Зубчатое колесо

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец. На торцах колеса на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода укреплена пара плоских кольцевых накладок, внутренние радиусы которых равны наружному радиусу ступицы, а их наружные радиусы равны внутреннему радиусу обода. Наружные поверхности накладок расположены в плоскостях вращения торцов обода. Внутренние и наружные периметры накладок снабжены кольцеобразными полками, обращенными в сторону центра колеса и прилегающими к вышеуказанным поверхностям ступицы и обода с креплением на них. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра.

Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец - см., например, Иосилевич Г.Б. Прикладная механика: Для студентов втузов. / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. – М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил., стр. 367, рис. 20.38, е.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что его тело, состоящее из совокупности спиц, имеет довольно сложную поверхность, особенно при двух рядах спиц, усиленных ребрами жесткости, расположенными на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода, соединяющими концы спиц между собой. Сами могут иметь вогнутые поверхности - например, при поперечных сечениях спиц в виде двутавра. При двух рядах спиц ребра жесткости, совместно с поверхностями ступицы и обода, расположенными между этими ребрами, также образуют вогнутые поверхности. Такие сложные поверхности, особенно вогнутые, являются аккумуляторами различных загрязнений, поступающих на эти поверхности из окружающей среды. Аккумуляция усиливается при смазывании зубчатого колеса, когда применяемый смазочный материал неизбежно попадает на поверхности тела колеса, особенно при смазывании колеса жидкими смазочными материалами (методом погружения, полива и т.п.). Кроме того, наличие зазоров между спицами может способствовать попаданию в эти зазоры посторонних предметов, которые, при вращении колеса, могут способствовать заклиниванию этого колеса и выходу передачи из строя. Также наличие таких зазоров весьма травмоопасно для персонала, обслуживающего передачи с такими колесами. Кроме того, при работе колеса со смазыванием его жидким смазочным материалом - особенно при смазывании методом погружения (а также и при других способах смазывания, например поливом) - этот смазочный материал захватывается вогнутой внутренней поверхностью обода и, при вращении колеса, бесцельно перемещается этой поверхностью по направлению вращения колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец - см. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 2. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 584 с., ил., стр. 309, рис. 22.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатого колеса.

Для этого зубчатый венец содержит ступицу, тело в виде спиц, обод, зубчатый венец. Причем с обоих торцов колеса на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода укреплена пара плоских кольцевых накладок с внутренними радиусами, равными наружному радиусу ступицы, и наружными радиусами, равными внутреннему радиусу обода, плоскости вращения наружных поверхностей накладок совпадают с плоскостями вращения торцов обода, а внутренние и наружные периметры накладок снабжены кольцеобразными полками, обращенными к центру колеса и прилегающими к вышеуказанным поверхностям ступицы и обода с креплением на них.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо - вид с торца с местным разрезом - фиг. 1; то же, вид сбоку в разрезе - фиг. 2; поперечное сечение спицы - фиг 3.

На чертежах показаны: ступица 1, тело в виде спиц 2, обод 3, зубчатый венец 4, полки 5 двутаврообразных спиц 2, стенки 6 этих спиц, ребра жесткости на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода - 7 и 8, кольцевые накладки 9 и 10; ширина Lст ступицы; ширина В зубчатого венца; наружный радиус Rст ступицы; внутренний радиус Rоб обода.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1 шириной Lст и наружным радиусом Rст, тело в виде спиц 2, обод 3 и зубчатый венец 4. Спицы 2 в своем поперечном сечении имеют вид двутавра с полками 5, ориентированными в плоскости вращения колеса, и стенками 6 между ними. По наружной поверхности ступицы 1 и внутренней поверхности обода 3 расположены ребра жесткости - 7 и 8, связывающие между собой концы спиц 2 по полкам 5 двутавров. С обоих торцов колеса - по наружной поверхности ступицы 1 и внутренней поверхности обода 3 - заподлицо с торцами обода 3 закреплена пара торцевых накладок 9 и 10, выполненных в виде колец; внутренние радиусы колец равны наружному радиусу Rст ступицы 1, а их наружные радиусы равны внутреннему радиусу Rоб обода 3. Наружные поверхности накладок 9 и 10 расположены в плоскостях вращения поверхностей торцов обода 3. Накладки закреплены на поверхностях ступицы и обода посредством кольцевых полок, которые выполнены по внутреннему и наружному периметру этих накладок.

Наличие кольцевых накладок 9 и 10 позволяет изолировать от внешней среды зону тела колеса, состоящего из совокупности сложных поверхностей, в том числе и вогнутых, образованных элементами поверхностей спиц, ребер жесткости, ступицы и обода. Тем самым - исключить загрязнения этих поверхностей окружающей средой, интенсифицируемые наличием смазочного материала. Кроме того, исключается захватывание жидкого смазочного материала вогнутыми внутренними поверхностями обода, а также повышается травмобезопасность зубчатого колеса и надежность его работы в передаче.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса свободна от недостатков, присущих прототипу. Тем самым повышаются эксплуатационные характеристики зубчатого колеса.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец, отличающееся тем, что с обоих торцов зубчатого колеса на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода укреплена пара плоских кольцевых накладок с внутренними радиусами, равными наружному радиусу ступицы, и наружными радиусами, равными внутреннему радиусу обода, плоскости вращения наружных поверхностей плоских кольцевых накладок совпадают с плоскостями вращения торцов обода, а внутренние и наружные периметры плоских кольцевых накладок снабжены кольцеобразными полками, обращенными к центру зубчатого колеса и прилегающими к вышеуказанным поверхностям ступицы и обода с креплением на них.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с валами-шестернями, шестерни которых коррегированы и смазываются пластичными смазочными материалами.

Группа изобретений относится к системе из шкива и приводного ремня, самовыравнивающейся системе из шкива и приводного ремня, велосипеду и шкиву. Система из шкива и приводного ремня содержит приводной ремень и, по меньшей мере, один шкив, выполненный с возможностью зацепления с поверхностью приводного ремня.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела зубчатого колеса, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в набегающей боковой поверхности каждого зуба сквозного отверстия в месте примыкания этой поверхности к телу колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, примыкающих к зубчатому венцу. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины, сквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности, ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности, высота отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающей в режиме двухпарного зацепления. А с внутренней стороны набегающей боковой поверхности укреплена накладка, перекрывающая сквозное отверстие по всей его ширине, с образованием зазора между ней и телом колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок. Внутри каждого зуба, с зазором относительно его набегающей боковой поверхности и эквидистантно ей, расположена перемычка, укрепленная на внутренней стороне вершины зуба и внутренних поверхностях кольцевых накладок, с образованием зазора между ней и телом колеса. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины. Cквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности. Ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности. Высота отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Аналогичное отверстие выполнено в этой боковой поверхности со стороны вершины зуба, с примыканием к ней; ширина этого отверстия равна ширине первого отверстия. Его высота равна высоте участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления, за минусом толщины участка полосы, образующей вершину зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. Объем кольцеобразного желоба, образованного внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту ребер, заполнен кольцеобразной вставкой, ширина которой равна ширине желоба, высота ее боковых стенок равна высоте ребер, а поверхность вставки, обращенная в сторону ступицы, выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде двух рядов спиц, обод и зубчатый венец. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода в плоскости вращения каждого ряда спиц выполнены ребра жесткости, соединяющие между собой концы соседних спиц. В кольцеобразном желобе, образованном внутренней поверхностью обода, внутренними поверхностями ребер жесткости и участками внутренних поверхностей концов спиц, расположенными между этими соседними ребрами и имеющими высоту этих ребер, установлена кольцевая вставка, имеющая в своем поперечном сечении П-образную форму. Вставка установлена в желобе зеркально ему. Высота ее боковых сторон равна высоте ребер жесткости, ширина вставки равна ширине желоба, а ее верхняя сторона выполнена симметрично выпуклой. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец, по наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости, соединяющие концы спиц между собой. С обоих торцов колеса на наружных торцевых поверхностях спиц и ребер жесткости укреплена пара плоских кольцевых накладок, перекрывающих проемы между ступицей и ободом с ребрами жесткости и соседними спицами. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело в виде двух рядов спиц - 2 и 3, обод 4 и зубчатый венец 5. По наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода расположены ребра жесткости 6 и 7, связывающие между собой концы спиц. В кольцеобразном желобе, образованном на внутренней поверхности обода внутренними торцами ребер жесткости 7, участками внутренней поверхности обода между этими ребрами и участками внутренних поверхностей концов спиц 2 и 3, расположенных между ребрами, установлена кольцевая вставка 8, поперечное сечение которой имеет П-образную форму. Вставка установлена в желобе зеркально ему. Высота боковых сторон равна высоте ребер 6, а ширина вставки равна расстоянию между этими ребрами. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в редукторах общего машиностроения, в тяговых передачах локомотивов. Колесо передачи зацеплением содержит венец и ступицу с радиальным зазором, соединенные диском с упругими элементами, образованными цилиндрическими проточками глубиной, превышающей половину толщины диска. Расположение проточек по высоте диска обеспечивает образование упругих перемычек и подвижность венца колеса относительно ступицы при его взаимодействии с зацепляющейся с колесом шестерней передачи. Обеспечивается повышение работоспособности зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска. На обоих торцах колеса укреплена пара кольцевых накладок (6) и (7), плоскости которых ориентированы в плоскости вращения колеса. Накладки по своему внешнему периметру, диаметр которого меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, укреплены на торцах обода (3). Со стороны торца колеса, на котором торец обода (3) и торец ступицы (1) расположены в одной плоскости, кольцевая накладка (6) по своему внутреннему периметру укреплена на торце ступицы (1), а внутренний диаметр накладки больше внутреннего диаметра ступицы. С другого торца колеса, на котором ступица (1) выполнена с выступом, внутренний диаметр второй накладки (7) равен наружному диаметру ступицы (1), и эта накладка укреплена на наружной окружной поверхности ступицы (1) посредством кольцевого выступа, выполненного по внутреннему периметру этой накладки, ориентированного в сторону диска (2) и прилегающего к этой поверхности. Изобретение повышает качество смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4). На обоих торцах ступицы и обода укреплена пара кольцевых накладок (6), внутренний диаметр которых меньше внутреннего диаметра окружности оснований зубчатого венца, а их внутренний диаметр больше внутреннего диаметра d1 ступицы. Изобретение повышает качество смазывания зубчатых колес. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару плоских кольцевых накладок (3, 4), укрепленных на торцах зубьев. Участки накладок (3, 4), прилегающие к торцам зубьев, смещены радиально относительно окружности вершин зубчатого венца в сторону центра колеса. Участки накладок (3, 4), расположенные между соседними зубьями, имеют кривизну внешнего профиля большую, чем кривизна окружности, в которую вписываются внешние профили участков накладок (3, 4), укрепленных на торцах зубьев, а кривизна внутреннего профиля накладок, расположенных между зубьями, эквидистантна кривизне их внешнего профиля. Каждая кольцевая накладка (3, 4) по своим внутреннему и наружному периметрам снабжена выступами (7, 8, 9, 10) в виде плоских колец, ориентированных в плоскости вращения колеса и расположенных с зазорами относительно торцов зубчатого венца. В этих зазорах с примыканием к периметрам кольцевых накладок (3, 4) расположены плоские резиновые кольца (11, 12, 13, 14). Внутренний радиус резиновых колец (11, 12) со стороны внутренних периметров накладок (3, 4) меньше радиуса окружности оснований зубчатого венца. Наружный радиус резиновых колец (13, 14) со стороны наружных периметров накладок (3, 4) больше радиуса окружности вершин зубчатого венца. Резиновые кольца (11, 12, 13, 14) укреплены соответственно на внутренних торцах кольцевых выступов (7, 8, 9, 10), торцах зубьев (2) и участках торцов тела (1), прилегающих к зубчатому венцу. Изобретение обеспечивает демпфирование ударных нагрузок, действующих на зубья, и удержание пластичного смазочного материала в зоне зубьев колеса. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде спиц, обод и зубчатый венец. На торцах колеса на наружной поверхности ступицы и внутренней поверхности обода укреплена пара плоских кольцевых накладок, внутренние радиусы которых равны наружному радиусу ступицы, а их наружные радиусы равны внутреннему радиусу обода. Наружные поверхности накладок расположены в плоскостях вращения торцов обода. Внутренние и наружные периметры накладок снабжены кольцеобразными полками, обращенными в сторону центра колеса и прилегающими к вышеуказанным поверхностям ступицы и обода с креплением на них. Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик зубчатого колеса. 3 ил.

Наверх