Водоотливная система судна

Изобретение относится к судовому оборудованию, а именно к системам для удаления воды из корпуса судна. Водоотливная система судна состоит из насоса, магистрального трубопровода, отростков, концевой, бортовой, днищевой и путевой арматуры. В носовой части судна ниже ватерлинии смонтированы сопла, которые направлены на правый и левый борта. Сопла снабжены запорными клапанами и приводами. Приводы всех клапанов выполнены с возможностью управления дистанционно из ходовой рубки судна. Достигается возможность активного управления, которая создает управляющее силовое воздействие на судно, даже если оно не имеет хода. 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам для удаления воды из корпуса судна.

Известны трюмные системы [1, 2, 3], представляющие собой совокупность механизмов, аппаратов, приборов и устройств для удаления воды из корпуса судна. Периодическое удаление за борт воды, скапливающейся в трюмах судна в процессе его эксплуатации из-за неплотностей в трубопроводах, арматуре и вследствие конденсации водяных паров, мытья настилов выполняется осушительной системой. Для удаления больших масс воды, поступившей внутрь корпуса при аварийных повреждениях судна или при тушении пожара, в составе трюмных систем имеется водоотливная судовая система.

Известны подруливающие устройства [4], расположенные в оконечностях судна. Они предназначены для повышения управляемости судна на стесненных акваториях, при швартовке и при движении по ледовому каналу. Подруливающие устройства должны работать при волнении и на мелководье, управляться дистанционно, не вызывать вибрации и быть защищенными от повреждений плавающими предметами. Они также должны работать надежно и отличаться по возможности простотой конструкции, монтажа и ремонта. Подруливающие устройства относятся к активным средствам управления, которые создают управляющее силовое воздействие на судно на малых скоростях и когда оно не имеет хода.

Известные трюмные системы судов и подруливающие устройства способны выполнять только одну из указанных выше функций. В то же время каждое подруливающее устройство и каждая водоотливная система обладают своей массой, уменьшающей грузоподъемность судна при том же его водоизмещении.

Целью изобретения является наделение водоотливной системы судна дополнительной функцией, функцией активного управления, которая создаст управляющее силовое воздействие на судно, даже если оно не имеет хода.

Техническим результатом является уменьшение общей массы систем и устройств, увеличение за счет этого грузоподъемности судна, а также сокращение материалоемкости и трудоемкости его постройки. Результат достигается за счет применения в качестве подруливающего устройства водоотливной системы, снабженной соплами и дополнительными клапанами.

Схема, иллюстрирующая водоотливную систему судна, представлена на чертеже.

Водоотливная система состоит из установленного обычно в машинном отделении (МО) центробежного насоса 1, магистрального трубопровода 2, расположенных в каждом непроницаемом отсеке (например, отсек А) отростков 3 от него. На концах отростков 3 установлены невозвратные клапаны 4. В состав водоотливной системы также входит отливной невозвратно-запорный бортовой клапан 5 с приводом, днищевой запорный клапан 6 с приводом, перемычка и запорный клапан 7 с приводом, отсекающий запорный клапан 8 с приводом. Дополнительно в носовой части корпуса судна ниже ватерлинии смонтированы сопла 9 и 10, направленные на правый и левый борт. На трубах, подходящих к соплам 9 и 10, установлены запорные клапаны 11 и 12 с приводами. Приводы клапанов 5, 6, 7, 8, 11, 12 управляются дистанционно из ходовой рубки судна.

Водоотливная система работает в двух режимах: в режиме системы как таковой и в режиме подруливающего устройства. В режиме водоотливная система работает на удаление аварийной воды, поступившей внутрь корпуса судна. В этом режиме работы отсекающий клапан 8 нормально открыт, днищевой клапан 6 и клапан 7 на перемычке, клапаны 11 и 12 нормально закрыты. Давлением аварийной воды, поступившей внутрь отсека корпуса (например, отсек А), открываются невозвратные клапаны 4 на отростках 3 и магистраль 2 заполняется водой. Включается насос 1, который через бортовой клапан 5 удаляет аварийную воду за борт из поврежденного отсека.

При наладке водоотливной системы для работы в режиме подруливающего устройства днищевой клапан 6 и клапан 7 на перемычке открываются. Бортовой клапан 5 закрывается, клапан 11 и клапан 12 закрыты. Насос 1 через днищевой клапан 6 забирает забортную воду и направляет ее по перемычке с открытым клапаном 7 в магистраль 2 и через открытый отсекающий клапан 8 работает сам на себя. Для получения управляющего силового воздействия, чтобы разворачивать судно, закрывается отсекающий клапан 8 и одновременно открывается клапан 11 или 12, соответственно, из сопла 9 или 10 под давлением истекает вода, которая создает упор на левый или на правый борт. Невозвратные клапаны 4 не позволяют воде из магистрали 2 и отростков 3 попасть в отсеки.

Таким образом, водоотливная система судна выполняет дополнительную функцию активного управления, которая создает управляющее силовое воздействие на судно, даже если оно не имеет хода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А.В. Судовые системы. - Л.: Судпрогиз, 1962.

2. Епифанов Б.С. Судовые системы. - Л.: Судостроение, 1980.

3. Хордас Г.С. Расчеты общесудовых систем: Справочник. - Л.: Судостроение, 1983.

4. Судовые устройства: Справочник / Под ред. М.Н. Александрова - Л.: Судостроение, 1987.

Водоотливная система судна, состоящая из насоса, магистрального трубопровода, отростков, концевой, бортовой, днищевой и путевой арматуры, отличающаяся тем, что она снабжена соплами с запорными клапанами и приводами, смонтироваными в носовой части корпуса судна ниже ватерлинии и направленными на правый и левый борт, при этом приводы клапанов выполнены с возможностью управления дистанционно из ходовой рубки судна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области получения и подготовки образцов проб балластной воды, а именно к способу и устройству для отбора воды и балластных емкостей теплоходов и судов типа «река-море» с целью проведения бактериологических исследований.

Изобретение относится к системе активной и пассивной стабилизации судна, такого как корабли, суда для работ на мелководье, буровые вышки, баржи, платформы и подъемные краны, работающие на море.

Изобретение относится к способу и устройству для обеззараживания воды с целью уменьшения количества водных организмов, присутствующих в некотором объеме воды, и может быть использовано для обеззараживания перевозимой судами воды, содержащейся в балластной цистерне судна.

Изобретение относится к обеззараживанию балластной воды судов путем уничтожения находящихся в воде водных организмов. .

Изобретение относится к балластной системе надводных и малых подводных судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских плавучих средств, имеющих группу балластных цистерн и предназначенных для транспортировки грузов на палубе.

Изобретение относится к устройствам обеспечения плавучести на воде секционированных транспортных средств, выполненных с возможностью транспортировки различных грузов по суше и воде и служит для откачки воды из отсеков корпуса, в том числе в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам, обеспечивающим замену балластной воды в балластных цистернах на судне. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов, техники, оборудования и/или пассажиров. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для устранения сопротивления движению судна подводных выпусков отработанной забортной воды.

Изобретение относится к судовому оборудованию, а именно к системам для удаления воды из корпуса судна. Водоотливная система судна состоит из насоса, магистрального трубопровода, отростков, концевой, бортовой, днищевой и путевой арматуры. В носовой части судна ниже ватерлинии смонтированы сопла, которые направлены на правый и левый борта. Сопла снабжены запорными клапанами и приводами. Приводы всех клапанов выполнены с возможностью управления дистанционно из ходовой рубки судна. Достигается возможность активного управления, которая создает управляющее силовое воздействие на судно, даже если оно не имеет хода. 1 ил.

Наверх