Способ испытаний по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топливной смеси в тепловых двс

Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к способам исследовательских испытаний двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топлива. Способ включает проведение сравнительных испытаний на моторном стенде двигателя на заданном скоростном и нагрузочном режиме работы при питании двигателя углеводородным топливом и при введении в топливную смесь промотора, например водорода, в количестве 3÷6% по массе от углеводородного топлива. Затем рассчитывают величину определяемого по результатам измерений расхода топлива и промотора и их теплотворных способностей безразмерного коэффициента, представляющего отношение количества тепла, подведенного с топливом и добавкой промотора, к количеству тепла, подведенному только с углеводородным топливом, и при его значении меньше единицы делают вывод о невысоком уровне совершенства процессов подготовки и сгорания смеси. Техническим результатом является вывод о возможности выполнения доводочных работ на выявленных режимах работы по улучшению показателей рабочего процесса двигателя в части совершенствования процессов подготовки и сгорания топливной смеси. 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к способам исследовательских испытаний двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топливной смеси.

Современные способы и соответствующие им подходы, а также устройства для оценки в целом совершенства (качества) и доводки рабочего процесса ДВС основаны на методе стендовых исследовательских испытаний путем снятия различных характеристик: регулировочных, нагрузочных, скоростных и т.д. и последующем сравнении полученных результатов с теоретическими или достигнутыми в настоящее время (Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» / Д.Н. Вырубов, Н.А. Иващенко, В.И. Ивин и др.; под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983. - С. 258; ГОСТ-14846-81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. - М.: Изд-во стандартов, 1984. - 55 с.).

Недостатком данного метода является длительность, высокая стоимость доводки, связанные с необходимостью наличия экспериментальной базы и получения большого объема экспериментальной информации для ее анализа, а также с отсутствием объективных критериев о возможности и резервах получения более высоких показателей данной конкретной конструкции ДВС, что может привести, в том числе, и к неправомерному отказу от дальнейшей доводки двигателя или отказу от уже разработанной более эффективной конструкции.

Известны также способы и устройства системы контроля и управления процессами воспламенения и сгорания топлива, основанные на применении эффектов, связанных с возникновением и измерением ионного тока (Способ контроля и управления сгорания топлива в ДВС и ионизационный датчик для его осуществления / Шайкин А.П., Русаков М.М., Егоров А.Г. и др.: пат. 2309334 РФ №2006100267/06; заявл. 10.01.2006, опубл. 27.10.2007. Бюл. №30). Однако данные системы ориентированы на контроль и управление протеканием процессов и не позволяют оценить возможности совершенствования процессов подготовки и сгорания топливной смеси, т.е. повышения полноты сгорания топлива.

Наиболее совершенным способом оценки эффективности ДВС является индицирование ДВС, т.е. экспериментальное получение индикаторных диаграмм и их последующий анализ, позволяющий в полном объеме наиболее точно оценить совершенство рабочего процесса двигателя по всем показателям (Райков И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1975. С. 276-296; Стефановский Б.С. Испытания двигателей внутреннего сгорания / Б.С. Стефановский, Е.А. Скобцев, Е.К. Корси [и др.] - М.: Машиностроение, 1972. - 368 с.).

Однако данный способ также обладает рядом недостатков. В частности, для его осуществления необходимы специальное дорогостоящее оборудование (индикаторы, преобразователи и регистраторы), сложная методика вторичной обработки вследствие наличия существенного влияния на результат малых погрешностей измерения.

Кроме того, полученные результаты свидетельствуют об уровне совершенства рабочего процесса, например, по величине индикаторного или эффективного КПД, но не дают информации о потенциальных возможностях его улучшения в конкретных условиях, т.е. возможности, а следовательно, и целесообразности проведения дальнейших доводочных работ но улучшению достигнутых показателей. Это связано с отсутствием объективных показателей, позволяющих определить предел совершенства данной реальной конструкции, и ориентацией на теоретические, которые являются идеальными и не достижимы в практике (термодинамические КПД цикла).

Целью данного изобретения является оценка возможности улучшения экономических и токсических показателей тепловых двигателей с искровым зажиганием, т.е. целесообразности и эффективности проведения доработок конструкции системы впуска двигателя и камеры сгорания с целью улучшения его показателей.

Цель достигается тем, что в топливную смесь добавляют промотор и после восстановления исходного скоростного и нагрузочного режима работы двигателя при поддержании постоянного значения коэффициента избытка воздуха, определяют расход топлива Gб, после чего выполняют расчет по формуле:

,

где β - безразмерный коэффициент, характеризующий процесс сгорания топливной смеси, Gб - измеренный расход топлива при добавке промотора, Н - расход промотора в кг/ч, k - коэффициент, определяемый отношением низшей теплотворной способности промотора НиH к низшей теплотворной способности углеводородного топлива Ниб, Gб0 - расход топлива без добавок промотора на данном режиме работы в кг/ч, и в случае β<1,0 делают вывод о недостаточном уровне совершенства процесса сгорания и возможности улучшения показателей двигателя.

Добавка промотора горения, например, в случае применения водорода в количестве (3÷6)% от массы углеводородного топлива, осуществляется во впускную трубу ДВС. Режим работы двигателя выбирают произвольно из возможных по условиям работоспособности. Значение коэффициента избытка воздуха α при работе двигателя на углеводородном топливе и с добавкой промотора поддерживают одинаковым и принимают в диапазоне α=0,9÷1,2 [6].

На чертеже приведена схема экспериментальной установки, поясняющая способ испытаний по оценке возможности улучшения экономических и токсических показателей тепловых ДВС.

Экспериментальная установка содержит источник водорода (баллон) 1, редуктор 2, расходомер водорода 3, дозатор водорода 4, испытуемый ДВС и тормозное устройство (ТУ).

Работа установки осуществляется следующим образом. После прогрева и установления заданного скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя производится регистрация расхода топлива Gб, расхода воздуха Gв, необходимого для контроля величины коэффициента избытка воздуха. Затем посредством дозатора во впускную трубу подается промотор горения (например, водород в количестве 3÷6% от массы углеводородного топлива). При этом происходит изменение частоты вращения вала. Зафиксировав расход водорода, восстанавливают исходный скоростной и нагрузочный режим путем снижения расхода топлива (бензина). Регистрируют величины расхода топлива Gб, промотора (водорода в качестве примера) GH и воздуха Gв.

По полученным результатам измерений рассчитывают коэффициент избытка воздуха по формулам:

и

где α - коэффициент избытка воздуха, Gв - расхода воздуха, Gб0 - расход топлива (бензина) без добавок промотора, GH - расход промотора, l и l0H стехиометрические соотношения, соответственно, бензина и промотора при горении в воздухе и сравнивают полученные значения. При их разнице, определяемой погрешностями измерений, не более (3÷5)% производят вычисление параметра β. Результат вычисления β, меньший единицы, показывает, что имеет место промотирование горения и, следовательно, возможность дальнейшей доводки рабочего процесса в части процессов подготовки и сгорания топливной смеси и получения тем самым более высоких показателей двигателя. Значение, равное единице (в пределах обычных для практики погрешностей ±5%), свидетельствует о высоком качестве рабочего процесса двигателя и отсутствии возможности его доводки путем улучшения процессов смесеобразования и сгорания топливной смеси.

Пример конкретного испытания (выполнения)

Предлагаемый способ был апробирован на двигателе ВАЗ-2111 и в камере сгорания постоянного объема (бомбе).

В таблице приведены осредненные по результатам повторных опытов данные, полученные при испытаниях в моторном боксе двигателя ВАЗ-2111 на двух режимах работы: холостом ходу (нагрузка, оцененная среднеэффективным давлением Ре=0) и минимальной частоте вращения вала n=850 мин-1, и режиме, осредняющем стандартный ездовой цикл ЕСЕ ЕЭК ООН (Правило №83) без загородной части, характеризуемый средними значениями частоты вращения вала и нагрузки, равными n=2185 мин-1, Pe=0,2 МПа.

Вычисления β дают для первого режима (n=850 мин-1 и Ре=0) следующий результат:

Поскольку полученное значение меньше единицы, то на данном режиме рабочий процесс может быть улучшен за счет конструктивных доработок, влияющих на процессы подготовки и сгорания топливной смеси, что позволит снизить расход топлива и выбросы токсичных компонентов.

Для второго режима (n=2185 мин-1 и Ре=0,2 МПа) получено значение β=1,03, что означает высокий уровень подготовки и проведения процесса сгорания и отсутствие возможности улучшения его для данного двигателя.

Справедливость данного способа была проверена на разных режимах работы ДВС и на специальной лабораторной установке, представляющей собой сферическую камеру сгорания постоянного объема (бомбу) (Бортников Л.Н. Активация горения углеводородных топлив водородом / Л.Н. Бортников, Д.А. Павлов, М.М. Русаков // Вектор науки ТГУ. 2012. №4. - С. 137-141; Результаты исследований состава продуктов сгорания бензоводородовоздушных смесей в сферической камере постоянного объема / Л.Н. Бортников, Д.А. Павлов, М.М. Русаков, А.П. Шайкин // Химическая физика. 2011, т. 30, №1. - С. 56-65). Было получено, что в условиях тщательно подготовленной топливной смеси добавки водорода не промотируют горение и величина β в диапазоне α=0,9÷1,2 всегда равна единице.

Способ исследовательских испытаний тепловых поршневых ДВС с искровым зажиганием, работающих на углеводородном топливе, заключающийся в определении показателей на стандартном моторном стенде при работе двигателя на оптимальных по расходу топлива углах опережения зажигания, отличающийся тем, что в топливную смесь добавляют промотор и после восстановления исходного скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя при поддержании постоянного значения коэффициента избытка воздуха определяют расход топлива Gб, после чего выполняют расчет по формуле , где β - безразмерный коэффициент, характеризующий процесс сгорания топливной смеси, Gб - измеренный расход топлива при добавке промотора, Н - расход промотора в кг/ч, k - коэффициент, определяемый отношением низшей теплотворной способности промотора НиН к низшей теплотворной способности углеводородного топлива Ниб, Gб0 - расход топлива без добавок промотора в кг/ч, и в случае β<1,0 делают вывод о недостаточном уровне совершенства процесса сгорания и возможности улучшения показателей двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для измерения расхода жидкости и цикловой подачи в многоцилиндровых дизельных двигателях. Изобретение позволяет повысить точность измерения неравномерности подачи топлива путем увеличения быстродействия отрыва плунжера от корпуса измерительного устройства за счет устранения залипания бортика плунжера к корпусу измерительного устройства.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и других энергетических установок. Стенд для испытаний энергетических установок содержит систему подачи компонентов топлива с агрегатами управления и систему подачи технологического газа, при этом на выходе энергетической установки установлен трубопровод, связанный с газгольдером, газгольдер соединен с компрессором, который в свою очередь соединен с системой баллонов высокого давления, газгольдер установлен на подвижной платформе, полость наддува газом расходной емкости с компонентом топлива соединена со входом компрессора, а выход компрессора соединен со входом газа в систему баллонов высокого давления.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для испытаний крыльчаток вентиляторов, как центробежных, так и осевых. Стенд содержит электропривод с выходным валом, на котором установлено устройство для крепления крыльчатки, пульт управления и индикации, блок управления, к которому подключены электропривод, датчик угловой скорости вращения вала и датчик силы тока электродвигателя электропривода.

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для вибродиагностики машин. Cпособ диагностики машин по косвенным признакам, преимущественно по вибрации корпуса, включает измерение вибрации в информативной точке корпуса машины, восстановление функции распределения вероятности вибрации, по параметрам которой судят о наличии и уровне неисправностей и/или дефектов машины, запоминают временную реализацию вибрации, преобразуют ее в реализацию, значения которой соответствуют оптимальному для диагностики вибропараметру, восстанавливают функцию распределения вероятности мгновенных значений оптимального для диагностики параметра вибрации в текущем измерении, определяют значение выборочного квантиля параметра вибрации при заданной величине функции распределения вероятности, по которому судят о наличии и уровне неисправностей и/или дефектов машины.

Изобретение относится к области стендовой доработки летательных аппаратов. Способ испытания высокоскоростного летательного аппарата на силоизмерительной платформе под заданным углом атаки в испытательной камере, где создают разряжение, продувают испытательную камеру рабочей средой с протоком через отключенный двигатель летательного аппарата.

Изобретение относится к технике испытаний газотурбинных и турбореактивных двигателей и может быть использовано при исследовании процессов в проточной части турбомашин.

Изобретение относится к устройствам для диагностики систем топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Комплекс и реализуемый посредством него способ диагностики предназначены для быстрой, точной, экологически и пожаробезопасной бортовой диагностики на месте и в движении системы подачи бензина (СПБ) автомобильного ДВС, оснащенного системой впрыска бензина при низком давлении.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано при сертификационных испытаниях корпуса на непробиваемость при разрушении диска ротора стартера газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система двигателя (10) внутреннего сгорания содержит датчик (30) давления в цилиндре, датчик (42) угла поворота коленчатого вала, уплотнительный участок и электронный блок управления (40).

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, использующим в работе водород. .
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам и способам питания двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при разработке систем питания газодизелей с применением альтернативных видов топлива.

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к двухтопливным двигателям внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, используемым преимущественно на автомобилях.

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить экономичность двигателя внутреннего сгорания, работаюr- Of--J (Ы 1 г в 9 ---I щего на газовом топливе с форкамерно-факельным воспламенением.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности к двигателям, применяемым в качестве привода газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок. Давление газа измеряют за компрессором, в качестве параметра сравнения используют давление и частоту вращения ротора, измерения производят при постоянной температуре газа за турбиной через промежутки времени 0,2…0,5 с, а сравнивание измерений и определение пороговых отклонений производят, по крайней мере, по двум предшествующим и двум последующим текущим значениям параметров, а остановку двигателя производят при снижении частоты вращения ротора на 0,2…0,5% и давления за компрессором на 1,0…1,5%. Технический результат изобретения – предотвращение развития разрушения газовоздушного тракта двигателя, вызванного различными причинами (неправильная эксплуатация, повреждение рабочих лопаток и т.д.) при эксплуатации газотурбинного двигателя в наземной установке. 1 ил.
Наверх