Способ медико-психофизиологической реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда

Изобретение относится к медицине, реабилитации кардиологических больных. Для больных, перенесших инфаркт миокарда, проводят сеансы групповой поведенческой психотерапии с аутогенной тренировкой и прогрессивной мышечной релаксацией по Джекобсону. Способ осуществляют поэтапно, где каждый этап включает 2-3 сеанса в течение периода не более 20 сут. На первом этапе проводят прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону, осуществляя последовательное напряжение и расслабление мышц тела, ментальный тренинг на снятие у больного переживаний по поводу своего заболевания с использованием методов: «мысленный стоп» - настрой больного на позитивное восприятие мира, отсутствие фиксации мыслей на неприятном, «контр-обусловливание» - связывание ситуации, которая ранее вызывала страх, с противоположным чувством спокойствия, направленным на релаксацию, «самоинструкция» - повторение больным инструкции психотерапевта во внешней речи, затем про себя. На втором этапе к упражнениям первого этапа добавляют упражнения по концентрации внимания на отдельных частях тела на фоне прослушивания музыкальной композиции. На третьем этапе осуществляют дыхательные упражнения с концентрацией на них внимания: сначала на вдохе напрягают мышцы верхних и нижних конечностей, а на выдохе – расслабляют. Затем чередуют их с упражнениями: при выдохе напрягают мышцы, а при вдохе – расслабляют. Завершают комплекс выполнением 2-3 упражнений полного дыхания. В заключение осуществляют дополнительное самовнушение уверенности и освобождения от проблем. Способ обеспечивает повышение степени адаптивности в жизни, индивидуализацию лечения, уменьшение психической нагрузки участников тренинга, активизацию процессов ускорения реабилитационных мероприятий, сокращение времени для достижения состояния релаксации, отсутствие монотонности и необходимости волевого усилия для расслабления.

 

Изобретение относится к медицине, в частности к области реабилитации кардиологических больных.

Современные экономические условия требуют существенной модернизации работы реабилитационных учреждений. Стал обязательным синдромно-патогенетический подход к разрабатываемым индивидуальным программам реабилитации. Одним из важнейших показателей является фактор экономической рентабельности. Последняя не может быть достигнута без внедрения новых высокоэффективных технологий деятельности в реабилитации кардиологических больных.

Восстановительное лечение больных ишемической болезнью сердца и после операции на сердце включает несколько этапов. Каждый из этапов реабилитации имеет свои задачи, обусловленные клинико-функциональным состоянием больных.

Психотерапевтическая составляющая программы реабилитации кардиологических больных значительно влияет на ее результат. Среди психотерапевтических методов в реабилитации больных ИБС важная роль принадлежит так называемой «малой» наиболее доступной психотерапии, доступной каждому врачу (Оганов Р.Г. и др., 2004; Хмылова Т.Н., 2008 Edell-Gustaffson U.M., 2002;).

Врачи и психологи (Khattab M.S. et al., 1999; Siegman A.W. et al., 2000; Колов C.A., 2007) обращают внимание на возможности методики поведенческой психотерапии. Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения больного, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. При определенной степени выраженности поведенческих нарушений эти страдания могут приобретать хронический, затяжной характер и предполагают специально организованные психотерапевтические действия.

Основной задачей поведенческой психотерапии является формирование наиболее эффективных (для решения конкретной личной или профессиональной проблемы) поведенческих навыков и умений путем их рефлекторного положительного подкрепления. Целью поведенческой, или бихевиористской, психотерапии является именно изменение поведения от той модели, которая не помогала справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, способным вывести человека из фрустрационного тупика (Friedman М, Rosenman R.H.,1959).

В последнее время специалисты стали проявлять интерес и к методам групповой психотерапии, в основе которых лежит принцип: терапевт не объясняет пациенту его проблему и способы ее решения, а создает в условиях малой группы соответствующие возможности для каждого больного, благодаря которым он сам мог бы понять происходящее с ним и сделать выбор относительно своего дальнейшего будущего. Это положение, в частности, привело к разработке континуального подхода в психотерапии Ю.В. Валентиком (1995). По сути дела, этот метод использует и объединяет опыт уже существующих и успешно применяемых методов психотерапии. Пациент с помощью психотерапевта находит эти модели поведения и отрабатывает их настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали вышеупомянутые психологические проблемы.

Положительную роль в этом играет использование музыки. Музыкотерапия также является наиболее простым и доступным средством психотерапии, практически, не имеющим ограничений. Музыкой пытались лечить еще в древности. Добавление музыкального сопровождения и музыкотерапии также близкий к заявленному способу предлагались в других программах, особенно при реабилитации пациентов с неврологическими расстройствами (Патент на изобретение №2529374 А61М 21/00). Большое значение имеет правильно подобранная музыка, преимущественно классическая, направленная на снятие мышечного напряжения, нормализации ритма дыхания, пульса и артериального давления. Этим качествам соответствует симфоническая музыка Моцарта, Грига и Чайковского. Также имеет значение индивидуальные предпочтения пациента

Цель изобретения повысить эффективность восстановительного лечения за счет комплексного использования медико-психофизиологических факторов. В основу изобретения положена задача создать такой способ психофизической регуляции, который сокращает период времени для достижения состояния релаксации, лишен монотонности и не требует активного волевого усилия для расслабления на фоне создания приятного эмоционального переживания.

Заявляемое изобретение решает задачу повышения степени адаптивности в жизни. Указанная задача решается тем, что в способе медико-психофизиологической реабилитации включающего поведенческую психотерапию, ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки добавляются компоненты музыкотерапии и установка на преодоление факторов риска развития заболевания.

Технический результат, достигаемый в результате использования изобретения, заключается: 1) в достижении индивидуального воздействии на каждого участника; 2) в снижении психической нагрузки участников во время тренинга; 3) в активизации процессов в ускорении реабилитационных мероприятий.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе медико-психофизиологической реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда, включающем проведение сеансов групповой поведенческой психотерапии с использованием ментального тренинга, элементы аутогенной тренировки и прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, содержащей выполнение последовательно по этапам расслабления мышц, первоначально осуществляют поочередное расслабление мышц организма путем их напряжения и расслабления и концентрации внимания на разнице в ощущениях, затем концентрируют внимание на отдельных частях тела, затем предыдущие действия дополняют упражнениями с дыханием, затем указанные действия дополняют визуализацией образов, описанные действия дополняют созданием положительного эмоционального фона, прослушиваемой музыкальной композицией, завершаются занятия выполнением 2-3 упражнений «полного дыхания»; на последнем этапе осуществляют внушение освобождения от проблем, при этом после каждого из этапов проводят контроль над частотой пульса и дыхания; проведение этапов осуществляют до достижения релаксации, при этом указанное воздействие осуществляют поэтапно за период не более 20 суток. Для проведения сеансов групповой поведенческой психотерапии при реабилитации кардиологических больных могут быть добавлены методы прогрессивной мышечной релаксации и дыхательная гимнастика, а сеанс групповой поведенческой психотерапии может осуществляться с музыкальным сопровождением.

СПОСОБ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА включает комплексное многокомпонентное воздействие на психику и организм больного, проходящего реабилитационное лечение. Базисной основой воздействия является поведенческая психотерапия. Проведение групповых сеансов поведенческой психотерапии предлагается по методу тренинга умений с использованием метода прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, включающий ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки. Сеансы могут проводиться врачом-психотерапевтом в рамках занятий в «Школе для больных с заболеваниями сердца». Происходит формирование группы из нескольких больных, перенесших инфаркт миокарда. Заявляемый способ МЕДИКО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ с использованием групповой поведенческой терапии осуществляется по этапам обучения релаксации. Особый эффект достигается проведением музыкального сопровождения занятий и созданием ситуации неформального общение участников тренинга, личного позиционирование каждого участника.

Главным при проведении занятий в группах поведенческой психотерапии является процесс обучения позитивному мышлению и релаксации. Осваиваются такие навыки коммуникаций, когда не возникает инстинктивного желания либо отгородиться от общения, либо отреагировать на него в той или иной мере раздражением или агрессией. При этом психотерапевт сначала показывает, а затем предлагает начать воспроизводить и совершенствовать различные виды поведенческих умений.

Способ осуществляют поэтапно. Каждый этап включает 2-3 занятия, охватывающий период не более 20 суток.

На первом этапе осуществляют последовательное расслабление мышц в целом по телу (напрягая и расслабляя их) и концентрируют внимание на разнице в ощущениях, визуализацию образов природы. На этом фоне проводится ментальный тренинг, направленный на снятие у больного переживаний по поводу своего заболевания. На этом этапе выявляются музыкальные предпочтения пациента.

На втором этапе концентрируют внимание на отдельных частях тела и происходит индивидуальная визуализация образов с помощью музыки. Продолжаются занятия с элементами прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. При этом пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

На третьем этапе расслабляют мышцы, концентрируют внимание в сочетании с актом дыхания, отличающимся тем, что предварительно выполняют комплекс дыхательной гимнастики, включающей упражнения, при которых необходимо на вдохе напрячь мышцы верхних и нижних конечностей, а выдохе, наоборот, - расслабить, и чередовать их с упражнениями, при которых необходимо при выдохе напрячь мышцы, а при вдохе - расслабить мышцы, завершается комплекс включением упражнений «полного дыхания». Визуализацию образов также осуществляют с помощью музыки, учитывая особенности пациентов. Пациент представляет, что освобождается от страха повторения болей в области сердца, обретает уверенность в благоприятном исходе заболевания, ощущает ровные удары сердца; завершаются занятия выполнением 2-3 упражнений «полного дыхания».

На заключительном этапе осуществляют дополнительное самовнушение с увеличением количества воздействующих на организм элементов, покоя, интенсивное внушение уверенности и освобождения от проблем.

Релаксационная психофизиологическая составляющая программы, согласно изобретению, содержит выполнение последовательного расслабления мышц, вовлечение дыхания, привлечение воображения, поэтапное расслабление организма и включение механизмов саморегуляции человека Выполнение описанных действий в указанной последовательности и объеме делает возможным то, что каждый желающий мог освоить все элементы способа психофизической регуляции в короткий срок, выработать навык выполнения действий, необходимых для достижения состояния релаксации.

Проводимый с больными ментальный тренинг также включал следующие методы: «мысленный стоп», «контр-обусловливание» и «самоинструкцию». «Мысленный стоп» заключается в том, чтобы настроить больного на позитивное восприятие окружающего мира, предпринять попытки и постараться не думать о чем-либо, что доставляет неприятные ощущения, не фиксировать свои мысли на неприятных или трагических событиях, связанных со своим заболеванием. «Контр-обусловливание» заключается в том, что ситуация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокойствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нарастающей силы, после «контр-обусловливания» начинают вызывать нарастающей силы релаксацию. Суть метода «самоинструкция» состоит в том, что больной копирует предложенные психотерапевтом инструкции сначала во внешней речи, просто повторяет их вслед за ним, затем учится произносить их про себя перед началом и в процессе выполнения поведенческих задач.

Позитивное терапевтическое отношение - необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии. Психотерапевт в данной ситуации стремится помочь больным реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования, при этом не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности. Особенностью способа является то, что жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором фокусируется лечение, а не как симптомы лежащей за ними проблемы.

Наиболее близким к заявляемому способу является ментальный тренинг по Л.Э. Унесталь, основанный на психотехнике "ключа", т.е. на создании условных рефлексов на расслабление, с дальнейшим использованием формул самовнушения, направленных на создание чувства уверенности, самообладания, решительности, способности достичь поставленной цели, особенно в спорте. Достоинство этого способа в том, что он основан на самоиндукции альтернативного (измененного) состояния сознания, обеспечивает расширение диапазона и скорости произвольной регуляции последнего. Недостатком указанного способа релаксации является монотонность, повторяемость элементов от занятия к занятию, узкая направленность, однообразие отдельных элементов программы. Также отмечалась невысокая эффективность и опасность для больного. Известен способ подобного тренинга с элементами аутогенной тренировки. При этом поэтапное расслабление организма осуществляют с увеличением количества воздействующих на организм элементов в определенной последовательности. После каждого из этапов проводят контроль частоты пульса, а к следующему этапу переходят только при оптимальной частоте пульса (Патент на изобретение №2155075 А61М 21/00).

Предлагаемый способ психофизиологической регуляции основан на самоиндукции альтернативного состояния сознания, расширения диапазона и скорости произвольной регуляции состояния сознания. Проведение релаксации, заявленным с помощью музыки способом, облегчается яркими эмоциональными ощущениями, игровыми элементами, подключением зрительной и слуховой памяти и воображения. Включенный в комплексную программу реабилитации, данный способ обладает лечебным и восстанавливающим действием, повышает работоспособность и защитные силы организма и стабилизации работы сердечно-сосудистой системы. Заявляемый способ лишен монотонности, т.к. на каждом последующем этапе появляется новый элемент психотехники, связанный с приятными эмоциональными переживаниями, что и поддерживает интерес у пациентов.

У больных формируют осознанное отношение и усиливают мотивацию, затем осуществляют ретроспективный анализ психофизиологических симптомов, которые сопровождали пациента в состоянии страха, испытанные им по отношению к своей болезни и последствии ее, а также симптомов, которые пережил пациент в ситуации уверенности в себе. Методом групповой поведенческой психотерапии уменьшают переживания до снижения остроты восприятия негативных и максимального усиления позитивных ощущений. Пациенту инициируют переживание связанные с серьезностью своего страдания и с помощью внушения формируют эмоциональную связь этой ситуации с симптомами уверенности. Ключевые формулы поведенческой психотерапии добавляют проведением прогрессивной мышечной релаксацией и повторяют во время сеанса 3-5 раз.

Включение в комплексное лечение элементов аутотренинга позволяет регулировать различные психоэмоциональные и психосоматические состояния, в т.ч. пограничные психические расстройства, вегетоневрозы и неврозы органов. Одновременно он может быть использован для устранения вредных привычек, патологических влечений (никотинизм, переедание) и их профилактики; для повышения и восстановления работоспособности, повышения творческих способностей, нервно-психической устойчивости в стрессовых условиях и т.п. Полученные в процессе освоения способа навыки могут быть применены в реальной жизни, в т.ч. в ситуациях непосредственного воздействия психотравмирующих факторов незаметно для окружающих без прекращения основной деятельности или общения. Способ доступен для большинства людей. Он безвреден, не дает побочных эффектов. Избавляет пациентов от затрат времени и средств на приобретение дорогостоящих лекарств.

Устав Всемирной Организации Здравоохранения характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Соответственно и целью врачевания является, как известно, сохранение или восстановление здоровья человека не только в физическом, но и в психическом и социальном аспектах. Именно этой цели должны отвечать все виды врачебной деятельности по выявлению, лечению и профилактике заболеваний. Сущность предложенного способа заключается в ведении новых методик проведения реабилитации кардиологических больных в структуру рациональной психотерапии, что позволяет повысить терапевтическую эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Пример реализации способа стало изучение возможности его использования в комплексе медицинской реабилитации кардиологических больных. Большое место занимало изучение его эффективности и организационные аспекты проведения. За период 2007-2012 года описанный способ использовался у 60 пациентов, проходящих реабилитацию после инфаркта миокарда и 30 пациентов после аортокоронарного шунтирования. В дальнейшем способ апробировался на госпитальном этапе реабилитации отдельных больных, перенесших инфаркт миокарда.

Для оценки лечебной эффективности предлагаемого способа нами была использована в динамике методика оценки качества жизни пациентов. Оценка уровня качества жизни с использованием была проведена в Тарховском военном санатории. Был использован общий опросник качества жизни SF-36. Использование групповой поведенческой психотерапии при реабилитации больных инфаркта миокарда и после аортокоронарного шунтирования существенно улучшает клиническое состояние пациентов и их качество жизни по основным шкалам опросника SF-36, таким как «ФФ» (Физическое функционирование), «ОЗ» (Общее здоровье), «Ж» (Жизнеспособность), «СФ» (Социальное функционирование), «РЭФ» (Ролевое эмоциональное функционирование), «ПЗ» (Психическое здоровье). Опрос проводился при поступлении больных на лечение в санаторий и накануне завершения лечения. Сравнивались показатели, полученные при первом исследовании больного и при выписке. Получилось, что качество жизни больных улучшалось в среднем в 1,2-1,4 раза.

Значительно улучшился психический статус больных, уменьшились жалобы, кардиалгии, что сыграло определенную роль в улучшении субъективного состояния больных, повышении их жизненного тонуса, появлении правильной самооценки состояния и критического отношения к кардиалгиям. У некоторых пациентов состояние релаксации наступало уже на начальном этапе, закрепляется на втором и третьем занятии. Затем релаксация углубляется и становится устойчивой. По данным теста Спилберга-Ханина, у пациентов регистрировалось снижение уровня реактивной и личностной тревожности. Программа реабилитации больных ишемической болезнью сердца на санаторном этапе с включением групповой поведенческой психотерапии оказалась более экономически эффективной.

Таким образом, новизна и особенность заявляемого способа заключается в том, что он включает в новой последовательности и с новым оттенком выполнение определенных действий, способствующих максимальному расслаблению организма в короткий срок и с большим эффектом. Использование групповой поведенческой психотерапии при реабилитации кардиологических больных существенно улучшает клиническое состояние пациентов, особенно их физическое функционирование, ролевое эмоциональное функционирование, тем самым улучшая их психическое здоровье. Программа реабилитации кардиологических больных на госпитальном и санаторном этапах с включением данного способа медико-психофизиологической реабилитации будет являться более эффективной.

Способ медико-психофизиологической реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда, включающий проведение сеансов групповой поведенческой психотерапии с аутогенной тренировкой и прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, отличающийся тем, что способ осуществляют поэтапно, где каждый этап включает 2-3 сеанса в течение периода не более 20 суток;

причем на первом этапе на сеансах проводят прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону, осуществляя последовательное напряжение и расслабление мышц тела, проводят ментальный тренинг на снятие у больного переживаний по поводу своего заболевания с использованием методов: «мысленный стоп» - настрой больного на позитивное восприятие мира, отсутствие фиксации мыслей на неприятном, «контр-обусловливание» - связывание ситуации, которая ранее вызывала страх, с противоположным чувством спокойствия, направленным на релаксацию, «самоинструкция» - повторение больным инструкции психотерапевта во внешней речи, затем про себя;

на втором этапе к упражнениям первого этапа добавляются упражнения по концентрации внимания на отдельных частях тела на фоне прослушивания музыкальной композиции;

на третьем этапе осуществляют следующие дыхательные упражнения с концентрацией на них внимания: сначала на вдохе напрягают мышцы верхних и нижних конечностей, а на выдохе - расслабляют, затем чередуют их с упражнениями: при выдохе напрягают мышцы, а при вдохе - расслабляют, завершают комплекс выполнением 2-3 упражнений полного дыхания;

в заключение осуществляют дополнительное самовнушение уверенности и освобождения от проблем.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области медицины, а именно к средствам психологической и эмоциональной релаксации людей и к защите глаз человека по его желанию от нежелательного светового воздействия и визуальной демонстрации нежелания вступать в контакт с другими людьми.
Группа изобретений относится к медицине, а именно к восстановительной и профилактической медицине, физиотерапии, косметологии, и может быть использована для оздоровления и омоложения организма.

Изобретение относится к медицине, отоларингологии. При лечении гнойного воспаления гайморовых пазух формируют в полости носа с помощью баллонного устройства замкнутую полость.

Изобретение относится к медицине, методам саморегуляции, лечебной физкультуре и может быть использовано для профилактики и лечения гипертонической болезни, переутомления, снятия последствий стресса, обучения пациента навыкам психофизической саморегуляции.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, и может быть использовано в работе с супругами в кризисные переходные периоды, характеризующиеся психоэмоциональными конфликтами и противоречиями.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для снижения веса и для профилактики его набора. Обучают осознанному рациональному питанию, диете с пониженной энергетической ценностью, физической активности и массажу.

Изобретение относится к области медицины, психологии и может быть использовано для психологической коррекции избыточного веса и ожирения. Проводят ознакомительный курс «Азбука стройности», включающий одну или несколько встреч длительностью до 4 ч, во время которого проводят ознакомление с базовыми принципами рационального питания.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано для снижения анестезиологического риска при проведении лапароскопической холецистэктомии.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии, психиатрии, неврологии и общественному здравоохранению, касается метода диагностики когнитивной деятельности человека, а именно исследования одной из важнейших ее составляющих - мышления. Проводят тестирование по методике «Исключение понятий» для различных возрастных категорий с фиксацией количества правильных ответов, затраченного на ответы времени и определения интегрального показателя уровня мышления по формуле , где Ind - интегральный показатель уровня мышления; N - количество правильных ответов в тесте; t'' - время в секундах, затраченное обследуемым на тестирование. Способ позволяет выявить когнитивные дисфункции человека за счет оценки интегрального показателя уровня мышления. 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и кардиологии, и может быть использовано для комплексного лечения метаболического синдрома. Для этого проводят диетотерапию пониженной калорийности 1200 ккал для женщин и 1500 ккал для мужчин с ограничением углеводсодержащих продуктов и жиров. Используют углеводсодержащие продукты с гликемическим индексом менее 40. Также вводят метформин. При снижении исходной массы тела на 5% и стабилизации веса в течение 2 месяцев повышают калорийность питания до расчётной величины, определяемой для пациента по формуле расчета суточной калорийности, рекомендованной ВОЗ. При этом используют углеводсодержащие продукты с гликемическим индексом 40-69 до снижения веса до заданного уровня. Введение метформина продолжают в течение 6 месяцев. В процессе лечения метформин вводят в составе «Редуксин Мет - набора», включающего капсулы, содержащие сибутрамин 10 мг и микрокристаллическую целлюлозу 158,5 мг, и таблетки метформина 850 мг, которые вводят по 1 капсуле утром и по 1 таблетке 2 раза в день соответственно. Дополнительно проводят оценку состояния пациента по субъективной шкале оценки астении MFI-20 по субшкале психической астении по вопросам 7, 11, 13, 19 и по субшкале снижение мотивации по вопросам 4, 9, 15, 18. Ответы оценивают по пятибалльной системе пункты 4, 15, 7, 11 от «да» - 1 балл до «нет» - 5 баллов, пункты 9, 18, 13, 19 от «да» - 5 баллов до «нет» - 1 балл. Проводят также оценку дневной сонливости по шкале сонливости Epworth в баллах. Определяют в сыворотке крови уровень 25 (ОН) - витамина D. При сумме баллов более 12 по субшкале психической астении по вопросам 7, 11, 13, 19 или по субшкале снижение мотивации по вопросам 4, 9, 15, 18 и при сумме баллов более 11 по шкале сонливости, а также при снижении содержания 25 (ОН) - витамина D ниже 29 нг/мл дополнительно вводят аквадетрим в течение первых 6 месяцев в дозе 2000 ME, затем в дозе 1000 ME на протяжении следующих 6 месяцев. В курс лечения с первого дня вводят препарат мелаксен на ночь за 30 минут до сна в дозе 1,5 мг в течение первой недели, затем в дозе 3 мг в течение последующих 3 месяцев, затем в дозе 3 мг в течение первых 15 дней каждого месяца еще в течение 3 месяцев. Способ обеспечивает выраженную динамику снижения абдоминального ожирения и других компонентов метаболического синдрома за счёт комплексного воздействия на инсулинорезистентность, серотонинергическую систему и повышения адаптационных механизмов организма к стрессовым реакциям, формирования рационального пищевого поведения, уменьшения вегетативных и астенических нарушений. 8 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, психоневрологии, логопедии. На фоне диафрагмального дыхания и общего расслабления тела пациент с заиканием формирует речевой выдох с колебательным движением диафрагмы с записью его кинетики в виде эталонной кривой. Для этого он последовательно произносит два выражающих облегчение междометия «ОХ» в момент резкого и глубокого втягивания передней брюшной стенки (ПБС), что соответствует резкому расслаблению диафрагмы, и двух плавных выпячиваний ПБС, что соответствует плавным возвращениям диафрагмы в прежнее положение. При этом кинетику выдоха визуализируют с помощью датчика дыхания на визуальный носитель в виде кривой, где ее падения отражают резкие расслабления диафрагмы, а подъемы - плавные возвращения диафрагмы в прежнее положение при выпячивании ПБС. Далее переходят к обучению пациента произношению коротких фраз сначала беззвучно. Постепенно подключают голос и увеличивают длину фразы, достигая в итоге нормального темпа речи за счет увеличения количества слогов во фразе. При этом первый и акцентируемый слоги фразы произносят при резком и глубоком втягивании ПБС, а последовательности всех слогов до и после акцента произносят во время плавного выпячивания брюшной стенки на фоне общего расслабления тела таким образом, чтобы кинетику собственного речевого выдоха пациента максимально приблизить к эталонной кривой. Для якорения нового навыка произнесения фразы с помощью волнообразного движения диафрагмы при речевом выдохе пациент резко сгибает первый палец синхронно с первым втягиванием ПБС с легким нажатием на бедро. Затем плавно разгибает его во время выпячивания ПБС, заметно нажимая на бедро, и нажимает средним пальцем на бедро, отмечая второе втягивание ПБС. Способ полностью устраняет спазматические задержки при заикании, при полном сохранении интонационной окраски фразы, за счет обучения речи с «нулевым заиканием», в которой вместо плавного удлиненного речевого выдоха формируют новый выход – «выдох облегчения», с колебательным движением диафрагмы, при сохранении мышечной релаксации всего тела. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 пр.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Проводят лечебные занятия в виде физических упражнений, перед которыми у пациента формируют мотивационную компоненту на реализацию своих способностей, основанную на актуализации положительных эмоций пациента и эмоциональной насыщенности процесса выполнения физических упражнений, используя при этом элементы соревновательности. При этом последовательность выполнения физических упражнений такова, что вначале осуществляют упражнения, направленные на тренировку тонических мышц, затем на тренировку фазических мышц, затем упражнения, направленные на одновременную тренировку обоих видов мышц, затем упражнения на развитие силы. В завершение осуществляют упражнения с элементами акробатики и упражнения на развитие координации движений. Способ обеспечивает расширение возможностей реабилитации пациентов с упомянутой сочетанной патологией – нарушением функций опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, в том числе с отсутствием конечностей, после тяжелых травм, в том числе ожоговых, с врожденными пороками спинного мозга, нарушением функций тазовых органов, повышает эффективность психологического вовлечения пациента в процесс выполнения необходимых действий, в том числе в детском возрасте. 3 пр.

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной физкультуре при шейно-грудном остеохондрозе с пролабированием и грыжей дисков. Осуществляют дозированную физическую нагрузку в виде упражнений в течение 20-30 занятий из 3-7 повторов каждого упражнения (У) с преодолением болевой доминанты путем произнесения на выдохе звука «ХА». После упражнений воздействуют на тело водой температурой 4-6°С в виде душа, ванны или потока, проводят аутопсихологическое воздействие с настроем на выздоровление, компенсируют белковым питанием расход белка при У. Занятие проводят в домашних условиях, в виде 9 У с использованием эспандера, перекинутого через секцию комнатного радиатора в верхней его части, стоя на коленях на гимнастическом коврике и удерживая концы эспандера руками. С 1 У по 8 У выполняют, стоя спиной к радиатору. 1 У – наклоны туловища влево и вправо с растягиванием эспандера; 2 У – разведение и сведение концов эспандера к груди, не сгибая спины в грудном отделе; 3 У – имитация движений гребца в лодке, руки с эспандером двигаются в стороны и назад на уровне плеч; 4 У – плечевой жим с разведением и сведением рук к груди, как во 2 У. 5 У – тяга эспандера с поднятыми руками из-за головы вперед. 6 У – подъем и опускание разведенных в стороны рук с натянутым эспандером. 7 У – сгибание и разгибание рук в локтях с натянутым эспандером. 8 У – попеременная тяга руками эспандера до выпрямления рук в локтевых суставах. 9 У – отклонение тела назад с растягиванием эспандера, стоя на коленях лицом к радиатору. 10 У – натягивание эспандера руками за голову, лежа на коврике с упором в нижнюю часть радиатора. Далее без эспандера: 11 У – подъем и опускание ног, лежа на спине на коврике; 12 У – при сцепленных за головой руках подтягивание правого локтя к согнутой в колене левой ноге, лежащей на согнутой в колене правой ноге, ступней на коврике, и наоборот. Способ обеспечивает лечение данной патологии с комплексным воздействием на мышцы и связки, созданием мышечного корсета, возможное в домашних условиях при отсутствии необходимости использования многих тренажеров. 27 ил.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам для пробуждения субъекта. Персональная система сигнализации содержит приспособление, выполненное с возможностью ношения вблизи глаза субъекта, причем глаз включает в себя веко, детектор века, выполненный с возможностью определения состояния (закрыто или открыто) века глаза субъекта, источник излучения, установленный на приспособлении и выполненный с возможностью испускания излучения в первом диапазоне длин волн в глаз субъекта, в видимой области спектра выше приблизительно 590 нм, и контроллер. Первый диапазон длин волн выбирается таким образом, что после прохождения через веко субъекта излучение будет восприниматься субъектом как свет определенного цвета, а источник излучения выполнен с возможностью прекращать излучение в случае, если веко глаза субъекта раскрыто. Способ пробуждения субъекта осуществляется посредством персональной системы сигнализации или системы, выполненной с возможностью пробуждения субъекта путем испускания излучения в закрытое веко, включающей средство для ношения источника излучения вблизи глаза субъекта, средство для определения состояния (закрыто или открыто) века глаза субъекта, средство для испускания излучения в ответ на определение, что веко субъекта закрыто. Использование изобретений позволяет расширить арсенал средств для сигнализации пробуждения. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для восстановления работоспособности, повышения нервно-психической устойчивости в стрессовых условиях, снятия физической усталости и психологического утомления. Устройство состоит из двух частей, конструктивно соединенных между собой, причем верхняя часть выполнена в виде многослойной сферы, содержащей внешнюю оболочку из композитного материала, средний слой из металлических пластин, расположенный между двумя слоями звукоизолирующего материала, и оболочку из немагнитного материала, а также включает помещение, расположенное во внутреннем объеме сферы. Помещение содержит площадку с вращающейся платформой, на которой установлено кресло для пациента, соединенное с бесшумным приводом. Нижняя часть устройства содержит корпус из немагнитного материала цилиндрической формы, соединенный с основанием, на котором установлены два экранированных модуля с устройствами воздействия. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области транспортных средств для перевозки и размещения специальных медицинских устройств для программного управления, надзора или прогнозирования процессов реабилитации спортсменов. Мобильный медицинский комплекс для спортсменов содержит размещенные на шасси автобусов лечебно-восстановительные модули, оснащенные медицинским оборудованием и техническими средствами, устройства управления, телекоммуникации и связи с блоками компьютерной обработки информации с соответствующим программным обеспечением (ПО) и базами данных (БД). Лечебно-восстановительные модули: лаборатория лечебно-функциональной диагностики (ЛЛФД) (5); лечебно-восстановительной реабилитации с барокамерой (ЛВРБ) (6), лечебно-восстановительной реабилитации с криосауной (ЛВРК) (7) и психоневрологической реабилитации спортсменов (ПНРС) (8). Вход модуля ЛЛФД связан с базой данных МИАС (БД МИАС), связанной с выходом блока исходного тестирования спортсменов (ИТС). Выход модуля ЛЛФД связан с блоком узкоспециализированных консультаций и диагностирования (УКД), связанным с распределителем спортсменов по модулям реабилитации (РПБР), имеющим связи с модулями ЛВРБ, ЛВРК, ПНРС и обратную связь с модулем ЛЛФД. Блоки компьютерной обработки информации - серверы размещены в каждом модуле и связаны с главным сервером центра компьютерной обработки (ЦКО) с БД МИАС. Каждый модуль имеет блок оценки данных и назначения лечения, связанный с блоком реабилитации, имеющим двухстороннюю связь с блоком сравнения, соединенным с блоком ИТС. Лечебно-восстановительные модули снабжены комплектами оборудования и техническими средствами общемедицинского назначения (КОМН) и специализированными средствами. Изобретение сокращает время восстановления работоспособности спортсмена. 5 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для диагностики и реабилитации детей школьного возраста с железодефицитным состоянием. Для этого предварительно выполняют анкетирование и проводят забор периферической крови с определением уровня гемоглобина, цветового показателя, ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки крови, сывороточного железа. Полученные результаты оценивают по балльной системе. При выявлении цветового показателя, соответствующего норме, уровня сывороточного железа 14-15 мкмоль/л, ферритина, соответствующего норме и уровня общей железосвязывающей способности сыворотки менее 63 мкмоль/л, каждому показателю присваивают бал, равный 1 - коэффициент степени дефицита железа К1, и делают вывод о соответствии состояния и соответствие состояния прелатентному дефициту железа. При значении цветового показателя в норме, сывороточного железа менее 14 мкмоль/ л, ферритина 10-11 мкг/л, общей железосвязывающей способности сыворотки также менее 64-69 мкмоль/л, каждому показателю присваивают балл, равный 2 – К2, и делают вывод о соответствии состояния латентному дефициту железа. При снижении гемоглобина относительно нормы и цветового показателя менее 86%, сывороточного железа менее 12 мкмоль/л, ферритина менее 10 мкг/л и общей железосвязывающей способности 70 мкмоль/л и выше, каждому показателю присваивают по 3 балла – К3 и делают вывод о соответствии состояния железодефицитной анемии. После этого оценивают данные анкетирования для выявления таких симптомов, как слабость, быстрая утомляемость, недомогание, плохой сон, снижение концентрации внимания, отставание в физическом развитии, бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, сухость кожи и волос, слоистость и поперечная исчерченность ногтей, извращение вкуса, головокружение, головные боли, ангулярный стоматит, одышка при умеренной и незначительной физической нагрузке, систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах. При этом каждому выявленному симптому присваивают 1 балл – К4. Затем определяют общее суммарное значение ΣК баллов по формуле ΣК=К1+К2+К3+К4. При условии суммы баллов 1-10 школьник выполняет прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов, употребление мясных продуктов не менее 120 г в сутки, повышенное количество фруктов и овощей, богатых железом, травяные отвары, кислородные коктейли, минеральную железистую воду. При ΣК в 11-20 баллов к вышеперечисленным назначениям добавляют поливитаминные комплексы курсами и гомеопатический препарат феррин в дозировке 5 гранул под язык до полного рассасывания 3 раза в день, в течение 2-3 месяцев, также без отрыва от занятий. При ΣК, равном выше 20 баллов, курс лечения включает схему, предусмотренную для школьников с прелатентным дефицитом железа в сочетании с введением лекарственных железосодержащих средств по назначению педиатра в амбулаторных или стационарных условиях. Способ обеспечивает повышение точности и упрощение ранней доклинической диагностики ранних стадий дефицита железа, повышение эффективности реабилитации больных с дефицитом железа. 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологии, и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере социологии и менеджмента. Испытуемому предъявляют фигуры в виде персонажей ролевых образов, дифференцированных по возрасту и полу в пяти сферах: личностная, семейная, межличностная, профессиональная, интимно-сексуальная сфера. Предлагают выбрать в каждой сфере последовательно три фигуры: с субъективно положительной характеристикой и одну фигуру с субъективно отрицательной характеристикой. Далее испытуемый расставляет каждую фигуру в той же последовательности, что и выбрал, на цветовом поле с четырьмя квадрантами с учетом субъективного соотношения образа фигуры с цветом. Причем при расстановке фигур на цветовых квадрантах испытуемый поворачивает фигуры так, как ему хочется. По расположению фигур на цветовом поле оценивают личностный психосоциальный профиль по каждой сфере. Затем оценивают обобщенный личностный профиль, для чего испытуемому предлагают выбрать последовательно девять фигур по степени субъективного предпочтения: от привлекательной до менее привлекательной, и расставить их последовательно на цветовом поле, состоящем из круга с девятью цветовыми сегментами, в соответствии с субъективным соотношением фигуры и цветового сегмента, по расположению фигур на цветовом поле оценивают обобщенный личностный психосоциальный профиль. Психосоциальный профиль личности испытуемого оценивают на основании сопоставления результатов личностного психосоциального и обобщенного психосоциального личностного профилей. Способ позволяет обеспечить оценку психосоциального профиля личности, наличие невротических черт и внутриличностных конфликтов за счет использования фигурок-персонажей ролевых образов в жизненных сферах. 9 ил., 10 табл., 1 пр.
Наверх