом устройства является возможность тяжело больному ребенку с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата сразу использовать устройство при принятии положения сидя.

Указанный технический результат достигается за счет того, что заявлен способ стимуляции психической активности детей с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), характеризующийся использованием предмета одежды, имеющего рабочую поверхность с закрепленными к ней съемными элементами, отличающийся тем, что рабочую поверхность статично располагают на поясе ребенка, или на ноге, или на руке, а на рабочую поверхность в заданной последовательности крепят различные развивающие съемные элементы, стимулирующие сенсорное восприятие и моторную активность, оказывающие воздействие на зрительную и кожную чувствительность, когнитивную и двигательную сферу; при этом края игрового поля обрабатывают жесткой нитью, а рабочую поверхность выполняют из эластичного материала; причем предоставляют ребенку возможность самостоятельно или по заданию взрослого откреплять и прикреплять развивающие съемные элементы от/к рабочей поверхности.

Предпочтительно воздействие на зрительное восприятие обеспечивают цветом рабочей игровой поверхности, которую располагают в наиболее удобной для зрительного восприятия ребенка зоне, оснащают яркими развивающими элементами контрастных цветовых сочетаний и с разными размерами, формами и фактурой, что увеличивает продолжительность внимания, восприятия, самостоятельной целенаправленной познавательной и двигательной активности.

Предпочтительно предмет одежды выполняют с возможностью плотного облегания ноги без сдавливания и застегивают с наружной стороны бедра на текстильную застежку velcro.

Предпочтительно предмет одежды выполнен с возможностью плотного облегания двух ног без сдавливания и застегивают с наружной стороны бедра на текстильную застежку velcro.

Предпочтительно рабочую поверхность располагают в зоне, наиболее удобной для концентрации зрительного внимания ребенка: на ноге в области бедра.

Предпочтительно расположение рабочей поверхности выполняют таким образом, что это позволяет ребенку осуществлять познавательную активность и совершать действия с развивающими элементами на рабочей поверхности в позе лежа, полулежа и сидя.

Предпочтительно расположение рабочей поверхности выполняют таким образом, что это позволяет ребенку осуществлять познавательную активность и совершать действия с развивающими элементами двумя руками, отрабатывать точность моторных актов и согласованных движений рук.

Предпочтительно развивающие элементы выполняют в виде различных по цвету, форме, величине и фактуре геометрических форм, символов растительного и животного мира, каждый из которых оснащают текстильной застежкой velcro.

Развивающие элементы крепят к рабочей поверхности посредством разноцветных шнуров или лент, что обеспечивает их безопасное использование ребенком.

Предпочтительно с обратной стороны рабочей поверхности выполняют карман, в котором размещают свободные дополнительные детали, способствующие развитию творческих способностей.

Предпочтительно на рабочей поверхности выполняют дополнительно черный контур.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 показан пример выполнения рабочей поверхности, крепящейся в виде манжета на ноге или обеих ногах в области бедра.

На Фиг. 2 показан пример использования рабочей поверхности, крепящейся на обеих ногах в области бедра.

На Фиг. 3 показан пример закрепления рабочей поверхности на ноге.

На Фиг. 4 показаны примеры произведенной продукции согласно заявленному изобретению (а - вид рабочей поверхности с открепленными развивающими элементами, б - вид рабочей поверхности с закрепленными развивающими элементами).

На Фиг. 5 показан реальный практический пример работы ребенка с элементами рабочей поверхности, закрепленной на ноге ребенка в области бедра.

Осуществление изобретения

Изобретение может быть реализовано с использованием устройства (см. Фиг. 1), которое представляет собой рабочую поверхность 1, представляющую собой, например, белое игровое поле заданного размера 2. Рабочая поверхность 1 имеет с одной стороны ремень 3 с мягкой частью тесьмы velcro 5 и ремень 4 с другой стороны с жесткой частью тесьмы velcro 6. Ремни огибают ногу ребенка (см. Фиг. 5) или обе ноги (см. Фиг. 2) и застегиваются на тесьму velcro. Изделие можно также закрепить вокруг решетки детской кроватки, спинки стула и т.д.

Игровое поле 2 рабочей поверхности содержит дополнительно черный контур 7, который облегчает зрительно-практическую ориентацию, формирует навык работы с пространством листа, подготавливает к освоению шрифта Л. Брайля. По краям игрового поля 2 на шнурах расположены различные элементы 8 разного цвета, формы и размера, которые имеют с одной стороны жесткую часть липучки velcro, а с другой стороны мягкую часть липучки Velcro. Ребенок может как откреплять элементы 8 (см. Фиг. 4(а), так и крепить их к рабочей поверхности 1 (см. Фиг. 4(б)). Размер игрового поля 2 таков, что предоставляет возможность расположить много деталей, а также создавать игровые сюжеты.

Рабочая поверхность 1, расположенная статично на бедре, создает условия для самостоятельной игровой и познавательной активности ребенка в период бодрствования (см. практический пример на Фиг. 5). Оно имеет, например, белое рабочее поле или поверхность, выполненное из мягкой поверхности застежки velcro. Цвет поля повышает качество зрительного восприятия детьми с нарушением работы органов зрения внешних объектов.

Рабочая поверхность 1 может быть выполнена из эластичного материала. Для использования на руке или ноге (см. Фиг. 3) она должна плотно облегать ногу в области бедра, застегиваться с наружной стороны ноги на текстильную застежку velcro 6.

Края игрового поля должны быть обработаны жесткой нитью для того, чтобы ребенок со снижением зрения мог ориентироваться в пространстве рабочей поверхности на ощупь, т.е. использовал и развивал кожную чувствительность, перцептивное восприятие. Различные по форме и размеру развивающие элементы 8 могут быть выполнены из разных по цвету и фактуре текстильных материалов. Фиксация элементов с помощью шнуров обеспечивает возможность их свободного передвижения и безопасного использования ребенком. Отличие развивающих элементов по форме, фактуре, величине позволяет формировать у детей зрительное, тактильное и перцептивное восприятие, практическую ориентировку на основные сенсорные признаки предметов, операции анализа и синтеза. Статичное крепление развивающих элементов на поверхности достигается с помощью текстильной застежки velcro. Возможность крепления элементов на поверхности, а также произвольное изменение их положения позволяет совершенствовать движения рук, обучиться выполнению точных согласованных движений кисти и пальцев рук, зрительному контролю движений рук и результативности действий, увеличить работоспособность, целенаправленность, произвольность действий и поведения, увеличить продолжительность постурального контроля тела в положении сидя, развить творческие способности ребенка. Мобильность развивающих элементов и их статичность, самостоятельное комбинирование ребенком из существующих в изделии развивающих элементов различных узоров и последовательностей, конструирование предметов и изображений способствует более быстрому формированию различных умственных действий и мышления.

Материал, из которого сделано изделие, должен быть такой, чтобы он позволял осуществлять его систематическую санитарную обработку (стирка, химическая чистка, обработка паром), что является необходимым условием при изготовлении изделий для детей.

Способ стимуляции психической активности осуществляют посредством того, что предоставляют ребенку возможность самостоятельно или по речевой инструкции взрослого откреплять и прикреплять развивающие съемные элементы 8 от и к рабочей поверхности соответственно. Систематическое одновременное выполнение ощупывания поверхности детали пальцами руки и зрительная ориентировка в ее свойствах, ориентировка на рабочей поверхности устройства 8 облегчает процесс обучения ребенка новым действиям и способам ориентировки в окружающем, формирует навык сотрудничества со взрослым, является средством стимуляции его психической активности. В ходе развивающего взаимодействия со взрослым, а также во время самостоятельной активности в период бодрствования ребенок должен суметь заменить один элемент на другой, подходящий по своим свойствам и характеристикам к остальным, а не подходящие детали можно укладывать в дополнительный карман на оборотной стороне рабочей поверхности.

Возможность произвольного изменения положения элементов устройства на его рабочей поверхности позволяет длительно удерживать интерес и внимание ребенка, вызвать и поддерживать двигательную активность, накапливать практический опыт развивающего взаимодействия со взрослым и средой в целом.

Таким образом, оно обеспечивает безопасное стимулирующее воздействие на различные психические сферы, а его систематическое использование в течение дня активизирует темп психического развития ребенка. В целом заявленное изобретение может быть эффективно использовано для развития психологического потенциала детей раннего возраста с врожденными пороками головного мозга, нарушением работы анализаторов (органов зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата).

Технический результат - возможность тяжело больному ребенку с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата сразу использовать устройство при принятии положения сидя, а также возможность находиться устройству в постоянной доступности для рук ребенка как в движении, так и в положении сидя обеспечивается благодаря расположению и стабильной фиксации опорной поверхности с открепляющимися элементами в области бедра. Стабильная фиксация и возможность носить устройство постоянно в активное время дня, не снимая во время питания, активных движений или игр, обеспечивается тем, что рабочая поверхность выполнена из текстильной застежки Velcro.

Устройство благодаря возможности расположения в области бедра находится в постоянной доступности для рук ребенка как в движении, так и в положении сидя, что в свою очередь способствует усвоению социальных способов и последовательности действий с предметами, формированию сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления.

1. Способ стимуляции психической активности детей с заболеваниями нервной системы, органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), характеризующийся использованием предмета одежды, имеющего рабочую поверхность с закрепленными к ней съемными элементами, отличающийся тем, что рабочую поверхность статично располагают на поясе ребенка, или на ноге, или на руке, а на рабочую поверхность в заданной последовательности крепят различные развивающие съемные элементы, стимулирующие сенсорное восприятие и моторную активность, оказывающие воздействие на зрительную и кожную чувствительность, когнитивную и двигательную сферу; при этом края игрового поля обрабатывают жесткой нитью, а рабочую поверхность выполняют из эластичного материала; причем предоставляют ребенку возможность самостоятельно или по заданию взрослого откреплять и прикреплять развивающие съемные элементы от/к рабочей поверхности.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что воздействие на зрительное восприятие обеспечивают цветом рабочей игровой поверхности, которую располагают в наиболее удобной для зрительного восприятия ребенка зоне, оснащают яркими развивающими элементами контрастных цветовых сочетаний и с разными размерами, формами, величинами и фактурой, что увеличивает продолжительность внимания, восприятия, самостоятельной целенаправленной познавательной и двигательной активности.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предмет одежды выполняют с возможностью плотного облегания ноги без сдавливания и застегивают с наружной стороны бедра на текстильную застежку velcro.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предмет одежды выполнен с возможностью плотного облегания руки без сдавливания и застегивают с наружной стороны плеча на текстильную застежку velcro.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что предмет одежды выполнен с возможностью плотного облегания пояса без сдавливания и застегивают с наружной стороны на текстильную застежку velcro.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что рабочую поверхность располагают в зоне, наиболее удобной для концентрации зрительного внимания ребенка.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что расположение рабочей поверхности выполняют таким образом, что это позволяет ребенку осуществлять познавательную активность и совершать действия с развивающими элементами на рабочей поверхности в позе сидя.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что расположение рабочей поверхности выполняют таким образом, что это позволяет ребенку осуществлять познавательную активность и совершать действия с развивающими элементами двумя руками, отрабатывать точность моторных актов и согласованных движений рук.

9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что развивающие элементы выполняют в виде различных по цвету, форме, величине и фактуре геометрических форм, символов растительного и животного мира, каждый из которых оснащают текстильной застежкой velcro.

10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что развивающие элементы крепят к рабочей поверхности посредством разноцветных шнуров или лент, что обеспечивает их безопасное использование ребенком.

11. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с обратной стороны рабочей поверхности выполняют карман, в котором размещают свободные дополнительные детали, способствующие развитию творческих способностей.

12. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на рабочей поверхности выполняют дополнительно черный контур.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к спортивной обуви и защитному оборудованию и может быть использовано в тех видах спортивных единоборств, где используются удары ногами, например кикбоксинг, карате и др.
Наверх