Изолирующее фланцевое соединение

Изобретение относится к трубопроводным соединительным устройствам и предназначено для секционирования и разделения на электроизолированные участки трубопроводов с различными номинальными диаметрами и рабочим давлением до 10 МПа включительно. Изолирующее фланцевое соединение (ИФС) содержит электроизолирующую прокладку, зафиксированную между фланцами посредством шпилек или болтов и выступами электроизолирующих втулок, с обеих сторон которых установлены электроизолирующие и металлические шайбы, на шпильки навинчены гайки. Присоединительные поверхности фланцев имеют проточенную канавку под прокладку овального сечения, а перед сборкой ИФС и затяжкой гаек электроизолирующие втулки своими выступами устанавливаются с обеих сторон к электроизолирующей прокладке. Изобретение направлено на повышение надежности изолирующего фланцевого соединения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводным соединительным устройствам и предназначено для секционирования и разделения на электроизолированные участки магистральных, промысловых, технологических, внутриобъектовых и других трубопроводов с номинальным диаметром от 50 до 600 мм и рабочим давлением до 10 МПа включительно.

Изолирующее фланцевое соединение (ИФС) может устанавливаться:

- в системах электрохимической защиты трубопроводов;

- на трубопроводах вблизи объектов, которые могут являться источниками блуждающих токов (трамвайные депо, силовые подстанции, ремонтные базы и т.п.);

- на трубопроводах - отводах от основной магистрали;

- для электрического разъединения изолированного трубопровода от неизолированных заземленных сооружений (газоперекачивающие, нефтеперекачивающие, компрессорные или водонасосные станции, промысловые коммуникации, артскважины, резервуары и др.);

- при соединении трубопроводов, изготовленных из различных металлов;

- для электрического разъединения трубопроводов от взрывоопасных подземных сооружений предприятий;

- на выходе трубопровода с территории поставщика и входе на территорию потребителя;

- на вводе тепловой сети к объектам, которые могут являться источниками блуждающих токов;

- на участках вводов и выводов ГРП (газораспределительные пункты) и ГРС (газораспределительные станции);

- для электрического отсоединения трубопроводов от подземных сооружений предприятий, на которых защита не предусматривается или запрещена ввиду взрывоопасности;

- в качестве электроизолирующих разъемных соединений (ЭИРС) в судостроении;

- в пневматических и гидравлических системах автоматического управления на железнодорожном транспорте;

- в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на трубопроводах горячего и холодного водоснабжения, артезианских скважинах;

- в других отраслях промышленности.

Известно фланцевое соединение на высокое давление с диэлектрическим разъемом трубопровода, повышающее стойкость к наружной коррозии и герметичность при высоких давлениях, содержащее фланцевую пару, соединенную между собой диэлектрической прокладкой и удлиненную с обеих сторон при помощи сварки стальными патрубками, во внутренней части которой установлена диэлектрическая трубка, создающая герметичность и электрический разъем по внутренней поверхности трубопровода, при этом диэлектрическая трубка по концам плотно прижата к внутренней поверхности фланцев с приварными патрубками с помощью сварки двумя металлическими наконечниками, причем длина диэлектрической трубки больше диаметра трубопровода, а стальные шпильки с гайками электрически изолированы от стальных фланцев с помощью диэлектрических вставок /1/.

Недостатком известного соединения является то, что оно при номинальных проходах DN≥50 не способно выдерживать давление свыше 6,3 МПа в условиях одновременного действия изгибающего и крутящего моментов и не учтенных факторов при эксплуатации ИФС, а именно скачков внутреннего давления (гидроудары) до 2,2 PN в течение расчетного срока службы (требования ПАО «Газпром» до 30 лет включительно), а также испытание на электрическую прочность переменным током напряжением 5000 В с частотой 50 Гц в течение не менее 1 мин (требование ПАО «Газпром»).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является электроизолирующее фланцевое соединение, содержащее диэлектрическую прокладку, зафиксированную между торцевыми фланцами трубопроводов посредством болтовых (шпилечных) пар с расположенными на них электроизолирующими элементами, образованными путем многослойной намотки ленты пористого политетрафторэтилена на болты (шпильки), которые размещены в отверстиях фланцев фланцевого соединения, а со стороны головок болтов и гаечного окончания предварительно установлены металлические и электроизолирующие из текстолита шайбы /2/.

Однако данное электроизолирующее фланцевое соединение не может использоваться в трубопроводах на высокое давление, где дополнительно действуют знакопеременные крутящиеся и изгибающиеся моменты и скачки внутреннего давления (гидроудары) до 2,2 PN в течение расчетного срока службы (требования ПАО «Газпром» до 30 лет включительно), а также не способно выдерживать испытание на электрическую прочность переменным током напряжением 5000 В с частотой 50 Гц в течение не менее 1 мин (требование ПАО «Газпром»).

Цель изобретения - расширение области применения по различным объектам при различных условных проходах и номинальных давлений и повышение надежности ИФС.

Поставленная цель достигается тем (см. фиг. 1), что ИФС содержит новую по конфигурации электроизолирующую прокладку 2, зафиксированную между фланцами 1 посредством шпилек (болтов) 6, с обеих сторон которых установлены металлические шайбы 5,электроизолирующие шайбы 4, примыкающие к фланцам, электроизолирующие втулки 3 и гайки 7, причем присоединительные поверхности фланцев 1 имеют проточенную канавку под прокладку овального (см. фиг. 2) сечения.

Сущность изобретения состоит в следующем. Для любых ИФС важной особенностью является их сборка и усилия затяжки гаек при их сборке. При затяжки гайки на ключе появляется крутящий момент трения:

где Мр - момент трения в резьбе, Н·м;

Мт - момент трения гайки и шайбы, Н⋅м.

Момент трения в резьбе (гайки и шпильки) определяется по зависимости:

где F - осевое усилие, действующее в шпильке при затяжке гайки (сила, действующая на прокладку), Н;

dcp - средний диаметр резьбы гайки (шпильки), мм;

р - шаг резьбы, мм;

α - угол профиля резьбы;

- коэффициент трения материала гайки о материал шпильки (=0,37, если сборка ИФС производится без смазки крепежа; =0,26 - при использовании смазки) /3/.

Т.к. угол α для метрической резьбы постоянен, то =1,15ƒ.

Преобразуем зависимость (2) с учетом, что сборка ИФС производится без смазки резьбы:

Момент трения гайки и шайбы определяется по зависимости:

где r - средний радиус упорного пояска гайки, мм;

- коэффициент трения материала гайки о материал шайбы (для сталей без смазки =0,37) /3/.

Осевое усилие, действующее в шпильке при затяжке гайки, находится из условия:

где F - сила, необходимая для обжатия прокладки, Н;

F1 - сила, обеспечивающая герметичность ИФС при номинальном (рабочем) давлении, Н;

F2 - сила, обеспечивающая герметичность ИФС при гидравлических испытаниях, Н;

FPN - сила, действующая на шпильку при номинальном (рабочем) давлении, Н;

Fги - сила, действующая на шпильку при гидравлических испытаниях, Н.

Сила, необходимая для обжатия прокладки, определяется следующим выражением:

где n - количество шпилек ИФС;

Dпp - средний диаметр прокладки, мм:

Dн - наружный диаметр прокладки, мм;

Dв - внутренний диаметр прокладки, мм;

b0 - эквивалентная эффективная ширина прокладки, мм;

g0 - удельное давление на прокладку при обжатии, Н/мм.

Средний диаметр Dпp для профильных (овальных) сечений определяется по таблицам в /3/.

Сила, обеспечивающая герметичность ИФС при номинальном (рабочем) давлении, вычисляется по зависимости:

где m - прокладочный коэффициент;

PN - номинальное (рабочее) давление, Н/мм2.

Сила, обеспечивающая герметичность ИФС при гидравлических испытаниях, определяется зависимостью:

где Рги - давление при гидравлических испытаниях, Н/мм2.

Сила, действующая на шпильку при номинальном (рабочем) давлении, вычисляется по формуле:

Сила, действующая на шпильку при давлении гидравлических испытаний, вычисляется по формуле:

Указания по определению эквивалентной эффективной ширины прокладки b0, значения прокладочного коэффициента m, удельного давления на прокладку при обжатии g0 в зависимости от характеристик прокладок и использования рабочей среды в ИФС приведены в /3/.

Величина крутящего момента ИФС (статическая прочность ИФС на кручение) может быть выражена при помощи следующего уравнения:

где Мкр - величина статического момента до начала проскальзывания фланцев относительно прокладки, Н⋅мм;

- коэффициент трения фланца о прокладку;

FΣ - суммарная сила сжатия прокладки (на одну шпильку), Н;

D2(9) - диаметр уплотнительной поверхности фланца, мм;

d1 - внутренний диаметр фланца, мм;

z - коэффициент распределения нагрузки.

Коэффициент распределения нагрузки z учитывает неравномерность прижима от высокого значения около шпильки (болта) до низкого в центре расстояния между шпильками (болтами) и зависит от жесткости фланцев и расстояния (хорды) между шпильками (болтами). Для стальных фланцев, приварных встык, различия в усилии зажима по окружности будут незначительны, т.к. используется одно значение момента затяжки гаек ИФС Мк, поэтому принимаем z=1,0.

В зависимости (13) не учитывается площадь шпилек (болтов), т.к. это оказывает незначительное влияние на общую прочность при кручении.

Суммарная сила сжатия на прокладку в расчете на одну шпильку с учетом ослабляющего действия на прочность ИФС рабочего давления определяется по зависимости:

При действии внутреннего давления PN на ИФС при эксплуатации действуют осевая растягивающая сила FΣ и изгибающий момент Мизг. Тогда при определении усилий затяжки гаек следует вместо давления PN использовать приведенное давление Рпр:

С учетом (15), определим силу, действующую на шпильку при совместном действии рабочего давления PN и изгибающего момента Мизг:

Аналогично, с учетом (15), определим силу, действующую на шпильку, для обеспечения герметичности ИФС:

С учетом добавочных воздействий сил изгибающих моментов, действующих при эксплуатации ИФС на магистралях, уточним осевое усилие, действующее на шпильку:

На практике часто возникает вопрос: выдержат ли электроизолирующие прокладка и втулки совместное действие внутреннего давления, знакопеременных крутящего и изгибающего моментов и не учтенных факторов при эксплуатации ИФС, а именно скачков внутреннего давления (гидроудары) до 2,2PN? Это обстоятельство часто приводит к разрушению электроизолирующих прокладки и втулок, т.е. к нарушению герметичности и изоляционных свойств ИФС.

При использовании электроизолирующих прокладок и втулок из рафлона (используется при изготовлении рафлона нанотехнология) или других современных композиционных материалов и особенности сборки требование по прочности ИФС значительно повышается.

На чертеже (фиг. 1) приведена конструкция ИФС. Изолирующее фланцевое соединение содержит два фланца 1, электроизолирующую прокладку 2, 2n диэлектрических втулок 3, 2n шайб плоских электроизолирующих 4, 2n шайб плоских стальных, n шпилек 6 и 2n гаек.

Отличительная особенность заявляемого ИФС состоит в том, что в нем присоединительные поверхности торцевых фланцев 1 имеют проточенную канавку под прокладку овального (см. фиг. 2) сечения 2. Сами прокладки представляют цельнолитую (цельнопрессованную) конструкцию и могут изготавливаться из электроизолирующего материала, например из рафлона или других современных материалов. Их внешний диаметр равен внешнему диаметру фланца 1.

Использование при сборке электроизолирующих втулок 3 из рафлона или других современных композиционных материалов (см. фиг. 3) существенно повышает прочностные характеристики ИФС на величину вращающего момента по зависимости (13) и изгибающего момента (15) с учетом повышения прочности по зависимости (19). Причем электроизолирующие втулки 3 своими выступами при сборке устанавливаются с обеих сторон к электроизолирующей прокладке 2. После затяжки шпилек 6 гайками 7 по усилиям Fmax, рассчитанным по приведенным выше зависимостям, электроизолирующая прокладка 2 будет зажата не только фланцами 1, но и электроизолирующими втулками 3, что обеспечивает их применение в различных областях на весь диапазон условных проходов и номинальных давлений с учетом совместного действия внутреннего давления, знакопеременных крутящего и изгибающего моментов и не учтенных факторов при эксплуатации ИФС, а именно скачков внутреннего давления (гидроудары) до 2,2PN в течение всего расчетного срока службы.

Источники информации

1. Патент Российской Федерации №2162981, от 25.01.1999, МПК: F16L 25/00.

2. Патент Российской Федерации №2357146 от 09.01.2008, МПК: F16L 25/02.

3. РД ЭО 0198-2000. Техническое обслуживание и ремонт систем и оборудования АС. Сборка фланцевых соединений. Общие технические требования.

1. Изолирующее фланцевое соединение, содержащее диэлектрическую прокладку, зафиксированную между фланцами трубопроводов посредством болтовых пар или шпилек размещенных в отверстиях фланцев, при этом на концах болтов или шпилек предварительно установлены металлические и электроизолирующие шайбы, причем последние примыкают к фланцам, а на резьбы болтов или шпилек навинчены гайки, отличающееся тем, что на болты или шпильки фланцевого соединения установлены электроизолирующие втулки с выступами, причем они своими выступами с обеих сторон примыкают к диэлектрической прокладке, а торцевые фланцы имеют соединительный выступ, на поверхности которого проточена канавка под прокладку овального сечения.

2. Изолирующее фланцевое соединение по п. 1, отличающееся тем, что электроизолирующая прокладка состоит из опорного плоского диска, на поверхности которого по диаметру проточенной канавки фланцев имеются двухсторонние выступы по конструкции в виде овала.

3. Изолирующее фланцевое соединение по п. 2, отличающееся тем, что электроизолирующая прокладка выполнена в виде цельной конструкции из диэлектрического материала, внешний диаметр которой совпадает с внешним диаметром торцевых фланцев, и на ней проточены отверстия под болты или шпильки.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к скважинным электромагнитным телеметрическим системам и способам нанесения изолирующих покрытий на элементы узлов электромагнитных телеметрических антенн.

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры. В электроизолирующей вставке, содержащей входной и выходной патрубки, диэлектрическое кольцевое уплотнение и наружную силовую муфту, к входному патрубку приварен упор, а к выходному - втулка с конусной внешней поверхностью и сферическим торцом, уплотнение расположено между указанными упором и втулкой и выполнено в виде упругого кольца, L-образной обоймы, расположенной на нерабочих сторонах кольца, и тарельчатой пружины, прижимающей через обойму кольцо к сферическому торцу втулки, муфта приварена к упору и ее внутренняя поверхность сопряжена с внешней поверхностью упора по цилиндрической поверхности, а со втулкой - по конусной поверхности, при этом на втулку нанесено электроизолирующее покрытие.

Изобретение относится к области защиты трубопроводов от коррозии протекторными или катодными методами. Техническим результатом является расширение технологических возможностей.

Изобретение относится к устройствам для защиты от коррозии. .

Изобретение относится к трубопроводным соединениям. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования при сооружении трубопроводов из гладких труб. .

Изобретение относится к системе электрической изоляции для линейного элемента, образующего часть жидкостной системы, подверженной рискам возможных внешних электрических разрядов, например, топливной системы самолета, использующей изоляционную вставку между двумя частями упомянутого линейного элемента.

Изобретение относится к устройствам для защиты от коррозии и может быть использовано, в частности, для защиты газопроводов, нефтепроводов и систем водо- и теплоснабжения от коррозии.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. .

Изобретение относится к соединениям труб. .

Изобретение относится к механически несущему и электрически изолирующему механическому соединению (1) удлиненного полого тела (3), состоящего из электрически проводящего материала и проходящего вдоль оси (А), в частности полого цилиндра, с соединительным элементом (5), состоящим из электрически проводящего материала и проходящим вдоль оси. На одном осевом конце удлиненного полого тела (3) образованная на нем, проходящая вокруг оси, первая резьба (7) механически несет образованную на соединительном элементе (5), проходящую вокруг оси, вторую резьбу (9), дополнительно механически несет фиксированный между первой и второй резьбой (7, 9) участок (11) изоляционного материала и электрически изолирует полое тело (3) от соединительного элемента (5). Изобретение обеспечивает создание механического соединения, выдерживающего большие нагрузки, сохраняя изоляционные свойства соединения. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано при испытаниях объекта и его элементов на одновременное комплексное воздействие высокотемпературных нагрузок в условиях полной защиты испытательного оборудования. Электротеплоизолирующая соединительная вставка состоит из входного и выходного фланцев с присоединительными резьбами на противоположных концах и полого электроизолирующего элемента в виде диэлектрической цилиндрической втулки, укрепленной между фланцами. Между втулкой и фланцами установлены две высокотемпературные прокладки, зажатые с помощью шпилек и гаек полукольцами, упирающимися в буртики керамической втулки. Между полукольцами установлены склеенные между собой два полукольца из кирпича керамического. Все зажимающие металлические элементы выполнены с коэффициентом линейного расширения, равным коэффициенту линейного расширения материала диэлектрической втулки. Изобретение обеспечивает одновременный подвод к объекту испытаний необходимого объема воздуха с заданными параметрами и защиту оборудования от находящихся под напряжением частей трубопроводов. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к способу и устройству для снижения интенсивности электрического разряда, который возникает в системе транспортировки текучей среды в аэрокосмическом аппарате. Система транспортировки текучей среды в аэрокосмическом аппарате изготовлена из материалов, выбранных таким образом, чтобы система транспортировки текучей среды имела электрическую часть. Интенсивность электрического разряда, который возникает в системе транспортировки текучей среды во время управления аэрокосмическим аппаратом, снижается до допустимых пределов за счет конфигурации электрической части системы транспортировки текучей среды. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх